Из череды довоенных руководителей Лебяжского района только один человек был местным уроженцем – это Золотавин Яков Ильич, управлявший районом с 1935 по 1942 гг. Из его «автобиографии» можно узнать, как начинался его путь:
«Родился в 1902 году 5 ноября в деревне Собанцево Рождественской волости Уржумского уезда Вятской губернии. Ныне Боровковский сельсовет Лебяжского района. Родители занимались сельским хозяйством – земледелием. Хозяйство было бедняцкое. Отец умер в 1908 году, когда не было 5 лет. Положение хозяйства еще ухудшилось, поэтому я с 7 лет пошел в пастухи и батрачил у кулаков в качестве баржеволока. Учился я в Боровковской начальной школе с 1911 по 1915 год, которую и окончил. С 1915 года по 1923 год работал в своем сельском хозяйстве. В марте 1919 года вступил в комсомол, и 1920 и 1921 годы работал секретарем волостной комсомольской организации. Работа была неплатная – по совместительству.
В 1921 году мобилизован в трудовую армию, но служил в отряде особого назначения по ликвидации труддезертирства. Служил в городе Советске. В конце этого же 1921 года был мобилизован по линии уездного комитета комсомола на работу по изъятию церковных ценностей, где и работал руководителем группы или маленького отряда. И вообще, будучи комсомольцем, принимал активное участие в работе по проведению заготовок хлеба, шла упорная борьба с кулацко-зажиточной частью деревни.
В мае 1923 года уехал в город Свердловск, где работал в качестве табельщика строительной конторы. В мае 1924 года призван в ряды Красной армии и служил в городе Детское село Ленинградской области в 46 стрелковом полку 16 стрелковой дивизии. В конце 1925 года демобилизован. Будучи в Красной армии, как активный комсомолец, был передан в резерв коммунистической партии в июне 1925 года…»
К этому хочется дополнить, что в юности Я.И.Золотавин стал и свидетелем революционных перемен 1917 года на Родине. Вот что он вспоминал о тех днях : «Пятнадцатилетним мальчишкой я вместе с дядей приехал в Лебяжье 2 августа 1917 года на базар в Ильин день. В самый разгар торжища стихийно возник митинг. Солдат-фронтовик, взобравшись на телегу, кидал в толпу гневные слова о продажном Временном правительстве, о необходимости окончания войны и возвращения солдат с фронта. Слова эти, видать, крепко запали в сердца солдаток, бывших на базаре. Разгневанные женщины направились в волостную управу к Титлову С. Г. и потребовали от него, как представителя власти, возврата с фронта своих мужей. Титлов в начале пытался припугнуть солдаток, но это их ещё больше озлобило, они схватили «голову» и вытащили его на улицу…»
Лебяжье молодости будущего предвика
В 1927 г. Я.И.Золотавин вернулся в родные места и занимал до своего большого назначения различные должности: волполитпросветорганизатором в с.Лебяжье, кассиром кредитного предприятия, пропагандистом, заведующим культпросветотделом, редактором районной газеты, плановиком райплана, заведующим райзо, председателем Кузнецовского сельского совета, секретарем Лебяжского райисполкома. Жизнь этого человека была так интересна и многогранна, что про нее можно было бы написать интересную книгу. Работа Я.И.Золотавина пала на нелегкий период – упрочнение коллективизации, усиление репрессий и гонений на религию, первые годы войны. Именно при нем была закрыта и затем уничтожена красивейшая церковь в Лебяжье и построена большая школа, про которую современники говорили, что она под стать только городу. Кроме того, при нем были пущены в эксплуатацию в селе элеватор, райпромкомбинат, Дом культуры, новое здание детского сада,
Уничтоженная церковь...
... и построенная школа
аптека (пока ввиде киоска при больнице), учреждена пожарная служба, впервые восстановлена с царского времени ветлечебница. Строились новые улицы села и мостились старые. К началу войны в Лебяжье имелось 40 телефонных установок, радиоузел и стационарное кино. По данным 1939 г. в нем жило 1629 человек. В 1941 году культурная общественность села планировала и открытие первого музея, но увы, этому помешала война. Вот сколько много хорошего было построено только при одном руководителе района. Несмотря на все трудности времени, Я.И.Золотавин с честью справился с возложенными на него обязанностями. Позднее до своей кончины он жил в Лебяжье, печатал воспоминания в районной газете, в которых не очень лестно (и не всегда правдиво, может по незнанию) отзывался о царском прошлом района, как и подобало бывшему руководителю советского органа власти…
Лебяжье в 1960е годы. Справа "дом под тополем" бывшего торговца Ивана Сазанова, в котором жило местное начальство, в том числе и Золотавины.
Учитывая сколько при нем было сделано, возникает чувство уважения к этому человеку, сделавшему много полезного для людей...
Простите, Дмитрий, позвольте высказать своё мнение об этом человеке. Хотя о мёртвых либо хорошо, либо никак, но всё же осмелюсь сказать. Не случайно вы пишите:"Работа Я.И. Золотавина пала на нелёгкий период - упрочение коллективизации, усиление репрессий и гонение на религию. Именно при нём была закрыта и затем уничтожена красивейшая церковь Лебяжья...". А я добавлю, что именно он, можно сказать уничножил и пустил по миру моих предков: деда и прадеда с их семьями. Всё имущество было конфисковано, вплоть до серебряных ложек и детской обуви и одежды (я уже не говорю о крупном имуществе). И командовал всем этим Золотавин. Так что никакого уважения, в отличие от других, у меня к нему нет и никогда не будет. Надеюсь, что на том свете он расплачивается за все свои злодеяния, которые совершил на этой земле.