В «Повести о стране Вятской» (ПСВ) по поводу завоевания новгородцами на Вятке Болванского городка сообщается следующее:
«И приступивше к тому граду вельми жестоко и сурово, призываху на помощь святых страстотерпцов Бориса и Хлеба, глаголюще: “Яко же иногда новгородцкому великому князю Александру Невскому даровали есте победу на супротивныя шведы за рекою Невою, явистеся пловуще в насаде, тако и ныне нам способствуйте молитвами вашими”. И помощию всесилнаго в Троицы славимаго Бога и предстательством Пресвятыя Богородицы, а ходатайством святых страстотерпцов великих князей Бориса и Хлеба, той крепкий град взяша воинским промыслом в лето 6689-е (1181) месяца иулия в 24 день на память их всероссийских князей святых страстотерпец Бориса и Хлеба, и побиша ту множество чюди и отяков, а инии по лесам разбегошася».
Здесь упоминается следующее чудо из «Повести о житии Александра Невского» (цитируется по «Степенной книге»):
«О Пельгуси Ижерском. Бе бо тогда некто муж старейший на земьли Ижерския именем Пельгусий; наречен же бысть во святом крещении Филипп. ... Первее уведа силу варяжськую и согляда страны их, прииде же исповеда великому князю Александру. Он же поручи ему стражу морскую. Стоящу же ему при краи моря и обою пути стрегущю, и всю нощь без сна пребысть, стражьбу деющи. И бысть егда восходящу солнцю, услыша шум страшен по морю и виде насад един гребущь. Посреди же насада стояща бяху святая страстотерпьца Борис и Глеб во одежах червленых, руки свои на рамех держаща. Гребьцы же в насаде седяще, яко мглою одеяни. И рече блаженный Борис: “Брате Глебе! Повели скорее грести, да поможем сроднику своему, великому князю Александру”. Пельгусий же, видев таковое видение и глас слыша от святых мученик, ужаса исполнися и зело трепетен стояше, доньдеже отиде насад от очию его. Потом же прииде скоро и поведа радостныма очима великому князю Александру вся, елика виде и слыша. Великий же князь рече ему: “О друже! Не повеждь сего никому же, доньдеже узрим славу Божию”».
Это событие произошло перед битвой новгородцев со шведами на Неве в 1240 году, после чего владимирского князя Александра Ярославича прозвали Невским.
Уже Н.М. Карамзин отметил, что в 1174 году, когда новгородцы пришли на Вятскую землю, «Александр тогда ещё не родился». Он посчитал, что сам автор ПСВ не мог так написать, и приписал все такие анахронизмы «глупым дополнителям». Все последующие местные исследователи уже напрямую обвиняли в этом самого автора ПСВ. Этот анахронизм послужил для них одним из поводов считать ПСВ совершенно недостоверным источником.
Это простительно исследователям, писавшим до обнаружения «Сказания о вятчанех» (СВ). Однако сейчас, когда известно СВ, которое является основным источником ПСВ, принимать за маркер недостоверности упоминание в ПСВ Александра Невского, по меньшей мере ошибочно. Напомню, что в СВ князь Александр не упоминается вообще:
«И в лето 6689-е (1181) июля в 24 день на память святых мученик Бориса и Глеба заповедаша они всему войску своему ни пити, ни ясти дондеже Господь Бог поручит тот чюдской городок, и приступиша к тому городку, и взяша его, и побиша ту множество чюди и отяков, а инии разбегошася».
В другой редакции:
«А приход в лето 6689 (1181) июля в 24 день на память святых страстотерпцов Бориса и Хлеба. И обещались вси ни ясти, ни пити, донеле ж Болван град возмут. И приступиша ка вратам града, и разбиша их, и разгнаша живущих в нем отяков».
