Наш город глазами художников.

Очень люблю живопись. Часами могу рассматривать картины. В музеях хранится немало картин и рисунков, на которых отображена жизнь нашего города. Я решил сделать несколько обзорных заметок, в каждой из которых я буду рассказывать о нескольких картинах.

1. Праздник на воде.

 

Праздник на воде (1930-1939). Автор - Рылов Аркадий Александрович (1870-1939).

На картине - первый день Великорецкого крестного хода, главного праздника Вятского края. Аркадий Рылов писал картину по воспоминаниям детства и старым фотографиям; картина осталась незавершенной, тем не менее имеет документальный характер. Выше указана дата создания полотна - 1930-1939 гг., однако запечатленные на картине облик города и праздника относятся к концу ХIХ века. Праздник в Вятке удивительным образом напоминает старинный Венецианский праздник Ла-Сенса ("Обручение Венеции с морем"), широко известный по картинам XVIII века (Каналетто, Гварди). В день Вознесения корабль дожа (галера Бучинторо) в сопровождении множества лодок выходил в Венецианскую лагуну, затем дож бросал в море кольцо.

Утром 21 мая (ст. ст.) в городе Вятке чудотворная Великорецкая икона св.Николая торжественно выносилась из Кафедрального собора; под несмолкаемый звон колоколов процессия двигалась к речной пристани. Здесь для иконы была приготовлена специальная украшенная позолотой и бархатом ладья. В середине ладьи стоял большой резной балдахин, под которым помещалось духовенство с иконой. Управляли ладьей гребцы и кормчий в красных рубахах и старинных голландских шляпах. Ладья медленно двигалась по реке Вятке к другому берегу в сопровождении множества лодок и парусников. Все вятчане, имевшие лодку, считали в этот день своим долгом "проводить" икону. Если позволял уровень воды, ладья плыла до села Макарьевского (напротив города Вятки), здесь икону выносили на берег и затем в течении трех дней несли в село Великорецкое - место ее явления. В начале ХХ века икону стали перевозить через реку Вятку на пароходе.

На высоком берегу - панорама города. Слева - Троицкий кафедральный собор, затем группа церквей, справа - Александровский сад с береговой ротондой. Внизу, у реки - легко узнаваемая по шпилю главная контора Вятско-Волжского речного пароходства. Картина хранится в Вятском художественном музее им.В. и А. Васенцовых.

Описание проводов Великорецкой иконы в воспоминаниях Аркадия Рылова:

"Город снова оживал 21 мая во время большого религиозного праздника. К этому дню со всей губернии в Вятку стекались массы богомольцев в лаптях, с котомками за плечами, с посохами. Среди них встречались разные народности Вятского края: вотяки, пермяки, черемисы, зыряне... Из всех церквей к собору собирались хоругви, и вот под колокольный звон всех церквей начиналось шествие с архиереем и губернатором во главе. Шло всё духовенство, певчие в особых парадных костюмах. Цепь солдат и полицейских сдерживала валившую толпу. В облаках пыли мелькали разноцветные бабьи платки, белые котомки и онучи на ногах. Несли чудотворную икону Николая-чудотворца. Процессия двигалась по спуску к реке. Яркий солнечный день. Сильный холодноватый северный ветер треплет знамена, колышет золотые ризы. На берегу процессию встречал военный оркестр, играя "Коль славен..." Широкая полноводная река покрыта синими и рыжими волнами; они, колыхаясь, сбрасывают с себя пенистые гребни, суетятся возле берега, лижут баржи и бока пристаней. На реке качались многочисленные лодки, белели надувшиеся паруса, готовились к отплытию пароходы, нагруженные богомольцами. Гористые берега густо покрыты народом. Березы Александровского сада весело шумят, размахивая прядями зеленой листвы. Процессия подходит к реке. Среди шума берез и речных волн доносился голос протодьякона и песнопение молебна. Чудотворную икону торжественно погружали в особую ладью, расписанную по-старинному. На ней устроено нечто вроде часовни. Сильный ветер рвал пестрые флаги на мачтах. Под звуки оркестра ладья, отделившись от берега, поплыла по волнам. Десяток молодых гребцов в красных рубахах с синей перевязью через плечо замахали веслами, как крыльями, подымая пену на воде. На корме стоял дюжий мужик с развевающейся бородою, тоже в кумачовой рубахе, в широких полосатых, синее с желтым, штанах. На голове у всех - старинные голландские шляпы с полями и ленточками. Эта пестрая ладья с флагами, гребцами и блестящими ризами, рассекавшая волны, была очень красива. Народ, покрывавший берега, баржи и пароходы, крестился..."

