Два года назад, а точнее, 20 июля 2015, поехали мы в славный город Слободской (город очень интересный, туда можно спокойно ехать дня на 3+, ибо есть что посмотреть…Как-нибудь соберусь…) - отправлять дочку в лагерь. Ну и решили на обратном пути заехать к друзьям в посёлок Первомайский, надо сказать, это, пожалуй, самое любимое место нашей области, по крайней мере для меня. Сейчас, правда, посёлок административно присоединили к городу Слободскому, но для меня он всё равно Первомайский. Во времена Российской Империи он назывался - село Спасское или Спасо – Подчуршинское, хотя я так же слышал, что его просто Спасом называли. Но к истории вернёмся немного позже.
Посадив дочку в автобус, я решил ехать не по трассе, а по дороге вдоль реки Вятка, попутно посмотреть село Успенское, а уже оттуда в Первомайский. Ехал первоначально по дороге Слободской - Первомайский, но на выезде из села Щуково повернул налево. Поскольку ехал по спутниковой карте (использую Sas4android) доехал до места с которого открывался замечательный вид.
Вид на село Успенское
Ещё один вид
И тут я понял, что дорога по которой мне надлежит ехать уходит довольно резко вниз, при том с боковым уклоном. Наученный опытом, я прошёл дорогу от верха до низа и только после этого включив 4L поехал вниз. Видео не предаёт ни уклона, ни того, что дорога это глина местами с травой, а секунде на 42й слева находится овраг, глубина которого начинается от метра и далее доходит метров до 7+.
На подъезде к селу Успенское
В самом Успенском мы чего-то более менее интересного, на наш взгляд, не обнаружили, хотя оно одно из самых старых в Слободском районе, поэтому направились по лесной дороге прямо в Первомайский. Подчуршинское городище видно из далека…
Приехав в посёлок, мы немного покрутились, вспоминая, где живут наши друзья, но в итоге всё-таки нашли. У них недавно произошло радостное событие — очередное прибавление в семействе. Нас радушно угостили чаем, после чего посидев и проговорив около часа, мы двинулись дальше…
В первую очередь поехали смотреть Спасо-Преображенскую церковь. Построена она в 1755 году, второй придел в честь Святого Онуфрия построен в 1765 году, колокольня в 1795 году. Вот как она выглядела раньше…
Архивное фото церкви Преображения Господня.
Сейчас храм восстанавливается на средства прихожан. Рядом стоит здание школы, которую закрыли и дети теперь вынуждены ездить из посёлка в Слободской… Печально…В советское время в храме хранили шкуры, часть территории была застроена. Как нам сказала женщина, которая шла в храм, когда их строили, натыкались на скелеты, так как у церкви находилось кладбище. Сейчас храму явно не помешала бы помощь в восстановлении, а сам посёлок вполне можно было бы сделать частью туристических маршрутов, включающих город Слободской.
Придел в честь Святого Онуфрия
Вход очень ухожен
Впечатление осталось двоякое.
Во-первых радостно, что хоть тихонько, но восстанавливается.
Во-вторых, было приятно пообщаться с женщиной, которая много нам поведала про храм.
В-третьих, удручает, что кроме служителей и прихожан никому нет дела до проблем храма…
Вот с этими мыслями мы с супругой пошли в магазин, который находится рядом с церковью, чтобы купить выпечки и продолжить наше путешествие…
По пути на городище мы проехали мимо здания, в котором Фрол Лесников основал меховой завод. Из этого завода в последствии вырос меховой гигант "Белка". Здание этого завода сохранилось до сих пор.
Напротив него стоит дом старой постройки на котором вывешены мемориальные доски Вартересьяну З.А. (заслуженному учителю), Харину Б.П. (в 1944 году совершившему подвиг, направив свой самолёт на скопление техники противника), Чурину Д.Г. и Калабину К.Н. погибшим на Северном Кавказе.
Так петляя по улочкам мы добрались до подъёма на холм, где расположено городище.
Поднявшись по тропинке на холм, я какое-то время приходил в себя, так как там вполне можно сделать "тропу здоровья". Раз 10 поднимешься и пару килограмм скинешь.
На холме находится крест в память о храме, который там стоял.
