К истории создания вятского (кировского) театра юного зрителя. Часть 2 (1932-1935).

Детские театры в РСФСР стали возникать в первые годы советской власти, в трудный для страны период гражданской войны. Первым организаторам таких театров была  заведующая детским отделом театрально-музыкальной секции Московского совета рабочих и красногвардейских депутатов Наталия Сац. При ее участии в 1918 году открылся первый профессиональный Детский театр Моссовета, в 1920 году на его основе  был создан Государственный театр для детей, открывшийся 4 июля. Организация подобных театров дело было новое, до революции, профессиональных театров для детей не было. Не было подобных театров и за рубежом. Следом за Москвой детские театры стали открываться в других городах страны.

Придавая огромное значение созданию детского театра, редакция журнала "Театр" на своих страницах посвятила  цикл статей о детском театре под редакцией Сергея Ауслендера.

Первая статья вышла № 5 1922 г.

"Вступительная" (отрывок)

Первый спектакль—эта огромная веха в жизни. «До» и «после» эти две различные полосы и как важно, как важно с первого же спектакля зажечь неугасимые лампады искания красоты, правды вечной, людей ко всему миру—а так легко зажечь эти лампады в нежных, с такой доверчивостью открывающихся душах.

Ужасно если первым спектаклей явится скучная пьеса Островского, которого по необходимости, за неимением детского репертуара, ставят так часто на утренниках...

Но еще ужаснее, если это специально «детская пьеса» какого-нибудь неведомого автора.
Обычно это бывает так фальшиво, убого лицемерно и в чудесном перевоплощении театра вольется в душу не благородный нектар искусства, а тошнотворная патока бездарности отравит душу, развратит вкус, оттолкнет, быть может, от театра совсем!
О, дети прекрасно понимают и ценят все, в чем есть хоть искра надменности.
Не имея своего театра, попадают дети в наши театры, где почти всегда все пропитано пряной чувственностью и изломанностью, где так редко звучит героический порыв, сильные чувства, ясные и простые.

Какая страшная отрава вливается в детскую душу, как преждевременно старит, уродует эта преждевременная зрелость.

Строгим декретом нужно было бы запретить водить детей в театр для взрослых (создав, конечно, для них детские театры).

А вы, писатели российские, откликнитесь, исполните свой долг перед всем нашим будущим поколением, напишите хоть по одной пьесе для детского театра, зароните хоть одну искорку, которая вспыхнет нотой в пламенный костер, заложите фундамент прочного, настоящего детского театра.

Необходимо создать репертуар детского театра (пьесы, которые будут играть дети и пьесы, которые будут играть актеры для детей), необходимо наметать линии пути детского театра.

Так трудно сейчас создать детский театр, так трудно для многих даже думать о нем, некоторым покажется он прямо-таки праздной роскошью.

Но нет, это не роскошь, это насущный вопрос нашего великого, прекрасного будущего. Во имя него мы должны преодолеть все трудности, все материальные препятствия.

24 октября, 1922. Москва, Сергей Ауслендер.(1)

В Вятке, общегородской детский революционный театр возник по инициативе Губполитпросфета. В первых числах марта  1923 года решение об организации  утвердили, и приступили к его реализации. Губоно выделило 10 000 рублей денежными знаками 1923 года. Новый театр разместили в  Школьном городке им. III Интернационала (ул. Коммуны, 33, ныне Московская,35). При театре имелось два помещения, одно из которых зрительный зал, рассчитанный на 400 мест, бывшего кинотеатра «Биоскоп», который уже не работал.

Главным режиссером назначили А.К. Коротаева а художественным руководителем  Н.В. Гурского. В дальнейшем, режиссером будет В.Т. Вольнов. Открыть  театр планировали не позднее конца марта, но открытие состоялось в начале мая. К открытию у театра появляется даже собственный телефон под № 86. Об этом сообщил через газету, в изменениях, произошедших в списке телефонных абонентов управляющий вятским Губотеф (Губернское отделение центрального управления телефонных предприятий) К. Лескин.

