Пушья

Тип: село
Статус: существующий н.п.
Местоположение:
Старые карты
  • Подробные
  • Обзорные
    ?

      Фотографии вблизи этого места с сайта

      Права на фотографии принадлежат их авторам или владельцам

      пушья (Денис Логиновский (denlog))
      пушья (Денис Логиновский (denlog))
      с.Пушья, вид на долину р.Кама (Денис Логиновский (denlog))
      с.Пушья, вид на долину р.Кама (Денис Логиновский (denlog))
      с.Пушья, бывшая школа (Денис Логиновский (denlog))
      с.Пушья, бывшая школа (Денис Логиновский (denlog))
      с.Пушья, клуб (Денис Логиновский (denlog))
      с.Пушья, клуб (Денис Логиновский (denlog))

      Ревизские сказки и переписные книги Вятского края

      КодНазваниеГуберния, уездСтан, волостьРазряд жителейДворовДуш (жителей)№№ записейЛисты
      1‑я ревизия (1722‑27), РГАДА 350-2-1225, 1722—1727 г.
      1670042погост ПушейскойСибирская губерния, Вятская провинция, Кайгородский дистриктПушейская волость3♂ 5217—17об
      2‑я ревизия, РГАДА 350-2-1232, 1748 г.
      310042в селе ПушетскомКазанская губерния, Вятская провинция, Кайгородский уездПушетская волостьгосударственные черносошные крестьяне♂ 48700—74751—54
      3‑я ревизия, РГАДА 350-2-1234, 1762—1765 г.
      1330066в селе ПушейскомКазанская губерния, Вятская провинция, Кайгородский уездПушейская волостьгосударственные черносошные крестьяне♂ 40 ♀ 3889—94
      3‑я ревизия, РГАДА 350-2-3934, 1763 г.
      810397в селе ПушеискомКазанская губерния, Вятская провинция, Кайгородский уездПушейская волостьгосударственные черносошные крестьяне♂ 40 ♀ 38683—688
      810410села ПушеискогоКазанская губерния, Вятская провинция, Кайгородский уездПушейская волостьгосударственные черносошные крестьяне♂ 1723
      Примечание: скаска 1764 года

      Список населённых мест Вятской губернии 1859-1873 гг.

      НазваниеТипПоложениеУезд и станМестностьОт уезд. городаОт стан. кварт.ДворовМужчинЖенщинВсего жителейИнформация
      14415Пушейскоес. каз.при р. КамеСлободской уезд,
      Стан 3
      На Кайском тракте2308030107116223Церковь православная 1. Волостное правление. Земская станция. Мельница.

      Книга Вятских родов

      «Книга Вятских родов» В.А.Старостина

      Реестр селений и жителей на 1891 год
      Название селенияГуберния, Уезд, Волость, ОбществоПриходРекаСемейЖителейПромысел или занятие
      16356село Пушейское; ИльинскоеВятская губерния, Слободской уезд,
      Кайгородская волость, Пушейское общество
      с. Пушья, Ильинская ц.
      (церковь в этом селении)
      Кама → Волга48284заводской; поденщик
      Рода, число семей:
      Примечания:
      Для просмотра полной информации из «Книги Вятских Родов» щелкните по № селения.
      Значок - запись в «Живую Книгу Родов» (на сайте http://www.herzenlib.ru/kniga/)

      Список населённых мест Вятской губернии 1905 г.

      Источник: Списки населенных мест Слободского уезда за 1905 год (ЦГАКО ф. 574 оп. 2 ед. хр. 617/9)

      Список населённых мест Вятской губернии по переписи населения 1926 г.

      РодНазваниеУезд и волостьСельсоветРасст. до ВИККрест. хоз-вПроч. хоз-вВсего хоз-вМуж.Жен.ВсегоВ т.ч. перм.
      5-04-148селоПушья, Пушейское, ИльинскоеОмутнинский уезд,
      Кайская волость
      Пушейский10 км82587202277479

      Список населённых пунктов Кировской области 1939 г.

      ТипНазваниеРайонСельсовет
      131411с.ПушьяКайский районПушейский сельсовет

      Список сельских населённых мест Кировской области на 1 января 1950 г.

      ТипНазваниеРайонСельсовет
      141307д.ПушьяКайский районПушейский сельсовет

      Административно-территориальное деление Кировской области на 1 июня 1978 г.

