Здравствуйте!Прошу помощи у знатоков.Начала писать родословную мужа.И столкнулась с тем,что по отцу предки были староверами.Бабушка из православных,а дед-старовер.Что интересно,бабушка жила под своей девичьей фамилией всю жизнь-Пискунова Анна Ивановна 1909 г.р. Она родом из д.Пандерки приход Успенская церковь с.Старый Мултан Малмыжского у.А детей записал отец на свою-Северюхины.Проживали в д.Обухово Малмыжского уезда.Дед Северюхин Агей Матвеевич 1900 г.р.,отец мужа-Северюхин Викентий Агеевич 1935 г.р.Ближайшая церковь староверов-Христорождественская Единоверческая с.Краснояр Малм.уезда.Просмотрела Клировые ведомости церкви,откуда узнала,что из д.Обухово 6 прихожан.Вполне возможно среди них были и наши Северюхины.Очень бы хотелось узнать,сохранились ли МК этой церкви.Из комментариев узнала,что в ГАКО сохранились некоторые по Малмыжскому уезду 1879-1888г.р. ф.716,о.3,д.10.Может быть кто-то знает?И вообще владеет другой информацией по этому приходу.
Наталья, в блоге https://rodnaya-vyatka.ru/blog/9496/123325 есть ссылка для скачивания, смотрите все фильмы, где упоминается Малмыжский район. Т.К. фильмы бывают сборные.
Михаил68,от души благодарю за ответ!!Нашла номер плёнки МК Единоверческой православной церкви с.Краснояр.Буду изучать.Спасибо.
Михаил,посмотрела.В плёнке Клировые ведомости,которые я изучила.МК нет.Буду смотреть все остальные материлы.
Где искать сведения о семьях старообрядцев?
Вот как отвечает на этот вопрос Васина Т.А. в своей статье http://vestospu.ru/archive/2017/articles/10_23_2017.pdf
...Семейная политика государства и православной церкви в изучаемый период была направлена на поддержку семьи и устранение ересей, «внушающих отвращение от законных браков, разврат и скопление» [27, л. 13]. По высочайшему повелению от 28 апреля 1839 г. раскольники, не пожелавшие узаконить «сводный брак» в православной или единоверческой церкви, не признавались мужем и женой, им запрещалось совместное проживание. В ревизских сказках супруги-старообрядцы указывались отдельно. В частности, секретное предписание Вятской духовной консистории от 22 июля 1850 г. гласило: «По случаю производства в текущем году 9-й народной переписи Государь Император в 10-й день июня Высочайше повелеть соизволил: жен и детей раскольников, приемлющих священство, показывать таковыми в ревизских сказках на основании полицейских свидетельств или обывательских книг, не требуя в сем случае других доказательств о действительности браков тех женщин и о законности происхождения детей их, в отношении же раскольников беспоповщинской секты, кои брак вовсе отвергают и имеют детей, прижитых вне брака, то таковых детей на основании тех же полицейских свидетельств или обывательских книг показывать по ревизии в семействах раскольников незаконнорожденными, а матерей их, по случаю отвержения ими брака, женами раскольников беспоповщинской секты не записывать, а вносить в списки тех семейств, к которым они принадлежат по рождению» [4, л. 1]. Соответственно в ревизских сказках Омутнинского завода за 1850 г. в семьях «вечноотданных» и крепостных людей не были отмечены супруги (жены и снохи), вступившие в брак по раскольническому обряду, а дети показаны при своих матерях незаконнорожденными [3, л. 109—177]...
2347524. Микрофильм. Архив: ЦГА УР. Item 17. 1915. Автор: Единоверческая Православная консистория. Вятка (губерния)
Название: Метрические книги, 1844-1925. В том числе с. Красноярское Малмыжского уезда. Ведомости о церкви 1902.
(Иногда в документе приводятся и списки прихожан).
Спасибо за полезную ссылку !
