Поход вятчан на Сарай в 1471 году

 В словаре Даля 1861г. есть такая поговорка:
   Слобожане (Вятская губерния) - жидокопы (слобожанин откопал труп жида, полагая, что жидов хоронят с деньгами).
  
   Однако, в начале 19в., а данная словесная формула появилась не позже этого времени, сколько-нибудь заметного еврейского населения в Слободском не было. Кроме того, на Вятке слобожан величали "грободерами" и "мертвокрадами". Вероятно, история происхождения столь нелестного прозвища уходит значительно глубже...
  
    []
  
   В 1471г. вятчане совершили рейд на Волжский Сарай и в то же лето вернулись домой. Об этом славном походе есть сообщения в летописях:
   'Того же лета, в тоу же пороу, идоша Вятчане Камою на низъ и въ Волгоу в соудехъ и шедше взяша градъ царевъ Сарай на Волзе и множество Татаръ изсекоша, жены ихъ и дети в полонъ поимаша и множество полоноу вземше, возвратишяся. Татарове же Казаньстии переняше ихъ на Волзе, Вятчане же бившеся с ними и проидоша здравии съ всемъ полономъ, и многие тоу отъ обоихъ падоша' (Типографская летопись. ПСРЛ. Т. 24, стр. 191);
   'А того же лета Вятчане шед суды Волгою на низ взяша Сараи, много товара взяша, и плен мног поимаша. Слышевше се Татарове Большие орды, понеже близ ту кочевали за один день, и тако многое их множество поидоша переимати их, и поимавше суды и всю Волгу заступиша суды своими, хотяще их перебити, они же единако пробишася сквозь их и уидоша со всемъ, а под Казанью тако же хотеша переняти их, и тамо проидоша мимо тех со всем в землю свою' (Московский свод. ПСРЛ. Т. 25, стр. 291);
   "Того же лета ходили Вятчане ратью на Волгу. Воивода был у них Костя Юрьев. Да взяли Сарай и полону бесчисленная множество и княгинь сарайских' (Устюжская летопись. ПСРЛ. Т. 37, стр. 93).
   'Тое же зимы (сообщение дошло зимой?) Вятчане съвокупльшеся, шедъ взяша Сарай Великий, Татаръ всехъ изсекоша, а сущее все разграбиша, а инии мертвыхъ раскопываючи грабяху". (Львовская летопись. ПСРЛ. Т. 20, стр. 296);
   По возвращении из Сарая вятчане отправились в поход против напавших на Устюг новгородцев под началом воевод Ивана III: 'Вятчане же пришедше изъ Сараю и поидоша с воеводами великого князя, с Васильемъ Образцемъ и Борисомъ Слепцемъ, и съ Оустюжаны противу Новогородцевъ'. (Типографская летопись. ПСРЛ. Т. 24, стр. 191). 27 июля под Устюгом вятчане разгромили 12-ти тысячную новгородскую судовую рать Шуйского и гнали её до устья Сев. Двины.
   Легенда о раскопках 'жидовских могил' могла возникнуть в память о разграблении каких-то Сарайских гробниц. Однако маловероятно, что это были свежие могилы ханов или иных ордынских вельмож. Все они уже давно были мусульманами, а, следовательно, имели безинвентарные захоронения (украшались резбой лишь каменные надгробия и мавзолеи). Однако в районе Сарая могли быть древние языческие курганы, часто сопровождавшиеся золотыми и серебрянными украшениями. 'Жидовскими' их могли посчитать по причине того, что когда-то низовья Волги-Итиля были территорией богатого иудейского государства - Хазарии (на монетах и вещах Сарая 14в. встречается звезда Давида).
  
    []
   Чаша глиняная с подглазурнои росписью. На дне чаши шестиконечная звезда. XIII-XIV в. Сарай Берке. Диам. 18.8 см. Эрмитаж.
  
   Вот таким образом могло появиться прозвище 'слободские жидокопы'. Разумеется, в походе принимали участие не только слобожане, но грабежом могил занимались именно они.
  
