Город Вятка. Рисунок из альбома "Путешествия по России П. П. Свиньина" (1824 год)

 Предлагаю вашему вниманию, дорогие друзья, рисунок с видом города Вятки из-за реки, из альбома "Путешествия по России П.П. Свиньина". Свиньин Павел Петрович (1788—1839) — писатель, историк, художник, географ; учился в благородном пансионе при Московском университете, служил по ведомству Министерства иностранных дел. Результаты своих заграничных наблюдений Свиньин изложил в "Опыте живописного путешествия по Северной Америке" (1815), "Ежедневных записках в Лондоне" (1817) и "Воспоминаниях на флоте" (1818). Важнейшие из других трудов его: "Достопамятности С.-Петербурга и его окрестностей" (1816—28) и "Извлечение из археологического путешествия по России в 1825 году". С 1818 по 1823 год он издавал журнал «Отечественные Записки», где поместил массу статей по русской истории, очерков путешествий и т. п. Этнографические очерки Свиньина вышли после его смерти, под заглавием "Картины России и быт разноплеменных ее народов" (1839). Современники обвиняли Свиниьна в том, что он описывает местности, им не посещенные. Если мы внимательно рассмотрим рисунок с видом города Вятки, то можем с полной уверенностью сказать - в Вятке Свиньин был. В те годы нарисовать такую картину можно было только с натуры. Некоторые погрешности в рисунке только подтверждают подлинность вида. В самой Вятке художники тогда не жили, если не считать таковыми первых губернских архитекторов.

Yes

 Другой художник, через десятилетия вознамерившийся написать тот же вид города, несомненно раздвинул бы его в обе стороны. Спустя десятилетие, в 1835 году, на пустой площади севернее и западнее присутственных мест был устроен Александровский сад. Вид сада из-за реки, с изящной беседкой на мысу, несомненно привлек бы внимание живописца. В 1839 году в быстро растущей второй части города началось возведение большого собора по проекту А. Витберга. Освящение Александро-Невского собора состоялось в 1864 году. Собор был хорошо виден из-за реки. Он выделялся из череды вятских храмов своим оригинальным обликом, и также был бы запечатлен художником. Кстати, именно такую широкую панораму города мы видим на известном рисунке 1850-х гг. вятского художника-самоучки Петра Шестакова (Панорама г. Вятки из-за реки).

 Пока что, в 1824 году, П. П. Свиньин ограничил вид города его центральной старинной частью, где помещались кремль с кафедральным собором, мужской и женский монастыри и присутственные места. Два больших каменных здания присутственных мест, построенные в царствование Екатерины Великой, свидетельствовали о новом статусе города - столицы обширной губернии. Сам состав населения города тогда изменился: кроме мещан и купцов, в Вятке появились дворяне, обер-офицеры, иностранцы. Тогда же, при Екатерине, город был полностью перепланирован, его кривые и тесные улочки средневекового посада уступили место широким улицам и прямоугольным кварталам. Отступила опасность пожаров, от которых город часто страдал в XVII и XVIII веках. Город вырос и стал походить на ряд дач с обширными дворами, садами и огородами. Сенатор И. В. Лопухин, ревизовавший Вятскую губернию в 1800 году, в своих записках упоминает, что Вятка тогда была похожа "больше на богатое село, нежели на губернский город". Центр города - кремль и монастыри - были сохранены от перепланировки, поскольку к тому времени они уже были обстроены каменными зданиями. Старинные храмы сердца города были основой основ и живым свидетельством почтенной истории края. К тому же они придавали облику города весьма нарядный и внушительный вид.

 По следующему плану 1812 года город значительно расширялся в южную и северную стороны, от села Хлыновского до Луковицкого оврага. Победа России над Наполеоном и последовавшие затем годы мира, вдобавок бывшие с 1817 по 1820 г. почти повсеместные на западе неурожаи способствовали успеху торговли Вятского края. Поскольку Вятка в то время была городом прежде всего купеческим, то процветание торговли отразилось самым благоприятным образом на устройстве городской жизни. По красной линии прямых улиц один за одним вставали новые дома с классическими фасадами. За четверть века, с 1813 по 1836 год, число каменных зданий в городе увеличилось втрое, с 30 до 94.  В двадцатых годах ХIХ века Вятка уже была настолько правильным и красиво обустроенным городом, что заслужила лестный отзыв императора Александра I: "Вятка есть один из лучших губернских городов".

