Не получивший развития гений и талант исчезает безвозвратно…
Давно известно, что самое главное ввести в школу начало реального действия самого ребенка, начало богатой, разнообразной, непосредственной его самодеятельности.
Это школа, в которой в основе всякого труда лежит самодеятельность ребенка, и удовлетворяется жажда знания и потребность действовать и творить – свойства, которые проявляются в каждом здоровом ребенке.
Свободная инициатива ученика, личное исследование или наблюдение, изобретательность, критика, настойчивое усилие достигают самой высокой точки, - вот что характеризует режим школы действия.
Школа действия имеется налицо тогда, когда чувство и мысль ребенка поглощены целиком его работой. Тогда он интересуется всем своим существом вопросом, на который он бросается, как собака-ищейка на след, тогда он отдается этой прекрасной игре, которая является источником человеческого прогресса. Это самая прекрасная игра, какая только известна. Она состоит в том, чтобы постичь умом ускользающую действительность, над которой ты, в конце концов, одержишь победу.
Это такая школа, где дети сами учатся за работой, где они сами ищут, наблюдают, производят опыты при помощи действия, которое учитель старается сделать, насколько возможно, добровольным.
Общество должно следить за тем, чтобы ребенок имел хорошую, здоровую пищу. Удобную и практичную одежду. Ребенку должно быть предоставлено право жить здоровой жизнью, если это возможно, на лоне природы.
Джон Дьюи показал, что истинный интерес вызывает произвольное усилие: продуктивное усилие, которое проистекает из потребности в действии и из жажды знания, со своей стороны, увеличивая интерес.
Но и то, и другое, интерес и усилие – проявляются только в спокойствии, в ясном настроении.
Это требует от учителя гибкости: гибкости в программах, методах, в расписаниях занятий.
Все, что имеет твердую форму, наносит ущерб жизни, насилует ее, искажает, не считается с законными видоизменениями в потребностях и с многообразием типов, должно быть устранено.
Самое главное заключается в том, чтобы вместо того, чтобы им предписывать ту или иную программу, составить таковую вместе с классом, чтобы сохранить гибкость в конкретном применении, но оставаться твердым в направлении мысли и работы. Этот метод плодотворен. Он приносит учителю большое удовлетворение, а ребенку большие радости. Он ведет к большому количеству полезных результатов с меньшей затратой излишних усилий.
Феррьер А. Из опыта новой школы Запада (школы действия). М.-Л., 1926, с.7, 9-18.
Однако, вот что еще очень важно.
Василий Прокофьевич Вахтеров писал:
«Есть ли что-нибудь способное ободрить нас в переживаемые тяжелые дни, так это - вера в прогресс.
Эта вера основана на несомненных фактах.
Сколько бы попятных движений не делали люди, как бы не ухитрялись мракобесы, реакционеры и мрачные изуверы повернуть вспять колесо истории, дать ей задний ход, все же в общем итоге сумма минусов, сумма уклонений и попятных движений, окажется меньше суммы поступательных движений вперед.
Каждое поколение делает свой вклад, вносит что-нибудь новое в культуру страны, увеличивает культурное наследство для передачи его в приращенном, увеличенном размере следующему поколению.
Стоит проследить перемены, прошедшие на протяжении одной человеческой жизни, чтобы уверенно сказать себе: «А все-таки она вертится…».
И это касается не только одной внешней культуры, только усовершенствования способов передвижения – от телеги до электрического трамвая и автомобиля, сообщений между людьми до телеграфа и телефона, освещения от лучины до электричества, машинного производства, улучшений в земледелии, архитектуре, технике, гигиене, медицине, увеличения средней продолжительности жизни и прочего.
Люди моего поколения родились при крепостном праве, которого теперь нет.
На их глазах крепостные женщины у любителей охоты должны были кормить грудью борзых щенят.
На их глазах по прихоти господ пороли розгами, отдавали в солдаты и высылали крепостных крестьян, насильно женили и выдавали замуж или же запрещали браки.