    []
  
   В булгарской хронике Джагфар Тарихы есть подробности этого похода: на судах было 3000 вятчан-нукратцев (речников и стрельцов), а посуху с ними шли на конях камские казаки. Джагфар Тарихы трактует этот эпизод со своей пробулгарской точки зрения:
   "В 1470 году кан решил разгромом Сарая рассчитаться с Ахмад-ханом за его набеги на Булгар. Пользуясь тем, что ногайцы были обозлены на узбеков (Сарайских ордынцев) по причине усиления их господства над ними, Габдель-Мумин направил на столицу Кыпчака Аули и Алиша с 3 тысячами ярчаллынских казаков (нижнекамских) прямо через ногайские кочевья. Быть их проводником вызвался Сундык-бий, который за этот труд получил в Симбире освобождение и небольшой надел. Кроме этого, кан велел своему Нукратскому (Вятскому) улугбеку (наместнику, представителю, послу) Тахте направить на Сарай по воде колынский флот с хорошими нукратскими стрелками (Колын - главный и единственный город на Вятке, упоминаемый в ДТ, по археологии это Ковровское городище в устье Моломы, ближайшее к Казани из числа средневятских, первоначальный Хлынов-Вятка).
   Флот, в котором была тысяча колынцев и две тысячи стрелков, возглавили потомок Садыка Битька (Е. Х. - потомок новгородского купца Садко, жившего в Колыне на Вятке в 12в. - Витька) и потомок Анбала Ганикей (Е. Х. - потомок известного ватамана ушкуйников Анфала Никитина, вероятно, это и были слобожане), а стрелков - потомок Мер-Чуры Бака-Даиш (Е. Х. - Мер-Чура в ДТ - первый правитель Нукрата, возможно, среди стрелков были каринские татары). Они двигались к Сараю рядом, причем до Бел-Имэна (г.Белджамен на Волге) конница скакала по правому берегу Идели, а потом переправилась на левый. Салчии (речники) первыми ворвались в Сарай, отвлекли на себя главные силы татар и позволили коннице войти в город с другой стороны и занять его. Не ожидавших ничего подобного татар, обуяла страшная паника, и они бежали в степь. При этом наши потеряли 200 салчиев, 500 стрелков и 300 всадников, но зато положили 5 тысяч врагов и захватили невиданное количество товара. Все это было погружено в корабли, и так как их не хватало, то людей с них пересадили на захваченных татарских лошадей (вятчане умели ходить и на конях). На обратном пути узбеки и ногайцы сообща попытались у Камыша (город Камышин) преградить булгарам путь, но наши пробились. При этом погибло еще 500 наших всадников, 100 салчиев и 400 стрелков, но зато ни один корабль с захваченными товарами не достался татарам. Когда кану сообщили величину добычи, он не поверил и сам вышел к кораблям в Биш-Балте (порт Казани). Сарай же после этого не возрождался. Его ярмарку пытались возродить в новой столице Ахмад-хана, но безуспешно, и все купцы должны были теперь ездить в Казань".
  
    []
  
