Вопрос о подъячих

76 сообщений / 0 новое
Последнее сообщение
Lena

Не в сети
Последнее посещение: 1 месяц 3 недели назад
Регистрация: 01.02.2015 - 14:49

Уважаемые форумчане!

В Переписной книге 1678 года мой предок (потенциальный) указан как подъячий, живущий в слободке при Трифоновом монастыре.

А в 1710, 1716 и далее по 1, 2 ревизиям мои предки Степановы живут в Суне (Вознесенском) и числятся монастырскими крестьянами Трифонова монастыря.

Для выяснения родословных связей необходимо определить: мог ли в те времена подъячий принадлежать к крестьянскому сословию? Или потомки подъячего могли быть впоследствии крестьянами?

К сожалению, для решения этого вопроса собственных знаний не хватает. Рассчитываю на вашу помощь.

Александр Федорович
Модератор

Не в сети
Последнее посещение: 12 часов 12 минут назад
Регистрация: 02.12.2014 - 00:12

Всякое могло быть. Монастырские крестьяне - один из видов крепостных. Ваш подъячий мог жениться на монастырской и сам стал крепостным крестьянином. Могло произойтии другое событие, в результате которого опять же изменилось сословие. 

В любом случае, очевидно методом исключения, нужно рассмотреть возможные другие кандидатуры на предка. Если есть только один претендент и это подъячий, то очевидно необходимо будет дополнительно изучать историю того времени и искать аналогичные ситуации. В общем опять же методом исключения их проработать. Возможно удастся найти документ на подъячего, это на крестьян имееются только переписные или писцовые книги, а высшее сословие - грамоты и т.д.

Я интересуюсь фамилиями:
Дудин Бушуев Суевалов Куимов Слобоженинов
Lena

Не в сети
Последнее посещение: 1 месяц 3 недели назад
Регистрация: 01.02.2015 - 14:49

Александр Федорович, спасибо за ответ. Во всей Переписной книге 1678 года нашлось только двое Степановых по имени Никифор - тот, о ком речь, и ещё один, живущий в Хлынове "во дворишке в заоградной слободке". Трудный выбор, хотя кандидатов всего двое.

Вы пишете, что "монастырские крестьяне - один из видов крепостных". Но у меня до сих пор было стойкое представление, почерпнутое из разных источников, что крепостных на Вятке вообще было очень мало (прим. 2%), и те локализовались большей частью в южных уездах (Яранский, Малмыжский). И монастырских крестьян Трифонова монастыря только со многими оговорками можно относить к крепостным. И то едва ли. По крайней мере, я нигде не встречала такого определения.

vikt0r
Модератор

Не в сети
Последнее посещение: 3 часа 33 минуты назад
Регистрация: 15.11.2014 - 21:50

Подъячие не принадлежали к крестьянскому сословию.

Подъячие - это мелкие чиновники, служилые люди. Они были грамотные, подати не платили. Как правило, занимались канцелярской работой.

Зуенко Ю.И.
Аватар пользователя Зуенко Ю.И.
Активист

Не в сети
Последнее посещение: 15 часов 45 минут назад
Регистрация: 17.06.2014 - 05:32

Думаю, правильнее так: подьячий - это не крестьянин, пока он подьячий. Ну и наоборот. При этом крестьянин мог стать подьячим (выучившись грамоте и поступив на службу в церковь), а подьячий - крестьянином (уйдя с работы в церкви). Конечно, эти переходы были гораздо сложнее чем сейчас, но всё же были.

У меня есть конкретные примеры из Родыгиных. Алексей Родыгин, из монастырских крестьян Спасо-Чепочкина монастыря (происхождение его точно известно), выучился грамоте и служил "дьячком" (т.е. подъячим, я полагаю. В т.ч. составлял переписные книги, документы о размежевании (между Чепочкиным и Трифановым монастырями) и т.п. В переписях этого периода он всегда записан среди духовенства, отдельно от крестьян. На старости лет с этой работы ушёл и, продолжая жить в той же деревне, стал писаться "крестьянином". И дети его все были крестьянами. Это было в 17 веке. Но один из его дальних потомков (Филипп Родыгин), уже в 19 веке, закончил миссионерскую школу и стал диаконом. В клировых списках так и записано "из крестьян".

Ну и разумеется из крестьян можно было выйти и в купечество, и в дворянство. Как и обратно. И такие примеры есть, в обе стороны.

Про монастырских крестьян. Вероятно, бытовая их жизнь могла отличаться от жизни помещичьих крестьян - т.к. не было над ними помещика (рачительного хозяина или сумасброда). Но с точки зрения государственного устройства - они ничем не отличаются от помещичьих: обе эти категории прикреплены к конкретному хозяйству (монастырю или поместью) и не могут уйти из него, они обязаны работать по указаню руководства (и контролируются им, в т.ч. через наказания) и они не платят налоги напрямую. Беглых монастырских крестьян точно так же ловили и возвращали хозяину. Разве что не торговали ими. Впрочем, положение черносошных оброчных крестьян, ясашных гоударственных крестьян, царских экономических крестьян, приписных заводских крестьян - также мало отличалось от этого.   

Я интересуюсь фамилиями:
Родигин Родыгин Радыгин
Lena

Не в сети
Последнее посещение: 1 месяц 3 недели назад
Регистрация: 01.02.2015 - 14:49

Виктор Иванович, согласна с Вашим определением подъячего (т.е. это мелкие чиновники на государевой службе, либо служащие при монастырях или в Духовной консистории, неположенные в подушный оклад).

Но вопрос - принадлежат ли они к отдельному сословию и если да, то к какому?