На их глазах совершались публичные на эшафотах наказания кнутом.
В СУДАХ «НЕПРАВДЫ ЧЕРНОЙ» ЦАРИЛА ВЗЯТКА…
В школах, напоминающих «мертвый дом» Достоевского ЦАРИЛА РОЗГА…
Вся жизнь снизу доверху производила впечатление кладбища под знаком безудержного деспотизма, ЖЕСТОКО ПРЕСЛЕДОВАВШЕГО НЕ ТОЛЬКО ПОПЫТКИ К СВОБОДЕ, но и самые слова «СВОБОДА», «ВОЛЯ», «КОНСТИТУЦИЯ».
Не надо идеализировать того, что сейчас есть, можно хорошо помнить все современные ужасы жизни, и все же придется признать огромное приращение культурного наследства за время жизни моего поколения.
Мерою этого культурного прироста для меня лично служит непоколебимое убеждение, что ЛУЧШЕ СМЕРТЬ, ЧЕМ ВОЗВРАЩЕНИЕ К ПРЕЖНЕМУ ПОЛОЖЕНИЮ КРЕПОСТНОГО БЕСПРАВИЯ И БЕЗЗАКОНИЯ.
Думаю, что это убеждение разделяют и другие из моих сверстников.
Все – и духовное и материальное – все это в конечном счете ЯВЛЯЕТСЯ ПРОДУКТОМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ГЕНИЯ И ТАЛАНТА, результатом изобретений и открытий человеческого ума.
Мы хорошо знаем, что у изобретений и открытий есть своя преемственность, последовательность и логика.
КАЖДОМУ ИЗОБРЕТАТЕЛЮ, КАК БЫ ГЕНИАЛЕН ОН НЕ БЫЛ, НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ ТО, ЧТО ЛЮДИ ДОБЫЛИ В ЕГО ОБЛАСТИ И ПУТЁМ ОПЫТА И ПУТЕМ РАЗМЫШЛЕНИЙ.
А чтобы умело пользоваться накопленными до него знаниями, изобретатель должен развить талант посредством ПРАВИЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Самый гениальный человек без надлежащего образования и подготовки мог бы прожить целую жизнь, совершенно не подозревая даже, какими способностями его одарила природа, какой славою он мог бы пользоваться и какими благими культуры он мог бы осчастливить СВОЮ РОДИНУ, если бы кто-нибудь помог ему получить ПРАВИЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ.
А между тем такую потерю неиспользованного человеческого гения ничем нельзя исправить.
Всякие другие естественные богатства страны – и золото, и каменный уголь – не использованные теперь, будут сохранены и могут быть использованы в будущем.
НЕ ПОЛУЧИВШИЙ ЖЕ РАЗВИТИЯ ГЕНИЙ И ТАЛАНТ ИСЧЕЗАЕТ БЕЗ ВСЯКОЙ ПОЛЬЗЫ ДЛЯ СЕБЯ, ДЛЯ ОБЩЕСТВА, ДЛЯ НАРОДА, ДЛЯ КУЛЬТУРЫ.
Необходимость заботиться об образовании не только избранных, но и всех без исключения можно доказать и теоретически.
Если между гением, талантом и обыкновенным средним дарованием нет никакой разницы по существу, а есть только количественная разница, то очевидно, что забота о развитии дарований ни в коем случае не должна ограничиваться только гением, а должна простираться на всех без исключения людей, как бы скромны не были их дарования.
Скажем больше.
У гениальных людей нередко встречаются недостатки, которых лишены даже люди среднего уровня.
ПУШКИН был неспособен к математике.
ДАРВИН очень мало понимал в музыке и беллетристике.
ЛИБИХ был совершенно неспособен справиться с гимназической латынью.
ХУДОЖНИК СЕРОВ должен был выйти из младших классов гимназии за совершенной неспособностью.
Наконец, психика многих гениальных людей имела недостатки, послужившие материалом для обоснования наделавшей в свое время большого шума теории ЛОМБРОЗО о том, что гений, это один из видов эпилептического психоза.