   В 14-15в. узбековцы (сторонники-мусульмане хана Узбека и его потомков) были основой военно-государственной мощи Орды. Именно на их столицу совершили поход вятчане. Правда, во второй пол. 15в. Сарайская орда была уже ослаблена, но продолжала грозить соседям, впомним поход на Москву 1480г. О подоплеке самого похода 1471г. на Сарай можно сказать следующее. В этот год Московское войско воевало Новгородскую землю и разбило новгородцев под Шелонью. Для предупреждения возможного нападения на Москву сарайских татар и была предпринята отвлекающая акция вятчан. Костя Юрьев известен из дальнейшего как промосковско ориентированный воевода. Не исключено, что он был наместником Вятки. После принудительного подписания в 1459г. договора вятчане были обязаны воевать на стороне Москвы. Участие в организации похода Казанского хана сомнительно, хотя какие-то его подданные (конные казаки по пути следования вдоль нижней Камы) наверняка примкнули добровольно. Очень вероятно участие в походе близких вятчанам горных мари. Казанцы пропустили вятчан вниз по Каме, а на обратном пути, узнав о величине награбленного, захотели отнять. Возможно, вятчане откупились частью добычи за проход домой.
   В результате разграбления столицы в 1471г. экономическая основа Сарайской орды оказалась окончательно подорвана. Купцы перестали возить туда свои товары, а Московский правитель перестал платить дань. Войско не получающее вовремя хорошую оплату постепенно расходилось в поисках нового хозяина. В 1480г. Ахмад-хан собрав последние силы попытался приструнить Москву, но был отбит в противостоянии на пограничной р. Угре. Спустя 20 лет остатки узбековцев откочевали на восток и основали небольшое ханство (ныне Узбекистан).
   Фактом привоза на Вятку нескольких сотен Сарайских женщин можно объяснить появление среди части вятчан характерного южного типа внешности. Это так называемые вятские гагары или кукары, по описаниям 19в. особо склонные к торговле и разному доходному промыслу. Внешне они выделялись чернотой и особым говором, но при этом признавались коренными вятчанами. Не исключено, что гагары являлись потомками пленных хазарок. В прошлом кукары проживали в районе городка Кукарка (ныне Советск). Это как раз на южной границе Вятской земли 15 века.
   Причиной, побудившей вятчан раскапывать чужие могилы, могло быть следующее обстоятельство. В 15 веке уже достаточно широко применялось огнестрельное оружие. Для производства пороха требовалась селитра. Казаки добывали её из полуразложившихся трупов. Сир де БОПЛАН об украинских казаках 17 в. писал так: "Они очень искусны в приготовлении селитры, которая в изобилии имеется в этих краях, и делают превосходный пушечный порох". Разорение татарских могил произошло, в частности, при разгроме Сарайчика в 1581 г. Из жалобы татар: 'Приходили... государевы козаки сего лета и Сарачик воевали и сожгли. Не токмо что людеи живых секли - и мертвых из земли выимали и гробы их розоряли'. Иван IV указывал астраханскому воеводе В.Ф. Бахтеярову-Ростовскому отвечать на вопросы бия Уруса следующим образом: 'Наши козаки на Сараичик не хаживали, а воровали будет на Сараичик приходили беглые козаки, которые, бегая от нас, живут на Терке, на море, на Еике'.
  

Комментарии

Посмотрел Википедию. Действительно так добывали (производили) селитру, необходимую для получения пороха. 

Аватар пользователя skygrad

Раскопками сарайских кладбищь массово занимались при Петре 1. Там крепость была и мастерские. Поэтому поселок и ныне называется Селитреный. 

Аватар пользователя Зуенко Ю.И.

Замечательный материал - сразу объясняет два весьма странных события: внезапное освобождение Москвы от татарского ига и столь же внезапную миграцию волжских татар в Среднюю Азию и появление узбеков! А гагары - таки да, только это понятие вроде бы больше в Малмыжском районе распространено, а не в районе Кукарки. Впрочем, и Малмыж, и Кукарка в описываемые времена были татарскими (казанскими) территориями, и вряд ли там могли селиться вятчане, пусть даже и чернявые. 

Аватар пользователя skygrad

О расселении гагар или кукар известно по документам 19 века в тех местах где вы пишете. Но в 15 или 16 веке это могло быть иначе. Впрочем, о проживании вятчан в то время известно мало. Предположу только, что данные метисы, вероятно, могли получить "казанское гражданство" на юге Вятки.

Аватар пользователя bookreader

Интересно читать  статьи историков, где они описывают технологии.  

В раннем детстве  (собственными руками) строил небольшие ракеты (было в моде это развлечение).  Расход пороха большой даже для этих "игрушек".  Знаете сколько нужно пороха даже для небольшого войска (использующего артиллерию)?   Тонны...  Это ж сколько надо могил то выкопать?   Это вообще нереальная с точки зрения технологии версия (по моему скромному мнению).    :) 

Какой то "злопыхатель", который явно относился "с негативом" к жителям Вятки, написал в какой то "рукописи", что согласно слухам, некто выкопал чью то могилу?  И на основе этого "налепили ярлык"?   У меня есть версия, некто специально приезжал на Вятку - копал по ночам могилы (что бы создать прецендент), а потом описывал эти события "в летописи".  Своего рода - "гибридная война" тех лет.   В это верю - охотно, со временем методы не меняются.   

