Троицкий стан или волость

14 сообщений / 0 новое
Последнее сообщение
harb

Не в сети
Последнее посещение: 3 дня 5 часов назад
Регистрация: 14.09.2021 - 15:33

Уважаемые друзья! Прошу помощи в определении места жительства моего предка.

В переписной книге Арамильской слободы за 1695г. указано:

«Во дворе Панкрашка Гаврилов сын Чермин. Сказал: родом он Вяцкого уезду, Троицкого стану, жил за великими государи во крестьянех. В тягле остался дядя ево. В Сибирь в Арамильскую слободу пришел в 191-м году. Во крестьяне поселил ево прикащик Семен Пушников. У него дети: Артюшка дватцати лет, Терешка семнатцати лет. У Артюшки сын Мишка дву лет.»

В следующей переписи он уже Черменин, фамилия достаточно распространённая на Вятке.

Однако, Троицкого стана я не идентифицировал, может он имел ввиду Троицкую волость Чепецкого стана? 

 

Зуенко Ю.И.
Аватар пользователя Зуенко Ю.И.
Активист

Не в сети
Последнее посещение: 4 часа 50 минут назад
Регистрация: 17.06.2014 - 05:32

Троицкая волость была в Филипповской (Новой Филиповской) слободе Вятского (Хлыновского) уезда. Однако если этот Панкрат - из тягловых крестьян, то видимо имеется в виду не она. 

Я интересуюсь фамилиями:
Родигин Родыгин Радыгин
vikt0r
Модератор

Не в сети
Последнее посещение: 2 часа 31 минута назад
Регистрация: 15.11.2014 - 21:50

Он пришел в Сибирь в 1683 г. В Филиповой слободке уже был Троицкий погост (село Филиппово), но Слободка тогда на волости еще не делилась.

Стоит ли вообще верить на слово беглому крестьянину? Смотрите всех однофамильцев в переписи 1678 года.

harb

Не в сети
Последнее посещение: 3 дня 5 часов назад
Регистрация: 14.09.2021 - 15:33

Спасибо за ответы! Я конечно проанализировал всех Чермениновых с 1678 по 1710, чтобы отсеять тех, кто никуда не сбегал, плюс перепись 1662 новых дворов и 1646 по Холуницкому стану. Получил 2 варианта исходя из следующих допущений:

1. Беглый, дабы скрыть своё прошлое, изменил имя, назвал выдуманный стан, из истинного осталось - Вятка, да тягло. Тогда возможно это сбежавший Ларион Устинов из Холуницкого тяглового стана, 20 лет в 1678. Правда указан год побега 1706, но это не факт на самом деле. У Панкрашки к 1695 в переписи указан старший сын 20 лет, плюс-минус погрешности, можно согласится.

2. Беглый не пытался ничего скрыть, но из-за своей безграмотности с Троицким станом и тяглом просто напутал. Тогда как вариант в переписи новых дворов 1662 указан его отец Ганка (=Гаврила) Черменин, проживающий в Филипповой слободке, с указанием на то, что по переписи 1646 он написан в Чепецком оброчном стане. Видимо изначально жили там. Интересно, что по переписи 1710 (210-22-73) в Чепецком оброчном стане есть Троицкая волость.

как варианты:))

Зуенко Ю.И.
Аватар пользователя Зуенко Ю.И.
Активист

Не в сети
Последнее посещение: 4 часа 50 минут назад
Регистрация: 17.06.2014 - 05:32

Второй вариант. Он легализовался в Сибири, т.е. не было смысла скрывать происхождение. Под "тяглом" мог подразумеваться и оброк тоже. С административным делением напутать - легко, т.к. оно реально запутанное. Село Филипово тогда возможно именовалось Троицким. "Изначально жили там" в 1646 г. - это не обязательно переезжали, просто адм.деление менялось.