Интересно, что в справочнике "Список абонентов Вятской городской телефонной сети" составленным на 1 апреля  1923 года кинотеатр «Биоскоп» еще значится под № 81, а под № 86 информация отсутствует.

Детский революционный театр открылся в начале мая 1923 года постановкой «Дивный город» (Садко)» по сочинению руководителя театра В.М. Гурского.

«Открытие детского театра в школьном городке».

«Вятка имеет детский театр. Да какой еще! Театр самодеятельный, творческий, способный на сложные постановки идейных сказок-феерий, театр-новатор даже с точки зрения театральной формы, а самое главное-театр имеющий живую душу нашей великой революционной эпохи, с энтузиазмом отражаемую детским артистическим коллективом, театр, имеющих на редкость преданных делу и талантливых  руководителей.

К созданию театра было много препятствий, из которых главное-отсутствие средств. Но препятствия страшны лишь для тех, кто вместо живого говорящего сердца, бьющегося в унисон с пульсом современности, имеет семнадцатиразрядную тарифную сетку.

Вятка может гордиться новым детским театром, лабораторией художественного воспитания детей, точкой приложения сил детского творчества, прекрасной студией для будущего большого классового театра.

Театр открылся постановкой пьесы-сказки «Дивный город», (соч. Гурского),  доступной для детского понимания, отображающий в символах революционную борьбу рабочего класса за свое освобождение. Спектакль показал, на что способен этот новый, пока маленький театр.
Такой прекрасной, художественной постановки Вятка давно уже не видела, это верно даже в том случае, если мы возьмем рутинный масштаб театральной критики. Если можно указывать на ряд недочетов в исполнении некоторых сольных (вокальных) номеров, то их почти совершенно нет в массовых сценах, которыми изобилует пьеса. В конечном счете, не нужно забывать, что это первый шаг нашего детского театра.

Внешняя сторона постановки на редкость художественная и продуманная (в особенности удалась картина «в подводном царстве»)…

Успех первого спектакля большой и несомненный. Здесь мы не можем не отметить заслуг по организации театра, его организатора, вдохновителя и главного устроителя тов. Гурского.

От лица Губисполкома, и Губкома РКП тов. Гурскому и его сотрудника выражена благодарность».

Перо (2)


г. Вятка. Школьный городок им III интернационала. Фото 1920е. Здесь с 1922 по 1923 год располагался кинотеатр "Биоскоп", затем Детский театр.   Фото из сообщества VK  "Художники ЧАРУШИНЫ" (Современный адрес, ул. Московская,35.)
Слева на фасаде здания видны наклеенные на стену афиши. На одной из афиш можно разобрать название оперы "Аида". В июне 1924 года, заведующий гортеатром В.М. Гурский, специально посетил Ленинградский Государственный Академический театр оперы и балета (бывший Мариинский) для приглашения труппы, хора и оркестра театра в Вятку на гастроли. В состав труппы вошли примадонна Ада Кобзарева, Николай Большаков, премьеры В.П. Грохольский и Н.П. Молчанов. На сцене театра в саду "Аполло" кроме "Аиды" были показаны "Царская невеста", "Пиковая дама", "Евгений Онегин", "Дубровский", "Фауст" и другие оперы. Можно предположить, что фото сделано в июне 1924 года.
 

Благодаря поддержке и помощи которую оказали театру Губком РКП(б), Губисполком и Губоно, работа в театре улучшилась и стала развиваться. Перед театром были намечены цели по изучению и развитию революционной сказки, путем отдельных постановок.  Детей привлекали в студии для занятия характерными танцами, пения, драматического и декоративного искусства.

В отчете Вятского Губполитпросфета от 1 ноября 1923 года представлены сведения по художественной работе в Вятке:

«В г. Вятке на 1-е ноября имеются как самостоятельные учреждения 2 театра и 2 кино, по уездам губернии 46 театров и нардомов и 5 кино. Кроме того, в г. Вятке как самостоятельный театр, может быть отмечен театр клуба Дворца Труда при Губполтпросфете…

Наиболее крупными величинами в художественной работе являются три упомянутых театра г. Вятки:

1.    Городской
2.    Детский
3.    Рабочий – Дворца труда.