Lena

Не в сети
Последнее посещение: 1 месяц 3 недели назад
Регистрация: 01.02.2015 - 14:49

Александр Федорович, Вы считаете, что "Ваш подъячий мог жениться на монастырской и сам стал крепостным крестьянином".

Но разве в результате брака у людей менялась принадлежность к определённому (прежнему) сословию? Что-то таких примеров я не знаю, хотя давно занимаюсь родословиями дворянства, духовенства и крестьянства. Интересно было бы узнать о таких конкретных примерах.

Lena

Не в сети
Последнее посещение: 1 месяц 3 недели назад
Регистрация: 01.02.2015 - 14:49

Юрий Иванович, спасибо за интересный комментарий. Показалось, в нём есть много спорных (или неоднозначных) моментов.

Вы пишете: "При этом крестьянин мог стать подьячим (выучившись грамоте и поступив на службу в церковь), а подьячий - крестьянином (уйдя с работы в церкви)". Согласна, что для крестьян дорога в подъячие в принципе была открыта, как и обратно, вероятно. Но мне кажется (даже уверена), подъячие в церквях не служили, т.е. они не были членами причта. Причт церкви составляли псаломщики, пономари, дьячки, диаконы, священники. Между дьячком и подъячим нельзя ставить знак равенства.

Пример с Алексеем Родыгиным очень познавательный, спасибо. Его служба в качестве дьячка, видимо, не означала, что он принадлежал к сословию духовенства, хотя при переписи и указавали его среди них. Ушёл со службы - и остался до конца дней в прежнем сословии крестьян.

Другое дело Филипп Родыгин: ничего удивительного, что, будучи по происхождению крестьянином, стал диаконом. Много примеров, когда крестьяне поступали и в Духовные училища, и в Семинарии (или, как ваш - в Миссионерские школы) и по окончании посвящались в стихарь, т.е. в итоге переходили в сословие духовенства.

Про монастырских крестьян. Немного истории (из Трудов ВУАК и магистерской диссертации моего родственника, протоиерея Константина Селивановского "История Вятского Успенского Трифонова монастыря от его основания до настоящего времени" 1912г.):

"Хлыновский Успенский мужской Трифонов монастырь, устроенный в 1580г. на левом берегу реки Вятки, был самым крупным владельцем земли в Вятском крае, причём более всего «диких» земель было у него в Сунской вотчине. Монастырь развивался быстрыми темпами: первые три деревеньки он приобрёл в 1586г., а в 1678г. на своих землях он имел уже население вдвое большее, чем его было во всех пяти вятских городах. Правительство в XVII веке, отводя крестьян и их землю к монастырю, давала ему только два права: право сбора оброка с них и право суда, т.е. защиты крестьян от чьих бы то ни было притеснений. Во всех других отношениях крестьяне были независимы от монастыря: могли, посадив на землю вместо себя «седока», оставить её, могли иметь свои оброчные пожни и угодья, и даже обязаны были все подати, кроме оброка, платить сами собою, помимо монастыря-владельца. Едва ли крестьяне были обязаны монастырю особыми повинностями, кроме законного оброка в том же размере, в каком его вносили свободные оброчные люди."

 

Александр Федорович
Модератор

Не в сети
Последнее посещение: 12 часов 12 минут назад
Регистрация: 02.12.2014 - 00:12

Правового примера привести не могу. Такие примеры известны из художественных произведений. 

 

Я интересуюсь фамилиями:
Дудин Бушуев Суевалов Куимов Слобоженинов
Александр Федорович
Модератор

Не в сети
Последнее посещение: 12 часов 12 минут назад
Регистрация: 02.12.2014 - 00:12

1) 2% или больше или меньше крепостных в уезде не имееет значение для конкретной ситуации, даже если это единичный случай. 

2) церковные и монастырские зависимые крестьяне отличались от вотчинных крепостных только тем, что у них не было конкретного собственика по имени и т.д.

3) Закрепощение крестьян шло по линии передачи земель монастырям или в вотчину вместе с крестьянами. Церквям отписывались отдельные участки собственниками для  их поминок. Иногда государство наделяло некоторые церкви земельным наделом для кормления. Притч имееет двойное значение: а) церковные служители; б) участок земли. Первое преобладает. Такие земли, как правило, сдавались в аренду.

4) По поводу Никифора Степанова - возможны варианты: а) один из них ваш искомый предок; б) третье лицо. По всей видимости начать необходимо с предыдущей переписи (1645-1647 гг). и отследить их потомков по переписи 1710 г. 

Рассмотрите вариант переселения из другой волости или даже уезда. В общем из множества возможных вариантов методом исключения ...

Я интересуюсь фамилиями:
Дудин Бушуев Суевалов Куимов Слобоженинов
Lena

Не в сети
Последнее посещение: 1 месяц 3 недели назад
Регистрация: 01.02.2015 - 14:49

В основной массе, крестьяне на Вятке не принадлежали помещикам: крепостные крестьяне составляли не более 2% от общего количества крестьянского населения Вятки. Усадьбы помещиков существовали лишь в отдельных местах южных уездов губернии: в Уржумском, Яранском и Царёвосанчурском. Всё-таки крепостные крестьяне и монастырские Трифонова монастыря - не совсем одно и то же (опять-таки принимая во внимание различные источники на эту тему).

Что касается Никифора Степанова: в переписи 1645 г. нет вообще никаких Степановых (возможно, в то время фамилия ещё не устоялась).

В переписи 1678 оба Никифора Степанова значатся без семьи.

