Жерновогорье

Тип: село
Статус: часть другого н.п.

"Основным средством к распространению христианства в здешних местах было построение монастыря первоначаль­но под названием "Пустыни Жерновых гор" в одной версте от слободы Кукарки...".

Д. Трапицын. 1851 год.

Наименование села произошло от названия местности "Жерновая Гора", из которой еще до появления здесь русского населения черемисами добывался жерновой камень. И судя по тому, что на склоне этой горы был образован монастырь, а, как правило, их строили на пустых местах (почему и назы­вались "пустынями"), то поселения здесь еще не было. Время построения "пустыни..." можно отнести ко времени служе­ния архиепископа Казанского Гурия I (1555-1568 г.г). Насто­ятели монастырей назывались "строителями".

Первым строителем "Пустыни Жерновых Гор" был Мака-рий. В 1594 году в монастыре была построена церковь во имя Иоанна Предтечи, а монастырь назывался Иоанно-Предте-ченским.

В окружении черемисских поселенки монастырь неоднок­ратно подвергался нападению и разорению. Уничтожались "грамоты" на землю. В 1609 году при нападении на монас­тырь был сожжён и храм Иоанна Предтечи. Нападения со­вершались в 1650 и в 1660-х годах.

Между 1668 и 1674 годами монастырь был переведен в слободу Кукарку под защиту её жителей и крепости.

Жерновогорская обитель располагалась в нижней части склона горы на берегу реки Вятки. В последующее время веш­ними водами была промыта протока из р. Вятки в р. Пижму. Каждую весну склон горы, на котором располагался монас­тырь, размывался. Постепенно берег настолько ушёл в сто­рону горы, что от монастыря не осталось и признаков.

При монастыре был устроен убогий дом для призрения убогих и немощных, позднее перестроенный в часовню, ко­торая стояла на кладбище, открытом в 1860 году.

Как писал в 1901 году протоиерей Троицкого собора А. М. Добринский: «Стоит она на четырёх больших могилах с уло­жением в них павших в битвах с черемисами. Могилы устро­ены в деревянных срубах с таковыми же покрышками. Около села таких могил было много, по выработке опоки они обру­шились, кроме четырех под часовней. По рассказам стари­ков, в обрушившихся могилах было много человеческих кос­тей и остатков деревянных срубов. К этой часовне издревле народ питал особое уважение. Два раза в год к ней стекалось множество народа — в Мясопустную и в четверг на 7-й не­деле по Пасхе".

После перевода монастыря в слободу Кукарку, около ча­совни в поминальные дни, при стечении множества народа, служили молебны и панихиды, совершался крестный ход. Церковнослужители получали значительные доходы, которые частично поступали в кукарские монастыри, а после их уп­разднения — в образованные приходские церкви. (В 1940-е годы кладбище закрыли, а резные опочные памятники служ­бой быта г. Советска увозили в Киров, где стесывали надпи­си с именами усопших жерновогорских жителей и писались новые).

Спасская часовня (вторая) — деревянная, построенная на месте монастыря в незапамятные времена, вокруг каменного столпа, возможно, на месте престола церкви Иоанна Предте­чи, В 1866 году на средства отставного унтер-офицера Егора Богомолова в память спасения от покушения Александра II эта часовня была перестроена.

К Воскресенской часовне (третьей) совершался крестный ход в Ильин день из Жерновогорской церкви. Она располага­лась недалеко от Спасской часовни.

Поселение, по всей вероятности, стало строиться в то же время, что и монастырь. По архивным документам, в начале 1800 годов деревня Жерновогорская входила в Завертной Приказ. За многовековую историю менялось название селе­ния— "Жерновая Гора", "Жерновогорское", "Гора", "Нагорс-кое", "Жерновогорье" (местное название — "Корынь", кото­рое никем не объяснено и доныне).

Жители деревни не имели прихода, а были приписаны к приходу Троицкого собора слободы Кукарки.

12  июля 1859 года состоялся сельский сход жителей, на
котором было решено организовать свой приход. 29 июля
1860 года указом Святейшего Синода был основан приход в
Жерновогорье, а селом оно стало считаться с 20 октября 1860
года. Управляющий Вятской удельной конторой П. В. Ала­-
бин способствовал открытию села и прихода в нём.

В это же время освящён молитвенный дом, впоследствии перестроенный в церковь, которая 24 февраля 1861 года пе­реосвящена вновь. Названа церковью во имя Казанской Бо­жьей Матери с одним приделом.

На приходском сходе было решено строить каменную цер­ковь, был готов проект, но деятельный и энергичный свя­щенник А. Г Попов решил возвести грандиозный собор. За­ручившись поддержкой своего дяди, отставного подполков­ника Ильи Иоакимовича Сунцова в 10 000 рублей, священ­ник А. Г. Попов заказывает новый проект Вятскому губернс­кому архитектору А. С. Андрееву, который прибыл в село. 10 июня 1873 года началось строительство храма.

13  ноября 1880 года был освящен центральный придел во имя иконы Казанской Божьей Матери старейшим из местно­
го духовенства, протоиереем церкви с. Ильинска Михаилом Трониным.

Правый, во имя Ильи Пророка, освящен 15 декабря 1886 года, левый — Сретенский — 1 февраля 1887 года. Колокольня была сделана временно деревянная. В 1895 году решено было построить каменную в одной связи с храмом, соединив её с церковью коридором. В 1901 году строительство колокольни было закончено.

В 1905 году храм был обнесен железной оградой на опочном цоколе с точеными опочными столбиками, увенчанны­ми глазурованными голубыми шарами. Самый большой ко­локол на колокольне, пожертвованный Дмитрием Барбаши-ным, весил 1670 кг, стоил 7724 руб. 06 коп. (он же оплатил обработку опочного камня на сумму 10 000 руб.). На другие колокола жертвовали Богомолов, Старостин, Милютин, Ель-кин.

