Начало прокатной деятельности Госкино СССР в Вятке 1923 г.
г. Вятка кинотеатр «Прогресс» (1911-1955 г.) фото 1920х г. ул. Володарского, 94 (до 1918 г. ул. Никитская).
Зрительный зал кинотеатра был построен по театральному принципу, с партером и амфитеатром, но без лож и балкона. Делился на три ценовых сектора (ряда), нумерации кресел не было.
Как и в театре, чем ближе к сцене (экрану), тем дороже стоил билет, в первом ряду было -70 мест, во втором - 162, в третьем - 144. Касса открывалась за один час до начала сеанса, запускать в зал начинали минут за 10 - 15. Гардероба, или как тогда говорили, вешалки, не было, зрители заходили в верхней одежде, занимая любое свободное место в своем ценовом ряду. Киносеансы сопровождало штатное классическое трио (виолончель, скрипка, фортепиано). При кинотеатре имелся арендуемый буфет и киоск.
Понедельник являлся выходным днем. Это был единый еженедельный выходной для всех работников театра, кино, цирка, эстрады и других зрелищных предприятий, начиная с сентября 1919 года. Никакие спектакли, концерты, репетиции, киносеансы, клубные развлечения, на всей территории РСФСР в этот день не допускались, не исключая лекций и докладов культурно просветительного характера, устраиваемых в театральных помещениях. [1] Но, судя по рекламе 1923 года, показы кино по понедельникам в "Прогрессе" иногда проводили.
После национализации кинематографической промышленности в 1919 году в стране, и передачи ее в ведение Наркомпроса [2], репертуар вятских кинотеатров почти престал обновляться, поступление новых кинолент сократилось.
Зачастую, были слышны жалобы от зрителей, что один и тот же фильм показывали неделями. Афиш как в былые времена не печатали, касса справок о репертуаре не давала. Как только в зале гас свет, и на экране появлялись титры с названием, часть зрителей покидала зал, не желая смотреть старую картину.
Из-за простоя и плохой посещаемости, помещения стали приспосабливаться для других целей, вместо кино, проводили всевозможные собрания, митинги, съезды, устраивали торги и показательные суды. В "Одеоне" разместился красноармейский клуб, а "Колизей" на короткое время стал центральным клубом железнодорожников, в котором ставили самодеятельные пьесы.
г. Вятка. Кинотеатр "Одеон" ул. Энгельса, 38. После 1918 года, красноармейский клуб, затем клуб милиции, с августа 1929 года присвоено имя начальника 1 отделения милиции Н.К. Петухова
При отсутствии должной охраны, "Прогресс" угодил в криминальные сводки. Из его фойе, ночью, было украдено большое стенное трюмо, стоимостью около 300 миллионов, (до реформы 1923 года). Что интересно, одним из громил, оказался надзиратель Вятского исправительного рабочего дома Матвей Марков. При задержании Марков был тяжело ранен выстрелом в бок.
В начале 1920х годов большинство кинотеатров по стране были закрыты. Бездействовали не только кинотеатры, но и почти все прокатные конторы.
На складах фотокиноотдела скопилось много неучтенных кинонегативов и позитивов.
Назрела необходимость инвентаризации и контроля кинохозяйства.
Для этого 27 января 1922 года в Наркомпрос была отправлена следующая директива для фото-кино отдела от управляющего делами СНК Н.П. Горбунова продиктованная В.И. Лениным
«Наркомпрос должен организовать наблюдение за всеми представлениями и систематизировать это дело. Все ленты, которые демонстрируются в РСФСР, должны быть зарегистрированы и занумерованы в Наркомпросе. Для каждой программы кинопредставления должна быть установлена определенная пропорция:
а) увеселительные картины, специально для рекламы и для дохода (конечно, без похабщины и контрреволюции) и
б) под фирмой «из жизни народов всех стран» — картины специально пропагандистского содержания, как-то: колониальная политика Англии в Индии, работа Лиги наций, голодающие Берлина и т. д. и т. д. Нужно показывать не только кино, но и интересные для пропаганды фотографии с соответствующими надписями. Добиться, чтобы кинотеатры, находящиеся в частных руках, давали бы достаточно дохода государству в виде аренды, предоставить право предпринимателям увеличивать число номеров и вводить новые, но с непременной цензурой Наркомпроса и при условии сохранения пропорции между увеселительными картинами и картинами пропагандистского характера под названием «Из жизни народов всех стран», с тем чтобы промышленники были заинтересованы в создании и производстве новых картин. Им должна быть в этих рамках дана широкая инициатива. Картины пропагандистского и воспитательного характера нужно давать на проверку старым марксистам и литераторам, чтобы у нас не повторялись не раз происходившие печальные казусы, когда пропаганда достигает обратных целей. Специально обратить внимание на организацию кинотеатров в деревнях и на Востоке, где они являются новинками и где поэтому наша пропаганда будет особенно успешна».
17 января 1922 г.[3]
На основании этой директивы Наркомпросу предлагалось:
1) «...разработать программу действий и сообщить ее немедленно в Управление делами Совнаркома для доклада Владимиру Ильичу. 2) Через месяц представить в Управление делами Совнаркома доклад о том, что реально сделано во исполнение этой директивы и какие достигнуты результаты. 3) Немедленно сообщить — какие функции после издания последнего постановления СТО о киноделе остались за Наркомпросом и кому принадлежит непосредственное руководство за выполнением этих функций».[4]
С приходом новой экономической политики, ситуация с прокатом стала меняться в лучшую сторону. Постепенно стали открываться давно не действующие кинотеатры и прокатные конторы. Особенно оживилась прокатная деятельность после Генуэзской конференции. В результате ее был заключен Рапалльский договор между РСФСР и Веймарской республикой. Наладились торговые отношения с европейскими государствами. Советская Россия вышла из режима международной дипломатической изоляции.
Такое важное для страны событие агитотдел Вятского Губкома РКП(б) отметил докладом на тему "Внутренне и международное положение Советской Республики и Генуэзская конференция" в кинотеатре "Колизей", который состоялся в воскресенье 14 мая 1922 года. Вход для рабочих, красноармейцев и служащих был бесплатный.[5]
Если в самом начале 1922 года по всей Москве работало считанные единицы кинотеатров, то уже к концу года их число превысило седьмой десяток.
Николай Лебедев, заместитель заведующего подотдела ВФКО, а затем и Госкино, неоднократно поднимавший вопросы касающиеся проблем кино, на страницах газеты "Правда" писал:
«За шесть месяцев агитационной «кинокампании», развернувшейся в прессе, а также в партийных и профессиональных организациях, положение с кино в стране значительно осложнилось.
Число кинотеатров во много раз стихийно возросло. За отсутствием точных статистических данных экономического анализа этого роста произвести нельзя. Но не подлежат сомнению два факта: во-первых, эксплуатация кинотеатров даже в наше далеко не сытое время, даже несмотря на жесточайшее давление наркомфиновского пресса,— дело весьма выгодное. Это явствует хотя бы из того, что за кинотеатральную коммерцию берутся все, кому не лень, и все работают не без прибыли. И, во-вторых, в этой погоне за кинотеатральными барышами частный капитал успешно обгоняет государственный. В Москве, например, из семидесяти - восьмидесяти кинотеатров только пять принадлежат Госкино Наркомпроса, около пятнадцати — другим советским учреждениям, все остальные — частным предпринимателям.
Это обстоятельство, в настоящее время приносящее значительный ущерб нашим финансам, завтра, когда мы начнем борьбу за внедрение своего, советского кинорепертуара, будет играть отрицательную роль и в идейном отношении. Никакого органа, который стоял бы на страже интереса пролетарского государства, ведал бы кинотеатральной сетью, до сих пор нет. Стихия предоставлена самой себе и работает не на нас.
...Перейдем к прокату кинокартин, управляя которым можно не только диктовать свою волю производителю фильмов (владельцу кинофабрики) и потребителю их — кинотеатру, но и извлекать огромные средства на развитие кинопроизводства. В области проката расцвела анархия еще большая и даже более вредная, чем в области театров.
Год назад единственным монопольным прокатчиком в РСФСР был Фотокиноотдел Наркомпроса. А в настоящее время только в одной Москве прокатными операциями занимаются девять легальных предприятий (есть и нелегальные). Из них три государственных, усердно конкурирующих друг с другом (Госпрокат, трест «Кино-Москва» и Сев запкино), и шесть частных, за каждым из коих стоит та или иная иностранная фирма, снабжающая их в кредит своими картинами и ждущая возможности проникновения в Россию.
В Берлине на почве прокатной спекуляции вокруг «русского кинорынка» возникла буквально золотая лихорадка. Картины «с лицензом на Россию»1 рвут друг у друга. Их покупают представители Внешторга, ВФКО, треста «КиноМосква», частных московских и провинциальных прокатных контор, рижские и ревельские дельцы (для «транзита»), дипломаты и сотрудники миссий, летчики «Дерулуфта»2 ... Конкуренция и ажиотаж даже между госорганами превосходят все степени допустимого. Цены на фильмы ежечасно скачут вверх. Советскому рублю роется еще одна яма.
