Урбеж

Тип: деревня
Статус: существующий н.п.
Местоположение:
Старые карты
  • Подробные
  • Обзорные
    ?

      Переписи и ревизии Вятского края

      Код?Ссылка на связанный населённый пункт сайтаНазвание[Всё+]Губерния, уездСтан, волостьРазряд жителейДворовДуш (жителей)№№ записейЛисты
      2‑я ревизия, РГАДА 350-2-1135, 1748 г.
      2850298новопоселенный починок Урбеж, Яновское тожКазанская губерния, Казанская провинция, Казанский уездАлатская дорога, Кичминская ясашная волостьгосударственные ясашные крестьяне♂ 1516950—16964662об—663об
      2‑я ревизия. Выбывшие, РГАДА 350-2-1151, 1748 г.
      2890253в новопоселенном починке Урбеже Яновской тожКазанская губерния, Казанская провинция, Казанский уездАлатская дорога, Кичминская ясашная волость♂ 810953—10960270об—271
      3‑я ревизия, РГАДА 350-2-1165, 1762 г.
      150082в починке Урбеже Казанская губерния, Казанская провинция, Казанский уездАлатская дорога, Кичминская волостьгосударственные ясашные крестьяне♂ 22 ♀ 32454—486об
      3‑я ревизия, РГАДА 350-2-1170, 1763—1764 г.
      2190010в починке УрбежеКазанская губерния, Казанская провинция, Казанский уездАлатская дорога, Кичминская волостьгосударственные ясашные крестьяне♂ 22 ♀ 3227—28об

      Список населённых мест Вятской губернии 1802 г.

      № (код)Тип ?

      Тип населённого места:
      д. - деревня
      п. - починок
      з. - заимочка или заимище
      с. - село

      Типы приведены в том виде, в каком они есть в документе.

      Текст, выделенный курсивом, взят из группирующего заголовка ("починки", "деревни", "заимища") или из предыдущей строки.

      В отдельный случаях тип нас. места восстановлен по данным ревизских сказок, в этом случае текст взят в [квадратные] скобки.

      Название ?Название населённого места указано в том падеже, в каком оно приводится в документе:
      • в именительном: деревня Ивановская, починок Петровской
      • в родительном: деревни Ивановской, починка Петровскаго
      • в предложном: (в) деревне Ивановской, (в) починке Петровском.
      ОкругаВолостьРазряд ?

      Сословно-национальная принадлежность крестьян: черносошных, экономических, ланцов (ландмилицких), половников, ясашных (крестьян, татар, отяков, черемис), служилых, помещичьих и др.

      Разряд приведен согласно источнику, в основном, в родительном падеже.

      Текст, выделенный курсивом, взят из группирующего заголовка, итогов или определён по контексту.

      В отдельных случаях разряд восстановлен по данным ревизских сказок, в этом случае текст взят в [квадратные] скобки.

      Душ муж. пола ?По 5-й ревизии 1795 года.ДворовИсточник?Посмотреть сканы листов дела.
      0605021п.Урбеж Уржумская округаКичминская волостьясашных481, л. 205
      Источник: 1. ЦГАКО. Ф. 538. Оп. 22. Ед. хр. 48.

      Список населённых мест Вятской губернии 1859-1873 гг.

      НазваниеТипПоложениеУезд и станМестностьОт уезд. городаОт стан. кварт.ДворовМужчинЖенщинВсего жителейИнформация?Посмотреть скан документа
      15953Урбежпоч. каз.при рч. УрбежеУржумский уезд,
      Стан 2
      По левую сторону Яранской торговой дороги, из г. Уржума на Яранск861632174203377

      Книга Вятских родов

      «Книга Вятских родов» В. А. Старостина

      Реестр селений и жителей на 1891 год.

