ID: 74254
[источник сайт komanda-k.ru, автор статьи Кэп, 18.08.2013]
Малмы́ж — город (с 1780) в России, административный центр Малмыжского района Кировской области. Основан во второй половине 16 – го века. Центр одноимённого района. Расположен в южной части области нар.Шошма (приток р.Вятка). Через город проходит автомагистраль Киров – Вятские Поляны, расстояние по ней до г.Кирова около 300 км, до ближайшей железнодорожной станции В. Поляны – 57 км.
Население – 10.5 тыс. человек (1993 г.)
Население 8,8 тыс. чел. (2010).
Город расположен на реке Шошма недалеко от места её впадения в рек Вятку, в 294 км от Кирова. В переводе с марийского название города означает «место отдохновения, место отдыха».
Недалеко от Малмыжа в старые времена реку Вятка пересекал Большой Сибирский тракт (южная ветка, Московский тракт).
Малмыж связан с историей народа мари (вятские марийцы), около города находится могила князя Болтуша, про которого сложены многие марийские легенды!
В городке (и в окрестностях) также много татар, бежавших сюда после взятия Казани царем Иваном Грозным.
До марийцев здесь проживали племена удмуртов (одо-мари), которые постепенно были вытеснены на левый берег Вятки.
Малмыжцы с гордостью говорят: «МАЛМЫЖ – ВТОРОЙ ПАРИЖ!!!»
История Малмыжа. Основные даты.
1580 г. в Малмыже построены крепостные стены.
1780 г. Малмыж включён в состав Вятского наместничества.
1802 г. построен Богоявленский собор.
1819 г. открыта больница.
1827 г. открыто мужское приходское училище.
1838 г. открыто уездное училище, позднее преобразованное в высшее трёхклассное начальное училище.
1861 г. начал работать телеграф.
1875 г. открыта ремесленная школа.
1878 г. открыта женская ( с 1905 г. - гимназия).
1910 г. открыта мужская гимназия.
1918 г. стала выходить газета «Известия»; открылась аптека, детский сад, национальный педагогический техникум.
1920 г. образован музей местного края.
1921 г. открыт русский педагогический техникум.
1931 г. вступил в действие ремонтно – механический завод.
Перефразируя известно выражении о Вятской земле историка Н.И.Костомарова, можно с уверенностью сказать, что нет ни чего вятской истории темнее Малмыж и округи его. Причина этого кроется в том что до конца 18 –го века город (как и Яранск, Уржум) административно подчинялся Казани. Вот и получилось, что с развитием краеведческих исследований в стране и в Вятском крае - Малмыж оказался на периферии интересов исследователей казанских и вятских, занимавшихся историей собственно своих регионов. Между тем Малмыж чрезвычайно интересен во всех отношениях, что обусловлено его географическим положением, пёстрым национальным составом населения, весьма своеобразным прошлым.
Известный на Руси как «город не город, деревня не деревня», шутливо прозванный собственными жителями Отдохновенском «как полагают, в переводе с марийского имя города означает «место отдохновения (сна)», попавший в озорную поговорку о трёх всемирно известных городах (Париж и Мамадыш), Малмыж долгое время являлся олицетворением дремучей провинции. Даже в конце 19 –го века он был, по выражению побывавшего здесь инженера путей сообщения и известного писателя Н.Г.Гарина-Михайловского, «как и все богоспасаемые русские города», похожие друг на друга «по застою, тишине, апатии и отсутствию страстей и злоб дня».
Типичный глубинный город с единственным трёхэтажным зданием. Чем он может быть интересен? Но именно в Малмыж отправлял письма Лев Толстой. Именно Малмыж попал в одну из эпитафий баснописца А.Измайлова, оказался в воспоминаниях видного государственного деятеля минувшего века Ф.Вигеля, отразился в письмах польского демократа Генриха Каменьского. Именно сюда, не учтя географии, привёл пугачёвцев в «Чёрном годе» Г.Данилевский, а много позднее «мещанин города Малмыжа» оказался в ряду героев пастернаковского «Доктора Живаго»…
Дата рождения города в паспорте Малмыжа чётко не проставлена. Не случайно областные власти, на метив в 1984 году ряд мероприятий по празднованию 400 – летия Яранска, Уржума и Санчурска, про Малмыж и не вспомнили. Но малмыжане не растерялись – от праздновали у себя юбилей своими силами. И, кажется, не плохо, хотя на таком же основании городу можно было отсчитать и отрезок 500 –летней длинны. Ибо, возникнув в далёкие времена как резиденция подвластных Казани марийских князей, Малмыж встретил русских покорителей края в качестве укреплённого пункта. Не хотели свободолюбивые марийцы подчинятся власти московского государя, вот и послал он в 1553 году на Вятку Данила Адашева, «брата» своего, попавшего потом в немилость любимца. Велено ему было, гласить летопись, «с вятчины и с детьми боярскими… стояти по Каме и по Вятке».
Один из отрядов Адашева после не продолжительной битвы, во время которой погиб предводитель марийцев князь Болтуш, завладел Малмыжем. На всякий случай, как пишет в неопубликованной статье «Останки древностей в г.Малмыже» уроженец подгорной Пахатно – Ильинской слободы известный учёный С.К.Кузнецов, «покорённые были наделены в изобилии лесом, лугами и пашнями, а для предупреждения возмущений были поселены в городе 40 стрельцов». Эти стрельцы и явились первыми русскими в беспокойном крае, куда к тому же после падения Казани устремились переселенцы с исконных татарских земель.
Около трёх десятилетий боролся небольшой стрелецкий отряд, собиравший вокруг себя, по словам местного историка С.В.Шубина, «беглых, не желающих платить подати по писцовым книгам, преступников… и всяких тунеядцев», с иноплеменниками, не гнушась, кстати, не какими методами.
Герб города Малмыж
Частые стычки с татарами и марийцами, во время которых погибло не мало русских, явилось причиной построения в 1580 году в Малмыже крепостных стен и усиление его гарнизона ещё двадцатью стрельцами, присланными из Нижнего Новгорода. Несколько укреплённых мест и наблюдательных башен появилось и в окрестностях Малмыжа, в результате чего татар удалось усмирить,
Однако с Москвой затеяли настоящую войну марийцы. Для борьбы с ними в 1584 году был построен ряд населённых стрелецкими гарнизонами крепостей (наиболее крупные из них – Уржум, Яранск, Царевосанчурск). В том же году в Малмыж из Нижнего Новгорода прибыло ещё двадцать стрельцов. В качестве пригорода Малмыж вошёл в состав Казанского уезда, а после возведения крепостных стен население его стало увеличиваться за счёт выходцев из самых разных земель. Со временем появился городской посад, окружённый на всякий случай деревянной стеной. В этом «остроге» жили так называемые бобыли, обрабатывающие земли стрельцов за хлеб и сено, а в последствии составившие посадское сословие.
Стрелецкий отряд в Малмыже регулярно пополнялся и в 18 веке, но не увеличивался, тогда как посадских людей становилось всё больше. Они то и составили основное население города, превратившись в купцов и мещан. Кроме прибывавших в город по своей воле, в него попадала московская администрация по долгу службы, а так же не угодные правительству лица.
Разношёрстность Малмыжского населения способствовала бесконечным стычкам между населявшими город групп. Особенно непримиримыми были друг другу стрельцы и бобыли. Разные по нраву и обычаям, они честили друг друга «кыргызами» и «острожниками». Для подобных наименований и у тех, и у других были, впрочем, все основания, так как многие бобыли, как известно, появились в Малмыже, спасаясь от закона, а в стрелецкий гарнизон входили разного рода «черкесы» и «служили иноземцы». В 17–ом веке появляются в Малмыже пришельцы из собственно вятской стороны и из Перми.
О национальном составе Малмыжа той поры судить трудно. Несомненно одно: населили город не только русские. Естественно присутствовали разные вероисповедания. Известно, что с Малмыже отдельно от православного кладбища существовало и другое, где на ряду с самоубийцами и опившимися погребали язычников, мусульман и евреев.
В 1780 году управлявшийся из Казани Малмыж в качестве уездного города вошёл в состав вновь образованного Вятского наместничества. Тогда же ему был пожалован герб с изображением ястреба, «коих в окрестностях сего города великое множество». В 1797 году Малмыж оказался «за штатом», а в 1817–м вновь стал « по Высочайшему повелению» центром уезда.
