Судьба косточки № 4239 за 1892 год

У каждого поколения  предков был свой лозунг, который позволял видеть смысл жизни и выживать в жизненных передрягах. Моя  бабушка из вотячек всегда говорила «Терпеть надо», свекровь из мест близ Даровского – « Не потопаешь, не полопаешь». Жизненный принцип бабушки Людмилы Алексеевны Лариковой -  «Надо держать себя в рамках».

По семейной легенде была она незаконорожденной. Мать финских кровей,  работала прислугой, родила без мужа и была вынуждена отдать малыша в сиротский приют. Мать её звали Анна,  Шувалова Анна Иванова. Крестьянская вдова из деревни Кречетово Тверской губернии Новоторжского уезда.  Православного вероисповедания. Возможно,  была она из тверских карел, поэтому у бабушки черты лица были  прибалтийские. В метрической книге церкви Знаменская с. Богородское-Млевичи Новоторжского уезда за 1911 год  крестьянские семьи в деревне Кречеты записаны без фамилий. Так что, скорее всего, назвалась Анна этой фамилией для записи незаконорожденного ребенка. Отчество дали по воспреемнику – отставному писарю Алексею Иванову Ларичеву.

В Российской империи был специальный законодательный акт, касающийся  системы призрения – «Устав об общественном призрении». Основной формой социальной поддержки детей и подростков со стороны правительственных ведомств была организация «закрытых» учреждений, прежде всего приютов. Призрение в детских приютах Российской империи в конце XIX – начале XX веков носило программный характер и включало в себя решение вопросов воспитания и образования детей, охраны их здоровья, защиты прав, передачи опыта, трудоустройства, материального обеспечения заведений. Воспитательный дом в С. Петербурге – учреждение для призрения незаконорожденных детей, сирот и бедняков было учреждено в 1770 году по инициативе Екатерины II   личным  её секретарем  просветителем Иваном Ивановичем Бецким. В Воспитательный дом принимались дети в возрасте до 2 лет и 4 месяцев и оставались там до 21 года. Воспитанники получали начальное образование. Приют находился под непосредственной защитой императрицы, но содержался за счет общества. Он имел льготы в виде освобождения от налогов, мог заниматься коммерческой деятельностью (сделки с недвижимостью, вести банковские дела, брать в залог движимое и недвижимое имущество, получать доходы со своей ссудной кассы). Кроме того, ему было дано исключительное право клеймить игральные и гадальные карты, которые производились на собственном заводе. Заботясь о будущем воспитанников, существовало правило, по которому при поступлении в Воспитательный дом на имя воспитанника в сохранную казну помещалась определенная сумма, и при выходе воспитанник получал из сохранной казны денежное пособие. Девочки получали сумму на «приданое». Она составляла от 20 до 30 рублей серебром. Новые правила были введены в 1891 году, положив конец более чем вековому тайному приему детей. Теперь, чтобы ребенок был бесплатно принят на полное воспитание, требовалось представление метрической выписки о его рождении, удостоверяющей, что он незаконнорожденный.

