Опубликовано сб, 07/09/2024 - 13:06 пользователем gaverson
https://www.youtube.com/watch?v=dzoJ4IHv8i4
Уважаемые форумчане, видели ли новый ролик о Вятке от популярного блоггера, вещающего об истории. Что можете сказать?
https://www.youtube.com/watch?v=dzoJ4IHv8i4
Уважаемые форумчане, видели ли новый ролик о Вятке от популярного блоггера, вещающего об истории. Что можете сказать?
Такие видео теперь все кому не лень сочиняют. Как обычно, собрание старых мифов и заблуждений, куча мала для развлекухи профанов))
Поддерживаю Евгения Анатольевича!
Я под роликом написал свой комментарий, всего одно слово - чушь.
Посоветуйте адекватный источник. Очень хочу нормальную литературу от исследователей почитать, а не от блоггеров.
Нынешние историки в тупике, в который сами себя загнали. Есть "Книга Большому Чертежу", описание старой карты Руси, сделанное в 1627 году с уже ветхого чертежа. Я где-то ранее в ленте публиковал рукописный вариант списка 1699 г. Он неправленый, в отличие от типографской "Книги" 1838 г. Это недавно было. В этой "Книге" указаны одновременно и Хлынов, и Вятка. Хлынов как городок, Котельнич и Орловец - города. А про Вятку написано: "А по Вятке реке по Котелничь сверху городы Вятка". "Сверху" - это на устье Моломы возле Ленинской Искры Ковровское и Шабалинское городища, бывшие булгарские города Колын (Колынов, Холынов) и Нукрат- Вятка. Раскопки на этих городищах проводились и артефакты булгарские, удмуртские и русские найдены, в том числе матрица печати с зеркальной надписью "Печать Григориева" и свинцовые вислые печати, что говорит о существовании здесь административного центра. Этот документ разваливает всю современную трактовку вятской истории, так как А.В.Эммаусский посчитал, что город Хлынов и есть Вятка. Поэтому в 1374 году ушкуйники пограбили Хлынов-Вятку, современный Киров. От этой даты и пляшут нынешний юбилей - 650 лет. Булгарская хроника "Джагфар тарихы" показывает, что Вятка (Нукрат) существовала уже в 1150 году. "Зимой 1150 года ... кан Колын заложил новый центр Бийсу город Колын возле балика Нукрат на Нукрат-су (возле городка Вятки на Вятке-реке). Хронику историки считают фальсификатом (с подачи "открытого общества" и фонда Сороса), хотя события, описанные там в хронологической последовательности, совпадают с другими источниками и не только подтверждают, но и дополняют историю Вятской земли. Естественно, после уже всероссийской фальсификации юбилея города Кирова вряд ли кто возьмёт на себя смелость ворошить историю древней Вятки.
Тут лежит КАМЕНЬ ПРЕТКНОВЕНИЯ : Не было "древнего Хлынова", а был погром вятских городов в 15 веке казанцами и московитами с выводом заметной части населения и ликвидацией вольности. А уж термин типа "Вятская казачья республика" звучит почти криминально)).
Не однажды встречал предположения, что город Вятка был в другом месте, например, в устье реки Моломы, даже на некоторых картах сомнительного происхождения он нанесён на этом месте. Могло ли это быть в действительности? Наверное могло, учитывая, что не обнаружено не одного датируемого события на Вятской земле в период от 1199 до 1374 года, а за этот период мог не однажды появиться небольшой город в устье реки Моломы, а позднее быть разграбленным, сгоревшим. Не случайно археологами обнаружены следы нескольких русских поселений на берегу Вятки от устья реки Моломы до ныне существующего города Котельнича. Об их названии достоверных сведений нет.