      Название селенияГуберния, Уезд, Волость, ОбществоПриходРекаСемейЖителейПромысел или занятие
      18727УрбежВятская губерния, Уржумский уезд,
      Кичминская волость, Кичминский район, Урбежское общество
      с. Кичма, Введенская ц.Урбеж → Кичма60318плотник
      Рода, число семей:
      Примечания:
      Для просмотра полной информации из «Книги Вятских Родов» щелкните по № селения.
      Значок - запись в «Живую Книгу Родов» (на сайте http://www.herzenlib.ru/kniga/)

      Материалы по статистике Вятской губернии. Подворная опись 1884-1893 гг.

      № (код)ТипНазваниеУездВолость, Общество (район)ДворовМуж. полаЖен. полаОбоего пола[-]Дополнительная информация (показать/скрыть)Источник?Посмотреть сканы страниц книги. В книге доступна дополнительная статистическая информация: возрастная структура населения, рабочая сила, грамотность, промыслы, скотоводство, земельные ресурсы, аренда и кредит, способы обработки земли. Объём информации отличается в зависимости от уезда.
      10030201деревняУрбежУржумский уездКичминская волость, Кичминский район58148174322[-]1, ч. II, отд. II, табл. 1, с. 15
      Сословие (разряд)
      Народность
      58148174322
      Источник: 1. Материалы по статистике Вятской губернии. Т. 2. Уржумский уезд. - Вятка, 1887.

      Список населённых мест Вятской губернии 1905 г.

      № (код)ТипНазваниеУездВолостьДворовМужчинЖенщинВсего жителейИсточник?
      101788деревняУрбежУржумский уездКичминская волость611521863381, л. 873 об.
      Источник: 1. ЦГАКО. Ф. 574. Оп. 2. Ед. хр. 617/10.

      Списки населённых мест по церковным приходам на конец XIX - начало XX вв.

      № (код)ТипНазваниеУездПриходГод
      385035деревняУрбежУржумский уезд
      3-й благочиннический округ
      с. Толмань, Иоанно-Богословская церковь1915
      По данным: Клировые ведомости за 1915 г. (ГАКО ф. 237, оп. 70, д. 1535)
      Справочник по составу приходов церквей Уржумского уезда на 1915 г. КОГКУ «ГАКО». Киров, 2012

      Список населённых мест Вятской губернии по переписи населения 1926 г.

      РодНазваниеУезд и волостьСельсоветРасст. до ВИККрест. хоз-вПроч. хоз-вВсего хоз-вМуж.Жен.ВсегоВ т.ч. мариПроч. нацмен.
      9-02-175дер.УрбежЯранский уезд,
      Кичминская волость
      Урбежский18,5 км67471144179323

      Списки населённых мест по материалам Всесоюзной переписи населения 1939 года

      № (код)ТипНазвание ?Названия нас. пунктов Кировской области приведены по источнику [1] и проверены по источникам [2], [3], [4] (фактически использованные источники указаны в примечаниях к каждому нас. пункту).
      Названия нас. пунктов Архангельской области приведены по источнику [5]. По исправленным ошибкам, опечаткам и разночтениям в источниках сделаны примечания.
      Нас. пункты, добавленные в списки по сведениям 1938 г., приведены без порядкового номера и отмечены знаком * после названия.
      РегионРайонСельсовет
      Наличное население по переписи 1939 г. ?Сведения приведены по источникам [1] и [5] (см. примечания). Для нас. пунктов, добавленных в списки по материалам 1938 г. (не включённых в итоги переписи 1939 г.), указаны прочерки. Некоторые из таких мест могли иметь население на момент переписи, но оно было учтено в составе других нас. пунктов.
      МужчинЖенщинОбоего пола
      Отдельно стоящие
      жилые строения (1938 г.) ?Сведения приведены по источнику [2].
      Сделанные в некоторых случаях исправления и дополнения по источникам [3] и [4] помещены в квадратные скобки [] либо явно помечены ссылкой на источник.
      В Кировском районе, где сведения по источнику [2] отсутствуют, они приведены по источнику [4].
      Строения, отмеченные знаком *, включены в итоги переписи как отдельные нас. пункты.
      Строения, отмеченные знаком **, в итоги переписи не включены, но добавлены в списки как отдельные нас. пункты по сведениям 1938 г. ([3] или [4]).
      Знак ? после * и ** означает неуверенность в сопоставлении нас. пункта и отд.-стоящ. жил. строения.
      [-]Ссылки на источники информации (показать/скрыть)
      1417211015деревняУрбежКировская областьКичминский районУрбежский с/с (ц.)153169322[-]
      Источники: [1, л. 211 ↗; 2, л. 365 ↗]
      Источники: 1. ЦГАКО. Ф. Р-2756. Оп. 1. Д. 46.; 2. ЦГАКО. Ф. Р-2344. Оп. 1. Д. 2303.

