Моя бабушка

   Анюта родилась в 1907-ом году в семье мещанина средней руки Алексея Николаевича Кропачева, проживавшего в родовом двухэтажном доме в пригородных Нижних Кропачах, через которые когда-то проходила дорога из Слободского в Вятку. Дом этот (низ - каменный, верх - обшитый деревянный) стоит до сих пор. Отец Нюры, как и его, более удачливые братья, занимался выделкой овчин, - промыслом, доставшимся им по наследству от отца Николая Кропачева. По детским воспоминаниям бабушки, почти каждую неделю отец увозил на телеге готовый товар в Вятку. Когда-то семейное дело процветало, дед выстроил в Кропачах своим сыновьям пять домов. Но, то ли худые времена, то ли еще что, привели к постепенному упадку хозяйства.
   Свою мать Анюта не помнила, - та умерла от родов, когда моей бабушке было 2 года. От матери осталась единственная фотография, на которой она, 32-летняя, лежит в гробу. Александра была дочерью мельника из Нолинска, свою родину после замужества повидала только дважды. Вдовый отец вскоре женился. Взял своенравную 17-летнюю красавицу, дочь хозяина постоялого двора на Хлыновке. Ехать замуж в Слободской она согласилась только после того, как отец припугнул отрубить голову на пороге. Мачеха ненавидела стадо из шести детей доставшихся ей в придачу к мужу. Младшего брата четырёхлетнего Коленьку как-то в сердцах сбросила с лестницы. Спустя несколько дней, он тихо скончался. Он был лишним, - при сватовстве, дабы не спугнуть невесту, младенца утаили, полагая, что он может и не выживет.
   На чужих детей новой мачехе было наплевать, а потому с началом Мировой войны их всех раздали родственникам. Нюру взяла к себе жить тетя-монахиня. Учиться в школе при женском монастыре нравилось: кормили обедом и относились хорошо. Когда-то отец мечтал выучить её на учительшу. Но окончить довелось только четыре класса, последний уже без Закона Божьего.
  
   В декабре 17-го многие зажиточные слобожане, прослышав о зверствах большевиков в Вятке, не дожидаясь своей участи, бежали по Глазовскому тракту в Пермь, Казань и далее. Успели скрыться, прихватив самое ценное, и богатые родственники Кропачевы. Отец бабушки остался, - всё богатство давно было продано и прожито. Молодая супруга помогла отцу промотать хозяйство. Прислуга, вкусная еда (любила снятые со свежего молока сливки), дорогие наряды и поездки на балы в Вятку, - шикарная жизнь не по средствам, - не радовали её. При случае всегда упрекала 'старика': Ты Розу сгубил! - и в сердцах метала в него, чем попало. Правда, красавица Марусенька зажилась недолго - умерла в 20 лет от скоротечной чахотки. Детей от неё не осталось, единственная дочь умерла в младенчестве. Детская смертность в те годы была обычным делом.
   Новая власть расквартировала на территории женского монастыря роту красноармейцев, которые, превратили жизнь монахинь в ад. Натерпевшись оскорблений и унижений, они постепенно разбежались из своей осквернённой обители. Молодые повыходили замуж. Тетя вскоре умерла, а Нюра оказалась в доме у другой своей тётки. Здесь её приставили водиться с маленькими детьми. В Большом мире тем временем шла Гражданская война. В городе устраивали ночные обыски и аресты: искали ценности и оружие. Особенно запомнились перепуганной девочке бородатые казаки в папахах, шарящие по всем закоулкам и норовящие разобрать по кирпичику печь.
  