Сравните:

 

Праздник в Венеции на картине Франческо Гварди.

И праздник в Вятке:

Вятка. Проводы Великорецкой иконы св.Николая. Фото нач.ХХ века.

======================================

2. Первомай.

 

Вятка. Первомай (1924-1925). Автор - Фищев Александр Владимирович (1875-1968).

На картине - первомайская манифестация на Советской площади (бывшей Соборной) города Вятки. Слева вдали - гостиный двор, в центре - Воскресенский собор (снесен в 1935 г.), за ним правее - бывшая контора фирмы наследников купца Александрова. Справа вблизи - памятник Степану Халтурину - первый революционный монумент в Вятке, открытый в 1923 году. Точка, откуда смотрит художник - окно на втором этаже здания губкома (бывшей духовной консистории). Возможно, картина написана по фотографии. Судя по фигурам справа за памятником, картина не завершена. Художник работал скорее всего по заказу некоего учреждения (губкома, Вятсовета, музея), но полотно осталось невостребованным. Большая картина (ширина более метра) хранилась в доме художника и позднее использовалась в качестве двери. Передана наследниками в дар Вятскому художественному музею им. В.и А. Васнецовых.

Вятка. Митинг на Советской площади. 1927 год. Открытка губ. комитета МОПР.

Александр Владимирович Фищев (1875-1968) родился в деревне Богородской (вблизи села Кумены) Вятского уезда в бедной крестьянской семье. В юности поступил послушником в Филейский Александро-Невский монастырь, где был учеником иконописца Суворова. С 1894 г. жил в Вятке, учился у художника Черногорова. Окончил Казанскую художественную школу (1907), Императорскую Академию художеств (1914), где учился у Павла Чистякова и Василия Савинского, Археологический институт (1915). В 1917 году перебрался в родное село Кумены. В 1922-1925 гг. жил в Вятке, преподавал в педагогическом институте и худ.-промышленном техникуме. По болезни сына вынужден был покинуть Вятку и перебраться в уездный город Малмыж. Оставшись почти без заказов, писал в основном копии известных картин и портреты вождей для советских учреждений. В 1936-39 гг. работал в художественных мастерских в Ленинграде, затем вернулся в Малмыж. В 1949-51 гг. создал настенные росписи и иконы иконостаса в Богоявленском соборе Малмыжа. Позднее персональные выставки художника прошли в Малмыже, Кирове, Казани, Саратове, Днепропетровске. Написал книгу воспоминаний (издана в 1985 г. Волго-Вятским книжным издательством, г.Горький).

Комментарии

Неравнодушие к живописи, пожалуй, нас сближает. Спасибо за доставленное удовольствие - и познавательно, и параллели любопытные.

Хотя корни у меня и вятские, но живу в Петербурге, а потому, думаю, простительны такие вопросы:

- скажите, пожалуйста, в каком конкретно месте находился в те дореволюционные времена спуск к Вятке, по которому несли Великорецкую икону св. Николая? Желательно с ориентировкой на какие-то современные объекты;

-  относительно второй картины, Советская площадь (б. Соборная) - это примерно то место, где сейчас расположена Спасская церковь на Казанской улице?

 

Икону несли к пристани по Слободскому спуску, идущему вниз по Раздерихинскому оврагу к реке. Есть фотография, где запечатлен этот момент: 

Слободской спуск существует и сегодня, он никуда не делся. Вот так он выглядит в наши дни:

 

На месте Соборной (Советской) площади - стадион "Динамо" и сквер с памятником Ст.Халтурину.

Сориентировалась, спасибо. А всё-таки старые фотографии - какое чудо!

Время желанное уж приближается,
Близок и час провожанья икон:
Быстро на площадь народ собирается,
Мерно гудит колоколенный звон.

Вот выступает на паперть соборную
Крестный, в главе с архипастырем, ход:
Вмиг оживил он всю массу народную - 
Крестится, молится русский народ.

Масса хоругвей, одежды священные
Стройно идущих служителей в ряд,
Ризы на ликах святых позлащенные
Солнцем облитые - словно горят.

Движется тихо процессия людная,
Вот и на берег спустилась она.
Там у помоста давно лодка чудная
Для переправы икон подана.