В 18–ом веке Малмыж представлял собой по сути дела большую деревню, жители которой занимались земледелием, огородничеством, собирательством и рыбной ловлей. Выгодное расположение города на Сибирском тракте способствовало появлению здесь купечества, но и к середине 19–го века торговля в нём была весьма не значительной. Вот что сказано об этом в статье, опубликованной в 1841 году в «Вятских губернских ведомостях».
«Ярмарок не бывает, пристани нет, а потому большая часть малмыжского купечества не живёт в городе, а в разных селениях уезда. Главнейшие предметы торговли: суконные, бумажные и щелковые товары, а так же сахар и чай. Мещане торгуют разными мелочами… необходимыми для домашнего потребления… Торговля в городе бывает только по средам и субботам… Материалы для торговли купцы покупают большей частью на нижегородской ярмарке, а мещане получают из города Казани.
Фабрик и заводов в городе нет. Из ремесленников находятся: сапожника, портные и кузнецы. Говоря вообще, жители живут не богато. Причина этому – близость торговой Казани, снабжающей окрестный город всем необходимым».
А вот что говорится о занятиях малмыжан в документе, составленном в 1887 году:
«Около города два завода – пивоваренный и кожевенный. В городе разных питейных заведений 17 и 4 постоялых двора, лавок и магазинов – 38 и 9 амбаров – складов для скупаемого здесь хлеба, который нагружается в баржи весной у самого города. Сюда весной при разливе речки Шошмы с реки Вятки заходят пароходы, в летние же месяцы пароходы пристают в селе Гоньба. В 9 верстах от города. От села гоньба сообщение удобное по Сибирскому почтовому тракту…»
В 1903 году в городе торговцем Г.Хамидуллиным был основан лесопильный завод, оснащённый по последнему слову техники. В это время здесь уже были заводы: Кирпичный, пивоваренный, красильный, поташный, торговало около ста лавок. В 1904 году на восьми малмыжских фабриках и заводах работало 35 человек. Продукции ими производилось немного более чем на 21 тыс. рублей в год, и реализовывалась она, как правило, в приделах городской черты.
Экономическим связям города с другими регионами России очень помогло бы проведение через него железной дороги, блестящее изыскания которой провёл Н.Г.Гарин – Михайловский. Однако линии Казнь – Екатеринбург суждено было пролечь через уездное село Вятские Поляны – ныне крупный промышленный центр, продукция предприятий которого известна не только в стране, но и за её приделами.
После революционные годы несколько «опромышлили» Малмыж. В 1931 году, например положено начало довольно крупному ремонтно – механическому заводу. Появились и предприятия местной промышленности.
Как изменился на протяжении веков облик города на реке Шошма?
Сначала это типичная деревня. Затем – город – крепость с бревенчатыми стенами, внутри которого находился «Государев двор» с деревянной церковью, личные хозяйственные и жилые постройки. В 1785 году крепость полностью уничтожил огонь.
В 1802 году в городе был построен действующий ныне каменный Богоявленский собор. Архитектура прочих зданий была чрезвычайна проста.
А вот характеристика Малмыжа середины 19 - го века, данная в упоминавшейся статье С.В.Шубина.
«…Два глубоких рва с небольшими протекавшими в них источниками, делят город на три части. В первой главной части города, находится площадь с деревянными лавками, по середине которой пролегает Сибирский тракт. Во второй части, лежащей между рвами, находится каменная соборная церковь С башнею. В третей части за вторым рвом находится каменный винный завод, подвал и довольно обширный на каменном фундаменте деревянный казённый лазарет, построенный на самом возвышенном месте.
Для сообщения между частями города сделаны через рвы два деревянных моста…
Домов каменных в Малмыже нет, деревянных считается 157… Примечательных зданий в городе нет».
Описание 1887 года тоже не приводит каких то серьёзных изменений:
«В городе три церкви: собор, кладбищенская и домовая в тюрьме…
Город имеет при 3,5 тыс. жителей обоего пола 3 каменных дома и более 300 деревянных…»
В 1905 году в городе уже 44 каменных здания, (33 из них магазинные лавки) и 432 деревянных. Треть улиц – мощёные. Есть водопровод, керосиновое освещение. Работают почтово – телеграфная контора, общественный банк. К 1910 году появляются общественный сад и богодельня.
Каких – либо примечательных по архитектуре сооружений не было построено в городе и в советское время. Ныне самое высокое малмыжское здание – трёхэтажное здание администрации и три жилых трёхэтажных дома. В последнее время появились: новый почтамт и Дом культуры.
Пожалуй, первым очагом культуры в русском Малмыже стала деревянная церковь. Синтез сосредоточенных в ней искусств был направлен на то чтобы побуждать в людях добрые чувства.
Вторая половина 18 - го столетия знаменательна тем, сто он попал на страницы популярной тогда литературы путешествий. Первым малмыжским историком по праву можно считать Н.П.Рычкова. Именно в его «Дневных записках путешествия… по разным провинциям Российского государства» находим описание города, рассказ о его прошлом.
Второй важной фигурой явился А.Н.Радищев, описавший впечатления своего невольного путешествия в Сибирь в дорожном дневнике. Правда Малмыж в «Записках путешествия в Сибирь» (1790 год) не отмечен, но непосредственно прилегающая к нему местность запечатлена с зоркостью талантливого стороннего наблюдателя.
В 1850 году Малмыж посетил польский философ и историк Генрих Каменьский, возвращавшийся из вятской ссылки на родину, а в марте 1853 года другой вятский ссыльный М.Е.Салтыков – Щедрин. Интересно что позднее в Малмыже нашёлся экземпляр единственного на Вятке авторского издания «Губернских очерков» М.Е.Салтыкова – Щедрина.
Это косвенные данные культурного развития Малмыжа. А вот прямые. К 1819 году в городе появляется первая больница. В 1827 году открывается мужское приходское училище, а в 1838 – уездное училище министерства народного просвещения, преобразованное со временем в Александровское высшее трехклассное начальное училище. В 1878 году – время открытия женской гимназии (гимназия с 1905 года), причём мужская гимназия появилась значительно позже – с 1910 года. В 1875 году местным земством открыта ремесленная школа.
В 1861 году, несколько раньше, чем в Вятке, в Малмыже заработал телеграф, а ещё через четыре года потомственный почетный гражданин К.П.Пантуфьев двумя сотнями книг положил начало городской публичной библиотеке.
Большой клан малмыжских градоначальников и купцов Батуевых дал отечеству двух выдающихся людей – знаменитого земца А.П.Батуева и известного анатома Н.А.Батуева. В 1854 году в подгорной Пахотно – Ильинской слободе родился известный этнограф, археолог и историк С.К.кузнецов, автор многих, не утративших значение до сего дня трудов. Многие малмыжане учились в Казанском университете. В городе родились металловед Н.А.Минкевич, инженер водного транспорта А.Г.Лежнин, специалист по методике литературы П.М.Арбузов, энтомолог К.И.Попов.
Аамятник марийскому князю Болтушу (Полтыш)
Будучи местом политической ссылки, Малмыж приютил НАТО или иное время участника кубинской революции 1896 года Н.Г.Мелнтьева, академика С.А.Зернова, пролетарского писателя А.П.Бибикова, большевиков Н.М.Величкина, В.Г.Горохова, А.А.Горбачёва. Последний организовал в Малмыже в 1902 году первую в Вятской губернии первомайскую демонстрацию.
Будучи центром огромной территории, в которую входили части нынешних Удмуртской и Татарской АССР, Кильмезский и Вятскополянский районы Кировской области, уездный Малмыж был издавна местом притягательным для стремившихся к образованию и культуре представителей четырёх народов: русских, татар, удмуртов и марийцев.
В конце 19 –го века в Малмыж стал широко известен в стране благодаря «мултанскому делу», когда удмурты из села Старый Мултан были обвинены в человеческом жертвоприношении. Вся прогрессивная Россия встала на их защиту, и процесс был в конечном итоге выигран, во что не малую лепту внёс писатель В.Г.Короленко. Вскоре после этих событий в Малмыже и некоторых селениях уезда побывал будущий писатель – романист В.Ян, описавший свои впечатления в ряде интересных очерков.
