"Чем древнее город, тем больше в его окрестностях курганов (древних могил) и так называемых городищ. Подобными памятниками древности усеян весь Вятский край. Здесь существуют городища троякого рода: во-первых, остатки старых городов; во-вторых, остатки временных военных укреплений более нового времени; в-третьих, особый, наиболее древний вид городищ, о прямом назначении которых наука не сказала ещё последнего слова. Городищами третьего рода особенно богат Вятский край. Городища эти обыкновенно занимают собой угол, образованный крутизной берега реки или оврага и огороженный со стороны поля одним или несколькими валами с таким же числом рвов. На ровном месте городища бывают редко, и тогда они имеют круглую форму. Высота валов изменяется от 15 до 100 саженей... Очень может быть, что эти городища служили главным местом языческого жертвоприношения.
Например, Чёртово гордище Елабужского уезда. Находится на крутом берегу Тоймы при впадении её в Каму. Имеет вид четырёхугольника; линии оврага почти параллельны линии берега Камы. Сохранились следы укрепления с четырьмя круглыми башнями по углам и таким же числом полубашен посредине каждой стены, построенного из больших неотделанных камней, и следы бывшего в городище монастыря.
На городище и вблизи его были найдены большие медные топоры, ножи, необходимые для жертвоприношения, медные вещи для домашнего обихода, медное блюдо с изображением барана со змеиной головой, изображение барана из стали или чугуна. ... Городище это одно из древних и, надо полагать, играло в очень отдалённом прошломвидную роль в жизни местного населения. В летописях об этом городище говорится, что оно основано Александром Македонским.
Другая древность Вятского края, остающаяся пока неизученной, - пещеры. В 3 верстах от села Чеганды Сарапульского уезда по направлению течения Камы тянется цепь гор, и в ней ряд пещер, соединённых между собой. В этих пещерах сохранились следы человеческого пребывания. В некоторых сохранились остатки костров; в одной пещере находится яма глубиной саженей в 30, дно которой устлано досками. Говорят, что здесь находили и иконы.
О каменных пещерах Сарапульского уезда народное предание говорит, что лет 200 тому назад здесь жили разбойники. Об атамане разбойников Гурьке сохранилось в народе легенда как о богатыре, который "одним голосом останавливал судна". По тем же народным преданиям, пещеры эти, раньше обитания их разбойниками, служили жилищем мирному населению... Не приведено даже в приблизительную известность количество пещер Вятской губернии.
Весьма характерный для Вятского края остаток старины - подземные ходы, как свидетельство о той скрытной , затаённой вражде, которая в течение веков существовала между прошлым - русским и коренным - инородческим населением этого края. Под городом Вяткой, слободой Кукаркой и в их окрестностях, по берегам Камы и во многих других местах существует целая система подземных ходов, простирающихся иногда до 15 вёрст. В некоторых местах ходы укреплены каменной кладкой или дубовым тёсом и, несмотря на седую давность, местами сохранились очень хорошо. Посредством этих ходов сообщались предместья с городом и отдельные части города между собой, а также и соседние сёла друг с другом. Посредством этих ходов спасалось население во время нападений врагов и подавалась помощь осаждённым. При рытье погребов и канав то и дело теперь наталкиваются то на стены и срубы подземных ходов, то на железные двери, ведущие в эти подземелья. Ходы эти таят в себе историю о той эпохе Вятского края, которая до сих пор остаётся Тёмной, загадочной. ... Там история покорения и заселения Вятского края русскими, борьбы их с аборигенами и народностями, учинявшими сюда набеги с целью грабежа !
Говоря о вятской старине, следует отметить факт землетрясения, бывшего в Вятской губернии в 1809 году. В три часа ночи с 25 на 26 февраля всё население Вятки почувствовало два подземных удара, настолько сильных, что все дома затряслись и "сделался в них треск". В тот же самый день и час землетрясение произошло в уездах: Вятском, Слободском и Орловском.
