К истории создания кировского театра юного зрителя. Часть 1 (1936-1938).

Принято считать, что история кировского краевого (областного) театра юного зрителя начинается  со спектакля по пьесе Валентины Любимовой «Серёжа Стрельцов», открывшего  летний сезон 22 июня  1936 года. Эта дата отмечена во всех книгах и справочниках описывающих театральную историю города. Но датировка нуждается в уточнении.

Представления под вывеской ТЮЗа  показывали в Вятке и раньше этой даты.  На страницах «Вятской правды» печатались анонсы предстоящих спектаклей. Выпускались афиши, программки.В истории театра об этом информация отсутствует.  Попробуем разобраться, когда впервые в Вятке появился театр для детей.


Представления под вывеской ТЮЗа  показывали в Вятке и раньше этой даты.  На страницах «Вятской правды» печатались анонсы предстоящих спектаклей. Выпускались афиши, программки.
В современной истории театра об этом информация отсутствует.  Попробуем разобраться, когда впервые в Вятке появился театр для детей.

Для начала посмотрим  статью из газеты «Кировская правда» от 23 июня 1936 года, с описанием спектакля «Сережа Стрельцов» с которого начинается  официальная история театра. Анонимный автор, скрывший свое настоящее имя и фамилию за инициалами Г. Л., не только не отрицает наличие ТЮЗа в 1935 году, но и критикует работу этой труппы. Можно предположить, что автором явился один новых актеров краевого драмтеатра пополнивших состав труппы зимнего  сезона.

«Открылся театр юного зрителя»

«Сегодня в кировском городском детском саду открывается театр юного зрителя.
Нелестную славу нажил себе среди детей в прошлом году ТЮЗ, представлявший собой сырой и не сработанный коллектив.
Новый театр юного зрителя почти полностью обновлен. 15 актеров профессионалов приглашено для работы в театр, а также 10 членов самодеятельных городских кружков.  Художественным руководителем назначен режиссер Шохов.
Театр начинает свой сезон спектаклем «Сережа Стрельцов».
22 июня школьники Кирова смотрели эту постановку. Детская аудитория глубоко переживала все происходившее на сцене.
Можно считать, что первая постановка в основном удалась молодому коллективу.
Хорошо играют: Сережу Стрельцова – Норин,   Левку – Тарасов, учительницу Наталью Петровну – Эйхенвальд. Но особенный восторг ребят вызывает игра Виконта – артиста Краева.
Следует отметить непосредственную игру трех артистов, не являющихся профессионалами: профессора – отца Сережи  (Малых, быв. бухгалтер), Жени  (Сметанина, преподавательница географии в средней школе) и Пети Антропова (Удинцев – премьер труппы, впервые играющий на сцене) …
Открытие детского театра должно послужить началом культурного обслуживания детей города и края. В планах театра намечаются выезды в районы».

Г. Л.

Показ спектакля и открытие летнего театра  запланировали на 18 июня.  В этот день в Кирове проходил большой общегородской детский праздник, связанный с окончанием учебного года, под лозунгом «Все для детей!».(1)
Все площадки, клубы, сады, стадионы, театры, кинотеатры,  места отдыха горожан были приспособлены для развлечения школьников.

Игры, соревнования, представления были организованы и распределены с учетом школьного возраста. В городском детском саду ребята младшего возраста посмотрели спектакли театра кукол «Храбрецы», «Гусенок» и полюбившуюся пьесу «Каштанка». А для старшеклассников планировался показ нового спектакля. Школьники и артисты с большим нетерпением ожидали день праздника, но представление так и не состоялось. Помещение театра не было отремонтировано в срок. Обещанную премьеру ТЮЗа пришлось перенести на 22 июня.

Следующей работой был водевиль Николая Шестакова «Чужой племянник». К концу июля, по статистике, театр дал 23 постановки, обслужив 3756 детей.

Критический отзыв об этих двух новых постановках не заставил себя долго ждать, и уже другой анонимный автор, тоже хорошо знакомый с театральной жизнью, написал статью о вышедшей премьере, сравнивая ее с предыдущими работами, раскрывая при этом перед будущими зрителями некоторые секреты постановки.

«Удачный спектакль».

