Служащие Вятской губ. типографии, 1897 год

 Вятская губернская типография была основана в 1797 году, это старейшее предприятие нашего города (ныне - Кировская областная типография). Помещалась она при открытии в том же здании, что и затем в течение 200 лет - в южном корпусе губернских присутственных мест (Динамовский проезд, 4). Состояла типография поначалу только из одного печатного станка (старинного ручного) и четырех служащих: корректора, наборщика и 2-х учеников. Через 30 лет, в 1828 году, в типографии было уже два печатных станка и четыре наборщика.
 В 1897 году губернская типография торжественно отметила свой столетний юбилей. В это время типография занимала уже весь первый этаж южного корпуса, оборудование типографии составляли: электрический керосиновый двигатель, шесть скоропечатных машин (в т.ч. одна большая), линовальная машина, несколько специальных станков (брошюровальный, обрезальный и проч.) и несколько ручных печатных. В 1897 году в типографии работало 77 человек, управлял типографией старший советник губернского правления Николай Александрович Спасский. Ему в дар на память о юбилее и была преподнесена эта фотография.

Вятка. Служащие губернской типографии. 1897 год. Автор фото - П.Г. Тихонов.
Легко можно опознать место, где была сделана фотография - это двор южного корпуса присутственных мест. Позади видны окна здания, одно из окон открыто - оттуда выглядывают трое, скорее всего это чиновники губернского правления. Как видно, коллектив типографии в 1897 году состоял из мужчин разного возраста - от мальчиков (учеников и рассыльных) до пожилых мастеров.

Вятка. Служащие губернской типографии. 1897 год. Оборотная сторона.

 В Вятской губернской типографии были напечатаны десятки книг, в т.ч. знаменитый сборник "Столетие Вятской губернии" (1880), труды Н.Спасского, А.Спицына, В.Юрьева, А.Верещагина, П.Луппова, И.Селивановского, Н.Блинова, иеромонаха Стефана (Куртеева) - ныне он канонизирован как преподобный Стефан Филейский, протоиерея Н.Попова и других местных авторов. Кроме того, в типографии печатались ежегодные календари и памятные книжки Вятской губернии (1853-1917), приложения к Всеподданнейшему докладу вятского губернатора, журналы совещаний горных инженеров Вятского округа, издания земской губернской и городских управ, труды Вятской ученой архивной комиссии (1905-1917), "Вятские губернские ведомости" (с 1838 года) и другие газеты, афиши, бланки, прейскуранты, каталоги товаров, объявления и т.д. Первой по времени издания книгой, отпечатанной в типографии, является "Устав училищ для детей канцелярских служащих" 1828 года.
 К числу лучших книг, напечатанных в типографии следует отнести: сборник "Столетие Вятской губернии" (1880), книгу Н.М. Васнецова "Материалы для объяснительного областного словаря вятского говора" (1907), сборник "История Вятской гимназии за сто лет ее существования" (1911), составленный преподавателем гимназии М.Г. Васильевым, сборник "Дом инвалидов и сирот Великой войны 1914–1915 годов, устроенный Вятским обществом помощи семьям запасных" с 15-ю фотографиями С.А. Лобовикова.
 Празднование столетия типографии состоялось 28 декабря 1897 года. На празднике присутствовал вятский губернатор Н.Н. Новосельский. Был отслужен благодарственный молебен. Н.А. Спасский произнес речь, в которой рассказал об истории типографии; далее состоялся праздничный обед. В 1898 году в память о юбилее типография выпустила сборник "Столетие Вятской губернской типографии", в которой были помещены: исторический очерк типографии, отчет о праздновании юбилея, несколько фотографий, образцы шрифтов типографии. В 2003 году Кировская областная типография выпустила репринтное издание этого сборника.

 

Комментарии

Аватар пользователя Мокеров Сергей

Интересно, что покрой мужской одежды не устоялся. ЗапАх костюма на разные стороны: у кого налево. у кого направо. У девчонки в первом ряду по нашим меркам верный.

Что значит "не устоялся"? Большинство присутствующих одеты в сюртуки двубортного покроя. Сюртук - это предшественник современного мужского пиджака. Сюртук отличается от современного пиджака длинными полами (иногда почти ко колен). Двубортный сюртук (или пиджак) на то и двубортный, что у него два ряда пуговиц на двух бортах, и потому застегивать его можно как направо, так и налево. Кому как удобно. Сшиты сюртуки, как видно, по-разному и выглядят по-разному - просто потому, что в то время, в конце 19-го века, в России (и в Вятке) еще не были распространены фабрики и магазины готовой одежды. Большая часть одежды шилась у портного по индивидуальному заказу. Заказчик сам покупал ткань для сюртука, приносил ее портному. Далее портной снимал мерки, делал покрой, и после одной или двух примерок шил сюртук (брюки, жилетку). Массовое фабричное изготовление готовой одежды началось с производства белья (рубашек и проч.) и шляп - так как при их производстве индивидуальные размеры не так важны. А затем началось и массовое изготовление верхнего платья. Часть присутствующих одета в белые рубашки с воротником и галстуком-бабочкой, часть - в косоворотки (у некоторых косоворотки с ручной вышивкой). И где вы увидели на фотографии девчонок? Здесь только мальчики в первом ряду. Девочек в то время никто бы не принял на работу в типографию.  

Аватар пользователя Мокеров Сергей

Благодарю за комментарий. С девчонкой я наверное промахнулся, четвертая справа персона похожа. А вот про двубортные,- сколько не смотрел фото другие, расстегнутых -нигде не нашел чтобы был второй ряд петель. Вывод: второй ряд пуговиц декоративный- для равновестия...

Евгений, здравствуйте! Где можно приобрести сборник "Столетие Вятской губернской типографии" (репринт)?

Скачайте здесь на сайте.