Мои предки Агалаковы были старообрядцами.
Переселились в Енисейскую губернию в 1901году из Орловского уезда, Верховской волости, поч. Поломской и Хропской (д. Самодуровская)
Из архивного дела по обвинению Василия Федосовича Агалакова в антиправительственной деятельности (ГАКК Ф.516 Оп.3 Д.461)
«Я состою наставником старообрядцев в нашей деревне и совершаю некоторые требы их. Я принадлежу к секте поморцев-филлиповцев-беспоповцев.»
«В нашей секте священников не бывает, есть лишь наставники, эти наставники выбираются сектантами из среды лиц имеющих благословление из Даниловского монастыря, находящегося в Вологодской губернии. Наставники нигде властями не записываются, метрических книг не ведут, а учёт населения ведут Волостные правления со слов родственников рожденных, умерших и бракосочетавшихся. Таким наставником являюсь и я, но я не священник, а выбран наставником ещё в России сектантами ещё до переселения в Сибирь. Наши наставники и я в том числе властям не известны как наставники.»
Интересуют сведения о старообрядцах из этой местности и сведения об этом Даниловском монастыре
Орловский уезд - место расселения большого количества староверов, особенно много их было в Подрельском приходе.
Про староверов почитайте еще - на нашем форуме есть несколько тем, в т.ч. с советами по поиску и ссылками на литературу.
О Даниловом монастыре у Вас у самой написано, что это в Вологодской губернии. Не у нас.
В интернете есть списки дореволюционных монастырей по епархиям. Ищите там. Возможно, и не найдете такой в списках. Речь идет, наверняка, не об официальном легальном монастыре РПЦ, а о каком-то староверческом ските.
Да и название у него могло быть другое, т.к. даниловцы - название одного из согласий старообрядцев. Может быть, он имел ввиду упоминая "Даниловский монастырь" не название монастыря, а то, что это монастырь старообрядцев-даниловцев.
Добрый вечер, мои корни по линии отца уходят тоже в Алнашский район. не могу сказать были ли они старообрядцами, но точно помню, что бабушка заговаривала мне ангину, лечила от заикания, на святки через обручальное кольцо в золу смотрела и что-то там видела, верила в домового, лешего, сны виделись, которые что-то значили
За все перечесленные вами элементы колдовства старообрядцы бы вашу бабушку живьём в землю закопали! Никакого отношения к истинной вере эти предрассудки не имеют.
Здравствуйте! Семья моего деда были раскольниками и жили в д. Черново Арзамасцевской волости Сарапульского уезда. Понятно, что записей в метрических книгах православных церквей о них нет! Но в г. Сарапул была Николаевская единоверческая церковь.Могли ли раскольники совершать свои обряды в ней? Разрешалось ли им это делать?!
Да, могли. Не разрешалось. Намного интереснее было бы общаться с вами, если знать фамилии, годы жизни. Можно было бы конкретнее ответить на ваши вопросы.
Мой дед Русинов Иван Екимович 1890 г.р родился в д.Черново Арзамасцевской волости Сарапульското уезда. нашел записи о его семье в переписи 1897 г и в МК старообрядческой общины г.Сарапул с 1909 по 1922гг. Где искать более ранние записи не знаю!
Извините, слетел компьютер. Посмотрю позже.
К сожалению мои Русиновы ближе к Сарапулу, посмотрите более ранние МК единоверческо церкви и церкви в деревне - церковь Покровская,
ф. 430 там с 1837 года по 1914.
Мне недавно подсказали, что мой прадедушка Буторин Павел Митрофанович (Вятская губерния Малмыжский уезд Малорожкинская волость деревня Новая Тушка) и моя прабабушка Чекалкина (в девичестве) Степанида Евлентьевна (Вятская губерния Уржумский уезд деревня Чекалки) были староверами. Может быть кому-то попадалась хоть какая-то информация о них.
