Опубликовано ср, 25/01/2023 - 12:07 пользователем a-musikhin
На Вятке жили без князя. Да и епархиальные начальники были далековато. На Вятской земле до сих пор стоят священные рощи. И пропитание добывает народ разными способами. Так и сформировался особый уклад – вятский.
Тему обсуждают Алексей Мусихин и Андрей Кузнецов.
https://dzen.ru/video/watch/63d0e2f01025182d273a4460
Князья на Вятке жили, это Арские Каринские, прежде всего, но и Нижегородско-Суздальские тоже имели владения где-то возле Кирова и временами в 15 веке тут укрывались. Вообще, Хлынов был построен на отнятых у них землях, а население его составили потомки нижегородцев, прибывших на Вятку вместе со своим князем в самом конце 14 века. В новый город в начале 16 века также перебрались (добровольно-принудительно?) и жители захиревших от войн городков Микулицын и Ст. Вятка на Моломе. А после пожара 1552 года и часть Слобожан. Всему этому есть косвенные подтверждения.
Эта часть интервью с Алексеем Леонидовичем не впечатлила. 70% - наводящие вопросы профессора Андрея Александровича Кузнецова, 30% - не вполне убедительные ответы кандидата наук Алексея Леонидовича Мусихина. Может быть, я и не прав. Из интервью получается, что в Яранском уезде до сих пор процветает язычество - "священные рощи и сейчас есть", на месте Кокшарова сначала жили удмурты, потом марийцы (чей Кокшаров?), потом его взяли русские и назвали Котельничем, но на карте 14-15 вв. черемисские территории с запада не достигают реки Вятки. Опять-таки, ни слова о булгарах, чьи артефакты, как и удмуртские, присутствуют на Ковровском городище, но нет марийских. Археолог Л.Д.Макаров показывает Кокшаров в районе Пижемского городища. Автор "Повести о стране Вятской" явно высказывает своё предположение, что Кокшаров "ныне нарицается Котельнич". Но его А.Л. "помещает" на Коровском городище. Если "ныне нарицается Котельнич", то на момент написания "Повести..." это и должен быть Котельнич на его современном месте, но его на момент взятия русскими Кокшарова ещё не было. А термин "старый Котельнич" применил Л.Д.Макаров после раскопок 1979, 1981 г. О Пижемской волости и Пижемском городище в передаче вообще речи не идёт. Хотя в археологическом сообществе существуют понятия "еманаевская культура", "худяковская культура", которые приняты в обиход по итогам многочисленных раскопок по р. Пижме, в основном, на территории Тужинского района. Если в 19 - первой половине 20 вв. не было достаточных данных о материальной культуре прошлых веков и многое строилось на догадках, предположениях, летописях и "повестях", новые артефакты нельзя отрицать. Они показывают более достоверную картину. Считаю, что стоит учитывать и булгарские хроники Джагфар тарихы. Тогда меньше будет ответов "достоверно неизвестно", "однозначного ответа нет", "вряд ли, скорее всего..."
На Пижме и ниже от нее по Вятке Макаров выделил отдельную Пижемскую волость 14-15 века, артефакты славяно-русские, городища и селища, керамика более славянская, чем выше по реке в двух других волостях (Моломо-вятская и Микулицко-Слободская). Русские здесь жили с сер.13 до сер. 15 веков. Вероятно, это были беженцы от монгольской смуты, запустение поселений я бы связал с войнами Москвы и Казани - вдоль Вятки шли пути войск. В это же время сюда на нижнюю Вятку могли придти черемисы-мари, причем, ныне их по языку считают горными, тогда как в Поветлужье живут луговые. Горных мари на правом берегу Волги наверное теснили продвижения русских, вот они и переместились на освободившуюся Вятку.
Вообще о расселении предков мари есть разные мнения. Считается, что они не относятся к Прикамским финноуграм, а пришли со стороны Волги, возможно, из мерян в 9 веке на место живших между Ветлугой и нижней Вяткой азелинцев-еманаевцев. Хотя те вроде бы продолжали в основном тут же жить на Пижме и ниже по Вятке. Скорее, к самой реке предки мари не вышли, а заняли берега Ветлуги. Нельзя даже исключить, что продвижение их на восток от Волги состоялось в 11 веке.
Мне кажется, обведённая пунктиром территория Вятской области с юга проходит как раз по Пижме. В 1542 году после разгрома вятчанами в устье Моломы татар, разоривших Устюг, отпущенная вятчанами черемиса "ушла лесами за Пижму" на территорию современных Тужинского и Тоншаевского районов. Азелинцы-еманаевцы покинули эти места раньше. А раскопки Пижемской волости показали артефакты от каменного до железного века, то есть, на правобережье Пижмы люди жили (удмурты, славяне, марийцы) с древних времён.
Карта не вполне точная наверно, но самое главное то, что поселения черемис между Волгой и нижней Вяткой указаны отдельными небольшими анклавами, а вот кто у них был в соседстве или регион в ту пору был полупустой? По источникам в середине 15 века и позже тут помимо татар вокруг Казани расселены были выведенные с иных земель переселенцы, из которых формировалась новая государственная народность казанские татары. Но этот вопрос я специально не изучал.
