В интересной статье Васиной Татьяны Анатольевны, кандидата исторических наук, старшего научного сотрудника Удмуртского института истории "Старообрядцы Омутнинского завода Вятской губернии в дореформенный период (конец XVIII — первая половина XIX века)." также встречаем много конкретных исторических персон Омутнинского завода.
Статья опубликована в Электронном научном журнале на сайте www.vestospu.ru. (2017. № 3 (23) Вот некоторые выдержки из нее:
«Отношение государства к старообрядцам представляло собой чередование жестких карательных акций с мерами увещевательного характера.
Периоды правления Павла I и Александра I характеризовались некоторыми уступками: в 1800 г. было создано единоверие, в 1822 г. запрещено разрушать старообрядческие молельни; поповской общине разрешалось иметь священнослужителей. Но, как отмечают исследователи, вступление на престол Николая I прервало процесс либерализации конфессиональной политики правительства. В сторону ужесточения изменилось законодательство: ограничивалось избрание старообрядцев на общественные должности; не признавались законными браки раскольников и дети, рожденные в них.
В частности, секретное предписание Вятской духовной консистории от 22 июля 1850 г. гласило: «По случаю производства в текущем году 9-й народной переписи Государь Император в 10-й день июня Высочайше повелеть соизволил: жен и детей раскольников, приемлющих священство, показывать таковыми в ревизских сказках на основании полицейских свидетельств или обывательских книг, не требуя в сем случае других доказательств о действительности браков тех женщин и о законности происхождения детей их, в отношении же раскольников беспоповщинской секты, кои брак вовсе отвергают и имеют детей, прижитых вне брака, то таковых детей на основании тех же полицейских свидетельств или обывательских книг показывать по ревизии в семействах раскольников незаконнорожденными, а матерей их, по случаю отвержения ими брака, женами раскольников беспоповщинской секты не записывать, а вносить в списки тех семейств, к которым они принадлежат по рождению
Соответственно в ревизских сказках Омутнинского завода за 1850 г. в семьях «вечноотданных» и крепостных людей не были отмечены супруги (жены и снохи), вступившие в брак по раскольническому обряду, а дети показаны при своих матерях незаконнорожденными.
Дела о старообрядцах, открыто следовавших своим убеждениям, рассматривались в судебном порядке. Например, в 1843—1847 гг. в Глазовском уездном суде находилось дело крепостных мастеровых Омутнинского завода И. Птицына*, И. Кузнецова и А. Толстошеина. За распространение раскола, а также за отзывы «в неприличных выражениях» о православном духовенстве заводской управляющий просил выслать неблагонадежных мастеровых в Сибирь. И. Птицын, уже находясь под следствием, в 1845 г. повторно был обвинен в «совращении» единоверцев в раскол, поэтому приговорен к высылке на поселение в Закавказье или к назначению солдатом в Отдельный Кавказский корпус (в случае годности к военной службе). »
- - -
*Птицын Иван Антонович (1785 – до 1858). [1850 ГАКО 176-8-158] - Омутнинский завод, выслан на Кавказ в 1847 г. Упоминается в 5 документах. Отец 7 детей: 4 сыновей и 3 дочери. Его супруга Птицына Ирина Ефимовна (1786 г.р.) в ревизии 1858 ([1858 ГАКО 176-8-196]) указана уже как вдова
И. Кузнецов и А. Толстошеин однозначно не идентифицируются, есть несколько персон –«кандидатов» на каждого из них.
- - -
«В Омутнинском заводе большое число «сводных браков» было выявлено в ходе расследования 1843—1846 гг. Об одном из таких супружеств полицейский надзиратель И. Горбунов докладывал заводской конторе в 1845 г.: «Имею честь сей канторе донести, сего генваря в 4-е число свелся беззаконным сводным браком из мастеровых Евлантей Егоров Копылов с девкой из принадлежащих к единоверческой церкви с прихожанкою Анною Самсоновой Столбовой. Сводители их были с женихову сторону отец Егор Копылов и мать Парасковья Алексеева, с невестину сторону мать Татьяна Игнатьева по муже Столбова… о чем представляю для донесения куда следует».
- - -
* Горбунов Иван Ермолаевич (1803 г.р. Упоминается в 9 документах, принадлежал единоверческой церкви)
Копылов Евлампий Георгиевич (Егорович), (1822 г.р. Упоминается в 2 документах, в рекрутах с 1845 г.), жених.
Его родители:
Копылов Георгий (Егор) Ананиевич, (1791-1855), упоминается в 7 документах.
Копылова Парасковья Алексеевна (1794 г.р.), упоминается в 4 документах.
Жена:
Копылова (Столбова) Анна Самсоновна, (1824 г.р.), упоминается в 2 документах.
Ее родители:
Столбов Самсон Кондратиевич, (1791 г.р.), упоминается в 6 документах.
Столбова (Чадаева) Татьяна Игнатиевна, (1790 г.р.), упоминается в 5 документах.
- - -
«Подобные сообщения отличались регулярностью: так, в дальнейшем в матримониальный союз вступили В. Мячев* и У. Саватеева, И. Нижегородов и М. Ворошина и другие . Только во второй половине 1847 г., по сведениям единоверческого священника С. Белопухова, в Омутнинском заводе было заключено 23 «сводных брака», которые совершались под влиянием ранее судимых «сводителей и соблазнителей» З. Курбатова и Е. Чадаева. Первый отбыл тюремное заключение за «совращение» раскольников поповского толка в поморскую секту и за публичное моление в своем доме в 1840 г., а второй в 1843 г. был осужден за толкование канонов Кормчей книги. Вина З. Курбатова и Е. Чадаева, по мнению единоверческого священника, заключалась в том, что они проповедовали и распространяли учение беспоповщины; «сведя» своих детей, первые подали пример «сводным бракам», в которые нередко вступали и несовершеннолетние (16—17-летние юноши), таким образом, деятельность этих «закоренелых раскольников» служила «соблазном» для православных и единоверцев. К примеру, жители Омутнинского завода П. Шутов и его жена Мавра считались единоверцами (перешли в единоверие в 1840 г.), двух сыновей они женили на православных девушках, одного — на единоверке (венчаны в православном и единоверческом храмах), но уже в 1847 г. дочь «по-раскольнически свели» с крепостным раскольником поморской секты. С. Белопухов провел «увещевание» старообрядцев, но они по «грубости и закоснелости» отказались венчаться в церкви, «ссылаясь на прежние сводные браки, имеющие свободную и предовольственную жизнь».
- - -
*Мячев Василий Иванович (1826 г.р.), упоминается в 3 документах.
Мячева (Савватеева) Устинья Федоровна, (1829 г.р.), упоминается в 3 документах.
Нижегородов Иван Матвеевич, (1826 г.р.), упоминается в 2 документах.
Нижегородова (Ворошина) Матрена Андреевна, (1820 г.р.), упоминается в 3 документах.
Курбатов Захар Георгиевич (Егорович), (1803 г.р.), упоминается в 6 документах.
Шутов Петр Степанович, (1782 г.р.), упоминается в 7 документах. Отец 7 детей.
Шутова Мавра, (1783 г.р.), упоминается в 2 документах.
К данному материалу не добавлено ни одного комментария.