Родилась Людмила  4 августа 1892 года в С. Петербурге, крещена в Петропавловской церкви С-Петербургского клинического госпиталя 9 августа 1892 года. Анна Шувалова принесла малышку в Сиротский дом прямо из госпиталя, отдала метрику и заплатила 25 рублей. В приемной комнате её забрала дежурная акушерка и записала в книгу под № 4239.  С этого времени Людочка стала питомицей Воспитательного дома. Здесь ей провели медицинский осмотр, сделали ванну и одели в казенную рубашку. Все, что было принесено с ребенком – одеяло, пеленки, крестик - считалось пожертвованным в пользу Воспитательного дома. Затем ребенка взвесили, измерили объем головы и грудной клетки. Исследование врач занес в билет розового цвета. После обследования малышку отнесли в  «опытное» или «дорожное» отделение. Отсюда детей отправляли по деревням. Девочка оказалась здоровенькой и жила в Воспитательном доме недолго - 2-3 недели. Да больше шести недель обычно и не держали. Дальше снарядили её в деревню. Снабдили ребенка дорожным билетом и дали ему с собой несколько пеленок, рубашку, шапочку, свивальник, суконку и бумазейку. За день, накануне отъезда, надели на шею так называемый «костяной знак» на белом шелковом шнуре, который был запломбирован печатью Воспитательного дома. Костяной знак – это круглая пластинка из кости величиною в 2 копейки. С одной стороны костяного знака вырезан номер питомца и год его приноса, на другом – крест. Счет номеров велся с каждого нового года. Под этим номерам отыскивали в деревне детей, справлялись жив ли ребенок. Костяной знак надевали на шею на коротком шнурке, так что его нельзя снять с головы ребенка – во избежание злоупотреблений (чтобы кормилица могла отличить своего питомца, не перепутала его с чужим, т.к. в одной деревне воспитывается по нескольку питомцев  или, если питомец умер, не могла надеть этот костяной знак на своего ребенка и получить за воспитание деньги). Детей отправляли по субботам, на дилижансе увозили на Николаевский вокзал, откуда на поезде отправляли с мамкой в округа-питомники Новгородской губернии. На вокзале, в известное время, появилась и Анна Иванова, чтобы бросить на свою девочку прощальный взгляд. Похоже, она очень переживала, что не могла сама воспитать малышку, не могла её забрать. И постоянно следила за судьбой дочери, хотя ни разу с ней не виделась.  А когда Людмила в 1917 году выходила замуж,  передала «приданое», где были и длинный расшитой шарф из китайского шёлка и белоснежные  с кружевными краями полотенца с  вышитыми большими алыми инициалами «А.Ш.». Я эти полотенца помню, они хранились у бабушки еще в шестидесятые годы прошлого века.  Бабушка  говорила, что это инициалы Анны Шуваловой. Но она никогда не говорила, что Анна Шувалова её мать и мы были уверены, что это инициалы её последней «генеральши», где она служила.

После ввода в эксплуатацию Николаевской и Варшавской железных дорог, опекунский совет Санкт–Петербургского Императорского Воспитательного дома (с 1854 г.) стал отправлять своих питомцев на воспитание по деревням Санкт-Петербургской, Псковской и Новгородской губерний. «Питомнический детский промысел» стал своеобразным ремеслом для крестьянских семей, живущих вдоль линии железных дорог, и являлся подспорьем в хозяйстве, поскольку за каждого взятого на «прокорм» полагалась ежемесячная выплата до достижения им 16 лет – около 5-6 рублей в месяц, а подрастая, они становились хорошими работниками. Для наблюдения за содержанием питомцев деревни объединялись в округа. Округом заведовал врач, который был обязан каждый месяц навещать детей. Отправленные на воспитание в деревни дети оставались в семействе крестьян до 21 года. С 8–9 лет ребенок, находящийся на воспитании крестьянина был обязан посещать учебное заведение, расположенное в округе. В дальнейшем по достижению 17 лет, он мог уйти из семьи на самостоятельные заработки, а после исполнения 21 года приписаться к крестьянскому или мещанскому сословию. К 1905 году воспитательный дом управлял 369 округами, где училось и содержалось 33 тыс. человек. Для их обучения создали около 100 сельских школ.

