Описание раскола, существующего в приходе Тихви-Богородицкой церкви села Паздер
III – го Благочинического округа Сарапульского уезда Вятской губернии. 1902 год.
ЦГА УР ф.245, о.1, д.4207. л.319-321.
1-е
[л.319]Раскольники проживающие в приходе села Паздер Сарапульского уезда, принадлежат к поповской секте называемой здесь часовенной.
Время возникновения этой секты в приходе с точностью не известно. Предки раскольников обратились в раскол в половине XVIII столетия ещё до основания села [т.е. постройки в деревне храма. Н.Л.].
Основателем секты был, по преданию самих раскольников, беглый поп Семён, пришедший сюда из Иргиза в 1740 или в 1750 году, и положивший начало поповской секты, впервые в деревне Перевозной, Паздеринского прихода. Отсюда раскол распространился и по окрестным деревням. После Семёна распространяли и утверждали секту тоже выходцы с Иргиза, из которых известен уже последний беглый поп Иларий, проживавший в селе Июльском в 50 –х годах прошлого столетия.
Что касается численности секты в разное время то при основании села в 1800 году, как видно из Духовных росписей за этот год, раскольников в этом приходе уже было 109 человек мужеска пола и 115 женска. В 1813 году, когда к Паздеринскому приходу были причислены некоторые селения, ныне входящие в состав приходов [л.319 об.] Июльского – починок Июльский и Светлянского – поч. на р. Черной и Сушинский, раскольников насчитывается 394 муж. и 439 жен. Почти столько же их было в половине 19 столетия, именно 352 муж. и 415 жен.(Дух. Роспись за 1851 год). С открытием же приходов Июльского и Светлянского число их уменьшилось, в 1874 году раскольников насчитывается только 49 муж. пола и 38 жен. В настоящее же время их всего в приходе 23 муж. и 21 женска.
Главные деятели у раскольников Паздеринского прихода в настоящее время проживают в соседних приходах, например в единоверческом приходе села Перевозное где известен крестьянин села Перевозина Ефим Ложкин. О поборах таковых лиц с раскольников нам известно, и своими действиями они большого влияния на раскольников не оказывают.
II Учение раскольников
Раскольники Паздеринского прихода содержат нам известное учение, свойственное поповской секте. Склонность к рационалистическому учению у них ни в чем не замечена.
III Богослужение
Богослужение равно как и совершение некоторых треб преимущественно крещения и погребения совершается у раскольников как прежде, так и теперь особенными лицами, избираемыми для сего из среды самих же раскольников. Лица эти именуются у них наставниками. [л. 320] и, попросту попами. Лжепопов, лжедиаконов и лжеархиереев нет. Совершают свое богослужение раскольники в обыкновенных своих избах, только более просторных чистых, которыя называются моленными. Да и большого уважения к своим моленным раскольники не имеют. Так например один богатый раскольник деревни Перевозной, в доме которого долгое время была моленная, с введением в Вятской губернии винной монополии открыл в этой моленной казенную винную лавку. Ни каких украшений в этих моленных, кроме икон, не замечается. Временем для совершения богослужения служит воскресные и праздничные дни. Пышности в совершении его никакой нет. Поют в нос и притом все, кто может. Читают также в нос и на распев. Хоров не существует. Совершения богослужения не скрывают, но намеренно и не оказывают.
IV Состояние просвещения
Грамотные у раскольников Паздеринского прихода есть почти в каждом селении, но лиц получивших какое либо специальное образование, между ними нет. Своих детей они посылают во всякие школы, какие только существуют близко к месту их жительства. Своих же школ не имеют. За книгами для чтения обращаются в библиотеку Паздеринской церкви и особенно любят читать жития Святых.
[л. 320 об.]
V Жизнь раскольников
Раскольники в жизни ведут себя также , как и православные . Особенной строгости в жизни у них незаметно. Аскетов и вообще лиц ведущих подвижническую жизнь нет. Монастырей и скитов также нет. Особенных пороков не заметно. Ненависти к православной Церкви раскольники не имеют. К духовенству отноcятся почтительно, при встречах, например снимают шапки и кланяются. В беседы с православными о вере вступают охотно.
Враждебных отношений к политическому строю р[…]кой жизни не имеют и власти Царя и молитвы за Него не отрицают, равно как не отвергают и других властей.
К православным живущим с ними в одном обществе раскольники относятся по добрососедски. Добрых начинаний при устройстве храмов и школ не тормозят, а некоторые относятся к этому даже сочувственно и помогают своими личными средствами. Так например на устройство Церкви в новооткрываемом соседнем селе Докше, в деревне Кулюшевой Паздеринского прихода, отходящей к этому селу на ряду с православными вносили деньги и раскольники.
Семейная жизнь раскольников ничем особенно не отличается. Ненормальностей в отношениях членов семьи между собой никаких не заметно.
[л. 321] В материальном отношении хотя многие раскольники живут зажиточно, но есть между ними также и бедные.
Мерами к ослаблению раскола, как в прежнее, так и в настоящее время служат беседы о вере, а также распространение среди них книг и брошюр с противораскольническим содержанием, которые многим раскольникам раздаются из имеющаго при Паздеринской церкви книжного склада безплатно. Результатом таковой деятельности является каждогодное, хотя и в небольшом количестве, обращение раскольников в Православную Церковь.
Тихвино-Богородицкой церкви села Паздер Сарапульского уезда священник Михаил Двинянинов.
1902 года, Мая, 27 дня.
К данному материалу не добавлено ни одного комментария.