Удмурты «Малмыжской области» попали даже в этнографический бестселлер - книгу англичанина Д.Фрезера «Золотая ветвь».
Марийские танцы на фестивале
В конце 80 – х годов 19 –го столетия земством была открыта в Малмыже татарская школа с преподаванием на родном языке. Здесь существовала мусульманская библиотека. В 1901 году в Малмыже родился известный хирург С.М.Курбангалиеев. Историю отом как правоверный мусульманин обращал язычников марийцев в православную веру, за что был наказан малмыжским муллой, находим в «Былом о думах» А.И.Герцена.
Малмыж – это один из центров провинциального книгопечатания. В конце 19 – го века собственную типографию здесь имел учитель Н.Н.Черемшанский. В 1896 году в ней были напечатаны высоко оцененные до этого Н.К.Михайловским «Монологи» писателя и земского деятеля А.Н.Баранова, работавшего тогда в Малмыже техником по планированию селений и переписывающегося с самим Львом Толстым. Книга написана в виде монологов пристрастившегося к спиртному интеллигента, прозябающего в провинциальной «дыре».
Особняком стоят две книги, изданные Н.Н.Черемшанским. Первая – «Ответы мусульманину не его возражения против христианства» - принадлежит перу уездного инспектора народны училищ Н.Н.Одигитриевского (1910). С большим интересом читающая публика встретила а 1913 году вторую книгу жившего «На покое» в Малмыже профессора С.К.Кузнецова «Древнерусская метрология», представляющая собой курс его лекций, читанный в Московском археологическом институте. По полиграфическому уровню издания Н.Н.Черемшанского ничуть не уступали продукции столичных типографий.
Фестиваль Дружбы народов (костер дружбы) в Малмыже
Существовала в Малмыже и ещё одна типография – местного товарищества. В издательской деятельности она была менее активна, специализируясь почти исключительно на выпусках материалов земства. Самым примечательным её изданием является написанная уездным агрономом А.Н.Машковцевым брошюра «Поездка крестьян Малмыжского уезда в Моравию» (1915 г.).
В начале 20 –го века Малмыж, по словам одного из старейших вятских писателей М.М.Решетникова, представлял собой «типичный уездный городок дореволюционной России …, но утопал в садах и патриархальной тишине. Ни каких культурно – просветительских учреждений, кроме мужской гимназии, женской гимназии и городского училища, да ещё маленького кинотеатра «Жизнь – игра», в городе не было. Не притязательный эстетический вкус основного населения городка вполне удовлетворял соловьиные песни, доносившиеся из ближних рощь, да ещё … лягушачьи концерты».
Тихую жизнь провинциального городка взбудоражила Октябрьская революция.
В начале 1918 года в Малмыже стали издаваться «Известия» уездного исполкома совета крестьянских, рабочих и солдатских депутатов. Был открыт Народный дом, ставший центром местной культуры более чем на десятилетия.
В 1918 году в Малмыже появились первые за всю жизнь уезда аптека и детский сад. В последующие два года была проведена реорганизация учебных заведений: в городе открылись шесть школ первой ступени и три – второй. Местные советские работники посещали так называемый рабочий факультет. В городе функционировали педагогические курсы, на основе которых в 1921 году был создан русский педагогический техникум. Профессиональная женская школа давала ученицам навыки кройки и шитья, существовала и школа садоводства.
"Бруклинский мост" в Малмыже через Шошму
Сентябрь 1918 года – время открытия в Малмыже национального педагогического техникума, подготовившего за десятилетие своего существования свыше ста преподавателей для татарских, удмуртских, марийских школ. В городе собирались съезды нацменьшинств, выходила газета и журнал на татарском, бюллетень на марийском языках.
Малмыж 20 – х годов запечатлел на своих картинах оказавшийся здесь волей судеб чехословацкий художник Зацепа. Более 30 лет поживал здесь художник А.В.Фищев, автор интересных воспоминаний о своей жизни, вышедших в 1985 году отдельной книгой в Волго – Вятском издательстве.
Характеризуются эти годы появлением в Малмыже первой государственной телефонной станции и звукового кино, школы «Леспромуч» (готовила лоцманов, сплавщиков, работников лесного хозяйства), движением «Долой неграмотность!».
В 1935 году образован районный архив, сосредоточивший со временем в своих фондах свыше 36 тыс. дел – живых свидетелей истории Малмыжского, Кильмезского и Вятскополянского районов.
Частыми были смотры народных талантов, успешно работала городская библиотека и краеведческий музей.
В ноябре 1941 года в Малмыж был эвакуирован Московский областной педагогический институт вместе с такими учёными, как языковед С.И.Бернштейн, историк А.З.Манфред, географ И.П.Никшич, математик М.А.Знаменский, психолог И.И.Арямов. Во главе института в 1941 – 1943 годах стоял доцент Н.И.Молодых. Не мало выпускников малмыжских школ той поры стали студентами вуза, окончив его уже в послевоенные годы, поскольку институт осенью 1943 года вернулся в столицу.
Студенты и преподаватели МОПИ, живя одной жизнью с малмыжанами, выступали перед населением города и района с докладами лекциями, ставили на сцене Дома культуры пользовавшиеся большим успехом спектакли.
Весной в 1942 году в Малмыже в семье декана исторического факультета МОПИ А.Г.Калягина родился сын Александр Калягин – ныне известный актёр театра и кино.
Послевоенное развитие культуры Малмыжа связано с вводом в эксплуатацию кинотеатра «Колос», появлением новых клубов и библиотек, музыкальной школы.
Татарские танцы на фестивале
С 1982 года Малмыжский районный краеведческий музей стал филиалом Кировского государственного объединенного историко – архитектурного и литературного музея. Вместе с работниками центральной районной библиотеки сотрудники музея организовали для школьников клуб «Краевед». Музей часто представлял свои залы под выставки, благодаря чему малмыжане в последние годы имели возможность познакомится с дымковской игрушкой, книжными раритетами, картинами Кукрыниксов, Н.Н.Жукова, А.В.Фищева. Сейчас музей обживает выделенное ему просторное здание, и есть надежда, что мечта первых краеведов создать все условия для изучения малой родины получит, наконец, своё воплощение.
Для социально - культурного развития города на Шошме разработана специальная программа, включенная в депутатский наказ. Проводится реконструкция исторического центра города. С января 1990 года в Малмыже для татарского населения трёх южных районов области стала издаваться газета «Дуслык» (с татарского – Друг), пришедшая на смену той, что дублировала районную «Сельскую правду».
В Малмыже ежегодно проводятся татарский праздник урожая - Сабантуй, налажены прочные культурные отношения с соседними Татарстаном и Марий Эл.
Таков ныне город Малмыж с марийским названием и русско- татарским населением.
Малмыж с Болтушиной горы
Население
русские - 6202, татары - 3410, марийцы - 325; удмурты - 162, украинцы - 20, другие национальности - 32.
Современность
Население города менее 10 тысяч человек. В городе не действует ремонтно-механический завод (РМЗ), не действует спиртовый завод, маслозавод. Имеются культурно-образовательные учреждения (школы, ДК, музей и т. д.). Заасфальтированы только центральные улицы. Местное население, незадействованное на заводах, в основном, занимается сельским хозяйством и торговлей.
Река Вятка и Малмыжский район
Краткая картина жизни г.Малмыжа после 1991 г.
После августа 1991 г. Малмыж еще продолжал жить ещё какое то время постсоветской жизнью, но вскоре и до него добралась волна новой власти которая вроде бы с одной стороны улучшила, но одновременно и ухудшала жизнь маленького городка. Конечно же закончилось то «халявное» финансирование как в «старое» время. Появились как говориться «богатые» и «бедные», кто то успел «урвать» во время приватизации и до сих пор живёт по средствам, а кто то остался ни «с чем».
Население Малмыжа постепенно уменьшается (1990 г.- 10,2 тыс.чел) , в основном стараются уехать в более благополучные места из-за отсутствия рабочих мест, и тем более из-за низкой оплаты труда, очень большого уровня безработицы, а так же из-за отсутствия нормального проживания, качества обслуживания, отсутствия общественных программ для населения и возможно не состоятельности местных органов власти (плохой наполняемости бюджета).