То есть, получается, что Александра Невского в ПСВ «вставил» или сам её автор, или «глупые дополнители». Поскольку князь Александр присутствует во всех известных на сегодняшний день списках ПСВ, можно с большой долей вероятности утверждать, что он появился там благодаря самому автору повести. Однако как минимум наивно в настоящее время на этом основании обвинять автора ПСВ в невежестве и называть его тёмным малообразованным дьячком. Чтобы в полной мере оценить и понять его труд, необходимо постараться самому «переместиться» в то время, когда он творил. Напомню, что в конце XVII – начале XVIII веков, когда жил и творил этот человек, было время провиденциализма. А сейчас мы живём в век прагматизма и рационализма. Смеяться и обвинять человека в невежестве с высоты накопленных человечеством за прошедшие века исторических знаний и жестоко, и глупо. Не удивлюсь, если через столетия такие же жестокие глупцы будут потешаться над тем, что пишут нынешние исследователи. Надо понимать и оценивать, в какое время творил автор ПСВ, какие источники у него были под руками.
Так вот, как ни удивительно, в наибольшей мере смог понять это не местный или российский историк, а американец Даниэль Кларк Уо. Он высказал мнение, что «автор “Повести” хотел расширить тему о заступничестве св. Бориса и Глеба». Именно поэтому он упомянул о чуде из Жития Александра Невского. Поэтому данный эпизод для автора начала XVIII века был необходим.
Очень важно, что это не единственный факт в русской культуре, когда Александр Невский использовался наряду со св. князьями Борисом и Глебом в качестве святого защитника, как бы, не в своё время. В 1460-х годах в Новгороде была написана икона «Битва новгородцев с суздальцами». Сюжетом для неё послужило чудо от иконы «Богоматерь Знамение», произошедшее в 1170 году во время осады Великого Новгорода войском суздальского князя Андрея Боголюбского. Икона защитила город, и неприятели были разбиты и прогнаны от города. На нижнем третьем ярусе иконы «Битва новгородцев с суздальцами» изображён момент, когда новгородское войско вышло из-за стен кремля для битвы с суздальцами.
Во главе новгородского войска на конях изображены четыре святых воина. Кто же они? К сожалению, иконописец не сделал никаких надписей, которые помогли бы идентифицировать этих святых. Тем не менее, все исследователи сходятся во мнении, что двое из них – это св. великомученики князья Борис и Глеб, очень почитавшиеся в Новгороде. Ещё один святой идентифицируется как св. Георгий Победоносец, также очень почитавшийся новгородцами. И остаётся четвёртый, насчёт которого искусствоведы спорят с конца XIX века. Предлагаются три кандидатуры: св. Иисус Навин, св. Димитрий Солунский и св. князь Александр Ярославич Невский. Вообще иконография Александра Невского известна с XVI века, официально канонизирован он был также в XVI веке, поэтому данная кандидатура у некоторых исследователей вызывает сомнения. Однако с середины XV века именно в Новгороде начинается прославление и почитание Александра Невского. В последнее время кандидатура князя Александра защищается некоторыми исследователями наиболее аргументированно (можно почитать вот здесь: https://cyberleninka.ru/article/n/obraz-aleksandra-nevskogo-na-ikonah-bitva-novgorodtsev-s-suzdaltsami-xv-xvi-vv-k-probleme-identifikatsii ). Я также придерживаюсь этой точки зрения. Таким образом, скорее всего, на иконе изображены, слева направо: св. Георгий Победоносец, св. Борис, св. Глеб, кн. Александр Невский.
Характерно, что противники этой идентификации выдвигают абсолютно тот же контраргумент: «Каким образом Александр Невский мог оказаться в составе святых, изображённых в нижнем регистре новгородской иконы, если на момент битвы он ещё не родился?». Однако, как и для автора ПСВ, для иконописца, писавшего икону во второй половине XV века, было важно не соблюсти хронологию, а показать главных святых защитников Великого Новгорода, когда бы они ни жили. Напомню, что это была именно икона, а не историческое художественное полотно. От этого историчность события битвы новгородцев с суздальцами ничуть не пострадала. Эта битва описана в нескольких летописях, и историки ничуть не сомневаются, была ли она на самом деле. Была!