Я интересуюсь фамилиями:
Родигин Родыгин Радыгин
vikt0r
Модератор

Не в сети
Последнее посещение: 2 часа 31 минута назад
Регистрация: 15.11.2014 - 21:50

Село Филиппово (церковь там действительно Троицкая) основано в 1643 г., как один из двух погостов Филиповой слободки. В переписи 1646 г. уже числится волость Филипповская. Сама Филипова слободка была создана и отдана на оброк Пахому Кощееву сотоварищи в 1648 г. (в ответ на челобитную от 1637 г.). Ранее земли слободки пустовали, если кое-где стояли починки удмуртов или русских, то в слободку они не вошли, были отмежованы.

Но это не Троицкая волость. Троицкая волость Чепецкого оброчного стана находилась севернее, по обоим берегам р. Чепцы. Центром ее было село Волчье-Троицкое (так же в эту волость входили сёла Пыжа, Игумново, Хмелевка, Сезенево, Поджерново).

Кроме того, в Чепецком тяглом стане тоже числится погост Волчей над рекою Чепцою с Троицкой церковью. Это село, судя по переписям до 1710 г. относилось к тяглому стану, а после, в ревизиях - в оброчном стане: https://rodnaya-vyatka.ru/places/85086

harb

Не в сети
Последнее посещение: 3 дня 5 часов назад
Регистрация: 14.09.2021 - 15:33

Спасибо! Очень познавательно! 

 

harb

Не в сети
Последнее посещение: 3 дня 5 часов назад
Регистрация: 14.09.2021 - 15:33

Ура! Я просмотрел часть переписи 1646 по Чепецкому стану и нашёл в оброчном в Починке Кавардаковом на речке на Зизме Двор Тимки Фёдорова сына Черменина с сыном Ганкою, у Ганки сын Панкратка 5 лет. Правда возраст у Ганки указан 15, но это бывает:))

Очень буду рад, если есть возможность узнать что это за место сейчас.

vikt0r
Модератор

Не в сети
Последнее посещение: 2 часа 31 минута назад
Регистрация: 15.11.2014 - 21:50

Можно искать по названию: https://rodnaya-vyatka.ru/censuses/search?id_census=&place=%D0%9A%D0%B0%...

У нас этот н.п. пока не привязан ни к какому современному населенному пункту.

Но если судить по волости и по р. Сизме, то он должен быть где-то рядом с Семушино Кирово-Чепецкого района: https://rodnaya-vyatka.ru/places/93672

Если найдете как он стал называться позднее, напишите, сделаем привязку к странице.

Пока примерно, судя по названию и фамилии жителей, больше подходят Короли: https://rodnaya-vyatka.ru/places/103259

harb

Не в сети
Последнее посещение: 3 дня 5 часов назад
Регистрация: 14.09.2021 - 15:33

Спасибо! Обязательно!

Аленький
Модератор персоналий

Не в сети
Последнее посещение: 2 часа 29 минут назад
Регистрация: 10.07.2012 - 18:44

Правда возраст у Ганки указан 15, но это бывает:))

У женатых сыновей возраст не указывался.

Я интересуюсь фамилиями:
Багаев Куклин Вшивцев
harb

Не в сети
Последнее посещение: 3 дня 5 часов назад
Регистрация: 14.09.2021 - 15:33

Согласен, но в документе однозначно: «во дворе крестьянин Тимка Федоров сын Черменин с детьми Ганкою да с Ларкою, Ганка пятнадцати лет Ларка десяти лет, у Ганки сын Панкратко пяти лет». Я думаю, что переписчик сначала указал Ганку и написал возраст на глаз, а потом уж переписал его сына, ну а Ганка так и остался в переписи 15-летним, а так наверно ему было на тот момент лет 23-25:)

vikt0r
Модератор

Не в сети
Последнее посещение: 2 часа 31 минута назад
Регистрация: 15.11.2014 - 21:50

Цитата: "написал возраст на глаз"

Вряди ли переписчик лично ездил по всем починкам, оценивая возраст "на глаз".

harb

Не в сети
Последнее посещение: 3 дня 5 часов назад
Регистрация: 14.09.2021 - 15:33

Безусловно да, не надо понимать это буквально :)