Аватар пользователя skygrad

Я тоже в детстве делал ракеты и порох для них. Вятчане применяли в то время небольшие пищали вроде ружей и пистолетов, пороха требуется не так много. Население Ордынской столицы и других городов 14 века было значительно. Вблизи них существовали огромные кладбища с миллионами могил. Сухой климат способствует концентрации и сохранению солей селитры в таких могилах. У нас она вымывается дождями и талой водой. 

Конечно, за тот короткий срок, что вятчане грабили Сарай, сутки или двое, много селитры не добудешь. Но надо понимать ситуацию, военные действия продолжались с большим размахом, требовалось пополнить запас пороха для обратного пути. Даже сотня зарядов для ружей имела ценность и значение.

Аватар пользователя bookreader

Посмотрел в поисковике - калийная селитра.

http://jewellery.org.ua/stones-katalog/mineral-kselitra.htm

Недалеко от Кирова промышленные залежи калийной селитры.  Имелись практически неограниченные возможности для изготовления пороха.  Опытные воины когда собирались в поход могли взять пару лишних бочонков пороха (на всякий случай) - не тяжелый припас и немного места занимает.  Может быть и была селитра в старых могилах, но как то не верится в реальность "этих событий".   Может быть это просто "пропаганда" так работала в те годы?  Фактически людей обвинили в святотатстве.   Обвинение повесили - пойди докажи, что не "верблюд"...   Газет, телевидения не было, но надо было как то "разделять и влавствовать" - вот и писали письма.  Мне это кажется более правдоподобной причиной.          

Кстати,  обратил внимание, что порох обычно хранили в бочках. А бочки изобрели для хранения вина.  Возможно, технология огнестрельного оружия близко связана с  традиций виноделия (т.е. в тех же странах развивалась).  Это к тому, что изготовить бочку - это тоже технология, требуются знания и определенные традиции.  Где то писали, что глинянные горшки  влагу впитывают и не годятся для этого.  Если бочки не умеешь делать, а в горшаках отсыревает, то в чем порох хранить?  Его еще нужно обязательно гранулировать - иначе при транспортировке (тряске)  фракции разделятся - и стрелять оно точно не будет.   Порох это очень чувствителен к качеству инградиентов и пропорциям. Что бы изготовить его нужно много эксперементировать с долями и качеством инградиентов.  Вот так вот взять прах из могилы, с неизвестным составом (кто знает какие селитры там - каливые, натриевые или другие?) зщамешать с углем из костра, добавить на глазок  серы и зарядить в ружье?  Точно ничего хорошего не получится.  Химия наука точная. :) 

 

 

Аватар пользователя skygrad

Селитру в районе развалин Сарая добывали в 18 веке. Само городище называется Селитреное. Там много было сырья. Вообще, города ордынские разбирали на кирпичи под чистую, мало что осталось. Порох казаки носили при себе в спец мешочках, но наверно был и общий запас долговременный. Наши предки были искусны в производстве оружия. Это было их средство для существования. Новейшие по тем временам технологии применялись. Например, трехслойный пакет с 8 по 15 века.

Аватар пользователя wiki43

А на Вятке хотя бы какие-нибудь следы этих несметных награбленных сокровищ можно увидеть? 

Версия о селитре, конечно, красивая. Но как узнать, в каком месте копать.. В летописных упоминаниях о раскопанных могилах скорее всего речь идёт о разграбленных мавзолеях - захоронениях знати. Там в этих зданиях особо копать было не нужно. В мусульманской традиции не поощряются надмогильные сооружения и какие-то опознавательные знаки, по шариату даже могильные холмики требуется сравнивать с землёй. Однако мавзолеи в Золотой Орде были широко распространены, т.к. они имели ещё домонгольские доисламские истоки. 

