Вятские купцы Столбовы в жизни преподобного Матфея Яранского

Старая Вятка благодаря своему удобному положению была большим торговым городом. В течение 19 столетия десятки купцов отстроили в камне здесь свои особняки и магазины, которые до сих пор украшают своими стройными рядами главные улицы города. В течение десятилетий в этих домах жили купеческие династии, передававшие искусство торговли от отца к сыну, представители которых занимали важные места в городском самоуправлении. В то же время на смену потомственным купцам приходили новые люди, начинавшие свое дело с маленьких лавочек и затем стремительно поднимавшиеся  вверх по торговой лестнице купечества.

  Одной из торговых династий Вятки были Столбовы, история которой уходит вглубь времен. Так в рапорте от 23 января  1829 г. градскому голове Караваеву по выборам на трехлетие городских должностных лиц на 1829-1832 гг. упоминается «словесный судья из купцов»  Василий Иванович Столбов1. Он же упоминается в «Списке служащих городской управы, назначенных для отвода квартир запасным  нижним чинам призываемым с объявлением мобилизации на действительную службу» с указанием места жительства – дом его стоял между Спецынской и Владимирской улицами2. Сыновья его купцы  Василий Васильевич и Алексей Васильевичи  Столбовы упоминается в документах по городу Вятке середины 19 века3. Алексей Васильевич в 1870е годы торговал в городе съестными припасами4.

   В «Обывательской книге» по г.Вятке за 1867 г. упоминается купец 3й гильдии Василий Алексеевич Столбов. Можно предположить, он мог быть сыном купца Алексея Васильевича Столбова. О его торговле сообщалось следующее: «Торг производит в разных городах, покупку производит  в базарные дни сырой кожей в г.Вятке5».  Примечательно, что сам он жил со своей большой семьей не в городе, а на природе – в д.Столбовой Полянской волости; возможно, эта деревня и являлась родовым гнездом этих купцов. Жизнь в деревне не мешала Столбову часто наведываться в Вятку и даже занимать там должности. К примеру, в 1842 г. он был оценщиком, а с 1853 по 1855 гг. заседателем в градской палате6. Василий Алексеевич был женат два раза. Первая  жена купца Параскева Ярофеевна также происходила из купеческой семьи Петуховых7. Вторая жена была Татьяна Петровна; о происхождении ее ничего не известно. В Государственном архиве Кировской области сохранился «Посемейный список» купцов Столбовых за 1880 г., из которого видно, что от двух жен купец имел больше 12 детей только сыновей, а также 4 дочерей8. Однако далеко не все сыновья пошли по отцовскому пути. Только два сына – Иван и Алексей унаследовали отцовское дело, причем последний был перечислен в Слободское купечество9. Иван Васильевич уже в «обывательской книге» за 1867 г. упомянут как живущий отдельным семейством; жена его Евдокия Антоновна происходила из крестьянской семьи10.

  Примерно в 1870е годы купец Столбов окончательно перебрался в Вятку и стал заниматься другой торговлей. В «Ведомости о поверке торговых заведений по г.Вятке» за 1875 г. упоминается две его лавки «с чаем, сахаром и кофе в лавках Спасского собора  на нижней торговой площади». Заведовал лавкой по особой доверенности 1874 года сын его Иван, помогал ему приказчик-крестьянин11. Впоследствии эта лавка и перешла к Ивану Васильевичу. Второй лавкой заведовал крестьянин Вологодской губернии Угличского уезда Павел Петрович Головин; как видно, купец не доверял свою торговлю кому попало и выписывал для своего дела людей из мест даже весьма отдаленных. Примечательно, что Павел Петрович проработал у Столбовых много лет: спустя годы  он упоминается в ведомости по той же лавке, принадлежавшей уже купцу Ивану Васильевичу Столбову…

  10 декабря 1876 года отец семейства отставил эту землю в возрасте 65 лет, прожив, безусловно, бурную и интересную жизнь12. Незадолго до этого, в 1875 г. он оформил документ с правом передачи торговли на имена брата Алексея и сына Ивана13, а в 1876 г. – особую доверенность на последнего14. В «Ведомости городской управы о купцах и выданных им на 1876 г. свидетельствах» Василий Алексеевич уже упомянут как «почетный гражданин купец 1й гильдии15». Вот такое стремительное продвижение вверх этот купец прошел в торговой среде – из третьей гильдии в первую…

  После смерти отца все торговое окончательно дело перешло к Ивану Васильевичу Столбову, у которого в то время работал молодой мещанин Митрофан Швецов, позднее известный как преподобный Матфей Яранский, происходивший из семьи вятского башмачника. Из «жития» его известно, что он проработал у купца 18 лет, пройдя путь до приказчика в лавке. К сожалению, не сохранилось никаких свидетельств, чем именно занимался он у Столбова до того, как стал приказчиком. Можно только предполагать, что был просто помогающим при лавке и посыльным, но приучавшимся купцом к торговому делу.

