Климковка. Инженер М. А. Павлов и рабочие металлургического завода. 1888 год

М. А. Павлов - в первом ряду, в центре. Фотография из собрания Белохолуницкого краеведческого музея. Михаил Александрович Павлов (1863-1958) - ученый-металлург, академик, Герой Социалистического Труда (1945), лауреат двух Сталинских премий 1-й степени (1943, 1947), награжден 5 орденами Ленина.

Yes

 Михаил Павлов родился в семье казака в местечке Божий Промысел в Ленкоранском уезде Бакинской губ. Рано осиротел и воспитывался в семье деда - казачьего урядника. Окончил Ленкоранское городское училище (1873), Бакинское реальное училище (1880), Петербургский горный институт (1885). По окончании института Павлов 10 лет служил на металлургических заводах Вятской губернии: в 1885-1887 гг. - на Кирсинском заводе, где он состоял в должности смотрителя завода, и с 1888 по 1896 год на Климковском заводе - в качестве заведующего доменным производством. Домна, построенная в Климковке по проекту Павлова в 1891 году, была одной из самых высокопроизводительных в России. Затем Павлов совершил несколько поездок по Уралу, в Швецию и США, и служил на Сулинском заводе (область Войска Донского). Преподавал в Екатеринославском высшем горном училище. С 1904 по 1941 год - профессор Петербургского политехнического института (ЛПИ им. Калинина), в 1921-1930 гг. - профессор, создатель и руководитель кафедры металлургии чугуна Московской горной академии, затем (1930-41) - профессор Московского института стали им. Сталина. Принимал активное участие в проектировании крупнейших металлургических заводов СССР. Автор научных трудов и учебников по металлургии. Написал автобиографическую книгу "Воспоминания металлурга" - впервые издана в Москве в 1943 году, затем в 1945 году вышло в свет второе издание. Позднее "Воспоминания" издавались еще несколько раз.

 Климковский (Климковско-Боровский) чугуноплавильный завод был построен на реке Климковке (притоке Холуницы) в 1762 году генерал-кригс-комиссаром Александром Глебовым, от которого в 1869 году вместе с Холуницким заводом поступил во владение купцов Яковлевых. В 1873 году хозяином Климковского завода (как и прочих заводов округа) стал литовский предприниматель А. Ф. Поклевский-Козелл. В 1885 году на Климковском заводе выплавляли 327,2 тыс. пудов чугуна. Весь чугун отправляли на Холуницкий завод (ныне г. Белая Холуница). Рабочих на Климковском заводе в 1885 году было 120 человек. Завод действовал с сентября по июль. В поселке были 2 земские школы и заводская больница, почтовая и телеграфная станции. Самый высокий уровень производства чугуна на заводе пришелся на 1890-е годы - более 400 тыс. пудов в год. К тому времени число жи­телей в поселке доходило до 2800 человек. Климковка представляла собой типичный уральский поселок с заводом, стоящим на запруженной реке. В 1934 г. Климковский завод был закрыт из-за трудностей в добыче железной руды. Рудные залежи были разбросаны на большой площади, что препятствовало применению мощной техники. Домна Павлова была разобрана в 1955 году. Климковский чугуноплавильный завод проработал 172 года. Фотография сделана в ограде Спасской церкви поселка Климковского завода. Каменный Спасская церковь была построена в 1833-1835 гг. Закрыта в 1934 году. Разобраны ограда, купол и колокольня.

Комментарии

Аватар пользователя ru-danko

По этой замечательной фотографии есть интересный лично для меня факт: человек, стоящий краним справа на этом фото, атрибутирован как Щербаков Владимир Петрович. Именно такие ФИО были у моего прапрадеда, жившего в Климковском заводе.

Я написал, что снимок сделан в ограде церкви. Судя по немногим старым фотографиям поселка Климковского завода, другое место представить трудно. А церковная ограда быда именно такой - с каменными столбами. 

Павлов очень уж выделяется среди рабочих - высоким ростом, плотным телосложением. Ну, судя по воспоминаниям, аппетит у него в молодости был отменный. 

Аватар пользователя ru-danko

Да, насчёт ограды согласен. А Павлов, действительно, очень выделяется, вы правы.

Вот, выходит, большевики не только открывали заводы, но и закрывали. Конечно, наши металлургические заводы, в том числе Климковский, простаивали еще в начале ХХ века. Причин много. Здесь руда с низким содержанием железа, топливо - дрова и древесный уголь. К заводам не было железных дорог. Отправка продукции (из Б. Холуницы) - раз в году, во время половодья. А на Урале - богатая руда, добыча открытым способом, плюс каменный уголь, плюс железные дороги. Вот так вятские металлургические заводы стали нерентабельными. Все-таки один завод сохранили - Омутнинский, благодаря тому что до Омутнинска протянули железнодорожную ветку. Другие заводы были перепрофилированы (Кирс, Б. Холуница) или закрыты.