Прошу помощи знатоков. В своих поисках наткнулась на непреодолимую сложность. Никак не могу найти деревню, в которой проживали родственники бабушки. Итак, Ложкина Елена Дмитриевна родилась в 1895 году (согласно с\х переписи 1917г.) Первый сын- 1914г.р. Предположительно, выдана замуж в д. Н.Арык в 1913г. в возрасте 18 лет за Петухова Трофима Степановича. С\х преписи по д. Подосиново нет, но Ложкины там живут, согласно КВР 1891г. Есть ли у кого сведения о неком Дмитрии Ложкине из близлежащих деревень из староверов, который бы по возрасту подошел в качестве отца моей бабушке? Ее мать, мою прабабушку, звали предположительно Акулина.
Не подскажите, к какому момитвенному дому, до середины 19 века, могли относиться раскольники из д. Сухой Реки Уржумского уезда, Кунжурской волости?
Кто бы им разрешил молитвенный дом в 19 веке построить? Если в единоверие не перешли. Только если подпольный.
Подпольные, наверняка и были, но как узнать теперь, где они находились.
Кто бы им разрешил... Я думаю вы не правы. На примере Сарапула могу сказать что молитвенные дома были в жилых домах купцов и богатых людей. Это не обязательно отдельное здание.
к какому момитвенному дому.... а что это может дать в плане поиска?
Михаил, в Сарапуле эти молитвенные дома были неразрешенные, грубо говоря, подпольные.
Уголовный закон запрещал раскольникам строить свои церкви, скиты, поэтому они тайно заводили их в своих домах.
Устав о предупреждении и пресечении преступлений, статьи 61, 62: https://www.prlib.ru/item/459984
Тот же уголовный закон устанавливал обязанность полиции вести списки раскольников. Вот интересно, где они сейчас хранятся?
Конечно.
Для интересующихся старообрядцами Туташево и ближней округи Elenka и других ещё раз даю ссылку на копии старообрядческих метрик , есть Туташево и Сардык https://yadi.sk/d/ew4p9oJfFqw7Jg
Доброго вечера!
В нашем государственном архиве УР есть документ ф. Р-452, оп.1, д.90 "Список членов старообрядческой общины Белокриницкой Епархии прихода во имя Покрова в д.Туташевой Б-Кибьинской волости Можгинского уезда".
К сожалению у мормонов его нет, а в 2012 году при посещении архива не было возможности его сфотографировать. Датируется документ 1923 по 1927 годами, имеется список членов общины с указанием населенных пунктов и возраста верующих, а также их социальное положение. Правда мне кажется возраст указан неточно.
Имеются жители д.Туташево, Шаршады, п. Вишур Нижне-заболотского
Интересно. Вы их сохранили, Поделиться сможете.
К сожалению только выписки.
Ищу информацию о предках по фамилии Снигиревы. Как недавно понял, вся семья были старообрядцами. Местом рождения бабушки Снигиревой Анастасии Ивановны (1935 г.р.) числится д. Миронята. Отец - Снигирев Иван Савельевич 1904 г.р., мать - Снигирева Агафья Афанасьевна 1906 г.р., тоже откуда-то из близлежащих мест. После войны прадед проживал в д. Кабалуд. До войны, возможно в Кулиге или ее окрестностях. Подскажите, где можно поискать иинформацию?
Местом рождения бабушки Снигиревой Анастасии Ивановны (1935 г.р.) числится д. Миронята.
Ильмово (Миронята) - Снигиревы проживали.
Миронята (Федулята) - недалеко от Кулиги, но Снигиревы не проживали.
Поискать можно в листках Переписи 1897 года у мормонов (сайт Familysearch.org)
Да, я искал по переписным листам и нашел только одного подходящего человека в починке Савваьятском Юсовской волости - Снигирев Савелий Иванович, 14 лет от роду. Семья раскольников. Учитыая, что перепись 1897 года, то примерный года рождения будет 1883. В принципе, как возможный отец Ивана Савельевича, родившегося в 1904 году, вполне подходит.
