Анекдоты от вятчанах

1. Вятчане - слепороды (ротозеи), "вятская ворона".
Вячькой слепень наехал на пень, да и кричит:
 - Своротитё!

2. Медвежатники вели медведя, а слепороды подумали, что иконы несут.
 - Эй, будё, Ванчё, полезай на каланчё: будё Богородичю ведут!
Ванчё смотрит вдаль, а потом кричит вниз:
 - В енотовой шубе, да и кольчё в губе!
Да и давай звонить во все колокола.

3. Вятчане - толоконники. "Вятчане, где-то недалеко от города Котельнича, хлебали на реке Вятке толокно. Дело было так. Шел зимою по реке Вятке прохожий хлын (хлыновчанин - Е.В.), в сером азяме. Шел он из города Вятки. А было это в то время, когда город Вятка назывался Хлыновым. И вот вздумал хлын пообедать. Для этого он тут же на льду, вблизи проруби, выдолбил ножом ямку (колужинку), наподобие чашки, и своей "рукавичей зачерпнул из проруби водичи", которой и наполнил ямку; насыпал затем "толоконча", разболтал и, прикусывая ярушником, хлебал толокно.О ту пору ехали мимо мужики, везли толокно. Завидев земляка, извозчики остановились.
 - Щё, дядя, поделываешь?.. Ликося, толокончё хлебаешь? Хлеб да соль!
 - Милости прошаем, - ответил серый азям, а сам знай ложкой только "зафуфыривает".
 Разманил азям извозчиков, сняли они свои "малахаи" и почесали затылки. Им тоже захотелось "толоконча". Но их была целая артель, а, стало быть, и чашка должна быть большая; однако они не задумались. Не долго думая, они всыпали в прорубь целый мешок толокна, благо ложки у каждого были, разболтали кнутовищем и попробовали хлебнуть, но хлебать было нечего: толокно пошло ко дну. Тогда они всыпали другой мешок, который также пошел ко дну. А хлын в азяме в это время покончил со своим толокном, снял шапку и помолился на восток.
 - Кма ли высыпали? - спрашивает он.
 - Два мешка, - ответили мужики, почесывая затылки.
 - Ликося, какова мерека ухлопали, - сказал азям и пошел своей дорогой.
 Долго толковали извозчики, как быть, и один из них, недолго думая, взявши ложку, нырнул в прорубь.
 - А ведь он один там толокно-то слачет, - решили мужики, и, взяв ложки, один за другим нырнули в прорубь..."

4. Вятчане поросёнка на наседала (на насест) сажали:
 - Чепись, чепись, не то падёшь! Курича о двух ногах, да чепиччя...

5. Вятчане колокол из лыка плели. "Щё это он не звонит: шлык да шлык?!" - А он сшит из лык. - Давай дальше за веревку дергать. Колокол с колокольни упал, да на крапиве повис.

6. Вятчане пришли в Казань и дивятся на высокую колокольню.
 - Больно колокольнича-то высока! Как это хрест-от воткнули? - недоумевает один.
 Другой отвечает:
 - Как воткнули: колокольничу-то нагнули, да хрест-от и воткнули. Отпустили, она и сбрындила!

7. Вятчане всемером стреляли из ружья, купленного вскладчину. Все взялись - кто за приклад, кто за дуло. Одному места держаться не хватило, он промолвил: "Чать, и моя денежка не щербата!" и засунул палец в дуло.

8. Попали вятчане в Москву. Пришли в Кремль. Смотрят на Ивана Великого. "Эсколь-от баска колокольнича!" Задумали перетащить Ивана Великого к себе в деревню. Обмотали веревками и потащили; а когда при этом лапти у них скользили по льду Москва-реки, они весело покрикивали: "Подаетча, братчи, подаетча! Понатужь крепчае!"

9. "Был вятчанин в Казани. Захотелось ему купить сахару. Зашел в лавку, а как сахар-то звать, и забыл. Объяснял, объяснял, но все-таки его поняли неладно и дали вместо сахара стеариновую свечу. Мужик думает, что это и есть сахар, грызет, грызет: "Мяхко, а не кусацця?!" После наш Ваньчё всё и вспоминал про Казань: "Да щё это у них, в Казани-ту, и за сахар! Ись ево неловко, в серодках - веровка!"

10. Вятчане корову обули. Перед тем, как зимой украсть корову, одели ей на копыта лапти - чтобы замести следы.

11. Слобожане (жители города Слободского Вятской губернии) - грободеры, или жидокопы. Один слобожанин будто бы откопал труп еврея, полагая, что евреев хоронят с деньгами.

12. Они же, слобожане - мертвокрады. Будто бы в Слободском в старину был такой случай. "К ограде Екатерининской церкви была привязана лошадь с санями. Это подгородный крестьянин привез хоронить маленького покойника, гроб с которым и находился в санях под рогожей. Местный конокрад думал, что тут лежит добро получше и, пока мужичок ходил по духовным, не долго думая, сел в сани и был таков. Пришли хоронить покойника, - ан его и след простыл... Только на другой день нашли где-то на дороге гроб с покойником, а лошадь с санями так и не нашли..."

