ВЯТСКИЕ ЯРМАРКИ

        Издавна славилась Вятская земля торговыми ярмарками. Первая в Вятском крае – Семёновская, прошла в Хлынове 1 сентября 1607 г. Через сорок лет после этого появилась ярмарка в Котельниче. Почти через двести лет (в 1842 г.) открыли Белорецкую (Уржумскую) ярмарку.

      Самой крупной в губернии ярмаркой была Алексеевская, проходившая с 1 по 23 марта в г. Котельниче. В 1854 г. по сумме сбыта доля её в общем обороте всех ярмарок составила 48%. Алексеевская ярмарка сохраняла первенство среди вятских ярма­рок вплоть до начала XX в.

      В Вятке проходили 2 ярмарки: Семёновская и Великорецкая. Главным предметом торговли на них были лошади. В 1856 г. на Семёновскую ярмарку было приведено лошадей 1397 и из них продано 1013.

      Многие ярмарки были приурочены к приходу крестных ходов со святыми иконами и имели местный характер. К концу XIX в. ярмарочная торговля с каждым годом стала падать. В 1896 г. подавляющее большинство ярмарок (70%) были однодневные, 16% - двух – и трёхдневные,13% - длились от 3 до 7 дней и лишь 13 ярмарок (1%) – более недели.

      Расширение производства, увеличение его специализации привело к  дальнейшему развитию торговли. В XVII в. Во всех городах, слободах и крупных сёлах появились лавки, ларьки и рынки. Так, в 1629 г. В Хлынове насчитывалось 6 амбаров и 123 лавки. Наряду с постоянной (магазинной) торговлей по воскресеньям в городе проводился базар. В XVII в. Появляется новый вид периодической торговли – ярмарка, которая имела не только местный, но и межрегиональный характер.

      Основная торговля велась с северными городами. В XVII в. открывается торговля Хлынова с Архангельским портом, который в то время был единственным морским «окном» России в Европу. Правда, чаще вятские купцы везли товар не в Архангельск, а сбывали его купцам из Вели­кого Устюга, Холмогор и Сольвычегодска.

      Вятка сбывала в основном продовольствие и сырьё: хлеб, льня­ное и конопляное семя, сало, кожи, мёд, воск, хмель. Особое место в торговле занимала пушнина. В вятских лесах добывали белок, куниц, лисиц, гор­ностаев, норок, выдр. Более ценную пушнину (соболей, чернобурок, бобров) вятские охотники привозили из Сибири. В свою очередь местные купцы за­купали сукно, шёлк, медь, свинец, порох, ружья, ладан, краску, бумагу. Немало приобреталось металлических изделий (топоры, мед­ные тазы, иглы, рыболовные крюки и др.). Из продуктов покупали соль, ли­моны, изюм, перец, сельдь, треску, осетров, икру.

   

                                                                                                                         Алексеевская ярмарка

 

      Крупнейшая ярмарка в Вятской губернии – Алексеевская, в Котельниче – была основана в царствование и по велению государя Алексея Михайловича (Тишайшего). От него и получила своё название. И сделалась известной в последней трети XVII в.

      Основным товаром котельничских купцов были лён да щетина, а главное – лошади. Маленькие, выносливые, неприхотливые и очень дешёвые лошадки покупались заезжими крестьянами из нижегородских, казанских и даже московских земель. С них и начались торги «в овраге у реки Вятки, за ручьём, впадающим в неё». И продавалось тех лошадей в зависимости от года на сумму от 150 до 300 тысяч рублей. Вскоре рядом уже торговали кубовой красной бумажной пряжей («досталью»), сукнами да ситцами, азямами да тулупами, бакалейными да винными товарами, рыбой, табаком и прочими товарами. Зерна и льняного семени на ярмарке было мало.

      Начиналась она в начале марта, «по последнему пути», когда крестьяне и сами закупали эти товары. Зато изделия местных кустарей и промышленных товаров было вдоволь.

      Вскоре ярмарке стало тесно в старых границах, и приблизительно в 1856 г. у Троицкого собора выросли торговые ряды. На старом месте находились лишь «лошадиный ряд». В ноябре 1862 г. для обслуживания ярмарки был открыт Михаилом Ивановичем Кардаковым третий в истории земли Вятской (после Анфилатовского в Слободском и Веретенниковского в Вятке) частный коммерческий банк с уставным фондом 10 тысяч рублей серебром.