Кстати, Ильмово (Миронята) вполне могут быть. Нашел на сайте ОБД-Мемориал еще одного Ивана Савельевича Снигирева, правда 1915 года рождения, из. п. Кузьма, а это совсем рядом... И Михаил Савельевич есть 1925 года рождения... Вот и гадай тут теперь...
Попробуйте поискать (если не смотрели) листы переписи 1897 года по Ильмово (Миронята) и Миронята (Федулята).Может у мормонов есть МК по Иоанно-Богословская ц., села Кирина (приход для НП Ильмово), посмотрите.
Выкладываю ненадолго ссылку на материалы по старообрядцам Глазовского уезда. Выборка от Адмирала21. к сожалению приходится временами чистить я. диск. , Желающие могут перекопировать и дать свою ссылку. https://disk.yandex.ru/d/cjxRzYI9Pb7kHw В файлах Кулига, Зура встречаются Снигирёвы, есть перешедшие в единоверие.
Спасибо, будем изучать!
А по Сарапульскому уезду такой ссылочки нет случайно?
уже была https://disk.yandex.ru/d/ew4p9oJfFqw7Jg?w=1 конкретно кто интересует можно узнать.
Спасибо огромное!
Извините, Михаил, не увидела второй части вопроса. Интересуют Ложкины. Не могу найти , откуда родом бабушка Елена Дмитриевна 1895г.р. Думаю, может быть из Сарапульского уезда дед ее привез в д. Арык?
И.В. Починская ИЗ ИСТОРИИ СТАРООБРЯДЧЕСТВА ВЯТСКОГО КРАЯ. ФЕДОСЕЕВЦЫ (ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XVIII – НАЧАЛО XX в.)
Противники церковных реформ в Вятском крае проявили себя, видимо, сразу после попыток их реализации. Один из активнейших вятских миссионеров конца XIX – начала XX вв. П. Цвейтов обнаружил в архиве Орловского духовного правления указ духовной консистории от 6 марта 1785 г. № 563, из которого видно, что в Подрелье (окрестности с. Подрельского Орловского уезда Вятской губ.) сторонники старой обрядовой практики уже 125 лет пропагандировали свои взгляды в Благовещенском приходе г. Орлова. Указанное в документе время начала активной пропаганды идей староверия совпадает с началом деятельности на Вятке епископа Александра, который руководил новообразованной епархией до конца 1674 г.
Как известно, Александр Вятский принадлежал к числу немногих иерархов русской церкви, которые разделяли позиции старообрядцев и выражали несогласие с церковными реформами. Епископ Александр оказывал помощь укрывавшимся от преследований старообрядцам, например игумену Московского Златоустовского монастыря Феоктисту, арестованному на Вятке в 1666 г. в результате сыска накануне собора, который должен был вынести приговор противникам церковных реформ. Возможно, игумен Феоктист и был первым активным пропагандистом староверия на Вятке. На соборе рассматривалось и дело епископа Александра, но он покаялся и был оставлен без наказания.
Сведений о вятских старообрядцах конца XVII – середины XVIII в. сохранилось немного. В данном очерке мы не будем касаться этого сложного в исследовательском плане периода, оставив его для отдельного освещения в будущем, а обратимся к тому периоду истории старообрядчества Вятки, нижний хронологический рубеж которого определяется 1780 г.
Спасибо, Рина Александровна. Очень важная информация. В МК за 1858год по д. Арык Малмыжского уезда нашла информацию по семье предков по материнской линии, которые были староверами-беспоповцами, и была несколько ошарашена. Оказалось, что мой прапрадед Архип был незаконнорожденным, и его брат Федот - тоже, и его двоюродный дядя Михайло - тоже. Значит, они не только без отчества, но и имеют другую фамилию, принадлежат другому роду? Что это значит, думала я? Отсутствие в близлежащих деревнях староверов, а в другие семьи не выдавали замуж? На ум даже приходили тяжкие грехи, но старообрядцы, думается, были суровых и строгих нравов. А, оказывается, ларчик просто открывался... Хотя проблема отцов незаконнорожденных детей в староверческих семьях остается открытой. С этой проблемой сталкивалась, наверное не только я. Хотелось бы знать, как решали ее или как пытались решить?