   Семья Ивана Васильевича тоже была большая. Купеческие семьи, подобно крестьянским и священническим, отличались многодетностью. У купцов был в многочадии и деловой интерес – чем больше сыновей в семье, тем больше шансов, что дело в дальнейшем попадет в надежные руки. Сохранился документ от  28 декабря 1884 г. под названием  «Представление о торговле И.В. Столбова16» с перечислением его семьи –«жена Авдотья Анатольева, сыновья Михаил, Александр, Анатолий, Вячеслав, Алексей, дочери  Екатерина и Анастасия».  Семья жила в достатке. Это можно утверждать по тому факту, что в хозяйстве содержалось три лошади. По переписи лошадей 1891 года по г.Вятке у купца И.В.Столбова упоминаются 3 лошади: мерин, жеребец и «кобыла бурая17».

   В «Деле о поверке торговли» за 29 сентября 1884 г. упоминается 2 торговые лавки купца И.В.Столбова, стоявшие на площади Спасского собора, занимавшиеся мелочной торговлей сахаром и чаем. Сами лавки представляли собой одну небольшую комнату с одним входом. Указывалось, что оборот одной лавки был до 30 т., а дохода на 300 рублей, а оборот и доход другой составляли по 1500 р18.   Торговля Столбова была мелкая по сравнению с теми заправилами тогдашней коммерции, которые имели огромные каменные магазины в городе, но она позволяла держать в лавках нескольких приказчиков. За 1884 г. сообщалось, что торговлей купец занимался «сам с приказчиками 2 класса мещанами: Вятки Митрофаном Козьминым Швецовым и Слободским  Алексеем  Родионовым Лихачевым19».  Это первое упоминание о Митрофане Швецове в торговле; более ранних документов, к сожалению, не сохранилось, и поэтому теперь уже не установить, когда он начал свою карьеру приказчика. В другой лавке тоже работали два приказчика – первого класса приказчик П.П. и Головин и второго класса орловский мещанин И.В.Вавилов20.

   В следующие годы торговля Столбова пошла резко вверх. За 1887 г. сообщалось, что розничный годовой оборот первой лавки (где работал Головин) 1500 р., а доход – 750 р.; второй лавки (где работал Швецов)  до 20 т.,  прибыль выросла до 1000 р21.  Была ли в этом заслуга молодого приказчика Швецова, трудно сказать, но в 1888 г. он был поставлен хозяином единственным приказчиком над одной лавкой, а Головин – над другой22. В том же году сын купца Михаил Иванович вышел из купеческого звания по причине своего поступления на гражданскую службу, хотя на будущий 1889 г. он был записан в вятское2й гильдии купечество  со включением Его и жены в гильдейское сообщество, выданное отцу его Ивану Васильеву Столбову23. Сыновья к отцовскому делу не радели…

   В 1889 г. по всей видимости при содействии хозяина-купца его приказчик Митрофан Кузьмич открывает в городе свою собственную лавку, на которую были оформлены соответствующие документы - свидетельство личного торга от Вятской городской управы от 19 декабря  1888 г. № 118 и патент губернского казначейства от 21 декабря № 315124. Это была своего рода благодарность Столбова своему верному помощнику за многолетнюю службу. За 1889-1890 гг. об этой лавке сообщалось в документах, что размещалась она при доме на Владимирской улице, представляла собой одну комнату с входом (можно предположить, что она могла находиться в большом доме дяди Митрофана, стоявшего на этой же улице). Торговля велась самим хозяином, торговавшим  чаем, сахаром и табаком25. В 1890 г. годовой оборот ее составил до 1500 р., а доход составил … 70 рублей25. В то же время Митрофан Кузьмич помогал и своему хозяину в его лавке при Спасском соборе, доходы которой снизились – при обороте 3 т. р. они составили в 1890 г. 1500 р26. Указывалось, что лавкой занимается хозяин «сам при помощи вятского мещанина Митрофана  Козьмича Швецова».  Над другой лавкой был поставлен заведующим сын купца Анатолий Иванович Столбов «при помощи вятского мещанина Павла Петровича Головина». Ее оборот за 1890 г. составил 1500 р., а чистый доход – 750 р27.