Аватар пользователя skygrad

Захоронений возле Сарая и внутри него на заброшенных в 15 веке усадьбах очень много, до сих пор археологи раскапывают сотни могил. Так что искать особо нечего, - копай на окраине жилья. Гробницы ордынской знати безынвентарные, там поживиться особо нечем. Только резной камень с надписями и узорами. Золото могло быть в украшении мечетей, но их видимо, не грабили. А сокровища добытые в Орде - в наших генах! Вятчане отчасти потомки тех сарайских красавиц)).

Аватар пользователя bookreader

В "средствах массовой информации" тоже говорят, о том, что разные там казаки брали себе в жены "кого попало", и вообще были "неразборчивы в половых связях".  Эта точка зрения не согласуется с моими наблюдениями. Если бы утверждали, что в жены брали только девушек из своего рода - с этим согласился бы, не представляю даже как бы выглядело, если бы привел кто то из казаков "басурманку" в дом?  Нереально выглядит в свете "деревенских традиций" - думаю родственники просто сказали бы - "ну и вали нафиг отсюда", и весь разговор. Порядки были жесткие (даже очень), на основе традиций, нарушать которые никому не было позволено.  Откуда думаете бралось "геройство" казачьих войск? Очень жесткое воспитание было.    Тут скорее вопрос в том, что "представители империи" в казаки записывали "любого желающего" (их цели понятны). А сейчас говорят, вот посмотрите, казаки - турки они все или кавказцы. Тоже и с вятчанами.  "Мухи отдельно, котлеты отдельно"(с) - нельзя сваливать в "кучу" народности и сословия.  Вятчане, если понимается жители вятской губерни - это одно, а если понимается народность, то это совсем другое.  Если казаки - народ, то это одно, а если казаки - сословие,  это другое.   С терминами бы договориться... :)     

 

Аватар пользователя skygrad

На Вятке из-за притока молодых мужчин из других регионов Руси постоянно нехватало женщин. Поэтому пришлые брали в жены местных финноугорок или привозили женщин из походов на север и юг. Вятчан 15 века характеризуют как "предказачество", полной аналогии в жизни с казаками 17-19 веков нет и не может быть. Так как сами семейные и прочие нормы поведения казаков претерпевали изменения. Впрочем, и у казаков и у вятчан фиксируется по источникам многоженство, когда перед тем как выбрать новую жену старую передают, дарят или даже продают другому. Понятно, что в описанной ситуации выбор был ограничен и в этническом происхождении женщин не шибко заморачивались. Судя по всему, в полон брали детей, которых воспитывали в нужном духе и культурных традициях, это упрощало дальнейшие брачные отношения с такими иноплеменницами.

Аватар пользователя bookreader

Ну по вопросу "предказачества" - это просто фэнтэзи не иначе как...  Если счиатать что казаки это племя, то непонятно как можно стать казаком с течением времени?  

Где то я читал, что первое упоминание о казаках - это та "Рязань", которую  полностью какие то захватчики "вырезали" (уж не потому ли и назвали - "Рязань"?) в 1444 году.  Ну дату как всегда могли приврать, а так вполне возможно там и жило вот это племя "казаки", которые позже вынуждены были перебраться на Дон.  Опять же где то писали (ссылка совсем недавно попадалась) что одно из последних "заселений" казаков на вятскую землю было около 1725 года - строили какие то "защитные линии",  якобы от кочевников (около 8000 мужчин завезли тогда, плюс женщины и дети). На самом деле возможно это был просто "предлог" для расселения и уничтожения этого народа. Только вот неверится, что казаки могли продавать своих жен ( и то что было у них многоженство тоже).  Тут дело в том, что у казаков было принципиально все должности выборные.  А рабство была традиция "египетская" (и впоследствии французская), предполагающая наличие князя (фараона или царя) и соответственно рабовладельцев помельче.    Если можно продавать своих жен, тогда можно продавать и своих детей?   Ну тогда это точно не казаки.  Пропаганда работала в те годы тоже, попадались ссылки, что некий казак, стал рабовладельцем, накупил холопов и т.д. Ну что тут сказать - семья не без урода.  Но если говорить о народе, о традиции - то всегда казаки были против рабства. За это и воевали не одну сотню лет.  Помните лозунг "С Дона выдачи нет" - дык это как раз о непризнании права одних людей быть "вещью" других людей. Принципиальная позиция.  По этой причине продажа людей казаками, это "вражеская пропаганда", отрабатывала свои "серебрянники", ну и возможно были "колаборациолнисты" - куда ж без них то...   Но с другой стороны, казаком мог называться кто хотел, за это никак не преследовали.