Ясно, что дальше подобного рода анархия в области кинопроката терпима быть не может. И не только по причинам идеологическим, но и по причинам экономическим.
Что касается нашего современного производства фильмов, то не будет большим искажением истины, если сказать, что его нет. А между тем только в создании его и возможен выход из тупика, в который зашли мы в вопросе о борьбе с идеологическим воздействием на массы современного мещанского кинорепертуара.
Вся российская кинематография должна быть разделена на две части: в первую, доходную, войдут коммерческие кинотеатры, современный коммерческий прокат и будущее кинопроизводство частных фирм. Из этой главным образом частновладельческой кинематографии нужно выжимать средства для другой, пролетарской, социалистической кинематографии.
В пролетарскую кинематографию войдут рабочие и красноармейские кинотеатры, прокат приемлемых для нас культурфильмов и новое, советское кинопроизводство, которое поначалу будет, конечно, весьма слабым. Пролетарской кинематографии должны быть предоставлены всяческие льготы, вплоть до полного освобождения от налогов.
Постепенно, с ростом платежеспособности рабочих масс и крестьянства, с накоплением средств, извлекаемых из коммерческой кинематографии, с организацией крепкого ядра новых, преданных революции кинопроизводственников, мы сможем перейти в наступление, дать «последний и решительный бой» «Танцовщицам Бериллам» [так в книге, правильное название фильма «Танцовщица Барберина»; Die Tänzerin Barberina,1920] и утвердить в кино нашу идейную гегемонию!».
"Правда" 14.01 1923 г.
Печатается с сокращением и небольшой стилистической правкой.
1 Лиценз на фильм — оплачиваемое по договоренности юридическое право на размножение и прокат кинокартин в пределах той или иной страны (или группы стран). «Лиценз Россию» — право проката иностранного фильма в границах СССР.
2 «Дерулуфт» (Deruluft) — смешанное германо-советское общество воздушных сообщений.[6]
Для наведения порядка с прокатом и дальнейшего развития советской кинематографии необходимо было реформировать ВФКО.
19 декабря 1922 года Всероссийский фотокиноотдел преобразуется в «Госкино» (Центральное государственное фотокино предприятие).[7]
Одно из подразделений Госкино стало называться Госкинопрокат. В его распоряжение перешла государственная прокатная контора с ее местными отделениями, и монопольное право на прокат всех кинофильмов на территории РСФСР, а после 30 декабря 1922 года и СССР. Приступить к работе прокату сразу не удалось, инструкция по применению постановления Госкино, была утверждена только 17 февраля 1923 года. С этого момента промышленное производство и коммерческая деятельность Госкино стала подчиняться Высшему Совету Народного Хозяйства (ВСНХ).
Председателем правления Госкино был назначен бывший начальник ВФКО Л.А. Либерман, но уже в мае он был снят с должности, новым руководителем стал Э.С.Кадомцев.
Таким логотипом была отмечена вся рекламная продукция Госкино ранее называвшийся ВФКО Наркомпроса.
Госкино располагался по адресу Москва, Малый Гнездиковский пер., 7 . Здесь же находилась первая прокатная контора Госпроката, вторая контора была по адресу: Леонтьевский пер, 24
В феврале Губполитпросфет через газету "Вятская правда", уведомил жителей губернии, что три городских кинотеатра "Колизей", "Прогресс" и "Биоскоп" с конца января приведены в порядок. Закуплена новая мебель, в "Прогрессе" сделана роспись стен в зрительном зале и фойе. В ближайшее время сообщалось, ожидается поступление боевиков.
Пока в городских кинотеатрах шел ремонт, на это время, первым экраном города стал бывший кинотеатр "Одеон", который работал как клуб. Показ начали с 17 января, продолжив 18 и 19. Реклама сообщала: Демонстрируется боевик "Дочь Нана" драма в 5 частях.
Так, под видом боевика, рекламировали старую картину. Бульварную историю молодой девушки, дочери известной кокотки Нана. Фильм был поставлен Торговым домом "Creo" в 1916 году. Режиссер и сценарист Иванов-Грай. Среди актеров, снимался популярный актер и исполнитель песен Александр Вертинский в роли художника Кута, а так же Владимир Кванин, Любовь Ненашева, Владимир Кривцов.
Обновление фильмов предполагалось производить каждые три дня. Такая схема была общепринятой и единой для всей страны. Сеансы начинались в будни с 7 часов вечера, в воскресенье и праздничные дни с 6 часов. Предварительной продажи билетов не было.
За сеанс показывали один полнометражный фильм, состоящий из 5-7 частей, или несколько короткометражных. Каждая часть демонстрировалась 15 минут, при стандартной скорости проекции немого кино 16 кадр/сек. Сколько частей в фильме, всегда писали на афишах и газетной рекламе, отсюда легко можно было посчитать продолжительность сеанса. С приходом звука в кино, скорость проекции увеличится до 24 кадр /сек., а время просмотра одной части сократится до 10 минут.
Кинематограф "Биоскоп" рядом с гортеатром. Угол улиц Коммуны и Карла Маркса. На одном рекламном объявлении в газете, сразу под названием кинотеатра, было добавлено в скобках (Школьный городок). Об этом кинематографе нет ни одного упоминания в советской краеведческой литературе посвященной кино. Современные статьи так же мало добавляют информации. Точный адрес "Биоскопа" удалось найти в "Списках абонентов Вятской Городской телефонной сети" 1923 года, ул. Коммуны, 33, с телефоном под номером 81.[8] Зрительный зал был рассчитан на 400 мест, это было немногим меньше чем в "Прогрессе" или "Колизее".
Школьный городок в этом справочнике располагался по тому же адресу, но с телефоном 1-90.[9] В "Списках абонентов Вятской Городской телефонной сети" 1922 года информация о "Биоскопе" отсутствует, по причине того, что списки были составлены по состоянию на 1 марта 1922 года, когда кинотеатр еще не был открыт, он откроется немного позднее.
Интересно было сравнить два этих справочника. Справочник 1922 года рассчитан на 500 номеров, хотя до революции число абонентов достигало 550.[10] Если открыть первый отдел, где списки абонентов расположены по порядку номеров, можно обнаружить одну особенность, часть номеров не имела информации. Например, под номерами 2, 4, 15, 18, 19, 25, 30... и другими, пустое поле. Кинотеатры "Прогресс" и "Колизей" в этом справочнике значатся под номерами 4 - 70 и 4 - 97.[11] Номер 4-97 использовался "Колизеем" с самого открытия в 1913 году.
В Списках абонентов 1923 года, таких пустых полей стало меньше, но сами списки при этом "похудели" на 100 номеров. Из 500 абонентов осталось 400. Последний номер 400 значится за Почтово-телеграфной конторой.[12] Не понятно, по какой причине уменьшилось число абонентов, но "Вятская правда" периодически оповещала на своих страницах о происходящих изменениях в телефонной сети. Какие-то организации выбывали, другие наоборот, появлялись. Кинотеатрам присвоили новые номера, у "Колизея" появился красивый номер 1-11 , "Прогрессу" достался 1-85, "Биоскопу" 81 [13] В дальнейшем, вплоть до модернизации, связанной с переходом на четырехзначные номера и автоматический стандарт телефонной станции в 1932 году, номера телефонов у "Колизея" и "Прогресса" не менялись.
Национализация телефонных сетей и оборудования проходила одновременно с национализацией кино и фото предприятий.[14] Если кинотеатры, как очаги просвещения, сохранили за собой телефоны, то фотографические заведения остались без связи.
Даже в ателье фотографа с мировым именем Сергея Лобовикова, замолчал телефон. Номер 35, который можно увидеть на части его дореволюционных паспорту, в 1922 году числился за Военно-продовольственным пунктом станции Вятка-I.
9 марта 1920 года, наркомом просвещения А. Луначарским, будет подписано охранное удостоверение, на основании которого фотографическая мастерская со всем оборудованием и материалами, принадлежащая С. Лобовикову реквизиции или конфискации не подлежала.[15] На первое время это была хорошая защита.
Телефон фотографии М. Шиляева 4-32, перейдет к Уездному Отделу Труда. Единственный фотограф, который остался с телефоном был Петр Григорьевич Фалалеев. Но с лета 1917 года, он уже фотографией не занимался, в его доме на Пупыревской площади расположится Вятский городской комитет РСДРП(б), а позднее редакция газеты "Вятская правда". При его помощи и поддержке выходили и распространялись первые номера этой газеты. Фалалееву поручали важные партийные задания. Бессменный депутат Горсовета, работал на многих ответственных постах: руководителем комиссии по национализации частной собственности, уполномоченным по подавлению белогвардейских восстаний, в Испарте. В 1920е был назначен комиссаром городских кинематографов. Возглавлял Добровольное пожарное общество (ДПО).
