1. Огни города Кирова.
На картине - летний вечер, сумерки после заката. На поляне пасутся лошади. Резвый жеребенок убежал к берегу. Там же, у воды, светит красный навигационный фонарь. Вблизи - старые сосны Заречного парка. На реке Вятке видна нитка понтонного моста. За рекой на высоком берегу - город в вечерних огнях. У пристани дым пароходов. В центре на холме - дома в начале улицы Коммуны. Правее виден силуэт старой Федоровской церкви, снесенной в 1962 году. Дальше, за Луковицким оврагом - трубы и цеха заводов и градирня ТЭЦ-1.
"Огни города Кирова" (1957 г.). Автор - Вершигоров Петр Саввович (1925-1998).
Несмотря на романтический характер, картина имеет документальную ценность.
Полотно хранится в Вятском художественном музее им. В. и А. Васнецовых.
Панорамы города Кирова того же времени - на фотографиях Б.К. Лысова:
От улицы Р.Люксебург до ул.Профсоюзной.
Заводской район за Луковицким оврагом.
Вершигоров Петр Саввович (1925-1998) родился в деревне Сухотинские хутора (ныне Тульская обл.) в крестьянской семье. Участник Великой Отечественной войны. Окончил Московское художественное училище (1950) и Московский художественный институт им.Сурикова (1956). В городе Кирове жил с 1956 года. Председатель Кировского отделения Союза художников (1970-1976), заслуженный художник России (1974), депутат Кировского областного совета (1963-65, 1973-77). Преподавал в Кировском художественном училище. Большой мастер пейзажа.
Портрет П.Вершигорова (1985 г.) Автор - И.Широкова.
===============================
2. Улица Ленина.
На рисунке - улица Ленина на север от перекрестка с улицей Горбачева. Слева высится громада жилого дома, построенного в 1939 году для областного управления НКВД. Справа, на другой стороне улицы - старинная строчная (сплошная) застройка ХIХ века. Вдали - Центральная гостиница (1937). Оба полукруглых высотных здания построены одним архитектором - И.А. Чарушиным, который трудился в Вятке с 1894 года. Сочетание двух близких по облику зданий в перспективе улицы создает интересный визуальный эффект, который и отражен на рисунке.
Праздничный или выходной летний день. На тротуарах - множество пешеходов. На дороге - легковые автомобили, грузовики, автобусы, мотоциклы, велосипеды. Художник собрал на одном рисунке все виды транспорта, исключив только гужевой. Кроме того, в небе над городом нарисована целая эскадрилья бипланов.
Судя по старым фотографиям, такого оживленного автомобильного движения на улицах города в те годы не было. То есть мы видим идеализированную картинку, впрочем только в одной детали. В остальном рисунок документален. На деревянном столбе - старый фонарь уличного освещения и радиорупор с квадратным раструбом.
Улица Ленина (1939 г.). Автор - Люстрицкий Александр Евгеньевич (1910-1974).
На самом деле автомобильное движение на улице Ленина в 1939 году было таким.
Люстрицкий Александр Евгеньевич (1910-1974) родился в селе Мостовое Сарапульского уезда Вятской губернии в семье дьякона. Художник Вятского музея революции (1930-1932), главный художник Вятского объединения музеев (1931), член Вятского филиала АХРРа (1931), член товарищества "Художник" (1934), член Союза художников СССР (1937). Участник Великой Отечественной войны. Занимался оформительской деятельностью, работал в области промышленной и книжной графики, создавал плакаты. Ведущая тема творчества Люстрицкого - городской пейзаж. Акварели и рисунки, запечатлевшие перспективы улиц, городские окраины, новостройки Кирова - это исторические документы, так как многое из того, что на них изображено, ныне уже не существует.
=============================
3. Город Киров в годы войны.
На картине - улица Ленина, вниз на юг от перекрестка с улицей Коммуны. Ясный морозный день, из печных труб валит дым. По бокам дороги - большие сугробы. Снег сверкает. Но зимнее солнце не поднимается высоко, западная сторона улицы в тени. На тротуарах много пешеходов (в тыловом Кирове почти не было автомобилей). Люди укутаны в пальто и полушубки с поднятыми воротниками. По мостовой идет воинская часть. Взметая снег гусеницами движется самоходная артиллерийская установка.
Самоходки производил завод №38. Завод №38 НКВ СССР имел в своем составе два предприятия: Кировский машиностроительный им.1 мая и Коломенский паровозостроительный завод (эвакуированный в Киров в начале войны). Испытания готовых машин проходили на окраинах города, затем они своим ходом двигались к железнодорожной станции, где их грузили на платформы и отправляли на фронт. Картина хорошо отражает суровую атмосферу военного времени.
Город Киров в годы войны (1943 г.). Автор - Г.И.Гладышева.
Самоходка в городе Кирове. 1942 год.
К данному материалу не добавлено ни одного комментария.