Скульптор Михаил Кошкин

Михаил Михайлович Кошкин (1907-1984) - скульптор, заслуженный деятель искусств РСФСР (1958). Самая известная работа Михаила Кошкина (в соавторстве с Фаиной Шпак) - памятник Ленину на Театральной площади города Кирова (установлен в 1970 году к 100-летию вождя). В течение 20-ти лет Михаил Кошкин был бессменным руководителем Кировского отделения Союза художников РСФСР (1939-1960), кроме того с 1939 по 1947 год он занимал должность директора Кировского областного художественного музея. Удивительно, но глава областной организации художников и директор музея не имел художественного образования. Мало того, главный советский художник города Кирова был дальтоником (он путал красный и зеленый цвета). Как же так вышло, что он руководил художниками и музеем? Тут можно было бы отшутиться цитатой из Михаила Булгакова: "Но позвольте, как же он служил в очистке?! - Я его туда не назначал. Ему господин Швондер дал рекомендацию..." Но всё несколько сложнее.

История с дальтонизмом Михаила Кошкина выглядит как плохой анекдот, но это правда. Художница Инна Широкова пишет в автобиографии: "Мои родители очень сдружились с Кошкиным, когда мы приехали в Киров. Он в это время работал директором художественного музея, очень любил живопись и скульптуру. Первое время Кошкин пытался писать этюды, но у него был дефект зрения — он путал цвета. По этому поводу ходили невероятные легенды, одна из них была о том, как он купил на брюки ярко-красный материал вместо темно-зеленого. Щеки у девушек рисовал зеленые и говорил, что это очень красиво. Художественного образования у него не было, он пришел из самодеятельности и поэтому со вниманием ловил каждое слово моего отца. Тот и посоветовал ему заняться скульптурой".

Скульптор Михаил Кошкин за работой в своей мастерской в Доме художника.

Михаил Михайлович Кошкин родился в деревне Дубник Яранского уезда Вятской губернии в семье крестьянина-бедняка. Учился в начальной школе села Мокино. В 1922 году поступил в педагогический техникум города Советска. В техникуме на его рисунки обратил внимание учитель рисования Сергей Вшив­цев (1885-1965). Кстати, Кошкин позднее не забыл своего первого наставника. Благодаря стараниям ученика, ставшего влиятельной фигурой, Сергей Вшивцев в 1956 году получил звание заслуженного деятеля искусств РСФСР. В 1950-е годы среди кировских художников звание заслуженного деятеля искусств имели только двое - С.Вшивцев и М.Кошкин. После окончания педтехникума в 1927 году Михаил Кошкин в течение 10 лет работал в разных местах губернии - "там, куда посылал его комсомол". Он учительствовал, был профсоюзным работником, уполномоченным по проведению коллективизации, заведующим районного отдела народного образования, директором Дома культуры в Пижанке.

В 1937 году Михаил Кошкин получает повышение и перебирается в город Киров. Год был весьма знаменательный - карьеры тогда делались головокружительные. Помимо работы Михаил Кошкин не оставлял и увлечения живописью, и вступает в товарищество «Кировский художник». Организатором товарищества "Кировский художник" был скульптор Николай Захваткин. Вот как об этом событии Захваткин писал в автобиографии: "В 1930 году я был уполномочен организовать товарищество «Кировский художник» – производственно-творческую организацию. Лишь в 1933 г. удалось составить проект устава общества и зарегистрировать его в облисполкоме. Меня избрали членом и заместителем председателя правления. Председателем правления товарищества «Кировский художник» был Михаил Иванович Сюткин, не специалист, а партийный работник, но он хорошо ориентировался в обстановке и долгое время занимал этот пост". Обратите внимание, кто был председателем правления товарищества - некий Сюткин, партработник. Советская власть всегда и везде предпочитала ставить на руководящие должности не профессионалов, а партийных функционеров.

Тогда же, в середине 1930-х, в городе Кирове появляется местная организация Союза художников РСФСР. Союз художников (как и прочие творческие союзы) выполняли в советское время важные функции - управления и контроля над людьми творческих профессий, или как их называли до революции - лицами свободных профессий. Вот эту самую свободу, по мнению советских руководителей, в первую очередь Сталина, следовало сильно укоротить. Образцом для всех творческих союзов стал Союз писателей СССР. Скульптор Захваткин писал в воспоминаниях: "Только в 1935 г. удалось организовать в Вятке оргкомитет союза, куда я вошёл ответственным секретарём. Председателем оргкомитета был избран заведующий облоно Моргунов". И здесь - обратите внимание, председатель оргкомитета - аппаратчик, заведующий облоно Моргунов.

Далее у Захваткина: "В 1938 г. произошла смена руководства в Кировском союзе советских художников. Я при перевыборах правления выдвинул молодого, в то время начинающего художника М.М.Кошкина. Тогда он занимался живописью, но определившийся дальтонизм заставил его переключиться на скульптуру. В эти годы в Киров приехали бывшие ученики Ленинградского института им. Репина: А.Широков, Ф.Шпак, Ф.Пестов, А.Потехин. Потехин организовал поход против меня и ряда других художников, считая нас устаревшими людьми... Везде, где только можно, Потехин, Шпак, Кошкин, а позднее Мезенцев и Рязанцев выступали против моих работ, а также Люстрицкого и Двинина. Князев и А. Деньшин перешли на сторону «волков». Дело дошло до партийных организаций, которые поддержали наступающую молодёжь. Эта травля (иначе нельзя назвать) продолжалась около 8–9 лет. Мне было предъявлено обвинение в приверженности «натурализму» как течению, которое, якобы, небольшая группа художников приняла за метод в своих работах". Выходит так, что Захваткин выдвинул Кошкина, а тот в ответ начал против Захваткина борьбу. Хорошо, что ничем серьезным эта травля для Захваткина не обернулась.