Все строительные материалы производились на месте, строили свои мастера. Кладку церковного здания, тёску опо­ки производила артель местных каменщиков во главе с мас­тером Т. М. Тюриным.

Всеми финансовыми и хозяйственными делами ведал свя­щенник А. Г. Попов. В 1879 году Попов был переведен в дру­гое село, и с этого времени хлопоты по возведению храма легли на председателя приходского попечительства С. А. Ель-кина, который кредитовал свои средства без процентов. Так­же использовался доход от перевоза через р. Вятку и от арен­ды земли А. К. Александровой под колокололитейный завод в Жерновогорье. Церковный староста купец 1 гильдии Нико­лай Дмитриевич Якимов оплатил изготовление иконостаса, покраску крыши, установку крестов, косяков в окна и двери. Все кузнечные работы выполнены в его кузнице в Русской Курье.

Прихожане, не имевшие возможности внести деньги, без­возмездно трудились на сооружении храма: носили песок, кирпич, глину, качали воду, заготовляли лес на леса, пилили брус и доски...

Иконы в иконостас написал нижегородский живописец Салабанов. Резной иконостас выполнил вятский мастер Иль­ин. Иконостас не золотили, а покрасили в белый цвет, что создавало гармонию с белокаменным узоречьем фасада цер­кви.

День освящения храма вылился во всеобщее гулянье. Как сообщала губернская пресса:

"Давняя мечта поселян, их дедов и прадедов создать вели­чественный собор, украсив его местным резным опочным камнем, осуществилась. Собор стал главной достопримеча­тельностью села, живописно раскинувшегося на склоне между Вяткой и Пижмой. Высота этого чудного сооружения дости­гала 31 метра, а ширина и длина — по 25 метров.

В день открытия весь храм был в огнях. Яркий свет, лью­щийся из высоких арочных окон, ритмично прорезавших ба­рабаны глав, наполнял интерьер светом и особой, чисто свет­ской жизнерадостностью, блики солнца преломлялись в вит­ринах окон, зажигались на золотом фоне икон, преломляясь в ажурных завитках 3-ярусного паникадила (люстры), в вечер­ние часы вспыхнувшего всеми 38 свечами. Народа собралось много. Были почти все почтеннейшие жители ел. Кукарки. По окончании литургии С. А. Елькиным была предло­жена в его доме трапеза для

души прихожан всего полсотни лет. Его постигла та же участь, что и многие другие храмы на Руси. Он был разобран на стройматериал в 1938 году. Кирпич купило Вятское речное пароходство и построило дом в г. Кирове. Баржи подходили для погрузки в протоку в весеннее время вблизи от церкви. Обломки церкви использовали для укрепления причала на пристани "Советск". Железную крышу разделили по предпри­ятиям г. Советска: в роно -- 250 листов, дом инвалидов -20, кинотеатру — 30, сельхозартели им. Калинина — на 200 руб. обрезки 1 листов и др.

На месте церкви в Жерновогорье построили городскую баню, а там, где была деревянная церковь, — танцплощадку, а потом кинотеатр, который также существовал недолго.

А.С. Репин.

«На северо-восточной окраине Советска за речкой Кукаркой высоко поднимается Монастырская гора. Обзорная площадка Монастырской горы высоко поднята над окружающей местностью, позволяет одновременно видеть и Вятку, и Пижму. Они разделены низкой поймой острова Бобыльского, вытянувшегося вниз по течению обеих рек почти на шесть километров. Ширина этого водораздела не превышает полутора километров. На левом берегу Вятки видны дома поселка Лесотехникум и отвалы Суводского карьера. А на правом берегу Пижмы, левее Бобыльского острова, по склону высокого холма, раскиданы жилые кварталы Жерновогорья.

В прошлом это село, а ныне городской район, было известно как центр добычи и обработки камня. Недра Жерновой горы и по сей день хранят месторождения прочного плотного песчаника и мягкого, легко поддающегося обработке опоковидного известняка, часто называемого опокой, или пильным камнем.

Из прочного песчаника изготовляли жернова для мельниц, точильные круги и бруски для заточки инструментов. В ту пору на них был большой спрос. Не меньшей популярностью пользовался и опоковидный известняк, вывозившийся далеко за пределы Вятской  губернии. Он шел на всевозможные резные украшения для богатых особняков и общественных зданий. Примеры его использования можно найти почти во всех городах области, где сохранились дома дореволюционной постройки. Их много в областном центре, Слободском, Нолинске, Уржуме и здесь, в Советске. Каменные львы работы местных камнерезов до сих пор украшают улицы в Кирове и Слободском, в Казани и ряде других крупных городов России.

Из пильного камня делали надгробные плиты и резные надгробья, памятники.

Образцы камнерезного искусства можно увидеть на местном кладбище, что рядом с обзорной площадкой Монастырской горы. Здесь разместилась своеобразная коллекция «каменосечной хитрости». Лишь историкам да краеведам известны имеющиеся на кладбище очень древние надписи, вырезанные на могильных плитах в начале XVII столетия из опоковидного известняка.

В прошлом в слободе Кукарке (так раньше назывался город Советск) жили целые династии камнерезов, передававшие секреты своего мастерства из поколения в поколение. Опоковидный известняк добывали шахтным способом. Протяженность подземных выработок к началу XX столетия достигала нескольких километров! В настоящее время добыча и обработка этого прекрасного сырья не ведется, камнерезный промысел полностью утрачен. А жаль! Жерновогорский камень мог бы стать замечательным материалом для украшений интерьеров и наружной отделки современных зданий.»

