Крестьянские сходы в бытовом их освещении (очерк А.Чарушина, 1911 год).

 Продолжение, начало здесь - http://rodnaya-vyatka.ru/blog/3521/100827

"Преобладающим весом и влиянием на сходе пользуется, без сомнения, деревенский богатей, особенно если крестьяне у него в долгу. Местами такой богач-мироед держит в руках всю общину и является настоящим "воротилой" схода; без его согласия не назначается даже время созыва последнего. Скажет, например, что днем ему некогда, и бежит десятский человек к старосте, а затем по всей деревне оповещать, что сход назначается вечером. Руку богатея часто тянут к тому же и староста и старшина. При таких условиях заранее расположить к себе воротилу значит нередко обеспечить успех проводимого дела на сходе. Впрочем влияние богатеев на сходе обуславливается не одной только боязнью их силы и подобострастием к "могутности", но и хитрым расчетом получить за благоприятное решение вопроса побольше на "угощение мира".

Совершенно обратное в смысле какого-либо значения или влияния на сходах выпадает на долю женщин. К ним - участницам схода - мужики относятся не как к равным себе, а скорее насмешливо, иронически, считая присутствие их необходимым разве для счета голосов. "Баба-дура", у которой "волос долог, да ум короток", не признается вообще народом самостоятельной в обсуждении и решении общественных дел; и зная такой взгляд женщины без особенной нужды сами неохотно идут на сход. Говорят они вообще мало и выступают только по чсто личным делам, защита которых ведется ими однако с большой настойчивостью и жаром. Стоят они обыкновенно отдельно, группой, и если выражают неодобрение против какого-либо решения схода, то подымают все вместе пронзительный вой и крик. Тем не менее в некоторых селениях с промысловым населением, когда в известное время большинство мужиков уходит на заработки, женщины на сходах часто преобладают в своей численности. В деревне Дубосекове Московской губернии на 10 мужиков, например, приходится временами 18 женщин, заменяющих своих мужей, а в селе Истобенском Вятской губернии сходы составляются летом почти исключительно из одних только баб, почему и получили название "бабьих сходов". Не вмешиваясь обыкновенно в дела мира, женщины однако не остаются иногда без протеста против тех или иных решений схода. Протест этот большей частью выражается в тех случаях, когда мужики, по мнению баб, невовремя или некстати "сгадают выпивку" на мирские деньги. Мужикам приходится тогда уступить или пойти на хитрость предложением, например, женщинам совместной выпивки.

 Вообще выпивка, до которой так падки крестьяне, является нередко серьезным двигателем, дающим то или иное направление решению схода. С целью раздобыть вина и угоститься на даровщину наиболее ловкие и находчивые из участников схода пускаются нередко на всевозможные хитрости. Предстоит например выбор старосты или сборщика податей. Перед моментом голосования очередных кандидатов вдруг из толпы начинают раздаваться выкрики, указывающие на зажиточного мужика, которому очередь отбывать службу еще не наступила. Значение этих выкриков сразу же становится понятным толпе, и та в свою очередь спешит поддержать их в расчете, что намечаемый кандидат "откупится", то есть поставит мирус полведра водки. В иных общинах выпивка после схода вошла в обычай. Каждый думает только как бы "сварганить четвертушку". Если оказываются свободные мирские деньги, то четвертушка покупается на них; если нет, то придумываются другие выходы: то сдается небольшой клочек общественной земли, то решается вопрос о продаже оставшихся от дележа нескольких копен сена и т.п. Все рассчитывают при этом, каким бы способом выручить побольше "на угощение". "Попу ежели предложить сено за водку, - рассуждает сход, - ровно неловко, кабы не пришлось отдать от мира даром его; да и даст-то он не более ведра, а торговаться разве статочно с ним", - и тут же сено предлагается с торга участникам схода и на выручку покупается вино. Иногда водка служит также своего рода наказанием для провинившихся. Один крестьянин Смоленской губернии срезал у себя в усадьбе березу. Сосед начал доказывать, что береза росла на его меже. Дело дошло до схода, который произведя осмотр на месте нашел претензию соседа справедливой и постановил взыскать с виновного в пользу потерпевшего 3 рубля, а в пользу схода с того и другого по четверти водки. Будь то сельский или селенный сход, водка всюду играет видную роль в жизни его, и крестьяне готовы придраться ко всякому случаю, чтобы поднять речь о водке. Пить ее собираются не только участники схода, но и домохозяева, остававшиеся дома. Непьющие отбирают свою порцию водки в принесенную бутыль или предоставляют ее родным. Последствием общественной выпивки часто бывают ссоры и драки, вызывающие обыкновенно вмешательство жён. В лесных северных губерниях сходы ведутся строже и заявления о водке не так часты и настоятельны. На селенных сходах преобладающее влияние сохранилось местами в этих губерниях еще за стариками, и молодежь стесняется быть особенно требовательной: "Нельзя, все родные или близкие". Если же и напоминается иногда заинтересованным лицам об "угощении", то делается это в вежливо-просительной форме: "Не лишнебы теперь и поуважить обчественников".