Экономическое состояние отвратительное, имеются такие предприятия: Как спиртзавод, пивзавод, маслозавод, Ремонтно-маханический завод, районное потребительское общество, несколько автопредприятий, огромная масса частных предпринимателей и их магазинов и развлекательных заведений, несколько мелких частных деревообрабатывающих цехов.
Река Шошма и река Вятка около Малмыжа
В городе имеются религиозные центры такие как построенный в начале 19-го века Богоявленский собор, после недавней реставрации наружных и внутренних сводов он выглядит просто великолепно, так же есть тоже недавно построенный центр мусульман - Малмыжская мечеть.
Само месторасположение г.Малмыжа делает его в летнее время своеобразным курортным центром, из-за близости р.Вятки и её великолепных пляжей. Так находясь в низменной части город защищён от ветров и находится как бы в своём микроклимате, а с Болтушиной горы открывает обзор до самого горизонта.
После 2000 года в Малмыже появилось местное телевидение «Меркурий» (МТВ), оно постепенно развивается и сегодня передачи выходят уже два раза в неделю, будем надеяться что в будущем у него будет отдельный выделенный канал.
Храмы города Малмыж
1. Богоявленский собор
Собор. Действует.
Престолы: Богоявления Господня, Николая Чудотворца, Казанской иконы Божией Матери
Год постройки: Между 1788 и 1802.
Адрес: 612920, Кировская область, г.Малмыж, ул. Красноармейская, 79
Координаты: 56.525642, 50.683109
История Богоявленского собора начинается в 16 веке, и начинается совсем не с него. Как известно, древний Малмыж - это марийское укрепленное поселение, в котором находилась резиденция последнего черемиского князя Палтыша. В 1550 году к Малмыжу подошел один из отрядов стрельцов Адашева, которого Иван Грозный послал «на Каме и на Вятке стояти».
В 1590 году была выстроена первая деревянная Знаменская церковь. Антиминс для нее освятил будущий патриарх московский Гермоген (в то время митрополит Казанский и Астраханский). В 1788 году на месте деревянной церкви, сгоревшей при пожаре, началось строительство каменного собора, которое было окончено лишь в 1802 году. Освящен собор был в честь Богоявления Господня.
Как указывается в «Ведомости о церкви» за 1893 год (впрочем, такие ведомости составлялись ежегодно и до 1893 г.), «Сей собор построен в 1802 году частию пожертвованием прихожан, а больше пожетвованием от доброхотнодателей». В 1852 году теплый храм был расширен «по плану и фасаду». Были пристроены коридор и колокольня с двумя теплыми палатками с устройством пневматической печи. Собор трехпрестольный. Главный храм – Богоявления Господня, правый престол в честь иконы Казанской Божьей Матери, левый – Николая Чудотворца. По штату положено – протоиерей, три священника, диакон и три псаломщика. Причем, на 1893 год, «жалования священноцерковнослужителям ни от кого ни откуда не получается, а содержатся они добровольным подаянием прихожан». «Земли при соборе находится сенокосной 29 десятин 1830 сажень, план и межевые книги имеются».
До революции в соборной ризнице хранились многие малмыжские святыни. В частности: в ризнице хранилась хоругвь с изображением Господним, с которой шли на взятие Малмыжа стрельцы Адашева. Перед правым клиросом в холодной церкви висел образ «Спас Царский», подаренный на основания крепости в 1580 году царем Иваном Грозным. Сей образ долгое время находился на башне ворот крепости, отчего ворота и башня стали называться Спасскими, а улица, прежде называвшаяся Ильинскою, стала называться Башнеспасскою. После пожара 1785 года образ был перенесен в Знаменскую церковь, а в последствии, в собор. До 1840 года в ризнице хранился антиминс, подписанный будущим патриархом Гермогеном. (По мнению историка Шубина С.В. после 1840 года антиминс был передан в ризницу вятского кафедрального Троицкого собора). Икона Ильи Пророка, принесенная стрельцами и Нижнего Новгорода и положенная в часовне первого русского кладбища, впоследствии так же находилась в соборе на стене правого предела. Жители Ильинской слободы соорудили на нее серебряную ризу. Это свидетельствовало о сохранении почитания потомками стрельцов своей исторической святыни.
После революции, по делу о «церковных ценностях», Богоявленский собор, вместе с вышеперечисленным, потерял все свои старинные иконы 17-18 века, все ценности были национализированы и бесследно исчезли. Каким то чудом в 1935 году собор стал памятником архитектуры, что спасло его от разрушения. Храм стал кафедральным. И до 40 года с перерывами кафедру занимали четыре викарных епископа, три из которых ныне причислены к лику святых. В 40х годах собор был закрыт на несколько лет, в 1949 году интерьеры были вновь расписаны художником А. Фищевым, после чего в нем разрешили служить (по одной из версий перед революцией из Малмыжа в Китай уехала довольно богатая дама. Т.к. детей у нее не было, в Китае она удочерила девочку, с которой в скором времени переехала в Америку. Будучи очень богатой, умирая, она оставила завещание, по которому все свои капиталы жертвовала городу Малмыжу, при условии что в СССР будет свобода вероисповедания. Известно что ее приемная дочь пыталась отсудить состояние умершей. Возможно, вследствие этих событий, собор был отреставрирован и заново открыт ).
2. Церковь Митрофана Воронежского
Митрофаньевская церковь
Церковь. Не действует.
Престолы: Митрофана Воронежского
Год постройки: между приблизительно 1800 и приблизительно 1850.
Адрес: Россия, Кировская область, Малмыжский район, Малмыж, ул. К.Маркса
Проезд: кладбище через дорогу от автостанции.
Координаты: 56.515547, 50.669455.
Источники:
Команда Кочующие.
http://malmig.wordpress.com/
http://malmyzh-news.narod.ru/
http://www.municipal.ako.kirov.ru/malmuzhsky/photo/
http://sobory.ru/
http://foto-planeta.com/
http://malmig.files.wordpress.com/
http://rybolovlad.livejournal.com/
http://malmyj.ru/
- Подробные
- Обзорные
Изображения
Фотографии вблизи этого места с сайта
Права на фотографии принадлежат их авторам или владельцам
Переписи и ревизии Вятского края
Код | ?Ссылка на связанный населённый пункт сайта | Название | [Всё+] | Губерния, уезд | Стан, волость | Разряд жителей | Дворов | Душ (жителей) | №№ записей | Листы |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Перепись 1646, | ||||||||||
3360113 | пригород Малмыж | Российское царство, Приказ Казанского дворца, Казанский уезд | пригород Малмыж | дворы посадцких людей | 75 | 949об—953об | ||||
Примечание: глава 5 | ||||||||||
3360114 | ↑ в Дерешевской пустоши | малмажские посадцкие люди живут на ясанной земле | — | 953об—958об | ||||||
3360115 | ↑ <там же> | малмажские посадцкие люди живут на помесных землях на оброке у Ивана Кошкодамова | 8 | 958об—959об | ||||||
3360116 | ↑ в деревне Малмыже | малмажские посадцкие люди живут у служилова новокрещена у Охпайка Заимова | 7 | 959об—961 | ||||||
3360117 | ↑ в Малмыже ж | дворы служилых иноземцов | 9 | 961—962 | ||||||
3360118 | ↑ <там же> | дворы стрелецкие | 33 | 962—964об | ||||||
Перепись 1678, | ||||||||||
2430122 | Малмыж | Российское царство, Приказ Казанского дворца, Казанский уезд | Арская дорога | — | — | 249об—254об | ||||
2430312 | Малмыж | Российское царство, Приказ Казанского дворца, Казанский уезд | Арская дорога | — | — | 436—438об | ||||
Ландратская перепись, | ||||||||||
3080006 | пригород Малмыж | Казанская губерния | пригород Малмыж с деревенями | посадцкие люди | 16 | 3—6об | ||||
1‑я ревизия (1719‑21), | ||||||||||
3210179 | пригорода Малмыжа | Казанская губерния | Арская дорога, о попах церковных причетниках и дворовых людях | — | — | 45 | ||||
2‑я ревизия, | ||||||||||
1880002 | пригород Малмыж | Казанская губерния, Казанская провинция, Казанский уезд | Арская дорога | купечество | — | 58327—58448 | 1—5об | |||
1880003 | ↑ пригород Малмыж | пахотные солдаты содержащие лантмилицию | — | 58449—58562 | 6—10об | |||||
2‑я ревизия. Выбывшие, | ||||||||||
2440002 | в пригороде Малмыже | Казанская губерния, Казанская провинция, Казанский уезд | Арская дорога | купечество | — | 27486—27532 | 1—2об | |||
2440003 | ↑ <там же> | пахотные солдаты содержащие лантмилицыю | — | 27533—27581 | 2об—4об | |||||
2‑я ревизия, | ||||||||||
2880766 | пригорода Малмыжа | Казанская губерния, Казанская провинция, Казанский уезд | Арская дорога | отданные с купечества | — | 742 | 109 | |||
3‑я ревизия, | ||||||||||
2920002 | В пригороде Малмыже | Казанская губерния, Казанская провинция, Казанский уезд | Арская дорога | купечество | — | 1—16 | ||||
Примечание: 19 июля 1762 | ||||||||||
2920006 | В пригороде Малмыжа | Казанская губерния, Казанская провинция, Казанский уезд | Арская дорога | пахотные солдаты | — | 39—47об | ||||
Примечание: 6 июня 1762 |
Список населённых мест Вятской губернии 1859-1873 гг.