В начале мая 1923 года в Школьном городке был открыт Детский Революционный Театр.

С первой же постановки театр обратил внимание организаций и завоевал себе симпатии юной и взрослой публики. Дальнейшие постановки укрепили положение театра, и он был принят на половинное снабжение Губсоцвосом [Губернское управление социального воспитания и политехнического образования детей от 3 до 15 лет]. В репертуаре театра прошли:

1.  «Садко (Дивный город)». Революционная поэма для детей и юношества;
2.  «Одуванчик (Цветок улицы)». Революционная поэма ко дню беспризорного ребенка [соч. Н.В.Гурского];
3.  «Конек-Горбунок». [постановка В.Т. Вольнова] Сказка-балет;
4.  «Мои игрушки». Балет;
5.  «Как погибло Кощеево царство». [постановка В.Т. Вольнова ] Революционная сказка Плетнева;
6.  «Спартак». Постановка для юношества [постановка Н.В. Гурского];
7.  «Тартюф» Мольера. Постановки в ширмах и друг.

Все постановки высокохудожественны со специальными костюмами и декорациями, с музыкой, пением, танцами, интермедиями и прологами. Постановки проводятся силами детей и юношества, причем подход к работе педагогический и творческий…
Сведений о сборах в уездных театрах не имеется, сборы Гортеатра в Вятке за зимний сезон были от 50% до 65% в среднем. Деттеатре 90%-100% в среднем с половиною платных мест.(3)

Кроме перечисленных, были поставлены пьесы: «Красная шапочка», «Фарфоровые куранты»  пастораль Чуж-Чуженина Музыка В.Пергамента;  «Степка растрепка» пьеса Ю. Гауша  (постановка В.Т. Вольнова); «Бум и Юла» пьеса Н. Шкляр. Сказка про вольных уличных музыкантов и добрейшего короля (постановка В.Т. Вольнова).

Щеглов Михаил Михайлович бум и Юла 1917 г
Открытка с иллюстрацией М. Щеглова к пьесе-сказке Н. Шкляра "Бум и Юла" Иллюстрация печаталась в детских альманах "Творчество" 1917 г. Рыбинский музей заповедник.

Появление первого профессионального ТЮЗа  Вятка обязана 10 летнему юбилею Всесоюзной пионерской организации в 1932 году.

Накануне праздника, 21 апреля 1932 года Центральный Комитет ВКП(б) выпустил постановление в котором предлагал, что празднование десятилетия пионерской организации должно превратиться в широкую массовую кампанию всех трудящихся за усиление коммунистического воспитания подрастающего поколения.

Одобряя решение ЦК ВЛКСМ о праздновании десятилетия пионерской организации с 23 мая по 1 июля 1932 г., ЦК ВКП(б) постановляет:
 7.   Местным организациям совместно с Союзкино и наркомпросами союзных республик развернуть строительство в 1933 г. специальных детских клубов, кино и театров, домов художественного воспитания, детских парков культуры и отдыха с таким расчетом, чтобы в первую очередь этими мероприятиями были охвачены крупнейшие промышленные центры, новостройки, наиболее отсталые национальные районы и важнейшие районы сплошной   коллективизации.

8.  ВЦСПС, Союзкино и наромпросы союзных республик обязать предоставить сеть культурных учреждений (театры, кино, клубы, дома социалистической культуры и т. д.) для обслуживания детей в точно установленные дни и часы. (4)

Позднее  вышло обращение Наркомпроса, ЦК ВЛКСМ, ВЦСПС и Союзкино к культурно просветительским организациям, а так же театрам, кино, клубам и домам культуры со следующим:
Празднование десятилетие пионерской организации должно мобилизовать внимание и силы государственных и общественных организаций к тому, чтобы «максимально расширить все формы и средства культурно-массовой работы среди пионеров и всех детей, борясь за правильную организацию их отдыха и досуга», чтобы использовать все виды искусства в целях воспитания детей как активных всесторонне развитых строителей социализма.