13. Молотниковские турки.
"В последнюю русско-турецкую войну, в окрестностях села Молотникова (что неподалеку от города Котельнича), в июле месяце, во время страды проходили рабочие с какого-то завода в числе 50-100 человек. Зайдя по пути в деревню, они попросились ночевать, на что последовал отказ. Рабочие повторили свою просьбу и между прочим сказали, что де "мы ведь не турки". Услышав страшное имя "турки", оставшиеся домовничать старики и дети поняли дело так, что прохожие и есть турки; побежали в поле, где работали остальные члены семейств, и сообщили там, что в деревню пришли турки.  Известие это произвело всеобщую панику. Все побросали свою работу и собрались в деревню. Турок не находили. Но известно, что "у страха глаза велики": началось поголовное бегство крестьян и вооружение орудиями крестьянского инвентаря, ввиду неожиданно появившегося неприятеля. Были даже случаи самоотверженного патриотизма. Рассказывают, как один крестьянин, приехав с мельницы с возом муки и узнав о нашествии неприятеля, рассыпал свою муку по улице, схватил топор и с криком: "Ну, мой Бурко, не доставайся туркам!" зарубил свою лошадь..."

14. Идет Первая Мировая война. Взрывается снаряд. Воронка. В нее прыгает русский солдат. Взрывы продолжаются. В ту же воронку прыгает другой русский солдат. Закурили.
 - Ты откуда родом?
 - Да я с Вятки.
 - И я с Вятки!
 - Это ж надо, а! Война - мировая, а воюют одни вятские!

15. Приходит уроженка Ярославля на прием к врачу ("к фершалу") в Кирове. Врач что-то пишет и, не отрываясь от бумаг, говорит строго:
 - Разбалакайся*.
 "Я понять не могу - что он сказал? Наверное: "Располагайся". Ага, ну села, значит, на стул, сижу. Он - опять:
 - Разбалакайся!
Ну я думаю: "Он, поди, не заметил, что я уже сижу?" И говорю:
 - Спасибо, я уж села.
 - Что сидишь?! Одежду снимай!"
* Разбалакаться  - по-вятски: снимать одежду, от "разоблачаться".

1. Ванька с Мишкой собрались в Москву съездить, ни разу не бывали. Запрягли лошадь вот, взяли с собой борща кормова, поехали. Сутки едут, двое, трое на лошади. Захватило их, ночевать надо. Разговаривают. "А нади, - Ванька говорит, - чтобы дорогу-то на Москву не потерять, оглобли-то ставить прямо по направлению Москвы". Там подслушали их вот и ночью оглобли и развернули назад. И опять назад едут, едут. Ночью подъезжают к Вятке. Ванька: "Москва-то чё-то на нашу Вятку, - грит, - похожа"...

2.
 - Откуда ты?
 - Я-то?
 - Я больше не спрашиваю: значит, вятский.

3. Возвращающийся на родину со службы солдат попросился к одной хозяйке переночевать, однако из-за неожиданного возвращения мужа вынужден был спрятаться в подполье, где себе в сумку хлеба, сала битком набил. Затем, набравшись храбрости, солдат поднял головой западню подполья, высунул оттуда в избу голову и говорит:
 - Хозяин! А хозяин! Скажи мне, как попасть в Вятску губернию?
Опешивший хозяин указал солдату такой путь: "Из подполья по избе в дверь. Там через двор в огород. Из огорода в лес и прямо в Вятску губернию". После чего пришедшему к нему соседу в раздумье сказал: "Вот двадцать лет уж как живу в этой избе и не знал, что через мою избу дорога в Вятску губернию!"

4. Мы, вятские - хватские, с пола не падаем.

5. На баничи трава выросла. Ее как-то надо было скосить. Вот вятские думали, думали: "Давай корову подтягивай, она съест там ее". Корова на валиках едет. Вятские! Тхой, вятские!

6. Шли из Вятской губернии двое ходоков. А в Сибири раньше жили все ссыльные. Вот выходят из тайги и начинают одного лупить, потом другого:
 - А что, Ванька, хорошо, что мы с тобой вдвоем! Тебя бьют, а я отдыхаю. Меня бьют, ты отдыхаешь. Если бы одного, до смерти бы забили.

7. Шли человек семь ходоков тоже из Вятской губернии. Выскочил из лесу им навстречу один мужик. Говорит:
 - Стой! Выкладывай, у кого есть деньги.
 Ну, оне выложили деньги. Он забрал их и ушел.
 - Вот, - говорят, - трус какой. Деньги забрал, а тронуть побоялся.

8. Ну вот. Едут вятские, на телеге сидят. Вот. Лесные люди вышли, разбойники. Лошадь выпрягают - молчат, сидят. Забрали и увели. "Хорошо, что, - говорят, - они оглобли не взяли, а то бы мы им дали!" От вятский народ такой - простодырый.

9. Вятские - мужики хватские:
   Семеро одного не боятся.
   Семь стоят на возу,
   Один кидает внизу,
   И кричат: "Не заваливай!"

10. Стали мужики через Вятку переплывать. На бревне уселись, а ноги в лаптях связали внизу, чтобы не соскользнуть, да и перевернулись. Их другие мужики увидали и говорят: "Надо же! Еще отплыть не успели, а уж лапти сушат".

11. У нас в Котельниче четыре мельничи: паровича, водянича, ветрянича и электрича.

12. У Котельнича три мельничи стоят -
     Водянича, паровича да и ветрянича:
     В водяниче мелят гречу,
     В паровиче мелят рожь,
     А на водяниче чего надо, то и хошь.

13.
 - Ванькё, спугни воробья-тё, сел на мачту, баржа-тё потонёт.

1, 2, 4, 5, 8, 9, 10, 11, 12 - История Вятского края в преданиях, легендах и песнях. М., 2006.
3, 6, 7, 13 - В. Семибратов. Трифонова обитель. Киров, 1999.

Комментарии

Аватар пользователя Иван Зыков

Интересно! Правда некоторое из написанного уже и не смешно, но интересно читается.

Аватар пользователя Lex

Иван, это всё конец 19 века, юмор другой был, меня лично про толокно повеселило. А ведь и я толоконник тоже толокно с молоком ел - вкусно!!! Особенно как пробегаешся и проголодаешся. А вы Иван наверное и не едали? Толокно то сейчас захочешь, да наверное не найдёшь.

Аватар пользователя Иван Зыков

Я очень любил в детстве толокно с молоком!

Аватар пользователя Efrema

Толокно - это же овсянка?

Аватар пользователя татива

Толокно продают в магазинах, при желании можно найти. А я в детстве ела его с квасом, так бабушка научила. Великая она была мастерица квас варить! 

Толокно́ — мука из зёрен овса или ячменя, которые предварительно пропариваются, высушиваются, обжариваются, очищаются и толкутся. Технология изготовления толокна отражена в названии (от слова «толочь»).

Аватар пользователя Lex

Ой того бы квасу который моя тетушка покойная варила..... из ингридиентов помню помимо известных: паренки свекольные, хмель и мята, причём свежая и пучек на 2-х ведерную бутыль. А закваска сперва в печи готовилась, а потом ещё сутки на печи.

Аватар пользователя татива

Как Ванька с Мишкой в Москву ездили... Окончание "Москва-то матушка, что наша Вятушка!"

Аватар пользователя Родыгина Анна
Мы вятские - мужики хватские, когда семеро с ложкой, мы с поварежкой
 
Аватар пользователя Родыгина Анна
А мы, вятские, робяты хватские: и часы могем, да топор не влазит. (из собрания братьев Смирновых), http://www.nolinsk.com/news/anekdoty_pogovorki_o_vjatskikh/2015-01-10-30
 
 
Аватар пользователя Родыгина Анна

 - Ваньчё! Скажи моей кобыле: тпру!
 - А сам отьще?
 - Да у меня в роту-ту кроха!
 - Так положь в шляпу!
 -  Так не полезёть!      («Народные присловья и анекдоты о русскихъ жителяхъ Вятской губерніи». Д.Зеленинъ. 1904г.). 

Аватар пользователя Родыгина Анна

      Приехал в Казань из Вятки извозчик Ерёха. На постоялом дворе. Наступила ночь. Ерёха вместе с другими извозчиками залез на верхние нары, где улёгся на краю. Извозчики стали его толкать и прижали почти к самой стене. Ерёма всё подвигался, а потом остановился и сказал:

     - Хоть убейте, а не двинусь.

     - Подвинься! – говорит ему вязниковский извозчик.

     - Кто? Я-ту?

     - Да, ты-ту, вятское толокно.

     - Ни за щё!

     - Почему?

     - А потому. Тутотка не послано.

     - Не послано, - ворчал вязниковец, и забрав своё изголовье, перевалился через Ерёму к стене. И упал на нижния нары, так как верхния до стены не досланы были.

     - Обманул, слепород! – ругался опомнившийся вязниковец.

     - Я щё, я говорил, что до стены не послано, а ты не поверил.  

 («Народныя присловья и анекдоты о русскихъ жителяхъ Вятской губерніи». Д.Зеленинъ. 1904г.). 

Аватар пользователя Родыгина Анна

Аватар пользователя Павел Коркин

Прежние времена. Построили новобранцев.

- Русские есть?

- Есть!

- Татары есть?

- Есть!

- Черемиса есть?

- Есть!

- Иностранцы есть?

- Кто такие?

- Вятские!