... Обращение инородческого языческого населения в христианство началось лишь в конце первой половины XVIII века.
... В 1709 году сюда были сосланы пленные шведы. С этого времени Вятская страна стала местом ссылки...
... В 1733 году было открыто в Вятке две школы: Элементарная и Славяно-греко-латинская, то есть семинарии. ... Ещё в первой половине XVIII века родители доставляли в школу своих детей, "бежавших от науки", в "колодках". Только к концу XVIII века учебная часть в семинарии была настолько упорядочена, что этот первый и единственный в то время рассадник среднего образования в крае имел право на название среднего учебного заведения.
... Во время введения земских учреждений ( в 1864 году) Вятская губерния занимала одно из самых видных мест в ряду передовых русских губерний. В течение трёх первых трёхлетий земской деятельности к голосу вятского земства прислушивалась вся мыслящая Россия. По заботливости о народном образовании и охранении общественного здравия, о статистическом изучении края, об организации народного кредита и поднятии местной сельской производительности и промышленности вятское земство бесспорно занимает первое место в ряду всех других земств и в течение первых 9 лет земской деятельности шло впереди других. Факт тем более знаменательный, что, вследствие крайней ограниченности в этой губернии дворянских имений, владельцы их никогда не составляли отдельного дворянского общества, и Вятская губерния никогда не имела ни особых дворянских предводителей, ни родословных книг; в ней никогда не составлялось собраний дворянства и не производилось дворянских выборов. В Вятской губернии считается более 2,5 миллионов населения. Из этого количества на долю бывших помещичьих крестьян приходится только 35 000 человек обоего пола.
И вот этот отдалённый, заброшенный угол России, начавший жить общерусской, общегосударственной жизнью лишь с конца минувшего века, бывший местом изгнания и ссылки, видевший в своих владениях А.И. Герцена, М.Е.Салтыкова и многих других выдающихся интеллигентных русских людей, - в момент освобождения крестьян и особенно после введения земских учреждений, вдруг заговорил вслух о всей России и обратил на себя внимание всей мыслящей части русского общества. После 19 февраля 1861 года и тем более после открытия земства "Вятские губернские ведомости" были лучшей из местных газет; публицистический отдел газеты по вопросам местного хозяйства не уступал лучшим из столичных газет.
В начале 90-х годов в Вятской губернии было 13 типографий; из них 6 в Вятке, а остальные в уездных городах: Глазове, Елабуге, Котельниче, Сарапуле, Слободском, Уржуме и Яранске. При тех типографиях имеются литографии ( 2 в Вятке и 1 в Сарапуле); при уржумской же типографии - хромолитография. Одна из вятских типографий получает заказы из Иркутской, Томской, Тобольской и Оренбургской губерний.
Продажа книг производилась в 11 книжных лавках в губернском и шести уездных городах. В Вятке находилось 3 библиотеки: публичная, епархиальная и частная с кабинетом для чтения. В публичной библиотеке имелся отдел книг для детского чтения. Были ещё публичные библиотеки в шести уездных городах и в слободе Кукарке. В Вятке имелся музей, который по богатству минералогических коллекций и по содержанию отделов зоологического и историко-археологического представляет довольно редкое явление в ряду других губернских городов.
Всего учебных заведений в 1890 году в губернии было 932. Из них 17 в губернском городе, 51 учебное заведение в уездных городах, 599 в уездах, то есть в селениях. Расход по народному образованию в губернии составлял 850 000 рублей в год...
Такими образовательными средствами могут похвалиться немногие из русских губерний. Но территория губернии слишком обширна; население многочисленно, - и этих колоссальных затрат оказывается слишком недостаточно. По отношению к народонаселению учащиеся мужского пола составляют 2 %, женского 0,5 %. В отношении к общему числу жителей 1 учащийся приходится на 80 человек.