В осуществление Постановления ЦК ВКП(б) от 21 апреля с.г. предлагается:

1. Во всех театрах, кино, клубах и домах социалистической культуры организовать 23 мая бесплатные спектакли, киносеансы, концерты для детей со специальной программой, рассчитанной на детей.

2. Всем национальным кинотеатрам и отделениям Союзкино совместно с отделами народного образования подобрать комплект соответствующих фильмов из детского и общего фондов для использования его с 23 мая по 1 июля, обеспечив фильмами кинотеатры, клубы, жакты, дома соц. культуры, предоставив льготный тариф прокату этих фильм.

3. В течение месячника празднования десятилетия пионердвижения, с 23 мая по 1 июля каждому театру, кино, клубу дому социалистической культура организовать не менее десяти мероприятий (постановки, киноутренники, концерты, вечера самодеятельности) для детей по специально подобранной программе, согласованной с отделом народного образования.

Наркомпрос: А. Бубнов
Секретарь ЦК ВЛКСМ: С. Салтанов
ВЦСПС: В. Черный
Союзкино: Ю. Лисс (5)

После выхода обращения Наркомпроса, ЦК ВЛКСМ, ВЦСПС и Союзкино  в Вятке был собран штаб по подготовке к проведению праздника. Многие организации за отведенное время не были готовы предоставить план работы по проведению месячника 10-летия пионерии.

Лучше всех был подготовлен ГорОНО.  На этом собрании директор вятского УЗП (управления зрелищных предприятий) выступил с предложением организовать в Вятке ТЮЗ. Открытие было запланировано на 31 мая. Предполагалось показать в течение месячника 3 спектакля с общим количеством 18 представлений.

Был составлен подробный план проведения мероприятий на каждый день месячника. Открытие ТЮЗа в этом списке запланировали на последний день мая.

23 мая. В школах  проводятся   утренники и групповые  конференции   по проработке решения ЦК  ВКП(б)   о пионерской организации, с 9 до 12 часов. Митинги на предприятиях по цехам с 2 до 4 часов, с участием школьников. Демонстрация рабочих и школьников и митинг на площади Большевиков. Начало митинга в 5 часов.
Торжественное заседание в бывшем летнем кинотеатре сада «Аполло», после чего —   массовое гулянье трех  большевистских поколений с 7 часов вечера.

24 мая. С 10 часов утра катанье на автомобилях детей младшего возраста. В 11 часов утра  массовое гулянье партийно-комсомольского и пионерского актива и просвещенцев на пароходе, катере, моторных лодках и лодках профсоюзов, до 3 часов дня. Днем с 3 часов в зале горсовета для школьников 2-й ступени два сеанса — «Музыка - детям», с 4 и с 6 часов силами музыкальной     школы. В 3 часа дня детский утренник в летнем театре   «Аполло».
Во всех рабочих клубах проводятся массовые вечера трех поколений. …

30  мая. Городская военная игра пионеров, совместно с комсомолом, с 10 часов утра.
Открытие летнего детского стадиона и начало городского пионерского розыгрыша по физкультуре.
31 мая. Открытие театра юного зрителя в помещении бывшего кинотеатра в саду «Аполло». Закрытый просмотр. Начало в 6 час вечера. (6)

В  июне театр юного зрителя был включен в состав Вятского УЗП наряду с театром «Аполло» и театром в саду им. М. Горького, 17 июля состоялось  его открытие, была показана комедия Фонвизина «Недоросль» в постановке главного режиссера вятского драмтеатра К.Ф. Степанова-Колосова.  Эту дату можно считать днем появления вятского ТЮЗа.

реклама-Открытие-ТЮЗа-17-июля 1
Рекламное объявление из газеты "Кировская правда" 17 июля 1932 г

Летний театр "Аполло" (бывший кинотеатр)
17 и 18 июля открытие театра юного зрителя (ТЮЗ) Комедия Фонвизина "Недоросль".
Постановка гравного режиссер  К.Ф. Степанов-Колосова.
Художник - З.А. Симоян.

