Вятские помещики.

"Мы сели обедать. Василиса Егоровна не умолкала ни на минуту и осыпала меня вопросами: кто мои родители, живы ли они, где живут и каково их состояние? Услыша, что у батюшки триста душ крестьян, "легко ли!- сказала она,- ведь есть же на свете богатые люди! А у нас, мой батюшка, всего-то душ одна девка Палашка; да слава Богу, живем помаленьку..." А.С.Пушкин. "Капитанская дочка". 

 

 Вспоминается такой анекдот. На экзамене в Кировском педагогическом институте один студент отвечал на тему "Крестьянская реформа 1861 года". Профессор Кирюхина попросила студента назвать крупных вятских помещиков. Студент долго думал, нервно вздыхал и наконец ответил:

 - Герцен и Салтыков-Щедрин.

 На самом деле дворянские имения в Вятской губернии были, но в небольшом количестве, по сравнению с другими губерниями - количестве мизерном. При населении губернии 2.123.904 человека помещичьих крестьян по 10-й народной переписи (1857-59 гг.) считалось 37.058 человек, то есть всего 1,7%. При этом почти половина помещичьих крестьян проживала в двух больших имениях в Яранском уезде - Павла Дмитриевича Дурново (село Успенское, оно же Городище с 81 деревней - 13.606 душ обоего пола) и Владимира Николаевича Лермонтова (с. Сметанино и Ихта с 15 деревнями - 2.990 душ). Больших имений (с количеством крепостных 100 душ и более) в 1859 году насчитывалось всего 24. В Котельническом уезде не было ни одного крепостного, в Орловском - 8, в Глазовском уезде - 13, в Слободском - 88, в Вятском - 175 человек. Общее число владельцев - 106 человек, в том числе 19 беспоместных помещиков. В среднем на одного владельца приходилось 66,5 крепостных, но у некоторых было всего по 2-3 человека.

Распределение помещичьих крестьян по уездам Вятской губернии (1859 год). Памятная книжка Вятской губернии и календарь на 1911 г. Вятка, 1911. С.35-36.

Кроме помещичьих крестьян по Манифесту 19 февраля 1861 года в Вятской губернии получили свободу крестьяне, приписанные к заводам и фабрикам. Таких крестьян по 10-й ревизии в губернии значилось всего 19.115 душ обоего пола. Таким образом всего получило свободу в губернии 56.173 человека или 2,6% населения.

Накануне реформы (в январе 1859 г.) в городе Вятке состоялось единственное за всю историю губернии дворянское собрание. Из-за ничтожного количества дворянских имений, их владельцы никогда не составляли здесь отдельного общества. Вятская губерния не имела никогда дворянских предводителей и родословных книг, в ней никогда не проходило дворянских выборов. Позднее во время переписи населения 1897 г. всех потомственных дворян в Вятской губернии было насчитано 2.366 человек или 0,08% от всех жителей губернии.

Несмотря на то, что в Вятке находилось совсем небольшое число крепостных и их владельцев, в день объявления Манифеста в городе было всеобщее ликование. В воскресенье 12 марта 1861 года в Троицком соборе после литургии был прочитан текст Манифеста, а затем отслужен благодарственный молебен. При этом в соборе было очень тесно - в нем и окрест его собрался чуть ли не весь город, а городские площади до вечера были полны радостного народа. В № 12 "Губернских ведомостей" статья об объявлении Манифеста в Вятке начиналась следующими словами: "Бывают дни, когда все помыслы, все речи сосредоточены на одной идее, направлены к мысли об одном каком-нибудь событии, когда все посторонние вопросы отступают на второй план. Несомненно, что в настоящее время обнародование Высочайшего Манифеста и Положения о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости, сосредотачивает на себе внимание всех сословий, всех классов народа в нашем отечестве. В Вятке находится самое небольшое сравнительно с другими губернскими городами число владельцев и крепостных людей, но надобно было видеть, как встрепенулся и одушевился весь город, лишь только пронеслась весть о Манифесте по крестьянскому делу, который получен здесь 9-го числа марта перед вечером..." В № 18 "Губернских ведомостей" была помещена статья управляющего удельной конторой Петра Алабина с неслыханным дотоле названием "Крестьяне - братья". Алабин писал: "Великое дело свершилось! помещичьим крестьянам дарованы гражданские права! Самое слово "крепостной" уничтожилось: все сделались одинаково любимыми, равноправными детьми одного общего любезного Отца! Более 20-ти миллионов народа в несколько десятков часов освобождены от рабства, отягощавшего их в течение многих веков!"

