Сергей Миронович Киров (настоящая фамилия — Костриков; 1886-1934) родился в Уржуме Вятской губернии, в семье лесника. Он рано осиротел и воспитывался в приюте. Закончив в 1904 г. Казанское механико-техническое училище, работал чертежником в Томской городской управе. Писал статьи для кадетской прессы. С 1904 сотрудничал с меньшевиками, был членом их Иркутской и Томской организаций, а переехав в 1909 на Кавказ, возглавил Владикавказскую организацию РСДРП, работавшую под лозунгом «Вся власть демократии». Большевицких взглядов он тогда не разделял; более того, во время I мировой войны писал патриотические статьи для газеты «Терек». В марте 1917 г. Костриков назвал программу Временного правительства «гражданским евангелием». Был делегатом Владикавказского Совета на II Всероссийском съезде советов рабочих и солдатских депутатов.
Однако вооруженный захват власти большевиками произвел на него столь сильное впечатление, что, вернувшись в ноябре 1917 г. на Северный Кавказ, Костриков с восторгом говорил о победе «Третьей Великой русской революции» и о Ленине, который якобы жил «в лачугах питерских рабочих».С февраля 1919 г., став председателем Временного Военно-революционного комитета Астраханского края, он потребовал «воплотить в жизнь принцип «кто не работает, тот не ест» и ввел классовый паек, единственно справедливый». В результате в Астрахани начался голод и забастовки рабочих под лозунгом «Долой комиссаров!» Это возмущение было потоплено в крови (против не желавших работать за нищенский хлебный паек применялись артиллерия и пулеметы). С апреля 1919 г. Костриков — завполитотделом, а в июле-августе — член Реввоенсовета расквартированной в Астрахани 11-й армии. Коммунист А.П. Мачевариани писал Калинину в июне 1920 г. о ситуации в Астрахани: «Население в течение полутора лет буквально голодает, комиссары живут по-хански, швыряя народное достояние по личному своему усмотрению… Что же касается продовольственных пайков, то они существуют только на бумаге, но по ним буквально ничего не выдают, разве только иногда выдадут гнилую воблу или селедку, от которой большинство граждан отказываются, несмотря на голод… Администраторы, окружив себя своими знакомыми дамами и друзьями, творят безобразия, вызывая раздражение трудового Рабоче-крестьянского класса». В это время начинающий большевик меняет фамилию Костриков на более внушительную — Киров, производную от имени персидского царя Кира.
После Астрахани Киров — член РВС в армиях на Кавказе, участвовал в установлении советской власти в Азербайджане. В 1920 г. он стал полпредом РСФСР в Грузии, затем членом Кавказского бюро ЦК РКП(б); готовил в Грузии приход к власти большевиков, участвовал в свержении ее законного правительства. «На Северном Кавказе… мы действовали умело. Мы создали там анархию, возбуждая одну группу населения против другой — и старались в это время организовать рабочих. И это нам удалось. Мы должны создать международную анархию, которая должна предшествовать установлению коммунистического строя в мировом масштабе. И это нам удастся», — заявил Киров в ноябре 1919 г. в докладе «Текущий момент и международное положение». С июля 1921 г. Киров — секретарь ЦК КП(б) Азербайджана, с 1923 г. — член ЦК РКП(б). По словам современника, Киров, отстаивая интересы большевиков в борьбе за нефть, «пол-Баку уложил». При покровительстве Кирова в 1921 г. начинается восхождение по чекистской пирамиде власти Берии, до этого — мелкого шпика азербайджанской контрразведки. В 1924 г., во время борьбы за власть на верхушке компартии, Киров выступил на стороне Сталина, хотя до этого был троцкистом. За эту поддержку он назначен в 1926 г. кандидатом в члены Политбюро, 1-м секретарем Ленинградского обкома и горкома ВКП(б) а также Северо-Западного бюро ЦК.