 Голоса на сходе собираются разными способами: поднятием рук, заявлениями "согласны" и "не согласны" и наконец простым подсчетом голосов. Последний способ однако менее употребителен. Постановления сельских сходов облекаются обыкновенно в письменную форму, приговор, который подписывается всеми участниками схода, а нередко и лицами, отсутствовавшими на нем. Приговоры приводятся в исполнение сельскими старостами, а в более важных случаях и волостными старшинами. К содействию полиции прибегают разве в случае особенных затруднений. Постановления селенных сходов большей частью бывают словесные и редко оформляются на бумаге. Волостной сход отличается от сельского и селенного более официальным характером. Он состоит из волостных и сельских должностных лиц, назначаемых по выбору, и из домохозяев, избираемых по одному от каждых 10 дворов тех общин, которые входят в состав волости (или из так называемых "десятидворных", "выборных" или "думных").

 Присутствие женщин на волостных сходах обыкновенно не допускается, из посторонних могут находится только лица, имеющие какое-либо непосредственное дело до схода, как подрядчики, поставщики и т.п. О времени созыва схода выборные оповещаются повестками, рассылаемыми из волости через старост. Волостные сходы происходят нечасто, раза два в год, обыкновенно осенью и зимой, но в случае надобности созываются и экстренно. Нередко на них присутствует и земский начальник. Председательствует на сходах волостной старшина. Сходы ведают в общем те же крестьянские дела, что и сельские сходы, но касающиеся нужд лишь целой волости. Однако компетенция сельских сходов значительно шире, так как земельно-хозяйственные дела не касаются волости.

 На волостной сход выборные являются более аккуратно и не потому только, что за неявку могут подвергнуться штрафу, а вследствие взгляда, что обязанность "выборного", "думного" почетная, и от исполнения ее неловко уклоняться. Однако сознание это далеко не у всех окрепло, и иные пользуясь тем обстоятельством, что рассылаемые повестки принято местами возвращать при входе в волостное правление и по ним судить о наличности собравшихся членов, нередко сдают такую повестку и уходят, не дождавшись даже начала схода. "Ты что? А на сход-то? - спросят такого мужика. "А чего я там зря-то толкаться буду, - дается ответ, - я и неграмотный, и без меня подпишут". Иногда дело обстоит еще проще: "Сосед, далече?" - спрашивает иной выборный другого. "А на сход. Вишь, повесткой повестили". - "На-кось, захвати и мою". - "А ты что? Не пойдешь? Давай, заодно снесу". И повестка забирается, а владелец ее, не выходя из дома, считается таким образом как бы присутствовавшим на сходе. К волостному сходу выборные по возможности приодеваются. В этом случае ими руководит сознание, что они идут в "присутствие", каковым считают помещение волостного правления, где обычно (или на дворе правления) и происходят сходы. Внутренняя обстановка правления внушает им уважение: в зале портрет Государя; за барьером, отделяющим часть залы, - длинный стол, покрытый зеленым сукном. В зависимости от размеров помещения члены схода стоят или сидят на приготовленных скамьях.

 Каждый выборный при входе в правление кладет крест обращаясь к иконе и отвешивает присутствующим общий молчаливый поклон, иногда подавая руку старшине и знакомым. Лица у выборных серьезные, словно озабоченные чем; разговоры ведуться вполголоса, и шуток и смеха не слышно. Вообще поведение народа на волостном отличается сдержанностью и отсутствием той развязности, какая проявляется на сельских и деревенских сходах. Большинство опасается, "кабы не сказать чего лишнего" и не быть осмеянным. "на волостных сходах нам и говорить-то боязно, - заявляют мужики, - потому как необразованные мы, на чужой стороне не бывали, на людях не живали, да и старшины-то побаиваемся: редко бывает с нами, не привыкли к нему". Поэтому во всех обсуждаемых вопросах редкий из выборных решится открыто выражать свое мнение, стараясь больше примкнуть к другим: "Как люди, так и мы". Иногда впрочем и на волостных сходах появляются "горланы" и бойкие мужики - "краснобаи", но чаще всего такое появление их замечается разве во время выборов волостных должностных лиц.