«Сказки Андерсена» - третий и наиболее удачный спектакль кировского театра юного зрителя. Недаром были распроданы все билеты.
Первые два спектакля «Сережа Стрельцов» и «Чужой племянник»  не имели настоящего успеха. Отчасти это объясняется тем, что содержание пьес было рассчитано на учащихся старших классов, а отчасти довольно посредственной игрой артистов и оформлением спектаклей.  В «Сказках Андерсена» детям импонируют и содержание, и красочное оформление спектакля.
Яркие образы, в которых Андерсен высмеивает глупость, пошлость, лицемерие королей и принцесс, хорошо поданы артистами…
Отлично сыграли роли ткачей артисты В.Н. Норин и А.А. Королев; живые и подвижные они залужено пользовались одобрением ребят. Следует отметить игру А.С. Гольцена в его роли портрета прадедушки Гиальмара. Для большинства детей было неожиданностью, что этот, совершенно неподвижный, портрет сухого старика вдруг заговорил ворчливым голосом, закашлял нудным кашлем и начал проповедовать о вреде фантазии и воображения. Неплохо играл ученого Н.Г. Тарасов. Артистке Н.В. Бергард исполнявшей главные женские роли в первых двух действиях, вредит излишняя резкость манер, не хватает легкости в танцах.
Состав труппы новый, набранный из артистов и любителей разных городов. Заслуга художественного руководителя и главного режиссера театра М. С. Шохова в том, все артисты хорошо сыгрались и дали очень неплохой спектакль.
Много выиграла постановка от ярких красочных декораций, выполненных художником В.А. Тентиным. А с каким восторгом встретили дети полеты Гиальмара и Оле-Лук-Ой: на фоне звездного неба медленно поднялся вверх красный сундук, в котором сидели Оле-Лук-Ой с мальчиком. Очень удачно сделано в первом действии стадо свиней, проходящее за оградой дворца.
Этим спектаклем театр юного зрителя заслужил себе «путевку в жизнь». Теперь можно сказать, что ТЮЗ в Кирове есть. Будем ждать от него хороших спектаклей и в будущем. А возможности для этого большие: на зимний сезон театру предоставляют большое помещение, его делают самостоятельным театром».
М.П. (2)

«Сказки Андерсена» впервые были поставлены Госцентюзом (Государственным   Центральным Театром Юного Зрителя) в 1935 году. Это была инсценировка детской писательницы Веры Смирновой,  состоящих из двух  действий  «Принцесса и свинопас» и «Новое платье короля».  Пьеса была написана специально для театра к 100 летнему юбилею выхода первого сборника сказок Андерсена  «Сказки, рассказанные детям». В России сказки частично выходили с цензурными ограничениями. Особенно это ограничение касалось сказки «Новый наряд короля» из-за  социальной остроты.
 

Сказки-Андерсена-Програмка-1935-фрагмент
Валентина Сперантова в роли Гиальмара, фото 1935г.
Фрагменты программки "Сказки Андерсена" Москва. Государственный центральный театр юного зрителя (Госцентюз) 1935 г. Режиссер-постановщик В.С. Канцель.
Государственный центральный театральный музей имени А.А. Бахрушина

В последующие годы «Сказки» были включены большинством ТЮЗов  страны в репертуарные планы.
В 1940 году кировские школьники увидят еще одну замечательную сказку Андерсена «Снежная королева». В обработке другого писателя - Евгения Шварца.

Летом 1935 года Кировский краевой театр к началу зимнего сезона пригласил нового художественного руководителя М. М. Меркулова, и режиссера М. Шохова. (4).

Приехав в Киров  М. Шохов приступит к постановке заново отредактированной М. Горьким  своей старой пьесы  «Последние», премьера которой состоялась  в середине декабря,  и была хорошо принята зрителями  и оценена критикой. В 1936 году он займет место художественного руководителя краевого ТЮЗа, а вскоре кировчане узнают от него  о развитии театра сезона 1936-1937гг.

«Предстоящий зимний театральный сезон для кировского краевого те­атра юного зрителя является чрез­вычайно ответственным, и требует большой творческой работы, чтобы удовлетворить запросы юного зрителя.

Если в начале своей летней ра­боты театр только искал пути, изу­чал своего зрителя, то теперь это уже пройденный этап. Сейчас мы знаем  нашего зрителя  его за­просы.

Что же мы предполагаем показать нашему зрителю в предстоящий сезон?
Театр работает над тремя постановками. Зимний сезон мы открываем пьесой Дэля «Музыкантская команда».

Нашей второй постановкой явится пьеса Шиллера «Разбойники». Следующей постановкой будет «Блуждающая школа». Эта пьеса написана на материале двух произ­ведений Льва Кассиля: «Кондуит» и «Швамбрання».

