Как понять запись в переписи

12 сообщений / 0 новое
Последнее сообщение
asnksn

Не в сети
Последнее посещение: 1 неделя 3 дня назад
Регистрация: 19.06.2019 - 19:57

Добрый день.  В переписи 1678 года есть следующие записи:

- двор Айтуганка Кичкинешева, платит полясака, у него дети Кадирко двенатцати лет, Досмаметко шти лет.

- двор Сарбайка Кичкинешева, у него дети Чебачко, да Бегашко пяти лет, платит четверть ясака, да Чебачко ж платит с вотчины деревни Байланлар Кичкинечка Девлезерева оброку и пошлин девять алтын, две деньги, а Кичкинешко умер.

- двор Мамешка Елдыбаева, у него сын Бикмаметко, платит полясака, да с вотчины деревни Байланлар Кичкинечка Девлезерева оброку и пошлин девять алтын, две деньги, а Кичкинечко умер, да ему ж велено платить вновь четверть ясака.

Поясните, пожалуйста, почему Айтуган Кичкинешев платит ясак, а брат Сарбай Кичкинешев-ясак и еще платит с вотчины  их  отца Кичкени Девлезерева   оброк и пошлину?  Причем платит  сын Сарбая Чебач, которому 5 лет.  

Почему Мамеш Елдыбаев, родство которого  с Кичкеня не прослеживается, тоже платит оброк и пошлину с вотчины Кичкиня. 

Какие выводы здесь можно сделать, вотчина принадлежит Кичкенечке? Кому принадлежит вотчина после его смерти? 

Почему один сын платит, другой-нет? Они ясашные и служилые? Так бывает?   Я не историк, проясните, пожалуйста, кто разбирается.

Благодарю заранее.

 

Александр Федорович
Модератор

В сети
Последнее посещение: 10 минут 19 секунд назад
Регистрация: 02.12.2014 - 00:12

Чтобы разобраться нужно правильно сделать перевод с оригинала переписи и правильно расставить знаки препинания. Обычно в оригинале нет знаков препинания. Хорошо бы увидеть фото. 

1) По всей видимости, не правильно перевели значек (в) - это во дворе. Тогда все читается несколько иначе. Во дворе, значит сам хозяин присутствует. 

2) Айтуганка платит половину ясака. Значит у него столько земли. Возраст детей указан каждого. 

3) Сарбай платит четверть ясака за свою землю. У Чебачко возраст не указан. Его брату Бегашко пять лет. Чебачко дополнительно платит оброк на землю деревни, можно предполагать он уже взрослый, возможно женат, но от отца ещё не отделился. А землю он, он скорее, взал в аренду. 

4) Мамешка платит пол ясака. Далее аналогично. Вот с четвертью ясака нужно дополнительно разбираться. В частности с переводом. Смущает ''вновь''. Так как Кичкинечка умер, у него могло не остаться наследников, поэтому арендованную земли могли отдать Мамешке за четверть ясака. 

5) Здесь ничего не говорится об родстве с Кичкинечком. Значит у Вас есть другая информация. Мы её не знаем. Значит вопрос не корректен. С вотчиной нужно тоже разбираться. Проскочила упоминание о служивых. Вотчины могут быть разные, в том числе и на время службы. Это отдельная ситуация и с этими записями из переписи не связана. 

6) Поисковик должен много знать, а значит читать специальную литературу. Иначе рано или поздно не будет продвижения в глубь поколений.

Я интересуюсь фамилиями:
Дудин Бушуев Суевалов Куимов Слобоженинов
vikt0r
Модератор

Не в сети
Последнее посещение: 1 час 10 минут назад
Регистрация: 15.11.2014 - 21:50

Старая, но хорошая статья про разницу ясака и полясака, безясашные дворы, а так же о переводе ясачных людей на оброк: https://www.academia.edu/39216575/%D0%94%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D1%82%D1%80%D...

asnksn

Не в сети
Последнее посещение: 1 неделя 3 дня назад
Регистрация: 19.06.2019 - 19:57

https://rodnaya-vyatka.ru/censuses/search?id_place=2430610

1209-1-6453 листы 762 об.-763 об.

Александр Федорович, Вы пишете, что так как Кичкинечка умер, у него могло не остаться наследников. Разве я не могу делать вывод, что Айтуган Кичкинешев и Сарбай Кичкинешев братья и они же дети Кичкинечки Девлезерова?

Спасибо заранее.

 

asnksn

Не в сети
Последнее посещение: 1 неделя 3 дня назад
Регистрация: 19.06.2019 - 19:57

Спасибо большое, действительно, интересная статья.