      А на саму ярмарку приезжали уже купцы из Москвы и Петербурга, Казани и Бухары. А за льняным маслом и вятскими куриными яйцами приезжали торговые агенты из Англии и Франции. Большие торговые ряды были специализированы: на стороне, обращённой к собору, торговали тканями (красным товаром), бакалеей, винами; на стороне, обращённой на улицу: мукой (пшеничной, гречневой, овсяной, ржаной), рыбой (сельдью голландской, белугой, сёмгой, кетой, лососем, осетром), икрой 7 сортов и прочими съестными припасами; на стороне, обращённой в переулок, – кубовой краской (индиго), сахаром, «колониальными товарами» (бананами, ананасами, апельсинами, грейфруктами и др.). Десятки балаганов размещались на площади перед соборами, и здесь можно было купить кожу, меха, медную и чугунную посуду, шапочный и шорный (упряжь для лошадей) товар.    

      Каждому торговцу отводилось своё время. Первыми, ещё до официального открытия ярмарки на торг выходили владельцы лошадей. С 20-х чисел февраля по 3-4 марта шёл лошадиный торг, а после этого срока купить хорошую молодую кобылку или жеребёнка было невозможно. С 1 марта начинали торговать местные кустари – корзинами, щепяными изделиями, тарантасами и телегами, лаптями, овчинами, рогожами и кулями. Со 2 марта появлялись привозные товары – ткани, краски. И последними – «короли ярмарки» – меха беличьи, рысьи, бобровые; кожи выделанные, да шелка среднеазиатские, китайские, японские. К окончанию ярмарки приезжали богатые покупатели из «обеих русских столиц» и иностранцы, жадные до вятских мехов и пищевых продуктов и не жалевшие на это денег. В Европе масло вятское и вологодское называлось «парижским».

      Купцы не любили годы урожайные – падали цены. В 1893-1899 гг. урожайность поднялась до 8-12 центнеров с гектара, цена на хлеб и сушку упала в 2-3 раза. За пуд хлеба давали не более 1,5 рублей. Много товаров оставалось нереализованными (в эти же годы не продано 80% мехов, 60% тканей), хотя и в другие годы не всё, что производилось, реализовывалось. Лучшим годом для ярмарки был 1872 г., но и тогда из объёма товаров на 2 млн. рублей было реализовано лишь на 1,8 млн. рублей.

      После революции Губернский союз потребительских обществ (Губсоюз) возобновил весной 1922 г. торги на Алексеевской ярмарке. В 1923 г. товарный оборот ярмарки составлял уже 5,7 млн. золотых (червонных) рублей, а в Англию и Германию было продано пушнины на 33,5 тыс. золотых рублей, яиц – на 57,8 тыс. золотых рублей, мяса и животного масла – на 81,9 тыс. рублей, хлеба на 120 тыс. Недостатками этих товаров было лишь отсутствие должной упаковки и тары, иностранные покупатели производили её сами. Но и крестьяне вятские да нижегородские, казанские и костромские купили за 1923-1924 гг. на ярмарке более 7 тыс. лошадей. И шумела ярмарка до 1927 г., а затем не нужна стала новым властям и к 1934 г. совсем заглохла.

 

                                                                                                                        Великорецкая Никольская ярмарка

 

      Многие русские праздники, церковные или светские, связаны с именем свяого Николая Чудотворца Мирликийского. 22 мая на Руси праздновался день обретения мощей святителя Николая (в народе – Никола Вешний).

      Кроме чисто церковной смысловой нагрузки, праздник нёс и бытовую. После «Николы», как правило, становилось тепло, и заморозки (утренники) прекращались до Семёнова дня (14 сентября). К «Николе» хороший хозяин уже управлялся с посевом овса, а на Вятке сеяли яровые хлеба. Вятские крестьяне судили о качестве будущего травостоя, а лошадники и коновалы устраивали праздник. Лошадей впервые выпускали в поле и на луга. А для ребятишек главная радость была в том, что с «Николы» начинались купания. Готовились крестьяне в этот период и к летним праздникам, покупали новую одежду и обувь, утварь и сельхозинвентарь к этому периоду и приурочивалась Великорецкая ярмарка.

