Блог пользователя a-musikhin

Помогу в составлении вятской родословной за XVII - начало XVIII веков. https://rodnaya-vyatka.ru/forum/98976

Юбилей А. А. Спицына

26 августа исполнилось 160 лет со дня рождения выдающегося российского археолога и вятского историка Александра Андреевича Спицына. К этому событию я подготовил сборник своих статей, посвящённых биографии и творчеству Спицына, но, увы, у "Герценки", где я собирался его издать, нет денег, только сейчас начали готовить макет, а о печати пока и речи нет... 

К родословной Шаляпиных XVII - начала XVIII вв.

До недавнего времени самым ранним документально подтверждённым прямым предком певца Фёдора Ивановича Шаляпина являлся Климент (Климонт) Васильевич Шаляпин, родившийся, как считалось, в период 1662–1671 гг. В 2016 г. я высказал предположение, что отцом Климента был единственный известный источникам Шаляпин с именем Василий – Василий Карпович. К такому же предположению независимо от меня пришёл В. А. Любимов.

Формирование этнокультурной идентичности населения Вятского края во II тысячелетии н. э.

На основе различных письменных источников рассматриваются проблемные вопросы формирования субэтнической группы «вятчане».

В настоящее время на территории Кировской области существует устойчивая субэтническая группа «вятчане», в которую кроме собственно вятчан входят «потомки бывших не-вятчан (жителей районов, отошедших к Вятской земле в 1790 г.)». Всё население области идентифицируется с Вятской землёй и именуется вятским.

А. А. Спицын: дарственные надписи на книгах

Занимаясь биографией и научным творчеством известного российского археолога и вятского историка А. А. Спицына, я обратил внимание на книги, на которых имеются его дарственные надписи (инскрипты), и книги с надписями, подаренные ему. Такие надписи могут очень многое рассказать о личности автора, о характере его отношений со своим окружением, о событиях в его жизни, о некоторых фактах его биографии, «дарственная надпись входит в сферу социологии творчества и психологии человеческих отношений».

Богослужебный «Чиновник» Хлыновского Богоявленского собора – источник «Повести о стране Вятской»

До настоящего времени установлены ещё не все источники «Повести о стране Вятской» (далее – ПСВ), поэтому решение данной проблемы остаётся актуальной. Практически все исследователи, изучавшие ПСВ, отмечали, что одной из главных её тем является описание местных крестных ходов. Д. К. Уо отметил, что третья часть ПСВ «заканчивается текстом, похожим на официальное объявление о порядке ежегодных крестных ходов с иконой», а вообще «в ПСВ интерес к местным крестным ходам выражается именно с точки зрения церковной администрации в самом Хлынове».

Вятская оброчная книга - источник по истории Вятской земли периода Смуты

Исследуется вятская оброчная книга, содержащая уникальные сведения за 7101–7124 (1592/93–1615/16) гг. Данные этой книги ранее не привлекались исследователями в их работах по вопросам оброчного землевладения в России. Для второй части книги применяется статистический метод исследования, на основе которого делаются выводы об особенностях раздачи угодий на оброк на Вятской земле в Смутное время.

Рукописные списки «Истории вятчан» А. И. Вештомова: проблемы выявления и идентификации

Первый обобщающий труд по истории Вятской земли «История вятчан», написанный А. И. Вештомовым в 1807–1808 гг., был впервые издан (не в полном объёме) в «Казанском вестнике» в 1824–1827 гг. ещё при жизни автора (ум. 13 июля 1831 г.), затем частично публиковался в «Вятских губернских ведомостях» (далее – ВГВ) в 1838 и 1841 гг. и, наконец, его полное издание было осуществлено в Казани в 1907 г., спустя ровно 100 лет после написания.

Где находился вятский Болванский городок?

О существовании Болванского городка, принадлежавшего чуди и вотякам (удмуртам), известно из местных исторических памятников второй половины XVII – начала XVIII вв.: «Летописца старых лет», «Сказания о вятчанех» двух редакций и «Повести о стране Вятской». В них он однозначно связан с местом, где был основан город Никулицын (современное село Никульчино). Такая локализация Болванского городка до 90-х гг. XX в. у исследователей не вызывала никаких вопросов и возражений.