Хотя проблема отцов незаконнорожденных детей в староверческих семьях остается открытой. ??? Что вы имеете ввиду. Кто был отцом по бумагам, для поисков? Загляните в метрики выложенные на сайте по Пьяному Бору.
крещение:
мать — екатерина павлова протасова, православная, проживавшая сводно с крестьянином дер волковой афанасием василиевым лузьяновым, старообрядцем безпоповской секты федосеевского толка.
родилась 14 августа 1910 года Подробнее на сайте «Родная Вятка»: https://rodnaya-vyatka.ru/blog/14282/132822
Там есть и другие варианты записей.
Ну, если беспоповцы - настоящие, то они таинство брака не признают, т.е. с точки зрения церкви живут "во грехе", все дети считаются незаконнорожденными (и как правило они некрещёные в церкви, т.е. не записаны в МК). Но это проблема церкви, а не "проблема отцов", отцы у этих детей есть и как правило родные. Таинство рождения беспоповцы признают и все рождения записывают в своих собственных метрических книгах, где и отцы указаны. Вот только увидеть эти книги нелегко (я видел кой-какие).
Именно это я и имела ввиду, Юрий Иванович. Проблема существует, конечно, для нас, кто ищет предков, поколение за поколением, а метрических книг, записей в них найти не удается. В ревизских же сказках записана только мать в семье ее отца и ее дети, без указания на отца. А отец записывался в другой семье. И все это делалось по указанию свыше. Приведу еще раз цитату, которую предоставила нам РЕГИНА « в отношении же раскольников беспоповщинской секты, кои брак вовсе отвергают и имеют детей, прижитых вне брака, то таковых детей на основании тех же полицейских свидетельств или обывательских книг показывать по ревизии в семействах раскольников незаконнорожденными, а матерей их, по случаю отвержения ими брака, женами раскольников беспоповщинской секты не записывать, а вносить в списки тех семейств, к которым они принадлежат по рождению»
Встретилась работа : Старообрядцы и иконы в России 18 века Евгений Гришин Канзасский университет.
Автор пишет овятских старообрядцах и ссылается на Архивные источники:
ГАКО, Фонд 237 (Вятская духовная консистория), опис ’ 74, № 830 (Расследование “раскольников” Феофила и Саввы Белых, 1782-1783).
ГАКО, Ф.242 (Нолинское духовное правление), оп.1, № 248 (Отчет священника
Даниила Поповых на незаконном “раскольническом” кладбище и часовне в Нолинском районе, 1798 год).
ГАКО, Ф.583 (Вятское наместническое правление), оп.1а, № 859 (Расследование
“раскольников” Емельяна Чулкина, Филимона Ветошкина и Ивана Миронова, 1781 - 1783).
ГАКО, Ф.583, оп.2, № 1246 (Расследование дела об обращении крестьян Кукарской слободы в “Раскол", 1782-1783).
ГАКО, Ф.583, оп.3, № 174 (Расследование дела о “Расколе” распространение Феофила и Саввы Белых, 1783-1784).
ГАКО, Ф.583, оп.4, № 61 (Расследование дела о богохульстве со стороны “раскольника”
Кондратей Постников, 1784-1788).
ГАКО, Ф.583, оп.4, № 563 (Следствие по делу арестованных “раскольников” секты Федосеевцев, 1784 г.).
ГАКО, Ф.583, оп.6, № 1086 (Расследование дела вдовы Парасковьи
Обращение Миронова в ”Раскол", 1786-1787).
