Генеалогия Омутнинска. Часть 5

В интересной статье Васиной Татьяны Анатольевны, кандидата исторических наук, старшего научного сотрудника Удмуртского института истории "Старообрядцы Омутнинского завода Вятской губернии в дореформенный период (конец XVIII — первая половина XIX века)." также встречаем много конкретных исторических персон Омутнинского завода

Статья опубликована в Электронном научном журнале на сайте www.vestospu.ru. (2017. № 3 (23) Вот некоторые выдержки из нее:
 
  «Отношение государства к старообрядцам представляло собой чередование жестких карательных акций с мерами увещевательного характера.
   Периоды правления Павла I и Александра I ха­рактеризовались некоторыми уступками: в 1800 г. было создано единоверие, в 1822 г. за­прещено разрушать старообрядческие молельни; поповской общине разрешалось иметь священнослужителей. Но, как отмечают исследователи, вступление на престол Николая I прервало процесс либерализации конфессиональной политики правительства. В сторону ужесточения изменилось законодательство: ограничивалось избрание старообрядцев на общественные должности; не признавались законными браки раскольников и дети, рожденные в них.

     В част­ности, секретное предписание Вятской духовной консистории от 22 июля 1850 г. гласило: «По случаю производства в текущем году 9-й народной переписи Государь Император в 10-й день июня Высочайше повелеть соизволил: жен и детей раскольников, приемлю­щих священство, показывать таковыми в ревизских сказках на основании полицейских свидетельств или обывательских книг, не требуя в сем случае других доказательств о действительности браков тех женщин и о законности происхождения детей их, в отноше­нии же раскольников беспоповщинской секты, кои брак вовсе отвергают и имеют детей, прижитых вне брака, то таковых детей на основании тех же полицейских свидетельств или обывательских книг показывать по ревизии в семействах раскольников незаконнорожденными, а матерей их, по случаю отвержения ими брака, женами раскольников беспоповщинской секты не записывать, а вносить в списки тех семейств, к которым они принадлежат по рождению

     Соответственно в ревизских сказках Омутнинского завода за 1850 г. в семьях «веч­ноотданных» и крепостных людей не были отмечены супруги (жены и снохи), вступив­шие в брак по раскольническому обряду, а дети показаны при своих матерях незаконно­рожденными.

     Дела о старообрядцах, открыто следовавших своим убеждениям, рассматривались в судебном порядке. Например, в 1843—1847 гг. в Глазовском уездном суде находилось дело крепостных мастеровых Омутнинского завода И. Птицына*, И. Кузнецова и А. Тол­стошеина. За распространение раскола, а также за отзывы «в неприличных выражениях» о православном духовенстве заводской управляющий просил выслать неблагонадежных мастеровых в Сибирь. И. Птицын, уже находясь под следствием, в 1845 г. повторно был обвинен в «совращении» единоверцев в раскол, поэтому приговорен к высылке на посе­ление в Закавказье или к назначению солдатом в Отдельный Кавказский корпус (в слу­чае годности к военной службе). »

- - -

*Птицын Иван Антонович (1785 – до 1858). [1850 ГАКО 176-8-158] - Омутнинский завод, выслан на Кавказ в 1847 г. Упоминается в 5 документах. Отец 7 детей: 4 сыновей и 3 дочери. Его супруга Птицына Ирина Ефимовна (1786 г.р.) в ревизии 1858 ([1858 ГАКО 176-8-196]) указана уже как вдова

И. Кузнецов и А. Тол­стошеин однозначно не идентифицируются, есть несколько персон –«кандидатов» на каждого из них.

- - -

     «В Омутнинском заводе большое число «сводных браков» было выявлено в ходе рас­следования 1843—1846 гг.  Об одном из таких супружеств полицейский надзиратель И. Горбунов докладывал заводской конторе в 1845 г.: «Имею честь сей канто­ре донести, сего генваря в 4-е число свелся беззаконным сводным браком из мастеровых Евлантей Егоров Копылов с девкой из принадлежащих к единоверческой церкви с при­хожанкою Анною Самсоновой Столбовой. Сводители их были с женихову сторону отец Егор Копылов и мать Парасковья Алексеева, с невестину сторону мать Татьяна Игнатьева по муже Столбова… о чем представляю для донесения куда следует».
 

- - -

* Горбунов Иван Ермолаевич (1803 г.р. Упоминается в 9 документах, принадлежал единоверческой церкви)
Копылов Евлампий Георгиевич (Егорович), (1822 г.р. Упоминается в 2 документах, в рекрутах с 1845 г.), жених.
Его родители:

Копылов Георгий (Егор) Ананиевич, (1791-1855), упоминается в 7 документах.
Копылова Парасковья Алексеевна (1794 г.р.), упоминается в 4 документах.

Жена:

Копылова (Столбова) Анна Самсоновна, (1824 г.р.), упоминается в 2 документах.

Ее родители:
Столбов Самсон Кондратиевич, (1791 г.р.), упоминается в 6 документах.
Столбова (Чадаева) Татьяна Игнатиевна, (1790 г.р.), упоминается в 5 документах.

- - -

     «Подобные сообщения отличались регулярностью: так, в дальнейшем в матримони­альный союз вступили В. Мячев* и У. Саватеева, И. Нижегородов и М. Ворошина и другие . Только во второй половине 1847 г., по сведениям единоверческого священни­ка С. Белопухова, в Омутнинском заводе было заключено 23 «сводных брака», которые совершались под влиянием ранее судимых «сводителей и соблазнителей» З. Курбатова и Е. Чадаева. Первый отбыл тюремное заключение за «совращение» раскольников по­повского толка в поморскую секту и за публичное моление в своем доме в 1840 г., а второй в 1843 г. был осужден за толкование канонов Кормчей книги. Вина З. Курбато­ва и Е. Чадаева, по мнению единоверческого священника, заключалась в том, что они проповедовали и распространяли учение беспоповщины; «сведя» своих детей, первые подали пример «сводным бракам», в которые нередко вступали и несовершеннолетние (16—17-летние юноши), таким образом, деятельность этих «закоренелых раскольников» служила «соблазном» для православных и единоверцев. К примеру, жители Омутнинского завода П. Шутов и его жена Мавра считались единоверцами (пе­решли в единоверие в 1840 г.), двух сыновей они женили на православных девушках, одного — на единоверке (венчаны в православном и единоверческом храмах), но уже в 1847 г. дочь «по-раскольнически свели» с крепостным раскольником поморской секты. С. Белопухов провел «увещевание» старообрядцев, но они по «гру­бости и закоснелости» отказались венчаться в церкви, «ссылаясь на прежние сводные браки, имеющие свободную и предовольственную жизнь».

- - -

*Мячев Василий Иванович (1826 г.р.), упоминается в 3 документах.

 Мячева (Савватеева) Устинья Федоровна, (1829 г.р.), упоминается в 3 документах.
 Нижегородов Иван Матвеевич, (1826 г.р.), упоминается в 2 документах.

 Нижегородова (Ворошина) Матрена Андреевна, (1820 г.р.), упоминается в 3 документах.

 Курбатов Захар Георгиевич (Егорович), (1803 г.р.), упоминается в 6 документах.

 Шутов Петр Степанович, (1782 г.р.), упоминается в 7 документах. Отец 7 детей.

 Шутова Мавра, (1783 г.р.), упоминается в 2 документах.

Комментарии

К данному материалу не добавлено ни одного комментария.