Смертины Котельнича. Начало XVIII века

В начале изучения истории вятских родов, носящих фамилию Смертин в первой четверти XVIII века, чуть ли не самыми первыми мне на глаза попались Юдины дети. Отчество уже тогда заинтересовало своей необычностью, но не менее интересные открытия были впереди..

ЮДИНЫ ДЕТИ. ПОЧЕМУ ОНИ СМЕНИЛИ ОТЧЕСТВО?
В разных переписях Котельнического уезда начала XVIII столетия встретил упоминания имен Яков Юдин сын Смертин и Иван Юдин сын Смертин. Но в соответствующих документах XVII века никак не находился их отец Юда (Иуда) Смертин. Ну в самом деле, не возникли же Юдины дети из ниоткуда! Быть может, Юда вообще не попадал в переписи?
А недавно решил проверить, есть ли среди уже известных мне представителей приведенных в прошлом посте Смертиных человек с двумя сыновьями - старшим Яковом и младшим Иваном. И сразу же удалось обнаружить их наличие среди потомков жителей Котельнича, имевших усадьбу в деревне Игнашинской Смертина. Это дети среднего сына Назара Смертина - Терентия. Получается, что Тренка Смертин - это и есть искомый Иуда, а Юдины дети его сыновья - Яков и Иван Терентьевичи.

Почему Тренка вдруг стал Юдой (Иудой)? Может, Иуда было его вторым именем? Но имя Терентий вполне себе христианское, Иуда - тоже. Так что наличие у него двух имен - языческого и православного - маловероятно. Почему же он сменил имя, а его дети отчество? Точного ответа на этот вопрос у меня нет, но есть предположение, что отец Юдиных детей - Терентий Назарович Смертин, как и его дед Назар Филиппович Смертин, принял монашеский постриг, либо стал священнослужителем, взяв духовное имя Иуды (Юды). Вот братья и стали прозываться Юдиными детьми...

В переписи 1710 года (ее несомненная ценность состоит в том, что тогда впервые записывались не только сведения о мужчинах, но и о женщинах) по городу Котельничу, во дворе на Верхнем посаде значится семья старшего брата:
"Яков Юдин сын Смертин 60 лет, у него жена Акилина Антонова дочь 55 лет, у них дети Иван 30 лет, Нефед 25 лет, у Ивана жена Гликерья Савина дочь 38 лет, у них дочь Устинья полугоду, у Нефеда жена Фекла Дмитреева дочь 25 лет, у них дочь Парасковья 5 недель".
Сведения об Иване Юдине (Терентьеве) сыне Смертине в 1710 году отсутствуют...
Родословное древо Юдиных детей, с учетом данных переписи 1710 года, выглядит следующим образом...

Итак, по состоянию на 1710 год Яков Юдин (Терентьев) сын Смертин проживает с семьей на верхнем посаде города Котельнича, а в 1719 году он уже в деревне на Васковских горах Сорвижской архиерейской вотчины. Причем проживает вместе с сыновьями Мефодием 35 лет и Семеном 10 лет, а также с семьей еще одних Смертиных: "У него ж подворник Нестор Иванов сын Смертин 33 лет, у Нестора дети Яков 7 лет, Роман 6 лет, Логин полугоду".
Члены семьи подворников являются потомками старшего сына Назара Смертина - Романа.
Нестор Иванович Смертин - племянник, а его дети - внучатые племянники Якова Юдина сына Смертина. А подворниками дяди они стали, видимо, уже после смерти Романа Назаровича и его сына Ивана.

Судя по продолжению первой ревизии 1721 года, Нестор Иванович Смертин продолжает жить в той же деревне на Васковских горах, но уже обособленно от Якова Юдина, так как у него теперь есть свой половник - Потап Агапов сын Петрищев 50 лет.