В 1939 году в город Киров приехали выпускники Ленинградского института имени Репина Алексей Широков, Фаина Шпак и Алексей Потехин. Михаил Кошкин был знаком с Алексеем Широковым еще с той поры, когда Широков работал учителем в школе кружевниц города Советска в 1920-е годы. Кошкин стал брать уроки у Широкова, вот как об этом пишет в автобиографии художница Инна Широкова: "Первое произведение Кошкина — это портрет моего папы. Он был сделан до войны, с натуры. В его создании отец принимал самое непосредственное участие: показывал, как и что делать, рассказывал об анатомии и т.д. Эта скульптура до сих пор находится у меня дома. Папа там очень похож, портрет получился на славу. Впоследствии Кошкин стал работать самостоятельно, но в его творчестве не было композиций с фигурами, а только то, что он хорошо усвоил от своего учителя. В основном это были портреты, часто вождей - В.Ленина и С.Кирова - во множестве вариантов". Как видно, бюсты советских вождей были верхней планкой в творчестве Михаила Кошкина, более сложные работы были ему уже не по силам. С другой стороны, бюсты и портреты Ленина и Сталина были самой выгодной работой для советских художников - здесь они получали больше всего заказов, премий, орденов и званий.

Директором художественного музея в Вятке долгое время был художник Николай Румянцев, а хранителем картинной галереи - Николай Хохряков. Но это были "старые кадры", художники дореволюционной выучки и старых вкусов. Им на смену должны были прийти совсем другие руководители - из молодых, из нового, уже целиком советского поколения. Такой сменой "Румянцевым и Хохряковым" и стал Михаил Кошкин. До него, в 1930-е годы, в музее сменилось 5 директоров. Управлять художественным музеем Кошкину пришлось в очень трудное время. В 1941 году музей закрыли, в его здании был размещен госпиталь. Музейная коллекция хранилась в подвалах, что негативно сказалось на сохранности произведений. Штат сотрудников был сокращён до двух человек – хранителя и уборщицы. С 1944 года вопрос об открытии музея ставился неоднократно, но облисполком несколько раз отклонял его. Только в июле 1945 г. было принято решение возвратить музею прежнее помещение, а 5 ноября этого же года состоялось его открытие для публики.

Большой заслугой М.Кошкина стало строительство в городе Кирове Дома художника на улице Свободы (здание построено в 1958 году). Кировские художники называли это здание "Кошкин дом". Михаил Михайлович умел общаться с руководителями области и города и пользовался среди них авторитетом: "Он водил дружбу с обкомом партии, с горкомом, с редакциями газет «Кировская правда» и «Комсомольское племя». Потому сотрудники партаппарата и журналисты бывали частыми гостями его мастерской, приходили на выставкомы, заседания правлений, а иногда праздновали вместе и выпивали" (И.Широкова).

Скульптор М.М. Кошкин. Фото из собрания краев.музея г.Советска

 K 100-летию Ленина в городе Кирове было решено установить памятник Ленину. В 1970 году памятники Ленину были установлены во многих городах СССР, но заказы на них направлялись московским скульпторам. Инна Широкова: "У нас же объявили собственный конкурс. И выиграли этот конкурс моя мама и Михаил Михайлович. Совместно с архитектором И.М. Синицей они делали проект, затем уже вдвоем эскиз — сначала маленький, потом метровый и двухметровый. Когда скульптура была принята нашим и республиканским художественными советами, скульпторы поехали в Москву примерно на год. Шестиметровую скульптуру они выполняли в Москве, т.к. помещения такой величины в Кирове не было... Авторы Ф.Шпак и М.Кошкин попали в первую десятку известных скульпторов страны. Мама получила звание заслуженного художника РСФСР. Дальше совместно с Кошкиным ей работать не пришлось. Михаил Михайлович переключился на портреты Ленина и Кирова, мама стала работать в скульптуре самостоятельно". Памятник Ленину на Театральной площади - грандиозная 6-метровая скульптура из красного гранита. Скульпторы потратили на него три года работы. Он действительно впечатляет своей "ассиро-вавилонской" помпезностью и мощью. Лицо вождя - застывшая строгая маска, утратившая все живые человеческие черты; не портрет, а икона.

Сравнивать произведения советских скульпторов города Кирова (Михаила Кошкина, Фаины Шпак, Николая Захваткина) и произведения вятского скульптора Зинаиды Клобуковой (1887-1968) вовсе невозможно, это земля и небо. Работы советских скульпторов лапидарны, просты и незамысловаты - даже с налетом глуповатости, крайне оптимистичны. Как в одной советской песне: "Мы можем петь и смеяться как дети среди упорной борьбы и труда..."

Комментарии

Аватар пользователя doctorSed

Экий залихватский Киров у него!

Спасибо!

 

Аватар пользователя doctorSed

Экий залихватский Киров у него! А про девушек с зелёными щеками просто песня!

Спасибо!

 

Представляете, дальтоник руководил Союзом художников. А кто в то время управлял КПСС, прокуратурой, КГБ, милицией. Да там же олигофрены управляли, дебилы.