Список населённых мест Вятской губернии 1802 года

На сайте «Родная Вятка» размещён новый справочник - Список населённых мест Вятской губернии 1802 года. Источник – архивное дело ЦГАКО (Ф. 583. Оп. 22. Ед. хр. 48). Новый раздел содержит информацию о делении губернии на округи (уезды) и волости, сведения о селениях каждой волости с указанием сословной принадлежности населения, числа душ мужского пола по 5-й ревизии и числа дворов. Предусмотрена возможность поиска по названию и привязка записей к базе населённых пунктов сайта.

Благодаря высокой активности пользователей сайта, мы выполнили обработку этого источника менее чем за два месяца. Большое спасибо всем, кто принял участие в проекте!

Об источнике

Ведомость «о всех селениях в Вятской губернии состоящих с показанием в каком уезде состоят по разделении губернии с 1796 по 1801 год, также сколько каждое селение содержит мужескаго полу по последней ревизии душ» была составлена по предписанию Собственного Его Императорского Величества Депо карт от 30 декабря 1801 года Вятскому Губернскому Правлению. Сочинением ведомости занималась Вятская Казенная Палата.

Ведомость представляет собой рукописный документ примерно на 300 листах, разделенный на три колонки – в первой перечисляются наименования селений, во второй – число душ мужского пола по 5-й ревизии (1795 г.), в третьей – число дворов. Перечень селений разделён подзаголовками на округи и волости. Сканы источника доступны для просмотра на нашем сайте.

gako_d_538_22_48_22_1.jpg
Начальный лист ведомости

Наименования и типы селений

В опубликованной на нашем сайте версии списка наименования приводятся в орфографии источника (но без использования дореформенных букв). В некоторых случаях, где наборщиками были выявлены очевидные описки, добавлены уточняющие комментарии. 

Для удобства работы со списком типы селений выделены в отдельную графу таблицы. В тех случаях, где тип взят из группирующего заголовка («деревни», «починки» и др.), тип указан курсивом. Если тип населённого места в источнике указан не в начале текста (а в конце или середине), в отдельную графу он не выделен и оставлен как в источнике.

При работе со списком следует учитывать, что некоторые названия населённых мест в пределах волости повторяются. Часть из них – это одноимённые селения. Но есть и те, где речь идёт об одном и том же населённом пункте. Причина здесь, по-видимому, в том, что списки составлены на основе материалов 5-й ревизии. В ревизских сказках селение могло быть разделено на части, которые входили в разные переписные книги (дела) по сословной принадлежности жителей и разным административным единицам (станам, сотням). В связи с введением волостного деления составители списка попытались соединить такие селения, но сделали это не везде.

Сословия и народности

Кроме названий селений, в источнике приводится также сословно-национальная принадлежность их жителей. В виде подзаголовков и приписок встречаются следующие разряды:

  • черносошные
  • экономические
  • половники
  • ландмилицкие, или ланцы (содержащие ландмилицию)
  • ясашные татары, черемисы (марийцы), вотяки или отяки (удмурты), бесермяне, крестьяне (русские)
  • служилые татары
  • приписные к адмиралтейству (татары и бесермяне)
  • приписные к казенным заводам ясашные крестьяне
  • помещичьи
  • мастеровые и рабочие (на частных заводах)
  • тептери

Для татар, черемис, отяков и бесермян часто указана также информация о том, являются они крещеными или некрещеными.

При обработке материалов списка разряд жителей мы вынесли в отдельную графу таблицы. В тех случаях, где разряд крестьян указан явно для селения, например «д. Раковская половников», он перенесен в эту графу в неизменном виде (в примере - «половников»). В остальных случаях, где разряд в источнике не написан напротив селения, он взят из подзаголовка, который в деле предшествует этому селению, или из итогов по волости. В таких записях разряд мы выделили курсивом, чтобы можно было визуально отличить явно указанные в документе данные от сведений, полученных из контекста.

В деле имеются итоговые числа душ по волостям – общие и в разрезе сословий. Анализ соответствия этих данных и сумм по селениям показал, что в ряде случаев составителями допущены ошибки в указании разряда. В основном, речь идёт о пропущенных записях типа «ланцов», «экономических» и т.д. напротив отдельных селений. По ряду волостей удалось найти эти ошибки, опираясь на имеющуюся информацию из ревизских сказок. Для таких селений разряд внесён в таблицы в [квадратных] скобках и сделано соответствующее примечание. В списке волостей информация о расхождении итоговых данных и сумм по волостям также внесена в примечания. На эти данные нужно обращать внимание при оценке возможных ошибок в указании разрядов жителей того или иного селения (если итоги сходятся, вероятность ошибки минимальна).

