ЦГА УР ф.245, о.1, д.4207. л.322 - 327 об.
[л. 322] Его Высокоблагословению о. противораскольническому Миссионеру 3-го Сарапульского благочиния священнику села Завьялова Петру Трапицину
Священника села Июльского
Павла Ушнурского
Отчёт
История раскола в с. Июльского
Раскол в приходе с. Июльского появился приблизительно более 100 лет тому назад. Кто был основателем раскола указать трудно, но из первых последователей его нужно указать на местного жителя починка Июльского Ивана Зотикова Копотева, у которого и была устроена особая часовня для молений, впоследствии эта часовня, по распоряжению горнозаводского начальства, была увезена в с. Перевозино и перестроена для единоверческой церкви. После смерти Ивана Зотикова Копотева умершего приблизительно в 1857 году (лет 70 роду) поддерживал раскол того ж починка Иаким Лукьянов Копотев, к которому нередко приезжали, неизвестно откуда, расколоучители; и так как к раскольникам [л. 322 об.] в то время заводское начальство относилось строго и следило за ними то был случай, по рассказам стариков, когда расколоучителей, для укрытия от начальства, наехавшего неожиданно, увезли зарытыми в навоз на под[воде].
Причины появления раскола отдаленность от храма, - приход с. Июльского почти весь был приписан к Воткинскому заводу, местность глухая, лесистая, низкий уровень образования при совершенном отсутствии школ (говорим о временах прежних). При таких условиях нет ничего удивительного, что разные проходимцы с корыстной целью, а может быть убежденные в своей правоте имели успех среди людей простых, неграмотных, так сказать младенцев веры. Быстрого увеличения раскола или резкого уменьшения их численности не замечалось раскол оставался в тех семействах в которых появился с начала и количественно увеличивался от естественного роста семьи. Бывали случаи и уклонения в раскол из православия, но причины таких явлений не вопрос веры были, а чисто житейские обстоятельства: бедность, малочисленность семьи, не имеющей сил устроить своё хозяйство как должно без сторонней поддержки; в таких случаях [л. 323] раскольники с лестною хитростью предлагали свои услуги, приобретая к себе доверие этим и постепенно вовлекали в свои сети.
Учение раскольников
Раскольники нашего прихода делятся на австрийцев и безпоповцев. Первых по документам 35 человек обоего пола, вторых 477 человек обоего пола, а всего 512 человек. Учение как австрийцев так и безпоповцев обычны и никаких и никаких особенностей не заключает.
Богослужение у раскольников безпоповского и австрийского толка
У безпоповцев в настоящее время считается уставщиком крестьянин села Июльского Иоаким Феоктисов Сутыгин. Отдельных, специально устроенных для молений помещений в настоящее время нет, а о прежних я говорил выше. Теперь раскольники собираются в нежилую избу, но соединенную с прочими постройками. По внутреннему своему устройству она ничем не отличается от обыкновенных изб, есть иконы, старопечатные книги и деревянная кадка для совершения крещения. Моления раскольников не содержат в себе ни какой торжественности, а напротив отличаются монотонностью, гнусавостью, и безграмотным чтением и общим пением. Собираются на моления они хотя и открыто, [л. 323 об.] без намерения обратить на себя внимание православных.
Состояние просвещения у раскольников
Грамотных у раскольников приблизительно насчитывается человек до 100 обоего пола. Отдают раскольники своих детей в православные школы охотно, но редко дают оканчивать курс. Есть у них и учительницы из старых дев, которые обучают детей письму полууставом, молитвам и чтению преимущественно славянскому по псалтири. Эти учительницы переходят из дома в дом по очереди, но учащихся в этих школах мало, некоторые родители обучают своих детей сами. Особенно выдающихся старопечатных книг или рукописных у раскольников видеть не приходилось, за исключением какого то рукописного цветника с рисунками антихриста и страшного суда. Газет, журналов или каких то новейших тайных сочинений тоже нет.
Жизнь раскольников
В жизни своей раскольники не отличаются ни какой особенной строгостью и даже пожилые, разве за немногим исключением. Во время праздников и своих свадеб они [л. 324] предаются обыкновенному разгулу с [песнями] и плясками, а особенно молодёжь, [оргия] которой кажется не [сородствует] совершенно религиозным вопросов. К Православной Церкви и духовенству раскольники относятся и без ненависти и без любви, а равнодушно, открыто своего нерасположения не выражает. При встречах со Святыми иконами головы обнажают, но крестного знамения не делают, а если есть возможность куда нибудь скрыться – скрываются. При постройке в настоящее время нового храма от взносов отказались говоря, что мы молиться к вам не ходим. Противогударственного направления во всех отношениях не замечается. К православным относятся по-соседски. В материальном отношении ни чем не отличаются от православных.
Сектанство
Года 3 тому назад в нашем селе появился крестьянин Пермской губернии Осинского уезда деревни [Кемулей] Кирилл Васильев Чепкасов по ремеслу маслобойщик. В первое время он не проявлялся ни чем в религиозных вопросах, в церковь однако не ходил. В последнее же время стало [л. 324 об.] у него особенное направление в религиозном отношении, которые он стал распространять среди раскольников. В общих чертах его учение можно формулировать приблизительно так: Св.Духа нет потому что его не было при страдании Спасителя. Принять крещение можно только пред смертью и потом умереть мученически. Послухам эта смерть бывает насильственная через удушение красной подушкой. Греха вообще нет, есть и пить можно всё, что угодно и с кем угодно, что он и делает. Называет себя истинным христианином. Последователей этого учения определить трудно числом, потому что они весьма скрытны, но полагаю что до 3 есть. Послучаю безвестно исчезнувших из одной семьи старухи и девочки подростка было возбуждено гражданское следствие бывшим миссионером Василием Трониным, который назвал эту секту бегунами, но окончилось без всяких последствий. Собираются эти сектанты в особую избу вновь устроенную для молений в конце одворицы к реке у крестьянина починка Июльского Минея Кириллова Стерхова. Собираются тайно и что там делается не известно будто бы читают книги старой [л. 325] и новой печати. Сам основатель и последователи этой секты очень скрытны, поэтому в подробностях об их учении я написать не могу, по крайней мере в настоящее время.