В переписи 1710 ни одного Никифора нет, а на Сунском погосте живёт вдова, Никифорова Степанова жена, и её старший сын.

И далее все потомки Никифора (мои предки Степановы) отслежены до настоящего времени.

Александр Федорович
Модератор

Не в сети
Последнее посещение: 12 часов 12 минут назад
Регистрация: 02.12.2014 - 00:12

1) Крепостные - общее назнание, которые были вотчинные, монастырские и т.п. по принадлежности. 

2) Фамилии у черносошных крестьян известны с 1490-1500 гг., в вот у зависимых по разному, но , в основном, позже. Хотя в Новгородской земле у монастырских тоже были фамилии в тот же период.

3) У подъячего был отец и если они не крестьянского сословия, то у него обязательно была фамилия. А вот у крестьянина, похоже нет.

4) Естественно, что в 1710 г. нет Никифора или Никифоров, а есть их потомки.

5) Похоже эмоции пока преобладают и не хотите понять мои подсказки - выбирайте предка не по истине, а  по своему желанию. Никто со стороны за вас не скажет который из претендетов - ваш предок, это нужно доказать.

 

Я интересуюсь фамилиями:
Дудин Бушуев Суевалов Куимов Слобоженинов
Lena

Не в сети
Последнее посещение: 1 месяц 3 недели назад
Регистрация: 01.02.2015 - 14:49

1) Хотя название "крепостные" и трактуется, как общее, но остаюсь на своей точке зрения, что монастырские крестьяне не подпадают под это определение в полной мере.

2) Относительно времени возникновения фамилий в разных регионах России можно провести отдельную дискуссию. Весьма интересный вопрос.

3) "У подъячего был отец и если они не крестьянского сословия..." - этот вопрос и занимает меня: какого именно сословия были подъячие?

Кстати, вятские крестьяне уже, по крайней мере, с конца 16 века были офамилены.

4) Почему же "естественно"? Ведь жена Никифора была жива в 1710 году (писала об этом выше), и при благополучных условиях мог бы и Никифор здравствовать.

5) Эмоции здесь абсолютно не при чём. Как раз пытаюсь разобраться и выбрать предка на доказательной базе, а не как "бог на душу положит".

Всегда считала установление истины при изучении родословной основным принципом любого генеалога.

Александр Федорович
Модератор

Не в сети
Последнее посещение: 12 часов 12 минут назад
Регистрация: 02.12.2014 - 00:12

1) Ранняя Вятка относится к сфере влияния Новгорода. Писцовая книга 1495 г. одной из пятин Новгородской земли - пока одна из ранних упоминаний фамилии у крестьян. Более рание не сохранились или лучше сказать не выявлены на данный момент. На пути из Новгорода в Хлынов и далее в Сибирь фамилии появляляются с опозданием на 50-70 лет. 

2) Подъячий может быть, на мой взгляд, либо из посадский, либо из духовенства. 

3) Никифор по переписи 1678 г. не имел детей, раз они не упомянуты, но не факт, что не был женат, жены в переписи просто не упомянуты. Иногда встечаются запись "женат". Поэтому утверждать, что не имел семьи категорично нельзя. Известны ранние браки в 15-17 лет.

4) Раз хотите выбрать предка по доказательной базе, то и ищете эту базу - она не на сайте, а в архивах.

Я интересуюсь фамилиями:
Дудин Бушуев Суевалов Куимов Слобоженинов
Lena

Не в сети
Последнее посещение: 1 месяц 3 недели назад
Регистрация: 01.02.2015 - 14:49

Цитата: "Раз хотите выбрать предка по доказательной базе, то и ищете эту базу - она не на сайте, а в архивах."

Во-первых, обратиться с этим вопросом на форум "Родная Вятка" мне посоветовал Иван Зыков.

Во-вторых, работа на любом форуме предполагает доброжелательное общение коллег-генеалогов, включающее обсуждение, обмен мнениями, советы.

В-третьих, я хорошо осведомлена, где хранятся документы интересующего меня периода и где расположены архивы.

Уверена, не было и быть не могло столь острой необходимости указывать мне туда дорогу.

vikt0r
Модератор

Не в сети
Последнее посещение: 3 часа 33 минуты назад
Регистрация: 15.11.2014 - 21:50

Что то мы совсем запутались с понятием "крепостные крестьяне".

Конечно, в исторической науке имеется точка зрения историка Б. Миронова о том, что при Петре I всё население России стало крепостным, т.к. не только все категории крестьян, но и посадские люди, и священники, и даже дворяне были не свободны. Даже дворяне не имели права отказаться от службы государству, жизнь их, в т.ч. и личная, вплоть до получения образования и вступления в брак, была так же регламентирована государством.

С этой точки зрения получается, что все крестьяне в России были крепостными.

Поэтому я предлагаю вообще в нашей дискуссии не использовать понятие "крепостные". Либо пояснять, кого вы конкретно имеете ввиду: частновладельческих, помещичьих, дворцовых, монастырских (позднее экономических), государственных (черносошных), ясашных и т.п. крестьян.

Так будет правильнее, т.к. именно так они и записаны в переписях. И статус у этих категорий, естествено, отличался.

На мой взгляд, так же есть разница между понятиями "дъячек" и "подъячий". Дъячек - не священник, но служитель церкви, член причта. А подъячий относился к категории служилых людей, скорее всего, служилых людей по прибору. Т.е. не дворян, но государственных служащих. Он мог быть выходцем и из крестьян и из других сословий, даже из дворян. Но у нас на Вятке о дворянах говорить не приходится.