Кончено пенье молебна обычное,
В лодку иконы поставлены в ряд,
И уж берется за дело привычное
Ловких гребцов разнаряженный ряд.

Тронулась лодка... И образ Святителя
Поплыл тихонько в назначенный путь...
Замерло сердце у вятского жителя,
Слезы разлуки теснят его грудь.

Долго еще он со брега высокого
В путь провожал его взором своим,
И под влиянием чувства глубокого
Долго прощался молитвенно с ним.

Он уж далёко! И вятские жители
Все разошлись по домам отдохнуть,
А чудодейственный образ Святителя
Ночью и днем совершать будет путь.

Так путешествуя к месту явления
Он посетит много сел, деревень.
Там же, на месте - его с умилением
Встретят любовно в назначенный день.

-----

Из поэмы Петра Дрягина "Великорецкий крестный ход" (1901 год).

Зрелище такой массовой переправы через Вятку, конечно, впечатляет. Не удивительно, что художник решил перенести на холст эти свои детские воспоминания.

Интересно, сколько же времени требовалось в те годы, что бы через Вятку переправились все паломники?

Засекал в 2013 г.  - время перехода крестного хода через мост до проезда замыкающей колонну машины ГИБДД  - 30 минут.

Не знаю, насколько многолюдны были крестные ходы 100 лет назад, но переправа через реку с помощью различных плавсредств, должно быть, длилась несколько часов. Полдня не меньше.

Балобанов

Фото И. Балобанова, 2013 г.

Крестные ходы были многолюдны - это видно на старой открытке, которую я привел в комментариях выше. Но на открытке - момент, когда крестный ход идет по городу, к пристани. В дорогу же пешком до самого Великорецкого отправлялось не так много народу, как сегодня. Во-первых, 21 мая старого стиля (3 июня нового ст.) - это горячая пора сельскохозяйственных работ. В это время каждый день для крестьянина очень дорог. А именно крестьяне и составляли основную массу почитателей Святителя Николая. Образованная публика относилась к крестному ходу больше как к народному празднику и выходила посмотреть на красочную процессию в первый день праздника, но не более. Село Великорецкое почти никто из образованной публики не посещал. Во-вторых, многие крестьяне что отправлялись в Великорецкое - шли (или ехали на телеге) туда сразу из дома, из своей деревни - не посещая Вятку. Это были такие человеческие ручейки - со всех сторон, из всех вятских уездов народ стекался в Великорецкое к Святителю Николаю. В самый день праздника (5-6 июня) в Великорецком собиралось в конце ХIХ - начале ХХ века от 50 до 100 тысяч человек (по разным оценкам современников). За пределами Вятской губернии праздник почти не был известен, поэтому из других мест России или даже из-за границы как это бывает сегодня, праздник никто не посещал.

Еще пара известных открыток.

На первой те же проводы иконы из Вятки, но снимок сделан с другой точки.

На второй - празднование уже в селе Великорецком. Довольно многолюдно.

Евгений, в начале июня в крестьянских сельхозработах не такая уж горячая пора, весенний сев уже закончен, сенокосить рано, огородничеством тогда занимались мало. Поэтому большая крестьянская семья вполне могла позволить особо богомольным ее членам отправиться в крестный ход.

Я наверно косноязычно изъясняюсь. Попробую еще раз. Представьте, что вы крестьянин - и живете в конце ХIХ-го или в начале ХХ века в деревне в Слободском или Орловском уезде. Вот стали бы вы идти или ехать на телеге в Вятку, чтобы затем сопровождать крестный ход? Зачем это делать, если можно напрямую добраться до села Великорецкого на сам праздник?

Сегодня есть общественный транспорт. Мы можем сесть в автобус, в поезд, на самолет - и добраться куда пожелаем. Наши современники приезжают в Киров даже из-за границы, чтобы затем пройти несколько десятков километров пешком. Для нас экзотика - это пешее передвижение, а в конце ХIХ века пешком ходили почти все и постоянно. 

Икону в крестном ходе несли несколько дней. Надо где-то ночевать. Нам с вами сегодня нет проблем - взяли палатку, спальник, газовую горелку, спрей от клещей, фонарик на батарейках, консервы. Вы понимаете, о чем я толкую? Попробуйте одеть лапти, азям, взять котомку с сухарями и отправиться в путь. И ночевать не в палатке из полиэстера и в спальнике из нейлона, а в сарае на сеновале или под открытым небом у костра.