№ | Название | Тип | Положение | Уезд и стан | Местность | От уезд. города | От стан. кварт. | Дворов | Мужчин | Женщин | Всего жителей | Информация | ?Посмотреть скан документа | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
5 | Малмыж | уездный город | При р. Шошме | Малмыжский уезд | Города Вятской губернии | 1598 (От Санкт Петербурга) | 281.8 (От Губ. города) | 264 | 1065 | 1008 | 2073 | Церквей православных 2. Городская больница. Уездное и приходское училища. Городская тюрьма. Этап. Почтовая станция. Базары еженедельные. Пороховой погреб. Магазин провиантский. Мельница водяная. | ||
В в поле "Название" также указано: При городе считается слобода Ильинская, в ней жителей 300 м., 328 ж., в 89 дворах. |
Список населённых мест Вятской губернии по переписи населения 1926 г.
Данные городской переписи№ | Род | Название | Уезд и волость | Сельсовет | Расст. до ВИК | Домовладений | Жил. квартир | Сем. карточек | Муж. | Жен. | Всего | ||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
3-04-097 | город | Малмыж | Малмыжский уезд, Малмыжская волость | — | — | 592 | 1018 | 1197 | 2439 | 2277 | 4716 | ||||
*Постоянное население по данным городской переписи - мужчин: 2358 чел., женщин: 2249 чел., всего: 4607 чел. |
Административно-территориальное деление Кировской области на 1 июня 1978 г.
№ | Тип | Название | Район или город обл. п. | Сельсовет | Расст. до ц. с/с |
---|---|---|---|---|---|
17001 | город | Малмыж | Малмыжский район | Малмыжский горсовет | центр |
Районный центр. Расстояние до обл. центра 294 км. Центральная усадьба: совхоз Малмыжский плодосовхоз |
Список населённых пунктов Кировской области по данным Всесоюзной переписи населения 1989 года
№ (код) | Тип н.п. | Название | Район | Сельсовет |
|
| Категория населения | Источник | ? | |||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
город | Малмыж | Малмыжский район (ц.) | Малмыжский горсовет (ц.) | 10699 | 4904 | 5795 | 10566 | 4833 | 5733 | городское | 1, с. 17 |
Административно-территориальное устройство Кировской области на 1 июня 1998 г.
№ | Тип | Название | Район или город обл. зн. | Округ | Расст. до ц. округа |
---|---|---|---|---|---|
17001 | город | Малмыж | Малмыжский район | город Малмыж | центр |
Районный центр. Расстояние до обл. центра 294 км |
Всероссийская перепись населения 2002 года
№ (код) | Тип | Название | Регион | Район | Сельсовет | Мужчин и женщин | Мужчин | Женщин | Национальность (%) | Категория населения | Источник | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
город | Малмыж | Кировская область | Малмыжский район (ц.) | г. Малмыж (ц.) | 9318 | 4185 | 5133 | — | городское | 1 |
Всероссийская перепись населения 2010 года
№ (код) | Тип | Название | Регион | Район | Поселение | Мужчин и женщин | Мужчин | Женщин | Категория населения | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
город | Малмыж | Кировская область | Малмыжский муниципальный район (ц.) | Малмыжское городское поселение (ц.) | 8265 | 3685 | 4580 | городское |
Государственный каталог географических названий (АГКГН)
Реестр зарегистрированных в АГКГН географических названий объектов на 18.11.2010. Кировская область
Рег. № | Род объекта | Название объекта | Административный район |
---|---|---|---|
9026 | город | МалмыжМалмышсъ | Малмыжский район |
Общероссийский классификатор территорий муниципальных образований (ОКТМО) на 2020 год
№ (код) | Тип | Название | Регион | Район | Поселение | |
---|---|---|---|---|---|---|
г | Малмыж | Кировская область | Малмыжский муниципальный район (ц.) | Городское поселение Малмыжское (ц.) |
Церковные приходы (общины) в этом населённом пункте (до 1-й пол. XX в.)
Малмыжский Богоявленский собор
Храмозданные грамоты
Сборник храмозданных грамот на построение церквей в Вятской епархии / [собиратель грамот В. Шабалин]. - Вятка : Губерн. тип., 1914
Приходы Вятской епархии за 1872 г.Церкви и приходы в Вятской епархии (по клировым ведомостям 1872 г.). // Вятские Епархиальные ведомости, 1873 г., отдел духовно-литературный, №№1-24 | |||
Город Малмыж | Богоявленский собор | Малмыжский уезд | Город Малмыж |
№18, с. 597-598 403. Богоявленский собор. Построен в 1802 г., каменный. В нем три престола: в честь Богоявления Господня, Казанской Иконы Божией Матери и во имя Свят. Николая. Духовенства при соборе протоиерей, два священника, диакон и два псаломщика. Настоятель и один из священников имеют казенные квартиры. Собору принадлежит 28 дес. сенокосной земли. Приход собора состоит из 2409 душ м. п. и 2574 ж., в том числе городских жителей 957 м. п. и 986 ж. и в 13 селениях 1452 м. п. и 1588 ж.; в числе последних 70 м. п. и 57 ж. п. Черемис. Приход по деревням простирается на 10 в. от города. Раскольников в приходе 60 м. п. и 80 ж. Показать оригинал | |||
Церкви и часовни Вятской епархии за 1890 г.Алфавитный указатель церквей и сел Вятской епархии с подразделением их на благочиннические округи: составлен 7 мая 1890 года. - Вятка: тип. Маишеева: 1890. | |||
Малмыжский Богоявленский собор, церковь соборная | Малмыжский уезд | 1-й благочиннический округ | |
Число прихожан — муж.п.: 3045, жен.п.: 3117. Штат — протоиереев: 1. священников: 3. диаконов: 1. псаломщиков: 3. Рукописное примечание — 1880. | |||
Тюремного замка, церковь домовая | |||
Кладбищенская, церковь кладбищенская | |||
Штат — священников: 1. псаломщиков: 2. | |||
Села и храмы Вятской епархии. Начало ХХ векаГОУ «ГАКО», «Села и храмы Вятской епархии. Нач. ХХ в.» | |||
г. Малмыж | Малмыжский Богоявленский собор | Малмыжский уезд | 1-й благочиннический округ |
Приходы Вятской епархии за 1912 г.Вятская епархия. Историко-географическое и статистическое описание (с картой Вятской губернии). Вятка 1912 | |||
Уездный город Малмыж | Малмыжский Богоявленский собор | Малмыжский уезд | 4-й благочиннический округ |
Малмыжский Богоявленский собор, каменный, построен в 1802 г.; расстоянием от г. Вятки в 284 вер.; приписная тюремная Михайловская церковь, постр. в 1861 г.; причта по штату положено: 1 протоиерей, 3 свящ., 1 диак., 3 псал.; квартиры для причта казенные, кроме св. Шубина и диак. Овчинникова, имеющих свои дома, и свящ. Трапицына и псал. Васнецова, проживающих на частных квартирах с платою от казны кварт. пособия первому по 10 р., а второму по 5 р. в месяц; земли: пах. 12 д., сен. 16 д., неудобн. 1 д. 1880 с.; братский денежный доход: протоиер. 1080 р. 84 к., св. 810 р. 63 к., диак. 540 р. 42 к., псал. 270 р. 21 к.; прихожан: правосл. рус. 2967 м. п., 3217 ж. п., крещ. черем. 90 м. п., 92 ж. п., старообр. 118 м. п., 114 ж. п.; приход состоит из городских жителей и крестьян 13 селений, расст. 1 – 10 вер. Кладбищенская Митрофаниевская церковь, каменная, построена в 1844 г.; причта по штату положено: 1 свящ., 2 псал.; квартиры для причта казенные; земли: сенок, 25 д.; братский денежный доход: содержание от казны св. 140 р., первому псаломш. 50 р., второму псаломщ. 40 р.; кружечный раздел: св. 425 р. 34 к., псал. 145 р. 96 к. Показать оригинал | |||
Списки населённых мест по приходам на конец XIX-начало XX века | |||
г. Малмыж | Богоявленский собор | Малмыжский уезд | 4-й благочиннический округ |
Число населённых мест в приходе: 14 (Смотреть список) По данным: Клировые ведомости за 1915 г. (ГАКО, ф. 237, оп. 70, д. 831) Справочник по составу приходов церквей Малмыжского уезда на 1915 г. КОГКУ «ГАКО». Киров, 2012 |
Материалы к «Русскому провинциальному некрополю». Вятская губерния
Материалы к «Русскому провинциальному некрополю» великого князя Николая Михайловича. Том 1. Губернии Астраханская, Вятская, Нижегородская, Самарская, Саратовская и Симбирская / Рос. гос. истор. архив ; изд. подгот. Д. Н. Шилов. - Санкт-Петербург : Дмитрий Буланин, 2012. - 1032 с.Для просмотра информации о захоронениях при выбранной церкви щёлкните ссылке [+].