Универсальная программка Вятского УЗП. Оперу могли показывать на сцене театра "Аполло" а затем на сцене театра им. М. Горького.

программка-Тюз1932--июня
Программа. Вятское управление зрелищными предприятиями. Театры "Аполло", имени М. Горького и ТЮЗ. Летний сезон 1932. "Севильский цирюльник", опера в 3-х действиях, музыка Россини.Постановка главного режиссера - К.Ф. Степанова-Колосова. Дирижер - М.Б. Говоров. Оформление художника - З.А. Симоян. Хормейстер - В. Покровский. - Вятка, 1932 г.
"Российский национальный музей музыки" г. Москва

Театры-Вятки-1932-г
Фрагмент программки летнего сезона Вятского УЗП 1932 года. Из собрания "Российского национального музея музыки" г. Москва
 

В 1934 году в Вятке пионерская работа проходила довольно оживленно.
Открытие ТЮЗа было запланировано 30 мая на большом детском празднике, посвященном окончанию учебного года и начала школьных каникул.  Мероприятия проводились на двух площадках, стадионе «Динамо» и пионерском саду. Вход для детей был свободный.

В бывшем саду «Аполло» получившим  новое название - Пионерский, с 11 часов утра, проводились  мероприятия для самых маленьких детей и октябрят. Насыщенная программа предлагала показ кинофильмов, выступления артистов на эстраде, аттракционы, игры, физкультурные танцы.  С половины второго школьники младшего возраста и старшеклассники смотрели кинофильм. С 5 часов вечера состоялся торжественный митинг посвященные открытию Пионерского сада, после митинга был запланирован просмотр  спектакля силами артистов ТЮЗа. По окончанию спектакля, на всех площадках сада игры, танцы, пуск воздушных шаров и фейерверков.
К огорчению ребят, посмотреть новый спектакль  не удалось. Администрация пионерского сада не сумела подготовить задание театра к открытию.  Премьеру перенесли на 3 июня,  об этом сообщил заведующий пионерским садом тов.  Перегудов в небольшой заметке под заголовком

«СЕГОДНЯ ОТКРЫВАЕТСЯ ТЮЗ»   

«Сегодня в пионерском саду открывается театр юного зрителя. Становится детский спектакль «Не все коту масленица» пьеса Островского.
Театр юного зрителя должен обеспечить летом художественное обслуживание вятской детворы. В плане работы клуба на июнь постановки: «Путь далекий», «Женитьба» - Гоголя, «Проделки Скопэна» [так в тексте А.К.] - Мольера.
Пока не обеспечена финансовая сторона. На работу ТЮЗа требуется 10 тыс. рублей, их должны изыскать районные организации и общественность»
.(7)

Но и 3 июня открыть театр не получилось, вследствие того, что комсомольская организация Вятки запланировала на этот день крупное мероприятие в помещении театра, премьеру перенесли еще раз, на 4 июня в 5 часов вечера. Просмотр состоялся по пригласительным билетам. Перед спектаклем, днем, проходили бесплатные сеансы детского кинофильма «Отчаянный батальон».
Спустя неделю был показан спектакль по пьесе Николая Шестакова «Путь далекий» написанной для школьников младшего возраста.

Впервые «Путь далекий» был показан в конце декабря 1929 года, в постановке Н.Г. Фрида Московским театром юного зрителя (МТЮЗом).  Этот спектакль пользовался неизменным успехом везде, где МТЮЗ его играл. Особенно привлекала зрителей сама форма спектакля, в виде игры. Актеры вели разговоры, обращаясь к зрительному залу. Актерами были не только взрослые артисты, но и сами ребята младшего возраста.

В 1931 году вышла книга Н. Шестакова « Путь далекий» (из репертуара МТЮЗа) с послесловием Сергея Ауслендера, он же являлся и действующим лицом пьесы в качестве ведущего спектакль.