Источник: Е. Ворончихин «ПО ВЯТСКОМУ КРАЮ» Путеводитель по примечательным объектам природы часть 1.

 

В настоящее время:

Часть Г. Советск - Советский район, Советское городское поселение.

Местоположение:
Старые карты
  • Подробные
  • Обзорные
    ?
      Иоанно-Предтеченская церковь. Историческое фото.
      Иоанно-Предтеченская церковь. Историческое фото.
      Иоанно-Предтеченская церковь. Историческое фото.
      Иоанно-Предтеченская церковь. Историческое фото.
      Окрестности слободы "Кукарки" №38. Село Жерновогорье. Историческое фото.
      Окрестности слободы "Кукарки" №38. Село Жерновогорье. Историческое фото.
      Окрестности слободы "Кукарки" №38. Село Жерновогорье. Историческое фото.
      Окрестности слободы "Кукарки" №38. Село Жерновогорье. Историческое фото.
      Вид на Жерновогорье (ныне часть г. Советск). Автор фото k244.
      Вид на Жерновогорье (ныне часть г. Советск). Автор фото k244.

      Фотографии вблизи этого места с сайта

      Права на фотографии принадлежат их авторам или владельцам

      Вид на Монастырскую гору из Жерновогорья (Дмитрий Зонов)
      Вид на Монастырскую гору из Жерновогорья (Дмитрий Зонов)

      Ревизские сказки и переписные книги Вятского края

      КодНазваниеГуберния, уездСтан, волостьРазряд жителейДворовДуш (жителей)№№ записейЛисты
      Перепись 1701, РГАДА 1209-1-6446, 1698—1701 г.
      3340091деревня на Жерновых горахКазанское царство, Казанский уездАлатская дорога, Кукарская слобода256об—265об
      Ландратская перепись, РГАДА 350-1-138, 1716 г.
      3040108в деревне Горе Жерновные тожКазанская губернияАлатская дорога, Кукарская слобода, Спаская третьдворцовые крестьяне18206об—213
      2‑я ревизия, РГАДА 350-2-3720, 1748 г.
      1950027деревни Жерновых ГорКазанская губерния, Казанская провинция, Уржумский уезд♂ 45
      2‑я ревизия, РГАДА 350-2-1135, 1748 г.
      2850123деревня Жерновых горКазанская губерния, Казанская провинция, Казанский уездАлатская дорога, Кукарская дворцовая волостьдворцовые крестьяне♂ 16910580—10748322—329об
      2‑я ревизия, РГАДА 350-2-1149, 1748 г.
      2880201деревни Жерновых ГорКазанская губерния, Казанская провинция, Казанский уездАлатская дорога, Кукарская дворцовая волостьиз дворцовых крестьян21430об
      2‑я ревизия. Выбывшие, РГАДА 350-2-1151, 1748 г.
      2890105в деревне Жерновых ГорКазанская губерния, Казанская провинция, Казанский уездАлатская дорога, Кукарская дворцовая волость♂ 467213—7258112—113об
      3‑я ревизия, РГАДА 350-2-1168, 1763—1764 г.
      2590041В деревне Жерновых ГорахКазанская губерния, Казанская провинция, Казанский уездАлатская дорога, Кукарская дворцовая волостьдворцовые крестьяне♂ 189 ♀ 207253—274об.
      Примечание: 3 февраля 1764

      Список населённых мест Вятской губернии 1859-1873 гг.

      НазваниеТипПоложениеУезд и станМестностьОт уезд. городаОт стан. кварт.ДворовМужчинЖенщинВсего жителейИнформация
      17861Жерновы Горыд. уд.при р. ВяткеЯранский уезд,
      Стан 2
      По правую сторону Нолинского тракта, отделяющегося от Уржумского тракта751.51204666311097Часовень православных 2. Ярмарка 1. Разработка опоки и жернового камня.

      Книга Вятских родов

      «Книга Вятских родов» В.А.Старостина

      Реестр селений и жителей на 1891 год
      Название селенияГуберния, Уезд, Волость, ОбществоПриходРекаСемейЖителейПромысел или занятие
      20507село ЖерновогорскоеВятская губерния, Яранский уезд,
      Ильинская волость, Жерновогорское общество
      с. Жерновогорье, Казанская ц.
      (церковь в этом селении)
      Пижма → Вятка1931362кружевница; плотовщик
      Рода, число семей:
      Примечания:
      Для просмотра полной информации из «Книги Вятских Родов» щелкните по № селения.
      Значок - запись в «Живую Книгу Родов» (на сайте http://www.herzenlib.ru/kniga/)

      Список населённых мест Вятской губернии 1905 г.

      № (код)ТипНазваниеУездВолостьДворовМужчинЖенщинВсего жителейИсточник?Посмотреть скан оригинала
      112101селоЖерновогорское (Жерновые Горы)Яранский уездИльинская волость24570972414331, л.950об
      Источник: Списки населенных мест Яранского уезда за 1905 год (ЦГАКО ф. 574 оп. 2 ед. хр. 617/11)

      Списки населённых мест по церковным приходам на конец XIX - начало XX вв.

      № (код)ТипНазваниеУездПриходГод
      437001селоЖерновогорьеЯранский уезд
      2-й благочиннический округ
      с. Жерновогорье, Казанско-Богородицкая церковь1915
      По данным: Клировые ведомости за 1915 г. (ГАКО ф. 237, оп. 70, д. 1648)
      Справочник по составу приходов церквей Яранского уезда на 1915 г. КОГКУ «ГАКО». Киров, 2012

      Список населённых мест Вятской губернии по переписи населения 1926 г.