Касаясь истории "Биоскопа", могу добавить, что впервые киносеансы с таким названием появились в Вятке в начале ХХ века. Это была модель проектора с ручным приводом и электрическим дуговым фонарем, спроектированного в США в 1897 году. Владелец американского "The American Bioscope", господин Кржеминский, в свой третий приезд в Вятку, в 1906 году отличился тем, что наряду с обычными сюжетами, впервые показал горожанам кино для взрослых, "парижского жанра", собрав в городском театре весь вятский бомонд. (Подробнее об этом можно прочитать здесь).
Программа составлялась так, чтобы не было повторов, то, что показывали в одном кинотеатре, в другом уже не повторяли, городская публика имела возможность смотреть новые фильмы почти ежедневно.
С третьей декады февраля все три городских кинематографа, одновременно, приступили к демонстрации фильмов одобренных управлением государственного кинопроката. Но вновь созданная прокатная организация, при отсутствии средств и опыта закупок заграничных фильмов, не смогла обеспечить ими все кинотеатры в стране. Собственного запаса для бесперебойной работы явно не хватало. Нерегулярная отправка картин из Москвы, задержки, приводила к простою кинотеатров, отражаясь на их работе. В первом отчете Вятский Губполитпросфет сообщал:
«За последнее время положение кино крайне неудовлетворительное, т.к. по Колизею на первую половину марта имеется дефицит около 3 т.р. т.к. Колизей почти с 1 марта по сие время не работал за неимением картин, таковые были получены из Москвы через представителей Вятки, высылались крайне неаккуратно. Были сделаны неоднократные запросы о причинах не высылки картин, результата до сих пор нет, а потому Колизей стоит…».
Кинотеатр " Колизей" ул. Дрылевского , 49. фото 1920х
Закупаемые зарубежные фильмы предстояло перевести на русский язык, добавить пояснительный текст и посредством монтажа придать им соответствующую идеологическую окраску. Заведующей студии Госкино, и редактором надписей готовившихся к выпуску фильмов, была назначена Эсфирь Шуб. К монтажу иногда привлекали начинающих режиссеров, чьи имена, потом войдут в историю советской кинематографии С. Васильев и Г. Васильев, С. Эйзенштейн, Г. Александров. Братья Васильевы в 1925 году займут место Э. Шуб после ухода ее в организацию "Кино-Москва". Но в основном, за монтажными столами работали специалисты с очень низкой квалификацией.
Порой вмешательство было таким, что полностью меняло авторский замысел.
Например, немецкий фильм "Доктор Мабузе" (иногда писали "Доктор Мабузо") монена экраны в августе 1924 года под названием "Позолоченная гниль", в редакции молодого, еще театрального режиссера Сергея Эйзенштейна и Эсфирь Шуб. Оригинальную версию, состоящую из 22 частей, в результате перемонтажа сократили до 6, из 17 000 метров пленки осталось 1 600.
С 15 августа 1924 года этот фильм начал демонстрироваться на экранах Москвы.
«Переделывать его нам пришлось несколько раз. Вместо многосерийного он стал двухсерийным, а потом мы довели его до метража обычной программы. Нам пришлось заново к перемонтажу придумать и сценарный план и текст надписей. Исчезло даже название "Доктор Мабузо". Фильм был назван "Позолоченная гниль". Фильм предваряла длинная надпись. Кстати, это считалось обязательным и необходимым почти во всех перемонтированных фильмах. Я привожу ее целиком, потому что она дает представление о том, в каком направлении шла работа
Вот эта надпись: "Международная бойня привела империалистическую Германию к разделу и капиталистическому краху. И в то время когда рабочий класс делает невероятные усилия, чтобы поддержать свое существование и дать отпор иностранным и своим хищникам, люди, не участвующие в войне и в ее тяготах, привыкшие во время войны к праздной жизни, к спекуляции и авантюризму, продолжают заниматься этим и после войны, ведя распутный и азартный образ жизни".
Как видите, достаточно примитивно-агитационно и лобово, не говоря уже о том, что эта надпись занимала двадцать четыре метра! Длилась минуту. Это в немом кинематографе!».[16]
Григорий Александров в своей книге "Эпоха и кино" вспоминал, что вместе с С. М. Эйзенштейном тоже принимал участие в монтаже «Доктор Мабузе».
«С марта 1923 года, еще до «Кинодневника», мы с Сергеем Михайловичем погружаемся в фильмотеку Госкино, где с энтузиазмом занимаемся монтажными экспериментами...
Нам был выдан для переработки фильм Фрица Ланга «Доктор Мабузе». В нем снимался знаменитый артист Клай Рогге и было порядочно напущено мистического тумана. Мы ограничились тем, что как следует «почистили» картину. Путем перестановки некоторых эпизодов и введения дополнительных надписей нам удалось в этом фильме выявить его социальное значение».[17]
С конца 1922 года в городе и губернии был введен новый налог с публичных зрелищ и увеселений. Налог взимался с платных входных билетов и являлся дополнением (в определенном процентном отношении) к основной цене входных билетов и для кинематографа составлял 25% от стоимости.[18]
Еще один местный налог осуществлялся с плакатов, афиш и световых реклам. Расчет производили исходя из площади рекламы за каждый квадратный вершок, и тиража. С 1 января 1923 года размер по этому налогу был увеличен в два раза. [19]
Кроме налогов, усилился цензурный надзор. Весной, в апреле вышла Инструкция Вятского Гублита о порядке по осуществлению контроля за репертуаром.
Вот несколько пунктов из Инструкции:
1. Ни одно произведение не может быть допущено к публичному исполнению или демонстрированию без разрешения Губернского Комитета по контролю за репертуаром при Гублите или соответствующих местных органов.
2. Лица и учреждения, желающие получить указанное разрешение, представляют в органы контроля: а) для произведений музыкальных, драматических и эстрадных – текст в четырех экземплярах, ноты – в двух экземплярах;
б) для произведений кинематографических, а также для диапозитивов – четыре экземпляра заполненных по установленной форме заявлений с приложением четырех экземпляров текстов надписей и краткого содержания картины;
10. Все существующие зрелищные предприятия, как постоянного, так и временного характера должны зарегистрироваться в губернском Комитете по контролю за репертуаром или его местных органах не позднее 25 июля сего года.
13. Для обеспечения возможности осуществления контроля над исполнением произведений все зрелищные предприятия отводят по одному постоянному месту не далее четвертого ряда, для органов Гублита и отдела политического контроля ГПУ, предоставляя при этом бесплатную вешалку и программы.
15. Публичное исполнение и демонстрирование произведений без надлежащего разрешения, как равно и допущение исполнения и демонстрирования таковых в помещении, находящемся в ведении администрации зрелищ, карается по ст. 224 Уголовного Кодекса Р.С.Ф.С.Р.
Заведующий Гублит Баскова
Инспектор зрелищ Четвериков
Уполномоченный политконтроля ГПУ Фишер [20]
Еще один новый контролирующий орган, созданный в феврале 1923 года Главрепертком, инструктировал Гублиы:
«1. Нужно иметь в виду, что производство кинокартин в Советской России только еще налаживается, что больше всего прокатываются сейчас картины или старые, или полученные из-за границы, содержание которых переполнено обывательщиной и мещанским духом.
2. Главная задача Репертуарного Комитета состоит в том, чтобы из этих картин выбросить наиболее вредные места, а остальному, путем изменения надписей и т.д., придать, по возможности, критическое освещение.
3. Исходя из этого, даже разрешенные к демонстрированию кинокартины не следует считать рекомендуемыми, а лишь допустимыми, и самим контрольным органам следует сообразовываться с аудиторией, среди которой данная лента будет демонстрироваться».[21]
В августе была введена оплата гербовым сбором письменных обращений и удостоверений при которых предоставляются произведения для просмотра на право их постановки или демонстрирования.[22]
Введение государственной монополии, при отсутствии конкуренции, привело к дороговизне проката, кроме того, появление новых налогов 1923 года, повлияло на повышение цены на входной билет. А безработица, затронувшая большие слои населения, отразилась на снижении посещаемости. В результате этого, небольшие кинотеатры повсеместно стали закрываться.
По состоянию на 31 июля на Вятской бирже труда состояло 2212 человек мужчин и 1953 женщины. Наибольшее число безработных было среди чернорабочих, совслужащих, кожевников и металлистов. [23]
В начале года Губоно рассматривал вопрос об организации общегородского детского театра. Необходимо было найти ассигнования и помещение. Когда в марте Губоно получил одобрение, были выделены деньги на оборудование театра в размере 10 000 рублей денежными знаками образца 1923 года. В качестве зрительного зала намечено было использовать кинозал Биоскопа. По существующему в то время постановлению Главполтпросфета о режиме работы кинотеатров, категорически запрещено было занимать помещения кинотеатров любым организациям, хотя бы и театрального характера. Но "Биоскоп" фактически находился на территории школы, арендуя одно из помещений её. Все эти причины повлияли на закрытие кинотеатра. Проработав около года, страничка с историей этого небольшого кинематографа города закрылась навсегда. Детский Революционный Театр открылся в начале мая 1923 года. Была поставлена пьеса-сказка "Дивный город", автором которой был художественный руководитель театра В.М. Гурский. Пьеса доступными для детского восприятия средствами раскрывала революционную борьбу рабочего класса за свое освобождение. [24]
Документальных сведений о местоположении аудитории кинозала найти не удалось, но как мне представляется, наиболее подходящее место, это бывшая Екатерининская домовая церковь при Мариинской женской гимназии, к тому времени уже давно закрытая. А женская гимназия была преобразована в Школьный городок. Церковь была спроектирована губернским архитектором Иваном Аполлоновичем Чарушиным и построена в 1899 году. Рядом с церковью находился большой актовый зал, его тоже могли использовать для кино и спектаклей, но только временно. Школьные линейки и мероприятия тоже нуждались в большом помещении. В телефонном справочнике 1913 года указан домашний телефон Чарушина - 70, а так же телефон его брата 2-81 , редактора газеты "Вятская Речь" Николая Аполлоновича Чарушина. [25] В 1922 году номер 70 уже принадлежал другому абоненту, Вожегову, проживавшему на Семеновской улице в доме № 15. [26]. Бывшему редактору прогрессивной вятской газеты новая власть телефон не сохранила.