Про вятчан говорят (опять же священнослужители), что вятчане прибыли из Новгорода (хотя, кто это видел?).  И у новгородцев тоже не было "царя", вместо этого было "вече".  Возможно политическое и экономическое устройство у вятчан и у казаков было одинаковым. А возможно за 500 лет просто две части народа расселились в разные регионы и стали называться немного по разному. Но анализ ДНК покажет,  как говорил Горбачев М.С.  "кто есть ху".   :) 

В США, судя по фильмам, браки между людьми не регистрируют без сдачи крови на анализ. Говорят, что якобы предотвратить заражение "болезнями".   Нашим бы "вождям" давно нужно перенять этот механизм, и не просто тест делать, а полный анализ ДНК на тему родства с группами людей.   Это было бы очень современно и народ бы узнал столько о себе "нового"... :)

   

Аватар пользователя skygrad

У меня все цитаты собраны, за базар отвечаю. Вятчан 15века назвал предказачеством историк В. Напольских. Об упомянутых семейных отношениях у раннего казачества писал историк Евграф Савельев. Он же полагал, что хлыновские ушкуйники вскоре после похода на Сарай обосновались на Волге, а после перешли на Дон, чем поспособствовали появлению вольного казачества. Генетические пробы среди казаков еще не столь массовы, но два потомка кубанских запорожцев нашли родичей с нашей области по общему предку жившему где то 800 лет назад.

Казаки рязанские на лыжах впервые упомянуты в сообщении летописи под 1444 годом всвязи со стычкой с татарами. Примерно тогда же упомянуты впервые черкасцы, воевавшие на стороне Казани под городом Лух , это в Нижегородской обл. Термин казаки мог относится в то время вообще к любому вольнонаемному молодому человеку, какой то особой группой или сословием эти казаки еще только становились. Но вопрос этот не изучен. Как и происхождение казачества вообще.

На Вятку казаков семьями завозили не раз вплоть до Советских времен. Но речь не о них.

Аватар пользователя bookreader

Ну профессиональные историки вынуждены были  работать "в канве" которую им задал их научныый руководитель.  А подход к истории был много лет "марксистко-ленинский", т.е. народа казаков нет - есть беглые холопы,  в основном потому что казаки много воевали в гражданскую  против большевиков.   А до большевиков, казаки много раз воевали с "империей", за что там их тоже "не любили".   Думаю, единственное место где лежат все первоисточники  (котрые были уничтожены в России)  - это Ватикан.  Если бы у казаков был свой НИИ по изучению их культуры и языка, заслали бы они "научного сотрудника" туда в командировку лет на 15 (в их библиотеку), и возможно кое что бы удалось раскопать из первоисточников.  Это я просто фантазирую. :)  

Аватар пользователя skygrad

Напольских современный пермский историк лингвист. Савельев жил до революции 17 года. Советские историки многое скрывали или искажали, это точно. И по казакам и по вятчанам и по ушкуйникам. Темы неудобные. В Ватикане могут быть интересные документы вывезенные из Византии, в частности, переписка дипломатическая с ханами Орды, но они до сих пор не переведены на русский. А то что есть, явно отрывочно.