 Yes

 Теперь рассмотрим рисунок в подробностях. Справа на рисунке, на высоком берегу реки изображена старинная Пятницкая церковь. Ее легко узнать по шатровой колокольне, единственной в городе. Но вот сам храм в позднее время был восьмигранным (точнее, восьмерик на четверике) - Вятка. Сретенская (Пятницкая) церковь. По-видимому, это оплошность живописца. Если же все-таки это не ошибка, то стало быть в 20-е годы ХIХ века восьмерика еще не было. Позади за церковью, справа и слева - два корпуса присутственных мест.

 Левее от Пятницкой церкви изображена Преображенская церковь девичьего монастыря. Позади церкви - высокая колокольня, она была построена в 1809 году каменных дел мастером Федором Тюриным. Насколько можно судить по рисунку, колокольня была барочной по облику, восьмигранной или даже круглой, с колоннами. В 1827 году она была перестроена по проекту коллежского асессора Андрея Шестакова. Новая колокольня была построена уже в классических формах (сейчас она восстановлена). В остальном монастырь на картине выглядит бедно. Еще нет величественного северо-западного келейного корпуса (он был построен в 1870-е годы), который также хорошо виден из-за реки.  Справа от монастырской колокольни видны Покровская церковь и Воскресенский собор (они стояли на месте Центральной гостиницы, разобраны в 1930-е годы). За южным корпусом присутственных мест художник нарисовал два высоких шпиля с крестами. Сложно сказать, что это за церковь, возможно - Иоанна Предтечи.

 Yes

 Очень точно выглядит Троицкий собор (в центре рисунка). Собор, один из лучших образцов русского провинциального барокко, был построен в 1760-е годы по проекту архитектора князя Дмитрия Ухтомского его учениками. К сожалению, этот величественный храм был снесен в 1931 году. Его вид на старой фотографии - Вятка. Кафедральный собор. А вот жилые дома кафедрального духовенства на кромке высокого берега (современный адрес - № 15, 17, 19, 21 по Набережной Грина) показаны не совсем убедительно. Четыре соборных дома построили в 1805 году, а на рисунке показаны почему-то три дома, и крайний справа уходит буквой Г от берега. Возможно, два северных домика (15 и 17) слились на картине в один. Вероятнее всего, это оплошность художника. Рядом с Троицким видна старинная Богоявленская церковь, еще со старой кровлей - курмой. Позднее кровлю церкви переделали на четырехскатную. А вот колокольни Богоявленской церкви почему-то не видать. Обилие в кремле и на торге храмов и их близость один к другому могли привести художника к неточностям в деталях. Богоявленскую церковь сломали в 1937 году (ее вид на старой фотографии). За Богоявленской церковью - высокая колокольня Троицкого собора. Колокольня стояла от собора поодаль, по западной границе кремля (на современном перекрестке Московской улицы и Динамовского проезда), и была соединена с собором каменной галереей. Справа от колокольни виден еще один храм - вероятнее всего это Спасский собор.

 Слева от Троицкого собора видна крыша архиерейского дома (построен в 1774 году). Вдоль кромки высокого берега нарисована ограда кремля с башенками. Эта ограда уже не носила оборонительного характера, хотя покой архиерея она охраняла вполне надежно. Башенки же носили чисто декоративный характер, в описании города Вятки 1804 года они названы "беседками". Позднее, в 1840-е годы, эти башенки были перестроены. В начале 1930-х гг. ограду кремля разобрали на кирпич.