Шестаков Путь далекий 1
Н. Шестаков. "Путь далекий" Игро-спектакль для школьников 1-й ступени Москва ; Ленинград : Огиз - Гос. изд-во худ. лит-ры, 1931г.

 Вятским школьникам такая  подача пьесы очень понравилась, ее продолжили показывать на следующий год.

Спектакль  приняли к постановке большинство детских театров в стране, некоторые ТЮЗы были открыты этой постановкой. В списке городов можно перечислить: Нижний Новгород (1930 г.), Харьков (1930 г.), Армавир (1931 г.), Сталино (1931 г.), Тула (1931 г.), Архангельск (1932 г.), Ленинград (1932 г.), Новочеркасск (1932 г.), Астрахань (1933 г.), Куйбышев (1934 г.), Минск (1934 г.), Новороссийск (1935 г.), Саратов (1935 г.), Воронеж (1935 г.), Сарапул, Городской театр (1936 г.).

Москва,-Московский-театр-юного-зрителя;-Москва,-Первый-государственный-педагогический-театр-1
Ростислав Распопов Эскиз мужского костюма. Капитан. "Путь далекий"
(Постановка 1929 г., постановщик Н.Г. Фрид.). Москва, Московский театр юного зрителя;
Государственный центральный театральный музей имени А.А. Бахрушина

Эскиз-костюма.-Матрос-Путь-далекий(Режиссер-Гуревич-Г..-Художник-Гуменюк-И.).-Харьков,-Театр-юного-зрителя-1
Борис Косарев. Эскиз костюма. "Матрос". "Путь далекий" (Режиссер Г. Гуревич Художник И. Гуменюк). Харьков, Театр юного зрителя 1930 г
Государственный центральный театральный музей имени А.А. Бахрушина

Помимо спектакля «Путь далекий»  вятский ТЮЗ поставил еще одну пьесу Н. Шестакова «Алтайские Робинзоны».  В основе этой пьесы лежит хороший, здоровый авантюризм, тот, который толкает молодежь к новым открытиям и исследованиям.  Авантюризм индивидуальный, авантюризм постаревшего Робинзона Круза заменен коллективным авантюризмом группы ребят. Прежний стимул – личное обогащение, заменен стимулом общественным, стремлением открыть природные богатства.

В газете «Вятская правда» под рубрикой «Вятский день» выходили краткие сообщения о жизни города, в том числе и анонсы о событиях в пионерском саду. Вот, например, мероприятия 13 -15 июня.

«В пионерском саду»

13 июня.
С 1 часу и 3 часов военные занятия.
В детском кинотеатре кино «Будьте такими» с 1 часу для младшего возраста, с 5 часов для старших ребят.

14 июня.
С 1 часу и 3 часов военные занятия.
С 12 часов экскурсия в ботанический сад.
С 5 часов вечера спектакль «Путь далекий» для любого возраста.

15 июня
Выход клуба пионеров на комбинат «Искож» с постановкой для детей спектакля «Путь далекий»
В саду работают кружки: физкультурный (ближайшие занятия 13 и 14 июня с 12 до 3 часов дня)
 струнный оркестр (собирается 13 июня в 10 часов утра), кружок друзей книги (собирается 16 июня с 12 часов дня), фото (собирается ежедневно с 11 часов утра), драматический (14 июня с 2 часов дня),  ИЗО кружок и добровольная детская пожарная дружина. Запись в кружки продолжается.
Библиотека читальня в саду работает ежедневно с 12 часов до 6 часов вечера.(8)

В июле редактор стенной газеты пионерского сада «За здоровый отдых» пионерка Витуся Раппопорт писала:

«30 мая этого года для вятских пионеров был радостный день – открылся пионерский сад. С первых же дней сад наполнился ребятами – каждый день в саду бывает от тысячи до пяти тысяч человек. В саду организованно для пионеров и школьников  9 кружков: физкультурный (125 человек) драматический (20 человек), фото (10 человек), ИЗО (6 человек) струнный оркестр (40 человек), военный (70 человек) друг книги (12 человек), духовой оркестр (18 человек). Только у военного кружка нет сейчас руководителя – не дает горсовет  Осоавиахим.
В саду почти  каждый день бывают киносеансы, сейчас часто показывают постановки ТЮЗа, который организован из артистов гортеатра. В саду работает библиотека, имеет 500 подписчиков…(9)

Начиная с декабря 1934 года, жизнь Вятки кардинально меняется, город получает новое название – Киров, из окружного центра Горьковского края, становится центром обширного Кировского края.  Многие городские организации Кирова будут преобразованы в краевые.