Что касается изменений статуса с понижением принадлежности к сословию, то касимовские князья-татары, к примеру, при Екатерине II вообще были переписаны из дворян в крестьянское сословие.

Елена, я много раз убедился, что перепись 1710 г. не полная, в ней нет значительной части семей, которые есть в переписи 1678 г. и в ревизиях после 1710 г. Каким-то образом получилось, что они уклонились от переписи. Поэтому, если в переписи 1710 г. Вы не нашли нужных Вам предков, то возможно их просто не записали переписчики.

 

 

 

Александр Федорович
Модератор

Не в сети
Последнее посещение: 12 часов 12 минут назад
Регистрация: 02.12.2014 - 00:12

  Жаль, что мое сообщение по принципу "да - да, нет - нет, а все остальное от лукавого" восприняли, как недоброжетельное общение. Подведем итоги. Был вопрос. Были и ответы, суть которых можно свести к следующему: подъячий - служилый человек "по прибору" и это отдельное сословие; ни одно сословие не является "замкнутым", т.е. возможны перемещения в данное сословие, так и наоборот в более низкое. Возможно, мой пример с женитьбой не совсем удачен, но рассмотрим другой: недавно прошел телефильм "Екатерина Великая", в котором знаменитую Салтычиху указом лишили звания столбовой дворянки и отправили в тюрьму. Википедия подтверждает этот эпизод, т.е. это не художественый вымысел. Отсюда если ваш предок - подъячий Никифор, то нужно понять почему он окрестьянился, что он совершил и за это наказали его и все его потомство, а женитьба в какой-то мере объясняет ситуацию, в противном случае наказали бы его лично, а у потомков осталось бы право на личную выслугу перед государством. У меня нет конкретного примера того времени, но рассмотрите ситуацию с британским королевским семейством в наше время или другие аналогичные - за женитьбу на простолюдинке принцев лишили права на престол. Что касается хлыновского Никифора, то нет данных о его сословии: если он из крестьян или из бобылей, то как он оказался более, чем 100 км. в другом селении да еще по собственной воле  записался в монастырские? Если из посадских, то имеем аналогию с подъячим. Поэтому, на мой взгляд, вашего предка нужно искать среди монастырских 1645 г. В этом случае скорее всего это Степан + произвище. Если такого нет, то он из переселенцев или даже из беглых крестьян. 
   В итоге: выбор за вами и выбор по данным архива. 

Я интересуюсь фамилиями:
Дудин Бушуев Суевалов Куимов Слобоженинов
Lena

Не в сети
Последнее посещение: 1 месяц 3 недели назад
Регистрация: 01.02.2015 - 14:49

Цитата: "я много раз убедился, что перепись 1710 г. не полная"

Да, так оно и есть, к сожалению. Об этом же меня предупреждал и Алексей Леонидович Мусихин. Но мне всё-таки немного повезло, что в 1710 году на Сунском погосте (где потом в течение 50 лет жили мои Степановы) указаны жена Никифора (нищая Евдокия Артемьева Степанова) и старший сын Алексей, бобыль.
Точности ради скажу, что все дети Никифора в переписях 1710 и 1716 значатся, как бобыли, но не как монастырские крестьяне. По крайней мере, слово "монастырский" не фигурирует в переписи там, где указаны Степановы.
Правда, если учесть, что в то время Суна была центром Сунской вотчины Трифонова монастыря, то может и бобыли a'priori были монастырскими? Не знаю...

Lena

Не в сети
Последнее посещение: 1 месяц 3 недели назад
Регистрация: 01.02.2015 - 14:49

Цитата: "Отсюда если ваш предок - подъячий Никифор, то нужно понять почему он окрестьянился, что он совершил и за это наказали его и все его потомство..."

Если следовать логике рассказа Зуенко Юрия Ивановича о его предке Алексее Родыгине(см. в начале темы), то видно, что совсем необязательно было проштрафиться и быть наказанным, чтобы стать крестьянином. Алексей просто оставил должность подъячего на старости лет и спокойно доживал век в крестьянстве.

Цитата: "Что касается хлыновского Никифора, то нет данных о его сословии: если он из крестьян или из бобылей, то как он оказался более, чем 100 км. в другом селении да еще по собственной воле  записался в монастырские?"

Хлыновский Никифор указан ТОЛЬКО в переписи 1678, а далее судьба его неизвестна. В монастырские он точно не записывался (нет подтверждающих документов).

Вот два кандидата в предки по переписи 1678 г.:

Город Хлынов над рекою Вяткою

Да посадцких тяглых людей дворы

Подле Засору реку дворы посадцкие ж

Во дворишке Никифорко Васильев сын Степановых

У него подворник // Ромашка 10 лет (Л. 110-110об.)

 

Да за монастырьскою ж оградою слободка, а в ней дворы

(в) Александрько Трофимов сын Соловьев

У него живет монастырской подьячей Никифорко Федоров сын Степановых (Л. 149об.)

(РГАДА. Ф. 1209. Д. 520.)

 

vikt0r
Модератор

Не в сети
Последнее посещение: 3 часа 33 минуты назад
Регистрация: 15.11.2014 - 21:50

Да, теперь вижу, возможно я был не прав, тут конкретно сказано: "монастырской подъячей", тогда, скрее всего переписчик имел ввиду все-таки служителя монастыря, а не государева человека.

Бобыли - переходное, временное состояние. Они приезжали в монастырскую вотчину и пока их не посадили на землю, жили в монастырской слободке и работали на монастырь. Потом их обычно садили на землю. С моими предками так же было. Сначала они были "монастырскими служащими", потом один стал священником, остальных посадили на землю. Потом и дети священника тоже оказались монастырскими крестьянами. Я не вижу тут никакой их вины. Сами, скорее всего, так решили.