      Список населённых пунктов Кировской области на 01.01.1950 г.

      № (код)ТипНазваниеРайонСельсоветХозяйствНал.населениеПримечание ?Список сокращений:
    • колх. - колхозников
    • раб./сл. - рабочих и служащих
    • врем. прожив. - временно проживающих
    • единоличн. - единоличников
    • хоз-в - хозяйств
    • чел. - человек
    • колх.* - предположительно - колхозников (явно не указано в документе, но выделены другие категории)
    • Источник?
      181106УрбежКичминский районУрбежский сельсовет522151, л. 343
      Источник: 1. ЦГАКО. Ф. 2344. Оп. 27. Ед. хр. 635.

      Административно-территориальное деление Кировской области на 1 июня 1978 г.

      ТипНазваниеРайон или город обл. п.СельсоветРасст. до ц. с/с
      25084деревняУрбежПижанский районКазаковский сельсовет7

      Список населённых пунктов Кировской области по данным Всесоюзной переписи населения 1989 года

      № (код)Тип н.п.НазваниеРайонСельсовет
      Наличное население
      ВсегоМужчинЖенщин
      Постоянное население
      ВсегоМужчинЖенщин
      Категория населенияИсточник?
      300615деревняУрбежПижанский районКазаковский сельсовет692445692643сельское1, с. 151
      Источник: 1. Итоги Всесоюзной переписи населения 1989 года по Кировской области [Текст] : сб. Т. 3. Сельские населенные пункты / Госкомстат РСФСР, Киров. обл. упр. статистики. – Киров:, 1990. – 236 с.

      Административно-территориальное устройство Кировской области на 1 июня 1998 г.

      ТипНазваниеРайон или город обл. зн.ОкругРасст. до ц. округа
      26061деревняУрбежПижанский районКазаковский сельский округ7

      Всероссийская перепись населения 2002 года

      № (код)ТипНазваниеРегионРайонСельсоветМужчин и женщинМужчинЖенщинНациональность (%)Категория населенияИсточник
      33231820015деревняУрбежКировская областьПижанский районКазаковский сельский округ512328русские: 94 %сельское1, 2

      Всероссийская перепись населения 2010 года

      № (код)ТипНазваниеРегионРайонПоселениеМужчин и женщинМужчинЖенщинКатегория населения
      33231812026деревняУрбежКировская областьПижанский муниципальный районВойское сельское поселение1587сельское

      Государственный каталог географических названий (АГКГН)

      Реестр зарегистрированных в АГКГН географических названий объектов на 18.11.2010. Кировская область

      Рег. №Род объектаНазвание объектаАдминистративный район
      339768деревняУрбежПижанский район

      Общероссийский классификатор территорий муниципальных образований (ОКТМО) на 2020 год


