К вопросу о дате основания Лальска
В статье «Ранняя история Лузского района» https://rodnaya-vyatka.ru/blog/2419/132080 Александр Фёдорович косвенно затронул вопрос даты основания Лальска. Я хотел вставить свои размышления по этому поводу в качестве комментария, но текста получилось много (хотя и постарался как можно более сократить его), поэтому решил выделить их в отдельную тему.
Итак, Лальск – скромный провинциальный посёлок на самом севере Кировской области, а когда-то – купеческий город, важный перевалочный пункт на торговом пути из России в Сибирь и Китай. Согласно официальным данным, он был основан гражданами Великого Новгорода, бежавшими от опричного погрома, устроенного Иваном Грозным в январе-феврале 1570 г. (Энциклопедия земли Вятской. Киров. 1994. т. 1. стр. 186-195). Согласно преданию, 60 человек бежали из города и обосновались в 79 верстах к востоку от Устюга, на правом берегу реки Лалы, в 3,5 верстах от её впадения в Лузу. Там, на месте нынешнего Воскресенского собора, образовался Никольский (Лальский) погост (И.С.Пономарев. Сборник материалов для истории города Лальска Вологодской губернии. Т. I: с 1570 по 1800 год. Великий Устюг, 1897).
Такова легенда, а что по этому поводу говорят документы?
В одной из устюжский летописей, написанной неизвестным автором в 1679-1680 годах и принадлежавшей в начале XIX века устюжскому купцу Петру Ивановичу Юринскому, сказано (без указании даты): «И о братии наших лаличах да повеет ся зде истинна, егда бо слышаша, яко царь, яростию подымает ся на Новгород, неции от них, богом наставляеми, советовав и убрався, тайно убегше и на реце Лале в пусте месте вселишася и до днесь жительствуют» (Летописец города Устюга Великого. ВУФ ГАВО. № 2304, л. 20 об. - 21).
В другой летописи, составленной в 1765 году священником Великоустюгского Успенского собора Львом Яковлевичем Вологдиным, между 1549 и 1582 годами стоит запись: «А когда грозный царь Иван Васильевич казнил новгородцев и своих изменников, будучи сам своею особою в Новгороде, тогда неции от граждан совещавшись и усоветовали тайно избежати из Новаграда и вселитеся в пусте месте, иде же Бог наставит, и там свободиться царского гнева и тако оставше жительство свое Великой Новград, странствовали по лесам, по пустыням, непроходимым местам дотоле, докеле же достигли реки Лалы, в пустом месте течение свое продолжающее же от Устюга на Сибирь, в расстоянии 80 верст, и ту поселилися, пребывающее же на том месте, начали размножатися и нарекошася по имени реки Лалы лалетяна» (Летописец о великом граде Устюге. РГАДА. ф. 188. оп. 1. д. 163. л. 31 - 31 об.).
На первый взгляд напрашивается прямая связь основания Лальска с событиями 1570 года в Великом Новгороде. Однако в том же «Летописце Вологдина» после процитированного выше абзаца следует запись: «В лето от Рождества Христова 1555. По разрушении Новагорода множество тамошних купеческих и разночинских семейств поселились в Устюге, в Сольвычегодске и в Яренске и основали близ реки Лалы Лальский посад» (Там же. л. 31 об. - 32).
Кстати, в другой редакции этого летописца (ПСРЛ. т. 37. л. 1982. стр. 137) данный абзац вообще отсутствует. Зато он почти дословно повторяется в летописи вологодского историка Якова Яковлевича Фриза: «1555. По разрушении Новагорода множество тамошних купеческих и разночинских семейств поселилися в Устюге, в Солевычегодске и в Яренске и основали в Устюге близ реки Лалы Лальский посад» (Я. Я. Фриз. Руководство к историческому и физическому описанию областного города Устюга Великого, сочиненное в 1793 году. СПб. 1899. стр. 14).Эта же дата указана и в статистическом сборнике «Городские поселения в Российской империи», в котором о Лальске сказано: «Заселён в 1555 году новгородцами» (Городские поселения в Российской империи. СПб. 1860. т. 1. стр. 363), в статьях «Взгляд на состояние промышленности и торговли Вологодской губернии» (Вологодские губернские ведомости. № 30 за 1866 г. стр. 292) и «Взгляд на исторические события, имевшие влияние на промышленность, торговлю и состояние жителей Вологодской губернии» (Вологодские губернские ведомости. № 35 за 1866 г. стр. 349).