Аватар пользователя bookreader

Кстати, насчет перевода - думаю уже должны быть созданы программы которые могут обучаться распознанию старинного текста (с любого языка).  Они обычно должны быть обучаемы. Вначале текст распознается в типовые литеры, затем переводится. Мы вот тут мучаемся читаем текст древний - согласен, для многих это развлечение (как рыбалка).  Но можно просто загрузить книгу писцовую (с каракулями), допустим, а на выходе будет нормальный текст. Когда становятся доступны большие обьемы информации, там можно это опять же систематизировать в глобальное компьютерное древо всех людей, допустим, всего вятского региона.  А может у кого то есть ссылка, где можно скачать такую программу?  Мне бы очень это сейчас пригодилось, нужно пару книг "дремучих" перечитать.  

Аватар пользователя skygrad

вряд ли есть программы распознвания рукописей 16-17 веков. Но должны быть специ которые легко читают такие тексты. Можно научиться, привыкнуть, главное начать.

Аватар пользователя Фёдор

Здравствуйте, Лев. О притоке новгородцев описано в книге к.и.н. С.В. Жарниковой "Золотая нить"

Аватар пользователя bookreader

Спасибо за ссылку, но по нашей семейной легенде предки были из казаков которые прибыли сюда с Дона.  Думаю, что  их  выселили в Вятку после серии крестьянских войн называемых "отечественными историками" - бунт разбойников под предводительством Степана Разина.   Возможно, также, что казаки это и есть новгогродцы (как и вятчане). Насколько я понимаю, по этой теме, все источники только церковные - все другие уничтожены.  Есть еще ДНК и археология. Археология всегда была инструментом политики "правящих классов", а ДНК в руках компаний которые проводят тесты.  Надеюсь, что Путин (президент России) даст разрешение на публикацию информации по этой теме.  Говорят, что даже Пушкину не дали ознакомиться с материалами  Пугачевского восстания - потому как императрица засекретила всю информацию по этой теме, а многие источники были фальсифицированы. Что там говорить про Степана Разина?   Читать книги это интересно, но в нашем поиске предков это вряд ли поможет (по моему скромному мнению). :)

 

 

Аватар пользователя skygrad

Недавно закончил 1 часть исторической повести на тему похода,  то же самое, но в красках и лицах:

http://samlib.ru/h/harin_e_a/saray.shtml

Аватар пользователя shura

Замечательная публикация, спасибо. Хотя в булгарской хронике цифры явно преувеличены, прекрасно объясняется два загадочных обстоятельства - как вятчане прошли через Казанское ханство, и как толпа мужиков топорами и саблями взяла штурмом большой укрепленный город...

Прекрасно видны двойные стандарты того времени - казанцы пропускают большой флот через свое ханство и даже вроде как помогают, и  в то же время делают многочиленные набеги на Вятку....

Аватар пользователя skygrad

Цифра 3000 вятских участников похода вполне реальна, если были собраны все боеспособные мужчины. Помимо городов с посадами, были наверняка окрестные села, плюс, Каринский татаро-вотский анклав. Вятка город 3,5 га, Ковровское 1,5 га, Котельнич 1 га, Орлов 1 га, Микулин с посадом 3га, Слободской 3,5 га, это всего окого 13.5 га, при норме минимальной 200 чел на га получим 2700 чел, это примерно 1500 мужчин (женщин был недостаток) из них (при средней продолжительности жизни в ту пору 45 лет) в возрасте от 15 приблизительно 1000. А еще прибавим Хлыновский уезд, села и Карино, там тоже жило немало людей, но их трудно учесть в виду отсутствия сведений по городищам. Так что всего 3000 наберется.

Вятчане не были мужиками с топорами, хотя и таких в походы могли брать. Они были почти профессиональные хорошо вооруженные  воины, типа казаков. 

Сарай не имел укреплений, только ханский дворец обнесен стеной. Да, и в ту пору город уже заметно уменьшился в размерах, со 100 до примерно 15 тысяч, в основном работники, ремесленники, слуги, чиновники некоторые. При этом, собственно охраны не более тысячи, Орда (двор хана с отрядами гвардии) летом кочевала в степи.