ГАКО, Ф.583, оп.6, № 1290 (Расследование повторного обращения Ксении Опариной в “Раскол", 1786-1787).
ГАКО, Ф.583, оп.10, № 485 (Расследование дела о “Расколе”
распространение Епимаха Черезова, 1790-1792).
ГАКО, Ф.583, оп.10, № 751 (Расследование “раскольников” Ивана Миронова, Кондратея Постникова и Епимаха Черезова, 1790-1791).
ГАКО, Ф.583, оп.11, № 238 (Расследование ходатайств “раскольников” из
Глазовский, Малмыжский и Нолинский районы, 1791-1793).
ГАКО, Ф.583, оп.17, № 1042 (Расследование ходатайства старообрядцев Уржумского уезда относительно утвари, конфискованной из их часовни протоиереем Дамианом Петровым, 1797-1801).
ГАКО, Ф.583, оп.17, № 1111 (Расследование ходатайства старообрядцев Уржумского уезда об организации отдельного кладбища, 1797-1800).
ГАКО, Ф.583, оп.18, № 888 (Исследование старообрядческого кладбища и часовни в Нолинском уезде, 1798-1799).
ГАКО, Ф.583, оп.18, № 1244 (Расследование дела о захоронении умерших
официальные православные прихожане на старообрядческом кладбище в Нолинском районе, 1798-1801).
ГАКО, Ф.583, оп.19, № 385 (Расследование случаев сопротивления среди
некоторые официальные православные верующие из Нолинского района крестят новорожденных детей и совершают заупокойные службы в приходской церкви, 1799-1814).
Возможно это поможет найти вам нужные фонды.
Здравствуйте!
Недавно обнаружила из переписи 1897 года, что родственники мои Соколовы были старообрядцами. Проживали на территории Глазовского уезда, Сардыкской волости, д.Ермаки (поч. Высокое поле).
Буду признательна, если кто-нибудь подсажет, где я еще могу поискать информацию по ним. Как я поняла поиск по старообряцам не прост и нужно знать где искать
В сообщении 87 (выше) есть ссылка на Глазов и Сардык. Скачай и посмотри там.
Не знаю, была ли ссылка "Перечень посемейных списков старообрядцев Вятской губернии (XIX – нач. XX вв.)" https://cgako.ru/static/page_files/bee5f031586c11eaacca5254007c38a0.pdf Кировский архив.
В одном из документов встретился запрос благочинного в полицейское управление: прошу посмотреть метрические книги для старообрядцев которые вы ведёте и фамилия старообрядца. Кто-нибудь встречал такие метрики у полиции?
Благодарю, не получается пакетное закачивание через DownThemAll. Как вы закачиваете?
Здравствуйте!Прошу помощи у знатоков.Начала писать родословную мужа.И столкнулась с тем,что по отцу предки были староверами.Бабушка из православных,а дед-старовер.Что интересно,бабушка жила под своей девичьей фамилией всю жизнь-Пискунова Анна Ивановна 1909 г.р. Она родом из д.Пандерки приход Успенская церковь с.Старый Мултан Малмыжского у.А детей записал отец на свою-Северюхины.Проживали в д.Обухово Малмыжского уезда.Дед Северюхин Агей Матвеевич 1900 г.р.,отец мужа-Северюхин Викентий Агеевич 1935 г.р.Ближайшая церковь староверов-Христорождественская Единоверческая с.Краснояр Малм.уезда.Просмотрела Клировые ведомости церкви,откуда узнала,что из д.Обухово 6 прихожан.Вполне возможно среди них были и наши Северюхины.Очень бы хотелось узнать,сохранились ли МК этой церкви.Из комментариев узнала,что в ГАКО сохранились некоторые по Малмыжскому уезду 1879-1888г.р. ф.716,о.3,д.10.Может быть кто-то знает?И вообще владеет другой информацией по этому приходу.