А писатель и историк Николай Михайлович Карамзин в своём фундаментальном труде «История Государства Российского» пишет: «Когда грозный Царь Ив. Вас. казнил Новогородцев, тогда неции от граждан совещавшеся усоветовали тайно избежати из Новагорода и вселитися в пусте месте, иде же Бог наставит… И тако странствовали по лесам, пустыням и непроходимым местам, донеле же достигли реки Лалы, от Устюга на Сибирь в разстоянии 80 верст, и ту поселилися… и начали размножатися и нарекошася по имени реки Лалечане…» (Н. М. Карамзин. История государства Российского. С.-Пб. 1821. Т. IX, примечания, стр. 101-102. прим. 294).
Первое же упоминание о Лальском погосте относится только к 1606 году, когда лалечане были упомянуты в числе отрядов земского ополчения, направившихся на борьбу с польскими интервентами (И. С. Пономарев. Сборник материалов для истории города Лальска Вологодской губернии).
Итак, имеются две даты основания Лальского погоста – 1555 и 1570 год. Но насколько обе они достоверны? Сомнения на этот счёт высказывались давно: «Около 1571 года Новгородцы, избегая гнева Иоанна Васильевича, стали тайно выходить из Новгорода и селиться на нынешнем месте Лальска. Здесь начало этого города». Комментарий: «Карамзин, т. 9, основываясь на Вологдине, относит переселение Новогородцев к 1570 году; у Вологдина оно обозначено между 1549 и 1582 годами. В Словаре географическом, часть 3, стр. 5, основание Лальска обозначено 1555 годом.» (Вологодские губернские ведомости. № 42 за 1857 г. неофициальная часть. стр. 301).
Однако известному вологодскому краеведу XIX века Николаю Ивановичу Суворову (1816-1896) понравилось мнение авторитетного историка, и он конкретно указал эту дату в своей работе: «1570. По разорении Новгорода, многие тамошние жители поселились в здешних местах, в том числе и в Устюге; другие же, достигнувши реки Лалы, отстоящей от Устюга в 80 верстах, основали близ оной Лальский посад» (Два летописца. Вологодский и Устюжский. Вологда. 1874. стр. 109).
Эту же идею подхватил и лальский городской голова Иван Степанович Пономарёв (1849-1916). Долгие годы он собирал краеведческие материалы, написал и издал книгу «Сборник материалов по истории города Лальска Вологодской губернии». Это первая и главная работа по истории Лальска, к которой и по сей день обращаются все краеведы. Соотнося исторические материалы с устными преданиями, И.С.Пономарёв, указывая в своём исследовании разные даты (1555 и «после 1549»), тем не менее, обозначил дату основания Лальска 1570 годом, приводя, на его взгляд, неопровержимый довод: «А так как Иван Грозный, как известно, был в Новгороде с 6 января до конца февраля 1570 года, когда им произведена и кровавая расправа над Новгородцами, посему и основание Лальска следует отнести, согласно Карамзину, к 1570 (7078) году.» (Сборник материалов для истории города Лальска Вологодской губернии).
Итак, одно из двух: либо 1555 год – это действительно точная дата прибытия неких новгородцев на Лалу, но источник её неизвестен, либо она совершенно случайна и не имеет никакого отношения к данному вопросу.
Стоит заметить, что старинные рукописные документы неоднократно переписывались, и не исключено, что в них могли попасть элементарные ошибки. Было также обычным явлением, когда авторы, в угоду конъюнктуре, намеренно искажали факты или смещали их во времени.
Советская историография незаслуженно лишила Ивана III, Великого князя Московского – настоящего собирателя русских земель (во время его правления Московское государство окончательно избавилось от ордынского ига, а его территория увеличилась в пять раз) – той легендарности, которую завоевал его внук Иван IV. Оба они, и Иван III и Иван IV, были по отчеству Васильевичи. Ивана III неофициально именовали царём, а Ивана IV Грозным при жизни не называли, этот эпитет ему присвоили историки (и то – с подачи западных злопыхателей).
Так, может быть, в рассказе о том, как «грозный царь Иван Васильевич казнил новгородцев» (здесь «грозный царь» – не более чем метафора), речь идёт не о погроме 1570 года, а о завоевании Великого Новгорода Иваном III в 1478 году. Именно тогда началось массовое бегство новгородцев на Север и Восток – на Печору, Пинегу, Мезень, Вычегду и вероятно – Лузу (на Северной Двине новгородские волости – боярские и монастырские вотчины – появились значительно раньше).