То же самое можно сказать и относительно захвата новгородцами города Болвана, ставшего затем Никулицыным. Кроме поздних нарративных источников (Летописец старых лет, СВ, ПСВ) это событие подтверждают устные фольклорные источники, и, главное, археологические источники. Археологические артефакты с Никульчинского городища показывают, что славянские древности появляются здесь именно в конце XII века, они перекрывают дорусские древности. Здесь же найдено достаточно много металлических предметов русского военного вооружения. И, наконец, мной найдено документальное подтверждение того, что именно на Никулицком погосте ранее располагалось Болванское городище (читайте здесь: https://herzenlib.ru/almanac/number/detail.php?NUMBER=number30&ELEMENT=gerzenka30_2_1 ).
Интересно отметить, что событие чуда от иконы «Богородица Знамение» также описано в ПСВ, только год указан неверный:
«Наипаче в дни тыя отметнушася от Великаго Нова града двиняне, не восхотеша дани даяти по прежнему установлению к Великому Нову граду, и предавъшеся князю Андрею Суздалскому и сыну его Роману. И о сих от различных великих князей бранем умножившимся на Великий Нов град за самовластие их, наипаче же и зависти ради, яко изобилующе в богатстве паче иных. И от нашествия сих князей от междоусобныя брани избави Пресвятая Богородица, честным образом своим показа Знамение, и бысть чудо преславно в лето 6676-е (1168)».
Интересны и следующие факты. Эта икона почиталась на Вятской земле, в Хлынове в честь неё была выстроена Знаменская (Царёво-Константиновская) церковь.
Мало кто знает, что эта почитаемая икона самым непосредственным образом связана с Вятской землёй. В 1941 году многие культурные ценности Новгорода Великого и Пскова были эвакуированы вглубь страны. Новгородские древности первоначально были размещены в Серафимовской церкви города Кирова. Среди них оказались иконы «Богоматерь Знамение» середины XII века и «Чудо от иконы “Знамение” — битва новгородцев с суздальцами» XV века. В 1942 году все новгородские ценности были перевезены в краеведческий музей города Советск (Кукарка), где и хранились до 1944 года. Об этом, кстати, ранее писал постоянный автор «Родной Вятки» Андрей Александрович Яровиков из Новгорода: Святыни Новгорода и Пскова на Вятской земле в 1941-1945 г.г. | Родная Вятка
В настоящее время икона «Богоматерь Знамение» находится в Софийском соборе города Великий Новгород, а икона «Битва новгородцев с суздальцами» - в Новгородском музее-заповеднике.
Существует ещё две иконы «Битва новгородцев с суздальцами», в Государственной Третьяковской галерее (конца XV века) и в Государственном Русском музее (начала XVI века). Интересно, что на иконе из ГТГ изображено три святых воина, хотя она однозначно является копией с иконы из Новгородского музея.
И, наконец, что касается «малограмотного дьячка». В своей книге «История одной книги: Вятка и “не-современность” в русской культуре Петровского времени» (СПб., 2003) Даниэль Уо высказал достаточно аргументированное предположение, что автором ПСВ мог быть хлыновец Семён Фёдорович Поповых. Мной собраны дополнительные подтверждения этого предположения (смотрите в моей книге «Вятка: символы и смыслы» (Н.Новгород, 2019)). Так вот, буквально пару лет назад я выяснил, что Семён Поповых был дьячком Хлыновского Богоявленского собора только последние пять-шесть лет своей жизни. А до этого он занимал высокие административные должности в Хлынове, был таможенным подьячим, затем вятским таможенным головой, дважды исполнял должность вятского бурмистра. Кроме того, он имел большую по тем временам библиотеку, сам занимался написанием различных текстов. (можно почитать мою статью вот здесь: https://www.academia.edu/99028856/ ). Так что где тут «тёмный малограмотный дьячок»? А вообще, тем, кто хочет побольше узнать об авторе ПСВ, о том, как он создавал это произведение, какие использовал источники, что представляет собой ПСВ, ещё раз хочу порекомендовать прочитать мою книгу «Вятка: символы и смыслы» https://www.academia.edu/38979420/













То, что хлыновец Семён Фёдорович Поповых занимал в Хлынове высокие административные должности, не значит, что он знал историю средних веков. И что, на этом теперь надо строить историю Вятской земли? А, ведь, это и ныне продолжается. Теперь уже Иван царевич, оказывается, в Вятке родился. Значит, и царь с царицей здесь жили. А ещё кикиморы. Сказочная у нас Вятская земля. Если не сам автор, то кто были те "глупые дополнители", что так его подвели? Почему-то историки игнорируют булгарскую хронику, которая подтверждается русскими летописями и другими источниками, но упорно цепляются за ПСВ и СВ, выдумывая новые даты в истории Хлынова, приписывая городу события, произошедшие, когда Хлынова ещё и в помине не было. Какая битва между устюжанами и хлыновцами была в 1418 (1421) г. в Раздерихинском овраге, когда "своя своих не познаша и убиша", если в договорной грамоте в. кн. Василия II с Юрием Галицким 1428 г. последнему передавались в вотчинное владение Вятка со слободы и другие места? Не было ещё тогда города Хлынова. Тоже "глупые дополнители" постарались.
Как можно что-то обсуждать с человеком, который не удосужился даже толком прочитать пост?
Про "глупых дополнителей" написал не я, а Карамзин. С него и спрашивайте.
Я же написал буквально следующее: "Поскольку князь Александр присутствует во всех известных на сегодняшний день списках ПСВ, можно с большой долей вероятности утверждать, что он появился там благодаря самому автору повести".
ЕЩЁ РАЗ - это не означает, что автор ПСВ (Семён Поповых) был тёмным необразованным дурачком. Когда читаешь позднесредневековые (да и любые другие) тексты, необходимо учитывать время, в которое они писались. Это азы источниковедения! ПОСТ БЫЛ ИМЕННО ОБ ЭТОМ! В данном случае справедлива фраза классика: "Бытие определяет сознание" (К. Маркс). Автор того времени не мог написать так, как мыслит современный человек, у него не было того багажа знаний, который есть у современного человечества, у него была другая социальная среда, другая психология, и т.д. Поэтому нельзя требовать от него современного подхода к историческому материалу!!! Неужели это не понятно?
Странно, но почему-то к автору (авторам) ДТ вы не предъявляете таких завышенных требований, а принимаете всё, что там понаписано, на веру.
А при чём тут битва в Раздерихинском овраге, я вообще не понимаю? Я лично никогда не писал, что это событие произошло именно там. В ПСВ об этом тоже нет ни единого слова. Получается, что вы даже толком не знаете источник (ПСВ), который берётесь обсуждать и осуждать! К кому претензии???
Алексей Леонидович, не ответил на ваш пост, лежал в больнице. Разумеется, не Вы писали про "глупых дополнителей". Вы только предположили, что именно автор (Семён Поповых) внёс в текст имя Александра Невского, которого в 1181 году ещё не было и в помине. К "глупым дополнителям" непременно относится и Н.П. Рычков, вставивший "свои три копейки" в историю с вороном, которых кричал "хлы-хлы", чем надоумил жителей назвать город Хлыновом. Его же творчество с неверными жёнами, которые с холопами кинулись в бега, когда узнали, что мужья возвращаются с войны домой. Вы не писали, что битва устюжан с хлыновцами была в Раздерихинском овраге, где "своя своих не познаша и побиша". Но Вы писали, что до сих пор нет ни одного летописного вятского источника, на который можно было бы опереться в истории Вятской земли. Вятского летописания попросту не было. Вятская земля в XII веке, да и позднее, формально-неформально была в составе Волжской Булгарии и летописалась булгарскими писцами. Признаёте Вы Волжскую Булгарию или не признаёте, артефакты Ковровского и Шабалинского городищ показывают наличие здесь административного центра ("Печать Григориева", свинцовые вислые печати XIII-XIV вв., бронзовое писало XII в.) Простая логика подсказывает, что здесь, на водно-волоковом и торговом пути, как минимум, была застава и таможенный пункт (торговый, перевалочный пункт товаров с малых судов севера на большие суда крупных рек, насколько Ваша логика и фантазия представляют себе объять территорию в устье реки Моломы.) Фантазия автора,"ничтоже сумняшись", не подсказала ни чего другого, как