      РодНазваниеУезд и волостьСельсоветРасст. до ВИККрест. хоз-вПроч. хоз-вВсего хоз-вМуж.Жен.ВсегоВ т.ч. мариПроч. нацмен.
      9-06-050селоЖерновогорьеЯранский уезд,
      Советская волость
      Жерновогорский1,5 км217592765896561245

      Список населённых пунктов Кировской области 1939 г.

      ТипНазваниеРайонСельсовет
      370701с.ЖерновогорьеСоветский районЖерновогорский сельсовет

      Церковные приходы (общины) в этом населённом пункте (до 1-й пол. XX в.)

      Православные церкви

    • Казанско-Богородицкая церковь
    • Село/городЦерковьУездБлагочинический округДополнительная информация

      Приходы Вятской епархии за 1872 г.

      Церкви и приходы в Вятской епархии (по клировым ведомостям 1872 г.). // Вятские Епархиальные ведомости, 1873 г., отдел духовно-литературный, №№1-24
      Село Жерновые ГорыКазанско-Богородицкая церковьЯранский уезд1-й благочиннический округ
      №13, с. 439

      303. Казанско-Богородицкая в селе Жерновых Горах.

      Построена в 1861 г., деревянная, с одним престолом.

      При церкви состоят священник, диакон и дьячек. Для причта имеются казенные квартиры. Земли церковной нет. На содержание причт получает, от прихожан, вместо хлебной руги, по 50 р. в год, а вместо осенного и петровского сборов по 40 к. с каждого венца.

      Весь приход состоит в селе, прихожан 532 м. п. и 631 ж.

      Ближайшия села: Ильинское и Ишлык в 10 в. и слобода Кукарка в 1 в.

      Показать оригинал

      Церкви и часовни Вятской епархии за 1890 г.

      Алфавитный указатель церквей и сел Вятской епархии с подразделением их на благочиннические округи: составлен 7 мая 1890 года. - Вятка: тип. Маишеева: 1890.
      Жерновогорская - Казанско-Богородицкая, церковь приходскаяЯранский уезд2-й благочиннический округЧисло прихожан — муж.п.: 589, жен.п.: 653
      Штат — священников: 1. псаломщиков: 1.
      Рукописное примечание — 1860

      Села и храмы Вятской епархии. Начало ХХ века

      ГОУ «ГАКО», «Села и храмы Вятской епархии. Нач. ХХ в.»
      ЖерновогорскоеКазанско-БогородицкаяЯранский уезд2-й благочиннический округ

      Приходы Вятской епархии за 1912 г.

      Вятская епархия. Историко-географическое и статистическое описание (с картой Вятской губернии). Вятка 1912
      Село ЖерновогорскоеКазанско-Богородицкая церковьЯранский уезд2-й благочиннический округ

      3) Село Жерновогорское – Казанско-Богородицкая перковь, каменная, построена в 1880 г.; расстоянием от г. Вятки в 139 в., от уездного города в 79 в., от благ, в 1 вер.; приписная Казанско-Богородицкая церковь, деревянная, постр. в 1861 г.; часовни: кладбищенская, Воскресенская и Спасская, построены в 1869 г.; причта по штату положено: священник и псаломщик; квартиры для причта казенные; земли: усад. 1800 с.; братский денежный доход: св. 750 р., пс. 250 р.; прихожан: прав. рус. 633 м. п., 656 ж. п.

      Село расположено на правом берегу р. Вятки на склоне жерновой горы, из которой вырабатывается камень жерновой и опочный. В селе есть земское училище. Жители села бывшие дворовые или удельные, а ныне собственники. Земли у них, кроме одворичной и небольшого количества сенокосной, никакой нет. Главное занятие их: добывание жернового камня и опоки, сплав леса и ремесла: чеботарное, шорное, скорняжное, выделка памятников опочных; конская торговля и отхожий промысел. В селе есть кожевенный небольшой завод и серповая фабрика.

      Показать оригинал

      Списки населённых мест по приходам на конец XIX-начало XX века

      с. ЖерновогорьеКазанско-Богородицкая церковьЯранский уезд2-й благочиннический округЧисло населённых мест в приходе: 1 (Смотреть список)
      По данным: Клировые ведомости за 1915 г. (ГАКО ф. 237, оп. 70, д. 1648)
      Справочник по составу приходов церквей Яранского уезда на 1915 г. КОГКУ «ГАКО». Киров, 2012

      Персоналии из этого населённого пункта

      Комментарии

      Аватар пользователя Иван Зыков

      По всей видимости, село вошло в состав города Советска. А местоположение Вы указали точное, так что галочку снял. Спасибо.

      Аватар пользователя tatiana1-51

      Добавила проживавших в 1891 году.

      Аватар пользователя Ник.

      Размещенная здесь карта уже давно устарела. С Чернушинского Кордона в Жерновогорье указано место паромной переправы, хотя паром там уже давно не ходит. Еще в 90-е годы немного левее Кордона и Жерновогорья через Вятку был построен автомобильный мост. Транспорт с левого берега Вятки по трассе Киров- Советск- Яранск идет минуя Чернушинский Кордон и Жерновогорье.

      Аватар пользователя Lex

      А я как то помниться, даже плавал на этом пароме. :)

      Аватар пользователя allaburdina

      По реестру 1891г в с.Жерновогорье ещё проживали Птицыны 1 семья,Кодоловы 1 семья,Синцовы 3 семьи.

      Аватар пользователя tatiana1-51

      Синцовы там уже есть.. Остальных добавила.

      Аватар пользователя allaburdina

      По реестру 1891г.-Козьмодемьянов -16 семей,Жернаков-6 семей.

      Аватар пользователя tatiana1-51

      Добавила.

