Список населённых мест Северо-Двинской губернии 1926 года: Лальский, Подосиновский и Опаринский районы

В разделе «Список населенных мест Северо-Двинской губернии 1926 года» опубликованы данные по районам, в настоящее время находящимся в составе Кировской области – Лальский, Подосиновский и Опаринский.

По всем трём районам приводятся списки сельсоветов и населённых пунктов с данными о числе хозяйств, населения, расстояниям до административных центров. Информация взята из документов, копии которых предоставлены МКАУ «Великоустюгский центральный архив» и архивным сектором управления делами администрации Опаринского района Кировской области. Обработка выполнена порталом «Родная Вятка».

Адрес раздела: https://rodnaya-vyatka.ru/snm1926-sevdv

Ранее в этом разделе был размещен материал только по Опаринскому району.

Структура раздела

Раздел имеет структуру, подобную другим спискам населённых мест на нашем сайте.

  • Главная страница раздела – список районов, сельсоветов и населённых пунктов (переход к выбранному району, а затем сельсовету выполняется кликом по названию соответствующей административно-территориальной единицы).
  • Страницы - просмотр сканов первоисточника для возможности проверки введенных в базу наименований и числовых показателей.
  • Поиск населённых пунктов по данным раздела.

При просмотре табличных данных в каждой строке доступна ссылка для перехода на просмотр сканов (значок ), а также кнопка для отправки уведомлений о замеченных опечатках (значок ). На страницах районов и сельсоветов отображается процент записей населенных мест, для которых выполнена привязка к базе населённых пунктов. На страницах сельсоветов отображается карта привязанных записей (в таблице отмечены значком ).

Источники

При подготовке раздела использованы следующие источники:

  • Список населенных мест Лальского района С.-Двинской губ. по данным переписи населения 17 декабря 1926 года (МКАУ ВУЦА, ф. 476 оп. 1. д. 483).
  • Список населенных мест Опаринского района С.-Двинской губ. по данным переписи населения 17 декабря 1926 года (МКАУ ВУЦА, ф. 476 оп. 1. д. 486)
  • Список населенных мест Опаринского района С.-Двинской губ. по данным переписи населения 17 декабря 1926 года (Сектор мун. архива упр. делами адм. Опаринского района Кировской области, ф.1 оп. 1 д. 1)
  • Список населенных мест Подосиновского района С.-Двинской губ. по данным переписи населения 17 декабря 1926 года (МКАУ ВУЦА, ф. 476 оп. 1. д. 487)

Все указанные источники содержат рукописный текст и числовые данные, заполненные в типовые бланки табличной формы. Информация приводится в разрезе сельсоветов и населённых пунктов: число домохозяев с разбивкой по национальностям, число жителей с разделением по полам, расстояния до губернского города (г. Великий Устюг), ближайшего города, районного центра, центра сельсовета, расстояния до ближайшей железнодорожной станции и пароходной пристани. При публикации на сайте информация о расстоянии до ближайшего города, до станции и пристани не включена в таблицы, т. к. анализ этих данных показал их невысокую надёжность (много ошибок).

При обработке материалов выяснилось, что список из Великоустюгского архива неполный: не сохранились 1-2 последних листа (Шадринский сельсовет). Поэтому при наборе данных по этому сельсовету мы использовали материал Опаринского архива (копия этого же списка).

Выражаем благодарность архивам г. Великий Устюг и пгт. Опарино, предоставившим материал для работы.

Работа над разделом

Набор данных выполнили:

  • Лальский район - Андрей Лишанский
  • Опаринский район - Андрей Лишанский, с использованием списка, набранного опаринским архивом (О. Д. Арбузова)
  • Подосиновский район - Юрий Ивонинский.

Подготовку материала к публикации и разработку раздела выполнил Денис Шабалин.

Для справки

СЕ́ВЕРО-ДВИ́НСКАЯ ГУБЕ́РНИЯ, адм.-терр. еди­ни­ца на се­ве­ре Центр.-ев­роп. час­ти РСФСР в 1918–29. Об­ра­зо­ва­на 17.6.1918 на 1-м Се­ве­ро-Двин­ском гу­берн­ском съез­де со­ве­тов (под­твер­ждено по­ста­нов­ле­ни­ем НКВД РСФСР от 24.7.1918) из вост. час­ти Во­ло­год­ской гу­бер­нии. Центр – г. Ве­ли­кий Ус­тюг. Пер­во­на­чаль­но де­ли­лась на 5 уез­дов: Ве­ли­ко­ус­тюж­ский, Ни­коль­ский, Соль­вы­че­год­ский, Усть-Сы­соль­ский и Ярен­ский. Пл. св. 106,1 тыс. км2 (1928). Нас. св. 611 тыс. чел. (1924), св. 678,2 тыс. чел. (1926). В 1918–19 С.-Д. г. входи­ла в Со­юз ком­мун Се­вер­ной обл. В 1920–21 ряд во­лос­тей Ни­коль­ско­го и Соль­вы­че­год­ско­го уез­дов ото­шли в со­став Ко­тель­ни­че­ско­го у. Вят­ской губ. В свя­зи с об­ра­зо­ва­ни­ем 22.8.1921 АО Ко­ми (Зы­рян) в её со­став из С.-Д. г. ото­шли Усть-Сы­соль­ский у. и ряд во­лос­тей Ярен­ско­го уез­да. По­ста­нов­ле­ни­ем Пре­зи­диу­ма ВЦИК от 6.2.1922 Ярен­ский у. был уп­разд­нён. По­ста­нов­ле­ни­ем ВЦИК от 10.4.1924 в С.-Д. г. вве­де­но де­ле­ние на 18 рай­онов: Ве­ли­ко­ус­тюж­ский, Верх­не-То­ем­ский, Вил­ле­год­ский, Воз­не­сен­ско-Во­хом­ский (Во­хом­ский), Енанг­ский, Кич­менг­ско-Го­ро­дец­кий, Кот­лас­ский, Крас­но­бор­ский, Лаль­ский, Лен­ский, Ни­коль­ский, Нюк­сен­ский, Опа­рин­ский, По­до­си­нов­ский, Рос­ля­тин­ский, Соль­вы­че­год­ский, Усть-Алек­се­ев­ский, Че­рев­ков­ский. По­ста­нов­ле­ни­ем Пре­зи­диу­ма ВЦИК от 27.2.1928 Усть-Алек­се­ев­ский р-н при­сое­ди­нён к Ве­ли­ко­ус­тюж­ско­му, Соль­вы­че­год­ский р-н – к Кот­лас­ско­му; в том же го­ду Енанг­ский р-н при­сое­ди­нён к Кич­менг­ско-Го­ро­дец­ко­му, а Нюк­сен­ский р-н пре­об­ра­зо­ван в Су­хо­нский. С.-Д. г. уп­разд­не­на по­ста­нов­ле­ни­ем ВЦИК от 15.7.1929, её тер­ри­то­рия со­ста­ви­ла Се­ве­ро-Двин­ский окр. Се­вер­но­го края.