      ТипНазваниеРайон или город обл. п.СельсоветРасст. до ц. с/с
      5109деревняПушьяВерхнекамский районПушейский сельсоветцентр
      Расстояние до райцентра: 85 км

      Список населённых пунктов Кировской области по данным Всесоюзной переписи населения 1989 года

      № (код)Тип н.п.НазваниеРайонГородской район, Сельсовет
      Наличное население
      ВсегоМужчинЖенщин
      Постоянное население
      ВсегоМужчинЖенщин
      Категория населенияИсточник?Посмотреть скан оригинала
      101801селоПушьяВерхнекамский районПушейский сельсовет366166200384176208сельское1, с.47
      Источник: Итоги Всесоюзной переписи населения 1989 года по Кировской области [Текст] : сб. Т. 3. Сельские населенные пункты / Госкомстат РСФСР, Киров. обл. упр. статистики. – Киров:, 1990. – 236 с.

      Административно-территориальное устройство Кировской области на 1 июня 1998 г.

      ТипНазваниеРайон или город обл. зн.ОкругРасст. до ц. округа
      5068селоПушьяВерхнекамский районПушейский сельский округцентр
      Расстояние до райцентра: 80 км

      Всероссийская перепись населения 2010 года

      Код ТЕРСОНТипНазваниеРегионРайон или городской округПоселениеМужчинЖенщинВсё населениеКатегория населения
      33207820018селоПушьяКировская областьВерхнекамский муниципальный районКайское сельское поселение104103207сельское

      Государственный каталог географических названий (АГКГН)

      Реестр зарегистрированных в АГКГН географических названий объектов на 18.11.2010. Кировская область

      Рег. №Род объектаНазвание объектаАдминистративный район
      29677селоПушьяИльинское (Пушье), ПушейскоеВерхнекамский район

      Общероссийский классификатор территорий муниципальных образований (ОКТМО)

      Данные за 2014 год

      Код ОКТМОТипНазваниеРегионРайон или городской округПоселение
      33607420136селоПушьяКировская областьВерхнекамский муниципальный районСельское поселение Кайское

      Церковные приходы (общины) в этом населённом пункте (до 1-й пол. XX в.)

      Православные церкви

    • Ильинская церковь
    • Село/городЦерковьУездБлагочинический округДополнительная информация

      Приходы Вятской епархии за 1872 г.

      Церкви и приходы в Вятской епархии (по клировым ведомостям 1872 г.). // Вятские Епархиальные ведомости, 1873 г., отдел духовно-литературный, №№1-24
      Село ПушейскоеИльинская церковьСлободской уезд6-й благочиннический округ
      №6, с. 197

      110. Ильинская в селе Пушейском.

      Зданием каменная; холодный храм построен в 1844 году, теплый, усердием крестьянина Алексея Собинина, построен в 1860 г. Престолов три: в холодном храме в честь Св. Пророка Илии, в теплом во имя Преподобного Алексея человека Божия и в честь Покрова Пресв. Богородицы.

      При церкви состоят священник и два причетника. Для священника имеется казенная квартира. Причт пользуется 33 дес. пахатной и сенокосной земли и получает жалованья 140 р. в год.

      В приходе 11 деревень, в расстоянии 2-10 верст. от церкви, прихожан 751 м. п. и 790 ж. п.

      Село Пушейское от г. Вятки в 258 в. Ближайшия села: Кайгородское в 8 в., Лоинское в 22 в. и Гидаево в 43 в.

      Показать оригинал

      Церкви и часовни Вятской епархии за 1890 г.

      Алфавитный указатель церквей и сел Вятской епархии с подразделением их на благочиннические округи: составлен 7 мая 1890 года. - Вятка: тип. Маишеева: 1890.
      Пушейская - Ильинская, церковь приходскаяСлободской уезд5-й благочиннический округЧисло прихожан — муж.п.: 894, жен.п.: 898
      Штат — священников: 1. диаконов: 1. псаломщиков: 1.
      Рукописное примечание — в 1 пол 18 в.
      Сельская, часовняСлободской уезд5-й благочиннический округ
      Лупейская, часовняСлободской уезд5-й благочиннический округ
      Селевская, часовняСлободской уезд5-й благочиннический округ
      Тихоновская, часовняСлободской уезд5-й благочиннический округ
      Тихоновская же, часовняСлободской уезд5-й благочиннический округ

      Села и храмы Вятской епархии. Начало ХХ века

      ГОУ «ГАКО», «Села и храмы Вятской епархии. Нач. ХХ в.»
      ПушейскоеИльинскаяСлободской уезд5-й благочиннический округ

      Приходы Вятской епархии за 1912 г.