      Аватар пользователя xanych

      Описание села Жерновых-гор в геологическом, минералогическом и экономическом отношении. Тяжельников. Вят. Губ. Вед. 1876 г. № 96, 98 и 99.

      Аватар пользователя КАВ

      92 года прожила Клавдия Михайловна Богомолова в с. Жерновогорье, что под Советском, не подозревая о том, что на ее дворе около полутора веков находится за­рытый в земле клад.

      Не по­дозревали об этом и ее зять Сергей Анатольевич Седлецкий с женой Верой Алексан­дровной, приехавшие из Ки­шинева навестить старушку.

      Решил Сергей Анатолье­вич починить немного поко­сившиеся ворота, построен­ные еще в 1900 году. Стал копать яму для укоса, и на глубине чуть больше полу­метра его лопата наткну­лась на что-то твердое. Из­рядно пришлось поработать Сергею Анатольевичу с Ве­рой Александровной, выгре­бая лопатой содержимое ис­тлевшего, обернутого берес­той деревянного ящика. В тайнике оказалось пять ты­сяч пятьсот десять двухкопе­ечных и несколько трехкопе­ечных медных монет 1800-1818 годов выпуска общим весом 77 килограммов. Вот уж поистине в прямом смыс­ле гребли деньги лопатой…

      Н. ПУРТОВ, сотрудник советской районной газеты. (1990 г.)

      Аватар пользователя crek

      Судьба этого клада печальна, был сдан в металлолом. 

      А интересно известен ли адрес этого дома, ну или хотябы улица? Просто недавно купили старенький дом в Корыни, а вдруг тот самый)

      РГАДА ф.1209 оп.1 д.153
      л.383
      Лета 7127 году июня в 4 день, по государеву цареву и великого князя Михайла Федоровича всеа Руси указу и по наказу боярина и воеводы князя Ивана Михайловича Воротынсково да дияков Федора Лихачева, Ивана Васильева, приказной Сухой Останков сыскивал накрепко Кукарские слободы крестьяны старожилцы и новоприезжими крестьяны и черемисы, что бил челом государю царю и великому князу Михайлу Федоровичу всеа Руси Жорновных Гор пустыни чорной поп Еуфимей з братьею, а сказал наперед де сего был в той пустыне строитель Макарей, а к тому де монастырю дано было государева жалования пашенные земли и перелогу и зарослей, // да вниз по Вятке реке по обе стороны рыбные ловли и сенные покосы до Пижемского устья, да перевоз на Вятке реке, и на ту де у них вотчину была государева грамота, и в прошлом в 117-м году в смутное время Казанского уезду черемиса монастырь их разорили и ту грамоту у них взяли и ныне де владети им тою вотчиною не по чему, и про тое б манастырскую вотчинную землю и про сенные покосы и про рыбные ловли и про перевоз сыскать накрепко сторонними рускими людьми и татары и дозрить и сметить на сколько ее четей пашенные земли и перелогу и зарослей и сена и лесу (л.384) и всяких угодей, сколь давно тою монастырскою вотчинною землею и рыбными ловлями и перевозом того монастыря старцы владеют и были ль у них на ту вотчину государевы грамоты и в смутное время те грамоты у них черемиса поимали ль, и ныне у них спору с кем в той вотчине нет ли, и в сыску Кукарские слободы крестьяне старожильцы Гаврило Бушуев, Федот Ураков, Иван Хлупов, Василей Кочнев, Иванко Старев, Третьяк Лызлов, Пахом Хохолков, Поздей Попов, Китай Петров, Сава Демин, Иван Наумов, Оносзуй(?) Жихорев, Федор Гагара, Иван Патрушев, // Степан Барышников, Иван Баглаев, Матфей Лызлов, Назар Скороваров, Василей Курцов, Худяк Тевезихин, Прокопей Кузнец, Туруса Плетенев, Иван Наймушин, Мироша Елизарьев, Илья Бобошин, Иван Дворник, Ганя Толстово, Оника Бобошин, Василей Барышников, Офоня Куприн, Василей Патрушев, Никита Добрынин и все Кукарские слободы старожильцы сказали: по государеву цареву и великому князя Михайла Федоровича всеа Руси крестному целованию на Жерновных Горах над рекою над Вяткою и преже сего была пустыня, а храм был поставлен (л.385) во имя Иванна Предтечи, а в смутное время разорили пустыню сожгли Казанская черемиса в 117-м году, а до разорения в той пустыне стоял храм 15 лет, а строитель тое пустыни Макарей з братьею владел и на Жорновных Горах пашню роспахал черной лес за монастырем на боровой земле, да он же владел пашнею отхожею над курьею над Гарлицыным, а через Вятку реку проежжих людей перевозил, а рыбною ловлею и сенными покосы владел за рекою за Вяткою против Жерновных Гор и вниз по Вятке реке до нижново конца острова; а ниж острова по заречью ж до Пижемсково устья на версту мы владеем Кукарские // крестьяне сенными покосы росчищали лес, а на другой стороне Вятки реки от Жерновних Гор по Вятке вниз владел строитель Макарей сенными покосы до конец верхнево конца острова, да с конец острова с Вятки реки на росоховатую березу, да с тое березы до большие веретеи на логе, да по той большей веретее от логу вверх по Вятке до манастыря; а отводил де ему Кукарские слободы до разорения слоботчик Офонасей Казанцов, а про то де не ведают почему ему отводил, были ль нет ли у строителя у Макарья государевы грамоты, ведал ли нет ли (л.386) слоботчик Офонасей про грамоты и почему отводил, а мы про те государевы про грамоты не слыхали, а про то нам ведомо, что у строителя Макарья благословенная патриаршеская грамота была, а что он через реку перевозил проезжих людей и ныне тот перевоз оттоброчен. И приказной Сухой Останков взяв с собою кукарсково земсково старосту Офонасья Матвеева да прежних кукарских жильцов Гаврила Бушуева, Федота Уракова, Василья Кочнева, Ивана Костарева, Поздея Попова, Китая Петрова, Саву Демина, Ивана Хлупова, Матфея Лызлова и с теми людьми дозрил и сметил сколько пашенные земли и перелогу и заросли // и сена и лесу монастырские вотчины пашенные земли на Жорновных Горах за манастырем по смете на осмину выти, да на Горлицыне перелогу на пол-осмины, да зарослей на осмину ж; а от Горлицыны курьи вниз по Вятке до Жерновных Гор лесу черново на боровой земле на 2 версты, а против Жерновных Гор сенной покос и рыбная ловля, и лесу вниз по Вятке реке на версту до конец нижново конца острова; а сена по сметке на лугу копен на 50, а от Жерновных Гор на той стороне сенных (л.387) покосов по Вятки вниз на лугу копен на 20. И у прежнево строителя у Макарья с теми с кукарскими крестьяны с старожильцы сенные покосы в споре сказал не пота де места отводят пока места слоботчик Офонасей отводил по государеве грамоте отводил де ему того лугу сенных покосов вниз по Вятке по большей веретее да по озерка и по грани, а з граней и до конца тое веретей и граней дозрили от озера на край веретеи береза тесана да две березы на веретее да дуб тесаны ж. // И по сметке на спорном лугу сена копен на 50, а владеют де на лугу сенными покосы кукарские крестьяне ближных деревень окольных русских людей нет, промеж их сыскать не кем, а луг прошел сенные покосы промеж рек Вятки и Пижмы, а роздавал крестьяном слоботчик Офонасей на Кукарке описным деревням покосы, да в сыску ж новоприезжие Кукарские крестьяне Иван Ушаков, Степан Крупин, Конан Исаев, Иван Скочилов, Филип Ветлуженин, Петр Шаров, Никита Ивутин, Кондратей Шастин, Миней Жаравлев, Гаврилов Софронов, Григорей Романов, Кокора Загайнов, Третьяк Софронов, Филип (л.388) Блинов, Иван Загайнов, Олексей Голомуд, Сидор Безсонов, Василей Шалеговец, Бажен Жеребцов, Меньшей Вахромеев, Третьяк Добрынин, Гаврило Марьин, Ярофей Родигин, Степан Ярыгин, и все Кукарские слободы новоприезжие крестьяне сказали: по государеву цареву и великому князя Михаила Федоровича всеа Руси крестному целованию на Жорновных Горах пустыня была Ивана Предтечи, а про вотчинную землю манастырскую и про рыбные ловли и сенные покосы и перевоз и про государеву грамоту про то де нам не ведомо, покаместа владел // и сколько лет стр[о]итель Макарей, потому пришли на Кукарку после манастырсково и кукарсково разорения. Да в сыску ж Казансково уезду черемиса Немдежские волости сотник Яныкей Петров да лутчей их человек Мамаз Мамаев сказали: храм де был на Жерновных Горах до разорения кукарсково, а про манастырскую землю и про рыбные ловли и про сенные (л.389) покосы покаместа владел строитель Макарей и про государеву грамоту не ведам, для тово спору с нами у него ни в чом не бывало, и мы грамоты у нево не пытывали и о том не роспрашивали почему он и покаместа чем владел.