10 января 1935 года выходит приказ по Кировскому отделу народного образования № 33  в котором в целях улучшения воспитательной  работы в школе и укрепления сознательной дисциплины учащихся было указано:

1. Организовать к 1 марта 1935 года, Краевой дом художественного воспитания, Театр юного зрителя и Детскую экскурсионную станцию.

2. Органам народного образования при составлении смет на 1935 год включить отпуск средств  для внешкольной работы с детьми, в том числе и на ТЮЗ.(10)

В докладной записке заведующего театральным сектором Кировского краевого отдела народного образования И.А. Палепа от января 1935 г. значится организация Кировского ТЮЗа за счет  кадров Ленинградского ТЮЗа. Палепа был назначен по совместительству, директором Кировского ТЮЗа. (11)

В связи с вновь образовавшимся Кировским краем, появились вакансии руководителей новых организаций. На должность директора Кировского краевого драматического театра был приглашен опытный администратор, Николай Васильевич Сулоев, занимавший пост заместителя директора Горьковского драматического театра с 1928 года. Для него приезд в Киров, станет лишь этапом в карьерном росте. Через короткий промежуток времени он уедет обратно в Горький, с очередным повышением.  С 1936 по 1957 год будет возглавлять Горьковский театр оперы и балета им. А. С. Пушкина.

Нижний-Новгород-директор-Сулоев-1
Николай Васильевич Сулоев (Из собрания Государственного центрального театрального музея имени А.А. Бахрушина)

23 мая 1935 года через газету «Кировская правда»  Николай Васильевич поделиться планами о предстоящей театральной работе, особо отмечая при этом прошлогодний успех спектакля «Путь далекий».

«В Кирове будет создан театр юного зрителя. Нынешним летом краевой драматический театр положит начало организации ТЮЗа. Театр создает из своих и специально приглашенных актеров труппу, которая летом поставит в пионерском саду ряд детских спектаклей. К зиме ТЮЗ оформиться, как самостоятельный театр.
Намечены к постановке пьесы: «Дружина» - Бруштейна, «Адвокат Патлен» - народная комедия 14-го века и, наконец, «Путь далекий» Шестакова, пьеса, имевшая у юных зрителей исключительный успех».(12)

Адвокат Патлен пройдохи 1934 г Ауслендер
Пройдохи. Адвокат Патлен. Народная комедия XIV века в трех действиях. Текст переработал С. Ауслендер. Режиссерский комментарий Н. Фрид М.: ОГИЗ ГИХЛ 1934 г.

По завершению зимнего сезона 1934-1935 труппа краевого драмтеатра была разделена на две части, первая часть отправилась  в поездку по районам края, вторая осталась в городе для работы ТЮЗа в пионерском саду.  С 20 мая по 21 июня первый состав побывал в Глазове, Зуевке, Балезине и Слободском. Показано было 27 спектаклей, обслужено 13500 зрителей. Помимо основной работы, были даны бесплатные  шефские представления, 6 спектаклей и 13 концертов, показано 2 детских бесплатных спектакля и 19 спектаклей для школ.

