Малый Ляждур (Изи Лаждур, Нижний Ляждур)

Тип: деревня
Статус: существующий н.п.

Деревня МАЛЫЙ ЛЯЖДУР (ИЗИ ЛАЖДУР, НИЖНИЙ ЛЯЖДУР)
 
Деревня Малый Ляждур находится по берегам реки Лаж на расстоянии 0,5 км от центра сельской администрации, деревни Большой Ляждур, в восточном направлении.

По рассказам старожилов деревня была образована во второй половине XIX века. Здесь в период крестьянской войны Емельяна Пугачева обосновались два русских беглых брата Кудияр и Алдияр. Вскоре они женились на двух марийских девушках, а после крещения получили фамилии Липатниковы и Березины. В основном Малый Ляждур образовался из этих двух родов.

В XIX веке в деревне Малый Ляждур обосновались семьи Шулеповых, Юнусовых из Кировской области.

В 1859 году деревня Малый Ляждур состояла из 14 дворов, в ней проживали 35 мужчин и 44 женщины. Деревня была полностью марийской, за ней было закреплено 195,3 десятины удобной земли. В хозяйствах жители держали 23 лошади и 23 коровы, 68 голов мелкого скота. Входила деревня в состав Сернурской волости Черемисско-Олминского района Уржумского уезда Вятской губернии.

Вера была христианская православная и языческая. Деревня относилась к приходу Петропавловской церкви села Юледур. Языческие обряды проводили в святой роще кусото, которая находилась рядом с деревней на правом берегу реки Лаж. Мольбище сохранилось до наших времен.

В деревне была водяная мельница, плотина находилась выше по течению реки, вода на мельницу лилась по специальной земляной канаве.

В 1933 году в деревне проживало 105 человек. В 1935 году крестьяне организовали колхоз "15 лет Октября", в него вошло 21 хозяйство. В 1943 году председателем колхоза работал М.М. Березин. В колхозе имелись мельница, кузница, 7 конных плугов, 5 борон, сенокосилка, жатки, молотилки, 8 саней. В хозяйстве держали 17 лошадей, 20 коров, 18 свиней, 45 овец, птицу.

В годы Великой Отечественной войны на фронт было призвано 30 человек. 16 из них погибли или пропали без вести, из 14 вернувшихся половина была с ранениями.

В 1960 году в деревне Малый Ляждур было 20 хозяйств, проживало 100 человек. В деревне было 23 головы крупного рогатого скота, 39 голов коз, овец и свиней.

На 1 января 2005 года в деревне Малый Ляждур было 24 дома, проживало 102 человека. Дома в основном кирпичные, крытые железом и шифером. В каждом доме имеются телевизоры, бытовая техника, у 12 хозяев проведен телефон. Жители пользуются привозным газом. В личных подворьях граждан имеются 5 машин и 2 трактора. Улицы деревни Малый Ляждур не асфальтированные.

Дети учатся в Большеляждурской основной и Юледурской средней школах. За медицинской помощью жители обращаются в Большеляждурский фельдшерский пункт.

Уроженцем деревни является полковник запаса НКВД Липатников Лаврентий Александрович, работал в городе Йошкар-Ола, участник Великой Отечественной войны.
Источник: http://www.12rus.ru/List/25/1078/

Местоположение:
Старые карты
  • Подробные
  • Обзорные
    ?

      Книга Вятских родов

      «Книга Вятских родов» В.А.Старостина

      Реестр селений и жителей на 1891 год
      Название селенияГуберния, Уезд, Волость, ОбществоПриходРекаСемейЖителейПромысел или занятие
      19966Ляждур ниж.Вятская губерния, Уржумский уезд,
      Сернурская волость, Черемисско-Олминский район
      н/дн/д1679н/д
      Рода, число семей:
      Нет — 16
      Примечания:
      Для просмотра полной информации из «Книги Вятских Родов» щелкните по № селения.

      Список населённых мест Вятской губернии 1905 г.

      № (код)ТипНазваниеУездВолостьДворовМужчинЖенщинВсего жителейИсточник?
      101619деревняНижний ЛяждурУржумский уездСернурская волость164950991, л. 868 об.
      Источник: 1. Списки населенных мест Уржумского уезда за 1905 год // ЦГАКО. Ф. 574. Оп. 2. Ед. хр. 617/10.

      Списки населённых мест по церковным приходам на конец XIX - начало XX вв.

      № (код)ТипНазваниеУездПриходГод
      388015деревняНижний ЛяждурУржумский уезд
      3-й благочиннический округ
      с. Юледур, Петропавловская церковь1915
      По данным: Клировые ведомости за 1915 г. (ГАКО ф. 237, оп. 70, д. 1535)
      Справочник по составу приходов церквей Уржумского уезда на 1915 г. КОГКУ «ГАКО». Киров, 2012

      Административно-территориальное деление Марийской АССР

      № (код)ДатаТип н.п.Название н.п.РайонДо РЦ, кмСельсоветДо ц. С/С, кмБлиж. ж/д ст., кмКолхоз / преобл. национальность
      5208020201.05.1952деревняНижний ЛяждурКуженерский район27Больше-Ляждурский сельсовет1«Большевик»
      5508010201.04.1955деревняНижний ЛяждурКуженерский район27Больше-Ляждурский сельсовет1«Большевик»
      6905010301.05.1969деревняМалый Ляждур (Изи Лаждӱр)Куженерский район24Большеляждурский сельсовет1Йошкар-Ола96марийцы
      7405010301.01.1974деревняМалый ЛяждурКуженерский район24Большеляждурский сельсовет1Йошкар-Ола97марийцы
      7805020301.01.1978деревняМалый ЛяждурКуженерский район24Большеляждурский сельсовет1Йошкар-Ола97марийцы
      8605020301.01.1986деревняМалый Ляждур (Изи Лаждӱр)Куженерский район24Большеляждурский сельсовет1Йошкар-Ола97марийцы