      Персоналии из этого населённого пункта

        Комментарии

        Аватар пользователя Лидия1954

        Воспоминания о деревне
        Деревня же Урбёж существует с давних времен, но изменения в ней во всех отношениях произошли минимальные. Эта история охватывает д. Урбёж лет 80-85 тому назад. Пишет её жительница в возрасте 75 лет Жубрина Мария Михайловна – бывшая учительница начальной школы, ныне пенсионерка. Пишу из своих воспоминаний, а разговоров с родителями при их жизни, а о количестве домов в давние времена и о служителе в часовне с разговоров с ещё одной долгожительницей деревни Онучиной Прасковьей Лаврентьевной. Долгожителями деревни остались мы с ней .
        История названия деревни Урбёж нам не известна. Только были разговоры о том, что жители одной стороны деревни узнали о жизни людей на другом берегу речки по пению петухов. Это свидетельствует о разном времени заселения сторон домами, а может наличием большой растительности по берегам реки.
        На моей памяти в Урбёже было построено 39 деревянных домов на одной стороне, 32 деревянных домов на другой стороне. И того 71 дом. Сторона с большим количеством домов называется до сих пор большой стороной, а сторона с меньшим количеством называется до сих пор малой. Крыши домов были тесовые у тех, кто богаче. Средние крестьяне по экономнее, крыши под щётку. Из стогов ржи, уложённых рядами, хорошо выровненных и утрамбованных. Бедные же крыли крыши просто плоскими соломами, которую обвешивали деревянными висляками. Окна дома снаружи у богатого Жубрина Виталия Яковлева были украшены выточенными наличниками, у богатого Онучина Петра Герасимовича – резанными наличниками. Простые украшения были и у других домов. В некоторых старых домах до сих пор ещё висят обоконки, тоже с некоторым украшением. Например: дом Онучиной Зинаиды Владимировны- невестки крепкого жителя Онучина Ивана Михайловича. Хорошо жил и Жубрин Кузьма Яковлевич. У каждого до сих пор были надворные пространства для скота, для хранения зерна, баки, сараи, овины. Редкий житель не имел дома скота. Иж называли батраками. Всё население делилось на сословия: богатые, средние, бедняки, батраки. Население было преобладающие русское, только изредко солдаты привозили в жёны горожана или из других областей с разного от нашего разговора. Семьи были большими, средними не большими.
        В середине деревни на углу возле современного магазина стояла деревянная часовня. Службу в ней вёл религиозный житель деревни Дмитрий Антонович Онучин. Иногда приезжал и священник из Масканура. Служба проводилась по праздникам по просьбе граждан. В засушливое время летом молились прямо в поле, туда носили иконы, просили дождей. Такое моление называлось «сполье». В каждом доме в красном углу стояли иконы. Большинство населения было религиозное. По праздникам ходили молиться в село Масканур. На другом углу по той же через дорогу стояла деревянная постройка под названием «Пожарная». Там стояла готовая пожарная машина, которую могла везти лошадь, был и дежурный человек. В ночное время деревня охранялась двумя человеками по всей деревне были запружены пруды, воды в речке было достаточно, подъезды были к воде хорошие. Грунтовые дороги содержались в порядке, дорожным мастером был Седых Григорий Григорьевич. Человек небольшого роста, щупленький, носивший кирзовые сапоги. Походка этого человека была слышна даже в избы. Это был очень требовательный человек, которого все боялись. Дороги окашивались, ровнялись . Вдоль были прорыты канавы, а к каждому дому проложен мостик. С раннего утра и до позднего вечера у речки на берегу работала кузница и молотобойня. В кузнице работали династия кузнецов Жубриных . Это мой дед, отец, и два дяди. Жубрин Михаил Фёдорович с малых лет бегал со своим отцом Жубриным Фёдором Семеновичем. Вникал в кузнечное дело. Самостоятельно начал работать с 15- ти летнего возраста. Был хорошим кузнецом, помогал соседям в их нуждах: кому ведро, таз, кому умывальник, дойник смастерит. Кому подкует лошадь, сделает борону и т.д. Выполнял заказы и для Казаковской МТС. Работал председателем ревизионной комиссии. Награждён медалью «За доблестный труд в ВОВ 1941-1945 гг.». Ушёл из жизни на 67 – ом году жизни. Кузничная угольная пыль, жара летом, бухание молотом, стояние на ногах подорвали его здоровье. Жаль его до слёз.