      РГАДА (1209-1-153)

      Лист 387 оборот.

      К сим книгам и к своим речам новоприежий крестьянин Филка Борисов руку приложил.

      К сим книгам и к своим речам новоприежий крестьянин Васка Михайлов руку приложил.

      Лист 388 оборот.

      К сей записи и своим (изображение знамени) речам Яныкей знамя свое приложил.

      Лист 389.

      К сей записи и своим речам Мамаз (изображение знамени) знамя свое приложил.

      Составляю родословные росписи Елькиных, Скурихиных и Барбашиных. Информация пока только дореволюционная. Например, в росписи Елькиных уже порядка 400 персон. Пишите, поделюсь.

      Здравствуйте, я составляю родословную нашей семьи. Моя бабушка Полтавская Ольга Дмитриевна (Скурихина) родилась 26.06.1896 года в с.Жерновогорье Яранского района Вятской губернии. Ее родители : отец Скурихин Дмитрий Петрович и мать Скурихина Юлия Андреевна. Предположительно в 1913 году переехали в г.Омск. В 1937 году моего деда, мужа Полтавской О.Д. - Полтавского Данила Васильевича арестовали по ложному обвинению и расстреляли. Моя бабушка  была очень напугана и старалась ничего о прошлом не рассказывать. Практически никакой информации нет. Знаю, что в семье было 4 детей: сын Александр,, дочери Клавдия, Ольга и Антонина. В 1937 на семейном фото уже нет отца Скурихина Д.П. Остальные дети и  мать присутствуют. Надеюсь узнать что-то новое. Заранее благодарю.

      Может кто-нибудь просветить по административному делению в XVII веке? Когда Жерновогорье стало удельным? Почему входило в Ильинскую, а не в Кукарскую волость? Встречал информацию, что и Кукарка была удельной - так ли это?

      Аватар пользователя Нина Целоусова

      http://rodnaya-vyatka.ru/places/7319 - можно частично по истории Кукарки посмотреть здесь 

      godro, буду признателен, если поделитесь данными о Елькиных, проживавших в Жерновогорье. 