Источник: Большая Российская Энциклопедия (https://bigenc.ru/domestic_history/text/35)

Обзорная карта Северо-Двинской губернии, ок. 1929 г. (источник: http://urdoma.info/post/30883).

Цветом выделены три района - Лальский, Подосиновский, Опаринский.

Кликайте по изображению для перехода к просмотру привязанной карты.

Комментарии

Аватар пользователя ru-danko

Добавлю небольшое примечание к этому списку нас. пунктов, особенно это относится к Опаринскому району.

В списке очень много хуторов (всего по этим трём районам - 1386), которые, по-видимому, массово образовывались в начале XX века. Список 1926 года даёт сведения о размере населения этих хуторов, а также о национальном составе. Так, обнаруживается, что среди этих хуторов много эстонских, а в Переселенческом сельсовете их вообще большинство.

Было бы очень интересно подробнее установить историю этих хуторов и их местоположение.

Цитата из ЭЗВ, том 1, книга 2, с. 331-332:

В начале 20 века в ходе проведения столыпинской реформы началась колонизация необжитых мест России, в Опаринском районе  появляются хутора переселенцев из Прибалтики, с Украины, Белоруссии. В 1907 году на станции Опарино сошли первые переселенцы — эстонское семейство Пилля, за ними прибыли другие. Расселяться стали в малопроходимых лесах по бассейнам рек Моломы и Лузы. Свобода, простор лесов, обилие незанятых земель — способствовало увеличению количества переселенцев.  1914 году эстонцев стало до 8 — 10 тысяч человек, жили на хуторах, своей колонией, сохраняя обычаи, культуру, язык. Приезжали сюда небольшими партиями и латыши, поляки. В 1917 -1918 годах и позднее масса переселенцев возвратилась на родину. Одна из причин — «запрещение свободной эксплуатации лесов, что было главным занятием здешних крестьян и давало им огромные доходы, продразверстка, закрытие свободной торговли и мобилизация на военную службу».  1920 году, по данным переписи населения, в районе было 955 хозяйств эстонских, 158 — латышских, 1658 — русских. Крестьяне не интересовались крупными ближайшими городами Великим Устюгом, Котласом, тяготели к Вятке.

Экономическое положение населения было тяжелое, никаких льгот переселенцам не было предоставлено. В первой половине 1920 годов среди эстонцев было 45 % бедняков, 45 % середняков, 10 % зажиточных. По свидетельствам местного населения из середняков в бедняки переходов было масса, случаев превращения бедняков в середники не было. Оставшиеся здесь искали выход на лесных заработках. Отношение к советской власти, несмотря на все трудности, оставалось вполне лояльным. К 1926 году заметен рост зажиточных крестьян (лесные заработки, подняты цены на крестьянские продукты и сырье), но главную роль играл середняк. Многие начали подавать заявления о принятии в РСФСР. В 1927 году в районе работало 5 эстонских школ и одна латышская, в читальнях — книга на эстонском языке, с 1922 года в Переселенческой волости действовал эстонский народный дом. К 1928 году в районе осталось 625 эстонских семей - 2 438 человек.

В период коллективизации началось разрушение хуторских хозяйств, все перегибы, перекосы в политике коллективизации население переносило болезненно, оказывая активное сопротивление. Но уже в начале 1930-х годах в районе создано немало колхозов с эстонскими названиями: «Аэг» («Время»), «Пунане-Койт»», «Пунане-Лупп», «Уустее», «Эдаси». В колхозах «Власть Советов», «Вохомский», «Землероб», «Интернационал», «Коминтерн», «Культура», «Север» в большинстве работали эстонцы. Не обошли эстонские поселения и репрессии. В архиве (ГАСПИКО) хранятся судебно-следственные дела на 213 эстонцев из Опаринского района, из них уже родившихся в районе — 34 человека. Среди репрессированных — второй секретарь райкома партии К. Э. Рейман, ответственный редактор газеты «Опарино-Седэ» И. Р. Бауман, заведующий торговым отделом райисполкома К. Я. Блау, заведующий районным Домом культуры А. Я. Крипп, директор Опаринской средней школы Р. Я. Пислер. Более 500 жителей района разных национальностей подверглись необоснованным обвинениям и наказаниям. На сегодняшний день все граждане реабилитированы.