           Девочку отвезли в деревню Сопки Новгородской губернии Валдайского уезда Сопкинской волости  и отдали  «на прокорм» в крестьянскую семью И. Л. Зайцева. Деревня  Сопки находилась в 30 верстах от уездного города и 8 верстах от железной дороги на реке Валдайке. Дворов 68, жителей 350. В деревне хлебный магазин и  две мелкооптовых лавки. (Список населенных мест Новгородской губернии. Валдайский уезд. Выпуск V. 1909 год). Чужой в приемной семье она себя не чувствовала. Здесь же получила начальное 4-летнее образование в церковно-приходской школе. Со сводным братом из семьи Зайцевых  долго поддерживала отношения. Позднее он с семьей жил в Ленинграде. Пережил блокаду. Бабушка Люда даже возила маму году  в 1953 в гости к нему в Ленинград. Когда Людмиле  исполнилось семнадцать лет, её забрали на работу в Петроградский сиротский институт императора Николая 1 (Николаевский сиротский институт). Там она с августа 1910  года по август 1914 года работала кастеляншей, прислугой при воспитаннице. Воспитанницу прикрепляли помладше, и Людмила должна была следить за её гардеробом, чистотой в её комнате. Слушала вместе с ней церковные службы, дожидалась в коридоре, когда шли занятия.

Сиротский институт был учреждён высочайшим указом от 22 ноября 1837 г. под  первоначальным наименованием «Сиротский институт Императорского С.-Петербургского Воспитательного дома» для дочерей бедных офицеров и гражданских чиновников. Позднее получил название «Николаевского». Являлся закрытым учебно-воспитательным заведением и готовил классных дам и домашних наставниц, учительниц для губернских средних учебных заведений. Заведение располагалось в комплексе зданий Воспитательного дома на наб. реки Мойки. В институте содержалось 480 сирот и полусирот  6-12 лет. В зависимости от способностей девочки обучались в институте 6 лет (на высшем отделении) или 4 года (на низшем отделении) и получали право быть учительницей или воспитательницей.

На фото прислуга Николаевского сиротского института - бабушка во втором ряду вторая слева.

Затем работала прислугой  по найму в частных домах. Вышла замуж в июле 1917 года за рабочего Сестрорецкого оружейного завода, участника Первой мировой войны Ларикова Александра Петровича. Из Питера в Вятку  перебрались в 1919 году. За участие в добровольческих отрядах в  конфликте с белофиннами дед Александр Петрович «Петроградским Советом был награжден  бесплатным проездом себе и на жену в Вятку» (так написало в его автобиографии). Эвакуировались в связи с военным положением и голодом в Питере.  В Вятке было посытнее.

Первая мировая война, гражданская война, тиф и голод привели к большому количеству беспризорных детей. Дети ночевали на вокзалах, в заброшенных домах и на чердаках. Назвать точное количество бездомных детей власти тогда не могли. В Вятке маленьких беспризорников забирали с улиц, отмывали, и через детприемники  распределяли в специальные детские учреждения: детские дома, школьные городки, школы-коммуны. Дети обеспечивались питанием, одеждой, получали образование. В первые годы Советской власти  в народном образовании России было стремление к осуществлению новых, инновационных форм и методов работы. Организационно-административным новшеством было создание школьных коммун и школьных городков. В отличие от обыкновенных школ, это заведения представляли собой комплексы, состоящие из яслей, детского сада, детского дома и школ I и II ступени. На первом этапе ставилась задача обеспечить детям приют и заботу, первоначальное образование. На втором этапе предполагались вопросы политехнизации образования, связи обучения и воспитания с производительным трудом.

Через биржу труда Людмила Алексеева устроились на работу. Сначала работала прачкой, швеей, а потом закончила  трехмесячную Комшколу и четырехмесячные  курсы заведующих детскими домами. И дальше работа её была связана с детьми. С марта 1924 года  работала воспитателем в детском доме им. Ленина. С октября 1925 года по октябрь 1927 года, тоже воспитателем, в 1 Вятском Школьном городке.  1-й Вятский Школьный городок был создан в  г. Вятке в 1920 году на территории современной православной гимназии (школы № 22) . Кроме изучения школьных предметов в Школьном городке был драмкружок, хор, спортивный кружок, даже  своя фото-кино-подсекция, где ребята смотрели научно-популярные фильмы. Активно действовал кружок краеведения, главным объектом изучения которого была слобода Филейка. Так как основная задача ШК -  приобщение к труду, ребята участвовали в летних сельхозработах. В 6 километрах от города на правом берегу Вятки, на даче «Боровое озеро» ШГ был отведен участок размером в 37 га. С ранней весны начинались подготовительные работы (столярные и швейные мастерские готовили койки, матрацы и тюфяки). И  начале мая отряд взрослых ребят из 25 человек перебирался в колонию, и  работал, и жил там, в течение всего лета. Садили овощи, в основном картошку и капусту. На каждые десять детей полагался один воспитатель. Он следил за выполнение заданий, возложенных на группу, вел учебно-воспитательную работу с детьми, сопровождал их при купании, в часы отдыха организовывал игры и развлечения. Кроме того, руководитель вел дневник, в котором записывал психологические наблюдения, отмечая индивидуальные черты ребят, их отношение к труду, отношения с другими детьми.

