Анна Яковлевна Чехонина (Серебрякова) родилась в 1905 году в деревне Спасской (Киняусь) Вятско-Полянского района Кировской области в крестьянской семье.
Её детство было обычным для того времени. Когда настала пора, пошла в школу, но проучилась только одну зиму. А с осени она стала нянькой для своего младшего брата Ванюшки, а после заменила рано умершую мать.
Много лет спустя, став Баушкой, она рассказывала о той поре своим внукам…
Беседа. Фото С. А. Лобовикова. 1914-1916 гг.
С наступлением лета деревенская ребятня опять начинала играть в свободных избушках. Были они не в каждом дворе, но у нас и наших соседей Палагиных были. Как сейчас помню, соберёмся, вымоем полы, кровати сделаем. В бутылках наставим черёмухи, либо веток. Притащим из дома стряпни. После как уберёмся, ходим друг к дружке в гости. Сидим за столом калякаем. Из толченых ягод вина сделаем. Потчуем всех.
Только зазеленеет трава, идём в поле, либо в огород. Едим труппу, кутьки-калабашки, пол-метровые побежки малины. Принесем каждый по целой ноше, сядем на улице, чистим да едим. Бывало груду такую обчистишь, что корове под силу только и можно съесть. Летом ходили за земляной и смородиной, по малину и грибы, собирали орехи. А когда поспеют яблоки - в день по подолу яблок съедали. Лето только и жили на молоке, да яблоках.
Если наберётся большая ватага с улицы, начнём готовиться к проводам Солдата в армию. Палашка Палагиных была старше нас и все выгадывала быть Солдатом. Наперво зачнём готовить стрепню. После застолья провожам Солдата в армию. Ревём вовсю…
А сами отвезём Палашку на гумно. А возили-то в тележке, на лошадях из девок.
Просидит Солдат сколь-нибудь на гумне, значит отслужил, везём обратно. Все его встречают, радуются, потом качают на качелях. Палашка хоть полдня просиди, а мы её все качам.
А то зачнём в лавку играть. Перво-наперво заготовим товар. Сходим в овражек, наберем каменьев-плиток всяких цветов, красных, желтых, синих да наломаем их – это будет сахар либо халва. Наберём камешков на речке, это леденцы. Разложим щепки - рыба. Насобираем падалицы, из глины настряпаем конфет, пряников, колобков. Под лабазом откроем лавку, разложим товар и начнем торговать. Выберём одну в торговки, а все остальные станут по очереди заходить в лавку, выбирать товар и покупать. Товар на весах вешали обязательно с походом и отпускали в кульки из лопухов. Производили и денежный расчёт. Деньгами служили листочки с деревьев.
Придет зима, радуемся снегу. Соберёмся всей гурьбой - зачнем играть в кучу-малу. Или бегаем по проходам в сугробах играем в догонялки.
Когда нападёт снега поболе, сгребали большую кучу и выбирали атаманов для ее охраны.
На куче стояло два али три атамана, а все остальные кругом на них налетали, старались с кучи стащить и занять ее. А они всех отталкивали.
А еще строили избушки из снега. В больших огородах снегу было много, не как ноне. Зачнём прокапывать ходы из одной комнатки в другую. Стены ровно подтешем деревянными лопатками, какими пироги в печь садят. Обстановку тоже делали из снега. Из снежного наста нарежем зеркалов, столы и лавки сделаем. Наставим сосулек и кусков льда – это кабудь-то посуда. Из пакли и ремушек навертим кукол, всех рассадим. В кухнях сделаем печурки.
Притащим из дома рябины, калины, все разресуем. Веток еловых принесём – зачнем все украшать.
А после ходили в дома друг к дружке. С обхождением встречали гостей. Смотрели у кого какой дом. Если бывало ночью завьюжит али нападет свежий снег, то днем опять прогребаем все дорожки, подметам комнаты. Такой порядок и держали.
Помню, зимой, как-то раз разругались мы, да Кузины с Парашиными. Восетты они у нас ветки утащили из снежных избушек. На другой день пошли в школу. Взади всех шла Парашина. Она возьми меня, да толкни. Я посклизнулась, да пальчик застрял в ледяном следу, где корова ступала, да и не ладно сделался - вывернулся. Я реву, кожа вся на нём сморшилась. Парашина меня повела в школу, потом к знахарке – палец вправлять. Да всё обошлось.
Мы с ней ещё и теперь все смеёмся, как вспомним.
г. Вятские Поляны. 1974 г.
Очень интересно, а текст живой.
Поясните, пожалуйста, слово Баушки. Это так произнесено слово бабушки или что-то другое?
Самое простое объяснение, выпадение звука при произношении. В Вятско Полянском районе и сейчас говорят Баушка (Бабушка), деушка (девушка).
Студенты филологи считают, что это вопрос из области "сопромата" русского языка.
Татьяна, я долго пытался зарегистрироваться в вашем блоге, но всё неудачно, поэтому прокомментирую здесь. Итак, начинаю.
Очевидно, что текст писала не сама Бш.; запись осуществлялась с её слов современным грамотным человеком. Тут возможны два варианта: 1)буквальная фиксация речи Бш.; 2)воспроизведение речи Бш. с некоторой обработкой (сокращение ненужных длиннот и т.п.); при этом речевые особенности, конечно, должны быть сохранены. Однако в обоих случаях следовало соблюдать орфографические правила в написании таких слов, как "потчуем" (не "поДчуем" !). "Вовсю", как наречие, пишется слитно. Написание "разрЕсуем" оправдано только в том случае, если Бш. явно так произносит, так же, как форма "стрЕпню". Ну, а запятые следовало расставить согласно нормам литературного языка.
С уважением. Несостоявшийся Филолог.
Уважаемый Несостоявшийся Филолог, замечания приняты, две ошибки исправлены. Удачно подмечено (разрЕсуем, стрЕпню). Анна Яковлевна действительно так произносила. Спасибо. А что по-вашему, означает слово Баушка?
Несостоявшийся Филолог добавил: