Там, где всё начинается,
там всё и заканчивается...
Восточная мудрость.
Часто, только сойдя со сцены, ты сможешь узнать и увидеть, какую роль ты играл.
Художника нельзя вынимать из той среды, обстановки или ситуации в которой он жил и работал.
Данной статьёй мы начинаем серию публикаций под общим названием «Исупов - день за днём, взгляд из настоящего в прошлое», чтобы читатели, коим будет интересно знать о судьбе и жизни нашего земляка в Италии, о истории тех мест где он жил, впитывал вдохновение для своих работ, смогли сами, без наших выводов, дать оценку тем публикациям и выводам на основании опубликованного, которые сейчас гуляют по просторам Интернета, да и не только...
Заметки будут небольшими, исключительно чтобы было удобнее воспринимать ситуацию прошлого через призму сегодняшнего дня.
Итак... По приезде в Италию, чета Исуповых, Алексей Владимирович и Тамара Николаевна, поселяются в центре Рима, недалеко от Ватикана, по адресу via Alessandria 143, квартира 5.
Маленькая, тихая и утопающая в зелени улица Алессандрия, с домами заросшими виноградом, протянулась от via Corso Trieste до via Corso d′Italia, в самом начале образуя небольшую площадь (Piazza) Alessandria, параллельно via Nomentana (в прошлой статье рассказывалось, что именно на этой улице располагалась миссия уполномоченного СНК СССР по делам репатриации). И что самое символичное, как и сказано в эпиграфе данном в самом начале, улица Номентана - это последний адрес Т.Н. Исуповой в Риме.
Вот так сейчас выглядит via Alessandria 143.
От дома №143 буквально 10 минут пешком до Галереи Боргезе, где Алексей Владимирович восхищался творениями художников эпохи Возрождения, чуть далее развалины Колизея и Ватикан.
Что ж всё познаётся в сравнении...
Русский художник, живший в это время в Италии, Д.К. Степанов писал Исупову, что «...жизнь здесь (в Риме - прим. автора) дорогая» и о том «...что снимая комнату (выделено автором), вдвоём здесь можно жить на 1.500 лир в месяц...».
А вот, что писал другой русский художник, осевший в Риме, Григорий Павлович Мальцев в Академию Художеств профессору Василию Евменьевичу Савинскому в 1914 году «......относительно студии не знаю, как в Ваше время - это или (неразборчиво), или, каких в Риме не много, довольно сносные, в смысле удобства для работы, но безумно дороги, все же порядочное и недорогое переходит из рук в руки у местных художников-старожилов и итальянцев. Бакалович - бедный, больной старик - работает в студии сырой, как могила, а это вполне «свой», акклиматизировавшийся художник...».
Для того, что бы читатель смог себе представить среду того времени, в этом именно месте, мы позволим себе небольшой экскурс в историю...
А, чем же ещё знаменит старинный с высокими потолками дом №143 в котором жил в 1926-1928 годах А.В. Исупов? В квартире №3А, именно этого дома, напомню - Исуповы жили в №5, единственный режиссер, представляющий Италию на Каннском Фестивале 2013 года - Паоло Соррентино в сентябре 2012 года снимал сцены фильма «La Grande Bellezza».
[Изображение удалено Администратором сайта]
Кадр из фильма «La Grande Bellezza».
Съёмки происходили в квартире №3А дома №143 по улице Алессандрия.
Бедный, бедный художник...
А чем же знаменит квартал??
В двух шагах от via Alessandria 143 расположен квартал Коппеде. По проекту, разработанному архитектором Джино Коппеде, флорентийцем по происхождению, в 1915 году, предусматривалось, что в квартале, названным впоследствии его именем, будут жить представители среднего класса. Впоследствии, однако, в проект внесли изменения, поскольку в новых зданиях и сооружениях решили разместить куда более благородную и респектабельную публику - рафинированную столичную элиту. Строительство квартала продолжалось около десяти лет, и было закончено уже после смерти Коппеде.
Сегодня многие помещения в этом фешенебельном римском квартале занимают различные учреждения. В квартал попадаешь через огромную арку, объединяющую сразу несколько зданий (так называемые «Дворцы послов»), построенные в 1921 году.
Вход в квартал Коппеде.
Дома в квартале Коппеде.
Начиная с 1950-х годов, после выхода в прокат фильма «Римские каникулы», съёмки которого происходили в этом же районе - на via Regina Margherita, via Alessandria, via Mantova, via Cagliari, на этих улицах поселилось множество художников, скульпторов, антикваров и известных личностей. Здесь жили Федерико Феллини, Джульетта Мазина, Анна Маньяни, Джанни Родари, Афро Базальделла, Джакомо Балла, Джорджо де Кирико, Ренато Гуттузо и многие другие.
Для того чтобы понять, почему и как оказался А.В.Исупов в Италии, мне кажется, нужно рассматривать не 1925 год и болезнь, а немного раньше - 1917-1918 годы.
Кто из Вас, читатели, держал газеты первой четверти XX века, и почему Самаркандскую комиссию по охране памятников старины и искусства в которую входили и Исупов и Степанов и Мамонтов - наши художники-эмигранты, разносили газеты, выходящие в Берлине и Париже? Где Берлин и Париж и где Самарканд? Я не думаю, что в Париже многие знали, где находится Тилля-Кари и Шах-Зинда...
Вопросы, вопросы...
И, если Вам, читатели будет интересно, то следующую статью мы посвятим первой выставке Исупова в Риме в 1926 году.
А дальше будем публиковать материалы о Туркестане, Москве, о людях с которыми работал или общался А.В. Исупов, об их судьбе…
Александр Рашковский, краевед, 22 марта 2016 года
Спасибо. Интересно. Ждем следующих публикаций.