№ (код) | Город или село, церковь | Записей | [-] | Уезд | Благочиннический округ | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
97 | Малмыж, город. Богоявленский собор | 153 | [-] | Малмыжский уезд | 4-й благочиннический округ | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Каталог метрических книг
№ | Нас.пункт (село) | Церковь | Годы | Виды актов ?Р - записи о родившихся Б - записи о бракосочетаниях С - записи об умерших Рзв. - записи о разводах (ислам) ? - наличие сведений в деле неизвестно | Место хранения | Координаты дела | Листы | Ссылка | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
В нашем каталоге пока нет метрических книг по этому приходу |
Церковь Тюремного замка (домовая)
Церкви и часовни Вятской епархии за 1890 г.Алфавитный указатель церквей и сел Вятской епархии с подразделением их на благочиннические округи: составлен 7 мая 1890 года. - Вятка: тип. Маишеева: 1890. | |||
Тюремного замка, церковь домовая | |||
Села и храмы Вятской епархии. Начало ХХ векаГОУ «ГАКО», «Села и храмы Вятской епархии. Нач. ХХ в.» | |||
г. Малмыж | Тюремного замка | Малмыжский уезд | 1-й благочиннический округ |
Каталог метрических книг
№ | Нас.пункт (село) | Церковь | Годы | Виды актов ?Р - записи о родившихся Б - записи о бракосочетаниях С - записи об умерших Рзв. - записи о разводах (ислам) ? - наличие сведений в деле неизвестно | Место хранения | Координаты дела | Листы | Ссылка | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
В нашем каталоге пока нет метрических книг по этому приходу |
Кладбищенская церковь
Приходы Вятской епархии за 1872 г.Церкви и приходы в Вятской епархии (по клировым ведомостям 1872 г.). // Вятские Епархиальные ведомости, 1873 г., отдел духовно-литературный, №№1-24 | |||
Город Малмыж | Кладбищенская церковь | Малмыжский уезд | Город Малмыж |
№18, с. 598 404. Кладбищенская церковь. Построена в 1844 г., каменная, с одним престолом во имя Свят. Митрофана еп. Воронежского При ней состоят священник и два причетника. Получают жалованье из капитала, назначенного на пенсии и пособия белому духовенству, священник 140 р., дьячек 50 р., пономарь 40 р. Священник пользуется казенною квартирою. Прихода при ней нет. Г. Малмыж от г. Вятки в 284 в. Показать оригинал | |||
Церкви и часовни Вятской епархии за 1890 г.Алфавитный указатель церквей и сел Вятской епархии с подразделением их на благочиннические округи: составлен 7 мая 1890 года. - Вятка: тип. Маишеева: 1890. | |||
Кладбищенская, церковь кладбищенская | |||
Штат — священников: 1. псаломщиков: 2. | |||
Села и храмы Вятской епархии. Начало ХХ векаГОУ «ГАКО», «Села и храмы Вятской епархии. Нач. ХХ в.» | |||
г. Малмыж | Кладбищенская | Малмыжский уезд | 1-й благочиннический округ |
Материалы к «Русскому провинциальному некрополю». Вятская губерния
Материалы к «Русскому провинциальному некрополю» великого князя Николая Михайловича. Том 1. Губернии Астраханская, Вятская, Нижегородская, Самарская, Саратовская и Симбирская / Рос. гос. истор. архив ; изд. подгот. Д. Н. Шилов. - Санкт-Петербург : Дмитрий Буланин, 2012. - 1032 с.Для просмотра информации о захоронениях при выбранной церкви щёлкните ссылке [+].
№ (код) | Город или село, церковь | Записей | [-] | Уезд | Благочиннический округ | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
98 | Малмыж, город. Митрофаньевская кладбищенская церковь | 24 | [-] | Малмыжский уезд | 4-й благочиннический округ | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Каталог метрических книг
№ | Нас.пункт (село) | Церковь | Годы | Виды актов ?Р - записи о родившихся Б - записи о бракосочетаниях С - записи об умерших Рзв. - записи о разводах (ислам) ? - наличие сведений в деле неизвестно | Место хранения | Координаты дела | Листы | Ссылка | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
В нашем каталоге пока нет метрических книг по этому приходу |
Персоналии из этого населённого пункта
- Азановский Павел Петрович (1887)
- Азов Анатолий Лаврентьевич (1924—1943)
- Акнанев Ефим Федорович (1913)
- Алалыкин Василий Михайлович (1914)
- Алалыкин Герман Никанорович (1885)
- Алалыкин Кузьма Михайлович (1909)
- Алалыкин Михаил Михайлович (1911—1943)
- Алматов Николай Михайлович (1908—1943 (?))
- Аминов Зайнулла (1911—1943)
- Андреев Владимир Александрович (?—1944)
- Анисимов Григорий Герасимович (1903)
- Анисимов Иван Александрович (1922)
- Анохин Яков Федорович (1912)
- Арыков Василий Павлович (1910)
- Ахмадуллин Насибулла (1905—1943)
- Ахмашин Гариф (1899—1943)
- Ахметгалеев Барий (1910—1944)
- Ахметгариев Габдрахман (1908)
- Ахметзянов Габдельбар (1926)
- Ахметзянов Рашид Габитович (1926)
- Ахметзянов Рашид Гареевич (1926)
- Ахметзянов Шамиль Гареевич (1921)
- Ахметшин Анзали (1910—1943)
- Ашихлин Анатолий Леонидович (1920)
- Ашихлин Евгений Павлович (?—1944)
- Бабкин Александр Семенович (Петров Николай Николаевич) (1912—31.12.1937)
- Багаветдинов Габдулахат (1910)
- Бажанов Иван Семенович (1925)
- Баженов Максим Николаевич (1912)
- Байбарышев Алексей Изергиевич (1910—1942)
- Барашев Федор Константинович (1913)
- Батуев Василий Александрович (1862)
- Батуев Николай Анатольевич (1909)
- Батуев Федор Арефьевич (1881—27.05.1938)
- Беззубов Михаил Иванович (?—1942)
- Бердников Дмитрий Степанович (1921—1943)
- Березин Николай Иванович (1915)
- Берестов Иван Михайлович (1895)
- Блинов Александр Прохорович (1923—1942)
- Блинов Василий Кузьмич (1920)
- Блинов Григорий Андреевич (1890)
- Блинов Евгений Александрович (1919—1944)
- Блинов Иван Никифорович (1915)
- Блинов Михаил Михайлович (1900—01.01.1938)
- Блинов Николай Александрович (1922)
- Блинов Николай Александрович (1922—1944)
- Блинов Прохор Иванович (1893)
- Блинов Сергей Яковлевич (1920)
- Блинов Степан Константинович (1922)
- Богомолов Борис Петрович (1923)
- Бородин Николай Яковлевич (1884—14.03.1938)
- Брагина Екатерина Тимофеевна (1916)
- Брюхачев Яков Васильевич (1907—1943)
- Бураков Георгий Григорьевич (1884)
- Бурлаков Юрий Иванович (1925—1943)
- Буторин Виктор Николаевич (1921)
- Буторин Наум Зиновьевич (1921—1945)
- Буторин Николай Семенович (1891)
- Бухарин Николай Назарович (1890)
- Бушеров Семен Михайлович (1908—1942)
- Бушуев Филипп Васильевич (1889)
- Валеев Шакир (1906)
- Ванилов Федор Андреевич (1897—1943)
- Васильев Иван Алексеевич (1912)
- Вафин Гайфулла (1913)
- Вафин Мурат (1923)
- Вахрушев Иван Филиппович (?)