А по Сунской вотчине Трифонова монастыря, я встречал на этом сайте у Александра Ивановича факты о принудительном переселении туда: https://rodnaya-vyatka.ru/places/62018

Александр Федорович
Модератор

Не в сети
Последнее посещение: 12 часов 12 минут назад
Регистрация: 02.12.2014 - 00:12

Есть толи блог, толи обсуждение поста о сверхэксплуатации монастырем своих крестьян и  в результате было восстание.

Я интересуюсь фамилиями:
Дудин Бушуев Суевалов Куимов Слобоженинов
Александр Федорович
Модератор

Не в сети
Последнее посещение: 12 часов 12 минут назад
Регистрация: 02.12.2014 - 00:12

Собственно писцовая или переписная книга и есть фиксация отношений и договоренностей - вряд ли у кретьян были письменные договоры. Известны писцовые книги только поместных селений. Их задача была была - ревизия принадлежности, так как они продавались и т.п., не всегда наследники несли воинскую повинность и соответственно теряли право на вотчину, уточняли  доходность и т.п. Выпись из книги зачастую являлась основным и единым документом принадлежности вотчины конкретному служивому. 

Я интересуюсь фамилиями:
Дудин Бушуев Суевалов Куимов Слобоженинов
Lena

Не в сети
Последнее посещение: 1 месяц 3 недели назад
Регистрация: 01.02.2015 - 14:49

Кратко об истории Сунского восстания

Можно предположить, что монастыри не всегда сдерживались в пределах законности и обычаев, при возможности требовали от крестьян большего, чем на то имели право. Это могло послужить причиной массовых недовольств, которые в 1675г. привели к восстанию крестьян на территории Кырчанской и Сунской вотчин монастыря. По мнению одних авторов, крестьяне Сунской вотчины, не выдержав угнетений, восстали, однако, монахи жестоко с ними расправились. Другие считают это восстание отголоском войны Степана Разина. В трудах ВУАК, в актах и указах Трифонова монастыря, я нашла ещё одну версию этих событий: «Несколько хитрых монастырских крестьян, решили не платить исполу Трифонову монастырю и написали в Казань прошение на якобы пустующие тут земли и попросили их в Казанском уезде на ясак (ясак - сравнительно легкая форма налогообложения). В Казани им разрешили, не зная, что эти земли уже отданы московским правительством монастырю. Потом события дошли до открытых вооруженных столкновений с кровопролитием. Несколько походов на своих непокорных крестьян организовали монахи при поддержке хлыновских стрельцов. Потом был поход казанских стрельцов, уже против тех крестьян, которые желали остаться монастырскими. На месте тоже организовался отряд восставших крестьян во главе с Ильей Рохиным, который также осуществлял насилие против монахов и законопослушных крестьян. Часть крестьян бежала от восставших. Потом Казанские и Хлыновские власти стали писать челобитные в Москву. Наконец, разобрались, земли вернули монастырю. Однако некоторые крестьяне во главе с Рохиным ушли за р. Вою, в Казанский уезд».

Александр Федорович
Модератор

Не в сети
Последнее посещение: 12 часов 12 минут назад
Регистрация: 02.12.2014 - 00:12

При первом приближении подъячий более подходящая кандидатура на предка. Но все может быть. Пока имеем 50%:50%. За неимением прямой записи нужно повысить вероятность того или иного претендета, о чем ранее и писал, поэтому нужны данные об отцах обоих и далее отследить их потомков. Если будут совпадения с другими вашими родственниками, то вероятность повысится у одного из них. Если не будет ни одного дополнительного совпадения, то ваш предок третье лицо или по тому времени душа.
 Благодара усилиям Alexender на сайте выложено достаточно материалов для провеления комплексного анализа ситуации. Это 1-я ревизия и 2-я ревизия выбывшие. Применительно к моему Котельничскому уезду 1-я ревизия имеет два варианта: 1719 г. и 1722-1727 гг. (по Хлыновскому 1719 и 1721, кроме того имеются и др). Последний наиболее полный и достоверный. Это относительно этой ревизии 2-я ревизия 1747 г. начинается с записи: "записанного в прежнюю перепись... " Но дата в обоих вариантах практически идентичные, по крайней мере по моим предкам, что необходимо для определения ориентировочных дат рождения и смерти. Такое впечатление, что вторая редакция не делалась дополнительно, а уточнялась за счет новых членов семьи, утаенных ранее. "В выбывших" можно найти запись о смерти необходимого человека или его переселении.
  Работа большая, но без ее проведения сомнения будут "грызть" ...

Я интересуюсь фамилиями:
Дудин Бушуев Суевалов Куимов Слобоженинов
Lena

Не в сети
Последнее посещение: 1 месяц 3 недели назад
Регистрация: 01.02.2015 - 14:49

Цитата: "Бобыли - переходное, временное состояние. Они приезжали в монастырскую вотчину и пока их не посадили на землю, жили в монастырской слободке и работали на монастырь."

Вы знаете, какая странность: несмотря на то, что мои Степановы в 1710 и 1716 записаны бобылями, они имели половников в починках рядом с Суной. Т.е. я так понимаю, земельные наделы у них уже были.

Lena

Не в сети
Последнее посещение: 1 месяц 3 недели назад
Регистрация: 01.02.2015 - 14:49

"В выбывших" можно найти запись о смерти необходимого человека или его переселении.
  Работа большая, но без ее проведения сомнения будут "грызть" ...