        Два дяди, Данил и Алексей, тоже Жубрины, работали в Казаковской МТС . Как и дед, они были мастерами своего дела. Умерли тоже рано.
        Василий и Кузьма Жубрины имели ветряные мельницы. У Василия Яковлевича она была больше по объёму и стояла на возвышении большой улицы, Кузьмы Яковлевича – напротив маленькой улицы. Обе мельницы могли работать только в ветреную погоду , но достатке обеспечивали жителей деревни.
        Были в Урбёже два мастера – братья Тимофей и Григорий Онучины, они ремонтировали гармошки, делали самопрялки, пряхи. Оба хорошо играли на гармошке, особенно Григорий. Вот Данил Тимофеевич и Матвей Николаевич Жубрины слыли мастерами по вычинке овчин. Сплести из лозы лубню или морду для ловли рыбы для многих жителей деревни не составляло никакого труда. Также не многие сплести из липы лапти, подшивать валенки, подбивать к обуви подмётки. Были и свои пимокаты, но, к сожалению, их фамилии не помню. Но А. Л. Леухин был хорошим печником. Шили и одежду сами. Это М.Д. Жубрин, Е.Ф. Онучина ( моя тётя ), Е. М. Жубрина, Е.И .Куклина, М.М.Леухина, А.М.Жубрин и другие . А какими мастерицами были женщины! Как красиво они ткали , шили, вышивали, вязали! Особенно выделялись дочери Лаврентия Михайловича.
        На конце деревни была построена школа. Сначала детей учили в одном доме в Забурдаях. Учитель Люминарский Александр Николаевич на свои средства построил школу с тремя большими классными комнатами и большим коридором. Школа деревянная с красивой отделкой фасада здания, срезными наличниками. Крыша школы была покрыта железом. Александр Николаевич был холостым, держа прислугу. Звали её Пелагея. Она для него готовила, стирала, убирала комнаты. Для жизни у него был построен двухэтажный дом с чуланками и сенями. Жил он на первом этаже на втором принимал гостей. На уроках у него была хорошая дисциплина, учил три класса одновременно. Редко принимал к нарушителям порядка меры наказания, такие как стояние в углу, коленями на горох, удары линейкой по рукам. По субботам в школу приезжал священник из с. Масканур. Учили молитвы, закон Божий. Иногда Александр Николаевич сам ездил с ребятами в село Масканур. Он очень дружил со священником. Даже бельё ездил на лошади полоскать на чистый ключ в Масканур.
        Школьный учитель держал землю. Возле его дома был построен амбар для хранения зерна. Ещё один такой же амбар стоял в поле. Постройка была очень прочной, кованой. В настящее время сохранилось только здание школы. После закрытия школы в здании ещё долгое время были находились медпункт, почта, библиотека. Ученики стали ездить учиться в школу с. Казаково. В 1987 году была открыта школа на другом конце деревни. Учительницей была Зайцева Аполинария Яковлевна. Существовала она 2 года и была закрыта из-за малого количества детей.
        