Да ничего не косноязычно, все понятно. Я согласен, и как раз про то, что состав участиков Великорецкого крестного хода сильно изменился.  Поэтому в наши дни среди паломников так много приезжих из других регионов и даже стран.

А бабушка жены из Орловского уезда и в 1990-тые годы в крестный ход ходила по старой прямой дороге через Чудиново, там через р. Великую их перевозили на лодках.

Думаю и до революции было так же. Поэтому, очевидно, как Вы выше и написали, крестный ход был тогда не такой многочисленный, как сейчас, но при проводах иконы и в селе Великорецком народу собиралось больше.

Ну а про лапти, азям и ночлег под открытым небом. Это нам и представить сложно, для них же было естественно. Дети по ночам лошадей пасли в поле. Хотя ночи в июне еще холодные.

Аватар пользователя a-musikhin

К картине Фищева:

 

(так и не понял, как тут картинки вставлять)

Картинку тут не выложить, можно вместо изображения вставить гиперссылку на уже выложенную картинку в интернете, либо сначала картинку выложить на свой ресурс, а потом сюда так же гиперссылкой.

Да, всё почти так же, как на картине. Трибуна посреди площади. Дети, облепившие постамент памятника. Знамена и лозунги - на древке с перекладиной, в виде хоругви, как делали в то время. Гостиный двор и Воскресенский собор. Только на фотографии - ракурс другой, фотограф был правее и выше - на третьем этаже губкома (бывшей консистории).

"Десяток молодых гребцов в красных рубахах с синей перевязью через плечо замахали веслами, как крыльями, подымая пену на воде. На корме стоял дюжий мужик с развевающейся бородою, тоже в кумачовой рубахе, в широких полосатых, синее с желтым, штанах. На голове у всех - старинные голландские шляпы с полями и ленточками."

Интересно, чем был обусловлен выбор именно такого наряда? По аналогии с чем-то? И был ли он традиционен? Кажется, не вписывается в старинную вятскую жизнь более всего полосатые сине-жёлтые штаны и голландские шляпы.

Как долго путешествовала икона (отсутствовала в Вятке)?

Чем был обусловлен выбор именно такого наряда? Наверное красочностью, яркостью. Голландские шляпы - видимо рудимент матросского костюма, введенного при Петре Великом. Это ведь река, праздник на воде. Красная рубаха - у русского народа красный цвет самый красивый (красный = красивый).

А что вас смущает? Это был общегородской народный праздник. А праздничные костюмы - традиционно яркие, красочные. Конечно если старым монахиням предоставить решать как надо одеваться на праздник, то они всех оденут в черное.

Да, нет, ничего особо не смущает - просто поинтересовалась, известны ли Вам некие глубинные причины выбора таких ярких нарядов.

А праздник всё же в первую очередь религиозный, хотя и народным его тоже можно назвать.

Нет, вот здесь разрешите с вами поспорить. Это был в первую очередь НАРОДНЫЙ праздник, а уж затем - религиозный. Об этом говорит то, что еще в начале 18-го века епископ Лаврентий (Горка) с большим недоверием отнесся к празднику и запретил его. После того как Лаврентий помер, крестный ход восстановился сам собой - усердием народа и вятского духовенства. Позднее другой епископ - Лаврентий (Баранович) запретил проведение крестного хода по реке, сделал его сухопутным. Церковное начальство, чужое и не понимающее местных обычаев (это были епископы-украинцы) делало всё, чтобы их уничтожить, запретить. Позднее многое для того, чтобы уничтожить наши самобытные обычаи, сделала советская власть. И в результате сегодня мы имеем унифицированный религиозный праздник, мало чем отличающийся от сотен других крестных ходов. 

Выше: "Как долго путешествовала икона?" Как и в наши дни, только на день дольше. Последняя остановка на ночь на обратном пути была в селе Филейке (в Покровской церкви) - это сейчас северная окраина г.Кирова. Но осенью был еще второй - Низовой крестный ход, когда икону отправляли в путешествие вниз по реке Вятке, этот крестный ход продолжался до глубокой осени.

Ознакомившись по доступным источникам с историей Великорецкого крестного хода, останусь на своей точке зрения: религиозно-народный праздник, но не наоборот. Каждый сам может в этом убедиться и вынести собственный вердикт.