В сентябре из состава драматического театра была выделена группа артистов, во главе с режиссером-постановщиком Н.М. Соболевым, для открытия зимнего сезона ТЮЗа, а Кирпромстрою поручено произвести ремонт здания пионерского клуба.
Был составлен репертуарный план, труппа приступила к репетиции первого спектакля из списка по пьесе К. Недосекина «Мастер Рёкле».  Планировалось давать до 15 спектаклей ежемесячно.
Помимо пьесы Недосекина в плане работ значились: «Лекарь поневоле» и «Скупой» по Мольеру, «Изобретатели» А.М. Бонди, «Свои люди сочтемся» Островского, «Том Соер» по Марку Твену, «Оливер Твист» по Диккенсу и др. (13)

Но уже 16 октября через «Кировскую правду» главный режиссер объяснял причину задержки открытия в заметке

«Почему дети остались без спектаклей».

«Кировский краевой драматический театр в плане своей работы учел запросы не только взрослых зрителей, но и детей-школьников…
Выделенная из состава краевого театра группа актеров уже заканчивает работу над пьесой «Мастер Реклэ». Тема пьесы – одна из увлекательных сказок рассказанная К. Марксом своей дочери Элеоноре. Продолжается над второй пьесой – классической комедии Мольера «Лекарь поневоле».
В октябре дети должны были увидеть не меньше десяти спектаклей, но план театра сорван … кирпромстроем, безобразно затянувшим ремонт и переоборудование пионерского клуба.  Не раньше 7 ноября обещают сейчас закончить ремонт. Сорван весь месячный план театра».

Режиссер Н. М. Соболев.(14)

Приказом крайоно № 497 от 19 ноября 1935 года были установлены следующие взаимоотношения между театром юного зрителя, кукольным театром и Домом художественного воспитания детей: театр юного зрителя и кукольный театр должны оставаться на финансировании краевого управления театрально-зрелищных предприятий до 1 января 1936 г. при этом оперативно подчиняться директору ДХВД. Директором дома художественного воспитания детей и одновременно директором городского дома пионеров с 15 ноября 1935 г. назначена Н.С. Лисина. (15)

В годовом отчете театра юного зрителя в крайоно за 1935 год указано, что театр в 1935 году работал 8 месяцев, поставил 7 пьес, сыграл 68 спектаклей, обслужив 25 320 зрителей, пользовался клубной площадкой пионерского клуба. Имел 19 платных работников, из них 1 руководитель, 12 артистов, 6 человек технико-сценического персонала. (16)

В 1935 и 1936 годах кировский театр юного зрителя и кировский театр кукол числились на одном балансе в управлении по делам искусств кировского облисполкома, в 1937 году балансы были разделены.

4 мая 1937 года был утвержден устав Кировского театра юного зрителя постановлением президиума облисполкома № 845.  Уставной фонд определен в размере 20 000 рублей (17)

© Андрей Курятков 2021
_______________________________________________________

(1)Театр. Еженедельный журнал зрелищных искусств. драма, музыка, танец, гротеск. 1922, № 5 (стр. 161-162)
(2) «Вятская правда» 8 мая 1923 г.
(3) ЦГАКО, ф. Р-1137, оп.1, д.988, л.120-122
(4) О работе пионерской организации" (К 10 летию пионерорганзации). Постановление ЦК ВКП(б) от 21 апреля 1932 года.  «Директивы и документы по вопросам пионерского движения». М. 1959 г. стр. 54
(5) «Вятская правда» 22 мая 1932 г.
(6) «Вятская правда» 22 мая 1932 г.
(7) «Вятская правда» 3 июня 1934 г.
(8) «Вятская правда» 12 июня 1934 г.
(9) «Вятская правда» 12 июля 1934 г.
(10) ЦГАКО Ф. 2168, оп. 1, д. 328, лл. 17,18
(11) ГАСПИКО, ф.1255, оп.1, д.574, л.23
(12) «Кировская правда» 23 мая 1935 г.
(13) «Кировская правда» 10 сентября 1935 г.
(14) «Кировская правда» 16 октября 1935 г.
(15) ЦГАКО Ф.1864, оп. 2., д. 243, л. 126
(16) ЦГАКО Ф. 2333, оп. 1, д. 57, л. 30.
(17) ЦГАКО Ф. 2169 оп.1, д.41, л. 295

Комментарии

К данному материалу не добавлено ни одного комментария.