До революции 1917 года не все дети имели возможность учиться в школе. Мальчиков отдавали пасти скот, а девочек – в няньки. С детства приучали к домашним делам. Например, девочки должны были уметь прясть, мальчики работать с деревом. Много населения было малограмотного, были и совершенно безграмотные. После начальной школы учились только дети богатых людей. В Урбёже первыми из бедных с образованием 10 классов первыми были братья Онучины Иван Григорьевич и Михаил Григорьевич. Это отец Валентины Ивановны Наумовой , проживающей в деревне Малахово. Оба брата работали в Кичме в государственных учреждениях. В первые годы советской власти, когда была поставлена задача ликвидировать неграмотность, организовывались ликбезы. Ликбез - это пункт ликвидации безграмотности. Здесь учили читать и писать. Первой учительницей ликбеза была Онучина Евдокия Фёдоровна. Эта женщина была высокого роста, красивая, но в то же время очень скромная. Евдокия Фёдоровна была хорошей портнихой. Вместе с мужем они воспитали семерых детей. Первый сын – рабочий завода, второй – кузнец, третий – майор Советской Армии, четвёртый – комбайнёр, пятый – работник Министерства сельского хозяйства МАССР, шестой погиб по неосторожности в 7 лет и дочка – почтовый работник.
        Население до революции 1917 года и после неё занималось сельским хозяйством. Жили единолично, то есть каждый своим хозяйством. Земля делилась по душам, то есть по количеству едоков. Наделялись землёй, сенокосными угодьями. В своих хозяйствах имели лошадей. Работали с раннего утра до позднего вечера. Землю пахали сохами, позднее плугами, боронили, сеяли, убирали урожай. Хранили убранный урожай у себя дома, необмолоченный складывали в скирды. Жали серпами. Снопы с полей возили на телегах. Обмол снопов проводили руками, для этого имели молотилку. Сеяли рожь, овёс, ячмень, пшеницу, лён, картофель, горох, коноплю. Очень трудоёмкой работой был посев льна. Трудились очень старательно. В нужное время помогали друг другу. В личном хозяйстве имели скот.
        На огородах садили капусту, брюкву, лук, чеснок, морковь, свёклу и редьку. А такие культуры как помидоры, кабачки, баклажаны, укроп, петрушка, редис стали сажать позднее. Огород был большим подспорьем в хозяйстве.
        В 1929-1933 году начался период коллективизации. Трудная кампания. Нелегко было крестьянам отдавать в колхоз своих лошадей, постройки, сельхозинвентарь. Из увезённых у крестьян построек строили конные дворы, скотные фермы.
        Образовывали колхозы. Колхоз имел названия «Прогресс», «Имени Горького», «Восходо». Председателями были Бусыгин Павел Иванович, Онучин Данил Фёдорович, Михеев Аркадий Васильевич и другие.
        На фермах работали специалисты сельского хозяйства: зоотехники, ветеринары, работники. Были оформлены красные уголки с наглядной информацией. Выпускались стенгазеты и листки «Молния». Часто собирались на общие собрания на общее собрания, где указывалось на недостатки в работе, обсуждались результаты труда, намечались задачи на будущее. На работу в дальние поля ездили на лошадях с песнями. Постепенно укреплялась дружба между людми., менялись взгляды по отношению к общественной собственности, выробатывался коллективизм. Хорошо крестьяне умели и отдохнуть, особенно в праздники. На Рождество играли в жмурки, в карты, гадали. На Масленницу катались на ряженных лошадях на лыжах, на санках, коньках. Ели блины, рыбу, сыр.. На Асху качались на деревянных качелях,на верёвочных качелях, веселились вокруг качелей с гармошкой. Летом устраивались гуляние на Петров день (12 июня), зимой вечеринки. Народу собиралось очень много. Запомниллись заядлые плясуньи: Маруся и Вера. Всегда плясмсали в паре поочерёдно перепевались. Не отставали от них и валя Онучина, Зоя Жубрина. Из мужчин хочу отметить Жубрина Михаила Фёдоровича, Оучина Леонида Андреевича. Было много и других имён. Например Иван. Правда он был немым. Рос он коренастым мальчуганом, здоровый, румяный. Так смешно по-своему пел и так старательно отбивал дроби! Всем было смешно и в тоже время жаль его, что природа не наделила его речью. На ребное воскресенье в дома приносили распустившие веточки вербы. Ставили их на поки рядом с иконой. На Троицу приносили в каждый дом ветки берёзы.. женщины водили хороводы и пели разные песни. На вечорках играли «Сталичек», «Комаринску», пели частушки под гармошку. Случалось и непредвиденное: женихи крали невест прямо с вечорки.