Что касается роли Лаврентия Горки, который всего года четыре пробыл Вятским епископом и не в начале 18 века (1733-1737), то он выполнял лишь наказ Петра о запрещении любых крестных ходов на Руси. Но действительного запрещения не добился. А вот школу славяно-греко-латинскую на Вятке основал (в том огромная заслуга его!).

В рассуждениях ваших заметила непоследовательность: с одной стороны, крестный ход после смерти Горки "возродился сам собой", но тут же поясняете - "усердием народа и вятского духовенства". А далее оказывается, что то же духовенство (в основном, выходцы с Украины) чинило всяческие препятствия проведению крестного хода.

Всё так в истории, возможно, и происходило (естественно, проверить это для нас нет никакой возможности). Однако думается, рассматривать такие вещи в качестве аргументов в пользу народного праздника (в первую очередь) вряд ли стоит.

Тем не менее, ваша презентация картины вызвала интересную дискуссию.

 

"Сам собой" - то есть без архиерейского указа или указа Святейшего Синода. Лаврентий волею Божиею помер, и народ отправился на реку Великую.

Выходцами с Украины были в 18 веке епископы, а низшее духовенство было местным.

"А вот школу славяно-греко-латинскую на Вятке основал (в том огромная заслуга его!)" Школа была СЛАВЯНО-ЛАТИНСКАЯ. Воспитанники ее должны были говорить на латыни - даже между собой, если говорили по-русски - их пороли. Лаврентий школу-то основал, но своими буйными выходками настолько настроил против себя вятское духовенство, что после его смерти учителя школы разбежались кто куда, а школа затем долгое время влачила жалкое существование. Такими методами образование не прививают.

Если бы праздник был "в первую очередь религиозный" - то он был бы учрежден сверху. А было все наоборот: праздник был учрежден снизу, народом. А уж после для праздника была составлена церковная служба и так далее. 

Каждый читающий, думающий и умеющий анализировать может вполне самостоятельно узнать ОЧЕНЬ МНОГО о просветительской деятельности вятского архиепископа Лаврентия Горки и основанной им греко-латинской школе, набрав  в любом поисковике его имя и фамилию.

Рекомендую также ознакомиться со статьёй Александра Рашковского, видного вятского краеведа, «Первый просветитель Вятки Лаврентий Горка» от 08.06.2015.

Я в свою очередь рекомендую всем ознакомиться не со статьей Александра Рашковского, который ни с какой стороны авторитетом в истории русской церкви не является,  а с трудами видных дореволюционных историков русской церкви по данной теме и с трудами дореволюционных вятских краеведов, а именно:

1. Харлампович В.К. Малороссийское влияние на великорусскую церковную жизнь. Том 1-й. Казань, 1914.

Где в частности указывается, что Лаврентий Горка отослал из Вятки в Петербург члену Святейшего Синода архимандриту Феофилу Кролику пять тысяч рублей, которые предназначались на взятки влиятельным людям в столице (с. 521-522). Пять тысяч рублей - это громадная по тем временам сумма. Эти деньги, собранные с вятских жителей, были посланы, чтобы Феофил Кролик похлопотал о переводе Лаврентия из ненавистного тому Хлынова. Свое пребывание в Хлынове Лаврентий рассматривал как ссылку, а вятское население и духовенство ненавидел всеми фибрами своей души. Собранные в Вятской епархии деньги Лаврентий Горка тратил не на просвещение, а на взятки. 

2. Буевский А. Эпизоды из жизни основателя Вятской семинарии. Пам.книжки Вятской губ. на 1898, 1899, 1900 и 1902 гг. 

А. Буевский - это как известно псевдоним видного вятского краеведа А.С.Верещагина. В своем труде он приводит подробную биографию епископа Лаврентия Горки. В частности в книге Верещагина приводится такой факт: Лаврентий, будучи рязанским епископом, оскандалился избиением своего слуги, за что и был сослан в Вятку. А именно: каблуком своего сапога Лаврентий проломил голову своему слуге. О том же самом бесчинстве доносили неоднократно в Петербург и из Хлынова: что Лаврентий "в церквах и в олтарех своими руками и тростью... многих бьет и за волосы дерет" (пам. кн. на 1902 г., ч.2., с.88). То есть Лаврентий Горка был злобным садистом.

Может быть, Александр Рашковский именно за это считает Лаврентия Горку "просветителем" - за то, что он беспощадно колотил русских людей. Ну что ж, у господ вроде Александра Рашковского весьма распространено мнение, что русских людей надо бить и убивать - якобы для их же блага.