Академик М. А. Павлов. Воспоминания металлурга. Часть 1-я

 Дорогие друзья, я помещаю в журнале несколько глав из книги воспоминаний академика М. А. Павлова. С 1885 по 1896 год Михаил Павлов, горный инженер, выпускник Петербургского горного института, работал на металлургических заводах Вятского края (Омутнинском, Кирсинском, Холуницком, Климковском). В Омутнинске и Белой Холунице М. А. Павлов жил и работал недолго, основная его служба проходила на Кирсинском заводе - с 1885 по 1887 год, где он состоял в должности смотрителя завода, и на Климковском заводе - с 1888 по 1896 год, в качестве заведующего доменным производством.

 Таким образом, я помещаю здесь в дневнике небольшой отрывок из 4-й главы первой части книги, полностью главу 5-ю "Омутнинские заводы" и 6-ю главу "На Холуницких заводах".
 Книга М. А. Павлова "Воспоминания металлурга" впервые была издана в Москве в 1943 году, затем в 1945 году вышло в свет второе издание. Позднее "Воспоминания..." издавались еще несколько раз, в т.ч. в 1992 году в городе Кирове (книга была напечатана при поддержке Кировского завода ОЦМ). 
 Живя и работая в Климковке, М. А. Павлов часто приезжал в Белую Холуницу, где помещалось управление Холуницким горным округом. В Холунице Павлов часто бывал в доме управляющего округом Андрея Андреевича Зигеля, здесь он сделал предложение одной из дочерей А. А. Зигеля - Ольге Андреевне. В сентябре 1891 года была отпразднована их свадьба.
 Михаил Александрович Павлов (1863-1958) - ученый-металлург, академик, герой Социалистического Труда (1945), лауреат двух Сталинских премий 1-й степени (1943, 1947). Родился в семье казака в местечке Божий Промысел в Ленкоранском уезде Бакинской губернии. Михаил рано осиротел и воспитывался в семье деда (казачьего урядника), который служил на заставе у Персидской границы. Дед Михаила мечтал о том, чтобы внук стал казачьим офицером, но Михаил решил стать горным инженером. Окончил Ленкоранское городское училище (1873), Бакинское реальное училище (1880), Петербургский горный институт (1885). По окончании горного института Павлов 10 лет служил на металлургических заводах Вятской губернии, затем, совершив несколько поездок по Уралу, в Швецию и США, служил на Сулинском заводе (область Войска Донского). Преподавательскую деятельность начал в Екатеринославском высшем горном училище. С 1904 по 1941 год - профессор Петербургского политехнического института (ЛПИ им. Калинина), в 1921-1930 гг. – профессор, создатель и руководитель кафедры металлургии чугуна Московской горной академии, затем (1930–41) – Московского института стали им. Сталина. В годы индустриализации принимал активное участие в проектировании крупнейших металлургических заводов СССР. Автор ряда научных трудов и учебников по металлургии.
 В небольшом вступлении следует сказать несколько слов о тех вятских металлургических заводах, которые описаны в воспоминаниях Михаила Павлова.
 При Петре I, в 1719 году, вышел указ Берг-коллегии, который дозволял "всем и каждому во всех местах, как на собственных, так и на чужих землях: искать, копать, плавить, варить и чистить всякие металлы". Указ гарантировал право наследования заводов, ограждал владельцев от вмешательства в их дела местных властей, освобождал заводчиков и мастеровых от государственных налогов и рекрутчины, а их дома - от постоя войск. Государство как верховный собственник полезных ископаемых облагало промышленников налогом в 10% с выпускаемой продукции. Предоставленные Петром I привилегии в горном деле возбудили и в вятских купцах желание заняться этой, новой для Вятского края, промышленностью. Хлыновский первостатейный купец Григорий Вяземский первым обратил внимание на запасы железной руды в Слободском уезде, на дачах, принадлежавших Екатерининскому Верховятскому монастырю. Указом Сибирского обер-берг-амта (главного горного управления Сибирской губернии) Вяземскому было разрешено построить на реке Большой Кирс, притоке Вятки (на языке коми - Кырсь) завод, который начал действовать в 1730 году. В 1760-е годы Кирсинский завод достиг пика производительности, давая 60 тысяч пудов чугуна и 40 тысяч пудов железа в год. Затем выпуск продукции стал падать: иссякли залежи руды в окрестностях завода, а гужевой подвоз сырья с дальних рудников был дорогим.
