"Освобожденный труд".

Летом 1926 года молодые художники Юрий Васнецов и Евгений Чарушин взялись за подработку. Потому как были они настолько же бедными, насколько и молодыми. Подработкой на сей раз стал большой барельеф на главном фасаде Дворца Труда в Вятке. На рельефе изображены обобщенные "рабочий" и "крестьянин" ("Освобожденный труд"). Мощные, атлетические фигуры с гордой осанкой. Крестьянин держит в руке серп, рабочий опирается на молот. Размер - "в две натуры". В отделке чувствуется влияние кубизма (впрочем, совсем упрощенные формы вряд ли бы пришлись по нраву заказчику - партийному руководству города). Моделями выступили сами художники. Крестьянин - Васнецов, рабочий - Чарушин. Это хорошо видно на фотографии: Васнецов - слева, рядом с "крестьянином", Чарушин - справа. Пикантности такому обороту дела добавляет то, что Васнецов был сыном кафедрального священника, а Чарушин - сыном губернского архитектора. То есть под видом землепашца скрывался попович, под видом пролетария - дворянин. Впрочем, за недостатком средств такую роскошь как наемный натурщик художники вряд ли могли себе позволить.

Барельеф и прочие затеи должны были украсить Дворец Труда к десятилетию Красного Октября (внизу на барельефе цифры 17 - 27). Был такой весьма популярный вид заработка у советских художников - лозунги, транспаранты, плакаты, портреты и прочая наглядная агитация. И карьере это способствует. Кстати сказать, наши герои по этому пути не пошли.

Другими подработками для Васнецова и Чарушина были рисование декораций для театра, вывесок для лавок и магазинов (на дворе - НЭП) и раскрашивание дуг бронзовой краской - по заказам извозчиков. Дуги сверкали, извозчики были довольны.

Насчет происхождения. Чтобы как-то пробиться, поступить на учебу, надо было идти на уловки. Юрию Васнецову пришлось, например, отнести в редакцию "Вятской правды" письмо следующего содержания: "Уважаемый т. редактор. Прошу на страницах "Вятской правды" в самом ближайшем номере напечатать следующее: "Я, гражданин г. Вятки Ю.А. Васнецов, родившийся от псаломщика А.М. Васнецова, воспитывался с детства в светской школе и закончил свое образование в 1919 г. в советской школе 2-й ступени, окончательно убедившей меня в несостоятельности, бесполезности, вредности религиозных учений всех религий, являющихся тормозами в деле строения Пролетарского Государства и власти трудящихся, и в настоящее время считаю своим нравственным долгом заявить перед всеми трудящимися через посредство печати, что я отныне порываю всякую связь с религиозными учениями и проводниками их идей служителями культов и тем самым выхожу из духовного звания".

Рабочий и крестьянин из бетона, по сути - автопортреты молодых и худощавых, полных сил и надежд Чарушина и Васнецова, и ныне украшают здание гуманитарной гимназии (бывшего Дворца Труда). Только толстый слой мела сгладил шершавую текстуру бетона. А тем временем продолжается тихая декоммунизация городских зданий: совсем недавно с крыши вокзала Киров-1 исчезли знамена с советской символикой, с фасада школы №18 убрали лозунги со словами Ленина... Как от старой эпохи нам остались лишь проступаюшие сквозь краску слова "Гостиница Европейская", так через сто лет другие люди будут гадать, что означают осколки осыпавшейся фразы "Дом ..юзов организован...го проле..риата"...

Комментарии

К данному материалу не добавлено ни одного комментария.