Александр Федорович
Модератор

В сети
Последнее посещение: 10 минут 19 секунд назад
Регистрация: 02.12.2014 - 00:12

Действительно, записано (в) - во дворе,  ''д'' см. дети и деньги. 

Отцовство можно предполагать, но нужно доказательство по аналогии - во дворе Айтуганка Кичкинешева, у него дети Кадирко двенатцати лет, Досмаметко шти лет. А так мало ли в России Иванов, Ивановичей и Ивановых. Ищите перепись 1646 г. 

Здесь явно шёл пересмотр величины налогов. Если почитать другие дворы, то есть: платит пол ясака - платить вновь пол ясака или четверть.

С оброком за деревню Байланлар Кичкинечка нужно разбираться, здесь какие-то дополнительные хозяйственные отношения. Наличие чужого это подтверждает. Хотя может он тоже из родственников. 

Я интересуюсь фамилиями:
Дудин Бушуев Суевалов Куимов Слобоженинов
asnksn

Не в сети
Последнее посещение: 1 неделя 3 дня назад
Регистрация: 19.06.2019 - 19:57

Мне не понятна фраза " с вотчины д.Байланлар Кичкенечки Девлезерова".  Это вотчина Кичкенечки в д. Байланлар? Или вотчина д. Байланлар? 

Если вотчина Кичкенечки , то на каких правах он мог ей владеть , в собственности или аренда? 

Мой род продолжается с Айтугана , они были ясачные 

Александр Федорович
Модератор

В сети
Последнее посещение: 10 минут 19 секунд назад
Регистрация: 02.12.2014 - 00:12

Это как раз ситуация, что придётся самостоятельно искать ответ в работах специалистов.

Я интересуюсь фамилиями:
Дудин Бушуев Суевалов Куимов Слобоженинов
asnksn

Не в сети
Последнее посещение: 1 неделя 3 дня назад
Регистрация: 19.06.2019 - 19:57

Спасибо большое за ответы

 

vikt0r
Модератор

Не в сети
Последнее посещение: 1 час 10 минут назад
Регистрация: 15.11.2014 - 21:50

Вам надо разобраться, в первую очередь, в каком значении слово "вотчина" здесь используется.

В общепринятом значении вотчина - наследуемое земельное владение. Это не поместье, не аренда, а частная собственность, поэтому вотчинник налог за вотчину не платил. А у Вас тут, получается, платит. Вотчинник должен был платить государству оброк со своих зависимых крестьян, живущих в вотчине. Может быть, именно это здесь имеется ввиду?

Хотя, вотчинник в Московской Руси, - это обычно крупный феодал, т.е. боярин или князь (монастырские и дворцовые вотчины в расчет пока не берем).

Либо здесь речь идет о других вотчинах, которые появились на Урале или в Поволжье в результате признания царями землевладельческих прав местных элит, башкир (но под башкирами понимались не только этнические башкиры, но и татары, чуваши и другие народы). У нас на Вятке была такая ситуация с каринскими татарами. Они себя считали князьями, которым царь дал право владеть землями и крестьянами-удмуртами. Но потом при Екатерине Второй они не смогли это документально доказать, что бы перейти в дворянское сословие и стали считаться крестьянами.

Либо слово "вотчина" здесь использована лишь в значении "наследство от отца" или другого родственника. Тогда это просто участок земли, перешедший по наследству, за который он будет платить тот же ясак или оброк.

Да, желательно бы найти предыдущую перепись по этой деревне. Или эту перепись 1678 г. дальше по другим деревням почитайте, встречается ли там слово "вотчина"? В каком контексте его употребил тот же переписчик? Может быть там сказано болеее понятно и однозначно.

 

Зуенко Ю.И.
Аватар пользователя Зуенко Ю.И.
Активист

Не в сети
Последнее посещение: 14 часов 22 минуты назад
Регистрация: 17.06.2014 - 05:32

Эта ситуация: "считали себя вотчинниками, но при упорядочении сословной структуры не смогли это документально доказать, чтобы перейти в дворянское сословие, и стали считаться крестьянами" характерна и для служилых татар Казанской губернии. Однако здесь речь о 17-м веке, когда служилые татары были ещё "на коне".

Я интересуюсь фамилиями:
Родигин Родыгин Радыгин
vikt0r
Модератор

Не в сети
Последнее посещение: 1 час 10 минут назад
Регистрация: 15.11.2014 - 21:50

Да, я имел ввиду исторические реалии 1678 года. Но показал возможную перспективу.

Что касается служилых татар, то в 16-17 веках за службу им давали поместья, а не вотчины. Вотчины, если таковые у поволжских татар и были, то образовались гораздо раньше.