В Ленинграде, считавшемся опорой партийной оппозиции (Зиновьева и Троцкого), Киров начал репрессии, приведшие к арестам тысяч оппозиционеров. Кроме того, он требовал регулярно проводить аресты и расстрелы «классовых врагов». Остро стоявший в Ленинграде «квартирный вопрос» Киров решал тем, что выселял в Сибирь десятки тысяч горожан «непролетарского происхождения» (музыкантов, врачей, адвокатов, инженеров, научных работников, включая стариков и старух). Многие из них нашли в тайге безвременную смерть, а город на Неве лишился интеллигенции, носителя своих культурных традиций. Попирая гражданские права проживавших под Ленинградом российских финнов и ижорцев, гарантированные советско-финским мирным договором, Ленинградский обком, руководимый Кировым, в 1930 г. постановил выселить их под предлогом «обеспечения безопасности границы». Так в ГУЛАГе появилась финская и ижорская диаспоры.
Киров был непосредственно причастен к жестокому насилию над крестьянством во время коллективизации и «ликвидации кулачества» на Северо-Западе. О положении раскулаченных в местах высылки свидетельствует письмо одного из них в ЦИК СССР, относящееся к 1930 г.: «Убытку от нас не было, а в настоящее время чистый убыток… Все отобрали и выслали. И никто не побогател, только Россию в упадок привели… народ мрет, оттаскиваем по 30 гробов в день. Нет ничего: ни дров для бараков, ни кипятку, ни приварки, ни бани для чистоты, а только дают по 300 граммов хлеба, да и все. По 250 человек в бараке, даже от одного духу народ начинает заболевать, особенно грудные дети, и так мучаете безвинных людей». Но несмотря на небывалую жестокость карательной политики против крестьян, Киров назвал ее «слишком либеральной»: «…колхозные и кооперативные организации пора приравнять к государственным, и если человек уличен в воровстве колхозного или кооперативного добра, так его надо судить вплоть до высшей меры наказания. И если уж смягчать наказание, так не менее как на 10 лет лишения свободы» («Правда» от 6 августа 1932). И уже 7 августа 1932 г. было принято постановление Совнаркома «Об охране имущества государственных предприятий», санкционированное Кировым, которое даже Сталин назвал драконовским. В народе оно стало известно как «закон о пяти колосках». Под этот закон подводили даже многодетных матерей, не знавших, чем накормить своих голодных детей, и собиравших после жатвы колоски на колхозном поле.
Именно Кирова в конце лета 1934 г. направили в тяжело пострадавший от голода Казахстан, чтобы провести там хлебозаготовки с применением массовых репрессий против «саботажников». «Ленинградский вождь» лично контролировал и строительство Беломорско-Балтийского канала, где сотни тысяч заключенных с помощью кирок и тачек, в труднейших природных условиях за 20 месяцев пробили канал протяженностью свыше 200 километров.
Возглавляя правительственную комиссию по проверке аппарата Академии наук (находившейся до 1934 г. в Ленинграде), 20 августа 1929 г. Киров запросил согласие Сталина на привлечение ОГПУ к выполнению операции против ученых, после чего было сфабриковано «дело академика Платонова». Ученым приписали вредительство и «создание контрреволюционной организации с целью свержения советской власти и установления в стране конституционно-монархического строя». 525 сотрудников Академии наук были уволены, многие из них были арестованы или сосланы, а некоторые — расстреляны.
Руководство репрессиями, сотрясавшими Ленинград, Киров сочетал с кутежами с участием балерин Мариинского театра. Оргии происходили во дворце, принадлежавшем до октября 1917 г. балерине Матильде Кшесинской. 1 декабря 1934 г. Киров был застрелен в коридоре Смольного Леонидом Николаевым, мужем одной из своих любовниц, Милды Драуле, работавшей в Смольном техническим секретарем. Убийство произошло при явном попустительстве НКВД, и в Ленинграде сразу же распространилась частушка: «Эх огурчики, помидорчики, Сталин Кирова пришил, в коридорчике». Крестьяне Северо-Запада России с радостью встретили известие о смерти своего мучителя. В селах распевали иную частушку «Убили Кирова, убьем и Сталина». Убийство Кирова было использовано как повод для резкого усиления политических репрессий. КПСС, в лице Хрущева, признала на XXII съезде, что Киров был убит по приказу Сталина.