К сему отчету подписуюсь священник села Июльского Павел Ушнурский
1902 года июня 10 дня
[л. 326] Описание раскола в приходах села Светлянскаго
Приход села Светлянскаго состоит из православных муж пола 1025 и жен пола 1026. Итого 2051. И раскольников всего муж пола 306 и жен пола 320. Итого 626. Из них раскольников австрийской секты муж пола 256, жен пола 268. Итого 524. Безпоповцев муж пола 50 и жен пола 52. Итого 102. Кроме сего уклонившихся в раскол австрийской секты муж пола 39, жен пола 26. Итого 65. Уклонившихся в безпоповщину муж пола 32, жен пола 24. Итого 56. Общее число раскольников с уклонившимися (в раскол) муж 377, жен пола 370. Итого 747.
Раскол впервые появился в приходе села Светлянскаго в 1860 году когда произошло под влиянием уже не известных в настоящее время расколоучителей таковое уклонение православных в раскол австрийской секты. Но с течением времени некоторые австрийщины под влиянием различных споров между собою перешли в безпоповщину. Расколоучителями в первое время были не местные жители, а приезжие, но откуда не известно.
Распространению раскола на первых порах среди прихожан села Светлянскаго много способствовало их дальнее расстояние от приходского храма (Воткинского Собора), так самая близкая деревня находилась в 20 верстах, посему храм свой они посещали редко. А так же и священники за неимением свободного времени и за дальностью редко навещали их деревни. Вот находясь под таким ничтожным влиянием своего приходского духовенства здесь и возникла хорошая почва для раскола и именно австрийщины где имеется видимо как буд-то и священство и представляется возможность иметь священ –
[л. 326 об.] к сожалению имеется пропуск в тексте, т.к. кадрик получился очень мутным.
…. Преобладают по числу среди раскольников раскольники австрийской секты. В Светлянском приходе живет два раскольнических лжепопа : один в деревне Чёрной Григорий Егоров Глазырин, а другой в починке Панчешуре Симеон Зиновьев Коробейников. Оба они местные крестьяне и начитанностью и знанием раскола не отмечаются, а первый даже и поведения не трезвого и сомнительного.
У безпоповцев же хотя и есть свои наставники, но также не отличаются особенной начитанностью. А потому как первые так и вторые на православных не оказывают ни какого влияния.
Учение как австрийцев так и безпоповцев общеизвестно. Безпоповцы молятся под руководством своих наставников, а австрийцы лжепопов. В светлянском приходе имеется [л. 327] дозволенная молельня открытая в феврале 1901 года. Кроме сего недозволенная у Коробейникова в починке Панчешур в его собственном доме.
Обе упомянутые молельны устроены под одной крышей с жилым помещением и по внешнему виду ни чем не отличается от жилых помещений. Внутреннее их устройство не богато … одной имеется иконостас: богослужения совершаются очень просто организованного хора и хороших чтецов раскольники не имеют. Грамотных среди раскольников очень мало только со времени открытия в приходе земской и церковно-приходской школы грамотных среди них появилось больше и то только умеющих читать. Так как до окончания курса они редко оставляют своих детей в школе, а в большинстве случаев как научится читать , так переводят учиться читать по Псалтири к своим старухам. Детей своих они одинаково отдают как в земскую, так в церковно-приходскую школу грамоты.
Общее религиозно-нравственное состояние раскольников в приходе села Светлянского слабовато. В религиозных своих убеждениях они не тверды и на раскол смотрят с сомнением.
Раскольники мало посещают свои молельни, кроме сего преданы порокам; пьянству, обману, разврату и т.п. По отношению же к православной церкви раскольники относятся вообще не враждебно. Не уклоняются от бесед (о вере) и даже помогают на нужды церкви так например плотят на церковных сторожей по 11 копеек с души, а так же к правительству и властям относятся с почтением.
Всё таки в заключение следует заметить, что раскольники если их в обществе больше чем православных стараются как нибудь притеснить последних и показать им своё давление, например выбираются трудные службы.
Семейная же жизнь раскольников очень не нормальна, как в следствии разврата родителей, так же в следствие разводов, которые у них совершаются очень легко, так как браки их ни где не записываются.
Экономическое состояние раскольников лучше православных
[л. 327 об.] Мерами для обращения раскольников в православие служат прежде всего беседы как публичные, так и частные, частое совершение богослужения в храме, а после него внебогослужебные собеседования и распространение в приходе книжек и листов противораскольнического содержания.
Вот и всё, что можно сообщить о расколе в села Светлянского.
Священно-церковнослужители села Светлянского Птропавловской церкви.
Священник Василий Михайлов.
Псаломщик Александр Альпов.
Спасибо, Николай, этот очерк передаёт дух старообрядчества. Первый муж моей бабушки Ольги Петровны Порсевой 1890 г.р., старообрядки австрийского священства, по имени Максим, очевидно по фамилии Шемякин, был уроженцем Июльского. Ушёл с белыми в 1918-1919 годах и сгинул бесследно.
Николай, рад что ты вышел из "затвора", приятно знакомиться с твоими новыми исследованиями, дай Бог сил и здоровья!
Николай Яковлевич, источник не указали.
Спасибо, Дмитрий. Сейчас исправим.