Семен - десятилетний сын Якова Терентьевича Смертина - еще одна загадка этой родовой линии. Если в 1719 году ему 10 лет, то он должен был фигурировать в переписи 1710 года, однако никакого Семена Яковлевича Смертина, 1709 или даже 1710 года рождения, там нет. Нет Семена и в записи переписи 1722-1727 годов, которая гласит:
"Починок вновь Адамова...
при погосте бобыли...
Яков Юдин сын Смертин 59
у него сын Мефодий 35".
Необходимо добавить, что в записи возраста Якова Юдина (Терентьевича) Смертина в 1719 году переписчик допустил явную ошибку (вместо 69 лет, он указал - 59), которая перешла и в дополнительную ревизию 1722-1727 годов...
Но вернемся к десятилетнему Семену Яковлевичу. В перепись 1710 года он не попал, чисто теоретически мог родиться чуть позже прихода переписчика. В 1722-1727 годах о нем ни слова - вероятно, мальчик умер.


Кроме того, Акулине Антоновне - жене Якова Юдина сына Смертина - в 1710 году было 55 лет, что даже по нынешним временам многовато для рождения ребенка. Быть может, Семен - сын от второй, нам неизвестной, жены старшего из Юдиных детей? Опять же в 1710 году его жена Акулина Антоновна жива...
В общем, еще одна загадка...

Что касается младшего из Юдиных детей - Ивана Терентьевича Смертина, то по первой ревизии 1719 года он числится жителем деревни Токаевской Подгородной волости Котельнического тяглового стана. Ее продолжение 1722-1727 годов это подтверждает. По данным первой ревизии Ивану Юдину (Терентьеву) сыну Смертину 47 лет, что близко, но не совсем соответствует году его рождения по переписи 1678 года, согласно которой ему уже тогда было 10 лет.

ВНИМАНИЕМ ОБОЙДЕННЫЕ...
У Назара Филипповича Смертина имелся еще и младший сын - Никита. У него, в свою очередь, было двое сыновей - Матвей и Афанасий Никитичи Смертины, неупомянутые мною в прошлом посте.
По всей видимости, именно о старшем сыне Никиты Назаровича сообщает перепись зависимых людей (половников) 1706 года, согласно которой в Котельническом оброчном стане, Окологородней волости у Матвея Смертина проживает половник Евстафей Смертин.
В первой ревизии 1719 года упоминаются жители Сорвижской архиерейской вотчины Матвей Никитин сын Смертин 60 лет, у него дети Евстратей 25 лет, Иван 9 лет, Нестор году.
Вероятно, половник Евстафей Смертин из переписи 1706 года есть ни кто иной, как Евстратей - старший сын Матвея Никитича. Двое других сыновей Матвея родились гораздо позже (вероятно, от второго брака).

В соответствии с первой ревизией 1719 года, в починке Вновь расчищен над ключами Сорвижской архиерейской волости проживает Афанасий Никитин сын Смертин 48 лет. По всей видимости, брат Матвея Никитича. У Афанасия Никитича Смертина дети - Сила 12 лет и Сидор 2 лет. А еще с ним проживает шурин Федор Никифоров сын Чешуин 11 лет (младший ребенок, скорее всего, уже умершего тестя).

ПЕРВЫЕ СМЕРТИНЫ СОРВИЖЕЙ
Теперь несколько слов о потомках Киприяна Сергеевича Смертина (двоюродного брата вышеупомянутого Назара Филипповича) - Ерофее и Андрее. Они являются первыми Смертиными Сорвижской архиерейской вотчины. Числятся ее жителями еще по переписи 1678 года.
Но перепись 1702 года сообщает, что бобыльский двор Ерофея Киприяновича Смертина на погосте Васильковском пуст, сам "Ярушка и дети его Карпунка и Ермолка умре, а сын Ивашко съехал в домовую ж Сорвишскую вотчину во крестьянство".
Та же перепись дополняет: в починке Плешковском у Ромашки Таширева живет Ивашко Ерофеев сын Смертин, у него сын Петрушка 10 лет.
Перепись 1710 года вносит значительную сумятицу в предыдущие сведения, утверждая, что дворовое место бобыля Ярофея Смертина пусто, сам он "умре", а его дети Иван и Карп "съехали в Казанской уезд тому 17 лет" (то есть в 1693 году).
Скорее всего, дело обстояло следующим образом: Иван Ерофеевич Смертин переселился в починок Плешковский Сорвижской архиерейской вотчины, Карп "съехал в Казанский уезд", а Ермолай умер.