Число дворов

В источнике приводятся сведения о числе дворов, но не для всех селений. Объяснение неполноты данных имеется в переписке ведомств, которая сохранилась в материалах архивного дела. В первоначальном письме Депо карт предписывало предоставить для каждого селения лишь число душ по предыдущей ревизии, однако во втором сообщении от 13 января 1802 года появилось несколько неоднозначное требование о предоставлении также числа дворов: «…сколько каждое селение содержит мужеска пола по последней ревизии душ или число дворов…». В Вятской Казенной Палате не оказалось сведений о числе дворов, и за этой информацией Губернское Правление обратилось к правящему должность губернского уездному землемеру, чтобы он «против каждого селения число состоящих в нем дворов выставил и по исполнении того сказанную ведомость возвратил». Однако в письме от 8 мая 1802 года Депо карт уточнило, что «коль скоро сочинена и доставлена будет в сие Депо ведомость о числе душ каждого селения, тогда уже не стоит надобности в числе дворов». По этой причине работа по проставлению числа дворов осталась неоконченной и в таком виде ведомость была представлена в Депо карт и сохранилась до наших дней.

Ведомость о переселениях после 5-й ревизии

В качестве дополнения к списку населённых мест в деле имеется ведомость о том, «кому имянно после 5-й ревизии из округи в округу и из волости в волость коликим числом душ и на какие именно пустопорожния места позволено от Палаты крестьянам по малоимению в прежних селениях земли переселится». Этот документ может быть полезен для уточнения времени образования отдельных починков. Текст ведомости приведён на отдельной странице раздела.

Административно-территориальное деление Вятской губернии в 1802 году

В списке 1802 года зафиксированы важные изменения, произошедшие в административном делении в конце XVIII века в результате реформ Павла I.

В 1796 году Вятское наместничество было преобразовано в Вятскую губернию, при этом были ликвидированы Кайгородский, Малмыжский и Царевосанчурский уезды, их территории были присоединены к соседним уездам (уезды в этот период именовались также окру́гами). Имеется карта Вятской губернии из Атласа Российской Империи 1800 года, на которой можно увидеть получившиеся в итоге этих изменений очертания уездов. Карта кликабельна, масштабирование - колёсиком мыши.

vyatskaya-gub-1800-small.jpg

В 1797 году в России было введено волостное деление для государственных крестьян. В результате в Вятской губернии было существенным образом изменено внутриуездное деление. Были ликвидированы бывшие монастырские и архиерейские вотчины, оброчные и тяглые станы, сотни и пятидесятни. Вместо прежних территориальных единиц, которые зачастую имели сложную конфигурацию, перемежались друг с другом, были созданы новые компактные волости с населением от 500 до 3000 душ мужского пола.

По состоянию на 1802 год, губерния подразделялась на 10 окру́г (уездов), каждая из которых содержала от 13 до 29 волостей. Кроме волостей, в уезды входили также деревни приписных к заводам, помещичьих крестьян и тептерей.

В списке по неизвестным причинам полностью отсутствуют удельные крестьяне (бывшие дворцовые) и волости, населённые такими крестьянами.

Работа над публикацией списка

В наборе текста участвовали 39 человек (в скобках указано число набранных волостей или частей дела): Т.А. Скригонюк (43), Н.Н. Соболева (24), А. Тарасова (22), Ф.М. Бортников (16), А.Г. Перминов (12), С.В. Давыдова (11), С.А. Собин (10), С.Н. Попова (8), Т.Г. Мельм (8), Н.В. Сметанина (8), А.А. Соловьёв (7), Р.А. Шлыкова (7), Д.С. Лысов (6), В.Н. Скобелкин (6), А.П. Глухих (6), Д.Е. Снигирев (6), Н.А. Смоленцева (4), Э.И. Полатов (4), А. Ураева (3), А.А. Яровиков (3), В.Г. Аксенова (3), Ю.К. Бусыгина (3), А.А. Гагаринов (2), Е.С. Шестакова (2), Е.А. Любочка (2), И.С. Соколов (2), И.Н. Ронжин (2), С.В. Валентеев (2), К.А. Пономарёв (2), И.Г. Долгих (2), Т.А. Абатурова (2), С.Н. Чернова (2), Е.А. Стародубцева (1), К.В. Журавлев (1), Г. Куликова (1), Д.Ю. Шабалин (1), В.А. Лютин (1), К.В. Одинцов (1), Ю. Бертисова (1).

Проверка набранного текста - Н.Н. Соболева (бо́льшая часть), Д.Ю. Шабалин, И.Н. Ронжин.

Координация набора, обработка таблиц, программирование – Д.Ю. Шабалин.

Благодарим за помощь всех, кто принял участие в этом проекте!

Благодарим за сотрудничество Центральный государственный архив Кировской области.

Комментарии

Аватар пользователя ru-danko

СНМ 1782-1785, который сейчас набираем, Каринские доли разделены между Слободским, Кайским и Глазовским уездами. "Каринский стан" не упоминается.

Понятно, значит вот что имел ввиду Чураков В.С., под 1797 годом - уже не Каринский стан, а "исторически сложившиеся малые административно-территориальные единицы Каринского стана", т.е. доли.

Аватар пользователя татива

Здорово! Пригодилась моя запись из ревизской сказки 1811 года!

Страницы