В 30 годы молодому советскому государству требовались миллионы рабочих рук, в т. ч. и  женских. Вовлечение всех трудоспособных женщин в процессы реконструкции народного хозяйства требовало  массового развертывания учреждений охраны и младенчества, основными из которых являлись ясли. В сентябре 1933 г. Совнарком принял постановление об организации в структуре Наркомздрава РСФСР ясельного управления. В его ведении находились не только ясли, но и пищевые станции, молочные кухни, детские консультации. Одной из главных задач была борьба с детской смертностью, противодействие инфекционным заболеваниям в яслях, которые наряду с профилактической работой, пропагандой грудного вскармливания являлись ведущими направлениями деятельности ясельных учреждений. Ко второй, не менее важной стороне проблемы развития яслей относилась воспитательная работа, основными элементами которой являлись оптимальное налаживание режима во всех возрастных группах, осуществление медико-гигиенических мероприятий (питание, уход и т.д.), правильная организация прогулки и соблюдение всех остальных элементарных правил жизни (кормление, сон, и т.д.). Особенность становления яслей заключалась еще в том, что руководство ими со стороны органов здравоохранения осуществлялось при непосредственном контроле состояния здоровья детей, посещающих эти учреждения. Врач проводил систематический осмотр детей, он следил за питанием детей, режимом сна, нарастанием веса, развитием речи и настроением ребенка. Кроме того, врач акцентировал свое внимание на оздоровительные мероприятия: проветривание помещений, сон на улице, прогулки на свежем воздухе, воздушные ванны, водные процедуры (обтирание, душ и пр.). Медицинская сестра наблюдала за детьми и об их состоянии сообщала врачу. Медицинские работники принимали участие в размещении в яслях мебели и оборудования, строго соблюдая санитарно-гигиенические нормы, следили за состоянием одежды, игрушек и пособий, проводили среди матерей санитарно-просветительную работу.

 Людмила Алексеевна с 1933 года работала заведующей детскими яслями. Сначала лесозавода № 2, а затем селекционной станции им. Н. В. Рудницкого. В последнем она  проработала до пенсии (до 1947 года). Детские ясли  опытной селекционной станции им. Н. В. Рудницкого находились на землях семстанции, за городом. Даже адреса не нашла, в одном случае написано за речкой Хлыновкой, в другом, за железнодорожной станцией.  В те времена  у моста через Хлыновку  на окраине города была Ямская площадь, дальше начинался Николаевский тракт. Стояли  редкие небольшие деревянные одноэтажные и двухэтажные дома с огородами. Квартира семьи Лариковых была на улице Энгельса, в районе современной театральной площади. Добиралась до работы  пешком, приходилось уходить рано, возвращаться поздно. Дома бабушка практически не бывала. Ясли  были постоянные, рассчитаны на 35 койкомест, в т .ч. 12 ночных. В яслях находились груднички, ползунки и дети до трехлетнего возраста. Ночные группы были для детей, чьи матери работали в ночную смену и детей-сирот. Что-то вроде «дома малютки» в уменьшенном варианте. Здесь бабушка и взяла на воспитание маленькую Валечку – мою маму. Наряду с задачами, который ставил Накомздрав, надо было решать массу бытовых вопросов. На 1938 год здание  деревянное, требует ремонта, электричества нет,  пять печей, обеспеченность средствами по смете на дрова  60%. В штате 14 человек, кроме заведующей - четыре медсестры, воспитатель, пять нянечек, уборщица, повариха, прачка. Врач и счетный работник работали на полставки (были приходящими). Серьезной проблемой было отсутствие  у персонала необходимого медицинского образования. Из четырех медсестер только одна закончила медтехникум, и то она в 1938 г. была в декрете. Остальные окончили только курсы или еще учились в техникуме. У нянечек и уборщицы очень маленькие зарплаты, кроме того  приходилось производить доплату счетному работнику в связи с отдаленностью яслей. Но дети были накормлены и ухожены. В грудничковых палатах всегда было  чисто, бело и удивительно тихо.Чистота это был  её особый «пунктик». Поэтому и ценили ее на работе. В характеристике Лариковой Л.А., написанной заведующим  Молотовским райздравотделом в 1938 г. отмечено «… работу выполняет добросовестно. Указания райздрава проводит в жизнь своевременно. Проводит санитарно-просветительскую работу с родителями». Неоднократно награждалась за хорошую работу отрезами материи. В 1946 г.  удостоена медали за ««За доблестный  труд в Великой отечественной войне 1941-1945 гг.».

    

            В облике её жили неистребимые институтские черты. Она никогда не жаловалась на проблемы, не было у нее и обиды на жизнь. Была она женщиной большой воли, трезвого ума, аккуратная, строгая, чуждая сентиментальностей.  Была немногословна и очень сдержанна с  приемной дочерью. Не было в ней  материнской нежности, но она всегда знала свой долг. Жизнь её  была всегда дисциплинирована, введена в рамки, но то, что касалось дел, которые  ей поручала судьба – она делала их  хорошо, со всей ответственностью. Бабушка прожила долгую жизнь и умерла в восемьдесят лет в семье дочери. Среди питомцев Воспитательного дома в 1893 году уровень смертность детей до года составлял 28 % . Но  благодаря  добрым людям, которые отдали  девочке капельку тепла, она выжила. И  поддержала маленькую жизнь  моей мамы перед страшной войной. Никто не знает, как могла бы сложиться мамина судьба, да и моя тоже…

-Альбицкий В.Ю. ,Шер С.А., Яремчук О.В. Развитие советской системы ясельной помощи в 1930-1940 гг. Национальный НИИОЗ им. Н.А.Семашко. Москва. 2019

-Бахтиаров А.А.  "Брюхо Петербурга".

-Бондина С.И. Деревенская экспедиция Санкт-Петербургского воспитательного дома в конце XVIII-начале XX века. Вестник СПбГУ. 2013 Вып,1

-ГАТО ф.160 оп.15-3 д.3680

-Горбушина Е. «Мы - маленькие прачки» BNKIROV.RU № 4566 13.01.2014

-Отделение спецфондов и РЖПР УМВД Кировской области.Ф.18, оп 1п/с, д. 8871

-Помелов В.Б. Школьные коммуны и школьные городки в 1920-е гг. к 100-летию создания. Вестник ВятГУ № 3, 2018.

-Тимофеев В.П. Пятидесятилетие С.-Петербургского Николаевского сиротского института. 1837-1887. Исторический очерк. СПб., 1887.

-Фролова И. В. Региональный опыт социальной помощи несовершеннолетним в Российской империи во второй половине XIX – начале XX вв.(в Новгородской и Псковской губерниях) ФГБОУВО «Череповецкий государственный университет» Череповец 2017

-ЦГАКО ф.1445 оп.3 д.1601; ф. р1972 оп.1 д.13,14,  24 ,29  

-ЦГИА СПб ф.8 Оп.5 д.33; ф.572.оп.2 д.20

Комментарии

Большое спасибо за такой подробный с интересными деталями рассказ.