- Вахрушев Леонид Андреевич (1925—1943)
- Вдовин Алексей Иванович (1926—1945)
- Ведерников Василий Федорович (?)
- Веселитский Виктор Кронидович (1907)
- Вирмаа Густав Хансович (1884)
- Вихарев Аркадий Николаевич (1910)
- Вихарев Борис Константинович (1911)
- Вихарев Иван Николаевич (1907)
- Вихарев Николай Степанович (1903—1942)
- Вихарев Сергей Степанович (13.12.1896 юл/ст.)
- Владимиров Николай Павлович (1915)
- Власов Василий Павлович (1916—1943)
- Вогодацких Владимир Иванович (1912)
- Волков Александр Егорович (1901—1943)
- Волков Алексей Васильевич (1912—1941)
- Волков Алексей Васильевич (1923—1941)
- Воронов Николай Андреевич (1922)
- Воронцов Николай Степанович (1925—1944)
- Вотяков Иван Григорьевич (1912—1943)
- Вотяков Михаил Гаврилович (1915)
- Вшивцев Иван Данилович (1903)
- Вшивцев Николай Романович (1889)
- Габдрахманов Ваказ (1917—1944)
- Габдрахманов Гандульбар (1919—1943)
- Габдрахманов Хабибрахман (1923)
- Габитов Закир Сабирзянович (1913)
- Гаевский Кирилл (1900)
- Газин Садык (1908)
- Галаутдинов Фаттах (1896—1944)
- Галеев Гали (1912—1943)
- Галимзянов Закир (1901—1944)
- Галимов Борис Харитонович (1919—1945)
- Галимов Зиганша Галимович (1889—30.12.1941)
Также метка вне улиц города.
На фотографии 1976 года - Богоявленский собор города Малмыжа. Время строительства - 1788 - 1802 годы. Пострен на месте сгоревшей при пожаре деревянной Знаменской церкви. Знаменская церковь, в свою очередь была построена в 1590 году, через 6 лет, после того, как Малмыж стал укрепленной русской крепостью. Знаменская церковь была названа в честь Иконы Знамения Божьей Матери, которую в Малмыж принес один из отрядов московских стрельцов.
До революции в соборной ризнице Богоявленского собора хранились многие малмыжские святыни. В частности: в ризнице хранилась хоругвь с изображением Господним, с которой шли на взятие Малмыжа стрельцы Адашего. Перед правым клиросом в холодной церкви висел образ «Спас Царский», подаренный на основания крепости в 1580 году царем Иваном Грозным. Сей образ долгое время находился на башне ворот крепости, отчего ворота и башня стали называться Спасскими, а улица, прежде называвшаяся Ильинскою, стала называться Башнеспасскою. После пожара 1785 года образ был перенесен в Знаменскую церковь, а в последствии, в собор. До 1840 года в ризнице хранился антиминс подписанный будущим патриархом Гермогеном. Икона Ильи Пророка, принесенная стрельцами и Нижнего Новгорода и положенная в часовне первого русского кладбища, впоследствии так же находилась в соборе на стене правого предела. Жители Ильинской слободы соорудили на нее серебряную ризу. Это свидетельствовало о сохранении почитания потомками стрельцов своей исторической святыни.
После революции, по делу о «церковных ценностях», Богоявленский собор потерял все свои старинные иконы 17-18 века, все ценности были национализированы и бесследно исчезли. Каким то чудом в 1935 году собор стал памятником архитектуры, что спасло его от разрушения. Храм стал кафедральным. И до 40 года с перерывами кафедру занимали четыре викарных епископа, три из которых ныне причислены к лику святых. В 40х годах собор был закрыт на несколько лет, в 49 году интерьеры были вновь расписаны художником А. Фищевым, после чего в нем разрешили служить. Взято отсюда: http://www.zaveru.orthodoxy.ru/sobor.htm
На фотографии перед собором видны деревянные постройки, служившие в свое время соляными складами. Ныне этих построек частично не существует. Фотография из фотоархива Степанова Анатолия Яковлевича.
Добавил в описание. Каков источник информации?
На мой взгляд, текст не соответствует правилам описания населенных пунктов (описывает не город), а потому как есть не может быть описанием города Малмыжа. Я бы пока оставил в комментариях, в дальнейшем пригодится.
Источник надо указать, да... Фото можно приложить к населенному пункту.
Источник указал.
Леонид Броневой про ссылку в Малмыже:
"... [мне было] 8 с половиной [лет]. А это утром, после аре... ночью арест в 3 ночи, в 9 утра, у нас была 4-х комнатная квартира в этом доме, входит управдом, участковый, дворник и какой-то человек в штатском, по-моему из КГБ, и этот говорит в штатском:
- Значит вот постановление, вы должны освободить дом, Киев, Ураину от своего присутствия, вам дается на это 24 часа.
Мама говорит: - А куда мы...
- В ссылку вы отправляетесь решением тройки в Малмыж в Кировской области.
Кстати там родился Александр Александрович Калягин, замечательный артист. Да, он мне рассказывал. И мы туда пое... я ничего не понимал, она что-то плачет... Ну после этой квартиты куда-то - солома, куры, избушка какая-то, мне даже нравилось, но я... Она писала Хрущеву 5 раз, он не отвечал ни разу. По-моему на 6-й раз не он а из его канцелярии ответили: значит, уважаемая товарищ Броневая, если вы хотите уменьшить срок ссылки с 5-ти до 2-х лет, а мы уже были год с лишним, или откажитесь от фамилии, поменяйте фамилию, или разведитесь с мужем. Она тут же ответила: - Фамилию я менять не буду, а с мужем я разведусь.
Обманули. Все 5 лет мы были в ссылке, с 37 по 41. Вернулись в конце мая. До войны оставалось 22 дня..."
из интервью Леонида Сергеевича Бронего (видео 2012 г.)
Здесь старые фотографии Малмыжа и не только.
https://pastvu.com/ps/1?f=r!2325
Малмыж. 1912 год.
Газета " Рабоче- Крестьянские Думы" 1918 год. Малмыж.
Первый отряд ЧТЗ Малмыжской МТБ.
Портрет неизвестной Ани из г. Малмыжа .
В какие годы Малмыжский уезд был упразднен и когда вновь образован?
https://yandex.ru/archive/catalog/a34b8f03-d34d-42c6-a2ea-efcc137dc46b/182
Метрическая запись мещанина Иакова Иаковлева Судовикова и жены его Наталии Ивановны в качестве восприемников 1885-1890 год
Что интересно лет так через десять у него уже другая жена https://yandex.ru/archive/catalog/854e27b7-eb4c-4181-9296-6338bb08fdee/67
Параскева Андреевна Белова 1894-1895 года
Зворыгин Матвей Викулович
Зворыгин Матвей Викулович, родился 22 августа 1888 г. в г. Малмыж Вятской губ.; сословие – крестьянин, вероисповедание – православный, национальность – русский. Образование – земское начальное училище. Профессия – развозчик. Место службы – молочная ферма Н.И. Зотова, развозчиком молока (1921-1927 гг.); завод "Антипас", развозчиком (1928-1943 гг.). Прибыл в Маньчжурию в 1921 г. из Забайкалья через Маньчжурию. Политические убеждения – монархист. Состоял в Союзе торгово-промышленных служащих, в корпусе И.А. и Ф. Был призван на военную службу 11 декабря 1909 г. Принимал участие в Великой войне, в Гражданской войне в составе 1-го Ижевского стрелкового полка. Семейное положение – холост.