г. Вятка. Школьный городок им III интернационала. Фото 1920е. Здесь с 1922 по 1923 год располагался кинотеатр "Биоскоп", затем Детский театр. Фото отсюда
Слева на фасаде здания видны наклеенные на стену афиши. На одной из афиш можно разобрать название оперы "Аида". Оперные гастроли были редкостью для Вятки. В июне 1924 года, заведующий гортеатром В.М. Гурский, специально посетил Ленинградский Государственный Академический театр оперы и балета (бывший Мариинский) для приглашения труппы, хора и оркестра театра в Вятку на гастроли. В состав труппы вошли примадонна Ада Кобзарева, Николай Большаков, премьеры В.П. Грохольский и Н.П. Молчанов. На сцене театра в саду "Аполло" кроме "Аиды" были показаны "Царская невеста", "Пиковая дама", "Евгений Онегин", "Дубровский", "Фауст" и другие оперы. Можно предположить, что фото сделано в июне 1924 года.
У самого края с правой стороны, заметна фигура вятского гражданина в лаптях и онучах, который взобравшись на кучу дорожного мусора, прислонясь спиной к столбу, наблюдает за манипуляциями фотографа.
Фото как бы иллюстрирует фельетон Н. Тэфи
«На каждом углу, у каждых ворот, под каждым фонарём стоит русский свободный гражданин и лузгает семечки».
В своем рекламном девизе 1922 года, дирекция кинотеатра в лице Викулова и Долгушина обещала быть "Всегда впереди всех". Но быть первым оказалось не просто, по иронии, "Биоскоп" оказался первым в числе закрытых кинотеатров города.
В уездных городах дела с прокатом обстояли еще хуже. Не выдержав финансовой кабалы, кинотеатры губернии прекращали работу. Так, летом, закрылся кинотеатр в Яранске. В начале июля, Укоммунотдел, озабоченный поиском нового нанимателя, через газету "Вятская правда" объявил о сдаче в аренду деревянного кинотеатра в центре города на 280 мест. Кинотеатр имел установку для демонстрации системы Гоман. [27]
Гомон (Gaumont) — французская киностудия. Одина из крупнейших поставщиков кинотехники с 1890-х годов.
12 июля в газете "Правда" появилась статья Л. Троцкого "Водка, церковь и кинематограф" где он изложил свои взгляды на кинематограф как средство пропаганды.
«То, что мы до сих пор, т.-е. за эти почти шесть лет, не овладели кинематографом, показывает, до какой степени мы косолапы, некультурны, чтобы не сказать: прямо-таки тупоумны. Это орудие, которое само просится в руки: лучший инструмент пропаганды - технической, культурной, производственной, антиалкогольной, санитарной, политической - какой угодно, пропаганды общедоступной, привлекательной, врезывающейся в память, и - возможная доходная статья.
Привлекая и развлекая, кинематограф уже тем самым конкурирует с пивной и с кабаком. Я не знаю, чего сейчас больше в Париже или Нью-Йорке: пивных или кинематографов? И какие из этих предприятий дают больше дохода? Но ясно, что кинематограф соперничает прежде всего с кабаком в вопросе о том, как и чем заполнить восемь свободных часов.
... Кинематограф соперничает не только с кабаком, но также и с церковью. И это соперничество может стать для церкви роковым, если отделение церкви от социалистического государства мы дополним соединением социалистического государства с кинематографом».[28]
К моменту появления статьи, советский кинематограф уже не мог конкурировать ни с пивными, ни с церковью. Возможно, Троцкий не был знаком со статистикой, или статья была написана раньше, но со второй половины года кинотеатры в стране вновь стали закрываться. Читатели "Кино-газеты" из разных регионов сообщали в письмах, что причина кино кризиса в дороговизне проката и невиданных до сего времени налогах. Провинциалам приходится только удивляться такой налоговой политике в области кино. Например, в Саратове кинотеатров в 1917 году было 16, в 1923 осталось 6.
Рисунок М.Горского "Три конкурента" характеризует реальное положение дел в стране. Великий немой с заколоченной дверью с надписью Налоги и Прокат, а рядом расположилась пивная и церковь.
В 1923 году на территории СССР все еще действовал "сухой закон" ограничивающий продажу крепкого алкоголя. Наивно было полагать, что наличие кинотеатров сможет как то повлиять на снижение употребления пива у населения. Вятские пивные и пивные залы не уступали кинотеатрам. Оформлением их занимались лучшие артели города. Роспись в кафе "Восток" например, по сообщению рекламы, производила артель гражданина Джумухадзе. По вечерам, также как и в кино, играли струнные оркестры, имелась хорошая кухня. Во многих были биллиарды. Пивные склады принимали заявки по телефону с доставкой пива на дом. Количество пивных в Вятке только росло.
В середине лета, дом Сергея Лобовикова оказался между двух "конкурентов". Рядом с его домом открылась новая пивная громким названием "Олимпия".[29] С другой стороны дома, стояла еще действующая Царевская церковь. В следующем, 1924 году, по соседству, на улице Коммуны, 13, открылась большая пивная ЛСПО (Ленинградского Союза потребительских обществ).
Ниже приведу частичные выписки из рекламных объявлений газеты "Вятская правда" 1923 года, в хронологическом порядке, по кинотеатру "Прогресс". Уточнить информацию о киностудии и режиссерах некоторых фильмов не удалось. Затруднения вызваны тем, что оригинальное название фильма и название в советском прокате не всегда совпадало.
Газетный текст рекламных объявлений набран обычным шрифтом, пояснительный курсивом. Если фильм был новый, реклама всегда отмечала это. Основная доля зарубежных фильмов составляла продукцию киностудий США, Германии, Италии.
23-24-25 февраля "Василиса" драма в 4 частях.
Россия, 1916 г. (По одноименному рассказу Гребенщикова. Реж. В. Висковский.)
Анонс "Отверженная"
(нет данных)
28 февраля-1-2 марта "Кровью залитый бриллиант" (нет данных)
4-7 марта "Судьбы жестокий приговор" Драма, 4 части.
(нет данных) Предположительно "Была без радости любовь" (Судьбы ужасным приговором твоя любовь для ней была) Драма 4 ч. Торговый дом "Русь" 1917 г.
"Антигона" Из древнеримской жизни, 1 часть
(нет данных)
11-13-14 марта "Сатана ликующий" Пойдет редкая картина (1 серия)
Участвуют Лисенко и Мозжухин. Драма в 5 частях
Т-во "И. Ермольев" 1917 г. реж. Я. Протазанова.
20-21 марта "Сатана ликующий" 2 серия
Участвуют Лисенко и Мозжухин. Драма в 5 частях
Т-во "И. Ермольев" 1917 г. реж. Я. Протазанова.
Анонс. Скоро пойдут боевики:
"Разбитая скрипка" 1918 г. Акц. о-во "А. Ханжонков"
"Мечта и жизнь", 1917 г. Акц. о-во "А. Ханжонков"
"Дармоедка"1918 г. Т-во "И. Ермольев"
"Пожар большой оперы" (нет данных)
"В стране долларов" (нет данных)
"Охотники за бриллиантами" (нет данных)
"Черная любовь" 1917г. Акц. о-во "А. Ханжонков"
и "Тайны Нью-Йорка" 6 серий. 1915 г. The New Exploits of Elaine США
Особой статьей дохода были боевики, зрители с охотой раскупали билеты, делая аншлаги, хорошо пополняя кассу кинотеатра. Выписывая новые кинофильм в прокатном пункте, нужно было сразу оплатить их аренду. Боевики стоили дороже других жанров, представляя долю риска для предприятия.
Из того же отчета Губполитпросфета узнаем:
«Прошли ряд боевиков, которые значительно подняли дело, некоторые из них дали хороший доход, например, «Сатана ликующий» 2 серии, за которые было заплачено 2600 р., а доход выразился в сумме 8 т.р. Из этого видно, что боевики ставить выгодно, хотя имеется большой риск, а потому необходимо заключить условия на получение боевиков регулярных не смущаясь их высокой ценой…»
6-7 апреля в кинотеатре "Прогресс" Киносеансы по общедоступным ценам от 50 коп. до 1 руб. (Название фильма не указанно, скорее всего, был не новый)
Изредка кинотеатры устраивали показ по пониженным расценкам, были дневные показы по специальной детской программе.