Перепись 1702 года рассказывает, что в починке Полувасков Сорвижской архиерейской вотчины живет Андрей Киприянович Смертин с сыном Пашкой, который женат, но пока бездетен.
А перепись 1710 года сообщает, что в том же починке проживает Павел Андреев сын Смертин 30 лет, у него жена Соломонида Архипова дочь 28 лет, у них дочь Марья году.
Первая ревизия 1719 года также привносит "непонятки". Согласно ее сведениям, в починке Полувасковском продолжает проживать Павел Андреев сын Смертин 39 лет, у него дети Иван 18 лет, Ульян 4 лет, Семен 5 недель.

Вопрос, почему Иван Павлович Смертин не попал в перепись 1710 года, хотя тогда ему было где-то в районе девяти годков? В переписи 1702 года его также нет, хотя теоретически мог и в ней присутствовать, но это еще можно как-то объяснить его рождением сразу после прихода переписчика... Единственное, что приходит на ум - это желание скрыть сына от возможного "взятия" в солдаты - в разгаре Северная война, когда и как она закончится неясно...

Вот такие мысли возникли в результате прочтения переписей и ревизий начала XVIII столетия касательно потомков жителей Котельнича Сережки и Вьюнки (Филиппа) Смертиных, "пахавших наездом" в деревне Игнашинская Смертина за век до этого...

"ИЗ ОГНЯ, ДА В ПОЛЫМЯ"
Теперь попробуем проследить дальше родословную потомков Рычко Смертина из деревни Федоровской. Как сказано в посте, посвященном Смертиным XVII века, у Рычко было два сына - Кирилл и Федор.
Старшим сыном Кирилла был Созон(т), которого забрали в солдаты (не ранее 1654 и не позднее 1670 года). Его дети (Федор, Лука, Филипп и Клементий) в середине 1670-х годов разъехались из Федоровской по родственникам: Федор, Филипп и Клементий Созоновичи к двоюродному дяде Афанасию Федоровичу Смертину (в починок Паунинский Куринской волости), а Лука - к двоюродному же дяде Максиму Федоровичу Смертину (в починок Тарбининский, что на Гривах). Одной из причин отъезда Созонтьевичей из Федоровской, по-видимому, стало усиление феодальной эксплуатации. Если до взятия отца в солдаты они платили тягла по 1 рублю и 5 алтын в год, то после - по 2 рубля 13 алтын. В два раза больше! Мало того, что отца забрали солдаты, да еще и детей налогами стали душить...
Перепись 1710 года сообщает об их дальнейшей судьбе: "Филип Созонов сын Смертин 65 годов, у него сын Иван, да у него братья Клементей 55 годов, а Федор умре, а Федоров сын Абакум и Абакумовы дети Кирило да Алексей бежали безвестно".
То есть, по большому счету переезд не помог Созонтьевичам улучшить свою жизнь...

Согласно переписи 1710 года, в 1681 году в Казанский уезд, на Кукарку, сбежали жители починка Тарбининского, что на Гривах Максим Федорович Смертин с детьми и половником.

Половником же у Максима Федоровича числился его двоюродный племянник Лука Созонтьевич Смертин с сыном Григорием. Получается, что и они убежали?
Однако первая ревизия 1719 года сообщает, что в починке Елькинском приставном Сорвижской архиерейской вотчины проживают Григорий Лукин сын Смертин 52 лет, у него сын Сидор 20 лет. Получается, что либо Лука Смертин с сыном Григорием сбежали, а потом вернулись, либо не уезжали вовсе...
Также в продолжении первой ревизии от 1721 года у жителя починка Мякухинского той же архиерейской вотчины Григория Смертина значится сын Викул, 1720 года рождения.

В соответствии с переписью 1710 года, примерно в 1705 году в починке Бакулин Куринской волости умер Ермак (Ермолай) Федорович Смертин. Про его потомков, в частности, идет речь в переписи половников 1706 года: "У хлыновца у Ивана Трофимова сына Ердякова на деревне ево Лука Ермолаев сын Смертин, у него дети Иван 30 лет женат, у Ивана сын Павел 2 лет".