Именем Кирова назван архипелаг в Карском море, корабли, колхозы, предприятия, залив, канал. Его имя, как и имя Калинина, входило в обязательный набор советской топонимики. В последние годы советской власти около семидесяти городов, поселков, аулов, станиц и административных районов СССР носили это имя. Улицы и площади Кирова были особенно распространены на северо-западе, где Киров почитался большевиками как «отец основатель» местной советской власти.
До сего дня именем Кирова назван древний город Хлынов (Вятка) и одноименная область РФ, город Елизаветград на Украине (Кировоград), город Калата на Урале (Кировоград), Хибиногорск на Кольском полуострове, Песочня в Калужской области, Чепецк — в самой Кировской области (Кирово-Чепецк), Поповка — в Донбассе, местечко Старцы в Могилевской облоасти Белоруссии, города и поселки в Ленинградской, Ростовской, Астраханской, Курганской областях, село Успеновка в Приморском крае, поселок в южном Казахстане, село Ислам-Терек в Крыму. До 1990 г. в Азербайджане и Армении, странах, где Киров устанавливал большевицкую власть, топонимы с его именем также были весьма распространены. Но армяне и азербайджанцы вернули своим местам исконные имена. Кировабад вновь стал Гянджой, Кировакан — Ванадзором. Русские (за пределами московского Садового кольца), украинцы, белорусы пока не последовали их примеру.
Черная книга имен, которым не место на карте России. Сост. С.В. Волков. М., «Посев», 2004.
Имени Кирова не должно быть на карте. Стоит ли гордиться такой «замечательной» личностью? … Вряд ли… И стыдно, что один из областных центров страны до сих пор носит имя такого «героя». К тому же название городу было дано незаконно, без спроса граждан. Под статьей о переименовании города в «Вятской правде», якобы от имени рабочих, нет ни одной их подписи. Скорее всего это дело было сфабриковано, так же как в то время фабриковались «приговора» о закрытии церквей (жалобы верующих сохранились в архивах) и целые судебные процессы (когда людей расстреливали за то, что они являются детьми последнего царя и в глухих деревнях готовят свержение советской власти). Думается, было бы интересно найти в архивах указ о фабрикации «прошений» жителей города и составлении липовых цифр, что в то время не было редкостью. Если мы найдем эти документы, городу можно будет вернуть его истинное название, если название «Киров» - незаконное и не имеющее юридической силы ?
Кроме Кировской области - Ленинградская, Свердловская, Ульяновская и Волгоградская области носят большевистские названия. Как вариант, нужен федеральный закон о возврате исторических имён городам, сёлам, деревням и другим н.п., а также площадям, скверам, ж/д станциям, станциям метро, домам культуры, ВУЗам и другим госучреждениям. Есть интересная наука топонимика. В Вятке и других городах одновременно соседствут и православные и большевистские названия улиц - и у подрастающего и мололдого поколения восприятие таких названий равнозначны - Воскресенская или Ленина, Преображенская или К. Маркса, Рождественская или К. Либкнехта (сравнение условное - для понятия принципа). Ещё один аспект - названия епархий. Всем епархиям вернули названия, какие были до большевистского переворота (кроме вновь образованных), но вот название Волгоградская епархия осталось - неужели возврат названия Царицинская епархия вызывает сомнение или боязнь у руководства РПЦ? Слава Богу, что есть книга Волкова С.В., но видно, не пришло ещё время для всеобщего переименования исторических названий. Поможет только Божье чудо. Да хранит всех Господь!
Есть якобы данные о демонстрации горожан на площади города, ходатайствующих о переименовании города. На самом деле все собрания, митинги и стачки без согласования с властью были запрещены законом, т.е. при подобной ситуации горожан бы просто разогнала милиция. Значит, никакой демонстрации рабочих не было и не могло быть. Все это идеологическая ложь...
Да ничего это не изменит, даже если "Указ о фабрикации" и найдется в архивах.