Для сравнения, цена коммерческого билета в кино составляла от 4 до 10 рублей.
Цена общедоступного билета в театр в ноябре 1923 года была от 60 до 375 руб.
А цена одного взрослого билета за переправу на пароме через реку Вятку - 2, 60 руб. Бутылка пива в коммерческом кафе 10-12 руб.
Цены на продукты и товары на вятском рынке в сентябре того же года составляли:
Яйца 1 десяток 25-28 руб., Говядина 25-28 руб. фунт, Сахар 190 руб. фунт, Соль 13 руб. фунт, Махорка (осьмушка) 1/8 фунта 40-50 руб., Спички 50 руб. пачка, Сапоги 1800-2000 руб., Валенки 700-800 руб. [30]
Минимальная месячная заработная плата по сообщению Вятского губернского отдела труда в сентябре по Вятской губернии составляла 490 руб.
9-10-11 апреля "Нищая" (Подайте Христа ради ей) Драма в 4х частях с участием Мозжухина
Товарищество «И. Ермольев» 1916 г реж. Я. Протазанова.
"Колизей" и "Прогресс". 2-4 мая пройдет незабываемая боевая новинка, 1я по своей величине комедия Бомарше, картина в 3х больших частях "Женитьба Фигаро". Картина совершенно новая, экземпляр выпуска 1923 г.»
Редкая художественная постановка. В главной роли Фигаро Ап. Макси. Картина пройдет одновременно в кино «Колизей» и «Прогресс», пойдет строго по сеансам.
(нет данных)
22,23,24 мая лучшая картина фабрики Харитонова "Тобою казненные", сильная драма в 5 ч. В главных ролях Вера Холодная и В. Максимов.
Торговый дом Харитонова 1917 г. реж. В. Максимов. Интимная драма.
Культура просмотра, показа и содержание поступавших кинофильмов оставляли желать лучшего, вызывая справедливую критику. В зрительный зал, публика попроще заходила с наполненными карманами семян подсолнечника. Не обращая внимания на развешенные по стенам таблички с надписями "НЕ КУРИТЬ!", "НЕ СОРИТЬ!", рассаживалась по местам, и дружно начинали грызть семечки, пользуясь темнотой, смахивая шелуху себе и соседям под ноги. Шум, свист, топот ногами, различные выкрики в адрес киномеханика, типа "Сапожник!", "Кино давай!", раздавались, если пленка в проекторе заедала или рвалась. Зал успокаивался только после возобновления показа.
Вот какие впечатления оставил один из вятских зрителей, посмотрев драму "Тобою казненные". Имел ли этот фильм ограничение по возрасту не ясно, но, как видно из текста, подростки на просмотре, присутствовали. Молодежь из числа беспризорников, проникала на просмотры бесплатно. Способов к тому у них было немало. Они же больше всех хулиганили и шумели, мешая остальным смотреть кино.
«Сильная драма в 5 частях. На экране – целый ряд любовных похождений, и ничего больше.
Эта картина, в порядке череды, преподносится губполитпросветом на экране кинотеатра «Прогресс».
Посетители – граждане от 12 лет и старше чувствуют себя на «седьмом небе». Когда же лента начинает обрываться, публика нервничает и волнуется. Кричат и стучат об пол. Лущат семячки.
В стороне возмущается потерей свободного вечера и кого-то клянет сидящий рабочий. И возмущается вполне основательно. Прийти в кино губполтпросвета, заплатить 5-7 рублей, целый час прождать начала сеанса, и затем просидеть 1,5-2 часа по уши утопая в подсолнечной шелухе, глядя на безобразные картины – это интересно, наверное, только для руководителей постановки партии губполитпросвета.
Вовсе не это сейчас нужно рабочему и красноармейцу. Пора бы это понять руководителям кинотеатров и сделать их действительными очагами культуры».
П. Л-й.
Пленка рвалась чаще всего из-за нарушений правил эксплуатации, неаккуратного обращения с ней. Киномеханики халатно относились к своим обязанностям, не соблюдали правил демонстрации, плохо следили за техническим состоянием проекторов. Прокатные конторы отмечали, что такого губительного и варварского отношения к копиям как в последнее время не было никогда.
Луи Деллюк в один из своих приездов в Германию, посещал кинотеатры, сравнивая французское и немецкое кино, результаты появились в его газете "Cinéa", 24 июня 1921 года, их можно сравнить и с отечественными кинотеатрами.
«Большинство немецких фильмов, демонстрирующихся в Германии, истинно немецкие.
Я хотел бы, чтобы о большинстве французских фильмов, идущих во Франции, можно было сказать: какие же они французские!
Имя Лотты Нойман значится в афишах, расклеенных на всех углах. Идет фильм «Бедняжка Теа» («Arme Thea»).
Идет и «Группа белых аистов» («Klapperstorchverband»). Демонстрируются десятки фильмов с Лоттой Нойман в главных ролях. За Рейном она занимает то же положение, что Мэри Пикфорд - по ту сторону Атлантики. Ее обожают.
Думаю, мы бы ее никогда не стали обожать.
Идут очаровательные рекламные фильмы. Они столь же глупы, как и в других странах, но сделаны настолько тщательно, искусно, ловко, что нет никакой возможности их не смотреть.
Это касается и пропагандистских картин. Когда пропагандистские службы рейха начинают какую-то кампанию, они не считают нужным прикалывать этикетку с надписью «Немецкая пропаганда».
Это ясно и так.
В большинстве кинотеатров удобные места стоят одну-две марки, служащие кинотеатров вам не хамят, девушки, провожающие вас на ваши места, ничего не требуют, администратор подходит (с улыбкой на лице) и протягивает вам программу; в зрительном зале чистый воздух, а оркестр не играет неделями одну и ту же мелодию.
Все это пустяки. Но одно поразительно: в Германии кинематографист может попытаться сделать то, что ему хочется. При этом его не отстранят от работы ни банкиры, ни прокатчики, ни цензура, ни его собственные коллеги».[31]
Говоря о семечках, можно заметить, что в тот период их грызли везде, где только можно, на улице, рынке, вокзалах, площадях. В одном из сообщений в "Вятской правде" 1922 года, говорилось, что пол Центрального пролетарско-красноармейского клуба им. Карла Либкнехта (бывшая Крестовская церковь) на спектаклях, бывает сплошь усеян скорлупками семечек и окурками. В зале накурено. И никто на это не обращает внимания. Хотя перед входом в клуб висело объявление "За грызение семячек и бросание скорлупы на пол - штраф 35 руб.", "За курение табаку - штраф 35 руб.".
г.Вятка. Клуб им. Карла Либкнехта (бывшая Крестовская церковь) фото 1920е
Такое положение было по всей стране, не только в Вятке. Это отразилось и в воспоминаниях многих современников. Неистребимое желание жевать во время сеанса пришло одновременно с появлением первых кинотеатров.
Свои детские впечатления сохранил актер Александр Вернер:
«Иллюзион», «Электричка» — так в детстве называли кинематограф. Десятилетним мальчиком я познакомился с поразившим меня представлением «живой фотографии», которую показывали в одесских кинотеатрах.
Это была небольшая, всегда непроветренная комната, тесно заполненная стульями; в глубине стоял какой-то загадочный аппарат, страшно интересовавший нас, мальчишек. Но его свято оберегал таинственный человек, которого мы называли то «техником», то «механиком», он же был антрепренером, хозяином иллюзиона и билетером. Он вертел ручку и он же собирал выручку. На стене висела тряпка подозрительной чистоты, называемая экраном, и она-то привлекала наше главное внимание. Публика, обычно состоящая из детей и молодежи, вела себя непринужденно, грызла семечки и яблоки, бросая шелуху и кожуру на пол, а иногда и друг в друга. Публика часто перебранивалась, громко обсуждая сюжеты картин, дополняя их «живой иллюстрацией», всегда неожиданной и новой.
Вначале картины шли без сопровождения музыки; потом появилась шарманка, а затем пианисты, гармонисты, наконец оркестры... Вспоминаются и более солидные, даже шикарные театры, среди которых «Кино Уточкина» — предел элегантности и роскоши того времени — кинотеатр, названный в честь нашего местного героя спортсмена и авиатора.[32]
После февральской революции Россию захлестнула волна любви к подсолнечнику, как какая ни будь эпидемия, страсть к поеданию, одолела массы народа.
Надежда Тэффи
"Семечки" 1917 г.
"Грызут семечки! Этой тупой и опасной болезнью охвачена вся Россия. Семечки грызут бабы, дети, парни и солдаты, солдаты, солдаты…
Беспристрастные, как их принято называть, историки назовут впоследствии этот период русской революции периодом семеедства.
Психиатры обратят внимание на эту болезнь, изучат ее и отнесут, вероятно, к той же категории нервных заболеваний, к какой относят кусание ногтей, различные тики, непроизвольные гримасы и навязчивые жесты.