 

Эту работу уже провела: по 1 и 2 ревизии нашла всех своих предков. В "выбывших" абсолютно никого из моих нет.

Действительно, огромная благодарность за сканы Александру (Alexander)!!!

Остаётся одно - ещё раз пересматривать перепись 1645 года, хотя (повторюсь) никого из крестьян по фамилии Степановы прежде там не было найдено.

Александр Федорович
Модератор

Не в сети
Последнее посещение: 12 часов 12 минут назад
Регистрация: 02.12.2014 - 00:12

И по Хлынову тоже? Или искали только по Сунам?

Если нет в 1645 г., то либо у обоих вновь сформированная фамилия,, что считаю маловеротным. Сама фамилия известна с 1600 г. Остается предположить, что они оба переселенцы. Искать все равно прийдется - поиски затягивают!!? 

Вчитался: Степанов или Степановых? Все таки разные фамилии.

Я интересуюсь фамилиями:
Дудин Бушуев Суевалов Куимов Слобоженинов
vikt0r
Модератор

Не в сети
Последнее посещение: 3 часа 33 минуты назад
Регистрация: 15.11.2014 - 21:50

По Кырчано-Сунскому восстанию 17 века часть документов (грамот) опубликована в сборнике "Древние акты, относящиеся к истории Вятского края" - приложение ко 2 тому сборника "Столетие Вятской губернии", Вятка, 1881 г.

Но я не знал, что восстание было там и через 100 лет в 18 веке.

Lena

Не в сети
Последнее посещение: 1 месяц 3 недели назад
Регистрация: 01.02.2015 - 14:49

"Но я не знал, что восстание было там и через 100 лет в 18 веке."

Так 1675 год - это и есть 17 век!

Lena

Не в сети
Последнее посещение: 1 месяц 3 недели назад
Регистрация: 01.02.2015 - 14:49

 "Степанов или Степановых? Все таки разные фамилии."

Во всех переписях и ревизиях писали то Степанов, то Степановых, причём даже в пределах одной переписи (ревизии) у братьев написание фамилии было и так, и этак.

Так что это одна и та же фамилия применительно к нашему роду.

Lena

Не в сети
Последнее посещение: 1 месяц 3 недели назад
Регистрация: 01.02.2015 - 14:49

"Остается предположить, что они оба переселенцы."

И откуда их могли переселить? Вот задача...  Ведь проверили все 5 бывших тогда уезда. 

Александр Федорович
Модератор

Не в сети
Последнее посещение: 12 часов 12 минут назад
Регистрация: 02.12.2014 - 00:12

Трудно сказать конкретно. Нужно изучать историю. 

Могу только рассказать о своей ситуации. Мои Дудины появились в Котельничском уезде по переписи 1646 г. В 1629 г. их там не было, не удалось установить их связь с хлыновскими Дудиными, которые там известны с 1615 г. В интернете нашел, что первое упоминание фамилии у крестьян известно с 1495 г. в Новгородской земле. Позже выяснилось, что могло быть две волны массового переселения крестьян: 1570-1580 и 1601-1605 гг. Одним из направлений была Сибирь. Так что всегда шло переселение с севера на юг и с запада на восток.  Эту версию проверяю - жду результатов из РГАДА по Устюжскому уезду. 

Применительно к вашей ситуации можно посмотреть были ли притеснения монастырей, например, в Московском или Новгородском регионе или другие крупные события после 1650 г. Написал дату и сразу вспомнилось движение Б. Хмельницкого, ведь фамилиия известна раньше Новгорода на Украине (Волыни). Но бежавшие от поляков селились на Слобожанщине, ныне Харьковская и Сумская области Украины, Воронежской и Белгородской оластях России. 

Но прежде, наверное, целесообразно проверить Вятку по переписям 1629 г. Все-таки можно допустить пропуск или уклонение от переписи 1645 г. Примеры уклонения извествы и ранее, а в 1710 г. они стали массовыми. Правда, не представляю как увязать 1629 г. и 1678 г. - очень уж большой промежуток времени. Но может повезет и в переписи 1629 г. будут указаны сыновья Василей или Федор. Может быть А. Мусихин подскажет еще какой документ. 

Я интересуюсь фамилиями:
Дудин Бушуев Суевалов Куимов Слобоженинов
vikt0r
Модератор

Не в сети
Последнее посещение: 3 часа 33 минуты назад
Регистрация: 15.11.2014 - 21:50

Елена, а я что написал? Так и написал.

Но в Кырчанской и Сунской вотчинах было 2 восстания: в 17 и в 18 веках. Не точно, но примерно, даты их соответсвуют датам Крестьянских войн в России под руководством Разина и Пугачева.

Lena

Не в сети
Последнее посещение: 1 месяц 3 недели назад
Регистрация: 01.02.2015 - 14:49

Ой, это я недопоняла, о чём Вы писали :)

 

vbob
Модератор

Не в сети
Последнее посещение: 5 месяцев 2 недели назад
Регистрация: 30.04.2013 - 20:20

Во 2 ревизии Яранского уезда встретилась запись:

"Помещиковы

в деревне Церковные поле
бывшаго подьячего Захара Федорова сына Балахонцова

крестяне

доставшиеся по наследству умершаго дяди его родного … монастыря бывшаго дьякона Федора Федорова сына Балахонцева"

vikt0r
Модератор

Не в сети
Последнее посещение: 3 часа 33 минуты назад
Регистрация: 15.11.2014 - 21:50

Да, вот пример подъячего-помещика. Но количество Федоров в их семействе явно зашкаливает).