Ещё одним подтверждением версии о появлении русских на Лале задолго до 1570 года может служить предание о нападении на Лальский погост воинственной чуди. Сказание гласит, что лалетяне молили о заступничестве Святителя Николая, и чудь была поражена слепотой, а место этого события стали называть Поклонной горкой (И.С.Пономарев. Сборник материалов для истории города Лальска Вологодской губернии). Но к концу XVI века легендарная чудь как народ уже перестала существовать, а местная лузская пермца (так русские называли предков нынешних лузско-летских коми) была мирными подданными Московского государства. Значит, эта легенда является отголоском каких-то других, более древних событий, а именно самого начала освоения русскими этого края. А наиболее активная его фаза началась с 70-х годов XV века, когла вдоль Вычегды и Лузы открылись военно-торговые пути в Пермь Великую, вдоль которого были установлены осадные городки. На Лузе это были: Ратмеровский (Рахлей), Лальский (Ботище), Лоемский (с. Лойма), Спасский (с. Спас-Поруб), Объьячей (с. Объячево); три последних – в Лузской пермце. Под защитой этих городков, бывших первоначально административными центрами, образовывались русские деревни, а вблизи Лальского городка и поселились легендарные «беглецы» (впрочем, какие они были беглецы – они же не за границу бежали, а просто переселились на новое место жительства, что в те времена было обычным явлением).
Версия Карамзина-Суворова-Пономарёва далеко не была приоритетной: ещё в 1957 году лузский краевед Василий Афанасьевич Меньшиков опубликовал в районной газете «Лальский ударник» ряд статей по истории Лальска, где связал время его основания с присоединением Великого Новгорода к Московскому государству Иваном III, в то же время, ссылаясь на вышеупомянутую книгу «Городские поселения в Российской империи» 1860 года, указал дату 1555 год, при этом, о 1570 годе даже не упомянул (В. А. Меньшиков. Из истории посёлка Лальск. Лальский ударник. Лальск. 1957. №№ 25-34).
Однако в 1970 году в областной и районной прессе, в публикациях Валерьяна Ивановича Пономарёва, сына И. С. Пономарёва («К 400-летию Лальска». Кировская правда. Киров. 1970. № 210) и Ивана Степановича Павлушкова, коренного лальского жителя («Седая быль Лальска». Северная правда. Луза. 1970 г.), стало отдаваться предпочтение версии Н. М. Карамзина, Н. И. Суворова и И. С. Пономарёва. Очевидно, связать основание города с конкретным событием и известным историческим лицом, а именно – разгромом Великого Новгорода Иваном Грозным – оказалось интереснее. А вместе с этим появился удобный повод отметить круглую дату – 400-летие Лальска.
В заключение добавлю, что есть одно существенное доказательство против этой версии: в одной из ссылок в упоминании старых документов встретилась фраза «у Николы на Лале», датированная 1512-м годом – вряд ли это могло быть чем-то, кроме Лальского Никольского погоста. Но беда в том, что этот источник мне неизвестен, и подтвердить эту информацию нет возможности, т.к. человек, который сообщил её, уже давно не выходит на связь. Если кто-то из участников форума располагает данной информацией, огромная просьба поделиться ей.
По ссылке :
https://cyberleninka.ru/article/n/redaktsii-kormchih-knig-predstavlennye...
Статья, где упоминается эта рукопись с фразой - «у Николы на Лале», датированная 1512-м годом.
М.В. Корогодина
''РЕДАКЦИИ КОРМЧИХ КНИГ''
Можно указать еще одну хорошо изученную редакцию кормчей, неизвестный список которой хранится в Библиотеке РАН. Это Мазуринская редакция кормчей...
Между тем в Рукописном отделе БАН действительно хранится список кормчей Матзуринской редакции: БАН, Арх. С. 5. Этот список имеет точную дату (1512 г.) и написан тем же писцом, что и список из Уваровскогоо собрания, - Васюком Кылдашевым...
Рукопись из собрания БАН, согласно записи Кылдашева, писана «у Николы на Лале», и -это, пожалуй, одно из наиболее любопытных обстоятельств, касающееся данной рукописи. Река Лала впадает в р. Лузу примерно в 100 верстах от Великого Устюга и Сольвычегодска. Ни одного Никольскою монастыря на р. Лале не известно. Однако в документах конца XVI-XVII в. на Лале упоминается крупный Никольский погост, его Никольская церковь стала позже главным собором города Лальска. Обычно возникновение населенною пункта на этом месте относят ко времени Ивана Грозного: именно здесь осели новгородцы, изгнанные царем в 1570 г. из Новгорода и Пскова. Упоминание «Николы на Лале» в писцовой записи в 1512 г. позволяет предположить, что речь идет о том самом Никольском погосте, вокруг которого позже вырос г. Лальск. В этом случае возникновение населенного пункта здесь следует отнести, по меньшей мере, к началу XVI в., а не к 1570-ы гг...
#s3gt_translate_tooltip_mini { display: none !important; }