Большая часть земли в Вятской губернии находилась во владении крестьянских обществ: в 1917 году - 62% или 8.356.002 десятины, еще 28,3% земли было занято казенными лесными дачами (4.499.865 десятин), земли частных владельцев всех сословий составляли всего 4,4% или 599.224 десятины (Статистический справочник по Вятской губернии. Вятка, 1917. С.89). Хозяйства владельческие по своей ничтожной площади значения в экономике губернии почти не имели. Большинство крупных владельцев оставляли свои земли под лесом, а пахотные поля и сенокосы сдавали в аренду местным крестьянам.

Ниже я помещаю "Ведомость о числе помещичьих и владельческих крестьян в Вятской губернии по 9-й народной переписи 1850 года". Там же указаны и все владельцы крепостных и место их постоянного проживания. Естественно, что итоговые числа этой переписи отличаются от приведенных выше, так как между переписями прошло 10 лет (1850-1859).

 

Памятная книжка Вятской губернии и календарь на 1911 год. Вятка, 1911. С.37-57.

Комментарии

 При этом почти половина помещичьих крестьян проживала в двух больших имениях в Яранском уезде - Павла Дмитриевича Дурново (село Успенское, оно же Городище с 81 деревней - 13.606 душ обоего пола) и Владимира Николаевича Лермонтова (с. Сметанино и Ихта с 15 деревнями - 2.990 душ).

 Лермантов недолго был помещиком, ещё в 1850  (РС-9) это вотчина А. Бетхерь, а ещё ранее - Путятин, Демидовы, Дурново, Голицын…

Я пишу про 1859 год -  вот я владельца имения в этом 1859 году и указал.

Я пишу про 1859 год

Ок! Но срок владения имением с 1856 до 1861 слишком мал, чтобы называть Владимира Николаевича Вятским помещиком. Тот же Дурново более 100 лет имел соседние деревни.

А по имению Лермантова вот такая история :

"По некоторым данным помещик Демидов умер от рук жены: она его отравила. Меньше 6 лет владел Демидов Сметанинским поместьем.
Но за это время он сумел превратить богатую вотчину в одну из беднейших, а население до полного обнищания.
В конце 30-х годов Сметанинская вотчина перешла в руки фрейлины двора императора Николая I - Александры Ивановны Бехтер, которая, чтобы погасить свой долг в 360 000 рублей в 1847 году предложила сметанинцам выкупиться на волю. Однако мужики отказались от этого предложения. В 1856 году захудалая вотчина была куплена генерал-майором Лермонтовым, двоюродным братом поэта М.Ю. Лермонтова. При отмене крепостного права ему удалось не только вернуть ту сумму (100 000 рублей), которую он затратил при покупке, но и получить солидную надбавку. Лермонтов, между прочим, купил где-то в верховьях Камы земли, куда хотел переселить сметанинцев. В 1859 году была отправлена первая партия переселенцев. Однако жизнь была настолько тяжёлой, что уже вскоре они все вернулись назад."

Спасибо за дополнения. Только не забывайте, что таких крупных имений было всего 2 - на всю губернию с населением 2 миллиона человек.

Только не забывайте, что таких крупных имений было всего 2 -

Помним). Да, и оба - рядом с Царевосанчурском

Вотчина Генералъ-Майора Владимира Николаева Лермантова,

вотчина Дурново,

Вотчина помещиков Демидовых (и других)

А что же там (по ссылке) про этот список забыли? Тут каждая деревенька и каждый починок выписаны на 1850 год. 