Публикация С.К.Белых и Л.Д.Макарова "Население Камско-Вятского края в булгарское время" на основе археологических раскопок отражает картину взаимодействия булгар, праудмуртов, славян и марийцев конца I - средины II тыс. н.э. Нет свидетельства о марийских артефактах в Котельничской волости.
Скажу больше, "древнемарийские могильники" между Ветлугой и Вяткой возможно, не относятся к предкам марийцев - отличия по форме черепов и наличие артефактов дальнего происхождения (балтика, Верх. Волга, Чепца, и др.) Так что похоже мужчины пришли с запада, а женщины ближе к Прикамью и Чепце.
Просматривал вчера "Раннюю историю Лузского района. Часть 1." Александра Фёдоровича. Там активные обсуждения были. Раньше не обратил внимание. Вчера в глаза бросилось - цитата из летописи о походе великого князя Василия на Шемяку в 1453 г. Московское войско с князем Василием двинулось на север "супротив Шемяки". "Кокшеньгу взял, КОКШАРОВ посёкл и пошёл казнить Устюг, пошто устюжана Шемяке норовили". Сначала подумал, что про Кокшаров город речь идёт, который новгородцы ушкуйники захватили и Котельничем назвали. Но в статье с прописной буквы записано. Нашёл в интернете про Кокшаньгу (Вологодская область). Это река, но на ней Танрогский городок, очевидно, бывшая Кокшеньга, относились к Заволочью, где жила чудь заволочская или древние весь и меря. Слова кокшар и кокшары имеют мерянские корни. Кокшаров посёкл, значит посёкл (порубил) население городка Кокшеньги. Откуда на реке Вятке появился город Кокшаров, который новгородцы-ушкуйники взяли и Котельничем назвали в 1181 году? Был ли такой город вообще или они взяли город кокшаров, то есть жителей-мерян или чуди заволочской? Или марийцев так называли, поскольку те и другие финно-угорской группы народов? Может быть, прав Л.Д.Макаров, относя город Кокшаров к Пижемскому городищу? Здесь рядом река Кокшага есть в районе Васильково. А, что автор "Повести..." посчитал Кокшаров за Котельнич, это, видимо, его предположение. Пижемское городище - по определению, это укреплённый городок. Неужели ушкуйники, плавая по Вятке, не замечали городка на устье Пижмы? Тогда булгарский городок Колын, построенный в 1150 г. возле укреплённого городка (балика) Вятки на Вятке-реке (Нукрата на Нукрат-су) вписывается в историю. Иначе, ушкуйникам пришлось бы Колын брать, а не Кокшаров. Ссылка на статью "О Кокшеньге и кокшарах" vk.com/wall-63450921_62513
О кокшарах я читал давненько уже, когда искал такой топоним. Там и фамилия есть такая. У нас ее нет, это в пользу того, что на Вятке был именно Кошкаров. Ушкуйники должны были проходить мимо устья Пижмы и городков вблизи этого места (ниже по Вятке есть и др. городища). Эта Пижемская волость поселения славяно-русов 12-15 веков наверняка подвергалась нападениям с разных сторон, в результате этого и прекратила существование. Ушкуйники вряд ли тут селились, разве что иногда зимовали. Что касается топонима Кокшага в районе расселения мари, то есть версия связей древней Мери (исчезнувшей народности) и Марийцев - спустились вниз по Волге (вместе с жившими среди мерян русами?)
Пытаюсь разобраться с именами в ДТ, особенно, где это касается Владимиро-Суздальского княжества. Впервые в Лаврентьевской летописи упоминается город Устюг, С-В форпост Владимиро-Суздальского княжества в 1218 г. В хронике Гази Бараджа, сына Азана (л.150). Балын, в кратком словаре - это Суздаль. Балынцы, соответственно, жители Владимиро-Суздальского княжества. В 1150 г. Сын Джуги Хан-Тюряй отказался от выплаты джирской дани... Хан-Тюряй - Юрия Долгорукого сын Андрей, жена которого Улита спрятала меч мужа и пустила заговорщиков Кучковичей и Анбала, телохранителя и ключника Андрея; Анбал убил Андрея (Боголюбского) топором? В ДТ жена Хана-Тюряя Айгюль спрятала меч мужа, впустила заговорщиков, и Анбал убил топором Хана-Тюряя?