Мы привели эти факты лишь для того, чтобы лишний раз подчеркнуть РАВНОЦЕННОСТЬ ВСЕХ ЛЮДЕЙ С ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ.
Гений связан бесчисленными узами со своим народом, живет чаяниями и стремлениями своего народа, работает над заданиями, выдвигаемыми своим народом, пользуется материалами созданными своим народом, является плотью от плоти своего народа и потому высота гения определяется высотой своего народа.
Поэтому, кто хочет появления ГЕНИЯ, ТОТ ДОЛЖЕН РАБОТАТЬ НАД РАЗВИТИЕМ СВОЕГО НАРОДА, НЕ ИСКЮЧАЯ И САМЫХ МАЛЕНЬКИХ ДАРОВАНИЙ.
Если гениальные люди, которые редки, оказывают крупные услуги народу, то каждый скромный работник при нормальном развитии вносит свою долю пользы, а так как скромных работников миллионы, то в сумме результаты их работ получают ГРАНДИОЗНЫЕ РАЗМЕРЫ.
Однако, работа людей, какими бы способностями они не обладали, может и не содействовать прогрессу, а служить во вред народу, если эти способности НЕ ПОЛУЧАТ ПРАВИЛЬНОГО РАЗВИТИЯ.
Поэтому, если государство и общество заинтересованы в том, чтобы ТЕХНИКА, НАУКА, ИСКУССТВО, ПОЛИТИЧЕСКИЙ И СОЦИАЛЬНЫЙ СТРОЙ РАЗВИВАЛИСЬ И СОВЕРШЕНСТВОВАЛИСЬ, то они, несомненно, заинтересованы в том, чтобы все личности – и самые гениальные и самые скромные по своим дарованиям – ПОЛУЧИЛИ ПРАВИЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ.
Несомненно, также, что и каждая личность заинтересована в том, чтобы ЕЁ ДАРОВАНИЯ НЕ ЗАГЛОХЛИ, А БЫЛИ РАЗВИТЫ ДО ВЫСШЕЙ СТЕПЕНИ, и чтобы в соответствии с ними она нашла свое личное счастье.
Отсюда вытекает РАВНОЕ ПРАВО ВСЕХ НА ОБРАЗОВАНИЕ И ОБЯЗАННОСТЬ ГОСУДАРСТВА И ОБЩЕСТВА СОЗДАТЬ УСЛОВИЯ, необходимые для того, чтобы КАЖДЫЙ ПОЛУЧИЛ ВОЗМОЖНОСТЬ ОСУЩЕСТВИТЬ СВОЕ ПРАВО».
Вахтеров В.П. Всенародное школьное и внешкольное образование. М., 1917, с.29 и далее.
Иного пути в условиях жесткой мировой конкуренции не существует…
Полная версия и первая публикация:
http://kontinentusa.com/ne-poluchivshii-razvitiya-talant/
Александр Рашковский, краевед, 3 февраля 2017 года.
У нас тяжелое историческое наследство, память травмирована, возможно, на генном уровне. Дореволюционная Россия, которую сейчас представляют чуть ли не идеалом для подражания, таковым не являлась, это было сгнившее до основания государство и больное общество. Начала гуманизма только проростали в нем. Но революция разрубив узел одних проблем, сотворила новые. Переворот 91 года сделал шаг в нужном направлении, но нынешнее позорное отступление на 2 шага назад опускает нас в самые темные времена. Школа - отражение состояния общества. Помню, что воспринимал ее в своих 60-х как тюрьму для разума.
Можно, уважаемый, пояснить и расшифровать куда переворот 1991 сделал шаг? В каком и кому нужном напрвлении?
В направлении демократических свобод, необходимых всем и каждому. А также в развитии свободной рыночной экономики.
Проблемы современного образования - в "нашумевшем" художественном фильме "Училка" (2015).
Не сказать, что очень удачный фильм, но любопытный, вызвал бурное обсуждение зрителей.
Смотреть фильм - https://my-hit.org/film/415149.