 В 1770 году купец Иван Курочкин, тогдашний владелец Кирсинского завода, строит на разведанных рудных залежах на речке Песковке, притоке Вятки, новый завод. Теперь чугун выплавлялся на Песковском заводе, отсюда чугун переправляли на судах по реке Вятке в Кирс, а Кирсинский завод перерабатывал его в железо. Таким образом, Курочкин положил начало специализации вятских металлургических заводов, по этой же схеме с той поры стали развиваться и другие заводы края. Два-три-четыре завода, иногда отстоявшие друг от друга на десятки вёрст, представляли собой по сути одно большое металлургическое предприятие замкнутого металлургического цикла. На одном заводе выплавляли чугун и сплавляли его вниз по реке на барках ко второму заводу, где вырабатывали железо в виде кусков. Отсюда железо иногда отправляли на третий завод, где производилась прокатка. Конечный продукт (например, кровельное железо) отправлялся весной по рекам барками (во время половодья) в Слободской, Вятку, Орлов, Котельнич и далее по воде - на ярмарки в Нижний Новгород, Лаишев и прочие города Поволжья. Такие группы заводов именовались в Российской Империи горными округами, и у всех заводов горного округа обычно был один владелец. К примеру в Омутнинский горный округ Пастухова в 1885 году входили 4 завода, в Холуницкий - 4. Здесь же, в окрестностях заводов, искали и добывали железную руду и известь, пилили лес, выжигали уголь, строили деревянные барки для отправки товара. Поскольку для работы заводов требовалось большое количество дров и древесного угля, заводам были отписаны из казны огромные лесные дачи. Шло время, менялись владельцы заводов. В 1876 году Кирсинский и Песковский заводы перешли в собственность потомственных почетных граждан (ярославских купцов) Пастуховых. В 1885 году на Кирсинском заводе трудились 950 рабочих. В том же году железа разных сортов было выделано на Кирсинском заводе 203 тысячи пудов - на 256 тысяч рублей. Завод работал 11 месяцев, с августа по июнь. В заводском поселке работала больница. На Песковском заводе в 1885 году трудилось 345 рабочих. Чугуна разных сортов было выплавлено в Песковске 320,8 тысяч пудов, на сумму 174 тысячи рублей. Завод работал 10 месяцев: с октября по июль. В заводском поселке была земская школа и больница. При Пастуховых была проведена реконструкция предприятий, на заводы стали приглашать выпускников Петербургского горного института - высшего учебного заведения, готовившего горных инженеров и геологов. Именно в это время (с 1885 по 1887 год) смотрителем Кирсинского завода служил Михаил Павлов, автор мемуаров. Интересная деталь: молодой инженер, 23-х лет от роду (неженатый) Павлов жил в поселке Кирсинского завода в доме с четырьмя комнатами и кухней, с отдельно выстроенной баней, конюшней, ледником и огородом. Пастуховы редко бывали на своих предприятиях (они жили в Москве и Ярославле), и полным хозяином на заводах был управляющий. В 1880-1887 гг. в должности управляющего вятскими заводами Пастуховых состоял Павел Михайлович Карпинский (1843-1907). Позднее, с 1887 года, П. М. Карпинский служил управляющим Кыштымским горным округом на Урале (в Пермской губернии).