 На волостных сходах не принят ныне обычай общественных "угощений". Однако без таких угощений, даваемых влиятельным заправилам схода с целью снискать их расположение и поддержку, не обходятся ни одни выборы должностных лиц, особенно старшины. Правда делается это всё за кулисами и не в самый момент выборов, а во время предвыборной агитации, когда лица, стремящиеся "пролезти в старшины", пускают в ход все пружины, чтобы добиться желаемого. Характерен рассказ одного из таких заправил волостного схода, от которого требовалось воздействие в желательном смысле на общественное мнение схода. "В тот год много народу в эту должность лезло, а нам, гляди, только и на руку это. Перед выборами, почитай, и дома-то я недели две не ночевал. И водки же попито было! Андрей Иванов поит, Петр Симонов поит, а тут еще и Егор Карпов угощает. Говорю это я Егору-то Карпову: да ведь я уж с тех выпил, как же с тебя-то? Ровно и неловко ведь. "Пей, - говорит, - всё словечко замолвишь". Больше всего в те поры попито было с Никиты Иванова. Страсть в старшины ему влезть хотелось. Ну и стала же ему эта охота десятки в две, а то и боле поди. Одначе поить-то поил, а все же в старшины не попал. Припомнил я ему, как он скребнул однажды меня... Когда кричали: "Никита Иванов! Вот хороший, настоящий старшина будет!", так я за ними: "Хорош! Хорош!", даже шапкой махал, чтобы видел-то, как я горой за него. А тут же пригнусь малость да и горланю: "Не надо! Не надо!" А как стали шары класть, все кого я подговорил и наклали ему влево". Порядок собирания голосов на волостных сходах установлен ныне большей частью закрытый, то есть шарами посредством баллотировочных ящиков, однако не во всех случаях, а в зависимости от усмотрения председателя схода или земского начальника, если последний присутствует на сходе.

 Мир, по воззрениям народа - сила, воплощающая в себе справедливость, и решения его - закон. И если крестьяне захотят показать этусилу и власть свою, проявить единодушную волю мира, тут уже не откупиться от них ни просьбами, ни мольбами, ни водкой; не страшны для них тогда ни угрозы и ни "влияния". В деревне Погулях Калужской губернии староста заявил на поселенном сходе о неисполнении мирского приговора некоторыми домохозяевами, не поставившими изгородей в полях, и высказал при этом. что следовало бы пойти всем сходом а поле, осмотреть изгороди и ослушников там же на месте наказать розгами. Мир дал согласие. Один из односельчан, сознававший за собой неисправность, забежал вперед и незаметно для всех разломал изгородь у самого старосты. Когда подошли, изумленный староста стал возражать, что изгородь была цела, но участники схода спокойно заметили: "Да ведь теперь-то она разгорожена... А положение ты знаешь, что мир положит, тому и быть". И пришлось старосте, да еще грамотному и уважаемому человеку, покориться миру.

 Однако сознание властного значения мира, сохранявшееся у народа и окрепшее еще более после падения крепостного права, начало как будто местами за последнее время под влиянием усиленно проводимых начал опеки над крестьянской жизнью и всё большего соприкосновения деревни с элементами городского воспитания, терять свою прежнюю устойчивость или незаметно для постороннего глаза прятаться на дно народной души. Теперь уже сравнительно реже можно слышать из уст толпы такие заявления как: "Не хотим", "Не желаем", а на угрозы подвергнуть ослушников наказанию: "Мы не одни, за нами весь мир, всех не арестуешь". Но все же осадок затаенного обидливого чувства видимо остается у народа и прорывается наружу, когда он замечает вмешательство против воли и желания мира во внутренние распорядки его жизни, где хозяином и распорядителем привык он считать себя, и особенно если вмешательство допускается без достаточных оснований и видимой практической пользы для деревни. "Что господа? Им только выдумки, за то ведь и деньги получают, - рассуждают мужики в таких случаях, - разе видна им наша хрестьянская жизнь? Вот хоть бы земский - приехал, налопотал, что хотел, что ладно-неладно, а тут сиди да расхлебывайся как знаешь". Особенно волнует крестьян, когда власть начинает слишком усердно вторгаться в дела их самоуправления. Если земский начальник кассирует приговоры сходов и не утверждает в должности выборных лиц, то нередко слышатся замечания: "Что мы теперь стали? Барские, больше ничего". На одном волостном сходе выбран был старшина, неугодный земскому начальнику. Последний тут же на сходе заявил, что выбранный не будет утвержден в должности и что сход должен озаботиться избранием другого лица. Но относительно другого последовала такая же резолюция. Тогда один из участников схода громко заявил: "Зачем же вы, ваше благородие, и сход-то собирали? Сами и назначали бы старшину". Земский прикрикнул, но протестовавший не унимался и на угрозу земского арестовать его, крикнул на весь сход: "Видите, православные, зачем нас призвали сюда? Пойдемте домой, здесь нам нечего делать! Здесь земский - хозяин, а не мир"...