ОТ СМЕРТИНА К СМЕРДИНУ
Судя по всему, в "давних летах" умер и житель починка Паунинского Куринской волости Афанасий Федорович Смертин. Судьба его старшего сына Артемия неизвестна. Судя по переписи 1710 года, умер и младший сын Федор Афанасьевич.
Документ сообщает, что в починке Паунинском проживает вдова Оксинья Селиверстова дочь Федоровская жена Смертиных 45 лет (видимо, вторая жена Федора Афанасьевича). У нее имеется сын Козьма 15 лет, а у него жена Матрена Леонтьевна 30 лет. Здесь обращает на себя внимание очень юный возраст мужа и большая разница в возрасте с женой. Хотя возможно и сюда вклинилась какая-либо ошибка, на которые была так богата перепись 1710 года.
Первая ревизия 1719 года сообщает о крестьянине Козьме Федоровиче Смертине 22 лет (хотя по данным 1710 года должно быть 24). У него сын Иван 5 лет. А еще с ним живет племянник Степан Алексеевич Шерстнев 45 лет, с сыном Максимом 12 лет.

Согласно первой ревизии 1721 года, в починке Савиновском, вотчине Закобрского Введенского монастыря, живет крестьянин Ларион Афонасьев сын Смердин 25 лет, у него сын Арефа 5 лет и племянник его Роман Сидоров сын 13 лет.
Этот Ларион, скорее всего, правнук Федора Афанасьевича Смертина. Переписчик произвольно поменял его фамилию на Смердин. Однако чуть ниже сообщается о половнике Лариона, все же, Смертина.

ПЯТНАДЦАТИЛЕТНИЙ ЗОТ
По переписи 1710 года в починке Чекаловском Куринской волости находится двор пустой Луки да Петра Смертиных: "Они умерли в давных летех, пашни было 2 чети".

У Петра был сын Пантелей. А согласно первой ревизии 1721 года, в деревне Киселевской вотчины Куринского Архангельского монастыря проживает "вкладчик" пятнадцатилетний Зот Пантелеев сын Смертин.

САМОЙЛОВИЧИ

Третий род Смертиных происходит из деревни Чагаевой. В 1646 году XVII века у крестьянина Вениамина Самойловича Смертина было трое сыновей - Семен, Павел и Зиновий.
В 1678 году старший и средний сыновья числятся умершими, а младший Зинка «збег на Кукарку». Тем не менее, у Семена, старшего из детей Минки, четверо сыновей. По всей видимости, умерший Емельян, а также Леонтий, Иван и Аникей. Сыновья, вместе с внуком Вениамина Карпом, проживают в починке Вновь Котельнического оброчного стана. Там же обитают и их двоюродные братья, сыновья младшего брата Зиновия Вениаминовича Смертина Матвей и Сысой.
По состоянию на начало XVIII века особых изменений по линии Семена Вениаминовича Смертина не произошло. Наиболее подробно прослеживаются потомки его сына Ивана Семеновича. По переписи 1710 года в Подгородной волости Котельнического оброчного стана: "Во дворе Иван Семенов сын Смертин 40 лет, у него дети Агей 35 лет, Афанасей 30 лет, у Агея жена Намелфа Петрова дочь 30 лет, у Офонасья жена Глике[рь]я Савина дочь 20 лет, у них дочь Акилина 2 лет".
Сразу обращает на себя внимание явная ошибка переписчика, в соответствии с которой у Ивана Семеновича первый сын родился, когда ему было пять лет,  второй - в десять. Думается, что к указанному в переписи возрасту Ивана Семеновича вполне можно накинуть десяток лет...
В 1711 году Иван Семенович Смертин упоминается в числе старожилов Котельнического оброчного стана.
В 1719 году в деревне, что был починок новоросчистной Мешеневский Подгородной волости проживает крестьянин Афанасий Иванов сын Смертин 36 лет, у него
дети Викул 8 лет, Игнатей 2 лет. Явно речь идет о младшем сыне Ивана Семеновича Смертина...