 В 1758 году на реке Пудем, притоке Чепцы, казанские купцы Петр Келарев, Дмитрий и Алексей Лямины основали Пудемский металлургический завод. Со временем и здесь в окрестностях завода залежи руды истощились. Владельцы завода оказались в долгах и были вынуждены продать завод. Новым владельцем завода в 1774 году стал подполковник Иван Осокин. Тогда же Осокин построил новый завод на реке Омутной, притоке Вятки. С той поры Омутнинский завод стал выплавлять чугун, а Пудемский завод переделывал чугун в железо. Позднее и на Омутнинском заводе появилось железоделательное производство. В 1848 году один из наследников Осокина продал Омутнинский и Пудемский заводы купцам Пастуховым (упомянутым выше). Таким образом, при владельцах Пастуховых 4 завода - Омутнинский (чугуноплавильный и железоделательный), Пудемский (железоделательный), Песковский  (чугуновоплавильный) и Кирсинский (железоделательный) - входили в один горный округ. На Омутнинском заводе в 1885 году выделывали 188,3 тысячи пудов железа разных сортов на 221,5 тысяч рублей. На заводе трудилось 580 рабочих. В заводском поселке были 2 земские школы и больница с аптекой. Пудемский завод в 1885 году выделывал железа 45,2 тысячи пудов на 67,4 тыс. рублей. Рабочих на заводе было 170 человек. Завод действовал с двумя остановками: летом во время страды и зимой на 3 месяца. Как видно, Пудемский завод значительно уступал Омутнинскому по производительности. Пудемская посессионная дача имела всего 2 тысячи десятин, и половина этой земли к тому времени уже находилась под распашками и покосами жителей. Дрова и строевой лес для завода приходилось покупать за 20 верст. Речка Пудемка очень мала, и сплавлять по ней железо в барках было неудобно. Железо везли на лошадях до пристани на реке Чепце. 
 С Омутнинским и Пудемским заводами Михаил Павлов ознакомился сразу по приезде в Вятскую губернию, осенью 1885 года. Проработав затем два года на Кирсинском заводе, Павлов перешел на службу в Холуницкий горный округ.
 В то время Холуницкий округ состоял из 4-х заводов: двух железоделательных (Холуницкий, Богородский), одного чугуноплавильного (Климковский) и одного чугуноплавильного и железоделательного (Чернохолуницкий). Главным был Холуницкий завод, здесь же помещалось управление округа.
 Холуницкий железоделательный завод (на реке Белой Холунице, притоке Вятки) был построен в 1764 году генерал-кригс-комиссаром Александром Глебовым. От Глебова завод перешел купцу Савве Яковлеву - богатейшему предпринимателю России того времени. В 1829 году от наследников Яковлева за долги завод был взят в казну, затем несколько раз менял владельцев. В 1873 году все заводы Холуницкого горного округа перешли во владение коллежского советника А. Ф. Поклевского-Козелл, литовского дворянина и предпринимателя-миллионера. Управляющим Холуницким горным округом в те годы был Андрей Андреевич Зигель (1845-1906). В 1885 году на Холуницком заводе было выделано железа разных сортов 498,4 тыс. пудов на сумму 600 тыс. рублей. Рабочих нв заводе в том году было 1100 человек. Завод работал с августа по половины июня. При заводе было начальное училище (казенное), 2 земские школы и больница.
 Богородский вспомогательный железоделательный завод был построен на реке Белой Холунице, в 3-х верстах от Холуницкого завода, в 1814 году А. И. Яковлевым (наследником С. Яковлева). К 1885 году Богородский завод стал по сути частью Холуницкого завода.
 Климковский (Климковско-Боровский) чугуноплавильный завод был построен на реке Климковке (притоке Холуницы) в 1762 году Александром Глебовым, от которого в 1869 году вместе с Холуницким заводом поступил во владение Яковлевых. В 1873 году хозяином Климковского завода (как и прочих заводов округа) стал А. Ф. Поклевский-Козелл. В 1885 году на Климковском заводе выплавляли 327,2 тыс. пудов чугуна на 147 тыс. руб. Весь чугун отправляли на Холуницкий завод. Рабочих на заводе было 120 человек. Завод действовал с сентября по июль. В поселке были 2 земские школы и заводская больница. 
 Чернохолуницкий чугуноплавильный и железоделательный завод, при реке Черной Холунице, был основан в 1809 году А. И. Яковлевым. В 1885 году на заводе выплавляли 279,7 тысяч пудов чугуна на 103 тысячи руб. и выделывали железа 87,1 тыс. пудов на 18 тыс. руб. Рабочих на заводе было 525 человек. В заводском поселке действовали 2 начальных училища и заводская больница.