Краевые организации, учитывая необходимость развития краевого детского театра, передали в наше распоряжение бывший кинотеатр «Октябрь».                                         
На оборудование театра отпущены необходимые средства.
В помещении бывшего кино нет сцены. Для постройки сцены уже давно готовы проект и смета, но строительные работы до сих пор не начаты.
А это вызывает большую тревогу за своевременное начало зимнего сезона в театре юного зрителя».(3)

Надежды Шохова открыть без задержки зимний сезон в новом театре, не осуществились.

В начале декабря 1936 года Кировский край был реорганизован в Кировскую область, все краевые организации получили новый статус.

25 декабря состоялось  открытие  Областного театра юного зрителя, был подготовлен спектакль по пьесе  Л. Дэли «Музыкантская команда». В спектакле были задействованы все артисты театра. Пока в бывшем кинотеатре «Октябрь» шел ремонт, театр временно разместили в помещении Дома пионера и школьника.  В дни школьных каникул намечено было показать два спектакля из старого репертуара «Сережа Стрельцов», «Сказки Андерсена» и новый, «Блуждающая школа». Наличие своего драматического кружка в доме пионеров вносило существенное разногласие в порядок использования небольшой сценической площадки.  В конце концов, областной ТЮЗ был вынужден покинуть временное помещение. В новом 1937 году, противоречия в коллективе обостряются, а выделенное зимнее помещение кинотеатра за финансовые нарушения отбирают. Летний сезон будет открыт пьесой К.А. Тренева «Гимназисты» в старом театре детского сада.

Тренев-Гимназисты
Финальная сцена последнего акта спектакля К.А. Тренева «Гимназисты». Фото: В. Померанцева г. Киров 1937 г.

В августе на страницах газеты «Кировская правда» появляется статья полная отчаянья «Существует ли театр юного зрителя?»,  после которой судьба театра, несомненно, меняется к лучшему. Из статьи не трудно понять, и этот автор относит  образование областного театра к лету 1935  года.

«Кировский областной театр юно­го зрителя организован около двух лет назад. За этот срок театр на­шел своего зрителя и свое твор­ческое лицо. Некоторые постановки театра прошли с успехом и завоевали вполне заслуженную симпатию у наших детей.

Однако театр сегодня пережи­вает большие затруднения. Он не имеет помещения, его материаль­но-техническая база убога.
Театр у нас по существу на положении пасынка, ютится где попало, не имеет своего при­станища.

В прошлом году ему передали помещение бывшего кинотеатра «Октябрь», отпустили деньги, но бывшая дирекция вместо ремонта и оборудования сцены развернула строительные работы без учета реальных финансовых ассигнова­ний.

В течение короткого срока от­пущенные деньги были израсходо­ваны, и строительные работы прекращены. В результате этой преступной деятельности театр остался без помещения. Его передали обратно кинотресту.

В прошлый зимний сезон кол­лектив театра ютился в Доме ху­дожественного воспитания на крохотной площадке, которая и без того до отказа была занята круж­ковой работой. Театр неоднократ­но перебрасывали на клубные площадки, и он по существу пре­вратился в передвижной.

Ко всему этому нужно добавить, что театр около пяти месяцев был без директора и художественного руководителя. Многие артисты из театрального коллектива ушли. Свой репертуар театр свел до двух   постановок: «Ревизор» Гоголя и  «Бедность не порок» Островского.
Все эти безобразия протекала на глазах областного управления по делам искусств и областного комитета ВЛКСМ. За развал работы театра эти организации несут прямую и полную ответственность.

Управление по делам искусств долгое время к этому вопросу от­носилось равнодушно, а за последнее время ограничилось полу­мерами: назначило нового дирек­тора, художественного руководи­теля и занялось укомплектова­нием труппы. Но ведь новый со­став без необходимых условий также не в состоянии что-либо сделать. Театру необходимо выде­лить постоянное помещение, хотя бы тот же кинотеатр «Октябрь», который нужно оборудовать и приспособить.
Особенное безразличие к театру проявляют обком и горком комсо­мола. Кому-кому, как не им надо было постоянно заботиться, бо­леть за интересы  театра юного зрителя. Но не тут-то было. Об­ком и горком ВЛКСМ по суще­ству не интересовались этим ис­ключительно важным    участком художественно-воспитательной ра­боты среди детей в молодежи.