Первая ревизия 1720 года сообщает, что в числе заоградных бобылей Котельнического Предтечинского монастыря значится Сила Аникьев сын Смертин 40 лет.
Ясно, что это сын Аникия Семеновича Смертина.

Представители родовой линии среднего брата, Павла Вениаминовича Смертина, переселилась в Сорвижскую архиерейскую вотчину. Его старший сын Василий, согласно переписи 1710 года, выбрал местом поселения починок Вновь расчищен на Васковских горах, вскоре ставший одноименной деревней, а младший Семен, согласно первой ревизии 1719 года, - починок Вновь расчищен над ключами.
Ниже приводится древо потомков Павла Вениаминовича Смертина по состоянию на 1719 год.


К слову сказать, Василий Павлович Смертин состоял в числе выборных крестьян, участвовавших в проведении первой ревизии в Сорвижской вотчине.

НЕОПРЕДЕЛЕННЫЕ СМЕРТИНЫ
К сожалению, пока не удалось найти родовую принадлежность четырех записей в переписях начала XVIII столетия. Две из них приходятся на Котельнический уезд, еще столько же - на Орловский дистрикт.
Так перепись 1710 года сообщает о том, что двор, пашня и земля умершего в 1705 году жителя починка Савинского Максима Соболева отошли во владение Куринской Покровской церкви попа Иоана Иванова сына Смертина.
Та же перепись рассказывает о семье крестьян деревни Червяковской Котельницкого тяглового стана: "Во дворе Карп Пахомов сын Смертин 60 лет, у него жена Анна Савина дочь 62 лет, у них сын Сидор 30 лет, у него жена Ирина 29 лет, у них дочери Степанида 4 лет, Авдотья полутора году".
А согласно первой ревизии 1720 года в Истобенском Троицком монастыре Орловского дистрикта, на конюшенном дворе проживает конюх, "вкладчик" Сидор Евдокимов сын Смертин 40 лет.
А в монастырской вотчине в Пищальской волости того же Орловского дистрикта, деревне Хлыбовской числится Иван Андреев сын Смертин 20 лет.

Комментарии

Аватар пользователя Katze

Хочу сказать пару слов о Смертиных и Смердиных. Считаю это простым разночтением, причиной которого явилось небрежность в произношении обладателя фамилии или ошибке переписчика. Так, в переписи 1629 года оброчного стану в одном случае Куприянко Смертин, в другом Киприянко Смердин. Хотя в этой же переписи встречаем еще одно имя: Савка Смердов. В настоящее время, живя в Котельничском районе, могу с уверенностью сказать, что фамилия Смердин не встречается. На слуху только две: Смертин и Смердов. Есть ли какая-либо связь между этими двумя, пока сказать не могу определенно.

Аватар пользователя Katze

И еще в переписи 1719 г, где идет речь о семье Афанасия Иванова Смертина, "починок новоросчисной Мешеневской".

Ничего необычного для тех времен нет, обычная практика. Записался не под русским православным мирским отчеством Терентьевич, а под русским православным крещенным отчеством Юдин(ов). У меня был Бажен стал Моисеем, был Тарас стал Павлом и еще куча примеров. Обычно крещеное отчество (крещеное имя отца) нужно для документов: выписей, купчих и т. д. Просто у отца два имени. Возможно крещение поздно принял, по независящим от него причинам: война, переезд, не было церкви, далеко была церковь и т.д. В позднее время, как родился, так и крестили - получалось одно имя.

Аватар пользователя Михаил Южанин1987

Абакум Федорович Смертин "бежал" в Спасскую волость Торошины починки в починок Зыковской. Прописан там в первой ревизии , правда без детей.а пятнадцатилетний Зот значится в Куринском Архангельском монастыре в казенной келье игуменским келейником. В 1735 году перешел в д. Архимандритскую.

Аватар пользователя Дмитрий Комаров

Спасибо большое за подсказку! Очень пригодится в дальнейшем исследовании.