ГАХК. Ф. Р-830. Оп. 3. Д. 16490.
Российские эмигранты в Маньчжурии
1678 Перепись Супонева https://1670.ru/census/1678/kazan/arsk-malmyzh/
Павел Михайлов Нижняя Тойма у него жена Анна Петрова 30 лет, взята Казанского уезду ис пригорода Малмыжа, салдатская дочь//Первые Ижевцы и Воткинцы
1646 В Казанском пригороде в Малмыже дворы посадские:
Михаил Дмитриев Минин*, сын Иван
Михаил Иполитов, дети Яким, Макар, Зот, Артемий, Федор
Василий Васильев Попов
Иван Никитин, сын Кирил
Тихон Григорьев Трубицын, дети Лев, Иван. Яким Григорьев, дети Ананий, Павел, сосед Василий Карпов, сын Прохор
Федор Иванов, дети Тит*, Афанасий, Григорий
Гаврил Симанов Судовиков, сын Василий. Ярофей Никитин Судовиков, сосед Ярофей Фролов, сын Данил. Да сосед же Ярофей Никитин. Иван Емельянов Судовиков.
Сергей Фофанов Ермаков, сын Федор. Иван Фофанов Ермаков, дети Симан, Федор. Илья Михайлов Ермаков, сын Гаврила
Филип Микифоров Костоустов, сын Степан. Братья Семен, Матвей. Бажен Меркульев Костоусов, дети Сава, Филип
Василий Ларионов Лашуков, дети Осип, Фома
Фофан Ермолаев, сын Никон
Никита Федоров, сын Никита ж. Сосед Никита Анисимов
Афанасий Архипов Бледной, дети Григорий, Василий, Гаврил. Игнат Архипов Бледной, дети Емельян, Яков
(...)Григорьев, дети (...), Иван
Елфим Дмитриев Кукаренин, сын Яким. Тихон Дмитриев.
Ерофей Данилов
Иван Агеев Поздеев, сын Степан. Степан Агеев помер, дети Филип, Петр, Иван
Сидор Прокофьев, приемыш Яков Дмитриев
Богдан Дементьев Батуев, дети Родион, Андрей. Иван Дементьев, дети Фома, Никифор, Степан Большой, Степан Меньшой, Яков. Яков Дементьев, дети Михаил,Тимофей*, Григорий
Федор Васильев Шуплецов, Дементий Васильев
Давыд Савельев Садаков
Посник Прокофьев
Тимофей Гаврилов Ворсин, внук Григорий Васильев
Семен Сидоров, сын Родион
вдова нищая с сыном- Наум Дмитриев
Тимофей Захаров Черемха, сын Василий
Теретьяк Терентьев Марьин*, дети Дмитрий, Кирил
Петр Филипов Шабалин, дети Клим, Иван. Брат Анисим, сын Иван
Осип Дмитриев Кокорин, сын Федот. Сосед Андрей Евсеев. Никита Михайлов Кокорин, сын Кузма
Семен Прокофьев Вотяков, дети Иван, Герасим
Исак Васильев Брюхов, дети Ефтифей/Астафий, Никита, Федор
Павел Гледенев* помер, дети Степан, Иван
Сергей Тимофеев, сын Андрей
Богдан Федоров, сын Корнил
Клим Афанасьев
Любим Трофимов, дети Данил, Семен, Корнил
Мартемьян Михайлов, сын Сидор
Фефил Тимофеев Долгушин, сын Сава
Василий и Андрей Кириловы.
Федор Самойлов Бурка(Бурков*), дети Авдей, Федор, Артемий, Федот
Кондрат Никитин, сын Степан
Сергей Васильев, дети Григорий, Сава, Гаврил
Никита Михайлов, пасынок Яким Карпов(сын Клим)
Стрелец Василий Филипов, соседка вдова Замятнинская жена(сын Клим Юдин)
Филип Клементьев По....тин/Позолотин*, сын Кирил
Иван Афанасьев Золотово, дети Лука, Дмитрий, Максим. Иван Никифоров Золотово
Иван Григорьев Шелудихин, брат Анисим(сын Василий)
Василий Прокофьев, дети Герасим, Андрей, Анфилат, Федор
Иван Лукоянов Мокрогузов, сын Федор(дети Агапит, Артемий, Константин)
Петр Исаков Овчиник(ов)
Павел Васильев Кузнец, дети Ермолай, Аверкий
Да Малмыжские посадские люди живут на ясашной земле в Деришевской пустоши
Никита Иванов Ворсин, дети Яков, Симан, Лука, Иван. Сосед Фотей Степанов. Матвей Иванов,дети Лука, Василий. У Луки дети Григорий, Дмитрий, Клим*
Еремей Федоров, дети Василий, Артемий, Исак, Иван
Исак Андреев Гленденин, дети Лев, Василий. У Льва сын Григорий, наймит Юда Иванов Вятчанин. Александр Павлов Гледенев. Сосед Иван Афанасьев, сын Илья.
Кондрат Исаев Шишкин, дети Клим, Перфил. Сосед Иван Дмитриев и наймит Логин Панкратов с города Котельнича
Елфим Никонов с матерью-вдовой, Елфим Сидоров
Фома Ильин Пьянков
Григорий Емельянов Судовиков, сын фадей
Василий Михайлов, соседка вдова Анна Кирилова с сыном с Герасимом Ивановым
Галактион Тимофеев, сын Кирил(дети Алексей, Иван, Сава, Сергей). Павел Галактионов, сын Федор
Степан Кирилов, сын Федот
Василий Григорьев Пермяков(бежал), зять Яков Савельев Саадаков, сын Константин.
Петр Степанов Попов, дети Василий, Карп Большой, Карп Меньшой, Трофим
Меркулий Южанов помер, дети Иван Большой, Иван Меньшой, Филип, Василий
Федор Тимофеев Плишкин
Андрей Петров Вятчанин, сын Трофим
Иван Иванов, дети Агей, Афанасий, Максим
Роман Ларионов, сын Тимофей*. Сосед Любим Антонов
(Итого 70 дворов посадских)
РГАДА, 1209-1-153 с.609 (фото 2410об) Починок Конбинской/Гоньба* что под Малмыжом на денежном оброке
в нем Двор Государев что был помещика Гордея Пальчикова да дворы крестьянские:
Семен Тимофеев Мошонкин, Григорий Тимофеев, сыновья Максим, Семен. Макар Тимофеев.
Осип Иванов Мулындин/Мухлывин
Степан Макаров Карданов
Тимофей Ярофеев Лошнин/Лушнин, сын Федор
Дементий Назаров, устюжанин, сын Степан
Ларион Константинов да (имя плохо видно) Кирилов
Дементий Семенов Попов.
Влас Дмитриев Стяшкин/Стяжкин, сыновья Исак и еще.
Дементий Логинов, сын Василий
Тит Семенов Беспута, сын Степан
Лев Кузьмин
(земля их от нижнего конца р.Вятки да вверх по реке)
Да в том же починке велено жить по льготе гулящему - Кузьме Макарову Карданову да бобылям:
Сава Климов, Иван Михайлов, балахонец, Игнат Никонов, Селиван Агафонов, Иван Семенов, Григорий Васильев Бояринцов, Филип Романов Попов, Иван Петров Попов, Михаил Данилов, Григорий Никитин, Василий Ульянов, Яким Иванов, ярославец, Иван Михайлов, Иван Федоров Шпенок, Иван Савельев Рожевитин
да прихожим: Иван Семенов Попов. Никита Афанасьев, Марк Федоров Маколов, Фома Дементьев, Данила Иванов Блинов
В дозоре был староста Ларион Дмитриев Стяжкин, Влас Стяжкин, Кузьма Веренкин, Ветлужский поп Кузьма от починка Конбинскаго
(Далее село Рожественое что на Полянах на денежном оброке)
https://disk.yandex.ru/d/JuMEUAXJ1V1Pgw/1599-1622%201209-1-153%2002420.JPG