...Инородческое население, составляющее около 15 % всего населения, продолжает коснеть в грубом языческом невежестве. Язычников считается 12 000 человек. Но и те из инородцев, которые приняли уже христианство, упорно продолжают придерживаться языческого культа. В северо- восточной лесистой части губернии, куда на 125 вёрст в длину и 60 вёрст в ширину вклинивается южное окончание тундровых болот Вологодской губернии, есть целые селения, где жители ещё не знают употребления колёс и круглый год ездят на полозьях.
Какая интересная статья! Особенно в части описания местности близ Камы, Чеганды, пещер и разбойника Гурьке. Спасибо.
Вам спасибо за внимание !
Как познавательно и интересно! Желаю Вам дальнейших успехов в продолжении исторической темы.
Спасибо, Надежда ! Всего Вам самого доброго !
Здравствуйте . Вопрос - "во-вторых, остатки временных военных укреплений более нового времени" . Что это за поселпния? И каккой-нибудь пример можно?
На сайте "Наша Вятка" есть ссылки на "Повесть", выдержки.
В начале 90-х годов в Вятской губернии было 13 типографий.
Здраствуйте, а какого века?
если XIX и начало XX века, то были типографии (2) и в г. Малмыже.
В каких летописях говорится, что Чёртово городище (Елабужское) основано Александром Македонским? В альманахе "Герценка: вятские записки" вып. 12 есть статья Сергея Ухова "Об имени "Вятка", где есть выдержки из "Книги Большому чертежу" - описание старинной карты, сделанное в 1627 г. Сама карта не сохранилась. Уже к 1627 г. она истрепалась, поэтому и решено было сделать её описание. Там, в частности, говорится: "А ниже Ика реки 40 вёрст на Каме город Чортов. А ниже Чортова города 50 вёрст пола в реку Каму река Вятка". Города под названием Чортов никогда не существовало. Был и есть полуразрушенный замок булгарского феодала (X в.), который местные жители прозвали "Чёртовым городищем", потому, что там одни только "черти" живут. Поселение на месте этого городища было покинуто задолго до XVI в. (предполагается, что карта была списана с более ранней, составленной при Иване Грозном).
Евгений Аркадьевич, полностью Вас поддерживаю, когда читала, подумала причём здесь Александр Македонский. Вымысел всяческий для некоторых важнее истины.
Добавлю об авторе.
Матвей Леонтьевич Песковский в последнюю четверть XIX в. стал едва ли не самым известным российским журналистом. Он не был газетным хроникером, а предпочитал давать большие материалы в газеты (среди них такие влиятельные как «Голос», «Русское обозрение», «Молва», «Порядок» и др.) и журналы («Вестник Европы», «Русская мысль», «Русская старина», «Русская школа», «Новь», «Задушевное слово» и др.), альманах «Живописная Россия», издававшийся М.О. Вольфом; редактором альманаха был знаменитый ученый и путешественник П.П. Семенов-Тян-Шанский. На страницах этого альманаха Песковским был опубликован прекрасный очерк о Вятском крае [2].
(2. Песковский М.Л. Вятский край, с. 68-99 // Живописная Россия: отечество наше в его земельном, историческом, племенном, экономическом и бытовом значении. Т. 8. Среднее Поволжье и Приуральский край. Ч. 2. Приуральский край / под ред. П.П. Семенова. - СПб., Изд-во «Т-во М.О. Вольф». - СПб., 1901.)
Источник: https://cyberleninka.ru/article/n/vyatskoe-gubernskoe-zemskoe-uchilische...
В 1870-тые годы Песковский учительствовал в учебных заведениях г. Вятки.
Был женат на двоюродной сестре В. И. Ленина, Е. И. Веретенниковой. Умер 29 января (11 февраля) 1903 года в Санкт-Петербурге в больнице для душевнобольных на шестидесятом году жизни.
К историческим работам М.Л. Песковского следует относиться критически, он не историк, а журналист.