Театр требует к себе исключи­тельного внимания. Нужно покончить раз и навсегда с его беспризорным положением и вывести его из тупика на творческую до­рогу».

Л. Т-в.(5)

Завершая работу первой половины сентября, в летнем театре детского сада показывали спектакль «Недоросль» по Фонвизину.
Помещение бывшего кинотеатра «Октябрь», которое театр чуть было не потерял, вернули.  Теперь у театра появился постоянный адрес: ул. Дрылевского, 17, (с 1961 года ул. Дрелевского, 17, с 2012 года ул. Спасская, 17).

Коллектив готовился к новоселью и премьере. Старый состав труппы значительно обновился, были приглашены ряд новых  актеров, теперь в коллективе значилось 27 человек. Директором был назначен В.П. Толмасов,  художественным руководителем Д. Б.  Гандель, ранее занимавшим пост директора Слободского колхозного театра.

В первой половине октября 1937 года предполагалось открыть двери нового помещения, показать инсценировку  по роману Р. Стивенсона «Остров сокровищ», но работы связанные с переоборудованием зрительного зала и сцены не успели завершить в октябре. Открытие  было перенесено на 6 ноября, уже с другой инсценировкой, по роману Николая Островского «Как закалялась сталь».

Название первого спектакля, можно сказать, оказалось символичным, если сравнить те испытания, которые преодолел  главный герой пьесы в период взросления, с испытаниями которые легли на плечи коллектива театра впервые годы  своего развития.
Трудности с ремонтом не закончились и в следующем, 1938 году. К продолжению реконструкции приступили на три месяца позже, из-за чего три раза откладывалось начало зимнего сезона 1938-1939 гг. Истекший сезон театр работал неудовлетворительно, спектакли зачастую заканчивались за полночь, не было даже составлено репертуарного плана, условия работы и быт актеров оставляли желать лучшего, 12 человек  вынуждены были уйти из театра. Плохое финансирование не позволяло приобретать новое оборудование и костюмы. С большим провалом закончился летний сезон 1938 года, постановки проходили скучно, юные зрители вовсе перестали посещать  театр.  Репертуар  областного ТЮЗа в  городском парке пионеров и школьников входили спектакли, которые был поставлены зимой:  «Как закалялась сталь» Н. Островского, «Наше оружие» А. Крона, «Дружба» В. Гусева,  «Проделки Скапена» Мольера, «Огни маяка» Л. Карасева, «Сын» Я. Галя.

В середине декабря коллектив театра провел конференцию юных зрителей, на которую специально приехала Валентина Александровна Любимова, автор пьес «Сережа Стрельцов» и «Совершеннолетние». Последняя пьеса шла с большим успехом в это время в театре. 

На сцене ТЮЗа школьники могли смотреть постановки других театральных коллективов. В декабре, показывали спектакль по произведению Александра  Дюма (сына) «Тропа шпиона» (Его жена), 1-го кировского государственного областного колхозного театра.

Тропа-шпиона-фрагмент-1938-г
Фрагмент программки 1-го кировского государственного областного колхозного театра.1938 г. А.Дюма (сына) «Тропа шпиона» (Его жена),
Государственный центральный театральный музей имени А.А. Бахрушина

Кроме этого, к концу года показали еще спектакли "Белеет парус одинокий" по В. Катаеву, "Красная шапочка" сказка  в обработке Е. Шварца и обновленный "Как закалялась сталь".

В декабре 1938 года коллектив театра ходатайствовал перед Кировским облисполкомом о присвоении театру имени Николая Островского. 29 декабря Президиум облисполкома ходатайство поддержал.(6)

Имя Н. Островского в названии театра появляется в газете "Кировская правда" 5 сентября 1940 года, а так же в афишах и программках начала театрального сезона 1940-1941гг.

Постановления Президиума Верховного Совета РФСФСР о присвоении ТЮЗу имени Н. Островского не обнаружено.

© Андрей Курятков 2021

_____________________________________________________

(1). «Кировская правда» 17 июня 1936 г.
(2). «Кировская правда» 12 августа 1936 г.
(3). «Кировская правда» 7 октября 1936 г.
(4). «Советский театр» № 9 1935 г. стр. 21
(5). «Кировская правда» 22 августа 1937 г.
(6). Постановление Президиума Кировского облисполкома от 29 декабря 1938 года №2462. (ГАКО, ф. Р-2304, оп.1, д.20, л.7)

История Вятского ТЮЗа во 2й части.

Комментарии

К данному материалу не добавлено ни одного комментария.