Что бы вернуть городу прежнее название нужно спрашивать у всех жителей области, т.е. проводить областной референдум. А большинство жителей, скорее всего, за Киров.
А то, каким образом принимались такие решения раньше, мы и так знаем. Никто, конечно, народ не спрашивал.
Как не спрашивала и Екатерина II, переименовывая Хлынов в Вятку.
Екатерина Вторая была Императрица - высшая власть в России. Ей можно все и все простить. А эти урки...
Вопрос в том, что тогда все прошло без спроса жителей, а сейчас требуют их мнения. Зачем? Не проще ли поступить-по советски? Т.е. то что у нас отобрали нечестным путем, просто вернуть... Они нас, вятчан не спрашивали и мы тоже не обязаны! Так надо вопрос повернуть.
А сейчас народ - высшая власть в России. Извольте уважать.
А сами призываете поступать так же, как, эти "урки" (говоря по-Вашему).
Чем же вы, борцы за обратное переименование, от большевиков отличаетесь? Получается ничем. Тоже насильственный способ предлагаете.
Вы сначала народ переубедите, тогда и Вятку можно будет вернуть.
Впрочем, спор этот ведется давно и безрезультатно. Я не против возвращения названия Вятка. Я против "красногвардейских атак" за переименование.
Да просто, как они нас, так и мы их... Око за око...
"Око за око..." И к чему придём?
Вы не забыли, как пришла к власти Sophie Auguste Friederike von Anhalt-Zerbst-Dornburg?
Царь и император - помазанники Божии! Сакральное единство царской власти и царя было разрушено почти век назад. Если императрица дала высочайший Указ о переименовании в Вятку, то при новой царской власти это имя вернётся городу. А при демократах - вряд ли.
Только не Екатерина Вторая. Она как раз пришла к власти в результате государственного переворота, при котором был убит законный "помазанник", кровный внук Петра I.
Я против, хотя бы потому, что на это мероприятие будет потрачено огромное количество бюджетных средств. Я родился в Кировской области, в Советском районе, лично меня эти названия устраивают. Я и сейчас не могу привыкнуть к названиям городов, которым было возвращено историческое имя. Называю их по старому: Свердловск, Горький, Калинин и т.д., а вот к Брежневу привыкнуть не успел.
говорю как житель, переименование Свердловска в Екатеринбург у нас здесь прошло нормально, как то быстро все стали говорить "Ё-бург или ЕКБ" слово Свердловск уже как то совсем забываться стало. Приезжие называют "Катер". А область Свердловская звучит проще чем Екатеринбургская, правда звучали возгласы за Уральскую, но пока серъезнх обсуждений на эту тему нет. А вот название Горький, Калинин для меня забылись совсем.
Если посмотреть статистику за 3-4 последних столетия, то бОльшая часть населенных пунктов (не только городов) меняла наименования, причем не однажды. По моим прикидкам, среднее время жизни наименования населенного пункта находится где-то около 150 лет. Следовательно, даже если сейчас обратно переименовать, то лет через 200 город практически наверняка снова будет называться по-иному.
Кстати, интересно, какое у него тогда будет название?
Многие так шумят за переименование Кирова в Вятку. Но и Вятка была переименована из Хлынова. Так давайте будем требовать возвращения городу исторического названия Хлынов. И как тогда будут называть жителей области в России?
А до Хлынова какое название было?
встречается название: Кикиморская гора (значит, там должны были жить кикиморцы и кикиморки?)
{первоисточник (встречались и иные ссылки): Балыбердин Александр, протоиерей. Почему Хлынов? // Герценка: Вятские записки [Текст] : [науч.-попул. альм.] / Киров. ордена Почёта гос. универс. обл. науч. б-ка им. А. И. Герцена ; редкол.: Н. П. Гурьянова (сост.) [и др.]. – Киров, 2012. – Вып. 21. – 264 с. : ил.}
Мало кто знает, что первое название города было... Вятка. Потом стал Хлынов. Видимо, кому-то это невыгодно светить и представляют Вятку временным названием, но это название города первое и истинное! Императрица Екатерина Вторая не переименовала город, она ВЕРНУЛА ему его название!
