Сразу после того как река Кама на всём своём протяжении стала частью Русского государства, начинают системно осваиваться и её ранее ни кем не заселённые берега Среднего Прикамья.
Первоначально был организован самостоятельный уезд, охвативший огромную территорию от Нытвы и Очёра на севере, практически до Белой на юге. Центром его стала вновь поставленная Осинская слобода.
В 1596 году, было проведено обследование (обзор или дозор) земель населения «в Казанском уезде, вверх реки Камы, на Осинском городище в Новоникольской слободе» - нынешняя Оса. Дозор проводили дьяк Алексей Щепилов, Аверка Палидын, да подьячий Федор Аристов.
По описанию видно, что Оса ещё только строится, даже храм Святителя Николая Чудотворца ещё без «царских дверей и образов» и священника. Населяют Осинскую слободу пашенные крестьяне, переселившиеся сюда с верховьев Камы, Усть-Юга, и в основном с Чердыни (Перми Великой). Крестьяне эти как слобожане (слобода – от слова свобода) были совершенно свободны от всех казённых податей.
Никаких других селений в Дозоре больше нет. Но есть описание уезда, в данном случае это не территориально-административная единица (как Казанский уезд), а граница земельных угодий Осы – Осинский уезд. Спустя полвека, по такому же принципу, появится Сарапульский уезд в Казанском уезде.
В документе читаем: „В Осинском уезде к Новой Николской слободе рыбныя ловли в р. Кама и в малых речках в Тулве и в Сиве, и в Бую, и в Сарапуле, и в Нытве, и в Очере - рыбу ловят пермичи из оброков и хмель берут по тем же речкам …». Совершенно последовательно, начиная с Осы, очерчивается территория уезда по речкам, впадающим в Каму: Тулва, Сива, Буй, Сарапул, Нытва и Очёр. Сива здесь, указана определённо та, что впадает в Каму у села Паздеры (наша Сива). Есть ещё и другая Сива, в Пермском крае, но она небольшая и второстепенная, впадающая в реку Обву.
Абсолютно отчётливо написано, что Сарапул это речка, а не село, или пространство. Возможно на речке Сарапул, как и на Сиве были какие то временные строения рыбаков, но постоянных поселений там скорей всего всё-таки не было. По крайней мере, ни в этом документе, ни в других документах этого периода они не зафиксированы.
Сравнивая Дозор 1596 года с последующими переписями находишь, что дети некоторых осинских слобожан вскоре станут основателями первых воткинских селений. Чем этот документ особенно и ценен для любителей воткинской старины. Так, например сын пермитина (бывшего жителя Чердыни) Василия Пьянкова Иванко и сын верхокамца (бывшие жители Кай-города) Дмитрия Богатырёва Васька, вскоре станут дворцовыми крестьянами деревни Костоваты. Пионерами Воткинского Прикамья.
К сожалению, Смутное время несколько задержало освоение этих мест, но с приведением к присяге всех ратных людей бывших с «казанским правителем» Шульгиным к присяге Царю Михаилу Федоровичу наступил долгожданный мир. Край вновь начинает интенсивно осваиваться.
Дворцовые крестьяне расселяются вдоль всей Камы от Осы до Сарапула и далее. Селятся они у мелководий (перекатов), тем самым и землю осваивая и своим присутствием мешая беспрепятственному перемещению кочевников на правую сторону. Самыми значительными были Сарапульский, Дубнинский (около Николо-Берёзовки) и Банновский перекаты. Ни какой сторожевой или пограничной службы при этом они не несли. В целях их защиты по Каме разъезжали специальные воинские судовые отряды под командою «голов» и называвшиеся «летними плавными службами».
На самом большом и важном перекате у речки Сарапул было поставлено основное центральное селение, вскоре ставшее дворцовым селом Вознесенским на Сарапуле, а по левому берегу насадили дворцовых крестьян приписанных к селу.
Одним из таких селений и стали Костоваты или как написано в Дозорной книге 1621 года «к селу ж Сарапулу вверх по Каме реке на речке Костоватой деревня Костоватая». Речка Костоватая, носила, своё прежнее название достаточно долго. Под названием «Костовата» на левом берегу, впадающую в Каму против Костоватовского острова, её можно встретить ещё на картах XVIII века.
В деревне проживали: Пантелейко Лукьянов Шуклин; Иванко Васильев Пьянков, сын осинского Василея Пьянкова; Стенька Трофимов Чиглеев; Федосейко Семенов; Васька Дмитреев Багатырев, сын осинского Дмитрия Богатыря; Афонка да Степанко Васильевы дети Шульгина.
Пашни их, согласно Дозорной книги, были новыми на ими расчищенных от тайги полях. Как сказано в документе «пашни новые их крестьянские розчисти».
Спустя четверть века население Костоват от шести дворов вырастает до двенадцати крестьянских, да ещё плюс двух бобыльских. О том кто такие бобыли и соседи мы ещё не раз скажем и достаточно подробно, в других очерках этой книги.