показать, что один отряд захватил близ устья Чепцы Болванский городок, значит, другой если не захватил, то прогнал марийцев с городка Кокшарова (что называется Котельнич, а как же ещё?) Здесь тоже может быть "коллективное творчество", а не сочинение автора. Откуда было знать Семёну Поповых, что нет в районе Котельнича ни марийских топонимом, ни соответствующих артефактов? Граница луговых мари проходила по Пижме, а к среднему течению Вятки даже не приближалась. (в 1542 г. вятчане разбили в устье Моломы татар, а черемиса, которую вынудили татары идти в поход, "ушла лесами за Пижму"). Зная всё это, какой смысл обсуждать, на сколько процентов в СВ и ПСВ заложена "правда", и в то же время замалчивать давно открывшиеся факты истории Вятской земли. Есть книжный памятник "Книга Большому Чертежу", где одновременно существуют и Хлынов, и Вятка. На этом рушится вся концепция теории А.В. Эммаусского, что Хлынов и есть Вятка. Чего стоят помпезные юбилейные празднества города Кирова, если сама концепция рассыпалась (по словам того же Дмитрия Лихачёва, которые Вы приводите в цитатах).
Прочитал на досуге в больнице научно-фантастическое произведение Ивана Ефремова "Час быка" ( 1968 г.), кстати, переизданное в 1988 г. Волго-Вятским книжным издательством с дополненными упущениями автора, где говорится об истории развития цивилизации земли и истории, как таковой. Суть в том, что история пишется под руководящий класс. То, что не вписывается в рамки идеологии, замалчивается. А обсуждение сводится ко множеству вариантов (предположений) и забалтывается в дебатах так, что основная тема остаётся в стороне. А, если и поднимается, то в качестве предположения, а не как ФАКТ, хотя этот факт документально зафиксирован.
Удобнее всего обсуждать избитые темы, по которым в разные времена выступали (с предположениями, не с фактами) видные учёные. Чем больше ссылок на видных учёных, тем выше "ценность" научной статьи. Больше публикаций - выше рейтинг в академическом сообществе.Но только тема не даёт ответа на историю Вятской земли. Выясняется, что сделана она лишь на предположениях. И вот уже "мелкий" факт рушит всю концепцию карточного домика, складно (ладно бы, складно) сочинённого на предположениях. Страдает репутация учёного, остаются не у дел десятки трудов на эту тему. Что остаётся? Завуалировать факт как предположение и уводить в дискуссии. А история? Что история... Раззвенели на всю Россию, что Вятская земля и новогодняя столица России, и Земля рассветов, и Ворота Русского Севера, и родина Ивана Царевича. Того гляди, родословную начнём собирать. Настоящая история Вятки остаётся за бортом. И, Боже упаси, сослаться на булгарскую хронику, которая, между делом, отражает и северную территорию Волжской Булгарии. Так, между делом, проясняются и "загадки Вятки". Откуда такое странное имя у города Хлынова? Почему на вятском гербе появились лук и стрела? И что за административный центр был в устье Моломы? Почему вдруг Алексеевская ярмарка проходила аж 20 дней кряду. Да, мало ли ещё что можно открыть для себя в Вятской истории?