   С началом мирной жизни тринадцатилетнюю Нюрку взяли в дом богатеющего дяди Русанова. Работая в немецком плену, он обучился многим премудростям, с собой привёз толстую тетрадь с записями. По возвращении домой наладил у себя в деревне Рубежнице (на окраине нынешнего посёлка Вахруши) производство клея, патоки и выделку шкур. Так как более 20 работников держать запрещалось, то рабочие руки дядя добирал из числа родственников. Всего за общим обеденным столом сидело 28 человек. Анюта помогала готовить еду, топила печь, таскала воду. Любила читать, отдавая этой неодобряемой хозяевами страсти все свободные минуты и огарки свечей.
   Спустя года четыре за ней приехали старшие сёстры: 'Пора тебе домой возвращаться'. Дядя не хотел отпускать работницу, но пришлось. В 18 лет Нюру сватал за своего сына вновь развернувшийся заводчик Лесников из пригородного Спасского села, но она отказала богатому жениху. Выбрала по себе, - из бедной семьи. Знакомство с будущим женихом устроили дальние родственники Ополёвы, проживавшие по соседству с ним в Светлице, - на северной окраине города. Семья Ополёвских, как обычно звали её у нас, была богата своими дочерьми, но, вероятно по причине ближнего соседства, молодой человек не обращал на них внимание. Тогда, видно, и было решено познакомить его с далёкой родственницей. После долгих уговоров отца они выпросили к себе Анюту погостить на Рождество, расхвалив кандидата и намекнув ей на возможное в будущем сватовство. В Светлицах на Рождественской Катушке устроенной под угор Монастырской улицы, окрестные парни катали девок на больших подрезных санях. Знакомство состоялось, молодые люди приглянулись друг другу. Много позже, уже при мне, бабушка, глядя в окно на крутой подъём дороги, любила вспоминать о тех временах, когда сани с молодёжью весело мчались вдоль всей улицы. В детстве, пока не одолели машины, катался здесь и я. Теперь, когда навстречу прут гружёные лесовозы, на это отваживаются редкие, безрассудные по малолетству, смельчаки... Надо сказать, что у будущего жениха Анюты была девка, - симпатичная, из семьи Голубевских. Но после того как она пошла работать на фабрику, её побраковали, - такие в ту пору считались испорченными и негодными для семейной жизни. Вообще, с работой было туго. Летом светлицкие девушки подрабатывали в саду-огороде тётки Мёшихи, - сестры известного хирурга Бакулева, которая, пользуясь своим родством, жила, как видно, по-барски.
   Вскоре в Кропачи прислали сватов. Отец долго упирался, - семья жениха не славилась богатством. Его уломали кое-как. Дядя Русанов успел побывать на свадьбе, за все прошлые труды дал в приданое швейную машину. К тому времени его уже начали душить налогами. А через год раскулачили и 68-летнего старика сослали в Соловки. Как оказалось, навсегда. Его дети, видимо забрав припрятанное золотишко, уехали подальше и со временем удачно вписались в советскую реальность. Сын стал директором завода, а дочь - учительницей. В начале сороковых под прикрытием этой работы она, по-видимому, выполняла задания на оккупированной польской территории, но в свои редкие приезды на родину об этом не рассказывала.
  
   Анна стала женой Александра Ончукова. Венчались тайно, в 4 часа утра в церкви на Демьянке. Жених был комсомолец, в церковь не ходил, а потому родне Анюты с большим трудом удалось настоять на венчании. Свадьба пришлась на траурный День Смерти Ленина, - пришлось заранее получать разрешение в горсовете...

Комментарии

А ведь как хорошо написано - легко, напевно, но  об очень серьёзном... И с такой пронзительной теплотой о своей бабушке... Благодарная память человека - великое богатство!

Дай Бог каждому...

Аватар пользователя skygrad

Спасибо! Считаю, что каждый должен записать свои семейные предания. Воспоминания собирал по крупицам от мамы и самой бабушки по памяти из ее рассказов. Есть продолжение. 

Абсолютно с Вами согласна! При всяком удобном случае призываю своих друзей, знакомых и вновь найденных родственников расспрашивать, запоминать, фиксировать рассказы предков. Главное, не упустить время, успеть... Только вот молодым кажется, что жизнь почти бесконечна, и всё ещё успеется - стойкое и обидное заблуждение.

Пишите продолжение - очень интересно!

Моя бабушка тоже была Кропачева, звали Ольга Пантелеевна (1893 г.р.), откуда была родом не знаю, из воспоминаний отца известно, что она была взята в др. семью Сатюковых из Фаленского р-на д.Бушуи.Вышла замуж в д.Лимонцы за Одинцова Алексея Терентьевича-моего деда.