С болезнью этой надо бороться и принять меры решительные и безотлагательные.
Россия заплёвана подсолнечной шелухой. Улицы, переулки, вокзалы, сады, трамваи.
На каждом углу, у каждых ворот, под каждым фонарём стоит русский свободный гражданин и лузгает семечки.
Выражение лица у такого гражданина особенное, от других граждан отличное: равнодушное и тупое. Но равнодушие это раздражённое, и тупость свирепая.
Такое выражение бывает у пациентов, ожидающих очереди в приёмной зубного врача. Им больно, им тошно, а ничего не поделаешь.
Семееды скорее мучаются, чем веселятся. Лузгание подсолнухов не развлекает их, а раздражает и мешает.
Обыкновенный уличный гражданин на предложенный ему вопрос или ответит сразу, или спросит:
— Чаво?
Семеед спросит два раза подряд:
— Гым?
И ничего не ответит.
Это «гым» он спрашивает носом. Энергии, потребной для того, чтобы пошевелить языком, у семееда нет. Его вспухший от грязной шелухи язык отяжелел и не ворочается, и не слушается отупелой воли.
Энергии не хватает даже на то, чтобы переплюнуть шелуху через нижнюю губу. И она висит вокруг рта и на подбородке".[33]
В своем раннем фельетоне "Неделя просвещения" 1921 г. М. Булгаков описал посещение театра двумя красноармейцами, конечно, без трех стаканов семечек, не обошлось.
«Заходит к нам в роту вечером наш военком и говорит мне:
- Сидоров!
А я ему:
- Я!
Посмотрел он на меня пронзительно и спрашивает:
- Ты, - говорит, - что?
- Я, - говорю, - ничего...
- Ты, - говорит, - неграмотный?
Я ему, конечно:
- Так точно, товарищ военком, неграмотный.
Тут он на меня посмотрел еще раз и говорит:
- Ну, коли ты неграмотный, так я тебя сегодня вечером отправлю на "Травиату"!
- Помилуйте, - говорю, - за что же? Что я неграмотный - так мы этому не причинны. Не учили нас при старом режиме...
А он отвечает:
- Дурак! Чего испугался? Это тебе не в наказание, а пользы. Там тебя просвещать будут, спектакль посмотришь, вот тебе и удовольствие.
А мы как раз с Пантелеевым из нашей роты нацелились в этот вечер в цирк пойти.
Я и говорю:
- А нельзя ли мне, товарищ военком, в цирк увольниться вместо театра?
А он прищурил глаз и спрашивает:
- В цирк?.. Это зачем же такое?
- Да, - говорю, - уж больно занятно... Ученого слона водить будут, и опять же рыжие, французская борьба.
Помахал он пальцем.
- Я тебе, - говорит, - покажу слона! Несознательный элемент! Рыжие... рыжие! Сам ты рыжая деревенщина! Слоны-то ученые, а вот вы, горе мое, неученые! Какая тебе польза от цирка? А? А в театре тебя просвещать будут... Мило, хорошо... Ну, одним словом, некогда мне с тобой долго разговаривать... Получай билет, и марш!
Делать нечего - взял я билетик. Пантелеев, он тоже неграмотный, получил билет, и отправились мы. Купили три стакана семечек и приходим в "Первый советский театр".
... нас с Пантелеевым пропустили беспрепятственно и прямо провели в партер и посадили во второй ряд.
Сидим.
Представление еще не начиналось, и потому от скуки по стаканчику семечек сжевали. Посидели мы так часика полтора, наконец, стемнело в театре...».[34]
М. Булгаков "Столица в блокноте" гл. IX Золотой век. 1923 г.
«... Для меня означенный рай наступит в то самое мгновение, как в Москве исчезнут семечки. Весьма возможно, что я выродок, не понимающий великого значения этого чисто национального продукта, столь же свойственного нам, как табачная жвачка славным американским героям сногсшибательных фильмов, но весьма возможно, что просто-напросто семечки - мерзость, которая угрожает утопить нас в своей слюнявой шелухе.
Боюсь, что мысль моя покажется дикой и непонятной утонченным европейцам, а то я сказал бы, что с момента изгнания семечек для меня непреложной станет вера в электрификацию поезда (150 километров в час), всеобщую грамотность и проч., что уже, несомненно, означает Рай».[35]
Митрополит Вениамин (Федченков) вспоминал
«...Тогда по всей колоссальной России, во всех станциях и вагонах почему-то щелкали подсолнечные семечки. Тут была какая-то особая психология момента, это никак не случайно. Но я не мог все же понять ее. Хотелось ли народу этим развлечь и отвлечь себя от разных дум? Или он хотел показать теперь свою вольность, что он везде хозяин и на все ему наплевать?! Или нужно было занять себя во время долгих, иногда по дням, ожиданий поездов. Но только действительно заплевали уж станции до невероятной степени! И уж убирать было бесполезно. И откуда брались эти семечки?! Право, съедены были сотни тысяч пудов! Вся Русь щелкала тогда,… Что такое? И когда потом пришли немцы на Украину, они, прежде всего, требовали очищения станций и запрещали семечки. Я записал этот факт не для забавы читателя, а потому, что он как-то был связан тогда с революционной психологией».[36]
7 августа, "1 мая 1923 г. в Москве",
Киностудия «Пролеткино» 1923 г. оператор П. Новицкий (Первые хроникальные съемки студии)
"XII съезд РКП (б)". Проходил в Москве с 17 апреля по 25 апреля 1923 г. Кинохроника.
фрагменты кинохроники можно посмотреть здесь
https://www.net-film.ru/film-58954/
Закрытый показ в "Прогрессе" для членов партии и рабочих.
Во время демонстрации кинохроники, при появлении на экране московских вождей, Троцкого, Зиновьева Бухарина, Радека, аудитория бурно рукоплескала. Аплодисментов удостоились и вятские вожди. В одной группе с Калининым, в кадр попали Марк Миньков и среди выходящих делегатов тов. Агалаков.
В одной из резолюций XII съезда о кино говорилось: «За время новой экономической политики число кино и их пропускная способность возросли в огромной мере. Поскольку кино пользуется или старой русской картиной, или картинами западноевропейского производства, оно фактически превращается в проповедника буржуазного влияния или разложения трудящихся масс. Необходимо развить кинематографическое производство в России как при помощи специальных ассигнований правительства, так и путем привлечения частного (иностранного и русского) капитала, при условии полного обеспечения идейного руководства и контроля со стороны государства и партии». [37]
Спустя месяц после съезда, опираясь на его резолюции, и постановления Х Всероссийского съезда Советов в отношении кино, в "Вятской правде" появилась статья "Внимание кинематографу", в которой автор анализировал работу местных работников кино. Статья была подписана инициалами М.М.
Не трудно догадаться, что за ними скрывался ответственный секретарь Вятского губернского комитета РКП(б) Марк Миньков.
«Кинематограф, на который мы, к сожалению, мало обращаем внимание, это обоюдоострое орудие, могущее сыграть колоссальную роль в области воспитания масс, если оно направлено по коммунистическому руслу и, наоборот, оно может быть использовано во вред массам, к их угнетению, если оно направлено в противо-коммунистическое буржуазное русло. К нашему удовлетворению это орудие находится в наших руках, но мы отдаем ему мало внимания, и оно ускользает от наших рук и нашего влияния и обращается против нас. Оно мещански, обывательски, а иногда и классово развращает массы.
Кинематограф заплывает всякой ерундой, вроде постановки "Прокурора" * с мещанской, обывательской моралью: "не судите, да не судимы будете", а иногда еще и похуже, вещами прямо разлагающими.
К сожалению, партия не отдает должного кинематографу. Во главе киносекции губполитпросфета мы ставим людей, преследующих не классовое просвещение и воспитание, льнущих к сенсационным новинкам, гастролям и др. постановкам, не дающим ничего ни для ума, ни для разумного развлечения, не говоря уж о классовом воспитании.
... Партийные организации должны взять под свое поле зрение кинематографы, а отделы народного образования, губ. и уполитпросфеты за приспособление их к основным задачам, которые поставлены перед ними в области воспитания широких рабоче-крестьянских масс.
Чем скорее, тем лучше. Больше внимания кинематографии, ближе ее к задачам воспитания широких масс в духе коммунистического общества и его морали».
М.М.[38]
* "Прокурор" 1917г. Товарищество И. Ермольева реж. Я. Протазанов. (примечание моё А.К.)
Минькову можно было сколько угодно критиковать руководителей вятского губполитпросфета за безнравственные постановки, но советских художественных фильмов, которые бы соответствовали воспитательным задачам партии, практически не было. Свои обязательства по срокам выпуска новых игровых картин Госкино не выполняло. Первые художественные фильмы производства Госкино — "На крыльях ввысь" Бориса Михина и "Пролеткино" — "Комбриг Иванов" А. Разумного, "Борьба за "Ультиматум" Д. Бассалыго вышли на экраны Москвы только в конце декабря 1923 года.