   К тому времени бывший приказчик Столбова уже перестал мыслить о прибылях и богатстве, как и вообще торговле, намечая свою дальнейшую жизнь совсем в другом русле. В 1891 г. он уходит в Филейский монастырь, приняв в монашестве имя Матфей.  Свою лавку он оформил  на сестру Елизавету. Примечательно, что сестра полностью поменяла состав товаров лавки, которые при помощи своего брата стала поставлять и непосредственно в монастырь.  Теперь это были не чай и табак, а съестные припасы и керосин28. Впоследствии и она уходит в монашество, сначала в Слободской Кресто-Воздвиженский монастырь, а потом в Мысовскую женскую общину в Яранском уезде. Лавка Швецовых, по всей видимости, была продана.

   Уйдя в монастырь, оставил Митрофан Кузьмич и торговлю в лавке своего благодетеля купца Столбова, чем, конечно, обескуражил его.  Впрочем, сам Иван Васильевич недолго поживет после этого, и в 1894 г. скончается29. Торговля перейдет к его наследникам, которые, по всей видимости, не смогут совладать с нею. За начало 20 века не удалось найти в документах Вятки сведения о торговых заведениях купцов Столбовых. Впрочем, пресечется и сама их мужская линия, что не было в то время редкостью. За 1917 г. в списке домовладельцев города Вятки упоминается только дочь Ивана Васильевича Екатерина Падарина, как наследница семьи Столбовых30.

 

                                                   Источники

 

1. ЦГАКО ф.630 оп.3 д.13 л.111

2. ЦГАКО ф.628 оп.8а д.5 л.1

3. ЦГАКО ф.628 оп.1а д.355 л.114

4. ЦГАКО ф.628 оп.1а д.97

5. ЦГАКО ф. 630 оп.3 д.17 лл. 129 об.-130 об.

6. ЦГАКО ф. 630 оп.3 д.17 лл. 129 об.-130 об.

7. ЦГАКО ф. 630 оп.3 д.17 лл. 129 об.-130 об.

8. ЦГАКО ф. 628 оп.8 д.5  лл. 86 об.-88

9. ЦГАКО ф. 628 оп.8 д.5  лл. 86 об.-88

10. ЦГАКО ф. 630 оп.3 д.17 лл. 129 об.-130 об.

11. ГАКО ф.628 оп.1а д.541 л. 169 об.

12. ГАКО ф. 628 оп.8 д.5  лл. 86 об.-88

13. ЦГАКО ф. 628 оп.1а д.182 лл.16-17

14. ЦГАКО ф.628 оп.1а д.540 лл.41-42об.

15. ЦГАКО ф.628 оп.1а д.540 л. 234 об.

16. ЦГАКО ф.628 оп.3 д.1295 лл. 181-181 об.

17. ЦГАКО ф. 574 оп.1 д.1275 л. 112 об.

18. ЦГАКО ф. 628 оп.3 д.1280 лл. 249-251

19. ЦГАКО ф. 628 оп.3 д.1280 лл. 249-251

20. ЦГАКО ф. 628 оп.3 д.1280 лл. 249-251

21. ЦГАКО ф. 628 оп.3 д.1736 лл.34-35

22. ЦГАКО ф. 628 оп3 д.1851

23. ЦГАКО ф.628 оп.3 д.1864 лл.74-75 об.

24. ЦГАКО ф. 628 оп.3 д.2010 лл. 91-92

25. ЦГАКО ф. 628 оп.3 д.2010 лл. 91-92

26. ЦГАКО ф. 628 оп.3 д.155 лл. 108-109

27. ЦГАКО ф. 628 оп.3 д.2010 лл. 42 об.-43

28. ЦГАКО ф. 1100 оп.1 д. 6 лл.4 об.-13 об.

29. ЦГАКО ф. 628 оп.8 д.5  лл. 86 об.-88

30. ЦГАКО ф. 628 оп.6 д.999

 

 

 

 

 

 

 

 

Комментарии

К данному материалу не добавлено ни одного комментария.