Болгария Волго-Камская есть у Соловьева С.М. "История России с древнейших времен", книга II, том 3 : "... Еще в XII и XIII веке мы видели стремление Северо-Восточной Руси к естественному распространению своему на восток вниз по Волге, на счет болгар, мордвы и других туземных племен; стремление это было надолго остановлено татарским нашествием и внутренними движениями, которые имели следствием усиления Московского княжества; теперь же, как скоро Северо-Восточная Русь снова усилилась единовластием, а татарское владычество ослабело, опять начинается наступательное движение русских на древнюю Болгарскую землю. По окончании борьбы с Литвою и Тверью, весною 1376 года великий князь послал воеводу своего Димитрия Михайловича Волынского на болгар; с Волынским отправились двое молодых князей нижегородских - Василий и Иван Дмитриевичи, и подступили под Казань... русские вогнали неприятеля в город, и князья казанские Асан и Магомет-Солтан принуждены были добить челом великому князю; заплатили тысячу рублей Димитрию московскому, тысячу новгородскому, три тысячи воеводам и ратным людям; кроме того, летописец говорит, что русские посадили в Казани своего сборщика податей (дорогу) и таможенников..." (стр. 282)
"... Еще под 1229 годом наши летописи упоминают, что саксины и половцы прибежали с низовьев Волги к болгарам, гонимые татарами, прибежали и сторожа болгарские разбитые последними на реке Янке. В 1236 году 300 000 татар под начальством Батыя вошли в землю Болгарскую, сожгли славный город Великий, истребили всех жителей, опустошили всю землю: толпы болгар, избежавших истребление и плена, явились в пределах русскихи просили князя Юрия дать им здесь место для поселения: Юрий обрадовался и указал развести их по городам поволжским и другим..." (стр. 140).
Откуда такое странное имя у города Хлынова? (с)
Эпиграф
"А эта странная фраза: "Собака - друг человека!" Странная, если не сказать больше." . (Бриллиантовая рука)
В новгородских книгах 16 го века значатся - д. Хилиново, д.Хилинцово, д.Хилово 7 штук, д. Хилково, Хильцово и Хилок.
В наше время на исторических новгородских землях - д.Хилово 5 штук, д.Хилино 2 штуки, река Хилово, оз.Хилино, река Хилинка.
Новгородский анклав вокруг Волока-Ламского ограничивался с севера д.Хилово, с юга - речкой Хлынью, в 46-ти км восточнее от Хилово - д.Хлыниха, я думаю, тоже с новгородских времен, стоит практически на границе Суздальского княжества , значит не московских времен и скорей всего не на суздальской земле, а на новгородской или в пограничной полосе, где и ваши и наши, в 25-ти км от Старой Рязани урочище Хлынь. Вообще на земле вятичей на удивление много "Хлын" - два Хлынино в Курской области, одно из них точно на границе Новгород-Северского княжества ( совпадение?), недалеко от Старой Рязани - тоже Хлынино (!), в одно время тут проходила граница Черниговского и Рязанского княжеств и даже всей Руси, в 5-ти от Городца Мещерского ( с 16 века Касимов) , который Юрий Долгорукий, внимание, сделал пограничной крепостью Ростово-Суздальского княжества, так вот в 5-ти км - д Халымово - не что иное, как Холыново, переиначенное позже татарами ( по народной татарской этимологии - от жен. имени Халима, а по факту конечно ничего подобного, возле г.Дорогобужа есть речка Халымка - она же Холынка, тут снова постарались татары, только не касимовские, а дорогобужские (литовский привилей 1625 г., наделяющий землей татар в Дорогобуже), Хлынино на южной границе Суздальского книяжества - со стороны Коломны, Это земли вятичей, между прочим, они же, вятичи, в виде рязанского войска ходили в ...1172? или 1174 ? - короче, в неудачный якобы зимний поход на Булгар, очень даже удачный, возможно, т.к. вятичи могли первыми дойти до Вятки, а потом уже с севера подтянулись новгородцы. Могло быть?
Забыл про Хлыново возле Тулы, которое некоторые приписывают вятским сведенцам, а меж тем Хлыново почему-то на границе Тарусского и Одоевского княжеств с монгол-татарами в 14-м веке.
Ведь и Хлынов - он же Хилин, он же Хилынов, он же Хылынов. Рязанские могли называть на свой лад, новгородские - на свой.
Так что тут странного?
Связи двух вятских анклавов (на Оке и на Вятке) просматриваются с 9 века, если не раньше. По прямому речному пути шел обмен товарами и людьми в обоих направлениях (до революции производили сравнение внешности населения). Так что появление топонимов типа Хлын и Вятка не удивительно.