 

В переписи 1710 г. так же встречаются: архиепископов подъячий, Вятского архиерея подъячие, таможенный подъячий, несколько подъячих Вятского приказу, но только как владельцы дворов, деревень или починков с половниками или срочными работниками или наемным годовым работником. Но не крестьяне.

Lena

Не в сети
Последнее посещение: 1 месяц 3 недели назад
Регистрация: 01.02.2015 - 14:49

" Но не крестьяне..."

Да-а-а, шансов иметь в числе предков богатого подъячего поубавилось :) Жаль, конечно :)

Но зато и ситуация вроде бы проясняется (с лёгкой руки vbob) - видимо, придётся числить среди предков, в первую очередь, Никифорку Васильева сына Степановых ?

 

 

Александр Федорович
Модератор

Не в сети
Последнее посещение: 12 часов 12 минут назад
Регистрация: 02.12.2014 - 00:12

Только тоже нужно найти объяснение, как и почему посадский стал крестьянином. 

Я интересуюсь фамилиями:
Дудин Бушуев Суевалов Куимов Слобоженинов
дядя Женя
Аватар пользователя дядя Женя

Не в сети
Последнее посещение: 5 часов 43 минуты назад
Регистрация: 26.07.2014 - 12:04

Может быть, стоит пройтись по старым адресам "подле Засору" и "монастырскую слободку". Кто из Степановых продолжает там жить, а кто в более поздних переписях отсутствует?

Lena

Не в сети
Последнее посещение: 1 месяц 3 недели назад
Регистрация: 01.02.2015 - 14:49

Цитата: Может быть, стоит пройтись по старым адресам "подле Засору" и "монастырскую слободку".

Спасибо за совет, Евгений Аркадьевич. Прошлась и кое-что нашла:

 

Подле Засору реку посадские дворы - нищая вдова Мавра Андреева дочь Фёдоровская жена СТЕПАНОВА, 50 лет, у нея дети... (л. 91)  ____  Вот если бы Мавра была постарше, то годилась бы в матери Никифору Фёдорову сыну Степановых

 

Дворы монастырские ... под горою Кикиморкою за оградою - Василей Яковлев сын Степановых, 50 лет, у него жена Аксинья Иванова дочь 30 лет.... (л.99)  _____  Вот если бы Василей был постарше, то годился бы в отцы Никифору Васильеву сыну Степановых

Обоих Никифоров (Фёдорова и Васильева) в 1710 не обнаружила на прежних местах (по переписи 1678)

 

 

vikt0r
Модератор

Не в сети
Последнее посещение: 3 часа 33 минуты назад
Регистрация: 15.11.2014 - 21:50

А насколько постарше? Количество лет перепискичи ставили округленно или приблизительно. Сравниваешь по одному и тому же человеку соседние ревизии или исповедные росписи и видишь разницу в возрасте иногда до 10 лет (особенно у пожилых).

Lena

Не в сети
Последнее посещение: 1 месяц 3 недели назад
Регистрация: 01.02.2015 - 14:49

Если прикинуть, то оба (и потенциальная мать, и отец) должны быть лет на 10 -15 старше, тогда Никифорам в 1678 должно быть хотя бы лет по 18-20.

Но это всё сплошные допущения.

Относительно Марфы уже узнала у Могильникова, что у неё по переписи 1710 года есть только сын Ефим. Поэтому она отпадает.

Lena

Не в сети
Последнее посещение: 1 месяц 3 недели назад
Регистрация: 01.02.2015 - 14:49

Благодарю всех участников - Александр Фёдорович, Зуенко Ю.И., viktOr, vbob, дядя Женя - за неравнодушие и полезные советы в процессе обсуждения очень важного для меня вопроса!!!

 

P.S. Евгений Аркадьевич, моё сообщение на форуме "Наша Вятка" в теме "За Тужу, за Пержу, за Вою" Вы, очевидно, не заметили.

Однако вопрос уже не актуален, т.к. не нашла в нашей родословной росписи ни одной Александры Александровны Селивановской.

Lena

Не в сети
Последнее посещение: 1 месяц 3 недели назад
Регистрация: 01.02.2015 - 14:49

ПЕРЕПИСНАЯ КНИГА 1702 ГОДА ВОТЧИН ХЛЫНОВСКОГО УСПЕНСКОГО ТРИФОНОВА МОНАСТЫРЯ ПЕРЕПИСИ СТОЛЬНИКА И.П. НАЗАРЬЕВА (РГАДА)

В деревне Пустошанской

Никишка Федоров сын Степановых дети его Петрушка 9 лет и Коземка 7 лет /561/

Итак, дискуссию о моих предках (см. начало темы) можно считать завершенной: именно хлыновский подъячей Никифор Федоров Степанов и является искомым предком.

Практически совпадает возраст его детей с последующими переписями, а также место жительства (семья Степановых потом проживала в д. Пустошанской многие десятилетия).

Очевидно, Никифор был весьма уважаемым человеком среди местного населения, поскольку в 1707 г. писал по просьбе крестьян некое прошение и руку приложил.

На сегодняшний день остаётся загадкой, по какой причине он переехал из Хлынова в Сунскую волость? И принадлежал ли к крестьянскому сословию в начале 18 века?

Lena

Не в сети
Последнее посещение: 1 месяц 3 недели назад
Регистрация: 01.02.2015 - 14:49

За прошедшее время на форуме появилось много новых документов из РГАДА, позволяющих найти важную дополнительную информацию о предках моих Степановых.