На просторах интернет нашёл фото храма разрушенного в 20 веке.
Всехсвятская церковь
Деревянная колокольня пристроенная к Всехсвятской
Помимо креста на городище находятся камни привезённые туда в 1995 году…
Вид с высоты открывается очень впечатляющий… Аж за душу берёт…
Кедр
Вид на храм с городища
Побродив ещё немного по городищу мы спустились и поехали в сторону малого "южного" карьера.
Грачи на кедре
Выдвинулись мы в сторону малого карьера вдоль железнодорожной ветки. Посёлок находится на склоне, поэтому виды с вершины склона, тоже завораживают.
Разработка извести началась в окрестностях Первомайского ещё 1940 году. Сначала штольневым методом, потом подрывным. "Южный" или малый карьер начали разрабатывать в 80-х, а в 90-е уже перестали. Вода там необычного зеленовато-голубого цвета, правда, в пасмурную погоду это не так заметно.
Дорога от посёлка до малого карьера даже по объездной дороге для машин с малым просветом будет трудновата, особенно после дождя.
Виды по сторонам дороги
Пробравшись около 700 метров мы выехали на берег Первомайского "моря"…
Там мы устроили долгожданный привал на трапезу и набегались по его берегам в поисках хороших видов…
Я сначала немного приценивался не стоит ли спуститься по склону, но потом передумал…
Супруга охотилась за флорой…
Место сие нам очень понравилось.
Наевшись и набегавшись, двинули к большому "северному" карьеру…
Горы извести
Первоначально предприятие называлось "Жуковские камнеразработки", а в последствии "Жуковский комбинат строительных материалов". На большом "Северном" карьере разработки начали ещё в середине 50-х, а закончили уже практически в конце нулевых. На большом, если честно, атмосфера достаточно постапокалиптическая… Вот тут всякую "сталкерню" проводить самое то…
Въезд на большой карьер
Погрузной транспортер
Сначала думали ехать туда или нет, поскольку не понятно, работает ли ещё предприятие… А потом, где наша не пропадала?..
Нас встречает известковый элеватор…
Груда камней на въезде
Вообще, он по масштабам, гораздо больше "южного".
На данный момент, скорее всего, предприятие или уже ликвидировано или находится в стадии ликвидации…
Почва местами растрескавшаяся, поэтому ездить там, если честно, страшновато…
Но вообщем и целом пейзаж пробирает весьма неплохо…
Можно вполне было бы снять посадку на Марс допустим…
Накатавшись вдоволь по карьеру мы всё-таки двинули наконец в сторону дома. Поехали мы через деревню Чирки в сторону села Волково.
Ехали мы по полевым дорогам. Красота просторов завораживает. Постепенно погода стала портиться. И тут я произнёс сакральную фразу:"Я знаю короткую дорогу…".
Нам предстоял путь через лесную дорогу, по протяжённости примерно километр. Дорога была уже достаточно размешана.
Тут по идее должно было бы быть самое интересное место, но мы не снимали ничего, так как очень было боязно застрять. Особенно в одном месте, где мы должны были бы 100% сесть на раму. Но я немного подкопав обочину(хотя она всё равно была уже меня) и газанув, свалился с неё уже за центром "Гринпинской трясины" и таки вылез… до села Волково оставалось метров 200… Довольные тем, что так и не застряли, мы въехали в село, в котором не мало домов старой постройки…
Церковь Троицы Живоначальной в селе Волково, построенная в 1778 году, практически отреставрирована и выглядит изумительно.
На этом наш насыщенный день фактически закончился. От села Волково 4 км по асфальту до трассы Слободской-Киров.
Спасибо, интересно.
Судя по документам 19 века, копали извясть жители окрестных деревень уже тогда. Чирковский Известковый завод начал работу, вероятно, чуть ранее 1936 года. Точную дату я не знаю, с этого года велся учет рабочих. В этом же году построен рабочий почёлок, существующий до сих пор.
Очень хорошие фото.
А село Волково это бывшее Волчье-Троицкое?
В моей родословной базе на данный момент 118 событий, совершенных в Спасо-Преображенской церкви: крещения, браки, отпевания... С 1806 года по 1935-й. В 1935-м - крещение моей бабушки.