 В большинстве случаев однако сход, если предвидит или убеждается, что настояния его ни к чему не приведут, предпочитает пассивно подчиняться распоряжениям власти, оставаясь при том утешающем его сознании, что в данном случае виновником "неправого" по его мнению решения является не он. Поэтому, если за глаза в разговоре друг с другом крестьяне выражают недовольство на то или иное распоряжение власти, затрагивающее компетенцию мира или интересы деревни, то на сходе в присутствии земского начальника не всегда решаются открыто выражать свой протест. "Что уж тут, видимое дело... Коль велите, пусть так и будет! - сдаются участники схода, - хоть руки-то развяжите да отпустите народ по домам". Во многих случаях проявляемая уступчивость крестьян объясняется сознанием, внушаемым иногда тем же старостой или старшиной, что в случае решения, несогласного с желанием начальства, их снова заставят собираться и "тратить попусту время", чего крестьяне всегда опасаются. Только вопросы, связанные с новым обложением или увеличением мирских расходов, когда особенно основание такого увеличения представляется неясным или неоправдываемым в глазах мира, побуждают крестьян почти всегда выносить отрицательные решения, хотя бы и вопреки настояниям начальства. В Великореченской волости Вятской губернии потребовалось нанять второго помощника волостного писаря. На собранном волостном сходе земский начальник заявил, что на помощника следует внести в смету мирских расходов еще по 8 рублей в месяц. "Мы не согласны", - в один голос закричал сход и поднял сильный шум. "Молчать!" - крикнул земский начальник и приказал передним рядам подальше отодвинуться от стола. "Кто согласен, - обратился тогда он к сходу, - оставайся на месте, а несогласные выходите к столу!" Никто не шелохнулся в толпе, хотя в задних рядах и подталкивали друг друга. "Значит согласны?" - последовал вопрос. Но сход напряженно молчал. "Согласны?" - переспросил еще раз земский начальник и, видя то же безмолвие схода, выражавшее один пассивный протест его, приказал писарю записать в приговор "согласны".

 Вообще присутствие на сходе земского начальника в значительной степени умаляет самостоятельность мира в его решениях и даже сознательность нередко в этих решениях. "Земский, - передавали мужики одной волости, - спрашивает нас, как лучше, а мы и не знаем, что сказать, потому, допреж того не судили промежду собой. Известно, народ неученый. А ежели горлан какой закричит, тогда все ж бы понятнее что было, так земской его остановит: ты, говорит, не кричи, а говори по-людски, толком, - вот горлан и осёкся. Мнемся эдак-то, не знаем, решение какое сказать, а земский опять: так как же, спрашивает, согласны что ли? - Да что уж, видимое дело... Согласны, говорим, ваше благородие. А ладно ли согласились, так и посейчас невдомек нам". хотя в толпе на сходе крестьяне не так уж стесняются земского, надеясь, что "на сходе-то ништо, не узнает, кто кричит". Но каждый опасается, чтобы он "не зачал по одному выкликать: вот лытки-то и затрясутся и язык-то за зубы спрячешь". Этой психологической чертой искусно пользуются нередко земские начальники, чтобы добиться желательных решений от сходов. В более важных и щекотливых случаях, когда нужно оказать давление на крестьян, сход по приказанию земских начальников разбивается на две группы: согласных и несогласных, обязанных становиться в разные стороны. Введение этой меры, побуждающей притом же участвовать в голосовании и лиц, желавших воздержаться от подачи своего мнения, встречено было народом с большим смущением. Бывали случаи, что несмотря на все настояния земского начальника, сход на стороны не расходился, а сбиваясь в кучу кричал, кто - согласны, кто - не согласны. Местами же мир, как бы поясняя истинный смысл этой меры, в глаза заявил земскому начальнику: "Если мы разделимся, ты нас осилишь".
А.А. Чарушин.

Комментарии

Аватар пользователя ru-danko

Спасибо за публикацию статьи, интересно