Исторический документ - это не предположение . "Книга Большому Чертежу", рукописный неправленый (в отличие от типографского 1838 г., где числа расстояния между городами - цифрами, а все города и городища написаны одинаково - города) список со списка 1627 г. (оригинала). Здесь Хлынов написан как городок, т.е., статусом ниже города, Орловец и Котелничь - города. "А по Вятке реке по Котелничь сверху ГОРОДЫ Вятка". Это не описка и не ошибка, а бывшие булгарские города Колын (Колынов) и Нукрат-Вятка, о чём я писал выше. В русских летописях названий городов нет, поскольку русскими они стали после "развода" Вятки в 1489 г. А до того многократно упоминаются в булгарской хронике. То, что в 1990-е годы с подачи Сороса, который на деньги из своего фонда учебники истории нам печатал, "Джагфар тарихы" признана западными аналитиками фальсификатом (например, Шамилоглу Юлай (Канада), профессор Висконсинского университета в Мэдисоне (США), скорее нам плюс: смело можно игнорировать это заявление. Тем более, чего ради нужно фальсифицировать названия городов, даты их появления, события, происходящие в них, имена ханов и других действующих лиц и увязывать эти истории в хронологической последовательности, когда события и даты легко сверить с другими источниками, например, с русскими летописями? Булгария и русские княжества воевали друг с другом. Если и есть различия в сведениях, то лишь в том, что писцы писали о событиях с точки зрения победителя. Можно не доверять, что именно тархан города Колына Мер-Чура в 1183 г. во время осады русскими князьями во главе со Всеволодом Большое Гнездо столицы Булгарии города Буляра стрелой через бронь поразил князя Изяслава Глебовича, племянника Всеволода Юрьевича. Но то, что такой случай был, пишут и русские летописцы. Правда, русские летописцы списывают неудачу по осаде Буляра на молодых князей, мол, самовольно, пока старшие совещались как брать город, молодёжь бросилась атаковать вышедших за ворота города булгар, и князь Изяслав Глебович, рьяно бросившись на врага, получил удар стрелой под сердце. Булгарская хроника, наоборот, описывает его как героя. Булгары по призыву муллы, увидевшего, что русские на утре после двухнедельной блокады города спят крепким сном, открыли ворота и набросились на спящих, многих повырезали. Но Изяслав Глебович, подняв своих, бросился им навстречу, тяжёлым копьём в бок убил эмира Чалмати, после чего булярцы, оставшись без воеводы, замешкались и побежали к воротам. Воины Изяслава Глебовича - за ними. Именно тогда Мер-Чура с городской стены выстрелом из лука поразил князя, и атака сорвалась. Можно не верить, что кан Габдула Чельбир за меткий выстрел даровал Мер-Чуре, тархану Колына и губернатору на то время Нукратской и Бийсуйской губернии тамгу печать с изображением лука и стрелы. Тем более, такое совпадение (!): "вятьцкая печать" на большой печати Ивана Грозного тоже имела изображение лука и стрелы. Ловко фальсификаторы ДТ состряпали? Для вятчан старались, которые где-то на северной территории вдали от центра Булгарии проживали? С чего бы вдруг? Верить или не верить ДТ, дело каждого. Доверяй, но проверяй! Наши историки почему-то не хотят эту тему поднимать. Боятся, что все их потуги - слепить историю Вятской земли на ПСВ и СВ - потерпят крах. Уже одно то, что в "Книге Большому Чертежу" есть и городок Хлынов, и город Вятка, рушит прежде построенную концепцию, что "Хлынов и есть Вятка" - (А.В.Эммаусский). А в "списке всех русских городов далёкий и близких" (1387-1392 гг.) есть только один город Вятка, "не упоминаются ни Хлынов, ни Котельнич, ни Никулицын, ни какие-либо другие города Вятской земли" (всё тот же А.В.Эммаусский, ЭЗВ. Т. 4. Вятка в XII-XV веках. С. 16-17). Откуда же дата 650 лет Кирову, если в конце XIV в. города Хлынова ещё не было?
19 октября 2024 г. в Кирове состоится ХVI Церковно-научная конференция «Обретение святых», которая будет посвящена 650-летию первого упоминания Вятки в русских летописях.
На моей памяти кировчане третий раз празднуют юбилей города. В 1957 году город Киров отмечал своё 500-летие. Тогда преобладало мнение историков, среди которых был и А.В. Эммаусский, что годом основания города необходимо считать1457-й год, тогда был построен кремль и городу было присвоено название Хлынов. При этом я убежден, что жители города и до этого всегда, с момента его основания. знали как город Хлынов. Несколько позднее преобладало другое мнение, и в 1974 году город отмечал своё 600-летие.Я тогда жил в Кирове и принимал некоторое участие в проведении мероприятий по подготовке к этому празднику. Когда всё было готово к проведению праздника, начала "просачиваться" информация о том, что город основан в 1199 году. Конечно. праздник никто не решился отменять. Несколько лет назад на официальном сайте города я видел запись о дате основания городе в 1199 году..Дискуссия по этому вопросу продолжается. Возможно, будут обнаружены конкрктные доказательства и дата рождения города будет "узаконена" иная.