"Комбриг Иванов" был на один день привезен из Москвы и показан в Вятке впервые в клубе "Дворца труда" 21 января 1924 года. [39] Показ этого фильма на первых экранах города коммерческих кинотеатрах "Колизее" и "Прогрессе" был невозможен из-за противоречий монополии Госкино.
По существующему тогда соглашению студия могла показывать фильмы своего производства только в кинотеатрах ей принадлежащих и в профсоюзных клубах. Но прокат через рабочие клубы не покрывал всех расходов на создание фильма, из-за того, что нельзя было поднимать цену за билет, она как правило, не превывышала 25 копеек.
Пролеткино в этот период всячески старалась обойти эти преграды, чтобы провести прокат по коммерческой линии.
Реклама этого фильма в газете была увеличенного размера, фильм вместо привычных трех дней, демонстрировался только один, но тремя сеансами подряд. Входная плата как сообщалось правлением, была доступна. Возможно, в этот раз как то удалось обойти ценовые ограничения.
Но особенно ярко, на фоне остальных, выглядело рекламное объявление кинотеатра "Прогресс", появившееся в конце августа, которое невозможно было не заметить. Это был фильм известного немецкого режиссера Фридриха Вильгельма Мурнау.
Боевик сезона ДРАКУЛА. Последний выпуск 23 года.
━ Симфония ужаса!. ━ Ставленник смерти !. ━
━ Б И Ч М И Р А, ━
Начало ровно с 7 час. вечера ●● Касса открыта с 6 час. вечера.
ПРАВЛЕНИЕ. [40]
Оригинальная версия фильма Nosferatu – Eine Symphonie des Grauens: 35 мм, 1: 1.33, пять частей, 1967 м (106 минут при
16 кадрах в секунду) Цензура: 16 декабря 1921 г., № B 4960, Jv. запрещено для детей
Киностудия Prana Film, режиссер F. W. Murnau
В таком немного искаженном написании фамилия Брэма Сокера появилась на страницах "Вятской правды". К жанру боевик фильм, конечно же, не относился, но желание правления кинотеатра привлечь внимание и сделать сборы, привело к тому, что фильм изменил жанр.
Со временем этот фильм будет признан критиками и историками шедевром немецкого экспрессионизма, наряду с такими произведениями как "Кабинет доктора Калигари" (1920). Этому фильму посвящены бесчисленные статьи и ссылки на сайтах, он достоин, чтобы остановиться на нем подробнее.
На следующий день, по завершению показа "Симфонии ужаса", вечером, 1 сентября, главную площадь города сотрясали оружейные выстрелы и взрывы, а с наступлением темноты на главной площади и улицах города молодежь Вятки устроила массовое факельное шествие. Но к фильму это конечно отношения не имело.
18-19-20 сентября "Роковая месть"
Только что получена из-за границы ПОСЛЕДНЯЯ НОВИНКА 1923 года
Большая художественная драма в 6 частях с участием ПИННЫ МИНШЕЛЛИ
(Pina Menichelli) Италия
(нет данных)
21-22-23 сентября "Гримасы жизни"
Драма в 5 частях с участием Флоренс Ля Бади (Florence La Badie) США
(нет данных)
24-25-26 сентября "Погибшие миры"
Последняя сенсация Берлина. Грандиозная мировая сенсация, гвоздь сезона - шедевр по роману Г. Зудермана. Все газеты мира поместили рецензии о картине Погибшие миры, картина пользуется колоссальной популярностью.
(нет данных) Германия
2-3-4 октября "Ложа черных масок"
в 6 частях, с участием Лиды Борелли (Lyda Borelli) Италия
(нет данных)
анонс "Преступление Бертона Вудро" 1923 г США
19-20-21 октября "Рудокоп" Социальная драма.
Драма в 6 частях.
(нет данных)
26-27-28 октября "Одноглазый Джим" Из цикла Мексиканских детективов.
Трюковая драма
(нет данных)
30-31-октября 1 ноября "Набег бандита"
Драма в 6 частях. Масса тюрков.
(нет данных)
11-12-13 ноября "Похождения Шерлока Хольмса"
Захватывающий сюжет, драма в 5 частях.
(нет данных)
Судя по тому, что фильм состоял из 5 частей, а в фамилии Хольмс стоял мягкий знак, можно предположить, что это одна из французских постановок 1910х годов. Впервые жители Вятки увидели Шерлока Холмса в популярной пьесе в 4х действиях «Шерлок Хольмс» на сцене театра в ноябре 1906 года.
Оба варианта написания фамилии встречались в литературных публикациях этого периода.
19-20-21 ноября "Истерзанные души" с участием В. Холодной. Драма в 5 частях.
Торговый дом Харитонова 1917 г. реж. В.Касьянов
Кинохроника: "Вятка. Закладка памятника Халтурину" 1923 г.
Впервые эта кинохроника была показана 14 июля на закрытом сеансе для городской партийной организации, в помещении летнего кинотеатра "Прогресс" сада им. Ст. Халтурина.
9 декабря Сегодня последний день "Парижанка ЖУ-ЖУ"
Художественная драма в 6 частях
(нет данных)
20-21 декабря Сегодня последний день. "Всю жизнь под маской" (голос совести)
Драма в 6 частях, участвуют Мозжухин и Орлов
Товарищество И. Ермольева (1915) реж. Я. Протазанов.
Анонс "Власть сумасшедшего" (нет данных)
23-24-25 декабря "В тенетах соблазна"
Американский боевик. Захватывающий сюжет. Драма в 7 частях.
(нет данных) США
Анонс "Ревность" Драма в 5 частях
Акц. о-во "А. Ханжонков" 1914 г. реж. П. Чардынин
В следующем номере реклама появилась с похожим названием фильма, вероятно, была допущена опечатка.
25-26-27 декабря "В сетях соблазна"
Американский боевик. Захватывающий сюжет. Драма в 7 частях. Масса трюков.
(нет данных) США
28-29-30 декабря "Закон человека"
Драма из жизни Калифорнии. В 5 частях.
(нет данных)
В 1923 году "Кино-газета" провела опрос среди читателей на лучший фильм года. Конечно, аудитория небольшой газеты не может сравнится с аудиторией города или страны, но некоторое представление о вкусах зрителей может составить. Вот ее результаты. Курсив мой. В скобках стоит год международной премьеры. Знак вопроса там, где производство картины установить не удалось.
Анкета Кино-Газеты Лучшие фильмы репертуарного показа 1923 года.
1. "Индийская гробница" (1921 г.) Германия. Das indische Grabmal: Die Sendung des Yoghi
2. "Нищая Стамбула" (1923 г.) ?
3. "Человек без имени" ?
4. "Красные дьяволята" (1923 г.) СССР
5. "Найденыш Джуди" (Длинноногий папочка) (1919 г.) Daddy-Long-Legs США
6. "Кабинет доктора Калигари" (1920 г.) Германия. Das Cabinet des Dr. Caligari
7. "Леди Гамильтон" (1921 г.) – Германия. Lady Hamilton
8. "Лукерция Борджия" (1922 г.) Германия. Lucrezia Borgia
9. "Священный бриллиант" (1917 г.) США The Fatal Ring
10. "Дом ненависти" (1918 г.) США The House of Hate
11. "Всадник без головы" (1922 г.) США The Headless Horseman
12. "Презирающий смерть" (1921 г.) США
13. "Доктор Мабузо" (1922 г.) Германия. Dr. Mabuse, King of Crime
14. "Принцесса устриц" (1919 г.) Германия. Die Austernprinzessin
15. "Анна Болейн" Германия. Anna Boleyn
Среди артистов места распределились так:
1. Конрад Вейдт
2. Мери Пикфорд
3. Присцилла Дин
4. Пирль Уайт
5. Гарри Лидтке
6. Эмиль Янингс
7. Гарри Пиль
8. Чарли Чаплин
9. Норма Толмэдж
10. Антонио Морено
11. Макс Линдер
Подводя не утешительные итоги проката 1923 года, оказалось, что в кинематографическом деле разразился регресс. Кризис в кинопроизводстве выразился с одной стороны, чрезмерно высокими государственными и местными налогами, с другой, в неорганизованности самого проката. При большом спросе на новые фильмы, Госкино не в состоянии было его удовлетворить. Новые закупки тормозились бюрократическими препонами, поставленными на основании монополии проката. Само Госкино так и не сумело правильно организовать работу и снабдить рынок через свои конторы. Девяносто процентов фильмов прокатываемых через Госпрокат принадлежали частным лицам.
В конце 1923 года, кинотеатры платили 30 % валового сбора государственного налога и около 25% местного налога. Кроме того, прокатные конторы дающие кинотеатрам фильмы, обкладывались особым налогом с оборота, который входил в плату за прокат картины. Рекламная продукция облагалась большим местным налогом, плата за электричество производилась по повышенному тарифу, носила характер налога.
В то время как во всех отраслях индустрии, даже самых отстающих, обороты и производство достигли 25-35% довоенного периода, число кинотеатров в стране уменьшилось даже по сравнению с 1922 годом. Вятская губерния входила в Екатеринбургский кинематографический район. Кроме нее, в состав входили: Екатеринбургская, Пермская, Вотская, Тюменская, Томская губернии.