      Вятская епархия. Историко-географическое и статистическое описание (с картой Вятской губернии). Вятка 1912
      Село ПушейскоеИльинская церковьСлободской уезд5-й благочиннический округ

      6) Село Пушейское – Ильинская церковь, каменная, построена в 1844 г.; расстоянием от г. Вятки в 280 вер., от уездного города в 235 вер., часовни деревянные: сельская, постр. в 1878 г., Лупейская, Селевская, Тихоновские две; причта по штату положено: 1 свящ., 1 диак., 1 псалом.; квартиры для причта казенные; земли: усад. 1224 с., пах. 36 д. 1044 с., сен. 13 дес. 424 саж.; братский денежный доход: св. 540 р. 30 к., пс. 180 р. 10 к.; содержание от казны 392 руб. свящ. и псал.; руги соб. на причт до 40 п. ржи и 60 п. овса; прихожан: правосл. рус. 1159 м. п., 1197 ж. п.; приход состоит из 11 селений, расст. 2 – 10 в.

      Село расположено в лесной местности на высоком берегу реки Камы. За рекой казенный лес, который тянется до границы Пермской губернии и верст на 60 не встречается ни одного селения. Вид местности с церковной площади красивый, особенно во время разлива реки. При селе одна школа церк.-прих. смешанная. Занятие прихожан хлебопашество и выработка леса и сплав его по найму лесопромышленников. Кроме того, многие занимаются звероловством, рыболовством и собиранием ягод брусники. Медиц. пункт в с. Кайгородском в 9 вер.

      Показать оригинал

      Списки населённых мест по приходам на конец XIX-начало XX века

      с. ПушьяПророко-Ильинская церковьСлободской уезд5-й благочиннический округЧисло населённых мест в приходе: 12 (Смотреть список)
      По данным: Клировые ведомости за 1915 г. (ГАКО ф. 237, оп. 70, д. 1350)
      Справочник по составу приходов церквей Слободского уезда на 1915 г. КОГКУ «ГАКО». Киров, 2012

      Персоналии из этого населённого пункта

      Комментарии

      По официальным данным, село Пушья образовано в 1735 году, но, скорее всего, следует считать, что история образования поселения восходит к более древним годам, поскольку погост Пущанский упоминается в списке мест Кайгородского уезда 17 века наряду с Кайгородом, сёлами Гидаево и Волосница. В то время здесь числилось 11 деревень, 26 починков и 114 крестьянских дворов.
      По сохранившимся сведениям, первая деревянная церковь в Пушье стояла ещё в начале 18 века. В данных первой ревизии переписи Кайского уезда записан пономарь церкви села Ильинское (Пушейское) Лазарь Константинов Копытов 1670 года рождения и его отец Константин Копытов 1650 года рождения.
      В 1742 году был построен новый деревянный храм, который освятили 5 декабря 1748 года во имя Илии Пророка. Эта церковь упоминается в указе Слободского духовного правления за 1766 год как построенная вместо другой, «погоревшей». В 1853 году, через десятилетие после постройки каменного храма, по указу духовной консистории старую церковь было дозволено разобрать. 

      Об этой старой церкви дореволюционный историк П.М. Сорокин записал такую притчу: «В день Ильи пророка (2 августа) по преданию жители села приносили в дар Илье пророку жертву. Это был олень. В праздничный день перед заутренней прибегал олень в село. Обежит вокруг и остановится. Тогда его стреляли. Явление оленя было событием чудодейственным. Когда вследствие прегрешений народа мольба его сделалась не так чиста и угодна Богу, олень запоздал со своим явлением. Народ, вместо того чтобы загладить, замолить вину, в умилостивление заколол домашнее животное – быка. Олень же явился, но убить себя не позволил и убежал в лес. С той поры в жертву стали приносить быка». По легенде, в дар церкви приносили или часть животного, или целого быка известной масти: красного, белого или пёстрого, но не чёрного. (Говорят, что однажды принесли в жертву чёрного быка, так градом весь хлеб выбило). Обречённое животное закалывалось на заре, а потом варилось в общем котле. Шкура оставалась хозяину или продавалась. Деньги шли в церковную казну. Левый бок доставался притчу, а именно священнику – задняя нога, а псаломщику – передняя; остальное делилось между присутствующими.