Вот еще ссылка, если кому будет интересно - "Сведения о помещичьих имениях на 1860 год". Вятская губерния - в томе 1-м. Но там указаны только крупные имения (100 душ и более). Зато есть дополнительные сведения об этих имениях.

http://forum.vgd.ru/406/Svedenia_o_pom_imenijah/

А что же там (по ссылке) про этот список забыли? Тут каждая деревенька и каждый починок выписаны на 1850 год. 

 

Те несколько карт составлял для себя, в исследовательских целях (родословная), т.к. село Ихта - родина отца и дальше по м. линии… и район Санчурский уже более-менее знаком, дак и то, по ранним ревизиям возникают сложности с определением некоторых н/п: 
вотчина князя Василия Петровича ГолицынаЦарево-Санчурскій посадъ и уѣздъ 1646 г.

А опубликованный Вами список ранее не видел, спасибо за публикацию. Можно попробовать составить полную карту, надо узнать у ребят, можно ли отмечать точки разным цветом?

Аватар пользователя Иван Зыков

Спасибо за информацию, таких подробностей не знал... А когда-то вообще думал, что помещичьих крестьян в ВГ и не было вовсе.

Так их и не было - в коренных Вятских уездах: Вятском, Слободском, Котельничееском, Орловском. И еще северо-восточном Глазовском. На весь Котельнический уезд ни одного даже дворового не сыскалось! А у южных уездов история другая, там в старину шла военная линия  - отсюда и дворяне с поместьями, затем были царские пожалования 18 и 19 веков. А за приписанных к заводам и фабрикам крестьян (посессионных) - надо "спасибо" сказать Петру Первому, это он так свои "европейские" реформы проводил. Но эти приписанные к заводам крестьяне - это не то, что обычные крепостные; они не считались собственностью владельца завода, а были прикреплены к самому заводу.

Имел честь учиться у Елены Ивановны Кирюхиной. Тогда мы, конечно, знали, что в Вятской губернии были помещики. Но вот фамилии их вряд ли бы кто, действительно, назвал.

Как все-таки продвинулось краеведение с тех пор.

Если заглянуть чуть глубже, с 17 века, то подавляющее большинство крестьян Хлыновского уезда считались черносошными и монастырскими. Монастырских после 1764 г. стали называть экономическими, а потом так же государственными. Ленин в работе "Развитие капитализма в России" приводил эту особенность в качестве примера, про мужицкий состав вятского земства.

Можно еще добавить про частновладельческих крестьян-удмуртов Слободского уезда, принадлежащих в 16-18 веках каринским татарам. Но Екатерина Вторая лишила каринцев дворянских привилегий и перевела их самих в разряд государственных крестьян.

 

Вятская губерния была крестьянская. Делами в ней, особенно в городах, заправляли купцы - те же вчерашние мужики, только разбогатевшие. Император Александр I во время своего путешествия по Вятской губернии останавливался в купеческих и священнических домах (других - чтобы лучше - не было). В городе Вятке бал в честь императора состоялся в купеческом доме. Достаточно взглянуть на наши города - если есть где старинные красивые дома, то они почти все построены купцами. Вятское чиновничество тоже состояло из поповских да купеческих детей - выучившихся и достигших чинов и дворянства на службе. Дед нашего знаменитого архитектора И.А.Чарушина - Иван Дмитриевич - был из купеческой семьи и дослужился до чина титулярного советника. Отец, Аполлон Иванович, тоже служил чиновником.  После его смерти вдова получала пенсию 6 рублей, а в семье 8 детей - вот и живи как хочешь. Только высшие чины в губернии были обычно из знатного дворянства, даже один князь был (губернатор Горчаков) и один граф (вице-губернатор Комаровский). По переписи 1897 года в Вятской губернии было 3 миллиона(!) крестьян, а всех дворян потомственных - 2366 человек или 0,08%. Жалкая горстка - да и то половина из них были уроженцами других губерний. Сейчас у нас некоторые думают, что до 1917 года дворяне во фраках и цилиндрах толпами по улицам ходили да на мужиков покрикивали. А на самом деле большинство вятских крестьян за всю свою жизнь ни одного дворянина не видели.

Аватар пользователя татива

Спасибо за интересный материал!