Пользуясь случаем, хочу сказать огромное СПАСИБО всем коллегам, кто делает возможным поиск предков в 17-18 столетиях для всех желающих, кто обеспечивает нас таким невероятно ценным массивом данных!!!

О хлыновском подьячем Никифоре Фёдорове Степанове, который значился в переписи 1678 года, нашла новые сведения  за 1680 год:

Июня в 13 день явлена купчая, а в ней пишет се аз Хлыновского Успенского Трифанова монастыря Заоградной слободки жилец Никифор Федоров сын Степановых продал Дмитрею Матвееву сыну Горохову пожню свою оброчную, а та моя пожня вниз подле Вятку реку на левой стороне в Неронове лугу .... (далее идёт описание местоположения пожни) .... чем я Никифор тою своею пожнею владел, то ему Дмитрею и продал и с оброком по книгам, а взял есми я продавец Никифор за ту свою пожню у него Дмитрея 6 рублев денег, а в отводе межном и во очищении от долгов своих и от подписок кабальных и от всяких крепостей тое пожни я продавец Никифор в том во всем, .... (далее - кто был свидетелем и кто писал купчую) ....продавец Микифор руку приложил, порука по купце Дмитрее в оброке Бритовского стана Филип Андреев Горохов, пошлин 6 алтын взято  (л.219 об)

РГАДА. Ф. 615. Оп. 1. Ед.хр. 2139. «Книга записная купчих, закладных крепостей и меновных на земли и дворы со строениями». 13.06.1680

Далеко не всё понятно в этой записи. Прошу знатоков помочь разобраться:

1. Продал оброчную пожню - значит отстался безземельным?

2. Была ли, кроме оброчной, какая-то другая земля?

3. Что означает фраза "в отводе межном и во очищении от долгов своих и от подписок кабальных и от всяких крепостей тое пожни я продавец Никифор в том во всем..."? - т.е. вырученные за продажу 6 рублей покрыли долги Никифора и кабальные подписки?

4. Что означает "продал с оброком по книгам"?

Коллеги, буду благодарна за самые разные предположения и соображения.

Alexender
Аватар пользователя Alexender
Модератор, Модератор блогов и форума, Редактор раздела «Книжные издания»

Не в сети
Последнее посещение: 4 часа 36 минут назад
Регистрация: 01.09.2014 - 18:06

Елена, добрый день! 

(могу ошибаться)

1) Пожня - земля под сенной покос

2) кроме оброчной была тяглая

3) фраза значит, что земля не заложена никому, т.е. чиста юридически

4) вот тут предположение, что какие он деньги платил за пожню государству (оброк), такие и платить новому владельцу)

вот тут некоторые значения слов https://kartaslov.ru/карта-знаний/со-словом/пожня

Lena

Не в сети
Последнее посещение: 1 месяц 3 недели назад
Регистрация: 01.02.2015 - 14:49

Добрый вечер, Александр!

Спасибо за отклик и пояснения, но опять возник вопрос: разве в те времена существовала такая практика - нести тягло и оброк одновременно?

Мне казалось, либо оброчный крестьянин, либо тяглый. Не так?

В связи с этим вот ещё в чём хотела разобраться.

Согласно Грамотам 26 и 50 Трифонова монастыря https://rodnaya-vyatka.ru/forum/130353, приписанных к монастырю бобылей братьев Степановых (Исачку, Баженку и Васку) вместе с детьми (в том числе и отец Никифора) в 1648 году взяли и отвели на посад в Хлынов, определив в тягло.

Интересно, сохранялся ли такой же статус (посадский тяглец) у Никифора? Иными словами, обязанность нести тягло была наследственной?

Alexender
Аватар пользователя Alexender
Модератор, Модератор блогов и форума, Редактор раздела «Книжные издания»

Не в сети
Последнее посещение: 4 часа 36 минут назад
Регистрация: 01.09.2014 - 18:06

в данном случае сенной покос оброчный (хотя были ли тяглые угодья - не слышал, скорее нет)...

про наследственность не знаю... пишут что посадские были тяглыми... ссылка

Lena

Не в сети
Последнее посещение: 1 месяц 3 недели назад
Регистрация: 01.02.2015 - 14:49

Внимательно пересмотрела свои выписки из Книг записных купчих, закладных и т.д. - получается, что наследуется. Исачки Степанова сын Яков и внук Василий - оба в одном статусе.

... порука по купце в тягле хлыновцы Тимофей Федоров Швецов, Яков Исаков Степановых,.... РГАДА. 615-1-2138 (1672 г.)

Апреля в 13 день явлена купчая, а в ней пишет се аз Хлынова города Приказной избы сторож Онисим Иванов сын Пагин продал Хлынова города посадцкому тяглому человеку Василью Яковлеву сыну Стефановых двор свой и со всеми своими дворными хоромы и с подворным местом и с огородчиком.... РГАДА. 615-1-2147 (1693 г.)

Lena

Не в сети
Последнее посещение: 1 месяц 3 недели назад
Регистрация: 01.02.2015 - 14:49

Александр, не подскажете ли, в чём разница, когда пишут о запустевших дворах: место пустое, двор пустой, дворое место пустое (1710 г. д.73)

Alexender
Аватар пользователя Alexender
Модератор, Модератор блогов и форума, Редактор раздела «Книжные издания»

Не в сети
Последнее посещение: 4 часа 36 минут назад
Регистрация: 01.09.2014 - 18:06

Интересный вопрос... Думаю так: двор пустой - значит стоит двор он пуст; место дворовое пустое - раньше был двор, сейчас двора нет, мето пустует; место пустое - было место, стало пустое место) ну я не знаю)

Страницы