 Внизу, под крутым берегом разместились дома Пятницкой слободы и соляные магазины (склады). В Пятницкой слободе жили в основном те, кто своими занятиями имел отношение к реке: корабельщики, рыбаки, сплавщики леса. Позднее, во второй половине ХIХ здесь будут построены пароходные пристани, лабазы и конторы пароходств Тырышкина и Булычева (в наши дни - ул. Пристанская). Здесь же, у самой воды мы видим целые горы бревен. Лес доставлялся к городу в плотах во время половодья, с верховьев реки Вятки и ее верхних притоков. Лучшие бревна шли на постройку домов, прочие же употреблялись на дрова. Обилие и дешевизна леса были причиной тому, что даже в начале ХХ века Вятка была по преимуществу городом деревянным. Из кирпича строились церкви, казенные здания и дома богатых горожан.

Yes

 Слева на рисунке, за оврагом - древний Трифонов монастырь. Хорошо видны Успенский собор, Никольская и Трехсвятительская церкви, колокольня и северо-западная башня. За монастырем справа - высокие купол и колокольня. По-моему, это Стефановская церковь. Конечно, художник изобразил ее слишком большой, но для акварельного рисунка это допустимая погрешность.  Внизу под монастырем художник нарисовал домики слободы Ежовки. Жилые дома Пятницкой и Ежовской слободок стояли "противозаконно", их не было на конфирмованном (утвержденном) плане города. Позднее, в середине ХIХ власти смирились с фактом и узаконили существование слобод. Вдали за Трифоновым монастырем художник несколькими штрихами изобразил дома новой, второй части города.

 Слева внизу нарисован наплавной деревянный мост через реку Вятку от Спасского спуска. Мост был построен казанским мещанином Петром Волковым в 1821 году. 6 октября 1824 года по этому мосту проследовал в город экипаж императора Александра I. Царь сразу обратил внимание на красивую панораму города, и позднее 9 октября вечером отправился по мосту за реку Вятку, и здесь, любуясь видом кремля и монастырей, сказал: "Очень красивый город, походит на Ярославль - в малом виде!" В 1826 году мост Волкова был обследован специальной комиссией, признан ненадежным и закрыт (затем разобран).

 Возможно, с натуры художник сделал только несколько карандашных набросков, а чистовой вариант рисунка был сделан позднее, уже в кабинетной обстановке. Этим можно объяснить некоторые погрешности вида.  Рисунок из альбома П.П. Свиньина позаимствован мною отсюда - Путешествие по Российской империи 1820-х гг. По ссылке вы можете посмотреть и виды других городов Российской Империи в 20-е годы XIX века: Москвы, Ярославля, Владимира, Вологды, Тулы, Смоленска, Торжка, Астрахани, Екатеринбурга и проч.

Комментарии

Аватар пользователя Дмитрий Лысов

Очень интересно!

Одно из самых ранних реалистичных изображений города. И сделан рисунок художником-профессионалом - Свиньин был академиком Императорской Академии художеств. Известный рисунок вятского семинариста П. Анисимова сделан в 1802 году, за 20 лет до этого - https://pastvu.com/p/759155 . Но Анисимов был всего лишь школьником, хоть и с талантом к рисованию.

Аватар пользователя a-musikhin

Евгений, спасибо! Как всегда, очень интересно. Этот рисунок я опубликовал на обложке своей книги. Могу назвать точное время его написания - сентябрь 1824 г. Именно тогда Свиньин был в Вятке. С его визитом в Вятку связана одна неблаговидная история - Свиньин присвоил себе оригинал рукописи А. И. Вештомова "История вятчан", хранившийся в то время в библиотеке Вятской гимназии, для своего "Русского музеума". Я еще буду об этом писать, история прелюбопытнейшая.

https://pp.userapi.com/c850524/v850524759/1492fc/BR3BB79Oraw.jpg

А оставил ли Свиньин письменный рассказ о Вятке? Я искал в его сочинениях, но ничего не нашел. Может, я что пропустил?

Аватар пользователя a-musikhin

В опубликованных я тоже ничего не нашел. Только в "Отечественных записках" (1824 г., ч. 20) опубликовано его письмо редактору журнала из Вятки, датированное 15 сентября 1824 г. Однако в опубликованном фрагменте ничего о самой Вятке не сообщается.

Возможно, где-то в архивах сохранились его заметки о Вятке, надо искать.

Спасибо, Евгений! Уже почти вошло в привычку - ждать Вашего очередного очерка в надежде на маленькое чудо :)