      Датой основания села можно считать 1594 год, в котором на этом месте была основана пустынь Жерновых гор (Иоанно-Предтеченский мужской монастырь). Монастырь дважды разорялся казанским черемисами в 1609 и 1650 гг. После первого разорения в Смутное время его восстановили, а после второго, в конце 17 века перевели в слободу Кукарку, где он стал называться Покровским Кукарским монастырем. А на месте бывшего Жерновогорского монастыря открыли село Жерновы Горы.

      Сохранились ли исповедные росписи Казанской церкви села Жерновогорье 1870-1890 года, может кто-нибудь знает?

      Интересует фамилия Богомоловы из этого села.

      Аватар пользователя allaburdina

      В Вятских Епархиальных Ведомостях 1881г №2 стр.46-50 опубликована статья "О новом храме в селе Жерновогорском" в связи сосвящением храма в честь образа Казанской Божьей Матери 13 ноября 1881 года. Храм строили с 10 июня 1873г. При открытии села постоновлено было устроить храм 19 декабря 1861г

      В статье описана история построения храма, дано описание архитектуры храма и перечисляются иконы, которые уже были на тот момент в храме.

      Ландратская перепись 1716 г. Алацкой дороги Кукарской слободы 1716 г. - РГАДА. Ф.350. Оп.1. Д.138.

      (Л.206 об.) В деревне Горе Жерновые тож

      Во дворе Гаврила Михеев сын Богомолов, семидесят. Жена ево Макрида Петрова, семидесяти ж, сын Елисей, сорока, дочери Фетинья, осмнатцети, Марья, девяти. Елисеева жена Авдотья Петрова, тритцети девяти, сын Андрей, пяти, дочь Наталья семи лет. У него ж в особой избе сын ево Софрон, сорока пяти, жена ево Василиса (Л.207) Григорьева, сорока семи, дети Матвей, осми, Тит, шти лет, Матвей меньшей, полутору году, дочь Наталья, девяти лет. А Гаврилова де дочь Марья большая выдана замуж тое ж трети деревни Решетниковы за Конона Еремеева. А сын ево Софрон живет особым двором.

      Во дворе Василей Федоров <Барбашин>, пятидесят шти. Жена ево Палагея Леонтьева, пятидесят пяти, сын Степан, тритцети, дочь Ульяна, девятнатцети. Степанова жена Соломанида Дементьева, дватцети, дети Иев, дву, Семен, году, дочери Настасья осми, Авдотья, пяти лет. У него ж в особой избе сноха, брата ево Тихонова жена Федосья Емельянова, дватцети пяти, у него сын Назар, четырнатцети, у него ж Тихонов приимыш Лаврентей Иванов, осмнатцети лет. А брат де Тихон утонул в воде тому другой год. А приимыш (Л.207 об.) Степан взят в салдаты тому четыре года.

      Во дворе Мирон Сидоров сын Бердников, сорока. Жена ево Соломанида Лукоянова, тритцати семи, дочь Парасковья, семи. Да сосед Семен Ведениктов <Жерноков>, пятидесят, жена ево Настасья Лазорева, сорока пяти, дети Яким, пятнатцети, Максим, трех, дочери Марья, осмнатцети, Оксинья, осми, да пасынок Семион Якимов, четырнатцети лет. А Миронов де брат Степан Бердников з женою и з детми перешел живет в Троицкой трети в деревне Болигавской и в той деревне он писан.

      Во дворе Антон Ведениктов сын Жерноков, штидесят дву. Жена ево Агафья Семенова, штидесят, дети Устин, тритцати, Иван, шеснатцети. Устинова жена Марфа Иванова, дватцети девяти, (Л.208) дочь Татьяна, году. У него ж сосед Прокофей Харитонов <Елькин>, пятидесят пяти, жена ево Матрена Петрова, пятидесят, дети Петр, осмнатцети, Прокофей, пятнатцети, сын Естифей, трех, Петрова жена Василиса Никитина, дватцети лет.

      Во дворе Иван Леонтьев сын Бердников, дватцети. У него брат Дмитрей, четырнатцети. Иванова жена Авдотья Никифорова, осмнатцати. У них же сноха, брата ево Ивана большего жена Степанида Артемьева, тритцети пяти, у него дочь Катерина, семи. У него ж соседка, вдова Леонтьевская жена Бердникова Федосья Титова, штидесят, у него дети Логин, десяти, Яков, семи лет. А брат де ево большей Иван взят в салдаты тому три года. А мать их Солома(Л.208 об.)нида Панкратова умерла тому пять лет. А сосед ево Потап живет особым двором и писан ниже.

      Во дворе Потап Петров сын Строителев, тритцети. Жена ево Василиса Леонтьева, дватцети шти лет, сын Емельян, году, а на пред сего он писан был Потап в деревне Решетников во дворе Клима Китаева.

      Во дворе Сергей Андреев, сорока пяти. Жена ево Анна Титова, сорока пяти, дочери Фетинья, осмнатцети, Парасковья, шеснатцети, пасынок Никита, осми, патчерица Парасковья, десяти лет, Степановы дети. А на пред сего писан был он, Сергей, в Троицкой трети в деревне Валове у вдовы Ненилы Андреевы.

      (Л.209) Во дворе Тихон Харитонов сын Елькиных, сорока пяти. Жена ево Акулина Сергеева, сорока трех, сын Федор, четырех, дочери Анна, четырнатцети, Палагея, семи лет. А отец де ево, Тихонов, Харитон Елфимов умер тому третей год. А сосед ево Терентей живет особым двором и писан ниже.

      Во дворе Терентей Федоров, тритцети пяти. Жена ево Агафья Иванова, тритцети дву, сын Корнило, четырех лет, дочь Авдотья, полутору году. А Терентьева мать Орина Ефремова умерла тому пятой год. А он, Терентей, писан был с вышеписанным Тихоном Харитоновым.

