Но им всё-таки не удалось остаться в полной безызвестности. В эпоху основания Русского государства на северо-восток от Вятской земли лежала Великая Пермь или Биармия, а за ней, по ту сторону Уральского хребта, земля Югорская. И та и другая страна изобиловали дорогими мехами, благородными металлами и драгоценными камнями. Обе эти страны с незапамятных времён вели довольно значительную торговлю со скандинавами, болгарами и новгородцами. предприимчивые новгородцы знали о существовании Вятской земли и, по-видимому искали случая поселиться в ней...
...часть новгородцев покинули свою родину и поплыли на судах в Вятскую землю в 1174 году. Вероятно, что главной причиной была междоусобица в Новгороде. В это время здесь происходила борьба между двумя партиями: одной, державшей сторону князя Киевского, другой, придерживавшейся Андрея Юрьевича Боголюбского. Последняя восторжествовала и Новгородская область должна была покориться Боголюбскому, который назначил туда правителем сына своего Георгия. Партия, недовольная таким исходом и оставила свою родину, направившись в давно облюбованную новгородцами Вятскую землю.
Подвигаясь по рекам Каме, Вятке и Чепце, новгородцам приходилось буквально с боя брать каждую пядь земли, на которой они желали обосноваться. Первым пунктом, доставшимся русским, было вятское городище Болвановка, находящееся на правом берегу Вятки, на высокой горе в шести верстах ниже впадения в неё Чепцы. Городок этот был назван русскими Болвановкой, вероятно, вследствие нахождения здесь главного вотского языческого капища. русские переименовали его в Никулицын и укрепились в нём. Вскоре после этого другая партия новгородцев вошла в черемисские владения и в среднем течении Вятки завладела городом Кокшаровом, переименовав его в Котельнич. затем по обоюдному соглашению между собой новых обитателей Никулицына и Котельнича решено было устроить общий укреплённый город, который был бы главным городом нового русского поселения в Вятской земле. Местом для него был избран левый гористый берег Вятки между Никулицыном и Котельничем, в 90 верстах от последнего, при впадении реки Хлыновицы. Сам город назван был Хлыновом и продолжал носить это название до учреждения вятского наместничества, когда стал называться Вяткой.
Жители Хлынова в целях безопасности вскоре принуждены были перебраться на другое, более удобное место. Они перенесли свои жилища туда, где ныне архиерейский дом, соборы кафедральный и Богоявленский, девичий монастырь. пятницкая церковь и присутственные места. Этот новый город с трёх сторон был укреплён самой природой: на юге защищался глубоким и широким рвом, или "засорою", на севере- также громадным рвом (ныне Здерихинский спуск) и на востоке- высоким и крутым надречным берегом. Новый город назван был Кремлём. Дома были построены таким образом, что прикасались друг к другу и образовывали собой как бы четырёхугольный замок. С этого места город никуда уже более не переносился. С увеличением народонаселения он постепенно расширялся к западу. Для безопасности город обнесён был тыном, а впоследствии- и искусственным валом, остатки которого сохраняются ещё до настоящего времени.
Так возникла Вятская республика, учреждённая новгородскими выходцами и представлявшая собой как бы копию Новгородской республики. Она управлялась людьми выборными, и Хлынов был главным её городом.
...к величайшему удивлению новгородские летописцы умалчивают о Вятке. В первой древнейшей и важнейшей Новгородской летописи всего только один раз упоминается о Вятке, да и то лишь под 1417 годом; ...в четвёртой находится несколько известий о Вятке, как кажется, заимствованных из Псковских, Московских и других летописей.
К счастью Вятка имеет своего летописца в лице Александра Вештомова, бывшего учителя исторических наук в главном Вятском народном училище. " История вятчан со времени поселения их при реке Вятке до открытия в сей стране наместничества, или с 1181 по 1781 год" ( так озаглавлен труд Вештомова) относится к 1807 и 1808 годам. Этот замечательный для своего времени труд представляет собой не только добросовестный, но и умелый свод известий летописных, а также сведений, добытых из местных архивов.
Тут приведено традиционное изложение ранней истории региона существующее с небольшими дополнениями до сего дня. Самое интересно то что отмечено молчание новгородских летописей о Вятке. Если,, конечно, сведения не были удалены задним числом при переписывании летописей, то это в пользу того, что колонией Новгорода Вятка не была, хотя некоторые выходцы из него на Вятке наверно селились.
Людмила, к счастью Вятка имеет и других, современных исследователей, которые расширяют познания об истории Вятской земли.
Основание Котельнича в 1174 году опровергается современными историкаими. и пеереосится на более поздний период.