П.И.Якобий. Вятичи Орл. губ - Оглавл
"Хлыновка р. Калужской губ." (с)
Вот Хлыновка Калуж.губернии кажется до наших дней не сохранилась,
Удивительно, что эти топонимы только в Черниговском княжестве и в новогородских землях, по карте посмотрел, большое количество Холуй, Холын и Хилин лежат почему-то на границе княжеств и земель. На полоцком выступе ( Полоцкое княжество всегда было отдельное от Руси) вдоль границы с полоцкой землей с новгородом и будущим смоленским княжеством по границе сразу шесть или семь названий: р.Холуица, оз.Холуно, р.Хлуница, оз.Хилино, дер. Хилино ( а в 2 км от Хилино - дер. Княжево , можно всерьез подумать, что здесь стоял Князь , а в Хилино его застава, ибо князья с войсками тут в большом количестве ходили) и в придачу тут же р. Хотынка (по этимологии приравнивают к Холынке) в 2-х км от Хлуницы. Такое впечатление. что "Холынами" сознательно маркировали пограничье. На самом деле неумышленно скорей всего, просто пограничье проходило по местам труднодопроходимым - болотистым, естественная граница в общем и получается. Так, у Ржева река Холынка означает конец новгородской земли, у Старой Рязани Хлынь (скорей всего болото) - конец Руси, река Халынь приток Волохова точно ложится на границу с Ладожской землей , и т.д. А дальше пошло-поехало, два Хлынино на границе Новгород-северского княжества, два селения Холуй - на восточной границе Суздальского княжества ( и всей Руси), Хлынино Коломенсоке - тоже граница с Суздальским кнжяеством, Хлыниха - тоже, но с другой стороны, . в таком разрезе и вятский Хлынов может означать тогдашную границу,
Если уж усматривать появление топонимов с корнем Холын-Холун на окраинах неких регионов-владений, то такие названия могли давать от смыслового значения "отбросы".
См. реки идут как будто их системно именовали:
1) Вначале пришли с Чепцы ( меж тем, р.Чепца есть и в новгород.землях), так, и именовали центр - три Холуянки с юга на север, в рамках единой топонимической модели (-янка), значит в пределах небольшого по времени отрезка.
2) Второй этап: слева Холуница и Холуница, и справа Холуница (Б) и Холуница (Ч) , - 4 реки в рамках одной топоним. модели ( с добавление -ца) , как будто состоялся совет, Большой Хурулдан, и одни пошли налево, другие направо.
3) Третий этап, завершающий - пошли дальше на восток и ..Холуная, Холуная, Холуная. Опять отличие , теперь "-ая" .
Итого, три временных периода - "-янка", "-ица" и " -ая".
То есть так это выглядит. И Котельнич в такой системе остается за кадром, вне области. Зато деревня Холуй оказывается точно на границе Вятки, как-то даже необычно. Кстати, не потому ли Холуи речные - коряги, стволы деревьев и пр.- называются Холуями, что они как Воины стоят на пути, как застава в общем. Что-то в этом есть.
п.с.: Речка Хлыновка на Лузе тоже на границе -новгородских земель с суздальскими. Странные совпадения.
Топонимы Холун встречаются исключительно в районе начального расселения славяно-русов на средней Вятке и единично на северных подходах к нему. Это может означать происхождение от древнего имени реки Вятки или ее обитателей.
На севере много холунов, в сумме больше, чем на Вятке, а вместе с Пермью почти в два раза больше. На севере пошла параллельно другая старинная форма - Полой, Полуй, Полом - отсюда, с моей т.з. - Молома, кстати и Молога ( как и понятие "пологий" -того же происхождения) . Обратите внимание - р.Паломица ( от Полом) , её протока - Молома, что то же самое, что и Полом, что и Полой, Полуй и т.д. - протока , речка в низине, влажное место, где застаивается вода. И все Холуи, Холуны - новгородского происхождения, за редким исключением, как р.Холуня в Калужской ( снова на границе, теперь Рыльского княжества) , там же рядом и урочище Холуи - на границе Мосальского княжества, почему-то. Я пока не понял, в чем тут дело, по большей части холуны и холуи - на границах княжеств, судя по картам 11-14 веков. "Хилы..." - тоже в этом замечены, так - два Хилово стоят на границах. И у обоих курганная группа рядом, вроде как хоронили воинов, курганы по предметам датируются 11-12 вв. в обоих Хилово ( читай Хилино?), т.е. выглядит как застава на передке.