      Всероссийская перепись населения 2002 года

      № (код)ТипНазваниеРегионРайонСельсоветМужчин и женщинМужчинЖенщинНациональность (%)Категория населенияИсточник
      88220810003деревняМалый ЛяждурРеспублика Марий ЭлКуженерский районБольшеляждурский сельсовет904842марийцы: 99 %сельское1; 2

      Всероссийская перепись населения 2010 года

      № (код)ТипНазваниеРегионРайонПоселениеМужчин и женщинМужчинЖенщинКатегория населения
      88220890012деревняМалый ЛяждурРеспублика Марий ЭлКуженерский муниципальный районЮледурское сельское поселение975839сельское

      Общероссийский классификатор территорий муниципальных образований (ОКТМО) на 2020 год

      Источник: 1. Общероссийский классификатор территорий муниципальных образований (ОКТМО) // Федеральная служба государственной статистики.

      Персоналии из этого населённого пункта

      Комментарии

      Аватар пользователя fits

      Деревня основана, как здесь пишется, во второй половине 19 века. А Пугачевское восстание было во второй половине 18 века. И где в этот промежуток времени плутали Кудияр и Алдияр?  По "Книге Вятских родов" на 1891 год в деревне не было ни одного рода, т.е. проживало 16 семей некрещеных марийцев... И никаких упоминаний про Липатниковых и Березиных... Скорее всего фамилии появились уже в самом начале 20 века...

      Информации очень мало про основание деревни. Тем более про Алдияра и Кудияра.  Буквально крупицы. Но историк, Михеев Валерий Павлович, тоже считал, что Малый Ляждур образован именно беглыми пугачовцами: http://www.marpravda.ru/news/society/pensioner-miheev/?sphrase_id=1591271 

      Аватар пользователя fits

      Нужно предоставить простые факты, тогда можно о чем-то и поговорить...

      То. что Вы считаете, или я считаю, или уважаемый Валерий Павлович считает, это же

      не история, а досужие домыслы... История требует хоть какой-то документ, подтверждающий высказывания. А если пока его нет, то нужно оставить все, как есть. Тем более. что в списке населенных мест Вятской губернии по сведениям 1859-1873 годов деревня не числится, хотя окружающие деревни, как Среднеторешкибарская д., Малая Олма, Ляждурская д(Большой Ляждур), Нижненольдурская д., в списке присутствуют...

      Представьте, Вы беглый пугачевский бунтарь. Вы ищите спасение от виселицы и скрываетесь в лесах луговой марийской стороны. У Вас есть желание совершить какие то регистрационные действия с государством? Врядь ли. Поэтому, скорее всего, это останется "досужыми домыслами" из рассказов старожилов. 

      Аватар пользователя fits

      Серега, по поводу регистрационных действий я спорить не буду... Скажу лишь, что если в километре от места проживания беглого есть три деревни, а в пяти километрах две церкви, то в любом случае это обнаружится... Если хочешь думать, что фамилии Березины и Липатниковы - это потомки Алдияра и Кудияра, ради Бога, я и спорить не буду, пожалуйста... Но еще раз повторюсь, на 1891 год в деревне нет ни одного рода... ни одной фамилии... Могу допустить, что произошла ошибка... В таком случае, надо эту ошибку исправить... Делов-то... Так что, дерзай, Серега...ищи... Буду очень рад, если ты найдешь документы, свидетельствующие о происхождении деревни и фамилий в ней.

      Аватар пользователя vbob

      Тем более. что в списке населенных мест Вятской губернии по сведениям 1859-1873 годов деревня не числится

      Очевидно, она по каким по причинам была пропущена. В 10 ревизии она есть.

      Кстати, в этом списке (1859-1873) и по Б. Ляждуру странные цифры - 10 дворов и 195 жителей, хотя по результатам 10 ревизии было: " В 1859 году деревня Большой Ляждур состояла из 3 русских и 26 марийских дворов, в ней проживало 185 человек", соответственно "в 1859 году деревня Малый Ляждур состояла из 14 дворов, в ней проживали 35 мужчин и 44 женщины. "

      Аватар пользователя vbob

      По "Книге Вятских родов" на 1891 год в деревне не было ни одного рода, т.е. проживало 16 семей некрещеных марийцев...

      Спорное утверждение. Отсутствие фамилий не говорит о том, что жители были некрещёные, бесфамильные - да. Надо метрики села Юледур смотреть, наверняка есть записи о жителях этой деревни и ранее 1891 года.

      Также и в выписке из 12-томника указывается на это: " Вера была христианская православная и языческая. Деревня относилась к приходу Петропавловской церкви села Юледур"

      Аватар пользователя fits

      Очевидно, она по каким по причинам была пропущена. В 10 ревизии она есть.

      Если есть упоминание  в 10 ревизии, пожалуйста, отредактируйте информацию выше и выложите все имеющиеся материалы... Тогда и вопросы будут сняты. А то выложили сочинения, ничем не подкрепленные... Я же не против...просто когда пишут откровенную чушь, то это вызывает раздражение, а по поводу 12-томника я уже высказывался, как происходил сбор материалов...