В частности этот факт рассматривается в книге А.Фокина "Вятка: золото и алмазы, подземные ходы и клады, преданья и легенды".
Было бы интересно прочитать оригинал указа и что там говорится, может как раз о возвращении исторического имени...
Указ Екатерины II от 11 сентября 1780 г. "Об учреждении Вятского наместничества из 13 уездов" представлен за №15058 в Полном собрании законов Российской империи на сайте РНБ (в строку поиска следует ввести номер 15058).
shura, а Вы то откуда это знаете, откуда у Вас сведения, что первоначальное название было Вятка?
В каких летописях оно встречается? Советую Вам изучить этот вопрос, прежде чем вступать в дискуссию.
А книга А. Фокина в этом вопросе для нас совсем не аргумент. Книга, конечно, интересная, но ее писал не историк.
В летописях это есть. Просто замалчивается. Точный источник не помню, в книге Фокина приведен.
Итак констатируем: 1) Первое название города Вятка, возвращенное Императрицей
2) Никакой демонстрации в 1934 году за переменование не было и быть не могло. т.е. решение принимал не народ, а несколько человек.
Констатировать можно только факты, а не личные, неподтвержденные документами измышления.
1) А. Фокин не историк. В его книге много ошибок. Но это и не научная литература.
2) В первом источнике 1374 г. про поход ушкуйников, упоминающих слово "Вятка", нигде не написано, что так назывался именно город. В одном случае "идоша на низ Вяткою", во втором: "Вятку пограбиша", в третьем: "поидоше к Вятке на конех посуху". Возможно речь идет либо о реке, либо о народе, либо о территории, либо о городе.
3) Историки до сих пор точно не знают, когда возник наш город и какое первоначальное название у него было. Он мог называться просто "Город", т.к. других городов здесь не было (Мнение Л.Н. Макаровой). Впервые название ГОРОДА Вятка появляется во Владимерском летописце в 1393 г. Но если сейчас часть историков полагает, что город основан раньше, в 12 веке, то как он назывался раньше - это еще вопрос.
4) В источниках 15-16 веков названия "Вятка" и "Хлынов" встречаются одновременно. На первых иностраных картах тоже. На картах они часто присутствуют как 2 разных города. Название Хлынов упоминается в летописях впервые под 1457 г.
О демонстрации 1934 г. я вобще ничего не знаю, т.к. не интересовался. Население, конечно никто и не спрашивал (как не спрашивала и Екатерина II). Если есть желание, то почитайте местные газеты за 1934 г. Ну хоть какие-либо первоисточники почитайте, что бы не писать неаргументированные выводы.
И вобщем-то, извините, но спорить на таком ненаучном уровне я дальше не желаю. И вообще не люблю спорить на такие темы. Ввязался в спор только потому, что меня беспокоит дальнейшая судьба сайта. Если каждый из нас на этом сайте будет позволять себе так относиться к историческим фактам...
Ничего "фальшивого и незаконного" в названии Киров нет. Как раз все по закону, т.е. по нормативным актам он так называется.
Предложение для всех участников портала "Родная Вятка" (кстати, не родной Хлынов и родной Киров) - проголосовать за название нашего города:
вариант 1 - Вятка;
вариант 2 - Хлынов;
вариант 3 - Киров;
вариант 4 - другое название.
От имени администрации сайта требую политические вопросы (опросы) и темы на сайте не поднимать.
Данная тема является провокационной. Это ненаучная политическая демагогия, имеющая весьма косвенное отношение к краеведению.
Спорами о политике можно переругаться, испортить репутацию друг другу и порталу, но никак не достичь прогресса в изучении родного края.
Согласен, приношу извинения, не утерпел.
Все противозаконно. Я это доказал
1) Демонстрации быть не могло, анализируя законы СССР 1930-х годов
2) Под статьей о переименовании города в "Вятской правде" стоит всего несколько фамилий. фото статьи есть, но поставить не могу, т.к. система сайта не позволяет это сделать.
О том, как вставить изображение, описано в справке [ссылка].