      Каменный Ильинский холодный храм был построен в 1844 году (по другим сведениям – в 1846). Эта церковь была двухкупольная, высотой более 20 метров. На колокольне было несколько колоколов: один большой – весом 61 пуд, два средних и три маленьких. В колокола звонили по большим праздникам: на Пасху, в Ильин день, Покров, Воздвиженье, Егоров день, в Семик (Троицкую субботу). Причём на Пасху в колокола звонили целую неделю.
      В 1860 году к летнему четверику Ильинской церкви усердием крестьянина А. Собинина «приложен» тёплый храм в двумя престолами: южным – в честь Алексия Человека Божия и северным – во имя Покрова Богородицы. «Соединение» церквей, которое произошло в 1902 году, видимо, заключалось в капитальной реконструкции здания, которая позволила увеличить площадь храма и сделать его полностью отапливаемым.
      Во второй четверти 18 века в двух верстах от села стояла другая деревянная церковь – Тихоновская, построенная тщанием кайгородских жителей. В этом храме с 1745 года, ввиду малочисленности прихода, не было своего притча, поэтому с 1766 года он был приписан к соборной Воскресенской церкви Кая. Тихоновская церковь сгорела в июне 1799 года.
      В начале 1870-х годов приход Ильинской церкви не выделялся многочисленностью населения и состоял всего из 11 деревень с 154 жителями. Но в первой четверти 20 века численность прихожан доходит до 2350 человек, хотя число селений остаётся прежним. В селе была действующая деревянная часовня, построенная в 1878 году, а ещё четыре часовни находились в деревнях Лупья, Селевская и Тихоновская (здесь было две часовни). При Ильинской церкви была смешанная церковно-приходская школа. 

      По данным музея истории села Кай, приход Ильинской церкви начинался с деревни Першина Гора (самой дальней) Волокитинского общества и деревень Софьино, Суханово, Морозово (половина деревни) Безгачевского общества, а деревни Падерино, Шипицыно, Майбурово, Каптол относились уже к Кайскому приходу.
      Вскоре после революции 1917 года начались гонения на церковь. Но Ильинская церковь продолжала оставаться действующей: до 1930 года здесь служил о. Николай (Николай Николаевич Троицких). У о. Николая было два сына и три дочери. У настоятеля церкви был свой сад, в котором росли аллеи из сосен, берёз, лиственниц. Здесь батюшка пил чай.

      Богатейший материал, основанный на воспоминаниях старожилов, собрала библиотекарь из Пушьи Галина Анатольевна Леонтьева. Старожилы вспоминали, что уборщицей в церкви работала Клавдия Николаевна Пупышева, Пётр Максимович Леонтьев был церковным сторожем, пономарь Андрей Петрович Леонтьев подавал кадило, относил детей при крещении. Интересно, что по сведениям, имеющимся в музее истории с. Кай, пономарю Андрею Леонтьеву было всего семь лет от роду, но он работал до 9-летнего возраста, помогая в церкви взрослым. По праздникам пел на клиросе псаломщик Кирилл Алексеевич Леонтьев.
      В 1930 году о. Николая раскулачили и сослали на лесозаготовки в Коми-Пермяцкий округ. Оттуда он уже не вернулся. Всё имущество священника, вплоть до юбок и кофточек дочерей, конфисковали и выставили на торги. Дочери священника уехали в п. Лесной и, говорят, там и жили. А сыновья отправились учиться в Ленинград. 
      Начиная с 1930 года, имущество церкви начали растаскивать, причём на торги его не выставляли. В итоге растащили всё: подсвечники, кадило, персидские ковры, иконы. По слухам, дочери тогдашнего председателя сельсовета Тихона Пупышева щеголяли по селу в церковных шалях. 