В селе Шурма Уржумского района раньше памятник стоял императору Александру II - в благодарность за свободу. Там в Шурме были металлургические заводы Мосоловых, и крестьяне были приписаны к этим заводам. Фото памятника  - 

http://www.fotoplex.ru/user/urzhum/dorevolition/photo111278/

В городе Вятке на 50-летие реформы (в 1911 году) тоже решили поставить памятник Александру II, но денег так и не насобирали. В Вятке и Вятском уезде крепостных не было - вот потому вятчане и отнеслись прохладно к этому делу. 

В дореволюционной Вятке отношение к скульптурным памятникам было такое.

Предпочитали часовни в честь памятных событий возводить. И в честь Александра II тоже. Например,

в 1882 году в Глазовском уезде прихожане Святицкой церкви из деревни Короли (Вверх по р. Тымпалке) Юрской волости построили деревянную часовню в память мученической смерти царя Александра II. Часовня освящена и названа «Во имя Пресвятой Богородицы небесной покровительнице русского народа и ныне царствующего державного и августейшего дома, в честь преславного Рождества Ея». Позднее, правда, переделали ее в церковь, названную уже в честь Михаила Архангела.

Но факт в том, что крестьяне (государственные) собрали деньги на памятник царю. Жизнь вятских государственных крестьян тоже значительно изменилась в его правление. Кроме ликвидации крепостного права, были проведены и другие реформы способствовавшие развитию земского самоуправления, народного образования, медицины и т.д.

 

Аватар пользователя tqromozova

О том, что в починках: Ершева, Большой Чернушки, Малой Чернушки  Нолинского уезда  проживали крепостные крестьяне, я встречаю при просмотре метрических книг церкви Введенской с.Ильинское (сейчас Немский район).  Спасибо автору за добавленную информацию. 

Аватар пользователя a-musikhin

Вот небольшая зарисовка о взаимоотношениях вятских дворян со своими дворовыми, правда, несколько более раннего времени. Это В. Коршунков раскопал в архиве.

ЧЕЛОВЕЧИЙ ЗУБ, ПТИЧИЙ КЛЮВ И ЗАГОВОРЁННАЯ СОЛЬ 
В 1782 г. секунд-майор Филиппов, служивший в Вятке судебным заседателем, пожаловался в Вятский совестный суд на свою крепостную, дворовую жёнку Пелагею. Она подала ему с кушаньем человеческий коренной зуб (да ещё со следами крови). В приготовленной ею припарке, которую он прикладывал к опухоли на животе, оказалась нижняя часть клюва неведомо какой дикой птицы. И ещё она постоянно добавляла в еду барину и его жене заговорённую соль. При расспросе Филиппов уверял, что она сама ему признавалась: зуб - чтоб умертвить его, клюв - чтоб у него было колотье, а соль - чтоб не получать от него битья. Зуб выкинули на улицу, а клюв он велел сжечь. Сама Пелагея ни в чём не сознавалась: если же она что-то этакое Филиппову и говорила, то разве что будучи в беспамятстве во время сильной порки, которую он ей задал. Отношения барина с крепостной вообще были сложными. Она говорила, что он её бил, он намеревался склонить её к греху с ним; она от него не раз уже убегала (власти её ловили, пороли, возвращали); он женил её на парне, про которого говорил, будто тот - вольный, но после оказалось, что муж тоже крепостной Филиппова. Он же уверял, что она ему вовсе не нужна - и пусть живёт, где хочет. Судьи искусно подвели майора к признанию, что никому никакого ущерба от возможных действий Пелагеи не случилось; что он не может верить в «бабьи шёпоты»; что императрица полагает всяческое колдовство обманом. В итоге её оправдали.

Аватар пользователя Иван Зыков

Евгений, а есть ли какие-то списки дворянства в Вятской губернии?

Здравствуйте. Интересуют дворяне Ерастовы. Были ли такие? Говорят, что местные. Спасибо.

Аватар пользователя VeraB

Ещё немного об Лермонтове Владимире Николаевиче.

https://7iskusstv.com/2016/Nomer12/Samodelkin1.php