      Традиция проведения ярмарки связана с крестным ходом иконы св. Николя на реку Великую и собирала до 30 тысяч человек. Приходу иконы в селе Великорецкое предшествовал обнос иконы в Вятке, перенос её через реку и ход до села. История обретения иконы восходит к временам трудным и лютым для русских земель.

      Само село Великорецкое не было большим: в 1860 г. В нём проживали лишь 83 душ крестьян, которые занимались хлебопашеством, извозом кузнечным ремеслом, изготовлением холста и пестряди. Однако деньги получаемые от ярмарки (527 рублей 65 копеек – селу и 55 рублей 21 копейка – волости в год), позволили построить за XIX в. 2 каменные и одну деревянную  церкви и содержать пристава 3 стана Орловского уезда. Кроме того, для  детишек окрестных сёл было построено сельское училище, а кладбище в  с. Великорецком считалось одним из самых богатых в уезде. Ярмарка, устраиваемая в селе собирала купцов из Москвы, Нижнего Новгорода, Костромы, Казани (не менее 55 из них были даже купцы 1-й высшей гильдии) и занимала по значению обороту третье место в губернии после Алексеевской в Котельниче и Сборной с. Каракулине Серапульского уезда. Были годы, когда число прихожан превосходило население г. Вятки, г. Слободского, вместе взятых (1863г. – 50 тысяч, 1862г. – 75 тыс.). Наиболее покупательными товарами были деревянная и берестяная посуда, обувь кожаная, лапти, шляпы валяные, чайная посуда, сельхозинвентарь (косы, плуги, бороны), вар. Основными покупателями были крестьяне Вятской, Вологодской и Костромской губерний. Немало закупалось и водки, сахару, галантерейных товаров, соли.

      Успех ярмарки зависел и от погоды, и от урожая. Цены на сельхозпродукцию были значительно ниже, чем в Вятке: если пуд муки ржаной продавался здесь за 60 копеек – в городе в то время за 70-75 копеек. Когда за фунт коровьего масла на ярмарке просили 15 копеек, в городе – 23-25, за десяток яиц – пятачок – в городе 9-10 копеек.

      Вообще же значение ярмарки неразделимо зависело от религиозного настроения народа и почитания св. Николая Чудотворца и его образов. Не будь этого крестного хода, то и ярмарки не могло бы существовать. Икона св. Николая имела важнейшее значение и влияние на судьбу вятского жителя не только в религиозно-нравственном, но и в промышленном и торговом отношениях.

                                                                                                                                        Тихоновская ярмарка

 

      Из воспоминаний Сысолятина Алексея, жителя села Сорвижи:

      «Я живу в красивом, утопающем в зелени селе Сорвижи. Славятся Сорвижи единственной дожившей до наших дней русской народной традицией –  Тихоновской ярмаркой в разгар лета. В дореволюционной России ярмарки обычно приурочивались к церковным праздникам. В Сорвижах ярмарка проводилась в Тихонов день – 29 июня, и поэтому получила название Тихоновская.

      История православного праздника – Тихонова дня, началась с того, что люди, живущие в этой местности на неплодородных землях, часто голодали из-за неурожая, если кому-нибудь доставался кусок плодородной земли, другие этому завидовали и хотели получить её себе. В результате происходили ссоры. Увидев это, Господь послал в помощь людям святителя Тихона, который явился им и благословил землю, чтобы она стала пло­дородной. И когда после благословения прошёл год, земля дала такой урожай, какого не было никогда. С этих пор люди начали прославлять и благодарить Тихона за такое чудо. С этим днём связана и такая примета: всё, что растет на огороде и в поле, должно быть посажено до Тихонова дня, иначе урожай будет потерян. С этого дня обыч­но начинают сенокос. А 28 июня, накануне Тихонова дня, съезжался честной народ в Сорвижи. Сюда ехали, шли с вечера, ночью, и к утру народу собиралось столько, что вполне можно было потеряться. Люди съезжались со всей округи: из ближних и дальних деревень, из соседних районов Оричевского, Верхошижемского, Котельничского, Яранского, Совет­ского, Тужинского.