      Но самое страшное для православных людей случилось тогда, когда большие церковные иконы отвезли на свинарник, чтобы сделать из них двери. Двери сделали, но краску отмыть никак не могли, хотя и кипятком поливали, и ножами скоблили. Святые лики всё равно проступали и с укором смотрели на людей. Тогда свинарки заругались и потребовали эти двери снять. Осквернённые иконы сняли и сожгли в кочегарке.
      А вскоре, в 1934 году, уничтожили и саму красавицу-церковь. На строительство ЦЭС, которую возводили на р. Нырмыче, требовался кирпич. Ильинскую церковь разобрали, чтобы отправить кирпич баржами. Сколько-то отправили, сколько-то испортили (во время разлива Кама залила кирпич, сложенный на берегу). Но ЦЭС, как известно, так и не была пущена в эксплуатацию.

      На месте, где когда-то стояла Ильинская церковь, сейчас сельский Дом культуры. Мало кто помнит о том, что рядом были могилы выдающихся земляков (самых достоянных жителей села) – их хоронили в церковной ограде. 
      В Доме культуры ещё работает библиотека, в которой изредка верующие встречаются со священником Леонидом Сафроновым. Изредка – потому что и такие редкие встречи кого-то раздражают. Видимо, мало разграбить и разрушить храмы, переврать историю, нужно ещё и лишить людей надежды на духовное возрождение. Может быть, поэтому всё и идёт к тому, что села, уже превратившегося в деревню, со временем может не стать.

      Список репрессированных:

      Леонтьев Дмитрий Николаевич, 1912 г. р., уроженец и житель д. Пушейско-Сурятинская Верхнекамского (Кайского) района, русский, крестьянин-единоличник. Арестован 8.04.1933 г. 14 октября 1933 г. особой тройкой при ПП ОГПУ Горьковского края по ст. 58 пп. 9,10, 11 УК РСФСР подвергнут заключению в концлагерь на 5 лет. Реабилитирован 21.06.1990 г.

      Леонтьев Степан Матвеевич, 1922 г. р., уроженец д. Пушья Пушейского с/с Верхнекамского района, русский, красноармеец 225 рл полка конвойных войск НКВД. 29 апреля 1941 г. военным трибуналом войск НКВД Ленинградской области осужден по ст. 58 п. 10 УК РСФСР на 6 лет лишения свободы с поражением в правах на 2 года. Реабилитирован 30.05.1956 г.

      Согласно осмотру стольника и воеводы Ивана Стефановича Радилова в 1711 году в Пушейской волости насчитывалось 122 двора,  людей в них мужского пола женатых - 362 человека, вдовцов и холостых - 219 человек, вдов и девок - 202 человека. Проживали: Аверины (см. д.Аверино), Волокитины (см. д.Волокитино), Гобовы (см. д.Гобово), Горкуновы, Дягилевы (см. д.Дягилево), Ермолины, Зенины (см. поч.Зенинский), Зязевы, Козюковы, Копытовы, Котковы, Леонтьевы (см. д.Леонтьево), Лузянины, Ляпшины, Мадчюровы, Макаровы, Малковы, Мартюшевы (см. д.Мартюшево), Мизевы (см. д.Мизево), Морозовы (см. д.Морозово), Новоселовы (см. д.Новоселово), Окуневы, Пальшины (см. д.Пальшины), Першины (см. д.Першина Гора), Половниковы (см. д.Половинкина), Порсевы, Потаповы (см. д.Потапово), Пупышевы, Русаковы, Сартаковы, Светлаковы, Софьины (см. д.Софьино), Тылибцовы (см. д.Тылиб), Филиповы, Филиповых, Частиковы (см. д.Частиково), Широковы, Яговитины (см. д.Яговитино).