        22 июня 1941 года. Воскресенье . 4 утра. Началась Великая отечественная война с фашисткой Германией. Какое страшное слово «война». Все встревожены. Как это так. Подписан акт о ненападении и вдруг? Нахлынуло горе. Печаль. Начались отправки на фронт. Сколько было горе у матерей. Жён, детей, родителей, сестёр! Часто приходили похоронные известия о гибели, без вести пропавших, смерти от ран и болезней, обморожений, нонтузий, попавших в плен и не вернувшихся из него,
        Женщины взяли на плечи всю тяжесть по обеспечению фронта, воспитанию детей, содержанию стариков, ведению своего хозяйства. 1418 дней и ночей длился этот кошмар. Из ушедших на фронт вернулось только 10. Остались лежать на полях сражения 36 урбёжских мужчин.
        В военные годы отличились многие мужчины нашей деревни. Особенно хотелось бы выделить Жубрина Андрея Михайловича. Он ушёл на фронт 9 декабря 1942 года. На тот момент ему было 49 лет. Работал он почтальоном отдела обратной связи. В период наступательных операций нашей армии в мае 1943 года за чёткое и добросовестное выполнение приказаний был награждён медалью «За боевые заслуги». А в бою при взятии станции Касторно Орловской области был послан со срочным пакетом в штаб фронта. При выполнении задания был ранен но доставил пакет в срок. За отличное выполнение задания был награждён медалью «За отвагу».
        Отважным красноармейцем был и Смоленцев Михаил Николаевич 1904 года рождения. В ряды Красной Армии был призван в 1942 году. 24 марта 1944 года Смоленцев проявил смелость, находчивость и отвагу при форсировании реки Днестр в районе деревни Прилипчи. Он первым переправился на правый берег под обстрелом авиации. Затем перевозил других бойцов. За проявленное мужество гв. старшина Смоленцев М.Н. представлен к награде «Орден Славы III степени». 22 января 1945 года в боях за населённый пункт Ванчица гв. старшина Смоленцев, несмотря на сильный пулемётный огонь, подобрался к дому, в котором засела группа немцев. Они вели огонь по нашей пехоте. Михаил Николаевич бросил в окно гранату и пулемёт умолк. Немцы выскочили из дома и бросились бежать. Гв. старшина открыл огонь из автомата уничтожив при этом десять немецких солдат в том числе двух офицеров. За этот подвиг Смоленцев награждён Орденом Красной Звезды.
        Кулигин Василий Фёдорович 1917 года рождения в боях с немецким захватчиком на Центральном фронте в июле 1941 года получил тяжёлое ранение в правое плечо. После выздоровления был уволен в запас. Но в конце 1944 года он добровольцем снова отправился на фронт. 4 мая 1945 года с составе 8 Мотоударной бригаде 1 Белорусского фронта начался бой с немцами. Кулигин был ранен в левый глаз, но продолжил бой до прибытия подкрепления. Был награждён медалью «За Отвагу».
        Какой же был дружный тогда народ,
        К защите Отечества был всегда готов,
        В результате врага победили
        И жизнь от фашизма мы сохранили.
        Материал взят из книги «Земля без людей…заброшенные деревни». Издательство МКУК «Пижанская ЦБС» Войская сельская библиотека

        Аватар пользователя osokins

        1811 273-71-803 стр.954

        отставной солдат Михеев Яков Емельянов,60

        Аватар пользователя osokins

        1811 237-71-803 стр984 деревня Урбеж

        Онучины Афанасий и Кондрат,77 Федоровы, Косьма,Василий,Филип (дети)

        Аватар пользователя osokins

        1719 350-2-1081 стр170

        сотника Исенгулки Эшпаева починок к Курбе:

        (русские люди) Онучин Фома Иванов,44, сын Андрей,6

        Наименование в начале 17в звучало как "сотника Исенгулки Эшпаева починок Ккурбе ж" - от названия реки Курбы, но каверкалось и в итоге две "к" затерлись, получился Урбеж.

        Аватар пользователя Дмитро

        Алёна, этот починок - не Урбеж, а Онучина с близлежащими - анализ семей этого починка.

        Этот Фома - сын Ивана Астафьева - родоначальника онучинских Онучиных.

        Урбежские Онучины идут от Харитона Астафьева вероятнее всего.