В Переписи 1646 года уже нет больше Богатырёвых и Шульгиных, но появляются вновь целых семь новых дворов. Это дворы Гришки Семенова сына Полхана, Федосейки Семенова сына Зырянова, Терешки Илина сына Поварницына, Стенки Семенова сына Медведя, Нестерки Иванова сына Оглезнева, Пронки Данилова сына Желвакова, Гаврилки Федорова сына прозвищем Вшивой, бобыля Гаврилки Данилова сына Кандаша. У Оверкейко с сыном с Савкою прозвища (фамилии) не указано. Переселились они вероятно из нижних сел «Вознесенского что на Сарапуле» и «Никольского, что на речке Березовке». По крайней мере, мы совершенно точно знаем, что прозвище Медведь было известно, по Дозору 1621 года, в Вознесенском, а Гришка Семенов сын Зырянов, жил в Никольском.
Примерно в это же время, в 1654 году, Писцовая книга Волынского фиксирует деревню на левом берегу. «Деревня Костоватая за рекою Камою, - пишется о ней, - пашни паханные пятнатцать длинников, пять поперечников, итого семьдесят пять десятин в поле, а в дву по тому ж». Десятина, это чуть больше гектара, потому в пересчёте получается, что было у них 84 гектара пашни. Сенокосы и леса для хозяйства, в те годы было без меры, сколь осилишь, или как тогда выражались «не в разводе».
Последующие полвека были для населения Костоват подлинным испытанием. Начались массовые восстания живших с ними по соседству башкир и ногайцев. Хоть территории, на которых жили русские крестьяне вдоль Камы и не входили в число вотчинных башкирских земель, но когда начинались «башкирские шатости», шаталась буквально вся окрестная земля, пылали деревни, лилась кровь, притом в основном мирных ни в чём не повинных крестьян. Башкиры не были исключением, так как воеводы усмиряющие эти восстания пользовались теми же приёмами, жгли и резали всех с подряд.
Требованием восставших было сохранение условий, на которых башкиры вошли в состав Русского государства. В многочисленных челобитных царю башкиры жаловались на нарушения земельных прав, тяжесть налогов и повинностей, произвол и насилие местной воеводской администрации.
Первое восстание вспыхнуло, в 1662 году, и охватило, в том числе и наши левобережные деревни.
Вероятно, именно с этим связано и то, что население в этот период постоянно меняется, появляются новые люди и вновь исчезают. В результате, согласно очередной Переписи, в деревне Костоватой, в 1678 году, осталось лишь пять дворов. Из прежних это Микитка Пантелеев сын Шуклин, Петрушка Сергеев сын Зырян, Аверчка Степанов сын Медведь, Петрушка Иванов сын Пьянков, Оска да Якушка Нестеровы дети Оглезневы. Да у Петрушки Зыряна, появился сосед Емелька Кошкаров, новый житель Костоват.
Из тех, кто убыл, часть была взята в стрельцы в Казань. Это - Ивашка Шавкунов, Филька Воробьев, Вахромейка Козмин, Пронька Красноперов, Лучка Зырянов. Двое Тимошка Медведев и Захарка Поткин с семьями взяты «за полоцкую шляхту во крестьянство». Ларька Аникиев, Ивашка Коробейникова, Родька Шелеметев бежали в Уфимский уезд. Поварницыны, ушли в Галево. Не стало Чиглеевых, Желваковых, Полхана, Кандаша и Вшивого. Вероятно именно в этот период, 1662 – 1664 гг. крестьяне из Костоват и ушли на правый берег за остров, притом достаточно углубившись в тайгу.
В начале XVIII века, в Переписях 1701 и 1710 гг. в Костоватах живут лишь Шуклины, Пьянковы, Оглезневы, Кошкаровы, Медведевы, небольшой деревней в 3-7 дворов. В дальнейшем с наступлением относительного мира в крае деревня разрастается. В Костоваты возвращаются Поварницыны, а Медведевы напротив переселяются в Галево.
Перед самой революцией, в 1916 году, в деревне проживало 433 человека в 87 хозяйствах, на которые приходилось 104 лошади.
Среди жителей согласно Переписи 1897 года проживали: Кошкаровы; Оглезневы, Поварницыны, Пьянковы, и два дора Бабиковых. Жён своих берут в основном из прикамских деревень Осинского уезда (Сайгатка, Галево, Ваньки, Гольяны, Коряки), да Паздер с Неумоино и сивинских (Кварса, Лапино, Патраково, Перевозное).
Моя пра-прабабушка Богатырева Пелагея Игнатьевна из поч. Бачино, А из поч Ольхового Пра-пра-прадед Григорий Кирилов Порошин,значит мои предки тоже имеют отношение к заводу,или просто первые поселенцы Воткинской волости,может даже как основатели первых починков.
Галина, деревни Бачино и Ольхово были деревнями Воткинского завода. Деревни приписанных к заводу крестьян, которые были основаны Богатыревыми в период до между 1769 и 1782 годами Бачино и между 1782 и 1795 гг. Ольхово. Ольхово вместе с Мельниковыми.