      Аверины и Пушья

      Моя бабушка Юлия Николаевна и дедушка Александр Маркович – из деревни Каптол. Бабушка очень весёлая, разговорчивая, всегда приветливая, а дед, наоборот, замкнутый, неразговорчивый человек. Иногда бабушка шутит: «И как я на такого глаз положила? Пень настоящий, а не дед!»
      Дедушка любил рыбачить, а главным делом его жизни было валять валенки. К нему ехали со всего района. Валять валенки его научил дед, который был кулаком, и, как ни странно, со стороны моего папы прадедушка тоже был зажиточным крестьянином. До сих пор Аверинские поля в селе Пушья самые большие. Но их всех раскулачили и выслали, никто не знает куда. Остался только сын.
      По старым документам, а также из рассказов стариков, в старые времена из царской армии от тяжёлой и длительной службы бежали солдаты (пушкари) по верховью Камы, туда, где их было трудно разыскать. Пристанище назвали Пушкари. Местность здесь была занята лесами, где занимались промыслом пушнины. Коми-пермяки это промысловое место на берегу Камы называли Пушнина. Поскольку пушкари были русские, а охотники – пермяки, впоследствии население стало помесью русских и пермяков, а название села Пушья, возможно, произошло от объединения слов «пушкари» и «пушнина».
      В 1844 году в Пушье была построена каменная церковь с одним куполом и колокольня. Построили также церковно-приходскую школу, первыми учителями в которой были священники Троицкий и Кислицин.
      Основными занятиями местных жителей были хлебопашество, выработка леса и сплав его по найму лесопромышленников. Кроме того, многие занимались звероловством, рыболовством, собиранием ягод.
      В основном население до революции жило спокойно. События, происходящие в центре России, до этих глухих мест не докатывались. Жизнь селян оживилась в 30-е годы 20 века.
      В 1936 году в Пушье была сломана церковь. Одновременно уничтожили церкви в Лойно, Кае – нужен был кирпич для строительства тепловой электростанции на реке Нырмыч. Для этого строительства от людей потребовались невозможные усилия. Многие не выдерживали и умирали. Впоследствии эта ТЭЦ была признана ненужной стройкой.
      Население здесь было бедное, хлеб закупали в других районах. Избы строились высокие, на сваях. Многие дома были без дымоходов, дым выходил через дырку в стене. Спали на полатях, находившихся на высоте 2 м от пола. Матрасы были из сена.
      Более бедные нанимались на работу к зажиточным крестьянам. Руками бедняков были построены мельницы зажиточных крестьян Пальшиных.
      Во время Гражданской войны через эти места бежал Колчак, а за ним шли отряды красноармейцев под руководством Мрачковского. Многие из мужского населения Пушьи в порядке мобилизации вошли в этот отряд.
      В 30-е годы началось массовое строительство жилых домов. Те, кто во время войны побывал на западе, строили дома более усовершенствованные, стали иметь достаточно скота, а вместе с этим и удобрять поля навозом. Урожай начали получать более устойчивые.
      Но были и такие жители, кто не хотел обзаводиться своим хозяйством. Летом кое-как перебивались, зимой нужда гнала работать на Кирсинский завод и на фосфоритный рудник.
      Когда в 1929 году вышел указ о коллективизации, в Пушье создали первую коммуну «Ленинская искра», в которую вошла ¼ часть населения села, самые бедные, кому было нечего терять и нечего объединять. В середине 30-х пошла массовая коллективизация оставшегося населения. Для проведения её приехали передовые рабочие из промышленных городов, их называли бригадирами.
      Население было необразованным, поэтому управлять им было легко. В период коллективизации была создана партийная организация, а в 1931 году в Пушейской начальной школе появилась пионерская организация. Поскольку партийная организация была малочисленной, создали крупную комсомольскую организацию. Но в 1936 году был арестован председатель колхоза, якобы, за упущения в колхозной работе.
      Комсомольцы активно вели работу в колхозе, занимались производственной и общественной деятельностью.
      Народ верил и в Ленина, и в Сталина, и в Бога – втихомолку.
      В 1950-е годы была страшная засуха, рожь не всходила, и тогда старушки пошли к часовне, которая была переоборудована под склад, и молились несколько часов. На другой день пошёл дождь.
      Люди верили в наговоры. Если какая-то «икотница» напустила болезнь, то нужно было достать кровь этой икотницы и сжечь её.
      Несмотря ни на что, жили весело. Все праздники проходили с песнями. Из одной деревни переходили веселиться в другую. Меньше друг другу завидовали потому что завидовать было нечему. Жили дружно, без вражды, хотя было очень тяжело. Женщины и девушки нередко собирались у кого-нибудь, пряли пряжу, вязали и пели…

      Н.Хитрова (По материалам Рудничной библиотеки). Рассказала Л. Аверина.

      Источник: "Верхнекамье"