 Металлургические заводы Вятской губернии представляли собой довольно интересное явление. Затерянные среди глухих северных лесов и болот, они отстояли на сотни верст от железных дорог. Вывоз продукции осуществлялся один раз в год - по рекам, во время весеннего половодья, когда уровень воды позволял проплыть груженым железом тяжелым баркам (коломенкам). Эти деревянные барки были "одноразовыми" судами. Строили их зимой на берегу, весной они всплывали, их грузили товаром и отправляли в путь. Бывало так, что тяжелые барки тонули. К примеру, в 1842 году 10 коломенок с грузом в 120 тысяч пудов холуницкого железа утонули среди Волги (100 тысяч пудов достали со дна в следующем году). В конечном пункте доставки товара барки разбирали - на доски или на дрова. Однако, в первую очередь вятские заводы снабжали железом огромный Вятский край: кузницы и мастерские города Слободского, Вятки и других мест. Здесь мастера-кузнецы и слесари изготавливали сельскохозяйственные орудия, разного рода инструменты и предметы быта из железа (серпы, косы, плуги, весы с гирями, топоры, пилы, кородёры, ножи, шила, подковы, гвозди, замки, дверные петли и ручки, светцы и проч.). На вятских заводах изготавливали и настоящие произведения искусства. Например, знаменитая чугунная ограда Александровского сада в городе Кирове (по рисунку А. Витберга) была сделана на Холуницких заводах.
 На этом я завершаю свое вступление, которое оказалось и так слишком пространным, и перехожу к тексту воспоминаний М. А. Павлова.
--------------------------
 "Выпускные экзамены закончились в половине июня. После этого полагалось подавать прошение на Высочайшее имя о зачислении на государственную службу по Главному горному управлению. Подал такое прошение и я. И с 27 июня 1885 года я принят на государственную службу с чином коллежского секретаря. Но это зачисление по Горному управлению само по себе ровно ничего не означает; надо получить место на каком-нибудь казенном или частном горном предприятии. И я терпеливо жду места, как и другие...
 Деньги на исходе - в кошельке несколько рублей. Что предпринять? Очень кстати ко мне опять является курьер из института и говорит, что меня просит к себе Александр Петрович Карпинский. Я не могу понять, зачем, так как я не горняк. Пошел к нему.
 - Вот в чем дело. Я получил телеграмму от своего родственника, Павла Михайловича Карпинского. Он приглашает инженера. Не знаю, подойдет ли это вам? Но мне сказали, что только вы один еще не получили места.
 - Это верно.
 - Так вот. Вас возьмет Павел Михайлович Карпинский. Он управляющий Омутнинским горным округом, у него несколько заводов. Вознаграждение 50 рублей в месяц и 100 рублей на проезд. Вас устраивает это предложение?
 - Мне больше ничего не остается, как принять это предложение. На 100 рублей я, должно быть, доеду. Правда, платят там мало, но, думаю, что на еду хватит, значит работать можно будет.
 - Вятская губерния - очень дешевый край, вам денег хватит. Но я сам удивляюсь этой сумме, - я думал, что инженерам платят больше. Теперь - вот что. Для того, чтобы получить 100 рублей на дорогу, вам надлежит явиться с этой телеграммой к приказчику заводов Пастухова.
 И Александр Иванович дал мне адрес конторы Пастухова.
 Придя по этому адресу, я встретил мрачного старика старообрядческого типа, который долго расспрашивал, действительно ли я тот самый инженер, тот самый Павлов, который поедет в Вятскую губернию. Наконец, с некоторым сомнением он отсчитал мне 100 рублей, взял расписку в получении и пожелал счастливого пути.
 Я ушел от него уже не свободным человеком, а поступившим на службу в Омутнинский горный округ. Но где, собственно говоря, находится этот округ? Какие там заводы? И как туда добраться? На юге я побывал на практике, об Урале знал по "Горному журналу", но о заводах Вятской губернии не имел никакого представления. Беспокоить своими вопросами Александра Петровича я считал невозможным. Что же делать? Как составить маршрут?
 Я отправился в Публичную библиотеку, помня, что там на стене в читальном зале висит большая карта Европейской России.
 Я вертел валики, разглядывал карту своими близорукими глазами до тех пор, пока не отыскал Вятскую губернию и Омутнинский завод - он недалеко от уездного города Глазова. Здесь же, у карты, я решил, что туда следует ехать по Каме и затем высадиться в таком пункте, который находится на кратчайшем расстоянии от Глазова. Вижу, что такой пункт совпадает с городом, который называется Оса. Размер кружочка указывает, что это - уездный город. Значит, соображаю, пароходы там останавливаются. Затем от Осы надо добраться до Глазова, который расположен рядом с Омутной. Так выработался маршрут по географической карте, и я решил ехать пароходом по Волге и Каме до Осы. В начале сентября я распростился с Петербургом..."

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ

Комментарии

Аватар пользователя ru-danko

Отличная книга, с большим интересом прочёл её всю. Для истории Холуницких заводов очень ценная (а также Омутнинских, конечно).