Рассматривая старые фотографии в Малмыже, обратил внимание на людей в военной форме, на обороте одной из них была надпись : «Подпоручик Глеб Алексеевич Сурков убит пулей в голову 11 ноября 1914 года. Воспитанник Ярославского кадетского корпуса и Павловского военного училища».
На других фотографиях надписей не было, но со слов их владельца следовало, что это братья Сурковы, которые все в разное время погибли: Сурков Юрий Алексеевич в советское время начальник Гороховецкого артиллерийского полигона, расстрелян в 1936 г. Сурков Игорь Алексеевич писал письмо Сталину, исчез. Сурков Борис Алексеевич, когда погиб не известно.
Мне захотелось получить побольше информации об этих людях и с помощью форума «1914 год» и интернета удалось кое-что узнать.
Трое из братьев Сурковых окончили Константиновское артиллерийское училище, к сожалению в документах по училищу у выпускников не указаны инициалы, но указана часть куда они направлены. Сурков Борис Алексеевич окончил Константиновское артиллерийское училище в 1912 г., (на его погоне хорошо видна цифра 49) портупей-юнкер, направлен в 49 артиллерийскую бригаду , на 1 января 1913 г. подпоручик, офицер 2-й батареи, на 1 января 1914 г. офицер 3-й батареи, в 1915 г. штабс-капитан 49-й артиллерийской бригады, 21.05.1915 г. пожалован за отличия в делах против неприятеля орденом Св. Владимира 4-й степени с мечами и бантом. Убит 24 декабря 1915 года.
Сурков Игорь Алексеевич, о принадлежности его к Константиновскому училищу говорит нагрудный знак, скорее всего его выпуск 1916 г.
Сурков Юрий Алексеевич, офицерский темляк на сабле говорит, что он портупей-юнкер, это звание присваивалось юнкерам за успехи в учебе, попадает на выпуск 1910 г. , выпущен в 6-ю Сибирскую стрелковую дивизию. Сурков Глеб Алексеевич, Павловское военное училище, портупей-юнкер, выпуск 1914 г., направлен в 21-й Сибирский стрелковый полк.
Журнал «Искры» за 1 января 1917 г. в статье «Павшие на поле славы» сообщал о гибели Суркова Глеба Алексеевича и Суркова Бориса Алексеевича, оба от попадания пули в голову.
К сожалению советский период по братьям Сурковым остался не раскрытым.
Мои родственники тоже принимали участие в войне в качестве офицеров после окончания краткосрочных курсов в школах прапорщиков. Дед — Чернов Александр Максимович (1875-1963), призывался из Малмыжского уезда, с. Ст. Бурец, судя по сохранившейся накладке от знака об окончании школ прапорщиков, он закончил 2-ю Петергофскую школу прапорщиков пехоты, исходя из переписки служил в 70-й артиллерийской бригаде, был на кавказском фронте, получил звание подпоручика. Из пехотных школ переход в артиллеристы был редким случаем, а артиллерийских школ не существовало. Фотографий военного периода нет, скорее всего они были уничтожены.
Младший брат деда — Чернов Николай Максимович (1888-?), есть послужной список периода его службы в Лейб-Гвардии Финляндском полку с 1910 по 1913 год, ефрейтор, знак за отличную стрельбу 2-й степени. Какую школу закончил не установил, помнится он тоже получил подпоручика. На экспресс фото Чернов Н.М. в 1916 г., убит снайперской пулей в то время когда соединял провода связи на столбе, никто не хотел этого делать, он рискнул и погиб. Об этом рассказал солдат из соседнего со Ст. Бурцем села Ахпай, который пришел к прабабушке со словами: «На моих глазах убили твоего сына». Дату смерти не установил.
Двоюродный брат деда — Чернов Иван Степанович (1895-1918), призывался из Уржумского уезда с. Шурма. Это единственный из родственников у которого в архиве обнаружен послужной список, как офицера. Закончил в конце 1915 г. 3-ю Саратовскую школу прапорщиков пехоты, после запасного батальона весной 1916 г. прибыл в 37-й пехотный Екатеринбургский полк, назначен младшим офицером в пулеметную команду полка. В составе полка участвовал в тяжелых боях с большими потерями, во время Брусиловского прорыва 21 июня 1916 у д. Новоселки получил ранение, потери полка в этот день в бою с австрийцами составили 402 человека. После излечения от ран в апреле 1917 г. закончил офицерские пулеметные курсы. В мае 1917 г. закончил повторные офицерские курсы при штабе 10-й дивизии. В июле 1917 г. во время последнего наступления русской армии его полк попал в окружение, но смог вырваться. В конце войны Иван Степанович исполнял должность начальника 2-й пулеметной команды полка, штат 96 человек личного состава, 8 пулеметов.
Чернов И.С. не погиб на фронте Первой мировой войны, это случилось чуть позже - 20 августа 1918 г., но это уже была совсем другая война.
Очень даже интересный материал. Спасибо за фото.
Прекрасные фотографии и интересный материал! У меня тоже есть фотография моего прадеда времен Первой мировой войны. Но никто из родственников не слышал, чтобы он принимал участие в боях...
Здравствуйте, Владимир! Искала в интернете информацию о своих родственниках и нашла ваш блок. Сурковы - это мои родственники по материнской линии. Подскажите пожалуйста, как можно с вами связаться?
Здраствуйте, Ольга! Я вам написал сообщение. Было бы интересно, если вы добавите здесь
по вашим родственникам.
С разрешения Ольги Хориковой размещу полученный от нее материал:
«Искала своих родственников в интернете и нашла ваш блог. Сурковы это мои родственники
по материнской линии. Их было семь детей: Борис, Глеб, Юрий, Игорь, Олег, Софья и
Галина. Галина - это моя прабабушка. У вас есть фотография, на которой четыре
человека (слева пожилая женщина это их мать - Суркова Мария, маленький мальчик
- это Олег, молодая девушка- это Галина, моя прабабушка, и офицер — это Борис.
В замужестве стала Черней Галина Алексеевна Моя бабушка Черней Софья
Михайловна родилась в Малмыже... ...моя бабушка родилась в 1926 году и из всех
братьев она живым застала только Юрия Суркова. Про Юрия я знаю историю
про то, как Буденный подарил ему свои часы (за какие заслуги и где все это
происходило, я не знаю) и моя бабушка в ответ подарила Буденному букет.
А потом Юрия арестовали и сослали в Соловки, а дальше, что с ним стало
не знаю (кто-то из родственников говорил, что он там повесился, но это не точно).
Про Игоря Суркова я вообще ничего не знаю. Про Глеба и Бориса бабушка говорила,
что их убили на войне и их матери друг за другом прислали два цинковых гроба...»