      Во дворе Григорей Григорьев сын Негашев, семидесят. Жена ево Авдотья Терентьева, семидесят же, сын Иван, тритцети трех, жена ево Агафья Гаврилова, тритцати, дочери Федосья, девяти, Татьяна, (Л.209 об.) семи, Алена, трех, Анна, дву лет. А дочь ево, Григорьева, Авдотья умерла тому другой год. Сноха Улита Петрова умерла в нынешнем году. А сосед де ево Степан Андреев с племянником Еремеем живут особым двором и писаны ниже.

      Во дворе Степан Андреев сын Скурихин, 50. Жена ево Фекла Софонеева, пятидесяти ж, дети Зиновей, шеснатцети, Евсевей, десяти, Никифор, осми, Родион, пяти, Гордей, трех, дочь Акулина, девятнатцети лет, Соломанида, году. У него ж, Степана, племянник Еремей Естифеев, дватцети пяти, дети Зотик, пяти, Григорей, четырех лет. А на пред сего он, Еремей, писан был с отцом своим Естифеем (Л.210) Негашевым. Сосед же нищей Артемей Григорьев, штидесят, жена ево Агрофена Кирилова, штидесят же лет, слепы, сын Семен, пяти лет. А на пред сего он писан был в деревне Ягодной з братом Назаром Григорьевым. А сосед ево Степан Андреев с племянником Еремеем живут особым двором(!).

      Во дворе вдова Дементьевская жена Пушкарева Анисья Лаврентьева, сорока пяти. Дети Данила, шеснатцети, Тихон, десяти, дочь Афросинья, четырнатцети лет. Сосед Карп Яковлев, дватцети пяти, жена ево Фекла Федорова, дватцети трех, дочери Орина, трех, Анна, полутору году, братья Яким, дватцети, Терентей, осмнатцети, сестры Мавра, шеснатцети, Василиса, девяти лет. Екимова жена Афросинья Михайлова, дватцети лет. А вдова де Анна Григорьева, что написана с ними, вышла замуж в Кукарскую слободу за пришлого (Л.210 об.) Спиридона Кирилова сына Аганина и с ним бежала и дочь дарью взяла с собою. А мать де Карпова, Матрена Игнатьева, умерла тому третей год.

      Во дворе Никифор Харитонов <Елькин>, штидесят. Жена ево Агафья Екимова, сорока, дети Петр, дватцети пяти, Михайло, дватцети лет, Кандратей, осми лет, Иван, году, дочери Парасковья, двенатцети, Орина, семи лет, Наталья, году. Петрова жена Парасковья Назарова, дватцети, сын Василей, семи, дочери Василиса, четырех лет, Офимья, году. А Михайлова жена Орина Никитина, дватцети лет. А дочь де Авдотья выдана замуж тое ж деревни за Ивана Леонтьева сына Бердникова. (Л.211) А сосед Иван Клементьев взят в салдаты тому пять лет, жена ево Парасковья Ильина и сестра Марфа, и мать Онисья Иванова бежали в том же году. А сын ево Петр строитца особым двором и писан ниже.

      Во дворе Петр Никифоров <Елькин>, дватцети пяти. У него жена Парасковья Назарова, дватцети, сын Василей, семи, дочери Василиса, четырех лет, Офимья, году.

      Во дворе Сергей Петров сын Барбашин, пятидесят трех. Жена ево Оксинья Тарасова, пятидесят, дети Семен, шеснатцети, Назар, четырнатцети, Гаврила, трех, дочери Марья, (Л.211 об.) пятнатцети, Марья ж, дву лет. У него ж сосед в другой избе Иван Алексеев, тритцети пяти, жена ево Фетинья Иванова, тритцати, сын Михайло, трех, мать вдова Орина Никитина, семидесят пяти лет. А дочь ево, Сергеева, Матрена выдана замуж Покровского монастыря деревни Коряковы за Федора Тимофеева сына Зубарева.

      Во дворе Степан Перфилов сын Козмодемьянов, пятидесят лет, слеп. Жена ево Дарья Дмитреева, пятидесяти ж, дети Гаврило, четырнатцети лет, Роман, году, дочери Варвара, одиннатцети, Настасья, девяти. (Л.212) У него ж племянник Андрей Леонтьев, шеснатцети. У него ж зять Михайла Давыдов, сорока, жена ево Парасковья Козмина, сорока ж, сын Дементей, девяти лет. В другой избе Иван Спиридонов сын Милютин, семидесят, жена ево Софья Григорьева, семидесят, сын Степан, семнатцети, жена ево Настасья Петрова, осмнатцати лет. А Степанов отец, Перфилей Иванов, умер тому четыре года, а мачиха ево, Степанова, Акулина Яковлева, престарела и слепа, бродит по миру, кормитца милостынею и живет по розным дворем.

      Во дворе Емельян Алексеев Барбашин, пятидесят. Жена ево Федосья (Л.212 об.) Клементьева, сорока осми, сын Трофим, двенатцети лет. А что де написан с ним был Яким Григорьевпо скаске ево и старосты, и выборные, з женою и з детьми бежал тому три года.

      Во дворе Иван Михеев сын Богомолов, семидесят. Жена ево Авдотья Аверкиева, пятидесят, дети Мартемьян, дватцети трех, Гарасим, осми, Федот, дву, дочери Авдотья, десяти, Вера, трех. У него ж брат родной Иван, штидесят, жена ево Орина Григорьева, пятидесят, пасынок Василей Тихонов, одиннатцети лет. А сын де Андрей взят в салдаты тому шестой год. А меншова Ивана дочь Федосья выдана замуж Троицкой трети деревни Черепановы за Луку Симанова сына Халтурина и с ним (Л.213) бежала.