Село Большая Уча (август 2019)

Мои предки по отцовской линии – вотяки из деревни Нижние Адам-Учи Граховской волости Елабужского уезда. По семейной легенде  переселилась они на реку Адамку  из Малмыжского уезда из деревни Большая Уча. По преданиям – занимались бортничеством. И был у них  свой родовой знак, которым они метили свои борти. Поэтому, когда проезжали  мимо села Большая Уча, решили завернуть. На плакате у въезда в село дата основания  – 1710 год. Поминается в Ландратской переписи 1716-1717 г. как деревня Большая Уча Казанской губернии Арской дороги  с 20 дворами 47 жителями. В Вятской губернии относился он к Малмыжскому уезду. Сейчас – Можгинский район Удмуртии.

Дорога в село широкая, асфальтированная. Не в каждый провинциальный город может похвастаться такой. Произвела впечатление красная кирпичная водонапорная башня с часами и флюгером на крыше. Остались основательные кирпичные постройки складов и амбаров. Видимо  через село проходили торговые пути.

    

Свято-Троицкая церковь  открыта в 1836 году. В 1936 году была отдана под клуб. Сейчас, подновленная, вновь принимает прихожан. Как и во всех селах Удмуртии просторная и цветущая территория перед местными школами – средней и музыкальной. Предположили, что средняя школа носит имя Маршала авиации Фалалеева Федора Яковлевича, уроженца села Вавож. Здесь же на территории школы бюст героя и  макет самолет. И у выезда из села – на постаменте старый трактор….

  

Последние пару лет пыталась разобраться с историей своего рода.  Выяснила, что предки моего рода относились к воршуду Уча или Утча  (Уть-ись). «Воршудное имя есть имя родоначальника или родоначальницы, заслуживших особый почет и поэтому давших повод к прославлению себя в своем прямом потомстве… воршудное имя не есть непременно имя, а может быть и прозвищем родоначальника". Основателя рода звали Утись или Утйсь от удм. утьыны, что означает хранить, защищать.

В более древние времена  воршудно-родовая группа Уча заселяла притоки нижних течений правобережья рек Вятки и Камы; еще в XV в. по Ногайской дороге, на р. Ирге и Яче имелись деревни под названием Уча. После падения Казанского ханства и Арского княжества, с началом карательных операций войск Ивана Грозного против восставшего населения Арской земли (1557 год), многие вотяки пошли искать безопасные места для жизни. Так воршудно-родовая группа Уча в глуши, вдали от дорог, возле речушки основала деревню  Большая Уча , которая и стала центром расселения рода по рекам Кельвайка, Ильдаска и Сунда. В Малмыжском уезде есть ещё селения Будзим Уча, Сундо Уча, Келывай Уча, Чемошур Уча.

Источником дохода семьи было бортничество – разведение пчел. В этнографическом журнале дореволюционного времени написано «Немалым подспорьем в жизни вотяка является пчеловодство. Вотяки с большим вниманием и любовью занимаются эти делом. Хозяин с примерным усердием ухаживает за пчелой, следит, когда вылетает новый рой и не ленится отыскивать их в лесу  и пересаживать в свой улей. У иных хозяев можно найти от 100 до 150 ульев». Борт – это древний улей, который либо изготавливался вручную из деревянной колоды, либо выпиливалось уже готовое пчелиное дупло с пчелами из дерева. Такие борты накрывались крышей и устанавливались на подставки, образуя поляну с ульями наподобие современной пасеки. Пчелы так же, как и в дикой природе, собирали нектар и пыльцу, только перерабатывали уже под присмотром человека. Бортовые угодья обозначались бортовыми знаками – родовыми знаками собственности. По семейному преданию знак нашего рода –  перевернутая макушка елочки. Нашла похожий знак, называется он «курег кук» или куриная нога. Правда упоминается он в связи с воршудом Ворча, но,  может быть или наш род имел еще  и такое название, или  встречались похожие родовые знаки (все-таки родовых семейств - воршудов насчитывают до семидесяти воршудов).

Вообще Воршуд – один из основных языческих богов вотяков – это добрый бог охранитель семейного счастья. Для него строился особый храм «куала», а в храме находился ящик с несколькими монетами, составляющими священное приношение. Этот ящик ставили на древесные ветви, которые ежегодно заменяли новыми, а старые сжигали в огнище куалы. Если вотяку приходилось переселяться, то он переносил с собой и своего бога. В том числе и присваивал новому месту воршрудское имя. Приглашая к себе на новое жилье Воршуда, хозяин дома просит у него благословения на новую жизнь и приглашает поселиться на новом месте.

Жили  мои предки в этих  местах до конца XVII века. Потом судьба перекинула их на берега речки Адамки в Елабужские леса. «Первые поселенцы - вотяки в деревню Нижние Адам-Учи  пріѣхали на лѣсъ около 200 лѣтъ тому назадъ изъ деревни Учи, Малмыжскаго уѣзда» (Материалы по статистики Вятской губернии.  Т.6. Елабужский уезд. ч.2.  Подворная опись – Вятка 1889 г.). «…В Елабужский уезд вотяки Уча прибыли из Малмыжского… Два селения Адам Учи Граховской волости происхождением тоже из Малмыжского уезда из деревень с названием Уча  образовались 200 лет тому назад.» ( Сорокин П.М., 1895 год).

1. Атаманов М.Г. Этногенез удмуртов: роль лингвистики в решении этногенетических проблем

      2. Атаманов М.Г. Из истории формирования этнологических групп удмуртов. Арская дорога.

     3. Из быта вотяков. Статья из дореволюционного журнала.

     4. Сорокин П.М. О расселении удмуртских родов, 1895 г.

     5. Чураков В. Происхождение названий удмуртских  родов

 

 

Комментарии

Аватар пользователя Сильвер

Красивое маленькое исследование.

Аватар пользователя Dина

Маршал авиации Фалалеев Ф.Я. родился в д. Полянское, ныне Можгинский район. В селе Вавож он только продолжил учёбу в 4-5 классах после окончания начальной школы в с. Большая Уча. На трассе Вавож-Можга у родной деревни маршала на постаменте стоит макет самолёта. На улице Фалалеева в городе Можга в его честь установлен памятник - самолёт Л-29 в натуральную величину.