По статистике в районе было:
в 1917 году 150 кинотеатров
в 1922 году 42 кинотеатра
в 1923 году 25 кинотеатров
Самарский кинематографический район. (губернии Самарская, Оренбургская, Уфимская и гор. Сызрань)
в 1917 году 49 кинотеатров
в 1922 году 35 кинотеатров
в 1923 году 10 кинотеатров
В городе Орел
в 1922 году 8 кинотеатров
в 1923 году 1 кинотеатр
уездные города Орловской губернии имели по одному кинотеатру, к концу 1923 года закрылись все, за исключением Елецкого уезда.
Но что же подытоживать? спрашивала в новогодней передовице 1924 года та же "Кино-газета" и отвечала:
«Наша кинематографическая арифметика еще не знает, что такое умножение и геометрическая прогрессия. Приходится оперировать с нолями, бесконечно малыми и отрицательными величинами.
0+0=0;
Неразбериха + неразбериха = ?+? …
...так мизерны, так ничтожны все эти цифры по сравнению с тем, что нужно было сделать за год пролетарской революции, и возможно было сделать – что итоговый ноль не будет большим преуменьшением.
Нет настоящего советского производства, нет организованного проката, нет тысяч кинотеатров – городских и передвижных, которые так необходимы Советской России. В новый год советская кинематография вступает почти такой же слабой, как и в уходящий.
Конечно, отчаиваться мы не собираемся. Мы видим за серым кинематографическим сегодня новые горизонты. Уверены, что приблизимся к ним в будущем году. Убеждены, что не только завоюем позиции дореволюционного кино, но создадим кино мировое, интернациональное, пролетарское. Мы хотели бы, чтобы это было скорее, но знаем, что и наступающий год не даст резкого подъема. Хорошо бы, если бы удалось изжить хотя бы один вопрос – организационный и влить в кинематографию молодые революционные силы. Хорошо бы, если бы партия взялась за кино обеими руками».[41]
Рисунок М. Гродского. [42]
Трудный путь советской кинематографии к светлому будущему.
Художник изобразил нищего, в виде советского кино. Который продирается сквозь терни к большому городу. К левой ноге прикована цепь с надписю "Налоги", в правую вцепились кинохалтурщики, дорогу ему преграждает нсорог-бюрократ. Перебегает дорогу частный кинопрокатчик с плакатом "Даю и Беру", предлагает и продает картины по спекулятивным ценам. Идти мешает человек вцепившийся пояс. Это дорогая кино и проекционная техника, запчасти, угольные дуговые лампы. Кто сидит на горбу кинематографии я не знаю. Если кто узнал этого персонажа, напишите.
_____________________________________________
1. Статья № 434. Постановление Народного Комиссариата Труда.
Об еженедельном понедельничном отдыхе и праздничных днях работников зрелищных предприятий. («Изв. ВЦИК» от 3 сентября 1919 г. № 194 )
2. Статья № 433. Декрет Совета Народных Комиссаров. О переходе фотографической и кинематографической торговли и промышленности в ведение Народного Комиссариата Просвещения. («Изв. ВЦИК» от 2 сентября 1919 г. № 193 )
3. В. И. ЛЕНИН т. 44 стр. 360-361
4. В. И. ЛЕНИН т. 44 стр. 579
5. "Вятская правда" 13.05. 1922 г. стр. 4
6. Николай Лебедев. "Внимание: кинематограф"! О кино и киноведении. Статьи, исследования, выступления. М. Искусство 1974г. стр. 44-46
Список шести частных прокатных контор в Москве, о которых упоминает автор в газете:
1. Художественный коллектив "Русь" контора, Леонтьевский, 24 (1920 г.)
2. Киноорганизация "Елин, Задорожный и К0" (1921г.).
3. Кинотоварищество "Факел" (1921 г).
4. Киноконтора "Экран", А.Л. Саввы. Дегтярный пер. 11 (1921г.)
5. Кинолаборатория "Минерва" Н. Л. Миневрин ул. Тверская, 21 кв. 4 (1922г.)
6. Кинотоварищество "Л.О. Дранков и Н.В. Морозов" (1922г.)
7. Декрет СНК РСФСР «О преобразовании ВФКО Наркомпроса в Центральное государственное фотокинопредприятие (Госкино)». 19 декабря 1922 г.
8. "Список абонентов Вятской Городской телефонной сети" на 1 апреля 1923 г., ВЯТКА, 1я типо.-лит. бум.-пол. треста 1923 стр. 9
9. там же стр. 12
10. "Алфавитный Список г.г. абонентов Вятской Городской телефонной сети" Составлен 1 мая 1913 г., ВЯТКА, 1913 г. стр. 5
11. "Список абонентов Вятской Городской телефонной сети" на 1 марта 1922 г., ВЯТКА, 2я Государственная типография 1922 г. стр. 18
12. "Список абонентов Вятской Городской телефонной сети" на 1 апреля 1923 г., ВЯТКА, 1я типо.-лит. бум.-пол. треста 1923 стр. 18
13. там же стр. 57
14. Статья № 344. Декрет Совета Народных Комиссаров. О национализации телефонных сообщений Российской Республики. («Изв. ВЦИК» от 6 июля 1919 г. № 146 )
Статья № 586. Декрет Совета Народных Комиссаров. Об учете телеграфных и телефонных аппаратов. («Изв. ВЦИК» от 23 декабря 1919. № 288 )
15. "Сергей Лобовиков". Русский мастер художественной фотографии. Кировский областной художественный музей им. В.М. и А.М. Васнецовых 1996 г. стр. 44
16. Эсфирь Шуб "Крупным планом" М. Искусство 1959г. стр. 68-69
17. Г.В. Александров "Эпоха и кино". М. Политиздат 1976г.
18. На основании постановления Вятского Губисполкома от 12 октября 1922 года в порядке положения об этом налоге утвержденном постановлением ВЦИК и СНК о введении налога с публичных зрелищ и увеселений от 22 июня. («Изв. ВЦИК» от 25 июня, № 139).
19. Постановление Вятскгого Губисполкома от 12 октября 1922 г. в порядке п. 20 в перечня местных налогов и сборов, утвержденного ВЦИК и Совнаркомом 29 августа 1922 года.
20. Инструкция издана на основании § 5 Декрета СНК РСФСР «О Комитете по контролю за репертуаром (Главреперткоме) от 9 февраля 1923 г и постановления Президиума Вятского Губисполкома от 27.04.23 г.
21. ЦГАЛИ СПб, ф. 317, оп. 3, д. 12, л. 7-8 об.
22. Распоряжение центр налога от 14 мая 1923 г за № 551079 и циркулярного письма № 4 Главного комитета по контролю за репертуаром.
23. "Вятская правда" 10.08. 1923 г. стр. 4
24. "Вятская правда" 08.05. 1923 г. стр. 4
25. "Алфавитный Список г.г. абонентов Вятской Городской телефонной сети" Составлен 1 мая 1913 г., ВЯТКА, 1913 г. стр. 67
26. "Список абонентов Вятской Городской телефонной сети" на 1 марта 1922 г., ВЯТКА, 2я Государственная типография 1922 г. стр. 8
27. "Вятская правда" 01.07. 1923 г. стр. 4
28. "Правда" № 154, 12 июля 1923 г.
29. "Вятская правда" 19.07. 1923 г. стр. 4
30. "Вятская правда" 04.09. 1923 г. стр. 4
31. Ж. Садуль "Всеобщая история кино. Послевоенные годы в странах Европы 1919-1929" т.4 ч.1 стр. 393-394
32. Вернер А.Н. Беглые заметки [Машинопись] // ГЦМК. Ф. 3. Оп. 2. Ед.хр. 30. 8 лл.
33. Тэффи. "В стране воспоминаний". Рассказы и фельетоны. 1917–1919 Киев, LP Media, 2011 г..
34. М. А. Булгаков. Собрание сочинений в 5 томах М. Художественная литература. 1989 г. т. 2 стр. 211,212
35. М. А. Булгаков. Собрание сочинений в 5 томах М. Художественная литература. 1989 г. т. 2 стр. 263
36. Вениамин (Федченков), митрополит. "На рубеже двух эпох". М. Отчий дом. 1994 г
37. "КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК", Ч. I, изд. 7е, М.1954, стр. 741.
38. "Вятская правда" 23.05. 1923 г. стр. 3
39. "Вятская правда" 20.01. 1924 г. стр. 4
40. "Вятская правда" 28.08. 1923 г стр. 4
41. Кино-газета № 1(17) 01.01. 1924 г. "По случаю нового года". Стр. 1
42. Гродский Михаил Александрович, актер. Художник карикатурист. С 1923 года сотрудничал с московскими газетами как художник.
При составлении статьи были использованы материалы с сайтов:
Вятка наследие.
Исторические материалы.
Национальный исследовательский университет. Раннее русское кино. Кинотеатры дореволюционной России.
Статистические данные и репертуар кинофильмов из газеты "Вятская правда" 1923, 1924 г.
К данному материалу не добавлено ни одного комментария.