Убийство Андрея было в июле 1174 г. А до того осенью 1164 г. "князь Андрей начал собирать полки на булгар". Вернулся с победой, с богатством булгарским и тяжело раненным сыном Изяславом. Рассказали княгине, что в самый опасный момент битвы, когда булгары едва не расчленили русские полки, Изяслав во главе владимирской дружины встал поперёк их желанию и ценой собственной жизни спас от гибели многих суздальцев и ростовцев. В ДТ: "Всевластие Хан-Тюряя вывело из себя и бояров, и сына Рыштаулы - кисанского бека Халиба... Халиб уговорил честолюбивого сына Хан-Тюряя Мышдаулы совершить победоносное нападение на Державу и получить тем самым основание для занятия трона. Мышдаулы с Халибом въехали в пределы Державы и разгромили большой мишарский аул Алтыш на реке Чуыл, после чего последовали к Дэбэру... казанчии захватили балынский обоз и отстали, предоставив ополченцам преследование раненого в шею копьём Машдаулы. Машдыулы ускользнул... рана его не заживала, стала нарывать... бек от неё умер". Толкование разное, но, речь, видимо, об одной ситуации - смерти сына Андрея Боголюбского - Изяслава. Тексты из повести писателя-историка Геннадия Ямбаршева "Судное время", 2018 г., Марий-Эл. Поскольку повесть, то написана по летописям, то есть, на фактическом материале. С летописями не сравнивал. Цель - выявить в ДТ реальные исторические персоны.
Поправочка. Жена Андрея, спрятавшая меч мужа и впустившая заговорщиков, не Улита, которая умерла раньше, а 2-я жена, булгарская княгиня, очевидно, Айгюль и есть.
Об отце Андрея Боголюбского Юрии Долгоруком в ДТ: "В 1120 году Колын, войдя в сговор с беком Балына Джурги (князем Суздаля Юрием Владимировичем), решил свергнуть Шамгуна. По его приказу Балус пропустил флот балынцев (суздальцев) через мартюбу, и Джурги внезапно осадил Болгар... однако медлил, т.к. потерял в бою с джурами и жителями ограбленных урусами (русскими) баликов (городков) Болгара 1250 своих воинов... Шамгун объявил народу ослабить налоги... простые горожане немедленно составили ополчение и стали на стены... Колын заявил Шамгуну: "Кан! Ты видишь, что происходит! Отдай Болгар мне, верному тебе, а сам ступай царствовать в Буляр!" Так Буляр вновь стал столицей... Подтверждая свою вернось, "Колын напал со своими суварцами и флотом на лагерь Джурги под предлогом наказания за медлительность... Джурги едва успел бежать с последней тысячей и более никогда не помышлял о походе на Державу".
Что можно найти в Интернете: "Поход 1120 г. (на Волжскую Булгарию) был организован владимиро-суздальским князем Юрием Долгоруким и вызван, предположительно, отравлением булгарами кипчакского князя Аепы, тестя Юрия Долгорукого. Поход завершился разгромом булгарских войск и разорением ряда населённых пунктов". Опять же, не вдаваясь в подробности, кто кого разбил, отмечаем, что событие, отмеченное в ДТ было в 1120 году.
В 1150 г. сын Джурги (не Джуги, как писал выше) Хан-Тюряй осмелился отказаться от выплаты джирской дани. Одновременно галиджийцы (новгородцы) стали тревожить набегами области Бийсу: Нукрат... и даже окрестности острога Туймас-Артан на реке Бий-су (Печора), куда заходили с Чулманского моря садумские корабли и съезжались для торговли охотники, рыбаки и пастухи племени Туная (севера) - тунайцы... Встревоженный поведением ульчийцев (русских) Колын позвал Курная и сказал ему: "Я помог тебе и твоим людям в трудное время..."
Зимой 1150 года они выступили вдвоём во главе курсилбая (постоянного войска кана) и ак-чирмышей (наёмного черемисского ополчения) на Тунай (северные территории), где заложили новый центр Бийсу - город Колын возле балыка Нукрат на Нукрат-су (городка Вятка на Вятке-реке), разгромили несколько острогов галиджийцев на реке Тун (р. Юг), в завершение осадили Ар-Аслан и ушли из него, получив по шкурке белки с каждого двора". Здесь уже просматривается причина постройки города Колына и его местоположение - близ устья Моломы, а далее поход на р. Юг и разгром на ней русских острогов.
В ДТ описаны частые споры русов и булгар о дани с Джира (Волго-Окского междуречья, Суздальского княжения). По моим прикидкам, в 9 веке Джиром владели некие Волжские русы-сканды, В дальнейшем они под ударами русских киевских князей а также варягов с Ладоги и Новгорода, вынуждены были перебраться на север от нижней Камы а частью и в саму Булгарию. То есть, стали булгарами. Отсюда претензии на Джир или хотя б часть даней с него. Так как из-за частых войн с русскими прямой путь с Булгар по Волге на Балтику стал опасен, т появился обходной по Вятке и Югу, а далее в С. Двину (или после захвата низа Двины Новгородом - по Вычегде в Печору) - Нукратский путь булгарских купцов (русского происхождения) на север для торговли со скандами-норвежцами.
Опять поправка: Тун - это река Северная Двина и остроги были на ней, а река Юг называлась Джук. На месте впадения реки Джук в реку Тун был построен город Джукетун - Устюг.
Вот как раз об этом и я: на Двине (Тун) новгородцы поставили свои поселения-крепости которые препятствовали проходу судов из Булгара через Вятку. Юг река. По фински "йоки" значит "река".