Несколько лет назад были проведены археологические раскопки в двух местах на территории Хлыновского кремля, ничего старше начала 16 века не нашли (вообще, мало находок), отчетов до сих пор не опубликовано. Но уже сейчас можно утверждать - древнего города здесь не было. Вдоль берега между оврагами в разное время собирали находки 9-13 веков, поэтому здесь возможно небольшое селище, впрочем, оно тоже пока не выявлено (остатки укреплений и жилищ, заметный культурный слой той эпохи).
К сожалению, ничего обобщающего по Вятской истории не приходит на ум, не разработана тема. Статьи исследования по отдельным темам - это есть множество, и даже неплохих, но некого Труда академического не припомню, разве что столетней давности давно устаревшие, но интересные. Я пытался собрать и осмыслить (заметки и ссылки в моем блоге), но это задача для коллектива авторов, да, и археология еще не полна. Но даже более всего, требуется начальная концепция - проще, кому принадлежала Вятка в до московский период (ранее конца 15 века).
На карте "Русские земли в кон.XIV в".. и на карте "Древнерусские княжества в середине XV в" показан город Хлынов.
В альманахе "Герценка: Вятские записки", вып. 12, была статья Сергея Ухова "Об имени "Вятка", где он и рассказывает о "Книге Большому Чертежу" (а также об Афаткуне - городе Вяткине, упоминаемом в египетской энциклопедии XIV века "Масалик аль-абсар..."). Сведения он брал из печатного здания Языкова 1838 г. В нём издатель поправил городок Хлынов на город Хлынов, Чортов город на городище (это замок булгарского феодала IX в. - так прокомментировал С.У.). В булгарской хронике о нём написано так: "В 1181 году, однако, взгляд неистового кана на время оторвался от Саклана. В этот год обнаглевшие галиджийцы (новгородцы), притворившись балынскими (суздальскими) рыбаками, проследовали мимо беспомощного Учеля (Казани) и спящего Болгара в Нукрат-Идель и разграбили замок Ибрагима "Аламир-Султан". От замка уцелела лишь башня Алабуга (Елабужское городище или Чортов город - так в "Книге..."). Сын Акбалыка Масгут, поставленный тарханом Тамты, погнался за разбойниками и уничтожил их всех у города отца Каргатун на Чулмане (Каме)". Дата знакомая, не правда ли? По ПСВ и СВ ("Повести о стране Вятской" и "Сказанию о вятчанех") именно в этом году новгородцы поднялись с низовьев Камы вверх по реке, сухопутным путём перебрались к верховьям Чепцы и спустились на лодках до устья реки, где обнаружили неподалёку Болванский городок, помолились св. Борису и Глебу, чтобы помогли им взять городок как помогли Александру Невскому победить шведов в ледовом побоище, ну и, соответственно, захватили Болванский городок. Не эти ли новгородцы ограбили замок "Аламир-Султан"? Уходили по Каме, свернули в один из правых притоков Камы и с верховьев его перешли на верховья Чепцы? Может быть, оставив для прикрытия часть отряда, которая увела погоню выше по Каме? Если бы не такое значительное событие, дата вряд ли могла бы запомниться и попасть в ПСВ спустя 500 лет после события. Но, заметьте, просить помощи у св. Бориса и Глеба, как они помогли Александру Невскому, - явная промашка составителя ПСВ: Александр Невский ещё не родился, тем более, не победил к 1181 году шведов в ледовом побоище. А, ведь, история Вятской земли и строится на ПСВ и СВ. Ещё одна дата - 1374 год, когда новгородские ушкуйники пограбили Вятку, которая по А.В.Эммаусскому и есть Хлынов. Возникают вопросы: зачем ушкуйники в устье Моломы свернули налево, гребли против течения, чтобы пограбить своих же сородичей новгородцев, если направлялись на Болгар? "Книга Б.Ч." показывает, что новгородские ушкуйники пограбили Вятку попутно и не русскую, а булгарскую, что была в устье Моломы. Эту же Вятку разгромил Бектут царевич в 1391 году, здесь же была большая битва за власть на Вятской земле между Анфаном Никитиным и Михаилом Россохиным в 1418 г. Потому и решено было перенести столицу Вятской земли в более безопасное место (котельничане и никулицынцы договорились и построили новый укреплённый город и назвали его Хлынов. Почему Хлынов, никто не может толком объяснить. ДТ даёт ответ на этот вопрос.) Город кана Колына или хана Холына, по-русски, - Холынов город + Нукрат-Вятка и дали название новому городу Хлынову-Вятке. До 1457 года в документах он значился как Вятка, по уже знакомому имени.