Для тех, кто не понял сути из книги "Час быка" Ивана Ефремова, повторяю: "Суть в том, что история пишется под руководящий класс. То, что не вписывается в рамки идеологии, замалчивается. А обсуждение сводится ко множеству вариантов (предположений) и забалтывается в дебатах так, что основная тема остаётся в стороне. А, если и поднимается, то в качестве предположения, а не как ФАКТ, хотя этот факт документально зафиксирован." Я о городе Вятке в устье Моломы. Отсюда утверждение: Хлынов не есть Вятка, что предполагал А.В. Эммаусский, и вся его концепция насчёт 600-летнего юбилея Кирова в 1974 году и 650-летнего юбилея в 2024 году рушится, а заодно и события, относившиеся к городу Вятке (нападение ушкуйников в 1374 году, Бектута царевича в 1391 году, битва Анфала Никитина с Михаилом Россохиным за власть на Вятке) к Хлынову отношения не имеют (типа "своя своих не познаша"). Все они относятся к Вятке в устье Моломы. Все ваши предположения о Хлынове предположениями и остаются. Единственный факт - это упоминания Хлынова в 1457 г. при походе московского войска на Вятскую землю. Забалтывание истории города Хлынова - это способ увести историю Вятской земли от того факта, что Вятка и Хлынов - разные города.
Подробнее на сайте «Родная Вятка»: https://rodnaya-vyatka.ru/blog/474/157672#comments
Подробнее на сайте «Родная Вятка»: https://rodnaya-vyatka.ru/blog/474/157672#comments
Подробнее на сайте «Родная Вятка»: https://rodnaya-vyatka.ru/blog/474/157672#comments
Час Быка - роман антиутопия, где раскрыты некоторые тайны удержания власти тоталитарными правителями. Контролирование истории, мифологизация ее - один из элементов манипуляции людьми. Есть версия, что за это произведение Ефремов был убит.
Я придерживаюсь мнения, что все или большинство топонимов Холын оставлены вятскими хлынами, оказавшимися в русских княжествах в силу разных обстоятельств. При этом, селились они в пограничных малозаселенных местах.
Не получается. Все Хилины, Хлыновы, Хлынины и пр. - строго западнее линии Ладога - Рязань и вдоль старейших путей - из варяг в греки, по Оке, и частично на Волжском ( до Ржева). Восточнее и севернее ни одного "хлыновского" названия нет. И в "районы" никто из хлынов не поехал, почему. Большинство топонимов старые, 11 -12 век, какая -то из форм может быть младше, но какая именно - чисто наощупь - формы с У младше, т.к. их больше на новых территориях, чем на старых. Например, два Хилово датируются курганами 11-12 век , тогда и остальные Хилово - должны быть того же времени, логично? Надо искать исторический контекст. За ноль предлагаю взять топонимы с Ы, на том основании, что рядом с Новгородом все с "Ы", например речка Халынь на Волхове явно старейшая - лежит на границе с Ладожской землей, т.е. это начало русской истории, может 10 век, может 9-й. Вопрос, то
гда все топонимы имеющие "Ы" должны быть того же времени?
На Волжском пути , как видите - ни одного топонима после Ржева нет. Потому что тут ни новгородцев ни вятичей не было. п.с.: Красным - гидронимы (реки, озера болота). Черным - ойконимы ( деревни и пр.).
Это общая схема, весьма приблизительная, я ещё более точные , конкретно по месту топонимы с минимальной ошибкой сделал , для разных веков. Можно сравнивать.