      На этой ярмарке можно было купить все: от самодельной спицы для вязания до шкатулки тонкой работы и изящных лакированных кринок, хромовых сапог, дамских ботинок на каблуке и гармошек двухрядок, сделанных мастерами-умельцами, а также товары промышленности. От церкви до магазина стояли телеги, а на них большие и маленькие бочонки с хрустящими холодными огурцами. На рубль наешься до отвала. Дальше располагались кустари. Глаза разбегались от гончарных изделий различной формы и окраски, корзин, плетений, бытового инвентаря. Рядом были веретена, крючки, спицы. Корзинами в основном торговали бережане, бураками славились Рои, телеги, плетюхи, кошовки, дуги делали в деревне Волки,  хрустящие солёные огурцы привозили из деревни Уханы. Продавали грабли, вилы, литовки, деревянные ложки, лубни, корчаги, плошки, кадушки, бочонки, бочки, лапти. Да разве всего упомнишь и перечислишь!

      На всю ночь и весь следующий день хватало товару. Вечером, накануне гулянья, всюду слышно было гармош­ку, песни. Пляски начинались с Нагорской горы, постепенно спускаясь к селу: на берег реки, на веретее у почты, потом в центр клубной  площади. Кружки, компании веселившихся толпились везде, и в каждой был свой гармонист. В начале XX в. привозили разборные карусели. Накануне ярмарки карусели устанавливали на площади. Молодежь, дети катались день и ночь. А уж каким было зрелище, когда приводили ученого медведя! Толпа сразу же окружала его, чтобы посмотреть, как он выполняет команды. Хозяин обходил зрителей и собирал деньги. Откуда-то приезжал слепой музыкант. Его песни нравились всем, особенно любили слушать дети. Так два дня шумела и гуляла ярмарка. Но все-таки основной её целью была распродажа товаров, изготовленных народными мастерами округи. Ведь к 1939 г. в Сорвижском округе существовало 32 деревни и проживали в них 4928 жителей. И каждая деревня славилась своими промыслами, умельцами, товарами, которыми выставлялись на Тихоновской ярмарке.

      Одним из самых почитаемых был гончарный промысел. Наибольшее развитие он получил в деревнях Шабры и Севастьяне. В последней деревне проживала семья Лебедевых, в которой из поколения в поколение передавались секреты этого мастерства. Николай Михайлович Лебедев с детства обучался гончарному искусству. Начинал он с глиняных птиц-свистушек, которых нёс на базар и умело продавал с шутками и прибаутками. И не иссякал круг покупателей и зевак вокруг него.

      Большим спросом в то время пользовались сбруя и упряжь для лошадей. Её изготавли­вал и продавал шорник Кислицын Александр Харитонович из деревни Новосёлы. Все это можно было примерить сразу же на купленную здесь же, на ярмарке, лошадь. Племенных лошадей для продажи разводили в деревне Шарово. Из деревни Лаврушонки везли бочонки, квашни, бадьи, шайки, сделанные руками Чистоусова Осипа Сидоровича.

      Славилось мастерами деревня Большие Волки. Здесь проживали санники и кузнецы. А в соседней деревне Беляничи изготовляли плетюхи на сани, делали мебель, рамки для пор­третов, катали валенки и все это везли на Тихоновскую ярмарку. В деревнях на берегу Вятки жили мастера, которые занимались плетением корзин, лубней, изготовляли снас­ти для ловли рыбы. А уж мастера по изготовлению лаптей были в каждой деревне.

      Поистине многообразны и разносторонни таланты вятских людей. Почти каждый житель деревни мог изготовить всё необходимое для своего хозяйства. И в то же время были мастера, занимавшиеся редкими промыслами, – шорники, кузнецы, бондари, сапожники, гончары, санники. На сегодняшний день на территории Сорвижского сельского ок­руга осталось не больше десятка деревень, во многих из них проживают дачники. Поэтому и традиции Тихоновской ярмарки изменились. Нет былого размаха и веселья, да и товар продается тот, который можно купить на любом рынке или в магазине. Хотя мастера ещё есть, и можно купить красивую корзину, грабли, вилы для сенокоса, которые по-прежнему пользуются спросом».

 

 

СОШ № 70 «Ярмарки Вятской губернии». Киров, 2009. Автор работы: Храмцова Е.К. Руководитель: Чухломина Н.И. Консультант: Коваленко В.В.                                                                           

 

Комментарии

К данному материалу не добавлено ни одного комментария.