По концепции В.В.Низова, юбилей Кирова отмечается 22 сентября по дате постройки первой церкви в Хлынове (концепция А.В.Эммаусского, что Хлынов и есть Вятка, себя дискредитировала, документ прилагается). Получается, что Хлынов был заложен постройкой церкви до того, как ушкуйники в 1374 году ограбили Вятку. Год начинался 1 сентября 1374 года и продолжался до 1 сентября следующего 1375 года. Поскольку ушкуйники и Бектут царевич грабили город Вятку, ту, что в устье Моломы, новопостроенный город не могли назвать Хлыновом, если название он получил от Холынова. Остаётся получить доказательства о строительстве церкви в 1374 г. на территории будущего Хлынова. Поскольку показана точная дата - 22 сентября, представьте публике документ соответствующий. А.В.Эммаусский напомнил, что в "списке всех русских городов больших и малых" 1387-1392 г. кроме Вятки на Вятской земле городов не было. Что празднуем?
Есть информация из журнала "Исторический формат" № 4, 2020, с. 77, касающаяся "свода булгарской хроники "Джагфар тарихы", появление которой большинством исследователей булгарской истории было встречено с долей иронии и скептицизма. Во-первых, издание не отвечает академическим требованиям. Публикация "свода" Джагфара только в переводе без подлинника вызывает у исследователей вполне понятные сомнения. Во-вторых, не способствует доверию к "своду" и то, что переводчик счёл возможным перевести принятое в подлиннике летоисчисление на даты григорианского календаря от Рождества Христова. Преобразовать автоматически все даты хиджры досовременных исламских текстов на христианское летоисчисление видится очень сложным даже для крупного специалиста ... В-третьих, недоверие к к публикуемым "летописям" вызывает проводящаяся в них непомерно амбициозная оценка роли булгар в истории Евразии" ... Остановимся пока на этом. Во-первых ... автор публикации Ф.Нурутдинов подробно объясняет ситуацию с историей ДТ. В конце 1930-х годов шло тотальное уничтожение булгарских книг и рукописей на национальном булгаро-арабском шрифте. Ради спасения свода ДТ И.М.-К. Нигматуллин, дядя Ф.Нурутдинова, изложил тексты на русском языке. Кто-то донёс на него, и он был вызван в отделение НКВД. Тогда за хранение "староалфавитных" фолиантов давалось от десяти лет сталинских лагерей. Но дядю отпустили. Это говорит о том, что список "Джагфар тарихы" был чекистами найден и уничтожен. А вот тексты на русском алфавите уничтожению не подлежали, и сотрудники НКВД, работавшие "строго по инструкции", тетрадей дяди с изложением текста того же свода на русском языке не изъяли ..." Что можно почерпнуть из объяснения? Во-первых, текст был в изложении. Дядя переводил его для себя, поскольку (и это видно из перевода), он прямо упоминает своих предков. Страницы переписаны не полностью и не все, а выборочно. При этом, сохраняется хронология событий и даты, позволяющие проследить историю Джагфара и его предков. Понятно, историк по образованию, он не стремился писать "по академическим требованиям", но передавал суть происходившего, где-то с дословными цитатами из свода. Можно ли это назвать фальсификацией? Наверное, нет. Во-вторых ... переводчик счёл возможным перевести принятое в подлиннике летоисчисление с хиджры на даты григорианского календаря ... Почему именно переводчик? Свод был написан в 1680 году, и составитель его Бахши Иман очевидно сам переводил даты с хиджры на календарь от Сотворения Мира, поскольку свод предназначался для современников Бахши Имана. Как бы они разобрались с календарём хиджры в рукописях пятисотлетней давности? Переводчик, соответственно, перевёл даты с календаря от Сотворения Мира на календарь от Рождества Христова, которым мы пользуемся. В-третьих ... непомерно амбициозная оценка роли булгар в истории Евразии ... Так, свод и писался Бахши Иманом по приказу вождя булгарского освободительного движения сеида Джагфара для использования в патриотической пропаганде. Очевидно, свод сыграл свою роль - в 1681 году сеиду Джагфару удалось поднять в Булгарии освободительное восстание с целью восстановления независимого Булгарского государства. И это тоже наша история. Не буду переписывать оценки современных историков из журнала "Исторический формат", приложу страницу журнала.